Научная статья на тему 'Формирование ИКТ-компетентности педагогов: социально-философский аспект'

Формирование ИКТ-компетентности педагогов: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МЕЖГРУППОВАЯ И МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGY / INFORMATION COMMUNICATION COMPETENCE / LEVEL DIFFERENTIATION / INTERGROUP AND INTERPERSONAL COMMUNICATION / SOCIAL WEB-ASSOCIATIONS / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Валериан Фокеевич

Социально-философский аспект информационно-коммуникационных технологий в образовании позволяет более объективно и точно определить статус и место современных методов информационного воздействия в социальных отношениях и взаимодействиях между субъектами образовательного процесса, рассмотреть основные тенденции формирования уровневой дифференциации ИКТ-компетентности педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Валериан Фокеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF TEACHERS: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT

Social and philosophical aspect of information communication technologies in education enables to determine the status and role of modern methods of information interaction between the participants of the educational process. It also allows to consider the main tendencies for formation of level differentiation of information technology competence of teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ-компетентности педагогов: социально-философский аспект»

му себя, свое место в культурном пространстве, но, что важнее, разыгрывает ситуацию подлинности, заключая реальность в рамку.

Таким образом, наглядность в журналистике помогает увидеть в воображении конечный результат. Реальный опыт отличается от воображаемого, однако все же можно более детально представить себе окончательную картину, осознав наличие (или отсутствие) конкретной картины мира.

Литература

].Апьтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. С. 69.

2. Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. М.: Все-союз. кн. палата, 1960. С. 173.

3. Гегепь Г.В.Ф. Наука логики // Соч. М.: Мысль, 1937. Т. 5. С. 58-59.

4.Душко К.В. Большая книга афоризмов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 272.

5. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. № 10. С. 66-72.

6.ЗеманИ. Познание и информация. М.: Прогресс, 1966. С. 61.

7. Кондратов А.П. Афоризмы великих ученых, философов и политиков. М.: Рипол Классик, 2009. С. 1125.

8. Каиров И. А. Педагогический словарь. М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960. Т. 1. С. 727-728.

9. Майданов АС. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М.: Изд-во УРСС, 2003. С. 208.

10. СавчукВ.В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. С. 256.

11. Феизов Э.З. Категории проекции и инварианты в иллюстративном изложении. Йошкар-Ола; Чебоксары: МарГУ, 2009. 329 с.

МУХАМАТГАЛИЕВ ДАМИР НОТФУЛЛОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата философских наук, старший преподаватель кафедры журналистики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (Damir34a@mail.ru).

MUKHAMATGALIEV DAMIR NOTFULLOVICH - competitor of scientific degree of Philosophical Sciences Candidate, senior teacher of the pulpit of the journalism, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 101.1: 316:004

В.Ф. ПЕТРОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетентность, уровневая дифференциация, межгрупповая и межличностная коммуникация, социальные сетевые сообщества, информационное взаимодействие.

Социально-философский аспект информационно-коммуникационных технологий в образовании позволяет более объективно и точно определить статус и место современных методов информационного воздействия в социальных отношениях и взаимодействиях между субъектами образовательного процесса, рассмотреть основные тенденции формирования уровневой дифференциации ИКТ-компетентности педагогических работников.

V.F. PETROV

FORMATION OF INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF TEACHERS:

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT

Keywords: information society, information communication technology, information communication competence, level differentiation, intergroup and interpersonal communication, social web-associations, information interaction.

Social and philosophical aspect of information communication technologies in education enables to determine the status and role of modern methods of information interaction between the participants of the educational process. It also allows to consider the main tendencies for formation of level differentiation of information technology competence of teachers.

В условиях формирования постиндустриального (информационного) общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются существенным фактором мирового экономического и технологического развития, приумножают имеющиеся знания и духовные ценности, расширяют сферу использования достижений науки и техники социальными институтами, социальными группами и индивидами практически во всех видах деятельности. Расширяются области применения интеллектуальных, информационных систем в обществе, в том числе в системе образования.

Основные процессы внедрения и применения ИКТ в сфере образования идентичны с эволюцией в других социальных системах. Следовательно, выявление роли и закономерностей развития ИКТ в образовании, их применение в образовательном процессе представляют собой актуальную проблему социальной философии.

Проблема социально-философского исследования современных ИКТ в образовании связана с вопросами: а) способно ли чрезвычайно динамичное и массовое использование ИКТ в образовательном процессе повлиять на формирование социального опыта и на изменение глубинных механизмов, формирующих самосознание человека; б) способны ли технологические изменения в информационной сфере повлиять на социальные отношения и взаимодействия в реализации национальных программ, модернизации российского образования.

