РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
DEVELOPMENT AND APPLICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE STRUCTURE OF METHODICAL TRAINING OF BACHELORS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Г.А. Федорова G.A. Fedorova
Методическая подготовка, электронный образовательный ресурс, компетентностный подход. В статье представлена система непрерывной методической подготовки бакалавров направления подготовки Педагогическое образование, профиль «Информатика» к эффективной разработке и применению электронных образовательных ресурсов, способствующих активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрены этапы учебной деятельности студентов, в ходе которых осуществляется последовательная теоретическая и практическая подготовка: теоретический, квазипрофессиональный, практический, квалификационный. Представленная система методической подготовки студентов имеет практико-ориентированную направленность и решает задачи формирования и развития ИКТ-компетентности будущих учителей.
Methodical training, electronic educational resource, competency building approach. The system of continuous methodical training of bachelors of the major «Pedagogical education» in Informatics for the effective development and application of electronic educational resources, which contribute to the activation of self instruction of students, is presented in the article. Such stages of learning activity of students as theoretical, quasiprofessional, practical and qualifying are considered. At those stages successive theoretical and practical training is carried out. The presented system of methodical training of students is practice-based; it solves the problems of formation and development of ICT competence of future teachers.
Информатизация образовательного процесса в современной школе реализуется по различным направлениям, среди которых применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках является актуальным [Босова, 2012]. При подготовке будущих учителей к разработке и применению ЭОР, с одной стороны, необходимо ориентироваться на инновационные преобразования в области высшего педагогического образования, с другой - на новые технологические, дидактические требования, предъявляемые к ЭОР [Осин, 2007]. Актуальность применения ЭОР в образовательном процессе определяет востребованность специальной методической подготовки
будущих учителей, которая основана на ком-петентостном подходе, что является необходимым в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению Педагогическое образование [ФГОС ВПО ..., 2009]. В качестве образовательных результатов методической подготовки бакалавров в области разработки и применения ЭОР в образовательном процессе можно определить следующие специальные компетенции:
- знание основных требований, предъявляемых к ЭОР, и умение разрабатывать ЭОР в соответствии с данными требованиями;
Г.А, ФЕДОРОВА. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
- знание организационных особенностей учебной деятельности с применением ЭОР;
- умение проводить экспертную оценку готовых ЭОР и использовать их для организации всех этапов образовательного процесса; владение средствами компьютерной коммуникации;
- умение организовать самостоятельную учебную работу школьников с учебным материалом, представленным в электронном виде;
- умение обеспечивать поддержку оптимальной обратной связи в образовательном процессе с применением ЭОР;
- владение программными инструментами для создания интерактивных, мультимедийных ЭОР, в том числе с применением технологий Веб 2.0;
- владение способами развития мотивации
и познавательного интереса на основе применения ЭОР.
Перечень данных специальных компетенций является компонентом в общей структуре ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления подготовки [Лапчик, 2012].
Методическая подготовка бакалавров педагогического образования профиля «Информатика» в Омском государственном педагогическом университете (ОмГ'ПУ) реализует важный компонент профессиональной деятельности учителя информатики, связанный с формированием и развитием компетентности в вопросах разработки и применения ЭОР в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Этапы такой подготовки представлены в таблице.
Этапы непрерывной методической подготовки бакалавров направления Педагогическое образования профиля «Информатика» к разработке и применению ЭОР
Этапы Учебные мероприятия 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем.
1. Теоретический Изучение дисциплины «Методика обучения информатике»
Изучение дисциплины «Образовательные ресурсы сети Интернет»
2. Квазипрофессиональный Прохождение учебно-технологической практики
3. Практический Прохождение педагогической практики
4. Квалификационный Выполнение выпускной квалификационной работы
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н О
Рч
<
о ^
о о о я
Й
о §
к
а
На теоретическом этапе в ходе изучения дисциплины «Методика обучения информатике» изучаются теоретические основы применения ЭОР на уроках информатики: рассматриваются возрастные особенности организации уроков с применением ЭОР, изучаются методические особенности применения ЭОР на различных этапах урока. Студентами разрабатываются и проводятся в группе фрагменты уроков информатики с применение ЭОР федеральных коллекций цифровых образовательных ресурсов (fcior.edu.гиЦ school-collection.edu.ru/£ window.edu.ru/|). Изучение готовых ЭОР для школьного курса информатики (электронные учебники, пособия, энциклопедии, образова-
тельные модули открытых федеральных коллекций ЭОР) предполагает оценку их функциональных характеристик и дидактических возможностей.
