Научная статья на тему 'Опыт создания информационно-образовательного пространства в школах Ставропольского края в 2005-2010 гг'

Опыт создания информационно-образовательного пространства в школах Ставропольского края в 2005-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГ / УЧАЩИЕСЯ / INFORMATION EDUCATIONAL SPACE / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TEACHER / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спивак Марина Владимировна

В статье приводятся данные историко-педагогического анализа опыта создания информационно-образовательного пространства в общеобразовательных организациях Ставропольского края в 2005-2010 гг. Целью работы является выявление направлений, условий, особенностей и проблем информатизации образования в Ставропольском крае в указанный период. Анализ работ показывает, что основным фактором повышения качества образования в современной школе является уровень информатизации системы школьного образования. В исследуемый период подчеркивалось, что создание информационного-образовательного пространства и использование информационно-коммуникационных технологий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности учащихся, педагогов, администрации школы. Особое внимание в статье уделяется анализу процесса реализации проектов создания информационно-образовательного пространства. В частности, уделено внимание описанию опыта ИКТ МОУ СОШ №6 с. Гофицкого Петровского района Ставропольского края. В статье рассматриваются и трудности, сопровождающие процесс реализации проектов создания информационно-образовательного пространства в школах Ставрополья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спивак Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN CREATING INFORMATION AND EDUCATION SPACE IN SCHOOLS OF STAVROPOL REGION IN 2005-2010

The paper presents the data of the historical-pedagogical analysis of the experience in creation of information-educational space in educational institutions of the Stavropol region in 2005-2010. The goal of this work is to identify trends, conditions, characteristics and problems of informatization of education in the Stavropol region in the specified period. The analysis of the works shows that the main factor of improving the quality of education in the modern school is the level of informatization of school education. It is highlighted that the creation of information-educational space and the use of information and communication technologies is essential to improve the efficiency of activities of students, teachers and school administration. Special attention is paid to the analysis of the project implementation related to creation of information-educational space. In particular, attention is paid to the description of the experience of school No. 6 located in the village of Gofitskogo, Petrovsky district, Stavropol Region. The paper discusses also the difficulties that accompany the process of project implementation on creation of information-educational space in schools of Stavropol Region.

Текст научной работы на тему «Опыт создания информационно-образовательного пространства в школах Ставропольского края в 2005-2010 гг»

УДК 37.013 ББК 74.244.4 С 72

М.В. Спивак

Заместитель директора по учебной работе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Прасковейский агротех-нологический техникум» ; E-mail: spivak.mv@mail.ru

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2005-2010 ГГ.

( Рецензирована )

Аннотация. В статье приводятся данные историко-педагогического анализа опыта создания информационно-образовательного пространства в общеобразовательных организациях Ставропольского края в 2005-2010 гг. Целью работы является выявление направлений, условий, особенностей и проблем информатизации образования в Ставропольском крае в указанный период. Анализ работ показывает, что основным фактором повышения качества образования в современной школе является уровень информатизации системы школьного образования. В исследуемый период подчеркивалось, что создание информационного-образовательного пространства и использование информационно-коммуникационных технологий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности учащихся, педагогов, администрации школы. Особое внимание в статье уделяется анализу процесса реализации проектов создания информационно-образовательного пространства. В частности, уделено внимание описанию опыта ИКТ МОУ СОШ № 6 с. Гофицкого Петровского района Ставропольского края. В статье рассматриваются и трудности, сопровождающие процесс реализации проектов создания информационно-образовательного пространства в школах Ставрополья.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, инфор-мационно-образовательнаясреда,информация,информационно-коммуникационные технологии, педагог, учащиеся.

