Научная статья на тему 'Развитие умений студентов педагогических вузов проектировать электронные образовательные ресурсы'

Развитие умений студентов педагогических вузов проектировать электронные образовательные ресурсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCES / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PLANNING OF SCHOOL EDUCATION / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ELECTRONIC EDUCATIONAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карбозова Жанар Женисовна, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

В статье рассмотрена идея о том, что каждый современный школьный учитель имеет собственные профессиональные подходы к проектированию электронных образовательных ресурсов. Следовательно, одной из важнейших составляющих подготовки будущих учителей в педагогических вузах является формирование и развитие их информационной компетентности. Государственные стандарты высшего педагогического образования предусматривают знания, умения и навыки проектирования электронных образовательных ресурсов, и их применения в образовательном процессе школы. Автор предлагает собственную систему формирования умений проектирования электронных образовательных ресурсов у студентов педагогических вузов. Предложенная система является основой подготовки студентов к применению современных образовательных технологий. Эта целостная система педагогических, методологических и специальных действий педагогов, нацеленных на развитие необходимых умений и навыков. Каждый компонент системы имеет свои цели, задачи и содержание, совокупность которых обеспечивает систематическое освоение знаний, умений и навыков проектирования электронных образовательных ресурсов. При этом особое внимание уделяется практико-ориентированной подготовке будущих учителей, которая предусматривает поэтапную подготовку студентов к проектированию электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карбозова Жанар Женисовна, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROJECT ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES’S ABILITIES FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERCITY

In article considered the idea that everyone modern school teacher has own professional approaches to planning electronic educational resources. Therefore one of the most important components of future teacher’s education in pedagogical universities is formation and development their information competence. State standards of the higher pedagogical education provide knowledge, planning skills of electronic educational resources, and its using in school educational process. The author offers own system which creative electronic educational resource’s planning abilities for students of pedagogical universities. The offered system is a basis for training students to use the modern educational technologies. There is a complete system of pedagogical, methodological and special actions of the teachers aimed to development the necessary skills. Each component of system has aims, tasks and contents which set provides systematic development of knowledge, planning skills of electronic educational resources. At the same time special attention is devoting to the training focused on practice of future teachers which provides stage-by-stage student’s training for planning of electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «Развитие умений студентов педагогических вузов проектировать электронные образовательные ресурсы»

pedagogical sciences

УДК 378

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРОЕКТИРОВАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

© 2017

Карбозова Жанар Женисовна, старший преподаватель кафедры естественных дисциплин

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (040009, Республика Казахстан, Талдыкорган, ул. И. Жансугурова, 187а, e-mail:faridun61@mail.ru) Петрусевич Аркадий Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Омский государственный педагогический университет) (644099, Россия, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail:faridun61@mail.ru)

Аннотация. В статье рассмотрена идея о том, что каждый современный школьный учитель имеет собственные профессиональные подходы к проектированию электронных образовательных ресурсов. Следовательно, одной из важнейших составляющих подготовки будущих учителей в педагогических вузах является формирование и развитие их информационной компетентности. Государственные стандарты высшего педагогического образования предусматривают знания, умения и навыки проектирования электронных образовательных ресурсов, и их применения в образовательном процессе школы. Автор предлагает собственную систему формирования умений проектирования электронных образовательных ресурсов у студентов педагогических вузов. Предложенная система является основой подготовки студентов к применению современных образовательных технологий. Эта целостная система педагогических, методологических и специальных действий педагогов, нацеленных на развитие необходимых умений и навыков. Каждый компонент системы имеет свои цели, задачи и содержание, совокупность которых обеспечивает систематическое освоение знаний, умений и навыков проектирования электронных образовательных ресурсов. При этом особое внимание уделяется практико-ориентированной подготовке будущих учителей, которая предусматривает поэтапную подготовку студентов к проектированию электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, информационно-коммуникационная компетенция, проектирование школьного образования, электронный учебный модуль.

