- залогом успеха любой образовательной инициативы является ее муниципальная составляющая: инициатива либо приживается и развивается на муниципальной почве, либо отторгается и умирает;
- успешное продвижение инициатив возможно только при сочетании единых принципов и рамок реализации мероприятий при разнообразии конкретных подходов в отдельных муниципальных образованиях;
- только при активном участии муниципальных образований в реализации данных направлений, возможно увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные технологические и содержательные инициативы, в том числе лучших учителей школ. Только такие инициативы позволят достичь поставленной цели и поднять качество образования на новый уровень.
Информатизация системы общего образования будет способствовать созданию условий повышения качества и доступности образования, оптимальных в экономическом плане образовательных систем и усилению связей между уровнями образования, необходимых для опережающего развития Республики Марий Эл.
=10- Литература
1. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования / А.Ю. Уваров. М.: МИОО, 2008. 380 с.
2. Уваров, А.Ю. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров // Народное образование. 2007. № 8. С. 157-162.
3. Полилова, Т.А. Инфраструктура образовательного интернет-пространства / Препринт Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН. 2000. № 43. 28 с.
Динамика развития информационного потенциала Марийского государственного университета и его влияние
НА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ РЕГИОНА
Миронов Геннадий Иванович, проректор по учебной работе ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Ректорат Марийского государственного университета проводит большую работу по укреплению учебно-материальной базы вуза, оснащению и модернизации его компьютерного парка. В своей деятельности он руководствуется концепцией и программой развития университета на 2009-2013 годы, утвержденной Ученым советом вуза в мае 2009 года. Вопросы укрепления информационного потенциала университета регулярно рассматриваются на заседаниях Ученого совета и ректората. Непосредственно эту деятельность осуществляет информационно-вычислительный центр под руководством ректората.
В рамках реализации подпрограммы информатизации вуза большое место было отведено закупкам как современной техники, так и лицензионного программного обеспечения. В 2009 году, в частности, закуплено 165 компьютеров, 2 сервера и много иной техники. Все это было предназначено для оснащения учебных классов, административных служб, а также Международного центра АРТЕСН.
Особенно примечательным для университета является закупка в минувшем году суперкомпьютера для проведения высокопроизводительных параллельных вычислений. Необходимо отметить, что подобные суперкомпьютеры имеют даже не все ведущие вузы России, между тем как будущее в области информатизации будет связано именно с параллельными высокопроизводительными вычислениями.
В целом, в настоящее время вуз располагает следующими информационными ресурсами:
• Количество компьютеров в университете - 1481.
• Количество учебных компьютерных классов - 35.
• Количество лекционных аудиторий, оборудованных проекторами - 35.
• Суперкомпьютер (вычислительный кластер) - 1.
В университете на 4,76 студентов приведенного контингента приходится один компьютер. Для сравнения отметим, что в вузах западных стран и России подобное соотношение в среднем колеблется от 5 : 1 до 10 : 1.
Все это позволяет утверждать, что в вузе создана инфраструктура, позволяющая оперативно управлять процессами, происходящими в университете. Все структурные подразделения присоединены к локальной сети университета, обеспечены электронной почтой и доступом к сети Интернет. Руководители структурных подразделений информацию о предстоящих мероприятиях узнают через Интернет, поэтому никто никого о предстоящих совещаниях и других мероприятиях не предупреждает, руководство университета уверено, что информация до сотрудников всегда дойдет в срок.
Возможность управления процессами, которые имеют место в университете, создает возможность управления качеством образования в вузе - университет делает все возможное для повышения качества выпускников. Как следствие, 21 декабря 2009 года вуз был удостоен сертификата соответствия системы менеджмента качества № 09.886.026 - поэтому можно сказать, что качество нашего образова -ния полностью соответствует международным стандартам. В университете обеспечено оптимальное управление качеством образования, создана добротная система менеджмента качества, позволившие вузу войти в состав 100 лучших вузов страны, получить за это золотую медаль «Европейское качество». Ректор В.И. Макаров был удостоен звания «Лучший ректор года». Университет победил в конкурсе «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Вуз признан лауреатом конкурса, причем в числе победителей МарГУ идет первой строкой - наш университет набрал максимальное количество баллов. Церемония награждения состоялась в Москве 5 ноября 2009 года.