M.V. Spivak

Deputy Director for studies of the State Budgetary Professional Educational Institution "Praskoveysky Technical School of Agrotechnology"; E-mail: spivak. mv@mail.ru

EXPERIENCE IN CREATING INFORMATION AND EDUCATION SPACE IN SCHOOLS OF STAVROPOL

REGION IN 2005-2010

Abstract. The paper presents the data of the historical-pedagogical analysis of the experience in creation of information-educational space in educational institutions of the Stavropol region in 2005-2010. The goal of this work is to identify trends, conditions, characteristics and problems of informatization of education in the Stavropol region in the specified period. The analysis of the works shows that the main factor of improving the quality of education in the modern school is the level of informatization of school education. It is highlighted that the creation of information-educational space and the use of information and communication

technologies is essential to improve the efficiency of activities of students, teachers and school administration. Special attention is paid to the analysis of the project implementation related to creation of information-educational space. In particular, attention is paid to the description of the experience of school No. 6 located in the village of Gofitskogo, Petrovsky district, Stavropol Region. The paper discusses also the difficulties that accompany the process of project implementation on creation of information-educational space in schools of Stavropol Region.

Keywords: information educational space, information educational environment, information, information and communication technologies, teacher, students.

В 2005 году в Ставропольском крае начался первый этап реализации федеральной программы информатизации системы образования. В образовательные учреждения края со стартом проекта началась закупаться компьютерная техника, программное, мультимедийное и другое техническое обеспечение. Администрации многих школ столкнулись с проблемой специальной подготовки педагогов-предметников, создания учебно-методических комплексов, программ по классному и внеклассному обучению и воспитанию учащихся, которые бы подразумевали широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Постепенно в общеобразовательных организациях стала формироваться в теории и реали-зовываться на практике идея создания единого информационного-образовательного пространства, в котором через информационно-коммуникационные средства и технологии деятельность администрации, педагогов, учащихся и их родителей была бы реализована в едином образовательном поле. В различных сборниках и статьях во второй половине 2000-х гг. стало появляться описание опыта развития школы как современной организации, отвечающей требованиям и запросам современного общества.

Так, заместитель директора по ИКТ МОУ лицея № 5 г. Ставрополя Л.А. Шишкина отметила, что в рамках реализации проекта информатизации школы Министерством образования края была выделена специальная ставка заместителя

директора по ИКТ, уже к 2006 году в организации увеличилось число компьютерных классов, а к концу 2007-2008 учебного года нормой стало проведение занятий с учащимися по различным предметам с применением компьютерной техники. Специалист отметила, что благодаря созданию информационно-образовательного пространства в лицее произошли изменения кадрового (увеличился штат сотрудников и уровень подготовки педагогов), научно-методического (разработаны и приобретены новые программы, технологии, методики, создана информационная база, произошло оснащение нормативно-правовой документацией и учебно-методической литературой), мотивационного (разработана система стимулирования творческой деятельности педагогических работников, с использованием в ней ИКТ), организационного (создана школьная команда педагогов, принимавшая участие в принятии решений, которые относились к области ИКТ), правового (разработан пакет документов, регламентирующих деятельность участников образовательного процесса в рамках использования ими сети Интернет и компьютерной техники) характера [6].

Значение создания

информационно-образовательного пространства в школах Ставропольского края было подчеркнуто руководством МОУ СОШ № 2 села Александровского Александровского муниципального района Л.А. Тумаковой и Л.В. Вань-чевой [5]. В своей статье они отметили, что основным фактором

повышения качества образования в современной школе является уровень информатизации системы школьного образования, использование современных, в том числе и компьютерных технологий. При этом создание информационного-образовательного пространства и использование информационно-коммуникационных технологий позволяют администрации школ вести управление по результатам деятельности организации; принимать эффективные управленческие решения; отслеживать динамику происходящих в образовательном учреждении изменений; объективно оценивать деятельность педагогических кадров и повышать уровень организации управленческого труда. Педагогические работники получили возможность управлять познавательной деятельностью учащихся, отслеживать результаты воспитания и обучения обучаемых; принимать целесообразные и обоснованные меры по повышению уровня качества знаний и обучен-ности школьников; целенаправленно совершенствовать свое методическое, профессиональное мастерство; доступ к педагогической информации общеобразовательной организации. Методические службы и представители учредителя организации в этих условиях могли быстро и доступно получать информацию о деятельности школы, консультировать и корректировать работу педагогических работников и администрации. И, наконец, родители и учащиеся, представители общественных организаций получили доступ к информации о деятельности учебного заведения, результатах образовательного процесса, имели возможность влиять на качество воспитания и обучения, развитие школы. Авторы, основываясь на этих положениях, на базе своей школы во второй половине 2000-х гг. начали реализацию проекта «Информатизация системы образования», а затем создали

межшкольный методический центр (ММЦ) с целью повышения компьютерной грамотности педагогических работников школ Александровского и Новоселицкого районов. На базе ММЦ свою квалификацию в области использования информационно-коммуникационных технологий повысили 75 работников МОУ СОШ №2, из школ района 124 человека, а также 28 директоров общеобразовательных организаций.