DEVELOPMENT OF PROJECT ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES'S ABILITIES FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERCITY

© 2017

Karbozova Zhanar Zhenisovna, senior teacher of department of natural disciplines Zhetysusky State University of I. Zhansugurov (040009, Kazakhstan, Taldykorgan, I. Zhansugurov street, 187a, e-mail: faridun61@mail.ru) Petrusevich Arkady Arkadyevich, doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogics

Omsk State Pedagogical University (644099, Russia, Omsk, Naberejnaya Tukhachevskogo, 14, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. In article considered the idea that everyone modern school teacher has own professional approaches to planning electronic educational resources. Therefore one of the most important components of future teacher's education in pedagogical universities is formation and development their information competence. State standards of the higher pedagogical education provide knowledge, planning skills of electronic educational resources, and its using in school educational process. The author offers own system which creative electronic educational resource's planning abilities for students of pedagogical universities. The offered system is a basis for training students to use the modern educational technologies. There is a complete system of pedagogical, methodological and special actions of the teachers aimed to development the necessary skills. Each component of system has aims, tasks and contents which set provides systematic development of knowledge, planning skills of electronic educational resources. At the same time special attention is devoting to the training focused on practice of future teachers which provides stage-by-stage student's training for planning of electronic educational resources.

Keywords: electronic educational resources, information technologies, information and communication competences, planning of school education, electronic educational module.

Высокие темпы развития современной науки и техники, непрерывный рост информации и совершенствование форм познания находит отражение во всех сферах деятельности человека и, в частности, в образовании. Информатизация образования становится одним из основных направлений развития современного информационного общества[1]. Вместе с тем, информатизация выступает как процесс, опирающийся на внедрение в образование средств информационно-коммуникационных технологий и способствует решению главной задачи -повышению качества образования[2].

Активное внедрение информационных технологий в сферу образования позволяет не только решить проблему развития положительной мотивации учения у школьников, но и открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью, повышает эффективность учебно-воспитательной работы и обеспечивает результативность процесса обучения в целом.

Согласно современным исследованиям [3, 4, 5], электронные образовательные ресурсы предоставляют возможность рационально организовать познавательную деятельность учащихся; сделать обучение более эффективным; построить открытую систему образования, обеспечивающую индивидуализацию обучения; вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отлича-

ющихся способностями и стилем учения; обратиться к принципиально новым познавательным средствам; интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса[6, с.861].

В соответствии с требованиями ГОС ВПО выпускник педагогического вуза должен быть готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией,способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, владеть ИКТ-компетенциями при решении профессиональных задач[7,с.28]. Отсюда, одной из важнейших задач, решаемых в образовательном процессе педагогического вуза, является формирование и развитие общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности каждого студента, основу которых составляет умение проектировать и применять электронные образовательные ресурсы[8, с.158].

Исследуя вопросы подготовленности студентов педагогического вуза к работе с ЭОР, нами было отмечено, что к третьему курсу студенты имеют некоторые представления о номенклатуре и специфике педагогического проектирования ЭОР. Однако у студентов, в силу особенностей построения учебного плана, на третьем курсе отсутствует опыт практической деятельности в проектирования электронных образовательных ресурсов в

педагогические науки

реальном образовательном процессе школы. Вместе с тем, содержание изучаемых дисциплин на третьем курсе предусматривает начало изучения методики преподавания предмета, организации педагогической практики, где осуществлялось знакомство студентов с деятельностью школы, с её информационно-образовательной средой. Третий курс в профессиональной подготовке студентов характеризуется тем, что здесь эффективно формируется мотивация будущих учителей к педагогической деятельности [9, с.236-237]. Формирование умений проектирования ЭОР, начиная с третьего курса полезно осуществлять поэтапно.

Первый этап преследует задачи формирования мо-тивационно-ценностного компонента, содержание второго этапа направлено на реализацию когнитивного компонента, содержание третьего этапа связано с формированием технологической грамотности в процессе проектирования ЭОР и преодоления имеющих место затруднений в деятельности по проектированию, четвертый этап, отражал рефлексивно-оценочный компонент и предусматривал создание ситуаций, в которых студенты выпускного курса обучались объективно оценивать педагогические возможности проектируемых ЭОР в образовательном процессе школы.

