Tsvetkova Svetlana Evgenievna, Malisheva Elena Yurievna THE MASTERS'CONTACT INDEPENDENT ACTIVITY ..
pedagogical sciences
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0069
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2019
Цветкова Светлана Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
теории и практики иностранных языков и лингводидактики Малышева Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Процесс модернизации высшего профессионального образования предполагает эффективное внедрение в учебный процесс средств новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Используя многообразие форм, методов и средств обучения, преподаватели все чаще обращаются к современным информационно-образовательным ресурсам для решения различных дидактических задач. Целью данной статьи является рассмотрение дидактических возможностей информационной образовательной среды вуза, определяющих эффективную организацию и контроль самостоятельной иноязычной деятельности, соответственно, формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) магистрантов в сфере профессионально-делового общения. В основной части статьи рассмотрен опыт использования ИКТ в образовательной сфере, описанный в научно-педагогических исследованиях (П. И. Сердюков, И. Е. Гречихин, О. А. Минеева, М. В. Даричева, С. Е. Цветкова, И. А. Малинина, Ю. М. Борщевская и др.). Авторы статьи отмечают актуальность и необходимость создания условий смешанного обучения (blended learning) магистрантов. Использование дидактических возможностей системы Moodle, создание электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) позволяют эффективно организовать контактную самостоятельную работу обучающихся; обеспечить индивидуализацию обучения, возможности текущего и промежуточного контроля; дать объективную оценку иноязычной деятельности. В заключении обоснованы теоретическая и практическая значимость статьи.
Ключевые слова: Средства новых информационно-коммуникационных технологий; информационная образовательная среда вуза; модульная объектно-ориентированная обучающая среда; смешанное обучение (blended learning); контактная самостоятельная работа; дидактические возможности; индивидуализация обучения; организация текущего, промежуточного контроля; объективное оценивание; повышение мотивации.
THE MASTERS'CONTACT INDEPENDENT ACTIVITY ORGANISATION IN THE INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2019
Tsvetkova Svetlana Evgenievna, PhD (Pedagogy), assistant professor of Chair "Theory and practice of foreign languages and linguodidactcs" Malisheva Elena Yurievna, senior lecturer of Chair "Theory and practice
of foreign languages and linguodidactcs" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulianov str., 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Effective introduction of the means of new information and communication learning technologies (ICT) is considered to be adopted in the process of modernization of the higher professional education. Using various forms, methods and means of learning teachers are sure to refer to contemporary information and educational resources to solve numerous didactic questions. The purpose of the article under analysis is to view didactic opportunities of the information educational environment in a higher institution, defining a rational organization and control of the independent foreign language activity and formation of the foreign language communicative competences (FLCC) of masters in the sphere of professional business communication respectively. The main part of the article describes the experience of using the information and communication learning technologies (ICT) in the educational environment, described in pedagogic research works (P. I. Serdukov, I. E. Grechihina, O. A. Mineeva, M. V. Daricheva, S. E. Tsvetkova, I. A. Malinina, YU. M. Borshevskaya). The authors of the article mark the actuality and necessity of the developing of the masters' blended learning. The use of the didactic opportunities of Moodle system, creation of the e-learning methodological complex (ELMC) enable the effective contact independent activity of students, study personalization, current and intermediate control, objective assessment of the foreign language activity. In conclusion the article proves its theoretical and practical validity.
Keywords: New information and communication learning technologies (ICT), informational educational environment, module object oriented learning environment, blended learning, contact independent activity, didactic opportunities, study personalization, current and intermediate control, objective assessment, motivation growth.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Происходящий сегодня процесс модернизации высшего профессионального образования ориентирован на создание образовательной системы, отвечающей требованиям информационного общества, что предполагает эффективное внедрение в учебный процесс средств новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Используя в своей работе многообразие форм, методов и средств обучения, преподаватели все чаще обращаются к современным информационно-образовательным ресурсам для решения различных дидактических задач.