Углубление теоретических основ разработки и применения ЭОР в образовательном процессе, а также формирование соответствующих практических умений реализуется в ходе изучения дисциплины «Образовательные ресурсы сети Интернет». Данная дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров.
Цель дисциплины: развитие способности и готовности бакалавров использовать в своей
«
и w
V S
Ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н
U
W PQ
профессиональной деятельности современные образовательные ресурсы сети Интернете целью профессионального развития и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Содержание дисциплины включает следующие темы.
Тема 1. Общие вопросы применения образовательных ресурсов Интернет. Понятие «образовательный интернет-ресурс». Роль и место образовательных ресурсов сети Интернет в формирующемся информационно-коммуникационном обществе. Дидактические свойства и функции образовательных ресурсов сети Интернета. Обзор образовательных ресурсов российского сегмента Интернет. Обзор интерактивных опПпе-сервисов для создания образовательных ресурсов; технологии и сервисы коллективного создания образовательных интернет-ресурсов.
Тема 2. Правовые аспекты образовательных интернет-ресурсов. Знакомство с основными положениями российского законодательства, регламентирующего использование информационных ресурсов Интернета.
Тема 3. Технологические основы применения сетевых образовательных ресурсов для организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в обучении: особенности работы учащихся с информационными ресурсами; виды деятельности учащихся с информационными образовательными ресурсами; сетевые сообщества учащихся - структура, дидактические возможности. Технология планирования учебных занятий с использованием сетевых образовательных ресурсов. Веб-квесты. Телеконференции. Проектно-коммуникативные методы.
Лабораторный практикум дисциплины предполагает активное изучение и применение сервисов web 2.0. для разработки электронных образовательных ресурсов.
Лабораторная работа 1. Обзор интернет-технологий для создания образовательного контента. Оформление результата: разработка интеллект-карты «Аннотированный путеводитель по образовательному Рунету» (www.
mind-map.ru), временной ленты «Этапы развития интернет-технологий» (Dipity.com).
Лабораторная работа 2. Знакомство сфунк-циональным наполнением образовательных интернет-ресурсов: сайты библиотек, информационные услуги электронных библиотек. Оформление результата: презентация «Функционал электронной библиотеки» (prezi.com).
Лабораторная работа 3. Знакомство с функциональным наполнением образовательных интернет-ресурсов: педагогические сетевые сообщества. Оформление результата: участие в форуме виртуального методического сообщества учителей информатики (http://vmo.obr55. ru/); комментирование статей, представленных на интернет-конференции ВМО учителей информатики.
Лабораторная работа 4. Применение сервиса Dabbleboard.com для коллективного создания образовательного контента. Оформление результата: интерактивный плакат для урока информатики (7-9 класс).
Лабораторная работа 5. Образовательный видеоконтент сети Интернет. Оформление результата: коллекции ссылок на учебные видеоролики по информатике и ИКТ, представленные в сети Интернет (http://moemesto.ru/).
Лабораторная работа 6. Создание интерактивных заданий в сервисе Classtools.net и Learningapps. Результат: комплекс интерактивных заданий по информатике для разных уровней обучения (2-4 классы, 5-6 классы, 7-9 классы).
Лабораторная работа 7. Образовательные веб-квесты. Оформление результата: разработка образовательного Веб-квеста по информатике и ИКТ для учащихся 5-9 классов.
Лабораторная работа 8. Разработка образовательного блога. Оформление результата: тематический образовательный блог по информатике и ИКТ (www.blogger.com).
В ходе выполнения лабораторных работ студенты создают портфолио. Далее после представления ресурсов группе, проведения преподавателем и студентами экспертизы и взаимооценки лучшие работы размещаются на образовательном портале «Школа» ОмГПУ (http://school.
Г.А. ФЕДОРОВА. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
omgpu.ru/) в разделе «Электронные образовательные ресурсы». Данная коллекция является открытой и доступна учителям и студентам для применения в практической деятельности.
Квазипрофессиональный этап. Учебно-технологическая практика бакалавров призвана углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по вопросам применения ЭОР в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Профессиональная деятельность учителя информатики включает разработку собственных электронных образовательных ресурсов и умение использовать их с целью повышения эффективности учебного процесса, поэтому в содержании учебно-технологической практики представлены задания, связанные с разработкой ЭОР следующих видов:
- учебные видеоролики;
- динамические схемо-знаковые модели учебного материала;
- интерактивные мультимедийные презентации для различных этапов урока информатики;
- электронные образовательные ресурсы для интерактивной доски;
- контролирующие ЭОРы с автоматизированной проверкой результатов.
