УДК 378.4
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
© Маланов Иннокентий Александрович
доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета E-mail: pedagogika@bsu.ru
© Мадаева Елена Николаевна
магистрант 2-го курса Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: pedagogika@bsu.ru
В статье обосновывается необходимость формирования у будущих учителей истории инфокоммуникационные компетенций. Авторы предлагают модель освоения студентами технологии обучения школьников истории.
Ключевые слова: информатизация, инфокоммуникационные технологии обучения, профессиональная подготовка будущих учителей истории, компьютерные обучающие программы.
Современное образование основано на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Выпускникам любой школы предстоит жить в мире, в котором необходимо умение использовать информационные и коммуникационные технологии, это будет влиять на их жизненный успех. Правильно применять данные технологии можно, если активно работать с ними в учебном процессе, постоянно развиваясь и используя их не только в своей профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни.
Казалось, совсем не давно, при обсуждении проблем информатизации школ, многие говорили об острой нехватке компьютеров, либо их нехватке. Сейчас же, в школах нет такой проблемы, что не хватает персонального компьютера, но, не во всех школах их используют на всех предметах. Анализ их использования показывает, что применяются они только на уроках информатики или физики. Но информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе, в целом, в частности, при преподавании гуманитарных учебных предметов.
И действительно, как показывает практика, далеко не всегда учителя истории используют компьютеры даже при преподавании тем школьного курса истории, которые предполагают их применение. Причина такого положения в преподавании истории и других гуманитарных дисциплин заключается в том, что в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, в частности истории, мало уделяется внимания формированию у студентов умений и навыков использования инфокоммуникационных технологий в обучении школьников.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО_
2017. Вып. 2
Обучение студентов-историков на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий может осуществляться по нескольким основным направлениям. Первое направление — это применение ИКТ в процессе обучения студентов историческим и другим социальным наукам, которым всегда уделялось мало времени, именно при работе с компьютером. Второе — обучение проектирования электронных учебных материалов для системы общего образования, методическим приемам использования электронных образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов на уроках истории, где студенты могут воспользоваться компьютером и легко справиться с выполнением заданий. Третье направление — использование ИКТ для осуществления контрольно-диагностических функций в учебном процессе.
Остановимся подробнее на первом направлении — применение ИКТ в учебном процессе и, прежде всего, на такой форме, как использование ИКТ при освоении студентами учебного содержания, например, дисциплин исторического цикла. Здесь очень важно продемонстрировать наглядно материал, ведь так он запоминается гораздо легче. В этом случае возникает вопрос о необходимости применения качественных электронных учебных материалов, которые могут эффективно обеспечивать процесс освоения студентами главных компонентов содержания: исторических знаний, умений, компетентно-стей. С позиций дидактики такое учебное обеспечение — важнейшая составляющая информационных технологий. Каким оно должно быть?
По нашему мнению, информатизация профессиональной подготовки будущих учителей истории должна предполагать создание новых образовательных программ, которые будут направлены на ускорение обучения студентов и совершенствование управления преподавателем учебной работой студентов. На сегодняшний день, с точки зрения разработчиков первого в отечественной практике мультимедийного учебника истории Т. С. Антоновой и А. Л. Харитонова, сложились три методических подхода к созданию компьютерных программ для учебного процесса: 1) создание мультимедийных энциклопедий, которые помогают получить быстрый доступ к большим объемам необходимой информации; 2) разработка гипертекстовых учебников, где основным компонентом является текст с гиперссылками, а также может присутствовать иллюстрированный материал и модуль контроля; 3) создание «мультимедийных экранизаций» лекционных курсов, где ведущими являются мультимедийные возможности персонального компьютера.
