- бухгалтерия школы (ОС Windows);
- приемная и кабинет директора (ОС Windows и ОС Runtu).
Мы считаем, что переход школы на использование СПО дал нам уверенность в завтрашнем дне, независимость от кризиса и непродуманных решений сверху, возможность за счет экономии средств (на покупке лицензий) поддерживать существующий парк персональных компьютеров в рабочем состоянии. Наш опыт показывает, что для успешного внедрения СПО в школу требуется в первую очередь желание учителей школы и ее руководства. Все зависит от человека! Следовательно надо создавать государственные (материальные) стимулы для тех учителей и директоров школ, которые решаются осуществить такой переход.
Литература
1. http://www.lauc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=145&Itemid=83 Об опыте внедрения СПО в условиях педагогического университета. Томск, ТГПУ.
2. http://www.opennet.ru/docs/RUS/lin_win_analog/ Аналоги Linux-программ в Windows.
Внедрение ИКТ в практику управления образованием в сельской школе
Т.А. Эскаева ([email protected])
МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа
Для сельской школы характерны устаревшая материально-техническая база? постоянное недофинансирование и более низкое кадровое обеспечение. Таким образом, ученик сельской школы уже на старте имеет нерав -ные возможности в доступности получения качественного современного образования.
В тоже время социальная миссия сельской школы определяется ее особым статусом: сельская школа традиционно рассматривалась не только как сугубо образовательное учреждение, но и, как правило, как единственное социокультурное учреждение, очаг культуры, национальных и региональных традиций в сельской местности.
Введение ЕГЭ и профильного обучения еще сильнее актуализировало проблему кризисного состояния сель -ской школы, обострив две группы противоречий:
- между необходимостью организации профильного обучения учащихся старших классов в соответствии с их интересами, потребностями и устаревшей материально-технической базой;
- между экономической нецелесообразностью существования малокомплектных школ и необходимостью их сохранения как социокультурного ядра в сельской местности.
Одним из путей возрождения сельской школы, ее выведения из кризисного состояния и сокращения разрыва между городской и сельской школами является информатизация сельской школы, ее активное вовлечение в формируемую единую информационно-образовательную среду.
Главная задача школы в области информатизации - создание единого информационного пространства школы.
Значительно возросший в последнее время объем информации, а также необходимость всестороннего анализа, прослеживания динамики изменений и оперативной корректировки образовательной деятельности школ, работающих в инновационном режиме, требуют использования ИКТ для создания единого информационно-образовательного пространства учреждения.
Информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества.
Внедрение ИКТ в общеобразовательный процесс способствует:
- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоя -тельному переобучению;
- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.
Внедрения ИКТ в управление образовательным процессом предполагает решение следующих вопросов:
1. Методический - как?
2. Технический - с помощью каких аппаратных и программных средств?
3. Кадровый - кто?
Основные условия для организации информационной среды образовательного учреждения:
- наличие заместителя директора школы по информатизации со своим функционалом;
- наличие программы информатизации школы;
- организация постоянного повышения квалификации преподавателей в области ИКТ;
- понимание директором и администрацией школы задач информатизации;
- материальное обеспечение процесса создания информационного пространства;
- методическая поддержка.
Основные направления реализации программы информатизации школы.
Первое направление - оснащение школы средствами информационно-коммуникационных технологий. Создана техническая основа для внедрения современных информационных технологий в учебный процесс школы.
№ п/п Год приобретения Тактовая частота процессора, ГГц ОЗУ, Мб Жесткий диск, Гб
1. 2001 700 128 38
2. 2004 3 480 75
3. 2005 2,2 224 38
4. 2007 2 992 75
5. 2008 2,2 2 Гб 232
6. 2008 2,2 2 Гб 232
Рассмотрим диаграмму количества компьютеров в школе в различные периоды.
2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.
