Научная статья на тему 'Внедрение ИКТ в практику управления образованием в сельской школе'

Внедрение ИКТ в практику управления образованием в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение ИКТ в практику управления образованием в сельской школе»

- бухгалтерия школы (ОС Windows);

- приемная и кабинет директора (ОС Windows и ОС Runtu).

Мы считаем, что переход школы на использование СПО дал нам уверенность в завтрашнем дне, независимость от кризиса и непродуманных решений сверху, возможность за счет экономии средств (на покупке лицензий) поддерживать существующий парк персональных компьютеров в рабочем состоянии. Наш опыт показывает, что для успешного внедрения СПО в школу требуется в первую очередь желание учителей школы и ее руководства. Все зависит от человека! Следовательно надо создавать государственные (материальные) стимулы для тех учителей и директоров школ, которые решаются осуществить такой переход.

Литература

1. http://www.lauc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=145&Itemid=83 Об опыте внедрения СПО в условиях педагогического университета. Томск, ТГПУ.

2. http://www.opennet.ru/docs/RUS/lin_win_analog/ Аналоги Linux-программ в Windows.

Внедрение ИКТ в практику управления образованием в сельской школе

Т.А. Эскаева ([email protected])

МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа

Для сельской школы характерны устаревшая материально-техническая база? постоянное недофинансирование и более низкое кадровое обеспечение. Таким образом, ученик сельской школы уже на старте имеет нерав -ные возможности в доступности получения качественного современного образования.

В тоже время социальная миссия сельской школы определяется ее особым статусом: сельская школа традиционно рассматривалась не только как сугубо образовательное учреждение, но и, как правило, как единственное социокультурное учреждение, очаг культуры, национальных и региональных традиций в сельской местности.

Введение ЕГЭ и профильного обучения еще сильнее актуализировало проблему кризисного состояния сель -ской школы, обострив две группы противоречий:

- между необходимостью организации профильного обучения учащихся старших классов в соответствии с их интересами, потребностями и устаревшей материально-технической базой;

- между экономической нецелесообразностью существования малокомплектных школ и необходимостью их сохранения как социокультурного ядра в сельской местности.

Одним из путей возрождения сельской школы, ее выведения из кризисного состояния и сокращения разрыва между городской и сельской школами является информатизация сельской школы, ее активное вовлечение в формируемую единую информационно-образовательную среду.

Главная задача школы в области информатизации - создание единого информационного пространства школы.

Значительно возросший в последнее время объем информации, а также необходимость всестороннего анализа, прослеживания динамики изменений и оперативной корректировки образовательной деятельности школ, работающих в инновационном режиме, требуют использования ИКТ для создания единого информационно-образовательного пространства учреждения.

Информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества.

Внедрение ИКТ в общеобразовательный процесс способствует:

- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;

- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;

- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоя -тельному переобучению;

- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;

- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;

- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.

Внедрения ИКТ в управление образовательным процессом предполагает решение следующих вопросов:

1. Методический - как?

2. Технический - с помощью каких аппаратных и программных средств?

3. Кадровый - кто?

Основные условия для организации информационной среды образовательного учреждения:

- наличие заместителя директора школы по информатизации со своим функционалом;

- наличие программы информатизации школы;

- организация постоянного повышения квалификации преподавателей в области ИКТ;

- понимание директором и администрацией школы задач информатизации;

- материальное обеспечение процесса создания информационного пространства;

- методическая поддержка.

Основные направления реализации программы информатизации школы.

Первое направление - оснащение школы средствами информационно-коммуникационных технологий. Создана техническая основа для внедрения современных информационных технологий в учебный процесс школы.

№ п/п Год приобретения Тактовая частота процессора, ГГц ОЗУ, Мб Жесткий диск, Гб

1. 2001 700 128 38

2. 2004 3 480 75

3. 2005 2,2 224 38

4. 2007 2 992 75

5. 2008 2,2 2 Гб 232

6. 2008 2,2 2 Гб 232

Рассмотрим диаграмму количества компьютеров в школе в различные периоды.

2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.