В Статье 15 Закона РФ «Об образовании» электронное обучение трактуется как реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Использование средств ИКТ непосредственно в образовательной сфере вызывает значительные изменения в организации учебного процесса, формах и методах обучения. При этом переход на получение непрерывного образования в течение всей жизни предполагает сформированность «умения учиться, самостоятельно добывая информацию, извлекая из нее полезные знания» [1, с. 193]. Поэтому вопросы, связанные с анализом дидактических свойств и разработкой методик применения ИКТ в учебном процессе, являются актуальными, о чем свидетельствуют работы как отечественных, так и зарубежных авторов (А. А. Андреев, Н. В. Ивушкина, И. Е. Гречихин, С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, Т.С. Фещенко,
педагогические науки
Цветкова Светлана Евгеньевна, Малышева Елена Юрьевна ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...
О. А. Минеева, М. В. Даричева, И. В. Роберт, K. Evelin, B. Oliver, J. Higgins, S. Papert, T. Russel и др.).
Анализируя опыт использования ИКТ в образовательном процессе, М. В. Даричева отмечает, что новая форма обучения - blended learning (смешанное обучение) объединяет преимущества традиционного и электронного обучения, обусловливая развитие одновременно социальных и информационных компетенций. В процессе профессионально-иноязычной подготовки эффективное применение получили Интернет-тренажёры, электронные образовательные порталы, обучающие интернет-программы, словари, энциклопедии. Популярной формой взаимодействия стала блогосфера на базе wordpress. com, активно реализуется внедрение системы Moodle и разработка электронных учебных курсов по иностранному языку [2].
Значительное число педагогических исследований посвящено рассмотрению дидактических возможностей компьютерной программы в качестве средства поддержки учебной иноязычной деятельности (П. И. Сердюков, Н. Х. Фролова, С. Е. Цветкова, И. .А. Малинина [3; 4; 5] и др. Раскрывая методику формирования межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) у будущих экономистов, С. Е. Цветкова отмечает педагогическую целесообразность применения мультимедиа и авторской компьютерной программы в овладении тезаурусом межличностного и делового профессионального общения; в оптимизации процесса поискового /изучающего чтения, обусловливающего, в частности, формирование этнографических навыков направленного наблюдения [6, с. 97-99].
В работах С. Е. Цветковой, И. А. Малининой, Н. Н. Ко-валёвойобоснованы следующие аспекты: актуальность использования автоматизированных курсов в процессе профессионально-иноязычной подготовки; преимущества проведения практических занятий в компьютерном классе; роль обучающей программы в процессе интенсификации обучения профессионально-иноязычному общению. Авторы отмечают, что компьютерный курс является частью учебно-методического комплекта наряду с основной учебно-методической литературой по дисциплине; связан с конкретным курсом профессионально-иноязычной подготовки по структуре, содержанию и применяемым технологиям, образовывает с ним единое целое и являться средством его информационной поддержки. Ведущая роль в организации и управлении учебным процессом принадлежит преподавателю, в то время как возможности обучающей программы используются для оказания опосредованных управляющих воздействий. Организация самостоятельной тренировочной деятельности посредством автоматизированного курса ориентирована на развитие всех ключевых компетенций в структуре иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) [7, с. 154-155; 8, с. 243].
Развитие интернет-технологий значительно актуализировало использование интернет-сайтов в целях организации самостоятельной иноязычной деятельности. Анализируя дидактические возможности интернет - ресурсов, педагоги-исследователи подчёркивают необходимость и значительные преимущества их использования в качестве средств обучения иностранному языку [9, 10].
Так, в результате анализа дидактических возможностей онлайн ресурсов, Ю. М. Борщевская отмечает, что они позволяют: найти дополнительные источники образовательных материалов; улучшить навыки аудирования, чтения, говорения и письма; обогатить словарный запас; создать условия для ознакомления с культурами разных стран [10, с. 43].
В условиях смешанного обучения (blended learning) всё больший интерес и отклик среди педагогов-исследователей вызывают возможности электронной образовательной среды вуза [11 -14].
