О. В. Иванов,
доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
Почти восемь лет назад, в 2001 г., решением коллегии Министерства образования был одобрен проект федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001— 2005 годы». Одними из главных задач данной программы были: создание и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями; подготовка педагогических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии; организация системы дистанционного обучения.
В 2005 г. начал осуществляться проект «Информатизация системы образования», полная реализация которого является одним из приоритетных направлений современной образовательной политики Российской Федерации. Указанные факты свидетельствуют о том, что государством и педагогическим сообществом уже достаточно давно осознана необходимость вхождения общей и профессиональной школы в информационное общество. Очевидно, что в этой связи должны произойти определенные изменения в системе подготовки учительских кадров. Каким же должно быть информационно-образовательное пространство для воспитания будущих учителей истории, каковы его особенности? Для ответов на эти вопросы представим результаты исследования образовательной практики факультета социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена.
Обучение студентов-историков на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) осуществляется по нескольким основным направлениям. Первое направление — применение ИКТ в процессе обучения студентов историческим и другим социальным наукам, второе — обучение способам проектирования
электронных учебных материалов для системы общего образования, методическим приемам использования электронных образовательных ресурсов (далее — ЭОР) и интернет-ресурсов на уроках истории. Третье направление — использование ИКТ для осуществления контрольно-диагностических функций в учебном процессе.
Остановимся подробнее на первом направлении — применение ИКТ в учебном процессе и, прежде всего, на такой форме, как использование ИКТ при освоении студентами учебного содержания, например, дисциплин исторического цикла. В этом случае возникает вопрос о необходимости применения (а значит — приобретения или разработки) качественных электронных учебных материалов, которые могут эффективно обеспечивать процесс освоения студентами главных компонентов содержания: исторических знаний, умений, компетент-ностей. С позиций дидактики такое учебное обеспечение — важнейшая составляющая информационных технологий. Каким оно должно быть?
По нашему мнению, информатизация обучения истории (шире — социальным наукам) в высшей школе должна идти в том числе в направлении создания компьютерных обучающих программ, которые бы могли автоматизировать рутинную часть преподавательского труда. На сегодняшний день, с точки зрения разработчиков первого в отечественной практике мультимедийного учебника истории Т. С. Антоновой и А. Л. Харитонова, сложились три методических подхода к созданию компьютерных программ для учебного процесса: 1) создание мультимедийных энциклопедий, которые помогают получить быстрый доступ к большим объемам необходимой информации; 2) разработка гипертекстовых учебников, где основным компонентом является
текст с гиперссылками, а также может присутствовать иллюстративный материал, возможен и модуль контроля; 3) создание «мультимедийных экранизаций» лекционных курсов, где ведущими являются мультимедийные возможности персонального компьютера1.
В целом мы придерживаемся третьего подхода (Т. С. Антонова и А. Л. Харитонов). Компьютерные обучающие программы по истории должны содержать, в первую очередь, визуальный ряд и его звуковое сопровождение. Визуальный ряд может включать различные виды наглядности: изобразительную — репродукции художественных полотен, учебные картины, документальные фотографии, модели, кинохронику; условно-графическую — анимиро-ванные карты, схемы, диаграммы. Звуковое сопровождение — дикторский текст, музыкальные произведения. Текстовой учебный материал в таких программах не должен быть основным. Текстовые модули могут содержать электронные изображения исторических документов (это позволит осуществлять в том числе внешнюю критику источников): различные виды письменных исторических источников, отрывки из работ учёных-историков, терминологию, познавательные задания. Обучающая программа должна содержать и модули контроля, которые, кроме осуществления немедленной оценки каждого ответа студента, должны предполагать выявление плохо усвоенного материала, побуждать к его повторению, оказывать консультации, помощь обучающемуся. Кроме того, необходим и развивающий модуль, который может управлять познавательной деятельностью студентов при формировании у них учебных умений. Созданная на таких принципах компьютерная программа будет осуществлять управление процессом индивидуального усвоения обучающимися исторических знаний и умений, способствовать образному восприятию материала, оказывать эмоциональное воздействие на пользователей.
В учебно-методической информационной лаборатории факультета социальных
наук функционирует медиатека, являющаяся частью информационно-образовательного пространства факультета, медиатека на сегодняшний день содержит более 200 единиц хранения на различных носителях (CD, DVD). Это — электронные образовательные ресурсы различной типологии: обучающие программные средства, демонстрационные программы, контролирующие, информационно-справочные программы. В 2007 г. при активном сотрудничестве лаборатории с кафедрами факультета начата работа по созданию так называемых ресурсных дисков, в этом же году в учебный процесс внедрен ресурсный диск «Социология» (руководитель разработки контента диска — профессор С. Н. Малявин).
Формы применения ЭОР могут быть различными. Преподаватель может организовать фронтальную учебную работу: в ходе лекции он демонстрирует фрагменты компьютерной программы для всей аудитории с помощью мультимедийного проектора, комментирует необходимые сюжеты, предъявляет познавательные задания. Индивидуальная форма — самостоятельное изучение студентами содержания обучающих программ (в том числе через интернет-технологии в контексте дистанционного обучения), что особенно актуально при огромном объеме исторического материала, изучить который в ходе аудиторной работы обычно не удаётся. Студенты могут индивидуально работать с ЭОР также при подготовке к семинарским занятиям по заданиям преподавателя или в ходе самих занятий.