3 6 6

Компьютеры используются следующим образом:

- в кабинете информатики 5

- в кабинете директора 1

- в кабинете зам. директора -

- в других кабинетах (указать в каком) -

- в библиотеке -

- у секретаря -

- наличие (собственных) компьютеров:

- у педагогов 15

- у обучающихся 60

- мультимедийных проекторов 2

- сканеров 1

- принтеров 2

- видеокамер 1

- цифровых фотоаппаратов -

К 2010 году, по возможности, планируется приобретение новых компьютеров.

В школьной практике для наиболее эффективного использования компьютеров необходимо наличие проекционной аппаратуры. Наша школа располагает двумя мультимедийными проекторами, которые по мере надобности мобильно переносятся в другой кабинет.

Второе направление информатизации школы - формирование компьютерной грамотности и информационной культуры педагогов и учащихся.

Задачи:

^ обеспечение компьютерной грамотности у школьников и учителей;

^ формирование в школьном обществе представлений об информационной культуре;

^ формирование профессиональной компетентности у педкадров в использовании ИКТ;

^ внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального творческого и нравственного развития обучающихся.

Методическая служба нашей школы активно способствует внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс. Методической службой был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в деятельности каждого учителя. Выбираемая технология должна, прежде всего, быть «безопасной» для здоровья, то есть обладать совокупностью тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии воспитания, развития и обучения задачами здоровьесбережения.

Информационно-коммуникационные технологии, работа с ресурсами Интернет на уроке, поиск информации для выполнения домашнего задания, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным.

В настоящее время учитель без знания ПК не может быть творческим на все 100%. Ведь сейчас любое творчество так или иначе будет с использованием компьютера. Будь это творческий проект или простой урок. Умение учителя работать на ПК сейчас просто необходимо. Использование на уроке компьютера сразу делает этот урок более интересным, информационно-насыщенным. Поэтому необходимо оснащение всех кабинетов школы компьютерной техникой.

Обучение педработников школы работе с компьютерной техникой

2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.

5чел. (27,8%) 15 чел. (83,3%) 18 чел. (100%)

Использование ИКТ учителями школы при подготовке к уроку

2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.

3чел. (16,7%) 8 чел. (44,4%) 15 чел. (83,3%)

Использование компьютера и Интернет-ресурсов при проведении уроков

2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.

2чел. 11,1% 5 чел. (27,8%) 10 чел. (55,6%)

Планируется увеличить число кружковых и факультативных занятий для учащихся 5-11 классов для использования практики домашних и творческих заданий в электронном виде: рефераты, доклады, исследования, проекты.

На нынешнем этапе информатизации мы стремимся создавать условия для наиболее широкого использова -ния ИКТ в исследовательской, проектной и внеклассной деятельности, так как именно такой вид деятельности, создавая творческую атмосферу, способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к развитию личных мотивов для дальнейшего осваивания компьютерных технологий, тем самым, формируя информационную культуру школьников.

С целью повышения профессиональной компетенции педагогические работники МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа» постоянно организуют и проводят семинары и производственную учебу на темы: «Использование ИКТ в образовательном процессе», «Интерактивные мультимедия технологии и электронные учебные материалы в учебном процессе», «Интернет» и другие. Учителя школы принимают активное участие в конкурсах всех уровней, связанных с ИКТ. Так, в 2009 учебном году В.Н. Конаков, Т.Н. Эскаева, А.Н. Рассолова приняли участие в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Лучший урок с применением ИКТ».

Кабинет информатики - важнейший элемент учебно-материальной базы МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа», необходимый для качественного проведения уроков по учебным предметам, а также для кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки преподавателей и учащихся, с возможностью выхода в Интернет как во время уроков, так и во внеурочное время. Это удобный кабинет для занятий, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим нормам, оснащенный компьютерами и программным обеспечением, отвечающим современным требованиям; содержащий учебную литературу и наглядные пособия по предмету «Информатика и ИКТ» как для учащихся, так и для педагогов. Компьютерный кабинет оснащен 5 персональными компьютерами, сканером, модемом, принтером, мультимедиа проектором и экраном. 4 персональных компьютера объединены в школьную локальную сеть, количество ПК, подключенных к сети Интернет - 5. Создается медиатека по всем предметам.