В университете разработана программа ранжирования ППС «Рейтинг МарГУ». Рейтинговая оценка деятельности преподавателя введена с целью содействия улучшению качества образования на факультетах (в институтах) через повышение профессиональной мотивации профессорско-преподавательского состава (ППС) посредством материального и морального стимулирования по итогам рабо -ты за год в соответствии с рейтингом, стимулирования роста квалификации, профессионализма, продуктивности и качества работы по всем направлениям деятельности, развития творческой инициативы преподавателей. Для рейтинговой оценки деятельности преподавателя в конце каждого -начале следующего года преподаватели заполняют анкету «Исходные данные для рейтинговой оценки деятельности преподавателя». Результаты, представленные преподавателями, анализируются на заседании кафедры (до 21 января), задача которого - критический и системный анализ коллективом кафедры результатов собственного труда, поиск решений для дальнейшего совершенствования деятельности кафедры в целом и членов кафедры. Совет по качеству университета и УМС на своих заседаниях рассматривают итоги деятельности кафедр за истекший год, принимают решение о занесении результатов в ежегодно обновляемую базу данных по рейтинговой оценке деятельности преподавателей - заведующему кафедрой на установленный ОМК срок выдаются логин и пароль для внесения результатов в базу данных. За достоверность значений показателей рейтинговой деятельности несет ответственность заведующий кафедрой. Результаты рейтингования ППС рассматриваются на заседании комиссии по экономике, финансам и социальному развитию Ученого совета университета, комиссия принимает рекомендации по учету результатов рейтингования при материальном и моральном поощрении по итогам года. Назначение стимулирующей части надбавки к заработной плате по результатам рейтингования ППС производится приказом ректора на основании представления комиссии по определению стимулирующих выплат МарГУ.
Повышение технической оснащенности нашего университета, безусловно, является положительным фактором развития современной информационно-образовательной среды, но до последнего времени мы наблюдали серьезную проблему - неготовность некоторых преподавателей использовать все возможности информационной среды для повышения качества образования. Поэтому ректорат большое внимание уделяет повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. После появления в структуре университета Марийского регионального центра информатизации образования и Института повышения квалификации ситуация с повышением уровня мастерства наших преподавателей резко изменилась. Были разработаны 6 инновационных программ повышения квалификации, охватывающие различные аспекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательных процесс. Программы предназначены как для освоения начального уровня использования ИКТ, так и для работы в сетевых сообществах и создания электронных УМК. Но мы думаем о повышении мастерства не только наших преподавателей.
В университете ведется обучение всех категорий работников образования республики, в том числе с использованием разработок корпораций Интел и Майкрософт. Есть опыт проведения выездных курсов в Республике Татарстан. Более 1500 педагогов ежегодно становятся слушателями различных курсов в МарГУ.
Сегодня построение информационного общества в России тесно связано с формированием у граждан навыков работы с ИКТ. По мере развития электронных государственных услуг необходимость подготовки жителей республики к использованию современных технологий становится все более актуаль -ной задачей. При МарГУ был открыт центр компьютерной грамотности «Твой курс» - новая инициатива компании Майкрософт и нашего постоянного партнера Прожект Хармони Интернэшнл (США). Основная цель программы - помочь безработным и частично занятым гражданам, работникам, находящимся под риском увольнения, малообеспеченным гражданам, людям пенсионного возраста и людям с инвалидностью овладеть базовыми компьютерными навыками и расширить сферу поиска работы, а следовательно, и возможности трудоустройства. За первый месяц работы более сотни слушателей прошли обучение в центре.
В университете ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в области ИКТ по трем специальностям, востребованным на рынке труда. Важным направлением работы является использование опыта других стран в подготовке квалифицированных специалистов в области программирования и компьютерной графики. Именно с этой целью 2 года назад был заключен договор с индийской компанией Ар1ееЬ - лидера в области обучения ИКТ. В этом учебном году первая группа программистов получает международный диплом компании Ар1ееЬ и российский диплом о дополнительной квалификации «Специалист по разработке программно-ориентированных приложений». Вторая специальность, по которой идет подготовка специалистов в международном образовательном центре Ар1ееЬ - МарГУ, -это компьютерная графика и анимация.
