педагогические науки
Оймахмадова Шахноз Нурулоевна ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...
УДК 378
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ
© 2017
Оймахмадова Шахноз Нурулоевна, соискатель общеуниверситетской
кафедры педагогики Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки 17, E-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы информатизации образовательного процесса вуза, к важнейшим из которых отнесены подготовка преподавателей к применению ИКТ и создание информационно-образовательной среды вуза. Информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для совершенствования образовательного процесса вуза, активизируют познавательную деятельность студентов, позволяют организовать самостоятельную и совместную работу студентов и преподавателей. При этом информационная компетентность преподавателя вуза является его профессиональной характеристикой и важнейшим компонентом педагогического мастерства. В современной педагогической практике реализована двухуровневая модель ИКТ-компетентности педагога, включающая уровень функциональной грамотности и деятельностный уровень. Высокий уровень ИКТ-компетентности преподавателя вуза обеспечивает эффективное применение ИКТ в системе высшего профессионального образования, что в свою очередь обеспечит повышение его качества до уровня, соответствующего потребностям рынка труда.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компетентность, образовательный процесс, вуз, информатизация, информационно-образовательная среда, электронный образовательный ресурс.
PRIME PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
© 2017
Oymakhmadova Shakhnoz Nuruloyevna, applicant of all-university department of pedagogics Tajik national university (734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 17, E-mail: [email protected])
Abstract. In article are considered some problems of informatization of educational process of higher education institution training of teachers for use of ICT and creation of the information and education environment of higher education institution are referred to the most important of which. Information and communication technologies open new opportunities for improvement of educational process of higher education institution, stir up cognitive activity of students and allow to organize independent and collaboration of students and teachers. At the same time information competence of the teacher of higher education institution is his professional characteristic and the most important component of pedagogical skill. In modern student teaching the two-level model of ICT competence of the teacher including the level of functional literacy and activity level is realized. High level of ICT competence of the teacher of higher education institution provides effective use of ICT in the system of higher education that in turn will provide increase in his quality to the level corresponding to requirements of labor market.
Keywords: information and communication technologies, competence, educational process, higher education institution, informatization, information and education environment, electronic educational resource.
Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в профессиональную педагогическую деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают выход системы образования на качественно новый уровень за счет эффективного использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Вместе с тем, развитие информационного общества предполагает непрерывное совершенствование информационной компетентности каждого педагога.
В педагогической науке, по мнению современных отечественных и зарубежных ученых (А.А. Кузнецова, В.В. Краевского, М.П. Лапчика, О.Е. Лебедева, Г.К., Нургалиевой, Дж. Равена, А.Л. Семенова и др.) возрастает значимость информационной компетентности педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в систему образования. От того, насколько качественно будут подготовлены педагогические кадры, насколько эффективно они будут использовать средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, во многом зависит будущее человечества.
В педагогической литературе накоплен значительный материал по решению проблем подготовки педагогов к применению ИКТ в образовательном процессе. Этому посвящены работы А.М. Кабановой, А.А. Кузнецова, Е.С. Полат, И.Н. Розиной, И.В. Роберт В.А. Христочевского и др. Ряд исследований посвящены информационным технологиям и научно-методическому обеспечению информатизации образования (К.Е. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.Л. Матросов, Ф.Ф.
Шарипов), использованию компьютерных информационных технологий при изучении информатики (М.Б. Благов, И.В. Роберт, А.П.Ершов, В.М. Монахов, Н.А. Русакова), формированию готовности обучаемых к профессиональному самосовершенствованию в условиях современной информационно-образовательнойй среды (Ю. Брановский, В.М. Вергасов, А.Д. , О.В. Данилова, И.Г. Лозицкий, А.А. Семенов), методике применения компьютерных обучающих систем (М.Б. Булгаков, Е.О. Брицкая О.Н. Гавришина, А.Р. Мирзоев, О.Штеймарк и др.).
Тема роли ИКТ в учебной и научной деятельности вуза является предметом изучения педагогической науки в развитых странах, в том числе и в Таджикистане [1]. Однако, несмотря на все свои достоинства, новые технологии работы со знаниями и информацией пока еще шире распространены в бизнесе, чем в образовании.
К важнейшим проблемам, затрудняющим реализацию ИКТ-стратегии в вузе, можно отнести низкий уровень ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава.
В образовательном процессе выделяют две основные функции ИКТ - как объекта изучения и как средства обучения. Первая из них предусматривает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют оценить возможности ИКТ и успешно использовать их для решения различных проблем и задач, а вторая функция ИКТ - предусматривает повышение эффективности учебного процесса. Следовательно, для ППС вуза ИКТ-компетентность - это важнейший аспект профессиональной деятельности.
