Шарипов Фаридун Файзуллаевич, Рафиев Сафархон Аюбович педагогические
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК ... науки
УДК 37.08
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК ОПЕРАТИВНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
© 2017
Шарипов Фаридун Файзуллаевич, доктор педагогических наук, заведующий общеуниверситетской кафедрой педагогики Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки 17, e-mail: [email protected]) Рафиев Сафархон Аюбович, заведующий кафедрой компьютерных наук Кулябский государственный университет имени А. Рудаки (735360, Республика Таджикистан, Куляб, ул. С. Сафарова 16, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы информатизации учреждений образования Республики Таджикистан. Особое внимание уделено проблемам модернизации инфраструктуры информатизации образования, в том числе информатизации «рабочего» места субъектов педагогического процесса. Определены основные направления внедрения ИКТ в деятельность образовательных учреждений.
Ключевые слова: педагогический процесс, компьютеризация, информатизация, программное обеспечение, информационно-коммуникационные технологии.
INFORMATIZATION - THE RELIABLE SOURCE OF OPERATIONAL AND OBJECTIVE
EDUCATIONAL INFORMATION
© 2017
Sharipov Faridun Fayzullayevich, doctor of pedagogical sciences, The Head of Pedagogic Chair
Tajik National University (734025, Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17, e-mail: [email protected]) Rafiyev Safarkhon Ayubovich, The Head of Computer Sciences Department Kulob State University of A. Rudaki (735360, Tajikistan, Kulob, S. Safarova St. 16, e-mail: [email protected])
Abstract. In article are considered some problems of informatization of institutions of formation of the Tajikistan. Special attention is paid to problems of infrastructure of informatization's education's modernization, including informatization of the "working" place of subjects of pedagogical process. The main directions of introduction of ICT in activity of educational institutions are defined.
Keywords: pedagogical process, computerization, informatization, software, information and communication technologies.
Информатизация учреждений образования является приоритетной задачей модернизации и реформирования образования, обеспечивающей качественно новый уровень подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности [1]. Об этом же говорил Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «.. .Когда мы говорим о воспитании подрастающего поколения, не следует забывать о том, что они должны обучаться в школах, оснащенных современным оборудованием, в том числе компьютерами» [2].
Под информатизацией образовательных учреждений будем понимать не только применение компьютеров в образовании, но и широкое внедрение современных технических и телекоммуникационных средств обучения, технологий мультимедиа и виртуальную реальность. В условиях дефицита финансирования образования необходимо в первую очередь организовать в образовательных учреждениях компьютерные классы коллективного пользования, укомплектовать их с учетом специфики преподаваемых дисциплин. Кроме того, не менее важным является приобретение периферийного оборудования (принтеры, сканеры, проекторы и т.д.) лицензионного программного обеспечения [3].
В государственной программе на 2016-2020 годы [4] предусмотрена реализация следующих основных направлений компьютеризации учреждений образования Таджикистана:
- разработка и внедрение учебно-методического и научно-методического обеспечения для обучения новым информационно-коммуникационным технологиям;
- разработка, приобретение и внедрение компьютерных программ учебного назначения и эффективных средств компьютерного обучения;
- оценка качества программных продуктов, их сертификация и придание им коммерческих свойств [4].
Информатизация учреждений образования является актуальной проблемой современной системы образования [5; 6], для решения которой необходимо подходить к этому процессу с позиций системного подхода, который позволяет рассматривать любое образовательное учреж-188
дение как сложную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем:
- учебно-воспитательная;
- научно-методическая;
- кадровая;
- управленческая;
- хозяйственная.
Указанные подсистемы образовательного учреждения объединены в единую информационно-образовательную среду (ИОС) с помощью взаимосвязанных информационных потоков, имеющих в условиях информатизации на основе ИКТ целенаправленный характер, что обеспечивает оптимальное функционирование всей системы. При этом информатизация на основе ИКТ обеспечивает эффективное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем образовательного учреждения.