В целом мы считаем более распространенным в обучении школьников третий подход. Компьютерные обучающие программы по истории должны носить наглядное и звуковое сопровождение. Наглядным сопровождением могут быть художественные полотна, кинохроника, фотографии, картины, схемы, диаграммы. Звуковое сопровождение — дикторский текст, музыкальные произведения. Текста в данном случае должно быть минимум. Текстовые модули могут содержать электронные изображения исторических документов: различные виды письменных исторических источников, отрывки из работ учёных-историков, терминологию, познавательные задания. Обучающая программа должна содержать и модули контроля, которые, кроме осуществ-
ления немедленной оценки каждого ответа студента, должны предполагать выявление плохо усвоенного материала, побуждать к его повторению, оказывать консультации, помощь обучающемуся. Кроме того, необходим и развивающий модуль, который может управлять познавательной деятельностью студентов при формировании у них учебных умений. Созданная на таких принципах компьютерная программа будет осуществлять управление процессом индивидуального усвоения обучающимися исторических знаний и умений, способствовать образному восприятию материала, оказывать эмоциональное воздействие на пользователей.
Без сомнений, применение ИКТ несет много достоинств в усвоении программы студентами, но могут возникнуть различные риски. Известно, что освоение мировоззренческого потенциала исторического знания зависит не только от содержания и способов предъявления информации, но и от характера учебной деятельности студентов. Такая деятельностная сторона исторического образования подразумевает, например, изучение оценок исторических событий, явлений, личностей, что означает и рассмотрение нескольких противоположных оценок; выявление взглядов, мотивов, которые лежат в основе отдельных оценок; обоснование собственного отношения к событиям прошлого и настоящего. Подобная деятельность, по нашему мнению, будет гораздо эффективнее, если организуется путем непосредственного контакта между преподавателем и студентом, путем их живого общения.
Второе направление применения ИКТ в обучении студентов-историков связано с реальной педагогической практикой, которая диктует необходимость познакомить будущих учителей истории с современными информационными технологиями в обучении предмету.
На лекционных занятиях студенты знакомятся с особенностями различных типов электронных учебных материалов, используемых в образовательном процессе. На лекциях также формируются основы умений анализировать программные продукты по истории с точки зрения их эффективности для процесса обучения и умения проектировать процесс обучения истории с использованием электронного образовательного ресурса (ЭОР).
Главная задача практических занятий — формирование методических умений использования ЭОР и Интернет-ресурсов на уроках истории реализуется через индивидуальную и групповую формы работы. Так, после знакомства с какой-либо компьютерной программой по истории студентам могут быть предложены задания по группам: каждой группе разработать свои варианты организации познавательной деятельности школьников с учебными материалами программы. Для отработки и закрепления разработанных приемов на занятиях, как правило, моделируется ситуация урока: один из студентов осуществляет деятельность учителя, представляя при этом разработанный им прием, остальные — деятельность учащихся. Задания, предлагаемые студентам, зависят от дидактических возможностей программных продуктов по истории. Например, это могут быть задания на разработку методических приемов использования материалов ЭОР для формирования умений учащихся работать с историческими документами, исторической хронологией, картографическими данными.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО_
2017. Вып. 2
На практических занятиях студенты должны демонстрировать свои навыки с работой компьютера, а именно, разработать собственную методику проведения урока истории.
Изложенная модель изучения студентами-историками технологии компьютерного обучения в средней школе дает возможность будущим учителям начать свою профессиональную деятельность с учетом новейших разработок в области методики использования ИКТ в обучении истории.
Литература
1. Контелов А.В., Лиза Браун. Опыт и практика инновационных технологий для подготовки учителей // Концепт. — 2014. — № 6. — С. 146-150.
2. Казакова А.Р. Реализация личностно-ориентированных педагогических и информационных технологий по подготовке будущих учителей в вузе // Вестник Томского госпедуниверситета. — 2010. — № 10. — С. 52-55.
TRAINING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING FUTURE TEACHER OF HISTORY
Malanov Innokenti A.
doctor of pedagogical sciences, associate professor,
department chair of the general pedagogics of Teacher training college,
Buryat state university
E-mail: pedagogika@bsu.ru
Madayeva Elena N.
undergraduate 2 courses Teacher training college, Buryat state university E-mail: pedagogika@bsu.ru
Need of formation at future teachers of history infocommunication competences is proved in article. Authors offer model of development of technology of training of school students of history by students.
Keywords: informatization, infocommunication technologies of training, vocational training of future teachers of history, the computer training programs.