Содержание первого этапа может быть реализовано комплексной программой в которой имеют место следующие направления действий автора исследования.

1. Организация встреч студентов с учителями, активно внедряющих ЭОР в образовательный процесс школы.

2. Посещение и анализ уроков и других образовательных форм в школах, где имеет место широкое применение ЭОР.

3. Совместная деятельность учителей и студентов по проектированию ЭОР и анализ результатов по итогам их использования.

4. Подготовка и проведение факультетских студенческих конференций по вопросам проектирования и использования ЭОР в образовательном процессе вуза.

Реализация направлений первого этапа подготовки студентов к проектированию ЭОР, в рамках комплексной программы, достаточно эффективна, если устанавливается четкая взаимосвязь подготовки студентов в вузе и привлечения к этой подготовке общеобразовательных учреждений. В нашем опыте такая связь реали-зовывалась через приглашение руководителей лучших школ г. Талдыкоргана для участия в семинарских и лабораторных занятиях по дисциплинам «Педагогика» и «Методика преподавания географии». Их роль на этих занятиях сводилась к представлению особенностей работы учителей школы при использовании ЭОР, к участию дискуссиях по обсуждению вопросов мотивации учащихся к изучению предметов, к формированию опыта школьников в использовании программных продуктов интернета, в освоении сложных вопросов предмета.

Этот этап характеризовался тем, что академические занятия на третьем курсе включали совместную работу вузовских преподавателей кафедр педагогики, методики преподавания, кафедры естественных дисциплин, кафедры информационных технологий. На лаборатор-но-практические занятия приглашались лучшие учителя г. Талдыкоргана, которые представляли свои методические разработки уроков с применением ЭОР, делилась опытом организации взаимодействия школьников в поиске и изучении информации в системе Интернет.

Содержание второго этапа подготовки студентов к проектированию ЭОР, отражая направленность на вооружение студентов знаниями, необходимыми для успешного проектирования ЭОР может быть успешно реализовано разработкой и включением в образовательный процесс курса по выбору «Проектирование и использование ЭОР средствами мультимедиа технологии». В нашем опыте это курс, который включал ряд разделов, обеспечивающих реализации когнитивного компонента.

Раздел 1.Особенности профессиональной деятельности с использованием ЭОР. Целью данного раздела являлось приобретение теоретических знаний в использовании ЭОР. В содержании раздела студенты знакомились с видами ЭОР, методами их анализа, экспертизы, с возможностями их применения для решения задач образования, особенностями их использования для активизации познавательной деятельности учащихся, реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ЭОР средствами мультимедиа технологии. Целью этого раздела являлось изучение теоретических основ мультимедиа технологии, особенностей их применения в процессе обучения (методологические подходы к обучению, теории, концепции методы обучения с использованием мультимедиа), а также формирование первоначальных знаний о программных средствах применяемых для разработки ЭОР.

Раздел 3. Разработка открытых образовательных модульных систем на основе ЭОР. Целью данного раздела является формирование у студентов образовательных компетенций в работе с мультимедиа технологией. Создание и обработка стандартных форматов файлов текстовой, графической, звуковой, видеоинформации. В рамках этого раздела студенты знакомятся с программами WindowsMovieMaker, AdobePremierPro, SoundForge, AdobePhotoshop, учились создавать анимационные ролики в формате MacromediaFlash.

Раздел 4. Проектирование ЭОР на базе Macro-mediaFlash. Целью этого раздела формирование у студентов профессиональных компетенций в проектировании интерактивных ЭОР на основе программы MacromediaFlash. Данный раздел является практико-ориентированным, поскольку на практических занятиях студенты отбирали учебный материал, проектировали сценарии с использованием ЭОР по одной из тем школьного курса. В рамках данного раздела студенты проектировали техническое задание, интерфейс, реализовали ЭОР программными средствами.

Раздел 5. Технология использования ЭОР в учебном процессе школы. Целью этого раздела являлось освоение студентами знаний об организации обучения с использованием ЭОР. В содержании раздела студенты на лабораторно-практических занятиях проектировали различные материалы для изучения школьного курса по предмету подготовки, анализировали содержание и возможности использования различных ЭОР, исследовали те ЭОР, которые наиболее эффективны для использования на уроках по заданным темам.