Если в качестве примера рассмотреть информатизацию общеобразовательного учреждения, начиная с создания контрольно-измерительных материалов по классам, темам, предметам, то необходимо помнить, что алгоритм контроля основан на сравнении результата диагностики с заранее запланированными результатами. В данном случае применение компьютеров позволит оптимально и с наименьшими временными затратами реализовать контроль успеваемости, так как именно информатизация на основе ИКТ позволяет собирать, хранить и обрабатывать информацию об успеваемости каждого учащегося за весь период его обучения в образовательном учреждении. При этом широкое распространение получила компьютерная диагностика, которая позволяет создавать контрольно-измерительные материалы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося и отдельных классов.
Компьютерная диагностика позволяет создавать и управлять базой данных образовательных учреждений. Кроме того, разработка и внедрение в деятельность общеобразовательных учреждений программного обеспечения, имеющего в своем составе специализированные программы «ШКОЛА», «КАДРЫ», «ДИРЕКТОР» позволяет оперативно составлять статистическую отчет-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
Шарипов Фаридун Файзуллаевич, Рафиев Сафархон Аюбович ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК ...
ность и вести мониторинг успеваемости учащихся по классам и предметам, получить доступ к информации о каждом учителе, его профессиональном росте и достижениях [7].
Применение компьютера также позволяет облегчить процесс составления расписания уроков. И хотя ни одна программа не может предусмотреть всех нюансов, расписание на 90 % составляется в автоматизированном режиме. Сегодня существует большое количество редакторов расписания, реализованных в виде компьютерных приложений или подпрограмм, являющихся частью программных комплексов. Они позволяют автоматизировать и значительно облегчить процесс составления расписания, одной из самых трудоёмких процедур в деятельности образовательного учреждения. И если традиционное составление расписания занимает 2-3 недели, то применение компьютерных редакторов расписания или программ составления расписания сокращает это время до 3-4 дней. Эти программы автоматизируют процесс составления расписания с учетом аудиторного фонда, обязательных и желательных свободных дней и часов педагогов. Таким образом, редакторы расписания позволяют оптимизировать организационные мероприятия за счет уменьшения количества рутинной работы и использования освободившегося времени в целях анализа педагогического процесса.
Как мы уже отметили, специализированное программное обеспечение («ШКОЛА», «КАДРЫ», «ДИРЕКТОР» и т.д.) позволяет более успешно реализовать и решить большинство функций и задач управления образовательными учреждениями.
С помощью этих программ можно осуществлять оперативный сбор, хранение и обработку информации об учебно-воспитательном процессе. При этом обеспечивается оптимальное управление учреждением образования за счет соблюдения требований полноты, конкретности, достоверности, оперативности и своевременности, предъявляемых к информации, что позволяет «своевременно реагировать как на негативные, так и на позитивные тенденции в развитии образовательного учреждения» [7].
Эти программы позволяют создавать разного рода базы данных (например, по кадрам, по контингенту учащихся и т.д.), что позволяет администрации учреждения образования вести делопроизводство, а также своевременно и оперативно работать с информацией для получения разнообразных выходных документов. При этом современные компьютерные приложения и прикладные программы позволяют значительно снизить затраты времени на создание баз данных посредством организации многопользовательского режима ввода данных и применения распределенного доступа к ним. В перспективе можно дополнять эти программы приложениями и модулями, позволяющими автоматизировать работу педагогов, бухгалтерии, библиотеки и обслуживающего персонала.
Одной из важнейших целей современной системы образования является всестороннее и гармоничное развитие учащихся посредством наиболее полного удовлетворения их учебно-познавательных потребностей. Достижение этой цели требует постоянной диагностики и мониторинга образовательного процесса. И именно информатизация образовательных учреждений на основе внедрения ИКТ является достоверным источником оперативной и объективной образовательной информации, которая позволяет отследить индивидуальные достижения каждого учащегося и получать необходимую управленческую информацию с целью оптимизации педагогического процесса.
Таким образом, информатизация образовательных учреждений посредством внедрения ИКТ в их деятельность позволяет перейти от традиционного управления образованием к управлению педагогическим процессом как процессом развития каждого обучающегося. И в
этом процессе наиболее эффективным средством может стать электронный журнал, позволяющий избежать разрозненности данных о каждом учащемся, оперативно и с высоким уровнем достоверности анализировать уровень успеваемости каждого учащегося, отслеживать его посещаемость, что в совокупности позволяет анализировать изменения качества обучения в образовательном учреждении.