На кабинет информатики возлагается решение следующих целевых задач:

- создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и стимулирования творческого труда обучающихся;

- приобретение обучающимися устойчивых навыков и культуры работы на компьютере;

- формирование у обучающихся развитого логического мышления;

- организация содержательного досуга;

- формирование общей культуры обучающихся.

С использованием компьютерной техники и ИКТ проходят:

- уроки по русскому языку, литературе, иностранным языкам, математике, физике, химии, биологии, истории;

- внеклассные мероприятия для обучающихся, презентации исследовательских работ, проектов и рефератов;

- педагогические советы, педагогические чтения, семинары и конференции;

- родительские собрания, заседания совета школы;

- подготовка к ЕГЭ, олимпиадам.

Обучающиеся школы активно участвуют в конкурсах, в том числе дистанционных, с применением ИКТ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В районном дистанционном конкурсе информационных технологий номинация «Компьютерный рисунок» в 2008 году.

2. Всероссийский конкурс «КИТ - компьютер и технология».

3. Интернет-олимпиада по информатике 2008-2009 гг.

Третье направление информатизации школы - создание внутришкольной автоматизированной информационно-управляющей системы.

Формируется система внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

В сентябре 2007 г. установлен учебно-методический комплекс программного обеспечения «1С: Хронограф Школа 2.5», программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса и оперативное управление им (ХроноГраф 3.0 Мастер), разработанный Национальным фондом подготовки кадров совместно с ООО «Хронобус» по заказу Министерства образования и науки РФ и рекомендованный для использования в работе по автоматизации деятельности образовательных учреждений.

Данный комплекс позволяет организовать многопользовательскую сетевую работу в области решения задач автоматизации базовых производственных процессов, включая:

- создание базы данных учащихся;

- автоматизацию кадровой работы;

- администрирование учебно-воспитательного процесса;

- автоматизацию финансовой и хозяйственной деятельности;

- электронное расписание.

Программный комплекс «1С:Хронограф Школа 2.5» позволяет автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе, а родителям в перспективе с домашнего компьютера не только контролировать обучение ребенка, но и помогать ему в учебе во взаимодействии с педагогами. Наличие подобных программных комплексов наглядно доказывает преимущество применения информационных технологий с точки зрения использования ресурса времени, экономического и социального эффекта.

Основные задачи: внедрение ИКТ в систему школьного управления, систематическое создание и пополнение базы данных.

База данных школы как ядро единого информационного пространства содержит следующую информацию:

- общая информация о школе;

- кадровые данные о педработниках;

- база данных на учащихся;

- учебный план;

- план работы;

- тарификация;

- данные о материально-технической базе;

- база данных по охране труда;

- данные методической службы школы;

- статистические и аналитические данные по итогам триместров и учебного года;

- мониторинг успеваемости и учебно-воспитательного процесса;

- база данных по ЕГЭ;

- база данных библиотеки (основной фонд, учебный фонд, программа библиотечных уроков);

- данные по оздоровительному лагерю;

- база данных социального педагога (списки состоящих на учете в ОДН и УВД, неблагополучных, сведения о посещаемости, сведения о малообеспеченных, многодетных, находящихся под опекой, план работы, совместный план работы с ДЦНПН, внутришкольный учет).

В 2008 году поступили лицензионные диски СБПО «Первая помощь».

Четвертое направление информатизации школы - создание единой информационно-образовательной среды с целью выхода на новое качество образования.

Обязательным условием формирования такой среды должно стать создание единой локальной сети школы, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информатизационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ к сети Интернет любого пользователя компьютера со своего рабочего места. Интернет в школе - окно в мир знаний. Ресурсы:

• базы данных;

• электронные справочники;

• словари;

• электронные карты стран мира;

• сайты школ страны;

• коллекция методических разработок. Возможности:

1. Интернет-технологии в исследовательской деятельности учащихся.

2. Общение с коллегами и единомышленниками.