Опыт показывает, что наиболее удачно реализация когнитивного компонента осуществляется если первые два раздела изучаются в шестом семестре, а 3 - 5 разделы в седьмом, при общем объеме учебной нагрузки 72 часа (2 зач.ед.). По окончанию работы каждый студент представлял свой проект подготовки и проведения учебного занятия по определенной теме, в которой использовались ЭОР спроектированные студентом.

Третий этап подготовки студентов к проектированию ЭОР как этап формирования технологической грамотности, как показал опыт, необходимо строить в двух направлениях. С одной стороны, на данном этапе конкретизируются профессиональные затруднения студентов в проектировании ЭОР, выявленные в ходе учебно-методической практики (4 курс), с другой, осуществляется анализ разработанных и осуществленных на практике проектов уроков, с использованием ЭОР.

Разработка проекта каждого урока с использованием ЭОР требовала определения содержания электронных учебных модулей (ЭУМ). В работе со студентами в период их подготовки к практике в школе на учебных занятиях по педагогике и методике обучения подробно рассматривались вопросы содержательного наполнения ЭУМ и организации взаимодействия учителя и учащих-

pedagogical sciences

ся в процессе использования трех типов электронных учебных модулей: И-тип-модуль получения информации; П-тип-модуль выполнения практических заданий; К-тип-модуль контроля усвоения материала[10]. При этом студентам объяснялось, что высокий уровень знания Javascript и XML, позволяет вполне вмешаться в сценарий ЭУМ. В результате был определен общий подход к проекту каждого урока. Так, например, урок новых знаний при ведущей роли учителя включал:

1. И-тип электронного учебного модуля:

а) введение нового материала;

б) формулирование вопросов учащимися;

в) ответы учащихся на вопросы учителя[10].

2. 2. П-тип электронного модуля:

а) формулировка учителем заданий для выполнения учащимися;

б) выполнение заданий учащимися[10].

3. 3. К-тип электронного модуля:

а) формулировка контрольных вопросов и заданий;

б) выполнение контрольных заданий.

4. 4. И-тип, К-тип электронного модуля[10].

а) формулирование выводов по уроку;

б) анализ учебных достижений школьников.

Основной задачей такой тщательной подготовки

студентов к практике проектирования ЭОР в школе являлась задача перехода от ИКТ-грамотности к ИКТ-компетентности. В различных источниках информации мы находим перечень требований к овладению ИКТ-кометентностью[11, с.26]. Это система уверенной работы учителя, в которой его новая роль проявляется в том, что он:

- знает перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.;

- умеет находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЭОР, преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, проектировать собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные и др.;

- владеет основами методики внедрения электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, методикой создания педагогически эффективных отношений учащихся в процессе использования ЭОР; приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью, приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы и др. [12, с.35]

Содержание четвертого этапа подготовки студентов к проектированию ЭОР, как показывает опыт, наиболее рационально осуществлятьв период обучения студентов на 7 - 8 семестре. Здесь особенно важно разработать и включать в образовательный процесс рефлексивно-оценочные ситуации, в которых студенты анализировали свои действия в период прохождения практики в школе с точки зрения нереализованных возможностей использования ЭОР в процессе осуществления образовательной деятельности со школьниками[13, с.118].

Примерами рефлексивно-оценочных ситуаций на занятиях были следующие:

а) оценочные ситуации: оценить причины успеха (достижения) при внедрении ЭОР в образовательный процесс; проанализировать причины неудачи при использовании ЭОР на уроке; дать оценку наиболее часто встречающемуся затруднению в процессе подготовки и применения ЭОР на учебном занятии;

б) ситуации осмысления своей деятельности. В ситуациях такого типа студентам предлагалось дописать предложения, в которых они излагали свое понимание

роли учителя в условиях использования ЭОР:

1. «При подготовке к уроку я часто задумывался......».

2. «Самый лучший мой урок, это был.....».

3. «Работая над созданием ЭОР я всегда......».