Особое внимание на факультете уделяется работе по созданию базы данных, которая должна стать основой для разработки образовательного портала факультета. База представляет собой коллекцию взаимосвязанных данных, ориентированную на удовлетворение информационных нужд студентов и преподавателей. На сегодняшний день в базу включено уже более 2000 объектов различных типов: текстовые, графические, медиаобъекты. Например, в базе размещены различные нормативные акты и внутренние документы факультета, научная и
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ
учебная литература, файлы с кинохроникой и иллюстративные материалы, ссылки на образовательные интернет-ресурсы. Учебно-методическая лаборатория проводит библиографическую и источниковедческую работу по поиску и описанию информационных ресурсов, в базу включаются только те ресурсы, которые имеют дидактическую и научную ценность, соответствуют специфике факультета. К данным, размещенным в базе, организованы разные уровни доступа.
Несмотря на все достоинства применения ИКТ при освоении студентами учебного содержания, необходимо отметить и возможность возникновения некоторых педагогических рисков при организации учебной работы в ИКТ-насыщенной среде. Известно, что освоение мировоззренческого потенциала исторического знания зависит не только от содержания и способов предъявления информации, но и от характера учебной деятельности студентов. Такая деятельностная сторона исторического образования подразумевает, например, изучение оценок исторических событий, явлений, личностей, что означает и рассмотрение нескольких противоположных оценок; выявление взглядов, мотивов, которые лежат в основе отдельных оценок; обоснование собственного отношения к событиям прошлого и настоящего. Подобная деятельность, по нашему мнению, будет гораздо эффективнее, если организуется путем непосредственного контакта между преподавателем и студентом, путём их живого общения.
Второе направление применения ИКТ в обучении студентов-историков связано с реальной педагогической практикой, которая диктует необходимость познакомить будущих учителей истории с современными информационными технологиями в обучении предмету. На факультете социальных наук эта задача реализуется через изучение студентами специальной дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании». Основные задачи второй части данного курса («Компьютерные технологии в образовании»): раскрыть потенциал со-
временных средств информационных и коммуникационных технологий в обучении истории в средней школе; заложить основы методических знаний о способах эффективного использования ИКТ в обучении истории; сформировать у студентов в рамках аудиторных занятий опыт применения новых информационных технологий обучения в работе учителя истории.
На лекционных занятиях студенты знакомятся с особенностями различных типов электронных учебных материалов, используемых в образовательном процессе. На лекциях также формируются основы умений анализировать программные продукты по истории с точки зрения их эффективности для процесса обучения и умения проектировать процесс обучения истории с использованием ЭОР.
Главная задача практических занятий — формирование методических умений использования ЭОР и интернет-ресурсов на уроках истории — реализуется через индивидуальную и групповую формы работы. Так, после знакомства с какой-либо компьютерной программой по истории и её методического анализа студентам могут быть предложены задания по группам: каждой группе разработать свои варианты организации познавательной деятельности школьников с учебными материалами программы. Для отработки и закрепления разработанных приёмов на занятиях, как правило, моделируется ситуация урока: один из студентов осуществляет деятельность учителя, представляя при этом разработанный им прием, остальные — деятельность учащихся. Задания, предлагаемые студентам, зависят от дидактических возможностей программных продуктов по истории. Например, это могут быть задания на разработку методических приемов использования материалов ЭОР для формирования умений учащихся работать с историческими документами, исторической хронологией, картографическими данными.
На практических занятиях студенты создают и собственные дидактические материалы средствами новых информационных
технологий (в среде процессора презентаций MS PowerPoint, с помощью программы HyperTest, др.) и разрабатывают методику их использования на уроках истории.
Изложенная модель изучения студентами-историками проблем компьютерного обучения в средней школе даёт возможность будущим учителям начать свою профессиональную деятельность с учётом новейших разработок в области методики использования ИКТ в обучении истории.
ИКТ на факультете социальных наук применяются и для осуществления контрольно-диагностических функций в учебном процессе (третье направление использования ИКТ), что позволяет максимально автоматизировать и оптимизировать организацию контроля над учебными достижениями студентов, вовремя вносить необходимые коррективы в процесс их обучения. Например, на факультете существуют широкие возможности для проведения компьютерного тестирования знаний и умений студентов, для данных целей задействовано несколько электронных продуктов («HyperTest», «SunRav TestOfficePro 3.12»,
«Конструктор тестов-4»). В 2008 г. сотрудниками учебно-методической информационной лаборатории разработан и сейчас в экспериментальном режиме апробируется электронный модуль для организации дистанционного on-line контроля учебных достижений студентов.
Итак, внедрение ИКТ в образовательный процесс на факультете социальных наук осуществляется по нескольким направлениям, реализация которых и формирует информационно-образовательное пространство факультета. Все эти направления, несомненно, требуют больших финансовых вложений: создание компьютерных классов, разработка электронного учебного обеспечения, требуется повышение квалификации преподавательского состава. Однако все затраты на внедрение ИКТ оправданы, так как данные технологии обучения не только способствуют повышению уровня профессиональной подготовки студентов-историков, но и создают условия для готовности молодого поколения решать самые разнообразные проблемы в новом, информационном обществе.
Примечание
1. Антонова Т. С., Харитонов А. Л. История нас рассудит! (О методике применения мультимедийного курса) // Компьютер в школе. 1999. № 8. С. 23.