Научная статья на тему 'Некоторые проблемы в подготовке студентов педагогических вузов к проектированию электронных образовательных ресурсов'

Некоторые проблемы в подготовке студентов педагогических вузов к проектированию электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / COMPUTER LITERACY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / DESIGN OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карбозова Жанар Женисовна

Цель статьи состоит в характеристике некоторых, наиболее важных проблем подготовки будущих учителей в педагогических вузах. К числу этих проблем автор относит понимание роли учителя в осуществлении современного образовательного процесса в школе. Эта роль непосредственно связана с умениями и способностями к разработке и реализации в образовательном процессе школьных электронных образовательных ресурсов. Применение этих ресурсов позволяет по-новому построить взаимоотношения между субъектами образовательного процесса. Поэтому современное педагогическое образование должно предусматривать специальную подготовку будущих учителей к проектированию электронных образовательных ресурсов. В статье проанализированы проблемы будущих учителей, связанные с формированием навыков проектирования и применения электронных образовательных ресурсов. Наиболее серьёзной проблемой автор считает низкую компьютерную грамотность студентов. Автор раскрывает свою позицию по компьютерной грамотности и связывает её низкий уровень сформированности с отсутствием специальной информационно-коммуникационной подготовки студентов в педагогических вузах. Понимая эти проблемы, автор рекомендует в процессе подготовки современного учителя учитывать возросшие потребности школы в использовании электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карбозова Жанар Женисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEVERAL PROBLEMS WHILE TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERCITY DESIGN OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

The purpose of article consists in the characteristic of several, most important problems of future teacher’s training in pedagogical univercity. The author refers understanding of a role of the teacher in implementation of modern educational process at school to number of these problems. This role is directly connected with abilities and abilities to development and realization in educational process of school electronic educational resources. Application of these resources allows constructing in a new way relationship between subjects of educational process. Therefore modern pedagogical education has to provide special training for future teachers how have to design electronic educational resources. In article the problems of future teachers connected with formation of skills of design and application of electronic educational resources are analyses. The author considers the most serious problem low computer literacy of students. The author opens the position on computer literacy and connects its low level of formation with lack of special information and communication training of students in pedagogical higher education institutions. Understanding these problems, the author recommends considering the increased requirements of school for use of electronic educational resources in the course of training of the modern teacher.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы в подготовке студентов педагогических вузов к проектированию электронных образовательных ресурсов»

Карбозова Жанар Женисовна pedagogical

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ... sciences

УДК 378

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

© 2017

Карбозова Жанар Женисовна, старший преподаватель кафедры естественных дисциплин Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (040009, Республика Казахстан, Талдыкорган, ул. И. Жансугурова, 187а, e-mail:faridun61@mail.ru)

Аннотация. Цель статьи состоит в характеристике некоторых, наиболее важных проблем подготовки будущих учителей в педагогических вузах. К числу этих проблем автор относит понимание роли учителя в осуществлении современного образовательного процесса в школе. Эта роль непосредственно связана с умениями и способностями к разработке и реализации в образовательном процессе школьных электронных образовательных ресурсов. Применение этих ресурсов позволяет по-новому построить взаимоотношения между субъектами образовательного процесса. Поэтому современное педагогическое образование должно предусматривать специальную подготовку будущих учителей к проектированию электронных образовательных ресурсов. В статье проанализированы проблемы будущих учителей, связанные с формированием навыков проектирования и применения электронных образовательных ресурсов. Наиболее серьёзной проблемой автор считает низкую компьютерную грамотность студентов. Автор раскрывает свою позицию по компьютерной грамотности и связывает её низкий уровень сформированно-сти с отсутствием специальной информационно-коммуникационной подготовки студентов в педагогических вузах. Понимая эти проблемы, автор рекомендует в процессе подготовки современного учителя учитывать возросшие потребности школы в использовании электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: информационная компетентность педагога, электронные образовательные ресурсы, образовательная среда вуза, компьютерная грамотность, проектирование электронных образовательных ресурсов.

