Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В МОУ «СЕРНУРСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No 2 ИМЕНИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО»'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В МОУ «СЕРНУРСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No 2 ИМЕНИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Светлана Аркадьевна

Объективные потребности развития современного общества обусловили использование новейших видов информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной сфере. Одно из важнейших направлений развития современных образовательных технологий – информатизация системы управления образовательным процессом. Для решения данной задачи в школе реализуется проект «Развитие информационной среды школы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Светлана Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В МОУ «СЕРНУРСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No 2 ИМЕНИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО»»

- хранить в структурированном виде большие информационные массивы;

- автоматизировать вопросы планирования и организации учебного процесса.

=!£$- Литература

1. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

2. Практика административной работы: журнал. 2007-2009.

3. Справочник руководителя образовательного учреждения: журнал. 2007-2010.

4. Управление современной школой // Завуч: журнал. 2007-2009.

Информатизация системы управления ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В МОУ «Сернурская средняя (полная) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО»

Дмитриева Светлана Аркадьевна (dsa810@mail.ru)

МОУ «Сернурская средняя (полная) образовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого», РМЭ

Аннотация

Объективные потребности развития современного общества обусловили использование новейших видов информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной сфере. Одно из важнейших направлений развития современных образовательных технологий -информатизация системы управления образовательным процессом. Для решения данной задачи в школе реализуется проект «Развитие информационной среды школы».

Управление процессом информатизации в школе определяется нами как целенаправленная деятельность администрации школы по созданию условий, обеспечивающих эффективное функционирование, совершенствование и развитие образовательного процесса на основе оптимального использова -ния средств информационно-коммуникационных технологий. Центральным звеном такого управления становится интегрированная и комплексная система информационно-коммуникационного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

В ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в нашей школе уже второй год установлен и функционирует учебно-методический комплекс программного обеспечения «1С: ХроноГраф Школа 2.5», программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса, и оперативное управление «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Отношение педагогов к внедрению программных комплексов неоднозначное. С одной стороны, все понимают, что это - веление времени. Уже сегодня невозможно работать по-старому, необходимо приводить образовательную систему в соответствие с потребностями современного информационного общества. С другой стороны, педагогов поначалу пугал огромный объем работы, который необходимо сделать, чтобы обеспечить эффективную работу программных комплексов, также новизна этого процесса, неуверенность в собственных силах, отсутствие инициативы (изучить что-то новое), недостаток знаний и навыков в области ИКТ. Некоторые педагоги рассматривали проект как дополнительную на -грузку, которая легла на их плечи, как очередную тяжелую обязанность, которую необходимо выполнять.

Одним из способов добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного процесса - сделать его осмысленным и мотивированным. Задачей администрации школы являлось: поддержать учителей, объяснить важность поставленной задачи, обрисовать перспективы этой работы, заинтересовать материально. В основном с этой задачей коллектив справился. Если в начале проекта отношение большинства учителей было отрицательным, то сейчас мнение меняется. С одной стороны, данная программа стимулировала многих учителей к использованию ИКТ, с другой стороны, в процессе работы учителя увидели, что программа способствует оптимизации их деятельности, поскольку именно для этого она и предназначена. Информация, систематизированная и собранная в одном месте, дает возможность использовать ее быстрее и эффективнее.

Для обеспечения качественного образования требуется учитель новой формации, способный эффективно работать в постоянно меняющемся и совершенствующемся информационном обществе. Национальная образовательная инициатива ставит одной из задач переход на новые образовательные

Внедрение ИКТ в практику управления

235

стандарты, для чего необходимо организовать повышение квалификации. Эту задачу можно решать и на школьном уровне. В школе организовано повышение квалификации педагогических кадров. В 2007 году нашими учителями-тьюторами было обучено 150 учителей района по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». С этого учебного года продолжает работу площадка по обучению педагогов района. Обучение ведется по программе Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, версия 10.0, по данному курсу ведется очно-заочное обучение, рассчитанное на 72 часа, целью которого является формирование компетентности в организации проектной деятельности в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. С февраля на базе нашей школы открыта площадка по обучению педагогов по очной форме так же по программе Intel «Обучение для будущего». Введение в информационные и образовательные технологии 21 века, версия 2.0, рассчитанной на 24 часа. Данный курс призван помочь учителю-предметнику, обладающему небольшим опытом работы на компьютере либо вообще не имеющему такого опыта, приобрести навыки в области информационных технологий и освоить подходы XXI века к преподаванию и обучению. Также нами проводится обучение для воспитателей дошкольных учреждений. Кроме этого в школе проводятся обучающие семинары и индивидуальные консультации.

В ходе освоения курса «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» 29 педагогов нашей школы создали портфолио проекта, используя для этого wiki-статью. С примерами проектов можно ознакомиться на сайте http://wiki.iteach.ru, 6 учителей обучено по программе Intel «Обучение для будущего». Введение в информационные и образовательные технологии 21 века. За это время по обеим программам обучено 66 % педагогов школы.

