Научная статья на тему 'Информационные технологии в управлении сельской школой'

Информационные технологии в управлении сельской школой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Валентина Федоровна

Работа с информацией играет важнейшую роль в управленческой деятельности любой, даже сельской, школы. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе при осуществлении информационно-аналитической деятельности приходится обрабатывать большой объем материала. Применение информационных технологий помогает облегчить эту работу. В данной статье описывается опыт использования информационно-коммуникационных технологий в управлении сельской школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в управлении сельской школой»

Внедрение ИКТ в практику управления

233

Информационные технологии в управлении сельской школой

Гордеева Валентина Федоровна ([email protected])

МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа», РМЭ

Аннотация

Работа с информацией играет важнейшую роль в управленческой деятельности любой, даже сельской, школы. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе при осуществлении информационно-аналитической деятельности приходится обрабатывать большой объем материала. Применение информационных технологий помогает облегчить эту работу. В данной статье описывается опыт использования информационно-коммуникационных технологий в управлении сельской школой.

МОУ «Карайская средняя общеобразовательная школа» расположена в Волжском районе, в ней обучается 129 детей. Несмотря на малый контингент обучающихся, работа администратора, да и педагогов тоже, не стала более легкой. Необходимо предоставлять своевременно различную информа -цию, отчеты. Работа стала более трудоемкой и малоэффективной, особенно если в школе 1 заместитель директора по УВР и 1 педагог-организатор на 0,5 ставки. Одним из способов разрешения данной проблемы является использование в образовательных учреждениях компьютерных технологий. Понимают это и учителя. Поэтому 83 % педагогов прошли обучение по ИКТ по направлениям:

1. ИКТ в деятельности педагога-предметника.

2. ИКТ в управлении образованием.

3. Intel «Путь к успеху».

4. Для начинающих пользователей.

В школе имеется необходимая техника: 12 компьютеров, 2 ноутбука, 1 видеокамера, 1 фотоаппарат, 2 сканера, 2 принтера, 1 ксерокс, имеется выход в Интернет. 11 компьютеров кабинета информатики, где работают учителя-предметники и классные руководители, и компьютер секретаря объединены в единую локальную сеть.

В 2009-2010 учебном году начата работа по формированию единой базы данных: определен круг участников информационного пространства, выделены базовые потоки информации. Занесены в шаблоны, пока в таблицы Excel, следующие данные:

- анкетные данные учащихся по классам;

- сведения о родителях или лицах их заменяющих;

- листок здоровья и др.

Заполнены данные на педагогический коллектив:

- должностная информация;

- педагогическая деятельность;

- сведения об образовании;

- стаж;

- сведения об аттестации;

- паспортные данные.

Ведется электронный вид мониторинга по следующим направлениям:

- качество знаний;

- участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- проведение внеклассных мероприятий и т. д.

Осуществляется сотрудничество с Марийским государственным университетом. Студенты данного учебного заведения, наши выпускники, составляют специальную программу по обработке результатов обучения в школе.

Имея небольшой опыт по информатизации образовательного процесса, можем сказать о ее положительных сторонах. Внедрение ИКТ в управление школой позволило:

- систематизировать данные об учащихся и педагогах школы;

- быстро составлять отчеты;

- систематизировать большой объем информации;

234

ИТО Марий Эл -2010

- хранить в структурированном виде большие информационные массивы;

- автоматизировать вопросы планирования и организации учебного процесса.

=!£$- Литература

1. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

2. Практика административной работы: журнал. 2007-2009.

3. Справочник руководителя образовательного учреждения: журнал. 2007-2010.

4. Управление современной школой // Завуч: журнал. 2007-2009.

Информатизация системы управления ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В МОУ «Сернурская средняя (полная) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО»

Дмитриева Светлана Аркадьевна ([email protected])

МОУ «Сернурская средняя (полная) образовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого», РМЭ

Аннотация

Объективные потребности развития современного общества обусловили использование новейших видов информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной сфере. Одно из важнейших направлений развития современных образовательных технологий -информатизация системы управления образовательным процессом. Для решения данной задачи в школе реализуется проект «Развитие информационной среды школы».

Управление процессом информатизации в школе определяется нами как целенаправленная деятельность администрации школы по созданию условий, обеспечивающих эффективное функционирование, совершенствование и развитие образовательного процесса на основе оптимального использова -ния средств информационно-коммуникационных технологий. Центральным звеном такого управления становится интегрированная и комплексная система информационно-коммуникационного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

В ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в нашей школе уже второй год установлен и функционирует учебно-методический комплекс программного обеспечения «1С: ХроноГраф Школа 2.5», программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса, и оперативное управление «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Отношение педагогов к внедрению программных комплексов неоднозначное. С одной стороны, все понимают, что это - веление времени. Уже сегодня невозможно работать по-старому, необходимо приводить образовательную систему в соответствие с потребностями современного информационного общества. С другой стороны, педагогов поначалу пугал огромный объем работы, который необходимо сделать, чтобы обеспечить эффективную работу программных комплексов, также новизна этого процесса, неуверенность в собственных силах, отсутствие инициативы (изучить что-то новое), недостаток знаний и навыков в области ИКТ. Некоторые педагоги рассматривали проект как дополнительную на -грузку, которая легла на их плечи, как очередную тяжелую обязанность, которую необходимо выполнять.

Одним из способов добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационного процесса - сделать его осмысленным и мотивированным. Задачей администрации школы являлось: поддержать учителей, объяснить важность поставленной задачи, обрисовать перспективы этой работы, заинтересовать материально. В основном с этой задачей коллектив справился. Если в начале проекта отношение большинства учителей было отрицательным, то сейчас мнение меняется. С одной стороны, данная программа стимулировала многих учителей к использованию ИКТ, с другой стороны, в процессе работы учителя увидели, что программа способствует оптимизации их деятельности, поскольку именно для этого она и предназначена. Информация, систематизированная и собранная в одном месте, дает возможность использовать ее быстрее и эффективнее.

Для обеспечения качественного образования требуется учитель новой формации, способный эффективно работать в постоянно меняющемся и совершенствующемся информационном обществе. Национальная образовательная инициатива ставит одной из задач переход на новые образовательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.