Социально-философский анализ ИКТ и их роли в социальных процессах в системе образования позволяет более объективно и точно определить статус и место современных ИКТ в образовании и методов информационного воздействия в социальных отношениях и взаимодействиях между субъектами образовательного процесса, рассмотреть основные тенденции влияния ИКТ на формирование особенностей взаимодействия между индивидами и социальными группами, прогнозировать последствия распространения и перспективы развития ИКТ в образовании [5].

В конце XX - начале XXI вв. наметились положительные тенденции в использовании ИКТ в системе российского образования, в том числе в Республике Марий Эл.

Результаты исследования этого процесса условно дифференцируем на три этапа:

Первый этап - середина 90-х годов XX в. и до 2002 г. Его характеризуют следующие тенденции: реализация мероприятий по компьютеризации общеобразовательных учреждений, обучение педагогических работников основам компьютерной грамотности в рамках повышения квалификации. Вместе с тем в образовательных учреждениях республики имели место неподготовленность значительной части педагогических кадров в области ИКТ, отсутствие научно-методических разработок по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе; только единичные общеобразовательные учреждения имели доступ к Интернет-ресурсам и пользовались услугами электронной почты [4].

Второй этап - 2003-2006 гг. Он характеризуется тем, что в процесс информатизации стали внедряться достижения вузовской науки. Например, стало проводиться: обучение педагогических работников ИКТ в рамках реализации ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» (РЕОИС) на базе Марийского регионального центра Интернет образования (МРЦИО); была успешно реализована ФЦП «Компьютеризация сельских школ и школьных библиотек»; в систему повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» была внедрена образовательная программа «Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе» [7], обсуждение проблем использования ИКТ в образовании педагогическим сообществом на различных научно-практических конференциях, обучающих семинарах республики и т.д. В результате увеличилось количество образовательных учреждений общего образования, имеющие доступ к Интернет-ресурсам, увеличилась доля педагогов, использующих ИКТ в учебно-воспитательном процессе. В социальном измерении произошло повышение социального статуса педагогов, владеющих ИКТ-компетенциями.

Третий этап - 2007 г. по настоящее время. Характеризуется динамичным развитием информатизации образовательного пространства, применением ИКТ в образовательном процессе. Осуществляется реализация ПНП «Образование», в том числе области ИКТ: образовательные учреждения совершенствуют матери-

ально-техническую базу (через компьютеризацию и интернетизацию, обеспечение лицензионным ПО); вузы осуществляют разработку методических рекомендаций по использованию ИКТ. На современном этапе происходит повышение требований к профессиональной подготовке педагогов в области ИКТ, возникли неформальные социальные группы из педагогов, владеющих ИКТ на высоком уровне.

Актуальность исследования структуры и содержания ИКТ-компетентности педагогических работников сохраняется и в настоящее время. Ряд перспективных проблем находится в стадии разработки. Исследователями отмечается сложный многокомпонентный состав компетентностей, куда входят, как минимум, когнитивная и практически-деятельностная составляющая [3].

В социально-философском аспекте уровневую дифференциацию ИКТ-компетентности работников образования можно охарактеризовать по следующим основаниям:

по целям деятельности: первый этап - операциональный (педагог знает предлагаемый информационный объект, выполняет отдельные операции); б) второй этап - тактический (педагог использует ИКТ, внедряя всю совокупность наличных средств и способов деятельности); в) третий этап - стратегический (ориентируется в информационных сферах деятельности, самостоятельно определяет место и цели собственной информационной деятельности, создает личный \л/еЬ-сайт);

по субъектной значимости: первый этап - исходный (ИКТ в деятельности педагога присутствуют на уровне потребности); б) второй этап - утилитарный (ИКТ в педагогической практике педагогом воспринимается как необходимый элемент жизнедеятельности, обеспечивающий определённые удобства, является средством ведения дел); в) третий этап - оптимально-интен-сивный (устойчивая саморегуляция поведения в информационной среде, участие в обсуждении проблем образования в различных сетевых форумах);

по эмоционально-волевой регуляции: а) первый этап - защитно-адаптив-ный (неустойчивая саморегуляция поведения, противоречивость мотивов, низкая продуктивность и качество деятельности педагога, компьютерофобия); б) второй этап - ситуативно-активный (поведение в информационной среде ситуативно, как исполнительское, так и продуктивное); в) оптимально-интенсивный (устойчивая саморегуляция поведения в информационной среде, участвует в сетевых сообществах, как профессиональных, так и по интересам);