Подготовка конкурентоспособных специалистов в
Oymakhmadova Shakhnoz Nuruloyevna pedagogical
PRIME PROBLEMS OF INTRODUCTION ... sciences
вузе осуществляется в условиях информатизации насыщенной образовательной среды, которая предъявляет новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагогов, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. В современном вузе у любого преподавателя имеется масса возможностей по применению в процессе обучения средств ИКТ - это информация из Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации - чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое др. Это способствует актуализации содержания обучения и обеспечивает быстрый обмен информацией между субъектами образовательного процесса. При этом преподаватель не только образовывает, развивает и воспитывает будущего специалиста, но с внедрением ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого самосовершенствования. Кроме того, применение ИКТ в обучении помогает педагогу решить следующие дидактическиезадачи:
- формирование устойчивой мотивации студентов к познавательной деятельности;
- активизация мыслительных способностей студентов;
- привлечение к работе пассивных студентов;
- повышение интенсивности образовательного процесса;
- обеспечение образовательного процесса современным содержанием обучения;
- приучение студентов к самостоятельной работе с различными источниками информации;
- реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения студентов к научно-исследовательской работе;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
В современном вузе преподавателю недостаточно быть только пользователем компьютера, необходимо говорить о повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся профессиональной характеристикой, важнейшим компонентом его педагогического мастерства. В современной педагогической практике реализована двухуровневая модель ИКТ-компетентности педагога:
1) уровень функциональной грамотности (подготовленность к деятельности), который предполагает:
- владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, аудио- и видеоинформации;
- умение работать в сети Интернет, пользоваться её сервисами;
- умение использовать периферийное оборудование -сканер, принтер и т.д.
2) деятельностный уровень (реализованная деятельность) - эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. При этом деятельностный уровень можно разделить на подуровни:
- внедренческий - включение в педагогический процесс электронных образовательных ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике конкретного учебного предмета;
- творческий - разработка собственных электронных образовательных ресурсов.
Известно, что решение большинства проблем современного образовательного процесса непосредственно зависит от умения каждого преподавателя проектировать и творчески применять инновационные технологии в практике обучения.
В этой связи, информатизация образования обуславливает задачу подготовки педагога в области применения ИКТ как одну из наиболее важных, а ИКТ-компетентность - неотъемлемой составляющей его пе-360
дагогической квалификации [2-6].
В современном высшем профессиональном образовании ИКТ-компетентность педагога рассматривается как одна из важнейших составляющих его профессиональной деятельности, обеспечивающая качественные характеристики усвоения знаний обучающимися. В педагогическом вузе освоение ООП и дисциплин составляющих основу общепрофессиональных дисциплин отличается от изучения аналогичных компонентов стандарта образования других вузов тем, что основное внимание уделяется их педагогическим аспектам. Современные требования к квалификации учителей, в соответствии с профессиональным стандартом педагога, включают в себя характеристики профессионального мастерства в сфере информационно-коммуникативной компетентности, в том числе готовность к использованию электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Это требование проистекает из актуальных документов высшего образования. В соответствии с требованиями ГОС современный педагог должен не просто быть готовым работе с компьютером, а также работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, но и владеть ИКТ-компетенциями, то есть уметь проектировать и применять ресурсы ИКТ, основу которых составляют электронные образовательные ресурсы.
Рыночные условия диктуют новые требования к специалистам, которых стало более целесообразно готовить по интегрированным программам. Преподаватель окончательно утратил свою функцию основного источника информации. Труд преподавателя вуза в последние годы все более трансформируется в сложную, многоаспектную систему, включающую в себя: производство знаний, то есть научные исследования, а также их внедрение с целью формирования новых учебных дисциплин, образовательных программ и их научно-методического сопровождения; передачу знаний - учебный процесс во всем многообразии форм, методов, средств и образовательных технологий; распространение знаний - разработку высокоэффективных образовательных технологий; издание учебников, учебных пособий, научных монографий, статей, выпуск научно-популярной литературы; выступления перед вузовской общественностью, участие в научных, учебно-методических и культурно-просветительских мероприятиях, государственного и международного значения [7].
Только после того, как преподаватели всех дисциплин вуза хорошо адаптировались к применению компьютеров в качестве технического средства обучения, можно приступать к созданию информационно-коммуникационной технологии изучения конкретной дисциплины. Этот процесс может быть завершен при выполнении следующих важнейших условий:
1. Перестройка методологии и организации учебного процесса по курсу (а, следовательно, и по учебному плану в целом) со значительным увеличением доли самостоятельной работы и уменьшением количества лекций; при этом самостоятельная работа студента как основная форма образовательного процесса предполагает осуществление возможностей получение «online» консультаций и проведение собеседований со студентами из других вузов.
2. Проведение полного процесса интеграции родственных дисциплин и создание учебно-методических комплексов системных интегрированных курсов.
Для каждого курса необходимо создать интегрированный электронный образовательный ресурс курса [8], который должен следовать стандартной последовательности научного исследования: анализ - эксперимент - теория - синтез и в своей основной части опираться на инвариантные методы и знания с целью удлинения срока морального устаревания. Межпредметные связи для интегрированного ЭОР становятся тем аспектом, который определяет степень его интегрированности.
