педагогические науки
Платонова Раиса Ивановна, Шкурко Наталья Сергеевна, Лукина Тамара Николаевна и другие СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ...
УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Платонова Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Шкурко Наталья Сергеевна, кандидат философских наук, доцент
Лукина Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Парфенов Иван Яниславович, магистрант Северо-Восточный федеральный университет, Якутск (Россия) Аннотация. Современный этап развития отечественного высшего профессионального образования требует, чтобы уровень информационно-технологической подготовки преподавателей, в том числе и преподавателей физической культуры, позволял им успешно применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для решения профессиональных задач. Используя дидактические возможности ИКТ (создание электронных образовательных ресурсов, взаимодействие on-line, компьютерная визуализация, интерактивный диалог, автоматизация контроля результатов обучения) будущий учитель активно совершенствуется в профессиональном плане, углубляет общепрофессиональные педагогические и информационные компетентности. Электронно - образовательные ресурсы - аттрактивная форма для коллективной и самостоятельной информационной учебной деятельности студентов, обеспечивающая им на более высоком уровне индивидуализацию и интенсификацию обучения, и для преподавателей, дистанционно осваивающих новые контенты и практики.
Ключевые слова: будущий учитель, компьютерные программы, электронный образовательный ресурс, информатизация образования, облачные технологии, оболочка Moodle, аттрактивная форма для самостоятельной информационной учебной деятельности.
MODERN TECHNOLOGIES IN EDUCATION HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION
© 2016
Platonovа Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor Shkurko Natalia Sergeevna, candidate of philosophy sciences, associate professor Lukina Tamara Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Parfenov Ivan Yanislavovich, master North-Eastern Federal University (NEFU), Yakutsk (Russia) Abstract. Modern stage of development of domestic higher professional education requires that the level of information technology training of teachers, including teachers of physical culture, allowed them to successfully apply information and communication technologies for solving professional tasks. Using the didactic potential of ICT (the creation of electronic educational resources, interaction on-line, computer visualization, interactive dialogue, the automation of the control of learning) the teacher of physical culture is actively being improved in the professional plan, furthers the sports-pedagogical and information competence. ESM - attractive form to a collective self-information and educational activity of students, providing them at the higher level of individualization and the intensification of training, and for teachers, the remotely developing new content and practices.
bywords: teacher, computer programs, electronic educational resources, education Informatization, cloud computing, shell Moodle, attractive form of information for self-learning activities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Национальные проекты по развитию здоровья нации, современные ФГОС в системе общего, дошкольного, инклюзивного образования, изменения в учебных планах всех направлений российских вузов, жесткие требования ФГОС ВО 3+ к теоретическим знаниям и практи-коориентированным умениям выпускников определяют знаковую роль будущих педагогов в формировании личностных ключевых компетенций у детей. Масштабное внедрение информационных и коммуникационных технологий в различные сферы деятельности общества выдвигает в качестве нового требования к личности и профессиональной деятельности педагога медиакомпе-тентность.
Методы и организация исследования. Методологическую основу статьи составили методы научного познания: системный, теоретический (изучение и анализ научной литературы в области информационных технологий, философии, педагогики; аналитический метод оценки качества организации образовательного процесса на базе информационных технологий); сравнительный анализ.
Цель данной статьи - теоретическое обоснование необходимости повысить у будущих педагогов уровень использования дидактических возможностей компьютерных и информационно-коммуникативных технологий.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Новым требованием к личности и профессиональ-
ной деятельности вузовского педагога в условиях информатизации образования выступает компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий. Л.В.Чернобай, анализируя практики профессиональной деятельности преподавателей вуза, указывает, что даже высокий уровень предметно-методической подготовки педагогических кадров не обеспечивает ожидаемого обществом результата обучения [1]. Причина - большая часть современных педагогов не владеет информационными технологиями в степени, достаточной для создания современных обучающих систем, что приводит к отставанию отечественного образования в рациональной информатизации современного учебного процесса и снижению его качеству.
Для реализации новых целей и содержания инновационного образовательного процесса образования, инсталлированного в информационную образовательную среду, будущих учителей необходимо целенаправленно - на факультетах повышения квалификации, «Школах молодого педагога», тематических курсах - готовить к разработке, проектированию и применению электронных образовательных ресурсов.
