УДК 378.147
Цветкова Светлана Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, svetlanatsvetkova5@gmail.com, Нижний Новгород
Малинина Ирина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», mirina-nn@yandex.ru, Нижний Новгород
информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной иноязычной деятельности будущих экономистов
Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение дидактических возможностей информационной образовательной среды, которая позволяет эффективно организовать самостоятельную иноязычную деятельности студентов. Современной тенденцией в системе высшего образования становится перераспределение учебного времени студента, при этом все больший акцент делается на самостоятельную работу, которую целесообразно организовать, применяя средства новых информационных технологий. В центре внимания авторов находятся платформа электронного обучения (e-leaming) и интернет-ресурсы второго поколения Web 2.0, способствующие повышению качества профессионально-иноязычной подготовки студентов в неязыковом вузе, поскольку позволяют участникам процесса обучения проводить совместную работу, осуществлять контроль за счет эффективной обратной связи, тренировать различные виды речевой деятельности.
Ключевые слова: информационная образовательная среда, электронное обучение, интернет-ресурсы.
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предполагает не только пересмотр существующих подходов к отбору содержания и оценке качества результатов, но и к организации учебного процесса, который сегодня невозможно представить без средств информационных технологий. Необходимость увеличения доли самостоятельной работы при отпущенных часах на иностранный язык несомненна, но она должна быть методически правильно организована и направлена на развитие у студента стремления к совершенствованию уровня владения языком.
Обзор и анализ научно-методической литературы по информатизации образовательного процесса, а также эмпирический опыт работы убеждают нас в том, что интенсификацию и повышение качества профессионально-иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза и, в частности, студентов экономического направления, возможно обеспечить путем применения в учебном процессе средств новых информационных технологий.
Целью данной статьи является рассмотрение дидактических возможностей ин-
формационной образовательной среды как средства интенсификации самостоятельной иноязычной деятельности студентов в условиях смешанного обучения, или «Blended learning». В центре нашего внимания - платформа электронного обучения (e-learning) и интернет-ресурсы второго поколения Web 2.0.
Опыт использования новых информационных технологий как в нашей стране, так и за рубежом свидетельствует о том, что они расширяют дидактические возможности преподавателя, выявляют резервы образовательного процесса, раскрывают потенциальные возможности студентов и обусловливают их развитие (С. А. Бешенков, Р. Вильямс, И. Е. Гречихин, С. Г. Григорьев, В. П. Демкин, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, К. Маклин, С. В. Панюкова, И. В. Роберт, П. И. Сердюков, K. Evelin, J. Higgins, B. Oliver, S. Papert, T. Russel и др.).
Одно из главных преимуществ исследуемой информационной образовательной среды - возможности создания условий для эффективной самостоятельной иноязычной деятельности. Назначение аудиторных занятий состоит в обеспечении эффективного восприятия и понимания новой иноязыч-
ной информации, в создании условий для ее отработки и усвоения. Назначение самостоятельной учебной деятельности - в обеспечении условий для «интериоризации» новых знаний, т. е. для их систематизации и закрепления в контексте самостоятельного разрешения языковых, речевых и логико-информационных задач.
В условиях аудиторного обучения студент адаптируется к системе аудиторных занятий, подчиняясь требованиям и управляющим воздействиям со стороны преподавателя. В условиях самостоятельной иноязычной деятельности «студент адаптирует систему обучения к себе, к своим способностям, темпераменту, создавая, таким образом, свою собственную систему обучения» [4, с. 36].
Как справедливо замечает Т. С. Фещенко, в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения «на первый план выдвигается задача формирования умения учиться, самостоятельно добывая информацию, извлекая из нее полезные знания» [6, с. 193].
Усилия преподавателя должны быть прежде всего направлены на то, чтобы студент осознал цель своей деятельности, принял учебную задачу, смог придать ей личностный (значимый лично для него) смысл [2]. Добровольность, осознанность и активность студентов являются важными условиями эффективной познавательной деятельности.
В условиях изучения иностранного языка в неязыковом вузе, где количество выделяемых на иностранный язык часов невелико, а загруженность профильными дисциплинами весьма значительна, именно применение компьютерных технологий может помочь улучшить профессионально-иноязычную подготовку студентов [1].
Технико-дидактические возможности платформы электронного обучения (e-learn-ing) и интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 позволяют передать им часть управляющих функций преподавателя и создать оптимальную учебную среду, а именно:
- обеспечить условия для самостоятельной работы студентов;
- применить инновационные методы и приемы обучения;
- обеспечить объективный контроль, эффективную обратную связь и индивидуализацию обучения.
Рассмотрим дидактические возможности e-learning и интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в плане организации, управления и самоуправления учебной иноязычной деятельностью студентов.