3 6 6
Компьютеры используются следующим образом:
- в кабинете информатики 5
- в кабинете директора 1
- в кабинете зам. директора -
- в других кабинетах (указать в каком) -
- в библиотеке -
- у секретаря -
- наличие (собственных) компьютеров:
- у педагогов 15
- у обучающихся 60
- мультимедийных проекторов 2
- сканеров 1
- принтеров 2
- видеокамер 1
- цифровых фотоаппаратов -
К 2010 году, по возможности, планируется приобретение новых компьютеров.
В школьной практике для наиболее эффективного использования компьютеров необходимо наличие проекционной аппаратуры. Наша школа располагает двумя мультимедийными проекторами, которые по мере надобности мобильно переносятся в другой кабинет.
Второе направление информатизации школы - формирование компьютерной грамотности и информационной культуры педагогов и учащихся.
Задачи:
^ обеспечение компьютерной грамотности у школьников и учителей;
^ формирование в школьном обществе представлений об информационной культуре;
^ формирование профессиональной компетентности у педкадров в использовании ИКТ;
^ внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального творческого и нравственного развития обучающихся.
Методическая служба нашей школы активно способствует внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс. Методической службой был выработан основной подход к выбору педагогической технологии для использования в деятельности каждого учителя. Выбираемая технология должна, прежде всего, быть «безопасной» для здоровья, то есть обладать совокупностью тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии воспитания, развития и обучения задачами здоровьесбережения.
Информационно-коммуникационные технологии, работа с ресурсами Интернет на уроке, поиск информации для выполнения домашнего задания, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным.
В настоящее время учитель без знания ПК не может быть творческим на все 100%. Ведь сейчас любое творчество так или иначе будет с использованием компьютера. Будь это творческий проект или простой урок. Умение учителя работать на ПК сейчас просто необходимо. Использование на уроке компьютера сразу делает этот урок более интересным, информационно-насыщенным. Поэтому необходимо оснащение всех кабинетов школы компьютерной техникой.
Обучение педработников школы работе с компьютерной техникой
2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.
5чел. (27,8%) 15 чел. (83,3%) 18 чел. (100%)
Использование ИКТ учителями школы при подготовке к уроку
2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.
3чел. (16,7%) 8 чел. (44,4%) 15 чел. (83,3%)
Использование компьютера и Интернет-ресурсов при проведении уроков
2006-2007 уч. г. 2007-2008 уч. г. 2008-2009 уч. г.
2чел. 11,1% 5 чел. (27,8%) 10 чел. (55,6%)
Планируется увеличить число кружковых и факультативных занятий для учащихся 5-11 классов для использования практики домашних и творческих заданий в электронном виде: рефераты, доклады, исследования, проекты.
На нынешнем этапе информатизации мы стремимся создавать условия для наиболее широкого использова -ния ИКТ в исследовательской, проектной и внеклассной деятельности, так как именно такой вид деятельности, создавая творческую атмосферу, способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к развитию личных мотивов для дальнейшего осваивания компьютерных технологий, тем самым, формируя информационную культуру школьников.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогические работники МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа» постоянно организуют и проводят семинары и производственную учебу на темы: «Использование ИКТ в образовательном процессе», «Интерактивные мультимедия технологии и электронные учебные материалы в учебном процессе», «Интернет» и другие. Учителя школы принимают активное участие в конкурсах всех уровней, связанных с ИКТ. Так, в 2009 учебном году В.Н. Конаков, Т.Н. Эскаева, А.Н. Рассолова приняли участие в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Лучший урок с применением ИКТ».
Кабинет информатики - важнейший элемент учебно-материальной базы МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа», необходимый для качественного проведения уроков по учебным предметам, а также для кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки преподавателей и учащихся, с возможностью выхода в Интернет как во время уроков, так и во внеурочное время. Это удобный кабинет для занятий, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим нормам, оснащенный компьютерами и программным обеспечением, отвечающим современным требованиям; содержащий учебную литературу и наглядные пособия по предмету «Информатика и ИКТ» как для учащихся, так и для педагогов. Компьютерный кабинет оснащен 5 персональными компьютерами, сканером, модемом, принтером, мультимедиа проектором и экраном. 4 персональных компьютера объединены в школьную локальную сеть, количество ПК, подключенных к сети Интернет - 5. Создается медиатека по всем предметам.
