#
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАДЖИКИСТАНА
INFORMATIZATION AS THE BASIS OF MODERNIZING HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM IN TAJIKISTAN
Ф. Ф. Шарипов, М. С. Шодиев
Статья посвящена вопросам информатизации системы высшего профессионального образования. Важнейшим составляющим звеном педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов, которые интенсивно используют современные информационные технологии. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышления студентов и ведет к повышению качества образования.
F. F. Sharipov, M. S. Shodiev
The article is devoted to informatization of system of the higher professional education system. The personality-oriented interaction of teachers and students, who intensively use modern information technology, becomes a major part of educational process. Use of ICT in teaching and education is a means of increasing motivation for learning and developing students' thinking, as well as a way to improve the quality of education.
Ключевые слова: система образования, информационное пространство, информационно-коммуникационные технологии, качество образования.
Keywords: education system, information space, information and communication technologies, quality of education.
Новые условия современного общества, которые характеризуются все более активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности человека, меняют требования к подготовке специалистов, к результатам образования, в том числе высшего профессионального. В свою очередь, достижение новых результатов образования невозможно без информатизации педагогического процесса в вузе, то есть современной организации процесса обучения с использованием новых информационных технологий.
В настоящее время в Таджикистане происходит модернизация системы образования, ориентированная на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентом с использованием современных информационных технологий. В центр всей образовательной системы ставится личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация его природного потенциала. По мнению преподавателей и студентов, учащиеся в первую очередь должны учиться мыслить самостоятельно, получать опыт общения, расширять общекультурный кругозор. Все это достигается с большей эффективностью при широком внедрении в образовательный процесс информационных технологий.
ИКТ являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе. За последние десять лет новые средства ИКТ коренным образом изменили способы деловой активности и общения между людьми. Их появление привело к серьезным
преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, коммерческой деятельности, образовании и других областях. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования - меняются как модели учебного процесса, так и роли обучающихся и преподавателей в нем.
Важным средством интенсификации и повышения качества учебной работы может выступать компьютеризация обучения. Использование компьютера в качестве орудия познания для человека создает предпосылки для новых форм мыслительной, мнемонической, творческой деятельности, что можно рассматривать как переход к новой фазе исторического развития человечества.
Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций:
- тренажерные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков;
- репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с компьютером в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает объективные данные о ходе этого процесса;
- обучающие системы.
Использование компьютера необходимо органично вписать в образовательный процесс как новое, мощное средство обучения. Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей. Компьютер, как подчеркивает П. Нортон, «является мощным средством
Ф
оказания помощи в осмыслении людьми многих явлении и закономерностей, однако нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, который пользуется лишь набором заученных фактов и навыков» [1, с. 9].
Информационная насыщенность общества постоянно растет, она удваивается каждые два года. В настоящее время главное не столько обладать энциклопедическими знаниями, сколько возможностями и умениями найти то, что необходимо, и применить на практике. Основная задача школы и вуза состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила студенту развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «тех-нологизировать» учебный процесс, то есть превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом обучения.
В современных условиях информационного общества роль компьютерных технологий в образовательном процессе исключительно велика. Применяя компьютерные технологии в образовательном процессе, можно значительно повысить интерес студентов к различным дисциплинам, расширить знания и помочь им влиться в мировое информационное пространство [2].
Информация является важнейшим жизненным ресурсом, который практически понимают как необходимые и полезные данные, представленные в удобном виде, в соответствии с требованиями пользователя. Информационную систему (ИС) можно определить как соединение информационных ресурсов, процессов и людей, которые собирают, преобразуют и распространяют информацию в организации [3].
Образовательная информационная система - совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи образовательного объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в организации образовательного процесса, в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Современный образовательный процесс имеет в своей основе развитие информационно-образовательной среды, что предполагает:
- развитие содержания обучения;
- развитие интерактивности образовательной среды;
- мотивацию активности обучаемого в учебном процессе;
- организацию адаптивного, гибкого учебного процесса.
Современное содержание образования должно обеспечивать уровень общей и профессиональной культуры, адекватный потребностям мирового сообщества, а также интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Такого результата можно достичь на основе информатизации сферы
образования. Сегодня компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни; он вошел во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование. Здесь он получил широкое распространение, являясь не только инструментом, но и средством получения новых знаний и навыков. Внедрение компьютера в педагогический процесс расширяет возможности получения знаний об объектах изучения, а также дает возможность проведения самостоятельной, исследовательской работы на качественно новом уровне.
Широкое внедрение средств информатизации в качестве орудия познания человека можно рассматривать как существенное развитие психолого-педагогических процессов. Информатизация вынуждает на новом уровне ставить и решать непростые и еще более усложнившиеся сегодня задачи общего образования - повышение уровня традиционной подготовки студентов.
Стратегической целью новой философии образования является не передача обучаемым конкретных знаний, умений и навыков, а формирование целостной личности, обладающей широким научным кругозором, творческим мышлением и способностями к дальнейшему саморазвитию в сложном и быстро изменяющемся мире. Современная образовательная политика Республики Таджикистан учитывает данные тенденции.
Необходимо отметить, что недостаточно просто внедрить ИКТ в традиционный образовательный процесс и надеяться, что они осуществят революционные преобразования в системе образовании, информационные технологии необходимо рассматривать как составную часть всей технологии обучения.
Внедрение ИКТ в образовательную деятельность требует не просто тривиального использования в педагогическом процессе новых пакетов информационных технологий, но представляет собой комплексную научно-педагогическую, социальную и организационную проблему, от решения которой существенно зависит интеллектуальный потенциал ближайшего будущего. И именно системный подход к комплексному решению проблем внедрения информационных технологий в педагогическую практику способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса.