Электронный журнал позволяет вводить текущие и итоговые оценки по каждому обучающемуся и каждому предметам за определенный период, а также сведения о посещаемости и пропусках с указанием причин. Страница электронного журнала аналогична странице бумажного журнала, но при этом она оказывает существенную помощь при анализе информации. Можно провести анализ успеваемости или посещаемости каждого из учащихся или группы в целом, а также работы педагога. Используя компьютерный журнал можно автоматически подсчитывать средний балл по каждому учащемуся и группе по различным контрольным мероприятиям, а также дифференцированно оценивать результаты выполнения заданий, что невозможно сделать в традиционном журнале. Электронный журнал позволяет архивировать оценки за определенные периоды обучения и фиксировать в личных делах обучающихся итоговые оценки. В программе предусмотрена возможность построения различных графиков и диаграмм, наглядно отражающих результаты успеваемости каждого обучающегося и группы, так и всего образовательного учреждения в целом.
Специализированная программа «КАДРЫ» позволяет создать базу данных личных дел педагогов и сотрудников, что позволяет формировать штатное расписание, проводить анализ кадрового состава учреждения образования, что обеспечивает своевременную обработку информации и получение достоверных выходных документов по кадрам. Кадровая база данных позволяет получить информацию о педагогах на основании запросов по следующим критериям:
- анкетные данные;
- образование;
- предметная специализация;
- место жительства;
- прохождение аттестации;
- повышение квалификации и т. д.
Программа «КАДРЫ» автоматизирует работу с кадрами, а именно прием на работу, увольнения, назначения на новые должности и переводы с должности на должность. Она позволяет оптимизировать процесс организации аттестации и переподготовки педагогических кадров образовательного учреждения и проведения тарификации сотрудников.
Большое значение в процессе информатизации образования имеет библиотека, которая должна стать значимой частью информационно-образовательной среды учреждения образования. Специальные программы или модули в составе программных комплексов обеспечивают создание и ведение электронных библиотечных каталогов, определяют уровень обеспечения учебниками образовательного учреждения, позволяют составлять сложные поисковые запросы к электронным библиотекам в сети и вести учет библиотечного фонда. Этими программами могут пользоваться не только библиотекари, но и педагоги и обучающиеся [8, 78].
Не менее важной, органической частью системы управления учреждением образования является бухгалтерия и материальный учет, поэтому большинство программных комплексов содержит специальные модули, позволяющие автоматизировать бухгалтерский учет образовательного учреждения.
Не менее эффективным рычагом управления учреждением образования является Интернет-сайт. Оперативность, информативность, доступность - основные приоритеты этого сайта, на котором всегда «све-
Шарипов Фаридун Файзуллаевич, Рафиев Сафархон Аюбович ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК ...
жая» информация об образовательном учреждении. Интернет-сайт содержит «очень много официальной информации по учебному процессу: расписание, таблицы с анализом успеваемости, итогами аттестации (в сравнении с прошедшими годами), Устав, Положения, программы, расписания экзаменов, новости, объявления и т. д. Каждый из участников образовательного процесса найдет на сайте полезную для себя информацию» [9].
Особо отметим, что применение компьютеров позволяет создать для большинства документов шаблоны, которые позволяют оперативно и качественно обрабатывать различную информацию, имеющую цикличный характер, что в свою очередь позволяет руководству школы своевременно готовить отчеты в вышестоящие инстанции. Кроме того, одновременно с этим информатизация образовательного учреждения позволяет заменить бумажный архив (требует определенных затрат на оформление и занимает много места) электронным, который не требует специального места для хранения, он компактен и удобен для использования в дальнейшей деятельности.
Следовательно, информатизация образовательного учреждения значительно облегчает диагностику и мониторинг педагогического процесса, а применение специализированного программного обеспечения позволяет оперативно получать достоверную информацию о его состоянии, что позволяет глубже проникнуть в сущность и содержание внутришкольного контроля и управления учреждением образования.