Электронный образовательный ресурс, - определяется Э.А. Первезенцевой - как совокупность информационных и практико-ориентированных ресурсов, контролирующих материалов, обеспечивающих учебный процесс по изучению дисциплины [2]. У Александровой Н.В. электронный образовательный ресурс - важнейший компонента информационно - компьютерных технологий - компетентность преподавателя [3].
Во многих материалах исследователей электронные
Платонова Раиса Ивановна, Шкурко Наталья Сергеевна, Лукина Тамара Николаевна и другие педагогические
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ... науки
образовательные ресурсы трактуются как научно-педагогические, учебно-методические материалы, представленные в виде электронных средств образовательного назначения, реализующих дидактические возможности ИКТ [4-11]. Преимуществами ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения являются мультиме-дийность, интерактивность, доступность, универсальность [12-14].
На практике из числа электронных образовательных ресурсов используются в основном те (повышение наглядности, оперативный контроль, тренинг типовых умений, повышение интерактивности), которые «лежат на поверхности» и наиболее просто реализуемы» [4]. Так, технологизация электронного образования зачастую сводится к механическому переносу на электронные носители текстов из традиционных бумажных учебников и методических пособий, комплектов тестов.
Зачастую свою роль в создании электронных образовательных ресурсов преподаватели видят в предоставлении образовательного содержания для программистов, IT-специалистов, которые являются на сегодняшний день «основными» авторами электронных обучающих ресурсов без учета педагогической и эргономической составляющей, что резко снижает эффективность создаваемого интеллектуального продукта.
С приходом в российские вузы студентов нового поколения - «поколения гаджетов», - воспринимающих мир с экранов, привыкших к клиповой форме подачи информации, доступности получения информации, визуализации учебного материала, преподаватель сталкивается с необходимостью строить собственные учебные курсы не только в традиционной форме (практические занятия, тренировки, стимулирующие физическое развитие студентов), но и обеспечить продвинутым пользователям Сети яркий и доступный контент, самому овладеть умениями создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и тестов on-line для повышения качества обучения.
Реализуя дидактические возможности информационно-компьютерных технологий (создание электронных образовательных ресурсов, взаимодействие on-line, компьютерная визуализация, интерактивный диалог, автоматизация контроля результатов обучения) преподаватель активно совершенствуется в профессиональном плане, углубляет собственные профессионально - педагогические и информационные компетентности.
Для создания учебно-методических комплексов дисциплин используются программные среды -Microsoft, Google, Dropbox, СДО Moodle, Youtube и т.п. Возможности данных программных сред позволяют осуществлять учебную деятельность в режиме реального времени.
Облачные технологии. В последние годы в учебном процессе отечественной высшей школы интенсивно осваиваются новые виртуальные образовательные среды, предполагающие распределенную и удаленную обработку и хранение данных [15-21]. Такая парадигма работы с данными получила название облачные технологии.
Наиболее перспективные приложения облачных технологий в учебном процессе вуза - это доступ к образовательным ресурсам, хостинг информационных ресурсов и управление в системе образования.
Использование пакета Microsoft Office в учебном процессе обеспечивает возможность создания, редактирования документов, интерактивных презентаций, электронных журналов и издательских систем.
Система дистанционного обучения Moodle используется как для очного, заочного, так и для дистанционного обучения, предоставляя возможность учитывать требования ФГОС при организации обучения [22-25]. Система имеет богатый и удобный инструментарий для организации учебного процесса: электронные лекции с техникой «обратной связи», заданий в тестовой форме, инструменты совместной работы (Wiki), глоссарий 114
и средства обратной связи (чат, форум), которые могут быть использованы в обучающих целях.
Популярный видеохостинг Youtube также является незаменимым помощником преподавателя в проведении учебных занятий, семинаров и практикумов.
Облачные хранилища. Позволяют обмениваться материалами в режиме on-line и of-line.
Преимущество облачного хранилища - совместный доступ к информации: обучаемый может организовать папку, доступ к которой будет открыт и для преподавателя, и для студента. В созданной преподавателем папке размещаются дидактические материалы, графики занятий, тесты и задания. Преподаватель контролирует процесс выполнения заданий, регулирует и корректирует учебную и спортивно-тренировочную деятельность студента. Применение данной технологии позволяет повысить надежность хранения файлов.