Результатом учебно-технологической практики является портфолио, включающее электронное приложение - комплекс ЭОР и описание технологий их применения в процессе обучения информатике. Лучшие разработки студентов составляют также основу методической копилки ЭОР на образовательном портале «Школа».
Система дистанционного обучения М0001_Е, на базе которой разработан портал «Школа», обладает богатым набором современных инструментов, поддерживающих образовательные интернет-технологии, основанные на активном взаимодействии пользователей между собой и с контентом веб-ресурса. В ходе учебно-технологической практики студенты изучают функционал системы и разрабатывают интерактивные ЭОР с помощью инструментов М0001_Е. Концептуальными основаниями для разработки данных ресурсов являются:
- логическая завершенность, представленного в ЭОР учебного материала;
- реализация основных этапов обучения (получение информации; практические задания; контроль учебных достижений); интерактивность (обеспечивает расширение самостоятельной учебной работы);
- мультимедийное^;
- интерактивность.
Студенты по согласованию с учителями информатики закрепляются по группам (3-4 человека) за электронными курсами информатики и ИКТ, представленными в разделах образовательного портала «Школа» «Виртуальные школы» и «Дистанционные курсы по предметным областям». В результате взаимодействия с учителями информатики (автором сетевого курса) и под руководством преподавателя (руководителя учебной практики) студенты принимают участие в разработке образовательного контента и его апробации в реальном педагогическом процессе. Разработанные в ходе учебно-технологической практики ЭОРы могут быть использованы на лабораторных занятиях по дисциплине «Методика обучения информатике», также являются полезными для практикующих учителей информатики, которые используют в своей профессиональной деятельности средства информационных и коммуникационных технологий.
Практический этап. Материалы портфолио, разработанные студентами в ходе изучения дисциплины «Образовательные ресурсы сети Интернет» и учебно-технологической практики, используются студентами на педагогической практике. Обучение школьников с использованием ЭОР в период педагогической практики способствует формированию у студентов методической компетентности в области дистанционного и смешанного обучения. Применение данных ресурсов студентами в период педагогической практики и практикующими учителями в ходе профессиональной деятельности способствует не только расширению доли самостоятельной учебной деятельности учащихся, но и внедрению новых, смешанных форм обучения.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
Квалификационный этап посвящен выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), которая предполагает реализацию студентами методики обучения информатике с применением ЭОР:
- обоснование выбора темы и формулировка педагогических задач, решаемых в ходе применения ЭОР;
- проведение констатирующего исследования, обоснование проблемы, цели и задач ВКР;
- теоретическое обоснование и разработка методики обучения выбранной теме школьного курса информатики, комплекса дидактических материалов, учебных заданий для учащихся творческого, исследовательского характера с применением ЭОР;
- представление результатов апробации методической разработки, которая была организована в период педагогической практики.
Особенностью и новизной представленной в статье методической системы является то, что студенты уже на этапе вузовской подготовки включены в методическую работу преподавателей, учителей по разработке и применению ЭОР, что объединяет высшую педагогическую и общеобразовательную школы. Данный факт имеет актуальное значение в условиях компетент-ностного подхода при подготовке студентов педагогического вуза. Апробация системы непрерывной методической подготовки будущих учителей информатики к разработке и примене-
нию ЭОР осуществляется в ОмГПУ с 2009 г. Результаты итоговой аттестации студентов демонстрируют успешное развитие указанных выше составляющих ИКТ-компетентности. Активизация и практикоориентированнось учебной деятельности студентов способствует формированию готовности будущих учителей информатики к эффективному использованию ЭОР в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Библиографический список
1. Босова Л.Л. Типология электронных образовательных ресурсов какосновополагающегоком-понента информационно-образовательной среды // Материалы II Всероссийской конференции «Применение ЭОР в образовательном процессе» ИТО-ЭОР-2012». URL: http:// msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548
2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность бакалавров образования // Информатика и образование. 2012. № 2. С. 29-33.
3. Осин A.B. ЭОР нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа-системы // Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». URL: http://window.edu.ru/library/ pdf 2txt/-271/45 271/2 2049
4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/ prm788-l.pdf