МарГУ принимает активное участие в работах по информатизации системы среднего образования республики, в частности в реализации проекта «Внедрение программно-аппаратного комплекса оперативного сбора и анализа результатов учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях» в 131 образовательном учреждении. В ходе работы было проведено обучение педагогических и руководящих работников, технических специалистов по использованию «1С: ХроноГраф Школа 2.5», разработаны шаблоны нормативно-распорядительной документации по внедрению данного комплекса в учебный процесс образовательных учреждений, оказывается консультативная помощь по осуществлению администрирования данного комплекса. Продолжением этой работы считаем создание республиканского портала для организации взаимодействия и электронного документооборота внутри системы образования республики.
В МарГУ функционирует автоматизированная система управления (АСУ) «Университет», разработанная сотрудниками вуза, которая направлена на автоматизацию учебной, управленческой и научной деятельности университета.
Автоматизированная система «УНИВЕРСИТЕТ» включает в себя подсистемы:
Управление учебным процессом:
• Абитуриент.
• Представление в приказ по студентам.
• Приказы по движению студентов.
• Сессия.
• Приказы отдела аспирантуры и докторантуры.
• Вступительные экзамены отдела аспирантуры и докторантуры.
Управление персоналом:
• Кадры сотрудников.
• Штатное расписание.
• Формирование и обработка кадровых приказов.
Управление контингентом обучаемых:
• Контингент студентов.
• Контингент отдела аспирантуры и докторантуры.
Управление научными исследованиями и инновациями:
• НИД кафедр и НИР студентов (план).
• НИД кафедр и НИР студентов (отчет).
Управление образовательным контентом
• Система дистанционного образования (ИООиИС).
Управление и планирование финансовой деятельности:
• Отчет по труду.
• Стипендия студентов, аспирантов и докторантов.
Управление административно-хозяйственной деятельностью в университете реализуется на плат -форме 1С. Обучение в таком структурном подразделении университета, как Институт открытого образования и информационных систем полностью основано на информационно-коммуникационных, дистанционных технологиях.
Ежегодно увеличивается количество ППС, использующих в своей работе достижения информационных технологий. На базе сервера университета организована работа электронно-библиотечной системы, которой пользуются студенты и сотрудники университета, создано зеркало Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, разработанных в рамках ПНП «Образование». Создано сетевое педагогическое сообщество Республики Марий Эл для методической поддержки образовательной деятельности http://www.openclass.ru/communities, объединяющее в своих рядах педагогов республики.
В конце 2009 года компьютерный парк университета пополнился суперкомпьютером (высокопроизводительным вычислительным кластером). Необходимость его приобретения была продиктована тем, что решение многих научно-исследовательских задач, выполняемых сотрудниками университета в области теоретических основ нанотехнологий, физики и химии атомных структур, динамики молекулярных систем, выполнение большого объема вычислений невозможны без использования методики параллельных вычислений на современном суперкомпьютере. Приобретение названного суперкомпьютера позволило в существенной мере активизировать исследовательскую деятельность сотрудников университета в наиболее перспективных областях развития науки и техники, повысить качество подготовки специалистов в области программирования, информационных технологий, физики, химии, математики, придать преподаваемым дисциплинам инновационную направленность.
В качестве резюме хочется отметить, что только тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса республики поможет нам достойно войти в информационное общество.
Особенности информатизации системы среднего образования в России
Гриншкун Вадим Валерьевич ([email protected])
Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация
В статье описываются результаты аналитического исследования, проведенного в большинстве регионов России. Анкетирование, посвященное особенностям использования информационных и телекоммуникационных технологий в среднем образовании, проводилось среди администрации сельских и городских образовательных учреждений, педагогов и школьников.
В 2008 году в большинстве регионов России было проведено масштабное анкетирование представителей городских и сельских образовательных учреждений, педагогов и школьников [1]. В содержание нескольких анкет включались вопросы, связанные с оснащенностью образовательных учреждений компьютерной и мультимедийной техникой, доступом в сеть Интернет, особенностями использования информационных и телекоммуникационных технологий преподавателями и школьниками. Мониторинг использования компьютерной техники и ресурсов сети Интернет учащимися был направлен на выявление приоритетных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий.
В целом исследование состояло из трех относительно независимых этапов, в ходе которых последовательно выявлялись: степень оснащенности образовательных учреждений средствами информатизации образования, уровень использования таких средств педагогами и учащимися.
Оценка общего состояния использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательных учреждениях проведена на основании специальных анкет, отражающих более