Научная статья на тему 'Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику управления образованием'

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику управления образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Т. М., Комелина Е. В., Гусаков М. Н.

В статье рассматривается методологические аспекты внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательными учреждениями Республики Марий Эл. Дается описание программного комплекса для проведения мониторинговых исследований в области информатизации образования республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику управления образованием»

УДК 371.1:004

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

© 2011 Т. М. Гусакова1, Е. В. Комелина2, М. Н. Гусаков3

хканд. экон. наук, доцент, зав. каф. прикладной математики и информатики, директор Марийского регионального центра информатизации образования

e-mail: gus50@rambler.ru

2

2ст. преподаватель каф. прикладной математики и информатики, зам. директора Марийского регионального центра информатизации образования

-2

ведущий специалист Министерства образования и науки Республики Марий Эл, аспирант каф. прикладной математики и информатики

Марийский государственный университет

В статье рассматривается методологические аспекты внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательными учреждениями Республики Марий Эл. Дается описание программного комплекса для проведения мониторинговых исследований в области информатизации образования республики.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно-

коммуникационные технологии, управление образованием, информационные системы управления, информационная образовательная среда.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития системы общего образования Республики Марий Эл. В 2003 году для активизации работ в этой области при Марийском государственном университете был создан Марийский региональный центр интернет образования, который в 2010 году был переименован в Марийский региональный центр информатизации образования (далее МРЦИО). Сегодня МРЦИО является научно-методическим центром в области применения ИКТ в образовательной системе республики. За 7 лет более 7 тысяч работников образования повысили квалификацию в области ИКТ, сотни семинаров, десятки круглых столов, конкурсов и ежегодных конференций были проведены для образовательного сообщества.

Началом внедрения ИКТ в управление образованием можно считать участие республики в реализации двух проектов в рамках программы «Информатизация системы образования» (ИСО): «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности» и «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением». Именно в рамках данных проектов впервые было проведено исследование состояния готовности образовательных учреждений и муниципалитетов к внедрению программных комплексов автоматизации управления. В каждом муниципалитете были проанализированы необходимые ресурсы и намечены планы по подготовке образовательных учреждений к внедрению программных комплексов. В первую очередь, это закупка техники, создание локальных сетей в школах, обучение персонала.

К марту 2007 года с программным комплексом «ХроноГраф 3.0 Мастер» и «1С:ХроноГраф Школа 2.5» (далее ПК) в рамках курсов повышения квалификации

познакомились 134 школьных административных работника (это представители половины школ республики). Первые же отзывы руководителей ОУ о программном комплексе «1С:ХроноГраф Школа 2.5» показали, что выбранное программное обеспечение соответствует запросам администрации школ, комплекс прост в изучении, вопросы методологии хорошо проработаны разработчиками. Количество заявок на внедрение программного комплекса «ХроноГраф 3.0 Мастер» и «1С:ХроноГраф Школа 2.5» резко возросло. Для успешного проведения работ по внедрению ПК необходимо было проработать методические и технологические аспекты.

Технология внедрения программных комплексов

На первом этапе (ноябрь 2006 - январь 2007 года) были разработаны

административные регламенты и внедрены нормативные документы: приказы по

Министерству образования, муниципалитетам, каждому ОУ. Утверждены планы внедрения программных комплексов в каждом ОУ пяти пилотных муниципалитетов, определены ответственные за внедрение ПК в муниципалитетах, подобрана команда тьюторов. Заключен договор с разработчиком программного комплекса ООО

«Хронобус» на методическое, техническое и информационное сопровождение, а также проведено обучение тьюторов специалистами разработчика по целевому курсу «Методические аспекты обучения руководителей образовательных учреждений по информационным технологиям». Для обучения были выбраны представители

муниципалитетов, из них три заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методисты МОУО. Выбор такой категории педагогических работников в качестве тьюторов впоследствии себя оправдал - они ориентируются в ситуации изнутри, правильно мотивируют слушателей к использованию ПК, творчески подходят к обучению, предвосхищая возможные ошибки.

Организация обучения сотрудников ОУ

Следующим важным этапом стало обучение педагогических работников. Была выбрана методика обучения, согласно которой одноименные категории педагогических работников обучались параллельно во всех пилотных муниципалитетах. В каждом районе была выбрана учебная площадка - образовательное учреждение, преподаватели которого прошли обучение как тьюторы, и имелись технические условия для организации курсовой подготовки. Для проведения курсов определена очно-заочная форма и следующая схема обучения:

1) установочная сессия на учебной площадке (знакомство с ПК, получение домашнего задания, рассматривается 40% от общего объема учебного материала);

2) заочная сессия (самостоятельное обучение по учебно-методическим материалам, консультационная поддержка осуществляется преподавателем учебной площадки, рассматривается 50% от всего объема учебного материала);

3) зачетная сессия на учебной площадке (обобщение знаний ПК, практические занятия проводятся на шаблонах и проектах, созданных во время заочной сессии, рассматривается 10% от всего объема учебного материала).