Модель создания

информационно-образовательного пространства подробно описана в работах Г.В. Батищева и С.П. Калашникова, директора и заместителя директора по ИКТ МОУ СОШ № 6 с. Гофицкого Петровского района Ставропольского края. Руководством школы с целью информатизации образования была разработана [2]:

- новая программа развития учебного заведения на период с 2006 по 2009 гг.;

- новая программа информатизации школы, направленная на создание новых и развитие старых составляющих образовательного пространства школы (объединений, технологий, рабочих мест учащихся и педагогов), включающая разработку и публикацию сайта школы, призванного осуществлять представительство учебного заведения в сетевом сообществе, сделать доступной информацию о нем для органов управления, родителей, выпускников, коллег. Программа информатизации школы также включала в себя модернизацию локальной сети (с охватом кабинета директора, завучей, учительской, библиотеки, кабинетов химии и физики); школьной библиотеки, преобразование ее в медиатеку; организацию работы новых школьных объединений («Мультстудии», «Робототехники», «Школьного телевидения», помогающих создать в школе новые способы организации занятий, стимулировать активность учащихся во внеклассной деятельности); переход

на электронное составление расписания в среде «ХроноГраф 3.0 Школа», что помогло сократить время составления расписания занятий, упростить процедуру его корректировки, получения различных информационных справок и отчетов; введение в штатное расписание новых должностей (лаборанта и заместителя директора по ИКТ); организацию и внедрение технологии портфолио; приобретение дополнительных цифровых ресурсов.

Как отмечает С.П. Калашников, дополнительными эффектами от реализации проекта создания информационно-образовательного пространства в школе стало массовое приобретение учащимися и педагогами школы домашних компьютеров, появление неформального школьного сообщества учителей; изменение критериев выбора дальнейшего профиля обучения обучающимися в предпрофильных классах [4].

Руководством и педагогами МОУ СОШ № 6 с. Гофицкого были проведены мероприятия по обмену опытом с коллегами из других школ края.

Анализ литературы [1; 2-4; 7] показывает, что процесс реализации проектов создания информационно-образовательного пространства сталкивался в школах с целым рядом трудностей:

- в самостоятельном использовании оборудования, программного обеспечения, что было связано с недостаточной ИКТ-компетентностью педагогов;

- в организации работ по внедрению модели (согласованность действий педагогов, место и время проведения индивидуальной работы и уроков педагогами), вызванными недостаточным количеством рабочих мест для учителя, загруженностью кабинета информатики, отсутствием личных компьютеров у специалистов, несогласованностью расписания и т.д.;

- координировании действий по внедрению моделей педагогического

коллектива школы, обусловленных отсутствием опыта апробации и отдельной оплаты координатору и директору на первом этапе реализации проекта;

- внутришкольном планировании, связанном с апробацией и коррекцией графика и расписания работы кабинетов, основные причины - задержка и изменение сроков, отсутствие подробного перечня работ по апробации, цифровых ресурсов, поставляемых в школу;

- в определении состава группы педагогов-апробантов, вызванного отсутствием диагностического материала для определения уровня ИКТ-компетентности учителей, специфичностью работ по внедрению моделей;

- выполнении специалистами-предметниками работ по внедрению модели, связанных с отсутствием у учителей достаточного опыта работы в этой сфере;

- организации индивидуальных встреч с педагогами других общеобразовательных организаций, вызванных удаленностью друг от друга образовательных площадок и недостаточным опытом общения с использованием электронных средств связи.