SEVERAL PROBLEMS WHILE TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERCITY DESIGN OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

© 2017

Karbozova Zhanar Zhenisovna, senior teacher of department of natural disciplines Zhetysusky state university of I. Zhansugurov (040009, Republic of Kazakhstan, Taldykorgan, Zhansugurova street, 187a, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. The purpose of article consists in the characteristic of several, most important problems of future teacher's training in pedagogical univercity. The author refers understanding of a role of the teacher in implementation of modern educational process at school to number of these problems. This role is directly connected with abilities and abilities to development and realization in educational process of school electronic educational resources. Application of these resources allows constructing in a new way relationship between subjects of educational process. Therefore modern pedagogical education has to provide special training for future teachers how have to design electronic educational resources. In article the problems of future teachers connected with formation of skills of design and application of electronic educational resources are analyses. The author considers the most serious problem low computer literacy of students. The author opens the position on computer literacy and connects its low level of formation with lack of special information and communication training of students in pedagogical higher education institutions. Understanding these problems, the author recommends considering the increased requirements of school for use of electronic educational resources in the course of training of the modern teacher.

Keywords: information competence of the teacher, electronic educational resources, educational environment of higher education institution, computer literacy, design of electronic educational resources.

В современном образовании информационная компетентность педагога рассматривается как одна из важнейших составляющих его профессиональной компетентности, обеспечивающая качественные характеристики усвоения знаний обучаемых. В педагогическом вузе освоение основной образовательной программы и дисциплин составляющих основу профессиональной подготовки учителя отличается от изучения аналогичных компонентов стандарта образования других вузов тем, что основное внимание уделяется их педагогическим аспектам: педагогике, психологии, методике преподавания предмета.

Современные требования к квалификации учите-лявключают в себя характеристики профессионального мастерства в сфере информационно-коммуникативной-компетентности, в том числе готовность к использованию электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Это требование проистекает из актуальных документов высшего образования. В подготовке бакалавров, в соответствии с требованиями ГОСО современный педагог должен не просто быть готовым работе с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, но и владеть информационно-коммуникативными технологиями,уметь проектироватьии-спользовать ресурсы глобальной системы Интернет, основу которых составляют электронные образовательные ресурсы (ЭОР)[1, с.6] .

В рамках системно-деятельностного подхода, реализуемого современными образовательными стандартами высшего профессионального образования владение вы-162

пускником педагогического вуза информационно-технологическими знаниями, умениями и навыками приобретает общеобразовательный статус. Это означает, что нужно обеспечить достаточный, для осуществления соответствующихизменений в массовой педагогической практике информационно-технологической уровень подготовки всех студентов, независимо от их профессионально-педагогической специализации. Естественно, это требует переориентации традиционной, доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формирования частных умений и навыков, на создание условий для освоения студентами, будущими педагогами,полного комплекса профессионально-педагогических информационных компетенций. [2, с.14]

От того, насколько качественно будут подготовлены педагогические кадры, насколько качественно они будут использовать ЭОР в учебном процессе, во многом зависит качество современного образования.

В педагогической науке вопросам овладения педагогами информационно-коммуникативных технологий посвящено немало исследований. Однако следует отметить недостаточность системных разработок педагогического обеспечения информатизации образовательного процесса. Остается слабо изученным содержание и организация подготовки студентов к проектированию и использованию электронно-образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности, недостаточно выявлены психолого-педагогические аспекты процесса формирования положительной мотивации к овладению необходимыми компетенциями проектирования.

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Карбозова Жанар Женисовна НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ...

Исследование проблем подготовки будущих учителей к проектированию ЭОР [3-5] привело нас к необходимости изучения различных вопросов, связанных с отношением студентов педагогического института к возможностям образовательной среды вуза. Исследование проводилось в Жетысуском государственном педагогическим университете им. И. Жансугурова, республики Казахстан на естественно-техническом, физико-математическом и факультете педагогики и психологии. Анкетным опросом, тестирование, беседами и наблюдением было охвачено 120студентов и 18 преподавателей общепрофессиональных дисциплин (методики преподавания предмета, педагогики, психологии).