Использование e-learning как системы управления обучением позволяет интегрировать аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов в единое образовательное пространство.
Сервис «Материалы» предоставляет преподавателю иностранного языка возможность загрузить отдельные модули и разделы конкретного курса иноязычной подготовки в файлах формата PDF.
Модуль в исследовании авторов данной статьи представляет собой логически завершенную дидактическую единицу иноязычной информации по экономике и бизнесу и методы ее реализации. Каждый модуль включает в себя несколько взаимосвязанных микротем, тематические словари, входящие в них, грамматические задания на базе текстов, а также упражнения, ориентированные на формирование всех ключевых коммуникативных компетенций. Блочная организация учебного материала, включающая четкую постановку целей, позволяет студентам - будущим экономистам - определить собственную траекторию учения, применить индивидуальные способы работы с учебным материалом.
Сервис «Задания» позволяет преподавателю составить интерактивные задания с выборочной и свободно конструируемой формой ответа, предназначенные для самоконтроля, а также контроля понимания и усвоения различных аспектов иностранного языка (лексического, грамматического, дискурсивного).
Сервис «Статистика тестирований» позволяет преподавателю получить статистические данные о результатах выполнения тестовых заданий. Сервис «Попытки тестирований» предоставляет информацию о количестве попыток выполнения заданий, предпринятых отдельным студентом.
Использование дидактических возможностей платформы электронного обучения в сочетании с возможностями интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 позволяет обновить методы и приемы работы с иноязычной информацией в режиме онлайн бла-
годаря своей доступности и возможности осуществления опосредованного контроля.
Интернет-ресурс «ESL Video» предназначен для развития навыка аудирования [7]. Программа предоставляет преподавателю следующие возможности:
- загрузить аудио- и видео файл;
- напечатать перевод определенных лексических единиц, необходимый для снятия языковых трудностей при прослушивании текста;
- напечатать текст;
- разработать задания на проверку понимания прослушанного текста с выборочной формой ответа и обратной связью в виде сообщений о результатах выполнения каждого задания.
Образовательный ресурс «Listen and Write» предназначен как для аудирования информации, так и для работы с лексическими единицами и орфографией в процессе написания диктанта [7]. Программа имеет обширную базу данных, из которой можно подобрать текст соответствующего уровня сложности в рамках определенной тематики.
Преподаватель имеет возможность установить подходящий режим написания диктанта. Можно печатать под диктовку целые предложения или вставлять отдельные пропущенные слова, количество которых также можно регулировать. Студенты имеют возможность выполнять задание либо в режиме автопрослушивания, либо использовать функцию «repeat» для повторного прослушивания предложений с необходимыми временными интервалами.
Несомненным плюсом данной программы является продуманная система немедленной обратной связи. Так, при введении слова с клавиатуры предусмотрены разные виды подсказок. Например, его автоматическое завершение или подсказка следующей буквы. По окончании выполнения заданий программа предоставляет необходимые статистические данные об оценке результатов.
Интернет-ресурс «EFL 247» предоставляет преподавателю следующие возможности [7]:
- подобрать тексты для чтения в рамках определенного языкового уровня (Beginner, Intermediate, Advanced) и конкретной тематики;
- составить интерактивные задания на проверку понимания содержания с различными формами ответа (множественный выбор, свободный ответ, упорядочивание и др.).
Данный интернет-ресурс может быть использован как для развития навыков в различных видах чтения, так и для аудирования информации.
Перейдем к рассмотрению особенностей самостоятельной иноязычной деятельности студентов в условиях информационной образовательной среды (табл.).
Из таблицы видно, что методы профессионально-иноязычной подготовки и соответствующие виды иноязычной деятельности направлены на развитие ключевых коммуникативных компетенций, что соответствует целевой направленности компетентностного подхода в образовании (В. Ф. Аитов, И. Б. Будик, Г. В. Елизарова, И. А. Зимняя, О. Ю. Искандарова, З. И. Коннова, И. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. Ю. Петров, И. Л. Плужник, Дж. Равен, М. В. Рыжаков, М. Стобарт и др.).
В процессе самостоятельной иноязычной деятельности систематизация и закрепление языковых знаний осуществляется в контексте разрешения языковых, речевых и логико-информационных задач, что соответствует сущностным характеристикам и рекомендациям деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, С. М. Маркова, Н. Ф. Талызина и др.). При деятельностном подходе к процессу учения, отмечает Н. Ф. Талызина, знания должны рассматриваться как составная часть умений и навыков, представляющих собой действия с определенными свойствами [5].