На кабинет информатики возлагается решение следующих целевых задач:
- создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и стимулирования творческого труда обучающихся;
- приобретение обучающимися устойчивых навыков и культуры работы на компьютере;
- формирование у обучающихся развитого логического мышления;
- организация содержательного досуга;
- формирование общей культуры обучающихся.
С использованием компьютерной техники и ИКТ проходят:
- уроки по русскому языку, литературе, иностранным языкам, математике, физике, химии, биологии, истории;
- внеклассные мероприятия для обучающихся, презентации исследовательских работ, проектов и рефератов;
- педагогические советы, педагогические чтения, семинары и конференции;
- родительские собрания, заседания совета школы;
- подготовка к ЕГЭ, олимпиадам.
Обучающиеся школы активно участвуют в конкурсах, в том числе дистанционных, с применением ИКТ:
1. В районном дистанционном конкурсе информационных технологий номинация «Компьютерный рисунок» в 2008 году.
2. Всероссийский конкурс «КИТ - компьютер и технология».
3. Интернет-олимпиада по информатике 2008-2009 гг.
Третье направление информатизации школы - создание внутришкольной автоматизированной информационно-управляющей системы.
Формируется система внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
В сентябре 2007 г. установлен учебно-методический комплекс программного обеспечения «1С: Хронограф Школа 2.5», программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса и оперативное управление им (ХроноГраф 3.0 Мастер), разработанный Национальным фондом подготовки кадров совместно с ООО «Хронобус» по заказу Министерства образования и науки РФ и рекомендованный для использования в работе по автоматизации деятельности образовательных учреждений.
Данный комплекс позволяет организовать многопользовательскую сетевую работу в области решения задач автоматизации базовых производственных процессов, включая:
- создание базы данных учащихся;
- автоматизацию кадровой работы;
- администрирование учебно-воспитательного процесса;
- автоматизацию финансовой и хозяйственной деятельности;
- электронное расписание.
Программный комплекс «1С:Хронограф Школа 2.5» позволяет автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе, а родителям в перспективе с домашнего компьютера не только контролировать обучение ребенка, но и помогать ему в учебе во взаимодействии с педагогами. Наличие подобных программных комплексов наглядно доказывает преимущество применения информационных технологий с точки зрения использования ресурса времени, экономического и социального эффекта.
Основные задачи: внедрение ИКТ в систему школьного управления, систематическое создание и пополнение базы данных.
База данных школы как ядро единого информационного пространства содержит следующую информацию:
- общая информация о школе;
- кадровые данные о педработниках;
- база данных на учащихся;
- учебный план;
- план работы;
- тарификация;
- данные о материально-технической базе;
- база данных по охране труда;
- данные методической службы школы;
- статистические и аналитические данные по итогам триместров и учебного года;
- мониторинг успеваемости и учебно-воспитательного процесса;
- база данных по ЕГЭ;
- база данных библиотеки (основной фонд, учебный фонд, программа библиотечных уроков);
- данные по оздоровительному лагерю;
- база данных социального педагога (списки состоящих на учете в ОДН и УВД, неблагополучных, сведения о посещаемости, сведения о малообеспеченных, многодетных, находящихся под опекой, план работы, совместный план работы с ДЦНПН, внутришкольный учет).
В 2008 году поступили лицензионные диски СБПО «Первая помощь».
Четвертое направление информатизации школы - создание единой информационно-образовательной среды с целью выхода на новое качество образования.
Обязательным условием формирования такой среды должно стать создание единой локальной сети школы, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информатизационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ к сети Интернет любого пользователя компьютера со своего рабочего места. Интернет в школе - окно в мир знаний. Ресурсы:
• базы данных;
• электронные справочники;
• словари;
• электронные карты стран мира;
• сайты школ страны;
• коллекция методических разработок. Возможности:
1. Интернет-технологии в исследовательской деятельности учащихся.
2. Общение с коллегами и единомышленниками.
3. Подготовка к олимпиадам, экзаменам.
