педагогические Шарипов Фаридун Файзуллаевич, Рахманова Наргис Шокировна
науки ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ...
УДК 37.08
ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ
© 2018
Шарипов Фаридун Файзуллаевич, доктор педагогических наук, заведующий общеуниверситетской кафедрой педагогики Рахманова Наргис Шокировна, аспирант общеуниверситетской кафедры педагогики Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки 17, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена электронно-образовательным ресурсам как средству диверсификации подготовки специалистов культуры. Автор предлагает усовершенствовать подготовку специалистов культуры на основе интеграции информационных Интернет-ресурсов в педагогический процесс с целью эффективного решения дидактических задач. В статье представлена методическая разработка электронного образовательного ресурса для специалистов в области культуры. Автор приходит к выводу, что если интегрировать ресурсы сети Интернет в педагогический процесс, то можно добиться его оптимизации и решить многие дидактические задачи, а также мотивировать учащихся к поисково-познавательной и профессиональной деятельности, активизировать и развивать ранее приобретенные ими навыки. Разработанный автором электронный образовательный ресурс направлен на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также на развитие профессионального взаимодействия, обеспечивающего эффективное межкультурное общение и коммуникацию специалистов в области культуры, что является целью профессиональной подготовки в вузе. Компьютерные технологии, по мнению автора, позволяют субъектам педагогического процесса повышать интеллектуальную активность студентов, а учебные ресурсы сети Интернет помогают студентам целенаправленно использовать и перерабатывать интересующую их информацию, вести самостоятельный поиск, создавать свои презентации и творческие проекты.
Ключевые слова: электронно-образовательный ресурс, интеграция, профессиональная компетентность, содержание обучения, Интернет-ресурсы, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования, оптимизация процесса обучения.
ELECTRONIC AND EDUCATIONAL RESOURCES AS MEANS OF DIVERSIFICATION OF TRAINING OF SPECIALISTS OF CULTURE
© 2018
Sharipov Faridun Fayzullayevich, doctor of pedagogical sciences,
The Head of Pedagogic Chair Rakhmanova Nargis Shokirovna, graduate student of all-university department of pedagogics Tajik National University (734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 17, e-mail: [email protected])
Abstract. Article is devoted to electronic and educational resources as to means of diversification of training of specialists of culture. The author suggests to improve training of specialists of culture on the basis of integration of information Internet resources into pedagogical process for the purpose of the effective solution of didactic tasks. Methodical development of an electronic educational resource for experts in the field of culture is presented in article. The author comes to a conclusion that if to integrate Internet resources into pedagogical process, then it is possible to achieve its optimization and to solve many didactic problems and also to motivate pupils to search and informative and professional activity, to make active and develop the skills which are earlier acquired by them. The electronic educational resource developed by the author is directed to formation of professional knowledge, skills and also to development of the professional interaction providing effective cross-cultural communication and communication of experts in the field of culture that is the purpose of vocational training in higher education institution. Computer technologies, according to the author, allow subjects of pedagogical process to increase intellectual activity of students, and educational resources of the Internet help students to use and process purposefully information interesting them, to conduct independent search, to create the presentations and creative projects.
Keywords: electronic and educational resource, integration, professional competence, content of training, Internet resources, innovative technologies, information and communication technologies, education informatization, training process optimization.
Одной из основных целей современного образования является формирование и развитие информационной культуры личности, и обучение следует направить на практическое освоение знаниями. Для развития информационной культуры личности и формирования у неё профессиональных качеств, а также для активизации познавательной деятельности студентов педагогу необходимо создавать особые условия и находить такие методы обучения, при которых студенты смогли бы показать свои способности и умения творчески мыслить.