При составлении интерактивных тренировочных заданий для самоконтроля усвоения учебного материала (е-1еагш^) авторы статьи рекомендуют учитывать особенности входной иноязычной информации на определенных этапах профессиональной подготовки. Так, в контексте данного исследования выделены следующие этапы профессионально-иноязычной подготовки студентов экономического направления.
Первый этап, общенаучный английский (начало первого семестра - середина второго), ориентирован на формирование иноязычной коммуникативной образованности. При этом входная иноязычная информация включает в себя тематику социально-бытового и межличностного общения, актуальную в контексте профессиональной деятельности экономиста.
Особенности самостоятельной иноязычной деятельности
Методы профессионально-иноязычной подготовки Виды иноязычной деятельности Цели иноязычной подготовки
Традиционные, познавательно-тренировочные Работа с лексикой и терминологией (ознакомление и тренировка) Развитие языковой компетенции в составе профессионально-иноязычной коммуникативной
Работа над грамматической стороной речи
Проблемно-поисковые: анализ, поиск, извлечение информации Поисковое чтение (сопровождающее письмо, комментарии) Развитие поисково-аналитических умений в составе логико-информационной (дискурсивной) компетенции. Одновременное развитие логико-композиционных умений, языковой и речевой компетенций
Восприятие и понимание информации на слух Аудирование(сопрово-ждающее чтение, письмо)
Творческие (активные): извлечение, переработка информации Построение высказывания на социокультурную тему, сообщения/доклада с презентацией в рамках профессиональной тематики Развитие логико-композиционных умений в составе логико-информационной компетенции; параллельное развитие речевой компетенции
Коммуникативные, интерактивные, живое интерактивное общение Говорение (устная речевая деятельность) как результат: - поискового чтения (репродуктивная); - выполнения творческого задания (подготовленная) Развитие языковой и речевой ключевых компетенций
Методы контроля овладения лексикой и грамматическими явлениями Выполнение письменных тестовых заданий, лексических и грамматических Развитие и совершенствование языковой компетенции
_VOCATIONAL TRAINING_
Таблица
студентов в условиях информационной образовательной среды
Самостоятельная иноязычная деятельность
В условиях e-learning С использованием ресурсов Web-2.0
- доступ к тематическому словарю в рамках каждого модуля; ознакомление с новой лексикой и терминологией в индивидуальном режиме; выполнение лексических упражнений (сервис «Материалы»); - перевод, прослушивание и чтение транскрипции отдельных слов и терминов с использованием онлайн-словаря (ABYY Lingvo, Мультитран); - возможности выполнения интерактивных тренировочных заданий для самоконтроля усвоения лексики и терминологии (сервис «Задания») - тренировка лексических единиц и навыков орфографии в процессе написания аудио-диктанта; - выбор режима написания (автопрослушивание, повторное прослушивание с определенными временными интервалами); - получение помощи в процессе набора слов (подсказка следующей буквы, автоматическое завершение слова); - получение оценки в баллах («Listen and Write»)
- доступ к грамматическому справочнику, выполнение грамматических упражнений (сервис «Материалы»); - возможности выполнения интерактивных тренировочных заданий для самоконтроля усвоения грамматических явлений (сервис «Задания») - выполнение автоматизированных грамматических заданий с различной формой ответа (свободный ответ, множественный выбор, соответствие); - ознакомление с результатами выполнения каждого задания, возможность отправить их преподавателю
- работа с текстами и диалогами: чтение и ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста (сервис «Материалы»); - выполнение интерактивных тренировочных заданий для самоконтроля понимания содержания текста с различной формой ответа и получением отчета о результатах их выполнения в виде обратной связи (сервис «Задания») - чтение текстов в рамках определенной тематики и соответствующего языкового уровня (просмотровое, поисковое, изучающее); - выполнение интерактивных заданий с различной формой ответа (множественный выбор, свободный ответ, соответствие) для самоконтроля понимания прочитанного текста («EFL 247»)
- аудирование и одновременный просмотр видео (наблюдение за мимикой говорящего); - ознакомление с лексическими единицами, существенными для понимания содержания текста в процессе его прослушивания; - выполнение интерактивных заданий на проверку понимания с формой ответа множественного выбора; - получение отчета о результатах выполнения каждого задания, возможность отправить его преподавателю, указав его «код» и свою фамилию («ESL Video»)
- получение инструкций (план, наводящие вопросы), необходимых для выполнения творческого задания (сервис «Материалы»); - использование банка вспомогательных материалов (речевые образцы, клише, слова и термины) - использование необходимой информации (текстов, диалогов, лексических единиц) с целью переработки информации и подготовки сообщения, доклада и других видов высказывания («EFL 247», «ESL Video»)
- использование меню «Чат» для интерактивного онлайн-общения (монологическое высказывание, сообщение, инсценировка диалогов и др.), что актуально для студентов очно-заочного отделения)
Выполнение интерактивных тестовых лексических и грамматических заданий с различной формой ответа (множественный выбор, свободный ответ, соответствие); возможной фиксацией времени и количества попыток, получением отчета о статистических результатах их выполнения (сервис «Задания») - написание аудио-диктанта для контроля усвоения лексических единиц и овладения навыками орфографии; - выбор режима прослушивания диктанта и получение необходимых подсказок; - получение оценки за аудио-диктант в баллах с учетом количества прослушиваний и подсказок («Listen and Write»)
Второй этап, общепрофессиональный английский (середина второго - конец третьего семестра), ориентирован на формирование профессионально-иноязычной коммуникативной образованности. При этом в контексте рекомендаций интегративного подхода реализуется интеграция иностранного языка с основами общепрофессиональных дисциплин («Менеджмент», «Маркетинг» и др.)