Это стало возможно благодаря плодотворному сотрудничеству с Институтом образования, МарГУ и Марийским региональным центром переподготовки кадров. Хочется выразить благодарность за поддержку и методическую помощь.

Рост знаний, умений и навыков учителей должен обязательно сопровождаться и предоставлением им возможности успешно использовать эти знания, умения и навыки для решения повседневных профессиональных задач. Для этого необходимо переоснастить классы новейшими средствами информационных и коммуникационных технологий. Самое главное здесь то, что такое переоснащение позволит интенсифицировать учебный процесс, а значит, решить сразу целый комплекс стоящих перед современной школой проблем. Для этого у нас в школе имеется 2 класса, оборудованных интерактивной доской, компьютерный класс с доступом в Интернет, 3 мультимедийных класса с проектором, 3 класса с компьютером, 24 карманных персональных компьютера, что позволяет обеспечить современный уровень наглядности. Применение автоматизированного рабочего места учителя-предметника необходимо прежде всего потому, что учитель нуждается в более полноценной подготовке к урокам и в систематическом повышении профессионального уровня. Наиболее остро сейчас стоит вопрос о приобретении автоматизированного рабочего места учителя в каждый кабинет школы.

Использование информационно-коммуникационных технологий педагогами в образовательном процессе активно поддерживается, стимулируется администрацией школы.

В школе для подготовки документов, ведения мониторинга у каждого администратора имеется персональный компьютер. Делопроизводство в ОУ ведется в электронном виде. Компьютеры администраторов соединены локальной сетью. Наличие достаточного количества техники позволило существенно повысить эффективность принятия управленческих решений. Администраторы используют ИКТ для сбора, обработки, представления и хранения информации об учебном процессе, решения задач делопроизводства. Для распространения опыта работы создан сайт школы (www.sernurschool.ru).

Следующим шагом реализации проекта станет создание в школе локальной сети Интранет. Таким образом, в школе будет создано единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам, другим специалистам школы информационное пространство, целостная информационная среда, комплексно отражающая жизнедеятельность школы. Успешное функционирование подобной информационной системы предполагает наличие в штате сотрудников должности администратора сети.

Результатом информатизации управления является автоматизированность документооборота, на-капливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения, достижение высокого уровня информационной культуры

учителя и ученика, изменение деловых отношений всего коллектива. Введение систематизированной структуры управления ОУ ведет к изменению в структуре управления и руководства.

Организационные и технические меры защиты персональных данных,

ОБРАБАТЫВАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ

Комелина Елена Витальевна (elena-komelina@yandex.ru)

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В данной статье приводится перечень нормативных и организационных документов, необходимых для формирования нормативно-правовой базы для работы с персональными данными в учреждении образования. Рассматриваются правила обработки и обеспечения конфиденциальности персональных данных, организационные и технические меры защиты персональных данных.

Государства - члены Совета Европы - с целью обеспечения на территории каждой из сторон уважения прав и основных свобод каждого человека независимо от его гражданства или места жительства и в особенности его права на неприкосновенность личной сферы в связи с автоматической обработкой касающихся его персональных данных приняли Конвенцию «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» БТ8-108 (Страсбург, 28 января 1981 г.) (далее Конвенция).

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2005 году. Ратификация обязывает государство принять необходимые меры для того, чтобы основные принципы защиты данных, изложенных в Конвенции, были реализованы в ее национальном праве.

С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональ -ных данных в соответствии с Конвенцией Совета Европы был принят Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Данным законом, главой 14 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 установлены правила в отношении порядка обработки и обеспечения конфиденциальности персональных данных, как собственных работников, так и сторонних физических лиц, персональные данные которых обрабатываются в организации.

Закон был принят на фоне абсолютной незащищенности персональной информации и постоянных публичных утечек персонифицированных баз данных, что нарушает конституционные права граждан и несет ущерб деловой репутации организаций, обладающих такой информацией.

В сферу действия Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» попали все юридические и физические лица, осуществляющие получение и обработку персональных данных, от которых требуется обеспечение конфиденциальности указанной информации. К персональным данным по закону относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация о физическом лице.

За невыполнение требований указанных правовых актов, а также нормативных документов ФСБ России и ФСТЭК России по вопросам обработки персональных данных предусмотрена административная и уголовная ответственность. Возможны также гражданские иски к организации, принудительное приостановление или прекращение обработки персональных данных в организации, при определенных условиях возможно приостановление действия или аннулирование лицензий.

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.

Многие руководители ОУ до сих пор не вполне ясно представляют себе, что конкретно нужно делать для защиты персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона № 152 от 27.07.2006 года «О персональных данных». Такая ситуация вызвана отсутствием практики применения норм Закона в проектах по обеспечению защиты персональных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.