Как отмечают О. А. Минеева, М. В. Даричева, од-
ной из самых популярных открытых информационных систем является система Moodle (модульная объектно-ориентированная обучающая среда), обладающая значительным педагогическим потенциалом для решения различных целей образовательного процесса. О. А. Минеева, М. В. Даричева дают описание разработанного ими ЭУМК «Немецкий язык», обладающего значительными преимуществами в плане организации самостоятельной учебной деятельности бакалавров в неязыковом вузе и активно применяемого в учебном процессе [15, с. 132].
Дидактические возможности платформы электронного обучения (e-learning) неоднократно проанализированы в работах С. Е. Цветковой, И. А. Малининой, Н. Н. Ковалёвой и др. [16-21]
Формирование целей статьи. Постановка задания. Целью данной статьи является рассмотрение дидактических возможностей информационной образовательной среды вуза (платформы электронного обучения) и других альтернативных информационных средств, определяющих эффективную организацию и контроль самостоятельной иноязычной деятельности, соответственно, формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) магистрантов в сфере профессионально-делового общения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В условиях обучения в очной магистратуре значительно возрастает доля самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Необходимость перехода на индивидуальный график обучения актуализирует создание условий смешанного обучения (blended learning), организацию контактной самостоятельной работы (КСР) магистрантов в условиях единого образовательного пространства.
Анализ дидактических возможностей системы Moodle, создание и внедрение электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) позволяют авторам заключить, что их применение позволяет решить эти задачи, обеспечить индивидуализацию обучения [22].
Средства новых информационных технологий, отмечает И. Е. Гречихин, исключают стихийность в получении необходимой информации, гарантируют её оперативное поступление студенту [23, с. 10]. Использование возможностей ЭУМК позволяет организовать работу с учебной иноязычной информацией в удобном индивидуальном режиме.
Используя элемент «Файл» преподаватель имеет возможность загрузить материалы учебно-методического пособия в формате PDF, также необходимые аудио и видеофайлы.
Каждая тема (юнит), данная в файле, включает в себя несколько взаимосвязанных микротем, необходимый иноязычный тезаурус, задания по видам иноязычной деятельности, ориентированные на формирование ключевых компетенций в структуре ИКК.
Настройки элемента позволяют ввести название темы, дать её краткое описание, разместить его над ресурсом «файл» на странице курса. Блочная организация учебного материала, включающая чёткую постановку целей, позволяет магистрантам определить собственную траекторию учения.
В качестве второго варианта для загрузки темы (юни-та), в целях более наглядной презентации с учётом наличия отдельных микротем, может быть использован элемент «Книга».
Он позволяет представить длинную текстовую информацию, разбитую на разделы. Название и описание темы отображается на странице курса под соответствующим ресурсом. Если книга «открыта», справа на экране в отдельном блоке отображаются ссылки на названия разделов, обеспечивающие доступ на соответствующую страницу.
Следует отметить, что в целях рациональной органи-
Tsvetkova Svetlana Evgenievna, Malisheva Elena Yurievna pedagogical
THE MASTERS'CONTACT INDEPENDENT ACTIVITY ... sciences
зации КСР преподаватель может использовать несколько форматов курса. Например, в формате «Разделы по неделям» курс организован по неделям, с чёткой датой начала и окончания.
В формате «Разделы по темам» курс делится на темы, соответственно, микротемы, которые имеют соответствующее название.
Чтобы обеспечить возможность повторения пройденного ранее грамматического материала, целесообразно применить элемент «Страница». Настройки позволяют ввести название раздела по грамматике и его описание, которое (в случае необходимости) отображается на странице курса под данным ресурсом. В поле «Содержание страницы» следует разместить соответствующий грамматический материал.
Более сложный и объёмный грамматический материал рассматривается авторами статьи как элемент лекции в контексте практических занятий по деловому иностранному языку.
Следовательно, для повторения, либо более тщательной отработки грамматических явлений целесообразно использование элемента «Лекция». Данный ресурс строится по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями, что обеспечивает возможности саморегулируемого обучения, необходимой тренировочной деятельности и самоконтроля.
Элемент «Задание» позволяет организовать самостоятельную работу студентов, текущий и промежуточный контроль; обеспечивает возможность загрузить выполненные работы в систему.