Следовательно, в интегрированном ЭОР освещается Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Оймахмадова Шахноз Нурулоевна ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ...
полный инструментарий дисциплины [9-13], который при дифференциальном классическом подходе рассматривается в других учебных курсах, а содержание курса при использовании ИКТ в образовательном процессе составляют комплексно-консультативная методика преподавания и ЭОР курса. Следовательно, содержание специальности включает комплексно-консультативную методику подготовки специалиста и ЭОР специальности.
Наиболее перспективными направлениями внедрения ИКТ в систему вузовского образования являются:
1. Создание учебно-методической базы для применения ИКТ в образовательном процесс вуза, как на очной форме обучения, так и на заочном отделении. Пополнение базы электронных учебных ресурсов может достигаться за счет приобретения современных программных продуктов, представленных на образовательном рынке Таджикистана, а также за счет развития системы авторских цифровых образовательных ресурсов.
2. Совершенствование методики и технологии обучения молодых специалистов, развитие системы форм организации учебного процесса на основе средств информатизации. Должны произойти изменения не только программ, но и технологий обучения, а также форм организации учебного процесса.
3. Применение ИКТ для контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.
4. Повышение ИКТ-компетентности ППС вуза.
Внедрение ИКТ в учебный процесс предполагает
следующее:
- достаточный уровень подготовки преподавателей в области современных ИКТ;
- создание комплексно-консультативной методики преподавания и ЭОР для каждого курса и специальности в целом;
- создание соответствующей инфраструктуры вуза и оснащение аудиторий необходимыми техническими средствами обучения для использования мультимедийных средств представления информации на аудиторных занятиях;
- активизация самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения за счёт обеспечения доступа к информационно-образовательной среде вуза;
- широкого использования Интернет в образовательном процессе.
Применение ИКТ в системе высшего профессионального образования в свою очередь обеспечит повышение его качества до уровня, соответствующего потребностям рынка труда.
Для повсеместного использования ИКТ в образовательном процессе вуза, наряду с ИКТ-компетентностью ППС целесообразно обеспечить создание единой информационно-образовательной среды вуза.
Вузам нужна стратегия внедрения ИКТ, которая позволяет объединить в единую информационно-образовательную среду все основные виды деятельности: учебный процесс, научные исследования и управление. [14-19]. При этом необходимо учитывать не только краткосрочные, но и долгосрочные цели развития вуза. Это предполагает в первую очередь, внедрение единой корпоративной сети, которое предусматривает следующие направления развития:
- развитие средств телекоммуникаций;
- расширение информационного пространства вуза на основе WEB-технологий, что позволит студентам иметь доступ к электронным образовательным ресурсам: лекциям, методическим материалам (презентациям, лабораторным и т.д.), учебникам, представленным в цифровом виде, обучающимпрограммам;
- внедрение перспективных методов дистанционного обучения в вузовском и послевузовском образовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдулкаримова Г.А. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке учителей // Вестник Московского городского
педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 14. - С. 4-8.
2. Шарипов Ф.Ф. Системный подход к информатизации педагогического процесса в вузе - доминанта формирования профессиональных компетентностей студентов: Автореф.... дис. д-ра пед. наук. - Душанбе, 2013. - 45 с.
3. Тимошкина Н.В., Цгоева Н.А. Формирование ИКТ-компетентности бакалавров экономики в условиях вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 153-156.
4. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.
5. Гордиенко Т.П., Гапонов А.И., Смирнова О.Ю. Нечеткое экспертное оценивание применения ИКТ в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 35-37.
6. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.
7. Абалуев Р.Н., Астафьев Н.Г., Баскакова Н.И. Интернет-технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд. ТГТУ, 2002.
8. Авганов С.С. Профессиональная подготовка будущего учителя иностранных языков на основе применения компьютерных технологий для общеобразовательных школ (на материалах английского язы-ка): Автореферат диссертации д.п.н. - Душанбе, 2010.
9. Куликович Д.В., Семчук Н.М. О подготовке учителей биологии к работе с электронными образовательными ресурсами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 121-124.
10. Шайкина О.И. Открытые образовательные ресурсы на основе смешанного обучения в Томском политехническом университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 134-136.
11. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник.
2013. № 1 (2). С. 43-46.
12. Кандалова Г.А., Майорова Ю.А. Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов при модульном подходе в обучении грамматике // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 51-55.
13. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.
2014.№ 3. С. 214-216.
14. Сергиевская И.Л. Технология создания информационной образовательной среды в системе военно-технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 108116.
15. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.
16. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей ка-чество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 44-47
Oymakhmadova Shakhnoz Nuruloyevna PRIME PROBLEMS OF INTRODUCTION ..
pedagogical sciences
17. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 12-16.
18. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.
19. Назмиева Э.И. Гуманитарная образовательная среда как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов вуза // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 81-84.
Статья поступила в редакцию 02.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
362
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)