по продуктивности информационно-коммуникационной деятельности: а) первый этап - уровень начинающего пользователя (педагог имеет неустойчивый интерес, несмотря на осведомленность о роли и функциональных возможностях ИКТ, имеет навыки выполнения отдельных операций); б) второй этап - уровень уверенного пользователя (интерес к ИКТ устойчивый, но не простирается за рамки программы обучения и профессиональной деятельности, справляется с типовыми задачами, аналогичными ранее решенным; деятельность в целом репродуктивная); в) - уровень продвинутого пользователя (интерес к ИКТ устойчивый и глубокий). На данном этапе педагог решает новые задачи, видит возможности новых точек приложения ИКТ. Это продуктивная деятельность, связана с участием в различных виртуальных конкурсах, предлагаемых образовательными порталами, например «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru), «РРО-дви-жение» проекта «Академия учителей» (www.apkpro.ru), прохождение незначительной части педагогов различных курсов методом дистанционного обучения.

В исследуемый период в формировании ИКТ-компетентности педагогических работников наблюдается эволюционный процесс внедрения и использования информационных технологий. На начальном этапе в практической деятельности педагогов ИКТ не могли иметь приоритетного статуса в системе образования, их роль в учебно-воспитательном процессе незначительна, они не оказывали существенного влияния на социальные отношения в образовательной сфере и ин-

формационное взаимодействие. В последующем в своем развитии ИКТ в образовании приобретают приоритетный статус. Наблюдается тенденция расширения применения ИКТ и возрастания их роли в обучении и воспитании. Активное использование ИКТ отдельными педагогами оказывает существенное влияние на социальные отношения межгрупповой и межличностных коммуникаций, на социальную арену выдвигаются неформальные лидеры не только внутри образовательных учреждений, но и на региональном уровне. На современном этапе дальнейшего расширения использования информационно-коммуникационных технологий в образовании создаются дополнительные возможности для совершенствования ИКТ-компетентности педагогов. В сферу образования внедряются средства управления образовательным процессом, например: автоматизированная информационная система «Электронная учительская», программный комплекс «1C: ХроноГраф Школа 2,5» [1]. Среди участников учебно-воспита-тельного процесса формируются совершенно новые социальные отношения, современные формы взаимодействия между субъектами обучения и воспитания как информационный обмен на основе Интернет-технологий. Информационное взаимодействие осуществляется не только в границах образовательного пространства субъекта Российской Федерации и в пределах информационного поля Российской Федерации и СНГ, но и на международном уровне (Интернет-порталы «Сеть творческих учителей» в 2008 г. насчитывались в 46 странах) [2]. В сети Интернет созданы социальные сетевые педагогические сообщества по общим проблемам обучения и воспитания, психологии, по методике обучения в отдельных образовательных областях. Они расположены в Интернет-порталах «Открытый класс» (www.openclass.ru), «Всероссийский Интернет-педсовет» (www.pedsovet.org) и др., которые предоставляют возможность реализовать потребности педагогических работников в профессиональном общении и оганизо-вать взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий, что способствует совершенствованию их ИКТ-компетентности.

Таким образом, информационные компетенции работников образовательных учреждений способствуют информатизации сферы образования, являются одним из факторов модернизации российского образования в условиях формирования общества знаний Российской Федерации.

Литература

1. Гусакова Г.М., Комепина ЕВ., Гусаков М.Н. Внедрение программных комплексов управления образованием в Республике Марий Эл // Вестник Московского педагогического университета. Сер. Информатика и информатизация образования. 2008. № 1. С.18-21.

2. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.171 с.

3. Коноплев ЕС. Информационные практики в современном обществе: социально-философский анализ: авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. 22 с.

4. Оценка реальных и потенциальных последствий образовательных реформ для учителей Республики Марий Эл. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006.112 с.

5. Русаков А.Ю. Информационные коммуникации и социальные отношения: автореф. дис. ... докт. филос. наук. СПб., 2009.

6. Швецова Г.Н. Особенности информационной среды системы образования Республики Марий Эл // Вестник Московского педагогического университета. Сер. Информатика и информатизация образования. 2008. № 1.

7. Шургина С.А. Информационно-коммуникационные технологии в системе повышения квалификации // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании: материалы второй науч.-практ. конф. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2005.127 с.

ПЕТРОВ ВАЛЕРИАН ФОКЕЕВИЧ - заведующий учебно-научной лабораторией коммуникационного менеджмента, старший преподаватель кафедры международных отношений и связей с общественностью, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (petrov-vf@yandex.ru).

PETROV VALERIAN FOKEEVICH - head of the educational and scientific laboratory of communication management, senior lecturer of the Chair of International Relations and Public Relations, Marl State University, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.