Образовательная среда вуза [6-12], как известно, является одним из наиболее значимых ресурсов в приобретении и развитии профессиональных знаний. Это среда, в которой представлены ресурсы учебной, внеучебной, научной, исследовательской и других видов образовательной деятельности студентов[13, с.18] . Активное использование обучающимися образовательной среды вуза способствует самостоятельному выбору, самоопределению в образовательном пространстве, создает условия для приобретения обучающимися опыта в управлении своей учебно-познавательной деятельностью [14, с.65]. Вместе с тем, мы полагали, что у студентов 3 и 4 курсов сформировано представление об этих ресурсах а, следовательно, они понимают необходимость овладения компетенциями в проектировании ЭОР в образовательном процессе школы. В этой связи мы считали необходимым изучить вопросы, связанные с отношением студентов к использованию возможностей образовательной среды вуза и применению электронных ресурсов в процессе обучения в вузе. Анкетный вопрос включал целый ряд вопросов, ответы на которые давали нам представление о сформированности когнитивного компонента проектирования ЭОР.

Так например, отвечая на вопрос анкеты: «Знаете ли Вы какую роль играют ЭОР в образовательном процессе школьников?» были получены ответы, в которых большинство студентов, будущих учителей (68,1%) считают, что только грамотное применение учителем методики использования ЭОР позволяет качественно строить урок и другие современные формы образования. Многие студенты (72,4%) считают необходимым введение дополнительных курсов, содержание которых направлено на формирование умений проектировать ЭОР в образовательном процессе школы. Таким образом, на уровне понимания значимости овладения умениями проектировании ЭОР мы находили, что студенты хорошо осознают роль ЭОРв учебном процессе и необходимость умений их проектирования.

Особое значение в изучении проблем формирования умений студентов проектировать ЭОР мы придавали исследованию их компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность в педагогических исследованиях характеризуется как: умение вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники, давать им грамотную характеристику, прежде чем использовать в решении образовательных задач[15, с.92].

Учитывая уровень и глубину овладения студентом компьютерной грамотностью, а также исходя из того, что для будущего учителя первостепенным является возможность качественного использования компьютерной техники в образовательном процессе, М.А.Лейбовский выделяет 3 уровня компьютерной грамотности[16, с.22 - 26].

Первый: студент уверенно пользуется клавиатурой и другими периферийными устройствами, знает возможности компьютера и умеет применять определенный набор готового программного обеспечения для решения образовательных задач.

Второй: студент имеет достаточные познания в области программных средств, умеет создать несложную

программу, используя уже разработанное ранее программное обеспечение, грамотно сформулировать задачу, требующую своего решения с использованием ЭОР.

Третий: студент хорошо владеет языками программирования, умеет, в соответствии с образовательной целью, грамотно составить программу, которую готов реализовать в образовательном процессе школы.

Содержательный аспект в формировании компьютерной грамотности, по мнению М.А.Лейбовского, состоит из трех этапов:

На первом, студент получает представление о различных видах информации, способах ее хранения, передачи, доступа и соответствующих методах обработки.

На втором, формируется умение ориентироваться в современных электронных образовательных средствах и возможностей их применения в образовательном процессе.

На третьем, формируются и развиваются умения самостоятельно проектировать программы на одном из языков программирования[16, с.28 - 30].

В нашем исследовании мы рассматривали компьютерную грамотность как совокупность умений студента: работать с файлами и приложениями, настраивать параметры операционной системы Windows или др., работать с текстовым редактором, работать с электронными таблицами приемами создания презентаций, работать с базовыми сервисами и технологиями Интернета[17, с.62]. Исследование показало, что уверенно владеют компьютерной грамотностью 52,6% опрошенных, испытывают некоторые затруднения -38,2%, слабое владение отмечалось у 9,2% студентов. Таким образом, мы констатировали, что проблемы формирования умений проектировать ЭОР появляются чаще у тех студентов, которые испытывают определенные затруднения в овладении компьютерной грамотностью.

Вместе с тем, как следует из теоретических представлений об особенностях подготовки студентов, будущих учителей к проектированию ЭОР [18, с. 44; 19, с.14; 20, с.43] в практике предстоящей профессиональной деятельности, мы считали необходимым изучить вопросы, связанные с необходимостью проектирования ЭОР в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин в вузе.