Сегодня можно смело констатировать, что с внедрением ИКТ на смену иерархическому контролю приходит внутришкольный контроль важнейшей подсистемой которого является контроль качества педагогического процесса.
Качество педагогического процесса представляет собой сложную категорию, управление которым начинается с педагогических кадров, качество работы которых органически связано с их профессионализмом. По мнению Ю.А. Конаржевского в общеобразовательном учреждении должна быть «культура школы, которая отражает ведущие идеи, преобладающие в коллективе» [10]. Но, на современном этапе необходимо дополнительно ввести в понятие «культура школы» еще и понятие информационной культуры, формирование которой успешно осуществляется в образовательных учреждениях и способствует формированию информационно-образовательной среды, центральным элементом которого является его сайт [8, 72].
Информационно-образовательная среда учреждения образования формируется и развивается в процессе образовательной деятельности, в ходе которой активно применяются ИКТ (компьютерные презентации, модели, графики, мультимедиа и т.д.). Можно констатировать, что «повсеместное применение ИКТ позволяет планировать и проводить нетрадиционные уроки, уйти от ежедневной рутины и вдохнуть в коллектив новую жизнь. Все это говорит о том, что ИКТ это новая технология и образования и управления, которая оказывает позитивное влияние на все стороны жизни образовательного учреждения» [11, 53].
Совершенствование управления современным образовательным учреждением основано на информатизации, а ИКТ неотъемлемая часть современной жизни человека и общества. Следовательно, современное образование должно соответствовать современным требованиям, то есть быть информационным [8, 73].
Хотя приходится констатировать, что в настоящее время большинство учреждений образования Таджикистана оснащено устаревшей компьютерной и телекоммуникационной техникой, а также в них нет выхода в интернет [3]. В некоторых образовательных учреждениях и организациях созданы и успешно действуют локальные информационные системы, не объединенные в единую образовательную сеть. Кроме того,
использование ИКТ и Интернет в общеобразовательных учреждениях пока еще ограничено и очень слабо связано с педагогическим процессом. Эта работа, как правило, организована только на занятиях по информатике [8, 73].
Высокие темпы развития компьютерной техники, разработка значительного количества программ и компьютерных приложений, в том числе образовательных программ, совершенствование технологий телекоммуникации, при одновременном их удешевлении, позволяет повсеместно внедрять и применять ИКТ, как в образовательном процессе, так и в повышении эффективности управления образованием.
Если под управлением образовательным учреждением понимать «целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях повышения его эффективности» [8, с. 73], то в этом случае управление состоит из следующих последовательных и взаимосвязанных этапов:
1) сбор информации;
2) анализ информации;
3) принятие управленческого решения.
При этом основной современного управления является информационно-аналитическая деятельность, следовательно, в целях оптимизации управления образовательным учреждением «информация должна отвечать следующим критериям отбора:
- полнота;
- конкретность;
- достоверность;
- оперативность;
- своевременность» [8, 73-74].
Таким образом, в первую очередь необходимо большую часть информации, касающейся образовательного учреждения, перенести на электронные носители, то есть создать компьютерную базу данных образовательного учреждения, в состав которой включены данные о контингенте (педагогические кадры, учащиеся, обслуживающий персонал), о финансово-хозяйственной деятельности и т.п.
Руководство образовательных учреждений должно иметь в своем распоряжении хотя бы минимально допустимый объем информации об управляемом объекте, за который они отвечают и которым должны управлять. Это предполагает организацию административной деятельности с привлечением средств ИКТ, то есть переход на безбумажную технологию управления [12]. При этом переход на безбумажную технологию избавит администрацию от рутинного и малоэффективного труда в делопроизводстве и управлении образовательным учреждением (организация и планирование педагогического процесса, составление расписания, отчетов и т.п.), что освободит время и позволит ей сосредоточиться на перспективном планировании деятельности образовательного учреждения и его развитии.