4. «Иногда у меня на уроке не получалось....».

5. «Считаю, что я запомнился моим ученикам тем, что.....».

в) ситуации ориентации: что мне необходимо изменить в своей деятельности, чтобы добиться успеха; от каких качеств мне необходимо избавиться, чтобы стать хорошим учителем; за что меня уважали на практике мои ученики;

г) стимулирующие ситуации. В ситуациях данного типа, каждый студент на карточке дописывал и обсуждал следующие предложения: «Ситуация успеха для меня, это.....»; «В проектировании ЭОР мне больше всего удается..»; «При работе над созданием ЭОР я уверенно себя чувствую, когда.»; «Я ожидаю, что должен заслужить высокую оценку, за.».

Значительное число студентов, которые в процессе работы на семинарских и лабораторных занятиях по педагогически дисциплинам, участвуя в рефлексивных ситуациях приобретали умения описывать свою деятельность, нормировать ее, проводить элементарный анализ, выявлять причинно-следственные связи. В этой связи мы отмечали, что студенты от занятия к занятию овладевали способами и средствами рефлексии по отношению к компонентам подготовки к проектированию ЭОР, осваивали средства перехода от описания компонентов проектирования к их анализу, критике, выработке на этой основе значимых способов рефлексивной деятельности.

Что необходимо отметить, это то, что проводя рефлексию, студенты все чаще акцентировали внимание как на «когнитивных» продуктах деятельности, так и на ее процессуальных аспектах. Многие из них стали испытывать интерес, трудность, усталость, радость, нарастающее понимание. Они начали выяснить причины своих достижений и неудач, осознать связь полученных результатов с характером осмысления своей деятельности. В итоге у большинства студентов развивался основной набор умений работать с ЭОР, проводить рефлексию всех компонентов работы над проектированием ЭОР и внедрением их в образовательный процесс.

Таким образом, поэтапная подготовка студентов к проектированию ЭОР, где на первом этапе осуществляется мотивация студентов к приобретению компетенций, способствующих проектированию ЭОР, на втором

- освоение необходимых знаний, отражающих содержание деятельности по проектированию ЭОР, на третьем

- при обретение умений и опыта проектирования ЭОР, на четвертом - рефлексивная деятельность и анализ имеющихся затруднений в проектировании ЭОР позволяет эффективно строить процесс подготовки будущего учителя к организации современного образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батищев В.И. Мультимедийные средства обучения/ В.И.Батищев, В.Ю. Мишин // Сборник материалов конференции «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития»(от 28.08.2003), секция «Создание электронных средств учебного назначения»//Ассоциация Сибирский открытый университет[Электронный ресурс]. - Сетевой режим доступа: http://ou.tsu.ru/seminars/sem13/tezis/section3.htm-717.03.2006

2. Руднев А.Ю. Разработка и использование электронных средств обучения// Новое образование. Теория и практика построения и применения ИТ-систем в обучении [Электронный ресурс]. - Сетевой режим доступа:http://www.disedu.ru/p/2.html

3. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобре-

педагогические науки

тения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

4. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 3. С. 214-216.

5. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

6. ЗУваров А.Ю. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников // Молодой ученый. - 2014. - №2.

- С. 860-864.

7. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: Автореф. дис. . докт. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Гура. Ростов н/Д, 2007.

- 43 с.

8. Жданов С.А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя // Инновации в системе педагогического образования : материалы Всерос. науч. конф. / Барнаульский гос. пед. ун-т. Барнаул : БГПУ, 1999. С. 157 -159

9. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса:Дис...докт.пед.наук. - Пенза,2015.

- 435 с.

10. Гелинский А.В.Применение инструментов E-Leaming и дистанционных образовательных технологий в обучении. [Электронный ресурс]. - Сетевой режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/5764756/page:5/

11. Кравцова А.Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования (на материале зарубежных исследований):Дис... д-ра пед. наук. - М., 2004.- 42 с.

12. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

- 144 с.

13. Панюкова С.В. Информационные телекоммуникации в личностно-ориентированном обучении. - М.: Прогресс, 1998. -254 с.

Статья поступила в редакцию 20.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.