Выявление такого опыта дает возможность оценить наличие проблем в построении обучающих программ проектирования. Для этого была построена анкета, в которой студентам предлагалось выбирать ответ на поставленный вопрос, где они отмечали деятельностный аспект в проектировании ЭОР. Каждый вопрос давал возможность выбрать частоту и интенсивность работы с электронными средствами.

Ответы на первый вопрос анкеты: «Как часто Вы используете ЭОР в образовательном процессе?», представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Частота использования ЭОР в образовательном процессе

Используемы е ЭОР в процессе Варианты ответов

Пользуюсь Пользуюсь времени Использую редко »„ОЛЬ,.™ Не знаю как

Электронные учебники 6 12 18 52 12

Обучающие программы 18 26 42 10 4

Мультимедиа энциклопедия, справочники, словари 24 36 24 12 4

Текстовые редакторы 62 28 6 2 2

Электронные таблицы б 48 36 4 6

Программы для создания презентаций 12 58 18 10 2

Анализируя данные таблицы 1 можно отметить, что образовательный процесс в вузе требует от студентов постоянной работы с ЭОР. Это особенно проявилось в работе с текстовыми редакторами, где 90% студентов с разной интенсивностью обращаются к этим ресурсам.

Карбозова Жанар Женисовна pedagogical

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ... sciences

То же можно отметить и в отношении программ для создания презентаций (88%). Значительная часть студентов (60%) использует в своей образовательной деятельности энциклопедии, справочники, словари и др. Многие (54%) довольно интенсивно работают с электронными таблицами. Вместе с тем, не многие студенты (18%) имеют опыт работы с электронными учебниками, обучающими программами (26%). Значительное число (52%) обучающихся не видят необходимости использования электронных учебников, довольно редко используются электронные таблицы (40%). Часть студентов (более 5%) просто не видит необходимости работать с ЭОР и не знает об их обучающих возможностях.

Характеризуя проблемы подготовки студентов к проектированию ЭОР, мы обращали внимание на целый ряд затруднений, оказывающих заметное влияние на подготовку к проектированию ЭОР в образовательном процессе вуза. К ним необходимо отнести следующие:

- отбор ЭОР в соответствии с задачами образования;

- владение технологиями поиска и отбора информации для решения конкретной профессионально-образовательной задачи;

- разработка ЭОР;

- ориентация в информационно-образовательном пространстве;

- проектирование ЭОР с учетом поставленных образовательных задач;

- самообразование в вопросах приобретения ИКТ-грамотности;

- слабые навыки работы на ПК;

- большие временные затраты для отбора ресурса;

- незнание о наличие ресурсов и их возможностей.

Из результатов опроса и бесед со студентами мы делали вывод о том, что в образовательном процессе вуза недостаточно реализуются те педагогические условия, в которых процесс образования предполагает создание образовательных ситуаций, требующих приобретения необходимого опыта проектирования ЭОР. То есть, не всегда в этом процессе проектированиеЭОР осуществляется в контексте будущей профессиональной деятельности учителя.

Логика изучения проблем подготовки студентов к проектированию ЭОР требовала провести опрос преподавателей вуза как они видят свое участие в насыщении элементов своей педагогической системы содержанием, освоение которого студентами способствует приобретении необходимого опыта работы с ЭОР.

Мы полагали, что если преподаватели на лекциях, практических и семинарских занятиях, в разработках содержания самостоятельной работы студентов и исследовательских заданий применяют ЭОР и требуют такого же от студентов то это, с одной стороны, будет обогащать опыт использования ЭОР и вместе с тем, выступать как пример для подражания в будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, использование преподавателями ЭОР в образовательном процессе может формировать более глубокое понимание студентами, что значит быть современным учителем.

Анализируя организацию изучения психолого-педагогических дисциплин на третьем - четвертом курсах, мы обращали внимание на тематику лекций, семинарских занятий, лабораторных работ, положений педагогических практик, в которых могла бы раскрываться новая роль учителя в современной образовательной среде школы. Если содержание этих дисциплин на первых и вторых курсах было строго подчинено образовательным стандартам, то на третьем и четвертом курсах появились возможности выбора студентами целой серии курсов по выбору, которые проектировались преподавателями кафедр. Вместе с тем, мы полагали, что задания студентам, при изучении этих дисциплин, могли включать требования проектирования электронных образовательных ресурсов и в этом случае нас интересовала связь между той ролью, которой готовят себя студенты к будущей 164

профессиональной деятельности и готовностью проектировать и использовать ЭОР в практике своей деятельности.