Требования к процессу обучения студентов высших учебных заведений на современном этапе актуализировали вопросы о применении наиболее результативных методик обучения с использованием современных технических средств, о комплексном использовании инноваций с целью оптимизации и разнообразия педагогического процесса, о внедрении в процесс обучения новых технологий, мотивирующих студентов к поиску и самостоятельному познанию, об интеграции информационных Интернет-ресурсов в педагогический процесс с целью эффективного решения большинства дидактических задач [1, с. 145]._
Сущность инновационных технологий заключается в повышении познавательной активности студентов и оказании содействия в становлении самостоятельного поиска, деятельности и мышления.
Поэтому, необходимо применять такие методы и способы организации педагогического процесса, которые бы активизировали самостоятельно-познавательную деятельность студентов.
Мы считаем, что для этого, в первую очередь целесообразно создавать особые учебные ситуации с выходом в сеть Интернет, благодаря которому все участники педагогического процесса смогут найти и воспользоваться любой информацией или литературой, которая их интересует, узнать новости мира, подружиться с единомышленниками, общаться с разными людьми.
Такие Интернет-ресурсы, как Chat, Galaxy, Excite, Google, Yahoo! и многие другие могут помочь достигнуть поставленные учебные цели. Интеграция информационных Интернет-ресурсов в учебно-воспитательный процесс способствует формированию мотивации студентов к деятельности, повышению интереса к педагогическому процессу, развитию мыслительных навыков,
накоплению и расширению знаний и опыта, развитию самостоятельности, раскрытию творческого потенциала, ознакомлению с обычаями, культурой и этикетом разных стран.
«Специализированные интернет-сайты обеспечивают эффективность овладения знаниями, создают благоприятную для обучения атмосферу, выступая в качестве средства интерактивного подхода. Преподаватель при этом поддерживает и направляет своих студентов на творческий поиск, и их отношения строятся на принципе совместного творчества» [2, с. 100].
Существует огромное количество информационно-коммуникационных технологий: мультимедийные обучающие и интерактивные курсы, энциклопедии, словари, учебные материалы на разных языках, электронные версии учебных изданий и художественной литературы, электронные библиотеки, мультимедийные музеи и т.д.
В современном информационном обществе верное применение компьютерных технологий ведёт к успеху, к обогащению содержания образования и ускорению темпов его освоения.
Используя различные компьютерные программы и Интернет-ресурсы, студенты могут самостоятельно и эффективно выполнять любые творческие задания, создавать мультимедийные презентации, видеоролики и многое другое, что в свою очередь повышает качество усвоения и осмысления учебного материала.
Однако отметим, что, для того, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность студентов нужно мультимедийные материалы подготавливать заблаговременно.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании «позволяет эффективно управлять педагогическим процессом, повысить его результативность и объективность при экономии времени преподавателя, мотивировать студентов на получение знаний, что позволяет включить в познавательный процесс научную, справочную, познавательную и образовательную информацию, сделать занятие творческим, интересным и личностно-ориентированным» [2, с. 114].
Поэтому будет не лишним сказать, что современной высшей школе потребуются квалифицированные специалисты, способные разрабатывать различные обучающие программы, которые будут оптимизировать учебный процесс.
В рамках новой парадигмы образования подготовка будущих специалистов в области культуры должна быть нацелена на формирование профессиональных компетенций выпускников.
«Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса» [3, с. 117].
На современном этапе развития высшего образования возникает одна из главных проблем - проблема информатизации образования, являющаяся «основой большинства инновационных методов обучения» [2, с. 125].
В системе инновационного образования «компетент-ностный подход реализуется в комплексной подготовке к профессиональной деятельности, которая предполагает наряду с формированием предметно-специализированных компетенций, развитие ряда общих (надпред-метных, ключевых) компетенций, представляющих собой профессионально-важные качества современного специалиста» [4, с. 14].
«Информатизация образования определяется как процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [5, с. 11-12].
«Средствами информатизации образования являются средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ), обеспечивающие оптимальное и эффективное восприятие, усвоение и использование учебной информации в интерактивном режиме. Средства ИКТ наиболее целесообразны для решения образовательных задач, т.к. позволяют осуществлять информационно-учебное взаимодействие между преподавателем и студентом» [4, с. 16].