В определённом разделе (теме) создаётся данный элемент курса, даётся его краткое описание. Затем преподаватель прикрепляет ресурс (типа «Файл») с определёнными заданиями, например: иноязычный тезаурус, который следует составить; текст, фрагменты которого следует перевести; задания на понимание прочитанного/ прослушанного, которые следует выполнить. Ответы, как правило, размещаются в виде файла и текста.
Студенты загружают выполненные задания, преподаватель проверяет их, оставляет отзыв и выставляет оценку.
Другим элементом, позволяющим провести самоконтроль, текущий и промежуточный контроль, является элемент «Тест». Данный элемент позволяет создать различные варианты заданий; обеспечить их автоматическую проверку и, тем самым, освобождает преподавателя от множества рутинных действий и операций.
Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).
В системе МооШе используются следующие виды тестовых заданий:
- задания с альтернативным выбором (верно /неверно);
- с формой ответа «множественный выбор», когда правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов;
- на соответствие (перекрёстный выбор);
- на установление правильной последовательности;
- со свободно-конструируемой формой ответа.
Хорошо сконструированный тест, даже с формой
ответа «множественный выбор», предоставляет необходимую информацию о степени усвоения материала обучающимися.
Элемент «Форум» позволяет обеспечить опосредованное управление учебным процессом, обратную связь между преподавателем и студентами, создать необходимые для этого сообщения. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и содержать вложения.
При создании курса в нулевом разделе автоматически создаётся «Новостной форум», который является основным средством взаимодействия между преподавателем и студентами. При необходимости 282
может изменить его название на более приемлемое.
В начале каждого раздела (темы) целесообразно создание «Общего форума», основной функцией которого является обсуждение вопросов, возникающих у обучающихся в процессе работы с иноязычным учебным материалом; предоставление необходимых консультаций и методических указаний со стороны преподавателя.
Одной из важнейших задач управления учебным процессом является мониторинг оценки сформирован-ности умений и навыков, составляющих ключевые компетенции.
Система Moodle имеет для этого журнал оценок, основной инструмент, значительно облегчающий процесс оценивания знаний студентов. Например, на странице «Отчёт по оценкам» размещена таблица, предоставляющая данные о каждом пользователе и его оценках для каждого элемента курса.
Кроме того, система обладает возможностью экспорта оценок с курса, который необходим для сохранения оценок на ПК и распечатки.
Итак, использование возможностей Moodle позволяет решить следующие задачи профессионально-иноязычной подготовки магистрантов.
- Обеспечить освоение дисциплины «Деловой иностранный язык» в режиме «blended learning»;
- Организовать СУД магистрантов и индивидуализацию (индивидуальный график) обучения посредством информационного взаимодействия во время внеаудиторной работы;
- Использовать возможности ЭУМК «Деловой иностранный язык» в целях оценивания самостоятельной иноязычной деятельности;
- Организовать текущий и промежуточный контроль освоения основного материала дисциплины по видам иноязычной деятельности, составляющим иноязычной коммуникативной компетенции.
В целом, возможности ЭУМК в системе Moodle позволяют провести мониторинг освоения дисциплины по следующим видам иноязычной деятельности.
1. Освоение иноязычного тезауруса по темам, повторение и закрепление грамматических явлений и форм (составляющие лингвистической /языковой компетенции).
2. Репродуктивные виды иноязычной деятельности; способность к пониманию прочитанного /прослушанного делового профессионального контента (составляющие дискурсивной, также лингвистической компетенций).
3. Продуктивные виды иноязычной деятельности; способность к выполнению письменного проблемно-проектного /творческого задания (составляющие речевой, также дискурсивной, лингвистической компетенций).
Итак, ЭУМК обеспечивает возможности выполнения и оценивания творческих заданий, таких как, письмо-сообщение о компании, либо презентация.
Система обеспечивает проверку выполнения творческих проблемно-проектных заданий (элемент «задание») и размещение их для взаимной оценки (элемент «форум»).