Оптимизация управления современным образовательным учреждением требует создания в нем единой информационно-образовательной среды, отвечающей следующим критериям:
- «база данных образовательного учреждения должна содержать как можно больше информации обо всех подсистемах образовательного процесса;
- должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями и информацией между всеми субъектами педагогического процесса;
- должна быть предусмотрена возможность межсетевого взаимного обмена информацией с органами управления образованием;
- информационно-образовательная среда должна предусматривать возможность интегрирования электронных ресурсов учебного назначения» [8, 74].
Но на современном этапе информатизации образования с сожалением приходится констатировать, что «уровень использования ИКТ в управлении образователь-
Шарипов Фаридун Файзуллаевич, Рафиев Сафархон Аюбович ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК ...
ными учреждениями отстает от общих темпов процесса информатизации образования» [3]. Следовательно, проблемы модернизации, совершенствования и развития автоматизации и информатизации системы управления учреждением образования на основе внедрения ИКТ должны стать предметом отдельных научно-практических исследований, а их результаты целесообразно внедрять в деятельность учреждений образования, так как они имеют большое значение для обеспечения успешного функционирования системы образования. При этом, на наш взгляд, в первую очередь необходимо исследовать и экспериментально апробировать различные варианты внедрения и применения ИКТ в управлении образованием на всех его ступенях, и в первую очередь в вузами и общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, можно констатировать, что внедрение ИКТ в процесс управление образовательным учреждением в значительной степени гарантирует повышение качества и эффективности управления посредством «автоматизации сбора, хранения, передачи и обработки информации о педагогическом процессе» [8, 78]. При этом мы выделяем два основных направления внедрения ИКТ, к которым относятся:
1) образовательная деятельность;
2) управленческая деятельность.
Кроме того, одним из наиболее перспективных направлений развития учреждений образования, связанных с информатизацией системы управления является «создание локальной сети образовательного учреждения с использованием современных интернет-технологий, что позволит реализовать:
- комплексную информатизацию процесса управления;
- хранить информацию образовательного учреждения централизовано в единой базе данных;
- посредством обеспечение доступа через Интернет родителей и общественности к информационно-образовательной среде учреждения образования «подключить» их к учебно-воспитательному процессу» [13].
Это способствует созданию в образовательном учреждении единой, открытой и доступной для всех субъектов педагогического процесса информационно-образовательной среды, которая в полном объеме отражает жизнедеятельность образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М: ИИО РАО, 2007. 234 с.
2. Эмомали Рахмон. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23.01.2015 г. http://presi-dent.tj/m/mde/8137 (25.05.2015).
3. Ибодова П., Косимов Р., Рустамов С., Таджидиннов Д. Исследование по состоянию внедрения ИКТ в Республике Таджикистан. Оценка различных факторов, определяющих информационную готовность Таджикистана к участию в информационно связанном мире / Под ред. Косимова Р. Душанбе, 2010. 101 с.
4. Государственная программа компьютеризации общеобразовательных школ Республики Таджикистан на 2016-2020 гг. Душанбе, 2015. 42 с.
5. Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан, утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от «3» декабря 2004 года, № 468.
6. Государственная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан», принятая Указом Президента РТ от 5 ноября 2003года, №1174.
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы и перспективы использования. М.: «Школа - Пресс», 2010. 142 с.
8. Шарипов Ф.Ф. Системный подход к информатизации педагогического процесса в вузе - доминанта формирования профессиональных компетентностей студентов: дисс. д. п. н. - Душанбе: АОТ, 2013. 409 с.
9. Зиновьев А.А. Информатизация управления школой http://festival. 1september.ru /агйс^/100064/ (дата обращения 9.02.2017).
10. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутриш-кольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 224 с.
11. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. В 2-х книгах. Кн. 2. Душанбе: Ирфон, 2010. 328 с.
12. Информатизация управления как базис качества и творчества в сфере образования // Сборник статей опытно-экспериментальных площадок ИИО РАО /Под ред. Б.И. Канаева. М.; Тольятти, 2004. 96 с.
13. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Информатизация - ключевое направление развития системы образования Республики Таджикистан // Вестник Таджикского национального университета. 2014. .№ 3/3(136). С. 254-259.
Статья поступила в редакцию 02.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.