Благодаря средствам ИКТ любая информация и процесс обмена ею становится более доступным. Поэтому многие преподаватели таких дисциплин как «Культурология», «История», «Иностранный язык» и многих других предпочитают активно внедрять информационные и компьютерные технологии в процесс обучения, что говорит о наличии у них информационно-коммуникационной культуры.
Эффективное применение средств ИКТ оптимизирует процесс обучения и реализовывает многие дидактические функции. Однако грамотное использование «компьютерных технологий во всем их разнообразии на современном методическом уровне» [6, с. 197] присуще далеко не всем преподавателям вузов Таджикистана.
Неразумное использование ИКТ способно негативно воздействовать на студентов. Считаем, что именно от грамотно организованной учебной деятельности и разумного применения ИКТ в учебном процессе зависит эффективность обучения. Студенты, работая с информацией, представляющей для них профессиональный интерес, активизируют и развивают ранее приобретенные ими навыки.
Умение будущих специалистов успешно решать профессиональные задачи, соответствующие социальным целям и высокому уровню мотивации профессиональной деятельности напрямую зависит от формирования профессиональных компетенций студентов.
Для того, чтобы создать обучающие слайды и презентации необходимо уметь пользоваться различными компьютерными программами и сайтами, например, информационными ресурсами Интернет, мультимедийными приложениями, поисковыми системами (Google, Yandex, Ask и др.), электронными средствами массовой информации, средствами телекоммуникации (электронная почта - E.mail.ru, социальные сети - Facebook, Badoo, Linkedln, Last.fm, SoundCloud, Vine, различные чаты -ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир и др.), а также учебно-методическими материалами для преподавателей.
Учебные ресурсы сети Интернет помогают студентам целенаправленно использовать и перерабатывать интересующую их информацию, вести самостоятельный поиск, создавать свои презентации и проекты.
«Интернет-ресурсы дают возможность педагогам вузов подбирать учебный материал (текстовый, графический, аудио- и видеоматериал) по изучаемым темам, организовывать в учебных группах обсуждение проблем, организовывать проектную деятельность студентов» [7, с. 4].
Компьютерные технологии позволяют субъектам педагогического процесса использовать большие возможности для работы над коллективными задачами и проектами. «Они позволяют активно использовать графическую информацию, звуковые файлы и видеозаписи, что активизирует все каналы поступления информации, повышает интеллектуальную активность студентов» [8]. Поэтому в формы учебной работы были внесены существенные изменения с целью самостоятельного выполнения студентами творческих заданий по принципу взаимного сотрудничества.
Проектирование электронно-образовательного ресурса (ЭОР) необходимо, чтобы переориентировать деятельность преподавателя по передаче знаний на организацию самостоятельной работы студентов по добыва-
Шарипов Фаридун Файзуллаевич, Рахманова Наргис Шокировна ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ...
нию профессиональных знаний, чтобы создать условия для формирования творческой личности, которая будет обладать навыками конструктивного мышления, уметь стремительно принимать профессиональные решения и нести за их выполнение свою ответственность [9-12].
Разработанный нами ЭОР нацелен на «формирование и развитие социокультурных знаний, на развитие умений профессионального взаимодействия, что является целью профессиональной подготовки в вузе, как средства межкультурного общения и коммуникации между специалистами» [2, с. 132].
Для разработки ЭОР мы определили изучаемую предметную область и ее связи с другими дисциплинами, сформулировали учебные закономерности и общие положения, на которых будет основываться проектируемая учебная дисциплина, оценили соотношение между компонентами системы теоретических знаний и выполнением поисково-познавательных действий, определили дидактические задачи [13].
Учебный материал должен быть спроектирован на основе мультимедийных технологий таким образом, чтобы не допускать физической перегрузки студентов. Разработку электронно-образовательного ресурса необходимо начать с проектирования приложения. Для этого необходимо из Интернета найти и загрузить на свой компьютер готовые приложения (например, Java Applets). Это нужно для того, чтобы в дальнейшем их использовать при создании своих собственных сетевых и несетевых ЭОР.