Тем не менее, отдельные технологии оценивания возможно и целесообразно реализовать именно в режиме аудиторного занятия, при наличии прямых социальных контактов. К ним следует отнести:
- чтение по ролям (инсценирование деловых переговоров);
- говорение, т.е. умения непосредственного взаимодействия (деловое общение по телефону; вопросная беседа).
Обучающиеся имеют возможность набрать баллы за данные элементы курса в процессе промежуточной аттестации (зачёт /экзамен).
Тем более, что данные формы промежуточной аттестации предполагают наличие продуктивных видов ре-
педагогические науки
Цветкова Светлана Евгеньевна, Малышева Елена Юрьевна ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТАКТНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ...
чевой деятельности в форме непосредственного общения (вопросно-ответная беседа).
Всё вышеизложенное позволяет констатировать, что возможности платформы электронного обучения позволяют эффективно реализовать обучение магистрантов в режиме смешанного обучения (blended learning). Тем не менее, в отдельных случаях рационально использование иных средств обмена информацией в качестве альтернативы Moodle (блог преподавателя, беседа/учебная группа в контакте, e-mail). Их применение может быть целесообразно по следующим причинам.
1. Преподаватель на данный период времени не достаточно освоил специфику работы в обучающей среде вуза, не знаком с определёнными правилами и условиями создания ЭУМК.
2. Наряду с учебно-методическим пособием используется дополнительная литература (из фонда кафедры), а именно, материалы аутентичных учебников как часть УМК [24, 25]. Отметим, что такой подход скорее необходим, нежели желателен в контексте иноязычного образования в неязыковом вузе. При этом целесообразны методические указания к выполнению соответствующих заданий учебника, а гиперссылка на его выходные данные не имеет смысла.
3. Общий «деловой блок», универсален для всех профилей магистрантов, изучающих язык делового общения. Следовательно, одни и те же электронные обучающие ресурсы используются не зависимо от незначительных вариаций в названии дисциплины. Например: «Деловой иностранный язык», «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности». В рамках ЭУМК возможно только одно название, соответственно, зачисление на курс слушателей одного профиля.
4. В зависимости от профиля подготовки возможно и целесообразно включение в курс вариативной части. Например, обсуждение преимуществ и недостатков компьютеризации («Technology» [26, C. 84-97]), для профиля «Информационные технологии в образовании». В Moodle таком случае следует создавать несколько ЭУМК, с основным универсальным инвариантным блоком.
5. Возможно размещение целостной темы и методических указаний к выполнению сразу нескольких заданий в рамках одного ресурса (файла). Преподаватель имеет возможность оценить несколько элементов курса внутри одного ресурса на своё усмотрение. При работе в системе необходимо разбить контент на отдельные «задания» (файлы), чтобы система оценила их как отдельные элементы курса.
6. В иноязычном образовании широко используются аутентичные тесты, профессионально разработанные авторами-носителями языка. Кроме того, тесты включены в фонды оценочных средств по дисциплине. При этом разработка автоматизированных тестов в ЭУМК - чрезвычайно трудоёмка и, как правило, не актуальна.
7. В системе «blended learning» задания выполняются и оцениваются дистанционно по мере необходимости реализации индивидуального графика. При этом нет необходимости заполнения «журнала оценок» в системе Moodle оценками за все элементы курса.
Итак, применение известных информационных средств (как альтернативы Moodle) имеет определённые преимущества, значительно упрощает, но не осложняет деятельность преподавателя; позволяет рационально организовать индивидуальный график обучающихся; повышает их учебную мотивацию и эффективность самостоятельной работы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Теоретическая и практическая значимость данной статьи состоит в том, что в ней выделены дидактические возможности информационной образовательной среды вуза, рассмотрены преимущества альтернативных средств обмена информацией, позволяющие рационально организовать само-
стоятельную иноязычную деятельность магистрантов в режиме смешанного обучения (blended learning). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Фещенко Т. С. Умение работать с информацией как фактор развития личности и основа непрерывного образования //Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 193-196. 8
2. Даричева М. В. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе //Вестник Мининского университета. — 2013 - № 1(1) — С. 14. 3
3. Сердюков П. I. Технологiя розробки комп'ютерних програм з шоземних мов. — Кшв: Ленвiт, 1996. — 108 с. 7
4. Фролова Н. Х. Педагогические условия обучения студентов инженерно-педагогического вуза с применением мультимедийных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Н. Новгород, 2002. — 200 с.