Сегодня трудно представить себе наше общество без ИКТ. Уже практически всеми признано, что активное и целенаправленное использование ИКТ способствует эффективности образовательного процесса.
Учитывая ход процесса реформирования системы высшего образования в Республике Таджикистан, информатизацию следует считать основным инструментом повышении качества образования. Представим ряд примеров, демонстрирующих результативность информатизации процесса обучения в вузе.
Так, например, Российско-Таджикский (славянский) университет (РТСУ) наряду с другими вузами республики ведет активную политику интеграции в единое образовательное пространство путем адаптации основных принципов Болонского процесса - внедрения кредитной системы обучения. В плане внедрения достижений информационно-
коммуникационных технологий в образовательный процесс опыт нашей работы в вузе показывает, что именно ИКТ создает надежные основы совершенствования подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным запросам рынка труда.
С целью реализации стратегии информатизации процесса обучения в РТСУ были поставлены задачи создания электронных систем внутреннего оборота данных. Внедрение новых достижений ИКТ на примере РТСУ показало реальный эффект повышения эффективности работы всех основных подразделений вуза, вовлеченных в образовательно-воспитательный процесс.
Примером может служить комплекс информационно-электронных модулей для управления основными потоками информации в образовании под названием «ИСУВ» -информационная система управления вузом.
Повышение эффективности адаптации кредитной системы обучения является основным поводом разработки и реализации программы ИСУВ в РТСУ Электронная программа ИСУВ предполагает контроль и управление работой всех основных структур и подразделений вуза: ректората, учебной части, отдела кадров, деканатов факультетов и кафедр. Результатом реализации программы ИСУВ в РТСУ стало:
- создание электронного документооборота между подразделениями вуза;
- создание электронной системы тестирования студентов;
- разработки электронного расписания с возможностью онлайн-участия;
- создание базы данных с возможностью учета данных о кафедрах, факультетах, аудиторном фонде вуза и пр.;
- создание базы данных учета академической успеваемости студентов и многое другое.
Внедрение ИСУВ в РТСУ позволил создать платформу гибкости учебных программ и мобильности студентов, что, в свою очередь, ведет к повышению конкурентоспособности и как итог - к повышению качества образования.
Несмотря на то, что в настоящее время уже никого не удивить наличием компьютерной техники в учебном заведении или возможностью выхода в Глобальную информационную сеть, методологически в образовании господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями, обусловленными нереализованностью возможностей средств ИКТ в целях совершенствования системы образования адекватно запросам современности. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ, не имеет аналогов в прошлом, а образование, в свою очередь, использует эти технологии в режиме запаздывания и к тому же не самым активным образом: «...полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устаревать, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты» [4, с. 41-45].
Вместе с тем общеизвестно, что образовательный процесс, как никакой другой, для своего эффективного прохождения требует реализации принципов научности, доступности, систематичности, определенной структуриза-
ции представления учебной информации. При этом профессионально значимая информация, предназначенная для усвоения современным студентом, неукоснительно расширяется содержательно и структурно, усложняется, что несомненно создает определенные трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования. Все это влечет за собой необходимость создания новой стратегии образования, включающей в себя научные исследования в области информатизации профессионального образования, основанные на пересмотре парадигмы профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста в контексте использования средств ИКТ.
Информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач [5]:
- научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;
- создание методологической базы отбора содержания образования, разработка методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;
- методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов, и средств обучения;
- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;
- разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;
- использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных коммуникаций;
- продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;
- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного, исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента - как реального, так и «виртуального»;
- создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обу-
#
чаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;
- осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;
- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).
Итак, цель процесса информатизации образования -это изменение системных свойств сферы образования с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного и целенаправленного использования потенциала ИКТ. При этом у каждой личности появляется возможность влиять на свой образовательный, научный, профессиональный путь, а с ними и на исторический путь развития Таджикистана.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. IBM PC и PS/2. Руководство по программированию: пер. с англ. / П. Нортон, Р. Уилтон; пер. В. Н. Григорьева. - М.: Радио и связь, 1994. -336 с.
2. Комилов Ф. С., Исмоилов А. А., Рахмонов З. Ф. Компьютерные технологии как средство повышения качества обучения // Паём. Научно-теоретический журнал. - Душанбе: ИПС, 2008. - № 18. - С.125-128.
3. Заславская О. Ю. Автоматизированные информационные системы и технологии в управлении образовательным процессом // Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах. Межвуз. сб. науч. трудов. - Воронеж, 2004.
4. Турченко В. П. Парадигмы стратегии образования // Педагог. - 1998. - № 4.
5. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. - М.: Образование и информатика, 2004. - 68 с.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
MAIN TENDENCIES AND DEVELOPMENT PRINCIPLES OF INFORMATIZATION OF AN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Э. К. Самерханова
В данной статье рассматриваются основные идеи развития информатизации образовательного учреждения. Выделяются принципы: системности, непрерывности, междисциплинарной интеграции, обеспечивающие реализацию процесса информатизации образования в вузе. Сформулированы стратегические цели и задачи в области образовательной, научной, воспитательной деятельности вуза.
E. K. Samerkhanova
The article examines the main ideas and principles of informatization development in an educational establishment. The author singles out the principles of systematic character, continuity and interdisciplinary integration which would guarantee the realization of the informatization in a university. The author also formulates the strategical goals and objectives in the university's educational and scientific areas.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, единое информационно-образовательное пространство.
Keywords: informatization, information technologies (IT), integrated information and education space.
Стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации, влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Информатизация существенным образом изменяет практически все стороны деятельности людей, формируя новый образ жизни. Анализ современных направ-
лений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для реализации этой проблемы необходимы скоординированное и
Ф