После того как мы загрузили приложение в окне всплывёт интерфейс электронного образовательного ресурса, назовем его «ИКТ в культуре», с каталогом необходимых для специалистов-культурологов сайтов и Интернет-ресурсов (рис. 1).
Рисунок 1 - Интерфейс электронного образовательного ресурса
Далее выбираем при помощи курсора «мышки» необходимый или интересующий нас сайт и открываем его. В следующем окне открывается нужный нам Интернет сайт, с которым мы в дальнейшем и будем работать (рис.2-5).
Отметим, что во время разработки ЭОР нами заранее в приложения были загружены адреса, на наш взгляд, необходимых сайтов.
Рисунок 2 - Интернет сайт всемирных библиотек
Рисунок 3 - Интернет сайт музеев мира
Рисунок 4 - Интернет сайт Арт-галерей
Рисунок 5 - Интернет-ресурс для создания презентаций и мультимедиа.
Разработанная система помогает студентам из многочисленных предложений сделать конкретный выбор того, что им необходимо. Для выбора необходимо навести курсор «мышки» на интересующую нас вкладку, и тут же всплывёт окошко, позволяющее нам виртуально посетить, к примеру, музей, в котором можно найти живопись, картины, репродукции картин русских и зарубежных художников, коллекции живописи крупных мировых музеев (рис. 6-7).
Здесь же на сайте Gallerix.ru можно скачать картины в высоком разрешении и превосходном качестве, а также оставить комментарии.
Рисунок 6 - Интерфейс сайта Gallerix.ru
Рисунок 7 - Интерфейс перечня известных художников
Следует отметить, что студенты-культурологи также могут виртуально посетить музеи и библиотеки мира, в он-лайн режиме прочитать любую книгу, как на русском, так и на иностранном языке, ознакомиться с любым экспонатом, а также получить любую интересующую их информацию (рис. 8-9).
Рисунок 8 - Музеи мира
Рисунок 9 - Библиотеки мира
Конечно же, для виртуального посещения различных сайтов необходимо минимальное инфраструктурное оснащение - компьютерный класс с доступом в Интернет, где каждый студента имеет доступ к соответствующим
Шарипов Фаридун Файзуллаевич, Рахманова Наргис Шокировна ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ...
приложениям.
Кроме того, в разработанном нами ЭОР будущим специалистам в области культуры предлагается широкий спектр учебных и информационных ресурсов, сайтов международных организаций. «Для работы с ЭОР могут использоваться браузеры, где система программирования позволяет обращаться к ресурсам сети Интернет, что интегрирует сетевые и локальные ресурсы, значительно расширяя возможности педагогического процесса» [2, с. 138; 13] (рис. 10).
Рисунок 10 - Дополнительные ресурсы сети Интернет
Чтобы открыть интересующий нас ресурс и выйти на тот или иной сайт надо кликнуть «мышкой».
Аналогичные разработки будут полезны для будущих специалистов любого направления, а Интернет-ресурсы должны соответствовать специальности студентов. Например, у студентов направления истории ЭОР будет содержать исторические сайты, у студентов направления юриспруденции сайты, связанные с юридической деятельностью. У студентов направления культурологии ЭОР содержит информацию об искусстве и культуре. Будущим специалистам предоставляется уникальная возможность виртуально посетить библиотеки мира, где они смогут почитать интересные книги, познакомиться с культурой и обычаями разных народностей, а также студенты смогут посмотреть любое из семи чудес света или, к примеру, посетить Эрмитаж, Лувр и т.д.
Поэтому мы приходим к выводу, что если интегрировать ресурсы сети Интернет в педагогический процесс, то мы добьемся его оптимизации и сможем решить многие дидактические задачи, такие как овладение культу-роведческими и страноведческими знаниями, формирование мотивации студентов к познавательной деятельности.