5. Цветкова С. Е., Малинина И. А. Применение обучающих компьютерных программ в процессе профессионально-иноязычной подготовки инженеров // Инженерное образование. — 2017. — № 22. — С. 153-164. 13
6. Цветкова С. Е. Концепция формирования межкультурной коммуникативной компетенции у будущих экономистов и пути её реализации: монография. — Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2013. — 163 с. 11
7. Цветкова С. Е., Малинина И. А. Применение обучающих компьютерных программ .... С. 153—164. 13
8. Цветкова С. Е., Ковалёва Н. Н. Интенсификация обучения профессионально-иноязычному общению бакалавров в техническом вузе// Проблемы современного педагогического образования (Симферополь).
— 2017. — № 56-V. — С. 236—248. 10
9. КрайневаН. М., ЗолотоваМ. В., ГришаковаЕ. С. Исследование дидактических возможностей ресурсов социальных сетей (языковых сообществ) и иных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов //Высшее образование сегодня. — 2016. — № 4. — С. 74—78. 4
10. Борщевская Ю. М. Интернет-сайты как источник материала для самостоятельной работы студентов неязыкового вуза // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сб. статей по материалам науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2018. — С. 41—45. 1
11. Бехтерев А. Н., Логинова А. В. Использование системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении профессиональному иностранному языку // Открытое образование. — 2013. — № 4 (99). — С. 91—97.
12. Овчинникова О. М. Разработка курса «Иностранный язык» в системе дистанционного обучения MOODLE //Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4-1. — С. 212—218.
13. Рыманова И. Е. Использование среды Moodle для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 11-2 (29). — С. 164—167.
14. Чаленко Е. С. Электронный курс «Немецкое деловое письмо» в системе управления обучением Moodle // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — Т. 202. — С. 159—165.
15. Минеева О. А., Даричева М. В. //Использование системы Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вектор науки Тольяттинского государствен-ногоуниверситета. Серия: Педагогика. Психология. — 2015. — № 4(23).
— С. 132—136. 5
16. Цветкова С. Е., Малинина И. А. Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной иноязычной деятельности будущих экономистов // Сибирский педагогический журнал (Новосибирск). — 2015. — № 4. — С. 105 —111. 12
17. Цветкова С. Е., Ковалёва Н. Н. Интенсификация обучения профессионально-иноязычному общению .... С. 236—248. 10
18. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-методические вопросы разработки и эксплуатации электронных курсов в педагогическом вузе (на примере электронного курса «Программирование на Python») // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 281-284.
19. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.
20. Гущина О.М., Очеповский А.В. Психологические измерения для оценки эффективности онлайн курса в системе E-learning // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.
21. Снегирева Л.В. Современное состояние проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 398-401.
22. Прохорова О. Н., Штырлин Д. А. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: открытый курс Мининскогоуниверситета [Электронный ресурс]. — URL: https://mooc. mininuniver.ru/enrol/index.php?id=57 (дата обращения: 18.01.2019) 6
23. Гречихин И.Е. Методические подходы к комплексному использованию средств информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки студентов неязыковых специальностей университета: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук /13.00.02. — М., 2004. — 18 с. 2
24. Cotton D., Falway D., Kent S. Market Leader. Pre-Intermediate. Business English Course. — Edinburgh: Pearson Education Ltd., 2012. —
Tsvetkova Svetlana Evgenievna, Malisheva Elena Yurievna THE MASTERS'CONTACT INDEPENDENT ACTIVITY ..
pedagogical sciences
160 c. 14
25. Leo Jones, Richard Alexander New International Business English: Student's book. — Cambridge university press, 2004. — 176 c. 16
26. Evans V., Dooley J. Upstream, intermediate B2: teacher's book. — Express Publishing, 2015 — 186 p. 15
Статья поступила в редакцию 21.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019