Внедрение ИКТ в практику управления
233
Информационные технологии в управлении сельской школой
Гордеева Валентина Федоровна ([email protected])
МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа», РМЭ
Аннотация
Работа с информацией играет важнейшую роль в управленческой деятельности любой, даже сельской, школы. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе при осуществлении информационно-аналитической деятельности приходится обрабатывать большой объем материала. Применение информационных технологий помогает облегчить эту работу. В данной статье описывается опыт использования информационно-коммуникационных технологий в управлении сельской школой.
МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа» расположена в Волжском районе, в ней обучается 129 детей. Несмотря на малый контингент обучающихся, работа администратора, да и педагогов тоже, не стала более легкой. Необходимо предоставлять своевременно различную информа -цию, отчеты. Работа стала более трудоемкой и малоэффективной, особенно если в школе 1 заместитель директора по УВР и 1 педагог-организатор на 0,5 ставки. Одним из способов разрешения данной проблемы является использование в образовательных учреждениях компьютерных технологий. Понимают это и учителя. Поэтому 83 % педагогов прошли обучение по ИКТ по направлениям:
1. ИКТ в деятельности педагога-предметника.
2. ИКТ в управлении образованием.
3. Intel «Путь к успеху».
4. Для начинающих пользователей.
В школе имеется необходимая техника: 12 компьютеров, 2 ноутбука, 1 видеокамера, 1 фотоаппарат, 2 сканера, 2 принтера, 1 ксерокс, имеется выход в Интернет. 11 компьютеров кабинета информатики, где работают учителя-предметники и классные руководители, и компьютер секретаря объединены в единую локальную сеть.
В 2009-2010 учебном году начата работа по формированию единой базы данных: определен круг участников информационного пространства, выделены базовые потоки информации. Занесены в шаблоны, пока в таблицы Excel, следующие данные:
- анкетные данные учащихся по классам;
- сведения о родителях или лицах их заменяющих;
- листок здоровья и др.
Заполнены данные на педагогический коллектив:
- должностная информация;
- педагогическая деятельность;
- сведения об образовании;
- стаж;
- сведения об аттестации;
- паспортные данные.
Ведется электронный вид мониторинга по следующим направлениям:
- качество знаний;
- участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- проведение внеклассных мероприятий и т. д.
Осуществляется сотрудничество с Марийским государственным университетом. Студенты данного учебного заведения, наши выпускники, составляют специальную программу по обработке результатов обучения в школе.
Имея небольшой опыт по информатизации образовательного процесса, можем сказать о ее положительных сторонах. Внедрение ИКТ в управление школой позволило:
- систематизировать данные об учащихся и педагогах школы;
- быстро составлять отчеты;
- систематизировать большой объем информации;
234
ИТО Марий Эл -2010
- хранить в структурированном виде большие информационные массивы;
- автоматизировать вопросы планирования и организации учебного процесса.
=!£$- Литература
1. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
2. Практика административной работы: журнал. 2007-2009.
3. Справочник руководителя образовательного учреждения: журнал. 2007-2010.
4. Управление современной школой // Завуч: журнал. 2007-2009.
Информатизация системы управления ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В МОУ «Сернурская средняя (полная) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО»
Дмитриева Светлана Аркадьевна ([email protected])
МОУ «Сернурская средняя (полная) образовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого», РМЭ
Аннотация
Объективные потребности развития современного общества обусловили использование новейших видов информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной сфере. Одно из важнейших направлений развития современных образовательных технологий -информатизация системы управления образовательным процессом. Для решения данной задачи в школе реализуется проект «Развитие информационной среды школы».
Управление процессом информатизации в школе определяется нами как целенаправленная деятельность администрации школы по созданию условий, обеспечивающих эффективное функционирование, совершенствование и развитие образовательного процесса на основе оптимального использова -ния средств информационно-коммуникационных технологий. Центральным звеном такого управления становится интегрированная и комплексная система информационно-коммуникационного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
В ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в нашей школе уже второй год установлен и функционирует учебно-методический комплекс программного обеспечения «1С: ХроноГраф Школа 2.5», программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса, и оперативное управление «ХроноГраф 3.0 Мастер».
Отношение педагогов к внедрению программных комплексов неоднозначное. С одной стороны, все понимают, что это - веление времени. Уже сегодня невозможно работать по-старому, необходимо приводить образовательную систему в соответствие с потребностями современного информационного общества. С другой стороны, педагогов поначалу пугал огромный объем работы, который необходимо сделать, чтобы обеспечить эффективную работу программных комплексов, также новизна этого процесса, неуверенность в собственных силах, отсутствие инициативы (изучить что-то новое), недостаток знаний и навыков в области ИКТ. Некоторые педагоги рассматривали проект как дополнительную на -грузку, которая легла на их плечи, как очередную тяжелую обязанность, которую необходимо выполнять.
Одним из способов добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного процесса - сделать его осмысленным и мотивированным. Задачей администрации школы являлось: поддержать учителей, объяснить важность поставленной задачи, обрисовать перспективы этой работы, заинтересовать материально. В основном с этой задачей коллектив справился. Если в начале проекта отношение большинства учителей было отрицательным, то сейчас мнение меняется. С одной стороны, данная программа стимулировала многих учителей к использованию ИКТ, с другой стороны, в процессе работы учителя увидели, что программа способствует оптимизации их деятельности, поскольку именно для этого она и предназначена. Информация, систематизированная и собранная в одном месте, дает возможность использовать ее быстрее и эффективнее.
Для обеспечения качественного образования требуется учитель новой формации, способный эффективно работать в постоянно меняющемся и совершенствующемся информационном обществе. Национальная образовательная инициатива ставит одной из задач переход на новые образовательные