Современный педагог должен владеть компетентностью, позволяющей ему уметь в учебно-воспитательном процессе проектировать и использовать ЭОР, так как по сравнению с традиционными образовательными средствами существует ряд преимуществ, в числе которых не только удобное их использование, но и «возможность моделирования учебных ситуаций, воздействие на органы чувств студентов, усиление аудиовизуальных эффектов, увеличение информационных и исследовательско-поисковых возможностей» [9, с. 19]. Информационная среда является одной из наиболее важных условий, определяющей характер подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности [14-20].
Для разработки качественного ЭОР современному преподавателю необходимо иметь четкое представление о технологиях его разработки, а также о возможностях программных и технических средств, обеспечивающих их создание. Кроме того, отметим, что не менее сложным является и отбор содержания ЭОР. Это актуальная и многоаспектная проблема.
Помимо учебных пособий и учебников имеется не-
обходимость «разрабатывать средства информатизации педагогического процесса, нацеленные на системное использование компьютерной техники, что усложняет решение проблем отбора содержания образования» [10, с. 203].
«Спроектированные ЭОР позволяют расширить поле информационных источников, используемых преподавателем на этапе отбора содержания, что будет способствовать удовлетворению информационно-образовательных потребностей учащихся» [9, с. 67].
Электронные образовательные ресурсы дают возможность разумно организовывать учебно-познавательную деятельность студентов, делают обучение более эффективным, обеспечивают индивидуализацию обучения, дают возможность обращаться к новым познавательным средствам, оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гусейнова Т.В., Рахманова М.Д. Использование инновационных технологий при формировании профессионально-коммуникативной компетентности студентов на иностранном языке // Вестник Таджикского национального университета. - Душанбе, 2015. - № 3/8 (182). - С. 144-150.
2. Рахманова М.Д. Инновационные технологии формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку: Дисс... к. п. н. - Душанбе, 2016. - 180 с.
3. Патяева Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении: Дисс... к. п. н. - Нижний Новгород, 2007. - 202 с.
4. Михайлова Е.Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации образования // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - М., 2010. - № 3. - С. 13-20.
5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2009.
- 96 с.
6. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие для вузов (для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов). - М.: Флинта: Наука, 2005.
- 215 с.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 2-9.
8. Stanley G. Blogging for ELT // http://www.teachin-genglish.org.uk/think/ resources/blogging.shtml.
9. Карбозова Ж.Ж. Подготовка будущих учителей к проектированию электронных образовательных ресурсов: Дисс... к. п. н. - Душанбе, 2017. - 150 с.
10. Карбозова Ж.Ж., Петрусевич А.А. Развитие умений студентов педагогических вузов проектировать электронные образовательные ресурсы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 122-125.
11. Макаров С.И., Севастьянова С.А., Уфимцева Л.И. Когнитивная коррекция в вузе на основе использования электронных образовательных ресурсов // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 234-238.
12. Ботя М.В. Опыт организации процесса обучения графическим дисциплинам с применением электронных образовательных ресурсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 21-24.
13. Шарипов Ф.Ф. Системный подход к информатизации педагогического процесса в вузе - доминанта формирования профессиональных компетентностей студентов: Дисс... д. п. н. - Душанбе, 2013. - 409 с.
14. Аниськин В.Н. Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Поволжский педагогический вестник.
2013. № 1. С. 66-75.
15. Стадников М.Д. моделирование интегрированной информационной среды для формирования профессиональной Компетентности специалистов по технической защите информации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 241245.
16. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.
17. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
18. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.
19. Улендеева Н.И., Озерский С.В. Формирование информационно-аналитических умений будущих сотрудников пенитенциарных учреждений как фактор эффективного использования информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 128-131.
20. Колобова Е.А., Малецкий Р.В., Чигирева И.В., Полянская Н.А. Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре в составе информационной системы вуза // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 15-25.
Статья поступила в редакцию 17.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018