4. Участие в сетевых проектах.
5. Дистанционные курсы для детей и педагогов.
В декабре 2007 года создан школьный сайт http://kelmaksola.narod.ru Электронный адрес школы: [email protected]
Перспективы внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением:
1. Обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
2. Активные формы учебной деятельности.
3. Инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная формы, индивидуализация.
4. Новая роль педагога в школе.
5. Образовательная среда школы включает в себя цифровые учебные инструменты и электронное цифровое хранилище работ учащихся и учителей, записей уроков, доступное внутри и вне школы.
6. Новые подходы к управлению школой.
7. Изменение статуса школьной библиотеки - создание Библиотечно-информационного центра - БИЦ.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000; 2001.
2. Суворова, Г.Ф. Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе/ Г.Ф. Суворова // Профессиональное образование. -1995. - № 5.
3. Система повышения квалификации педагогов сельской школы в условиях информатизации образования http://vio.fio.ru/ vio_01/Students_work/KuznecovaGN/.
Проблемы формирования информационного образовательного пространства
общеобразовательного учреждения
В.П. Яковлев ([email protected])
МОУ «Звениговский лицей», г. Звенигово
История информатизации системы образования составляет уже почти четверть века. За эти два с лишним десятилетия российское образование с переменным успехом прошагало путь от изучения информатики и основ программирования до информатизации школьного образования, формирования информационного образовательного пространства.
Под термином «информационное образовательное пространство» в настоящее время большинство исследователей понимают образовательное пространство, которое использует современную информационно-коммуникационную среду. Образовательное пространство школы - это ее учителя, учащиеся и их родители; это учебные программы, по которым проводится обучение; это образовательные технологии, методики, методы и приемы, которые в школе используются. Информационно-коммуникационная среда школы - это ее компьютерные ресурсы, объединенные в локальную сеть; это домашние компьютеры учеников, подключенные к школьному серверу через сеть Интернет; это программное обеспечение и информационные ресурсы, предназначенные для повышения эффективности образовательного процесса.
Последние десять лет работы органов управления образованием и образовательных учреждений ознаменованы несколькими качественными скачками, подразумевающими существенное изменение мышления участников образовательного процесса и содержания их деятельности в учебном процессе:
- появление в школах полноценных ПЭВМ с периферийными устройствами и организация доступа сначала директоров, затем и педагогов к электронным рабочим местам, применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов;
- переход от личного информационного пространства педагога, директора к информационному пространству учреждения с вовлечением в пространство еще одного участника образовательного процесса - учащегося (начало функционирования внутришкольной сети, школьного сайта, системы обмена информацией на внутреннем или внешнем сервере;
- последующий переход к информационному образовательному пространству учреждения, интегрированному с региональным, федеральным пространством с вовлечением других участников образовательного процесса: родителей учащихся, общественности и органов управления образованием.
С первыми двумя отмеченными скачками педагоги практически справились, несмотря на проблемы, связанные с техническим оснащением, профессиональной переподготовкой, изменением отношения к новой образовательной технологии. Третий скачок подразумевает существенное изменение системы взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, их новое мышление, наличие системы оценки эффективности совместной деятельности. И этот этап на текущий момент оказался наиболее трудным в сравнении с предыдущими, процесс качественного изменения затянулся. Одна из причин возникновения проблем -отсутствие достойного программного обеспечения в составе информационно-коммуникационной среды.
На наш взгляд, корни проблемы находятся еще и в том, что учебные заведения к данному этапу подошли без утвержденных стандартов в понятии «Информационное образовательное пространство общеобразовательного учреждения» и соответствующего этим стандартам программного обеспечения. Такое положение препятствует качественному изменению в мышлении участников образовательного процесса, осваивающих информационно-коммуникационные технологии, что в конечном итоге не позволяет добиться главного: повышения эффективности образовательного процесса.
Участники проекта «Электронная учительская», увлеченные освоением и внедрением «ХроноГрафа», могут возразить. Общение на уровне руководителей образовательных учреждений и управленческих структур, увле-