В целом, подводя итоги нашему краткому анализу опыта создания информационно-образовательного пространства в школах Ставрополья в 2005-2010 годах, следует отметить, что информатизация сельских и городских школ края являлась процессом изменения сознания, организационных форм и методов общеобразовательной подготовки педагогов и учащихся на этапе перехода общего образования к жизни в условиях информационного общества. При этом процесс информатизации охватывал деятельность не только обучающихся и учителей, но и администрации школы. Информационно-образовательное пространство общеобразовательной организации в этот период не представляло собой замкнутую

систему, а являлось составной которой взаимодействие между ее частью общей информационно- участниками происходило в рам-образовательной среды края, в ках работы различных площадок.

Примечания:

1. Артемьева Н.В. Информационные технологии в реализации механизмов управления качеством образования на основе эффективного взаимодействия участников инновационного образовательного сообщества // Инфокоммуника-ционные технологии в системе управления качеством образования. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. С. 54-56.

2. Батищев Г.В., Калашников С.П. Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы посредством активного использования современных информационных технологий // Цифровые образовательные ресурсы в школе и университете: методика использования. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. Вып. 3. С. 6-14.

3. Вакуленкова М.В. Анализ тенденций изучения информатики в системе школьного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2008. Вып. 3. С. 188-193.

4. Калашников С.П. Необходимые и достаточные условия организации и проведения апробации ЦОР в образовательном учреждении // Цифровые образовательные ресурсы в школе и университете: методика использования. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. Вып. 3. С. 66-78.

5. Тумакова JÏ.A., Ваньчева В.В. Информационные и коммуникационные технологии в школе// Реализация проекта «Информатизация системы образования» в Ставропольском крае: сб. материалов семинара по обмену педагогическим опытом «Летняя школа» и Интернет-педсовета (август 2006 г.) / сост. Н.П. Ильина. Ставрополь: Изд-во СКИПКРО. 2006. Вып. 3. С. 286-290.

6. Шишкина JI.A. Условия использования ИКТ учителями-предметниками // Реализация проекта «Информатизация системы образования» в Ставропольском крае: сб. материалов семинара по обмену педагогическим опытом «Летняя школа» и Интернет-педсовета (август 2006 г.) / сост. Н.П. Ильина. Ставрополь: Изд-во СКИПКРО. 2006. Вып. 3. С. 157-167.

7. Collis В., Nikolova I., Martcheva KInformation technologies in teacher education. Enschede: Proceedings of a European Workshop, University of Twente, 1994. 309 p.

References:

1. Artemyeva N.V. In. Information technologies in the implementation of mechanisms of management of education quality based on the efficient interaction of participants of innovative educational community // Information and communication technologies in the system of education quality management. Stavropol: GBOU DPO SKYRO PK and PRO, 2012. P. 54-56.

2. Batishchev G.V., Kalashnikov S.P. Improving the efficiency of interaction between a family and school through the active use of modern information technologies // Digital educational resources at school and University: methods of use. Stavropol: SSU publishing house, 2008. Iss. 3. P. 6-14.

3. Vakulenkova M.V. Analysis of tendencies in studying computer science in the system of school education // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2008. No. 3. P. 188-193.

4. Kalashnikov S.P. Necessary and sufficient conditions of organizing and testing of digital educational resources in the educational institution // Digital educational resources at school and University: methods of use. Stavropol: SSU publishing house, 2008. Iss. 3. P. 66-78.

5. Tumakova L.A., Vancheva V.V. Information and communication technologies at school // Implementation of the Informatization of education system project in

Stavropol region: coll. of proceedings of the Summer school seminar on exchange of pedagogical experiences and the Internet teachers' meeting (August, 2006) / comp. by N.P. Ilyin. Stavropol: SKIPKRO publishing house. Iss. 3. 2006. P. 286-290.

6. Shishkina L.A. Conditions of information and communication technology use by the subject teachers // Implementation of the Informatization of education system project in Stavropol region: coll. of proceedings of the Summer school seminar on exchange of pedagogical experiences and the Internet teachers' meeting (August, 2006) / comp. by N.P. Ilyin. Stavropol: SKIPKRO publishing house. Iss. 3. 2006. P. 157-167.

7. Collis B., Nikolova I., Martcheva KInformation technologies in teacher education. Enschede: Proceedings of a European Workshop, University of Twente, 1994. 309 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.