Третий этап, профильный английский (начало четвертого - конец пятого семестров), ориентирован на формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции студентов экономического направления. При этом осуществляется интеграция иностранного языка с основами профилирующих дисциплин, таких как «Организация производства на предприятиях отрасли», «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент» и др.
В целях тренировки и самоконтроля усвоения новой лексики на первом этапе профессионально-иноязычной подготовки целесообразно составление заданий с выборочной формой ответа, когда из трех возможных вариантов следует выбрать английский эквивалент для русского слова, а также заданий на перевод с английского языка на русский со свободной формой ответа. На втором и третьем этапах иноязычной подготовки более рационально составление заданий на соответствие с формой ответа множественного выбора.
В целях организации поискового чтения, задания, предполагающие свободный ответ, целесообразны для работы с речевыми образцами на общие темы, а также с социокультурными и профессионально-направленными текстами в том случае, когда требуется извлечь наиболее значимую ключевую информацию. Задания с выборочной формой ответа целесообразны для проверки понимания достаточно объемного и содержательного текста.
Для организации контроля овладения иноязычным учебным материалом рекомендуется составление тестовых заданий, аналогичных тренировочным автоматизированным заданиям, но с возможной фиксацией времени и количества попыток.
За счет опосредованного управления иноязычной деятельностью студенты ощущают определенный психологический комфорт в ситуации возникновения ошибки, что помогает преодолеть им такое проявление психологического барьера, как «ошибкобоязнь» [3, с. 17]. Делая ошибки, студенты, получив необходимую информацию, успешно преодолевают их.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что научная новизна и теоретическая значимость данной статьи заключаются в исследовании педагогической целесообразности, определении и рассмотрении дидактических функций информационной образовательной среды, обусловливающих расширение способов и приемов опосредованного управления иноязычной деятельностью, повышение учебной мотивации и, соответственно, повышение качества самостоятельной иноязычной деятельности студентов экономического направления.
Библиографический список
1. Гольцова Н. Ф. Применение компьютерных технологий для повышения эффективности обучения грамматике английского языка в техническом вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. -2010. - Т. 7. - № 8 (68). - С. 64-65.
2. Ивушкина Н. В. Автономизация процесса изучения иностранного языка в техническом вузе с использованием информационных и коммуникационных ресурсов интернета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2014. - № 11. - C. 88-90.
3. Носенко Э. Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе: монография. - М.: Высшая школа, 1988. - 104 с.
4. Сердюков П. I. Технолопя розробки комп'ютерних програм з шоземних мов. - Кигв: Ленвгг, 1996. - 108 с.
5. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вест. высш. школы. - 1986. - № 3. - C. 10-14.
6. Фещенко Т. С. Умение работать с информацией как фактор развития личности и основа непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 193-196.
7. Peachey N. Web 2.0 tools for teachers. 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.scribd. com/doc/19576895/Web-20-Tools-for-Teachers (дата обращения: 11.11.2014).
_VOCATIONAL TRAINING_
Tsvetkova Svetlana Yevgenyevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Foreign Languages, Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alexeev, svetlanatsvetkova5@gmail.com, Nizhny Novgorod
Malinina Irina Alexandrovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Foreign Languages, National Research University Higher School of Economics, mirina-nn@yandex.ru, Nizhny Novgorod
informational educational environment as a means to intensify self-directed foreign languages training of future economists
Abstract. The purpose of this article is to consider didactic opportunities of informational educational environment, which in the conditions of reducing in class learning, allows to arrange self-directed foreign languages training of students effectively. The authors focus on e-learning platform and Internet resources web 2.0, contribute to improving the quality of vocational and foreign language training of students in not language high school, because they allow the participants of the learning process to work jointly to control due to effective feedback, to train various kinds of speech activity. Keywords: informational educational environment, e-learning, Internet resources.
Поступила в редакцию 25.05.2015