Учебные занятия на курсах проводились с использованием комплекта дидактических материалов, созданных на основе УМК «Информационные технологии в управлении образованием» проекта ИСО. Курс построен таким образом, чтобы осуществлялась связь между обучающимися в каждом ОУ. Первыми начали обучение заместители директоров по УВР, они получили домашнее задание: установить «ХроноГраф 3.0 Мастер», заполнить базу педагогических работников, внести текущее расписание школы, во время зачетной сессии представить проект расписания в электронном виде и бумажный вариант предложенных отчетов.

Продолжили обучение секретари. Домашним заданием для них стало заполнение шаблонов по учащимся, сотрудникам, помещениям. Следующей категорией

для обучения стали руководители ОУ, которые на курсы приехали с заполненными шаблонами и с проектом расписания учебных занятий, выполненного в «Хронограф 3.0 Мастер». На занятиях отрабатывали вопросы тарификации, кадрового делопроизводства, используя данные о сотрудниках и помещениях своего ОУ.

Перед ответственными за ИКТ на курсах были поставлены задачи: составление плана внедрения ПК, распределение обязанностей работников школы по внедрению ПК, написание программы информатизации ОУ. Обучение учителей-предметников проводилось в последнюю неделю июня после окончания ЕГЭ. Необходимо было организовать занятия одновременно для 380 слушателей. Но поскольку к этому времени сложилась команда преподавателей, хорошо изучивших программный комплекс в рамках курсов повышения квалификации, то проблема обучения большого количества педагогов была решена.

Завершился процесс обучения всех категорий педагогических работников серией семинаров, которые позволили уточнить некоторые вопросы внедрения:, например, подготовка проектов расписания учебных занятий на новый учебный год в «Хронограф 3.0 Мастер», перенос необходимых данных для формирования основной и рабочей документации учебного планирования и тарификации сотрудников, создание классных журналов. Внимание ответственных за внедрение ИКТ на семинарах было обращено на возможности ПК по формированию итоговой и сводной отчетности, подготовку базы данных к переходу на следующий учебный год, выгрузку данных для передачи информации в муниципальные пакеты автоматизации. Руководители ОУ обсуждали должностные обязанности всех категорий педагогических работников по внедрению программного обеспечения в практическую деятельность учреждений образования, переход к повседневному использованию информационных систем.

С целью отслеживания результатов обучения был разработан и запущен в эксплуатацию в 2006 году программный комплекс «Мониторинг качества обучения», позволяющий отслеживать результаты обучения на основе компьютерного тестирования. Проведение системной диагностики качественных и количественных характеристик усвоения учебной программы позволяет выявить проблемные места, своевременно провести коррекцию содержания и методик учебного процесса, повысить мотивацию слушателей в изучении и дальнейшем использовании программных комплексов «1С:Хронограф Школа 2.5» и «Хронограф 3.0 Мастер».

Организация мониторинга

Организация информационной, методической и технической поддержки внедрения невозможна без знания ситуации на местах (в ОУ и муниципалитете), поэтому одной из задач является установление и поддержание «обратной связи» с ОУ в целях мониторинга. Параметрами мониторинга процесса внедрения ИКТ в образование были выбраны:

- уровень компьютеризации ОУ республики, включающий наличие

компьютерной базы, локальных сетей и подключение к Интернету;

- уровень ИКТ-компетентности педагогических работников;

- степень использования ИКТ в управлении ОУ.

Для каждого параметра разработаны критерии оценки и механизмы получения достоверных результатов. Отслеживание результатов работы проводится путем проведения анализа данных, собранных с помощью анкет, разработанных форм ежемесячной отчетности, опросов во время проведения образовательных мероприятий. Результаты заносятся в базы данных и доступны участникам образовательного сообщества.

Для автоматизации отслеживания работ по внедрению программных комплексов в ОУ республики был разработан программный комплекс инструментальных средств и

баз данных (ИСБД), доступный по адресу http://iso.marsu.ru/hg/. Сайт выполняет функции транстлятора текущей деятельности по внедрению в муниципалитетах и является точкой доступа к инструментальным средствам ИСБД. Пройдя систему авторизации на сайте, пользователь получает доступ к тем ресурсам, на которые ему выделены административные права.

С целью отслеживания процесса информатизации образовательных учреждений РМЭ разработана и реализована подсистема «Отчетность». Авторизированный вход позволяет каждому ОУ выйти на собственную страничку отчетов, где можно просмотреть сводный отчет по оснащению школы компьютерной техникой, подключение к Интернету, наличие локальной сети; список педагогических работников, принимающих участие во внедрении программного комплекса «1С: ХроноГраф Школа 2.5» и выбрать категорию пользователя (зам. директора по УВР, ответственный за внедрение ИКТ, секретарь) для заполнения отчетных форм.

В разделе «Организация деятельности ОУ» образовательные учреждения отмечают наличие нормативных документов, заполняют формы учебного планирования, электронные классные журналы, каким образом осуществляется связь с родителями.