Изучение учебных планов, рабочих учебных программ, беседы с преподавателями психолого-педагогических дисциплин представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Отражение в тематике и содержании психолого-педагогических дисциплин новой роли учителя в образовательном пространстве школы

Психолого-педагогические дисциплины В тематике и содержании дисцнгтнн отражается новая роль учителя в школе и связываетсяс умением проектировать ЭОР

5 планах и программах В планах и программах

Методика преподавания предмета 6% в учебных программах (в курсах по выбору) 18% в учебных программах (в курсах по выбору)

Педагогика 12% учебного плана {в основной части учебной программы) Не выявлено

Психология Не выявлено Не выявлено

Педагогическая практика 12% учебной программы 22% учебной программы

Результаты анализа таблицы 2 показывают, что в целом, идеясвязи умений проектировать электронные образовательные ресурсы и новой роли учителя в образовательной среде школы не находит своего выражения в учебных планах, учебных программах подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Учебные планы и программы дисциплин, направленных на подготовку студентов к освоению методики преподавания предметов слабо учитывают возросшие возможности школы в использовании электронных образовательных средств. В основных рабочих планах, вопросам проектирования ЭОР внимания уделяется недостаточно.

Таким образом, изучение вопросов подготовки студентов педагогического вуза к проектированию ЭОР показало наличие целого ряда проблем, решение которых могло позволить более эффективно строить подготовку будущего учителя в соответствии с новой ролью, которую диктует современная школа. К этим проблемам мы отнесли:

1) недостаточный учет вузом наличия большого количества студентов, у которых невысокий уровень компьютерной грамотности;

2) отсутствие системы в использовании образовательных технологий, в которых создаются ситуации, требующие от студентов проектирования ЭОР;

3) в процессе подготовки к образовательной деятельности преподаватели вуза недостаточно учитывают затруднения студентов в работе с ЭОР;

4)в подготовке студентов к проектированию ЭОР слабо учитывается идея новой роли учителя в образовательном процессе школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецов А.А. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. - 2010.-№4.- С. 3-11.

2. Лавина Т. А. Непрерывная подготовка учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. М.; Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2006. - 171с.

3. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.

4. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 3. С. 214-216.

5. Шайкина О.И. Открытые образовательные ресурсы на основе смешанного обучения в Томском политехническом университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 134-136.

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Карбозова Жанар Женисовна НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ ...

6. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.

7. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 113-116.

8. Сергиевская И.Л. Технология создания информационной образовательной среды в системе военно-технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 108-116.

9. Назмиева Э.И. Гуманитарная образовательная среда как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов вуза // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 81-84.

10. Николашкина В.Е. Мониторинг социокультурной образовательной среды вуза: принципы и специфика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 107-109.

11. Таболова Е.М. Формирование профессиональной устойчивости социальных работников в образовательной среде вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 3. С. 193-196.

12. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.

13. Талубаев Ш.Т. Образовательная среда школы: проблемы и подходы // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. - СПб., 2001. - С. 16

- 24

14. Афанасьев К.Е.Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: Дис. ... канд. пед. наук. -Ставрополь. 2004. - 165 с.

15. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 324с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Лейбовский М.А. Информационные технологии - от рождения через всю жизнь //Материалы XVII Международной конференции «Цивилизация знаний: российские реалии». - М.: РосНОУ, апрель 2016. - 47 с.

17. Чернобай Е.В. Методическая система подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02, 13.00.08 / Е. В. Чернобай. Москва, 2008. - 161 с.

18. Агальцова Д.В. Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Барнаул, 2007. - 23с.

19. Веревка Н.В. Совершенствование подготовки студентов педвузов в области управления образовательным процессом в школе на основе применения информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02.

- М., 2001. 222 с.

20. Гавришина О.Н. Профессиональная компетентность будущего учителя как категория современной педагогики // Научные исследования в образовании. -2007. - № 5. - С. 43-47.

Статья поступила в редакцию 27.06.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.