Сервисы Google позволяют создавать документы, таблицы, календари и т.д. он-лайн редактирование документов.
Dropbox- это облачная система хранения информации в форме папок или файлов, что дает быстрый, комфортный и безопасный доступ с любого ПК или мобильного устройства по аккаунту пользователя.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Отсюда следует, что для формирования профессиональных качеств современного преподавателя вуза, необходимых ему для разработки и применения электронных образовательных ресурсов, осуществления профессионального самообразования на основе средств информационно-компьютерных технологий - необходимо усовершенствовать существующую систему повышения квалификации преподавателей, сделав освоение дидактических возможностей компьютерных программ значимым в профессиональном плане, как и повышение личностных способностей.
Для формирования информационных компетенций научно-педагогических работников вуза предлагается:
Организовать трехуровневые элективные курсы повышения квалификации, рассчитанные на преподавателей с разными уровнями пользовательских умений с объемом 72 и 144 часа по технологиям создания ЭОР, Moodle, «Облачным технологиям в образовании», «Инструментальным средствам ИКТ» (системы управления базами данных, электронные таблицы, текстовые, графические редакторы, презентационные системы, программные средства автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и др.). Структура и содержание читаемых курсов повышения ИКТ-компетентности строятся с учетом пользовательских умений, профессиональных потребностей занимающихся. Характерная особенность таких курсов - адаптация, большое количество практикоориентированных занятий, индивидуальная траектория обучения, наличие тьютора.
2. Самостоятельные занятия с обучающими программами, которые находятся в Интернете.
3. Стажировка преподавателей в других вузах, имеющих передовые наработки в данной области.
В условиях масштабного использования в учебном процессе российских вузов информационно-компьютерных технологий важным требованием к личности и профессиональной деятельности вузовского педагога выступает его компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий. Учитывая высокие требования, заложенные ФГОС к воспитанию и развитию студентов, для достижения требуемых новых образовательных результатов в новой образовательной среде необходимо целенаправленно готовить преподавателей в условиях факультетов повышения квалификации, внутривузовских курсов и факультативов к созданию электронных образовательных ресурсов - от ЭОР информационно-справочного характера до ЭОР индивидуальной методической системы обучения.
педагогические науки
Платонова Раиса Ивановна, Шкурко Наталья Сергеевна, Лукина Тамара Николаевна и другие СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чернобай Е.В. Подготовка учителя к разработке электронных образовательных ресурсов в системе повышения квалификации //Педагогическая информатика. -2010 - № 3. С. 46-52.
2. Первезенцева Э.А. Создание электронного образовательного ресурса как эффекетивного средства реализации самостоятельной учебной деятельности // Омский научный вестник. - 2009. - № 1-75.
3. Александрова Н.В. Формирование информационной компетенции будущих учителей // Образование и наука : Известия Уральского отделения Российской Академии образования. - 2007. - № 5 (47). - С. 63-69.
4. Бородачев С.А. Изучение дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в системе электронного обучения - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. - 88с.
5. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.
6. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.
7. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средств учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.
8. Брыксина О.Ф. Создание открытого образовательного пространства на основе облачных технологий // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 19-22.
9. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.
10. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.
11. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 56-60.
12. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
13. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 43-46.
14. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С.
49-52.
15. Петрухина Е.Н., Зубренкова О.А. «Облачные технологии 1С» - направление работы для учебного процесса института // Вестник НГИЭИ. 2013. № 5 (24). С.
50-56.
16. Куликова Е.В. Педагогическое сопровождение научно-исследовательской работы студентов педвузов в процессе выполнения курсовой работы с использованием облачных технологий // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 22-25.
17. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.
18. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация про-
ектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.
19. Голубничая Л.А. Развитие образовательных технологий в высшей школе (конец ХХ - начало ХХ1 века) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 53-57.
20. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.
21. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 85-87.
22. Морозова И.Г. Повышение инфокоммуникацион-ной компетенции преподавателей в проектах дистанционного обучения иностранных студентов // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 79-80.
23. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.
24. Бутахина Л.А. Использование информационно-образовательных технологий при обучении студентов экономических направлений (на примере английского языка) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 3 (35). С. 136-141.