3. Подготовка к олимпиадам, экзаменам.

4. Участие в сетевых проектах.

5. Дистанционные курсы для детей и педагогов.

В декабре 2007 года создан школьный сайт http://kelmaksola.narod.ru Электронный адрес школы: [email protected]

Перспективы внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением:

1. Обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

2. Активные формы учебной деятельности.

3. Инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная формы, индивидуализация.

4. Новая роль педагога в школе.

5. Образовательная среда школы включает в себя цифровые учебные инструменты и электронное цифровое хранилище работ учащихся и учителей, записей уроков, доступное внутри и вне школы.

6. Новые подходы к управлению школой.

7. Изменение статуса школьной библиотеки - создание Библиотечно-информационного центра - БИЦ.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000; 2001.

2. Суворова, Г.Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе/ Г.Ф. Суворова // Профессиональное образование. -1995. - № 5.

3. Система повышения квалификации педагогов сельской школы в условиях информатизации образования http://vio.fio.ru/ vio_01/Students_work/KuznecovaGN/.

Проблемы формирования информационного образовательного пространства

общеобразовательного учреждения

В.П. Яковлев ([email protected])

МОУ «Звениговский лицей», г. Звенигово

История информатизации системы образования составляет уже почти четверть века. За эти два с лишним десятилетия российское образование с переменным успехом прошагало путь от изучения информатики и основ программирования до информатизации школьного образования, формирования информационного образовательного пространства.

Под термином «информационное образовательное пространство» в настоящее время большинство исследователей понимают образовательное пространство, которое использует современную информационно-коммуникационную среду. Образовательное пространство школы - это ее учителя, учащиеся и их родители; это учебные программы, по которым проводится обучение; это образовательные технологии, методики, методы и приемы, которые в школе используются. Информационно-коммуникационная среда школы - это ее компьютерные ресурсы, объединенные в локальную сеть; это домашние компьютеры учеников, подключенные к школьному серверу через сеть Интернет; это программное обеспечение и информационные ресурсы, предназначенные для повышения эффективности образовательного процесса.

Последние десять лет работы органов управления образованием и образовательных учреждений ознаменованы несколькими качественными скачками, подразумевающими существенное изменение мышления участников образовательного процесса и содержания их деятельности в учебном процессе:

- появление в школах полноценных ПЭВМ с периферийными устройствами и организация доступа сначала директоров, затем и педагогов к электронным рабочим местам, применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов;

- переход от личного информационного пространства педагога, директора к информационному пространству учреждения с вовлечением в пространство еще одного участника образовательного процесса - учащегося (начало функционирования внутришкольной сети, школьного сайта, системы обмена информацией на внутреннем или внешнем сервере;

- последующий переход к информационному образовательному пространству учреждения, интегрированному с региональным, федеральным пространством с вовлечением других участников образовательного процесса: родителей учащихся, общественности и органов управления образованием.

С первыми двумя отмеченными скачками педагоги практически справились, несмотря на проблемы, связанные с техническим оснащением, профессиональной переподготовкой, изменением отношения к новой образовательной технологии. Третий скачок подразумевает существенное изменение системы взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, их новое мышление, наличие системы оценки эффективности совместной деятельности. И этот этап на текущий момент оказался наиболее трудным в сравнении с предыдущими, процесс качественного изменения затянулся. Одна из причин возникновения проблем -отсутствие достойного программного обеспечения в составе информационно-коммуникационной среды.

На наш взгляд, корни проблемы находятся еще и в том, что учебные заведения к данному этапу подошли без утвержденных стандартов в понятии «Информационное образовательное пространство общеобразовательного учреждения» и соответствующего этим стандартам программного обеспечения. Такое положение препятствует качественному изменению в мышлении участников образовательного процесса, осваивающих информационно-коммуникационные технологии, что в конечном итоге не позволяет добиться главного: повышения эффективности образовательного процесса.

Участники проекта «Электронная учительская», увлеченные освоением и внедрением «ХроноГрафа», могут возразить. Общение на уровне руководителей образовательных учреждений и управленческих структур, увле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.