В разделе «Проблемы» образовательные учреждения отмечают, справились ли с установкой ПК, прописывают проблемы организационного, программного, технического и кадрового характера, возникающие при внедрении программного комплекса. Также предусмотрена возможность поделиться трудностями, возникающими при заполнении основных информационных блоков, при формировании отчетов, планировании и организации управления учебным процессом; при организации административной и учебной работы классных руководителей и преподавателей-предметников.

В разделе «Базы данных ОУ» образовательные учреждения указывают пользователя, осуществляющего ввод данных, ежемесячно отчитываются о количестве введенных данных в каждый из информационных блоков (Контингент, Сотрудники, Помещения и др.) и отмечают, каким образом осуществлялся перенос данных - с использованием шаблонов в формате *.х^ или с использованием интерфейсов программного комплекса. Подсистема позволяет генерировать сводный отчет и представлять результаты заполнения БД по отдельным информационным блокам, по муниципалитету и по всем муниципалитетам в целом.

Данные, представленные на сайте, позволяют проанализировать результаты внедрения программных комплексов, помогают в определении тем выездных семинаров и тематики консультаций. Одной из задач сайта также является активизация деятельности муниципалитетов в области информатизации образования, модернизации районных программ информатизации и распространение результатов.

Электронная учител ь ская

Продолжением работ по автоматизации управления ОУ стало участие республики в проекте «Поставка и внедрение программно-аппаратного комплекса оперативного сбора и анализа результатов учебной деятельности общеобразовательных учреждений» («Электронная учительская). В ходе проекта 48 инновационных ОУ из всех 17 муниципалитетов провели внедрение программных комплексов управления ОУ с учетом новых технологий (карманных персональных компьютеров и серверов). Основные функции программно-аппаратного комплекса:

- организация обмена данными по успеваемости и посещаемости учащихся, тематике уроков и домашних заданий на основе механизма синхронизации в рамках единого формата;

- возможность генерации страниц электронных классных журналов для персональных инструментов преподавателей (КПК);

- формирование аналитических отчетов качества обученности учащихся и преподавания в разрезах: ученик, класс, предмет, преподаватель;

- формирование аналитических отчетов использования в учебном процессе цифровых (электронных) образовательных ресурсов.

В результате реализации проектов 148 общеобразовательных школ (т.е. более половина всех школ республики) начали использовать в своей работе программнотехнический комплекс управление школой.

К началу 2008 года в Республике Марий Эл сложилась уникальная образовательная ситуация. С одной стороны, в рамках ПНПО во все школы России поставлено лицензионное программное обеспечение, в пакет которого входит программный комплекс «1С:Управление школой». С другой стороны, благодаря участию республики в проекте «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением» накоплен опыт и отработаны технологии внедрения программных комплексов управления образованием.

Поэтому по заданию Министерства образования республики была разработана республиканская программа «Внедрение программных комплексов управления образования в Республике Марий Эл» на 2008-2010 годы, цель которой качественное обновление характера деятельности руководителей управления образованием путем активного внедрения в их повседневную профессиональную деятельность практики использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Выводы

Работа в рамках различных проектов позволила коренным образом изменить ситуацию в республике: перейти от разовых попыток автоматизации документооборота к широкомасштабному внедрению автоматизированных систем управления образованием, на базе которых формируется единая информационная образовательная среда образовательного учреждения и системы образования республики.

Большую помощь в организации работ оказал приоритетный национальный проект «Образование», который позволил использовать все преимущества Интернета для сетевого взаимодействия с ОУ и организации мониторинга реализации проекта.

Одной из эффективных форм взаимодействия внутри системы образования республики образовательными можно считать ежегодную научно-практическую конференцию «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании». С самого начала (2004 г.) конференция ставила своей целью обсуждение новых форм и методов обучения в области ИКТ, обмен опытом научных исследований и разработок в области создания и использования электронных образовательных ресурсов, включение региональной системы образования в мировое образовательное пространство. С 2007 года конференция получила статус всероссийской и проходит под эгидой Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании». Высокая активность педагогических работников в работе конференции указывает на неизменный интерес и желание работников сферы образования Республики Марий Эл заниматься решением тех проблем, которые стоят сегодня перед современной наукой и практикой.

Библиографический список

Гусакова Т. М., Комелина Е. В., Гусаков М. Н. От проектов автоматизации управления образовательного учреждения к созданию единой информационной образовательной среды

республики // Электронная Казань 2009: материалы междунар. науч.-практ. конф., 27-29 апреля 2009 г. (Казань) / редкол.: К. Н. Пономарев (пред.) и др. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2009. 440 с.

Гусакова Т. М., Гусаков М. Н., Пронин В. Н. Проект «Муниципальный портал» в республике Марий Эл // Электронная Казань 2010: материалы второй всеросск. науч.-практ. конф., 19-22 апреля 2010 г. (Казань) / редкол.: К. Н. Пономарев (пред.) и др. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2010.

Комелина Е. В. Мониторинг внедрения программно-аппаратных комплексов управления школой на основе интернет-технологий // Там же.

Пронин В. Н., Пронина Е. Ю. Организация деятельности образовательного учреждения с использованием программ «ХроноГраф 3.0 Мастер» и «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ»: методические материалы для слушателя курса / ЗАО "1С", 2008. 333 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.