100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
о%
о.
■тз
Рис. 3. Значимые для социального развития детей с ОВЗ угрозы дворового сообщества:
- дошкольники (6-7 лет); - младшие школьники (7 - 10 лет);
- подростки (10- 13 лет)
Литература
1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2003.
УДК 37.016:002
В.А. Касторнова, А. Ф. Касторнов
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
В настоящей работе представлен опыт организации и проведения мероприятий, направленных на реализацию перехода школьного образования на новые образовательные стандарты с точки зрения обеспечения образовательных программ. Показан опыт работы кафедры прикладной информатики ЧГУ с учителями Вологодской области по внедрению средств ИКТ в современное образовательное учреждение путем проведения научно-практических конференций по этой тематике.
Образовательный стандарт, основная образовательная программа, ИКТ-компетентность, образовательное пространство, информационно-образовательная среда образовательного учреждения, информационно-методическая поддержка образовательного процесса, информационное рабочее место, электронная (цифровая) школа, дистанционное обучение.
The article considers the experience of organization and holding the events aimed at transition of school education on new educational standards from the point of view of the provision of educational programs. The paper presents the experience of the department of applied information theory of Cherepovets state university with the teachers of Vologda region on introducing the means of ICT into contemporary educational institution by carrying out scientific-practical conferences on this subject.
Educational standard, main educational program, ICT-competence, educational environment, information-educational environment of educational institution, information and methodological support of educational process, information working place, electronic (digital) school, distance learning.
В настоящей работе представлен опыт организации и проведения мероприятий, направленных на реализацию перехода школьного образования на новые образовательные стандарты с точки зрения обеспечения образовательных программ. Известно, что новый образовательный стандарт для всех ступеней школьного образования включает в себя широкий круг вопросов, связанных с предметной областью «Информатика». Среди этих вопросов есть проблемы формирования ИКТ -компетенций учащихся путем использования современных технологий обучения различным школьным дисциплинам на основе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также проблемы создания и поддержки функционирования школьной образовательной информационной среды.
Т ак, в образовательном стандарте для начальной школы одним из его разделов является подпрограмма формирования ИКТ -компетентности обучающихся, и этот стандарт предусматривает информационно-коммуникационные технологии как инструментарий универсальных учебных действий. Авторы стандарта считают, что ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования должна содержать подпрограмму, которая определяет необходимые для этого элементы ИКТ-компетентности. Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий для широкого доступа школьников к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Что касается основного общего образования, то содержательный раздел его основной образовательной программы направлен на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных техноло-
гий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Здесь формирование и развитие компетентности обучающихся в области использования ИКТ предусматривает подготовку индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе.
Как и для начальной школы, условием реализации основной образовательной программы основного общего образования является обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование,
коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде, включая:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей; учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга; службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования предусматривает не только формирование ИКТ-компетенций через комплекс школьных дисциплин, но и изучение информатики как самостоятельного учебного предмета, что требует определенной профессиональной подготовки учителя информатики. И то и другое может быть реализовано в полной мере при условии наличия современной информационно-образовательной среды. Для этого уровня школьного образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий,
обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Эта среда, помимо указанных выше сегментов, должна включать в себя характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и должна быть направлена на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, с достижением планируемых результатов, с организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должно предусматривать:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
- интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Решение этих проблем напрямую связано с владением ИКТ-компетенциями самими школьными учителями и администрацией школ. Информационные технологии находятся в постоянном развитии, поэтому важно, чтобы современное их состояние было доведено до сведения учительского состава. Одним из каналов достижения этой цели является, по нашему мнению, организация и проведение для работников системы школьного образования научнопрактических конференций по затронутой тематике.
Кафедра прикладной информатики Череповецкого государственного университета, членами которой являются авторы данной статьи, провела определенную работу в деле приобщения учительского состава школ Вологодской области к использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности. За три года (2009 -2011 гг.), совместно со студенческой группой специальности «Информатика», проведены пять конференций по указанной выше тематике (три в г. Великий Устюг, по одной в г. Череповце и пос. Шексна). На этих конференциях в качестве докладчиков выступили как преподаватели кафедры-организатора, так и преподаватели других вузов и школьные учителя. Среди участников конференции были не только учителя указанных школ, но и учителя и другие работники образования из школ близлежащих районов, что подтверждает большой охват аудитории.
Первая из пяти указанных конференций «Информационные и коммуникационные технологии
в современном общеобразовательном учреждении» состоялась 6 марта 2009 года в МОУ «Гимназия» г. Великий Устюг. Конференция проводилась для учителей Великоустюгского и соседних с ним районов. ЧГУ на конференции представляли заведующий кафедрой прикладной информатики кандидат педагогических наук, профессор А.Ф. Кастор нов, доценты этой кафедры В.А. Касторнова и М.И. Шу-тикова, а также вся группа студентов 1И-31, будущая профессия которых - учитель информатики. На конференцию ( помимо учителей МОУ « Гимназия» г. Великий Устюг) были приглашены представители других цифровых школ Вологодской области: школы № 41 г. Вологды и школы № 37 г. Череповца. В работе конференции принимало участие и управление образования г. Череповца. Программа работы конференции включала такие доклады, как:
1. «Теоретические аспекты информатизации образования» (В. А. Касторнова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО);
2. «Информационное рабочее место как основа информационной среды учебного заведения» (А.Ф. Касторнов - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики ЧГУ) [3];
3. «Опыт внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс» (М.Г. Барабанова - заместитель директора по информатизации, учитель информатики МОУ «СОШ № 37» г. Череповца);
4. «Знакомство с цифровой школой МОУ „Сред-
няя общеобразовательная школа № 41“ г. Вологды. Опыт, проблемы и перспективы. Возможности использования цифрового оборудования» (И.И. Ива-
нова - учитель информатики МОУ «СОШ № 41», г. Вологда).
Основными темами для обсуждения являлись «Методические и организационные проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в современном образовательном учреждении» и «Проблемы взаимодействия высших и средних образовательных учреждений в Вологодской области», а также в рамках конференции состоялся семинар, посвященный внедрению свободного программного обеспечения в систему образования.
На пленарном заседании конференции по первому вопросу было представлено 8 докладов (один -заочно в виде презентации). С ними выступили преподаватели кафедры прикладной информатики ЧГУ и учителя цифровых школ области (М. Г. Барабанова, В.И. Иванова, Е.А. Вершинина, О.Г. Екимовская), которые представили опыт внедрения средств ИКТ в своих учебных заведениях. С тем, как проводится работа по информатизации в школах Череповца, присутствующих познакомила ведущий специалист управления образования города Л.В. Коробейникова.
В ноябре 2009 года была проведена конференция в МОУ «СОШ № 1» пос. Шексна «Образовательная информационная среда учебного заведения», программа которой включала в себя доклады по двум направлениям:
1. Информационная среда учебного заведения:
1) «Информатизации образования: теоретические основы и перспективы» (В. А. Касторнова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО);
2) «Информационное пространство преподавателя» (А.Ф. Касторнов - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики ЧГУ);
3) «Информационная среда ВГПУ» (О. Б. Голубев
- заведующий кафедрой информатики и ВТ ВГПУ; Ю.Н. Труфанов - студент ВГПУ).
2. Информационные и коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе:
1) «Проект „Электронная школа в современном образовательном учреждении“» (Л.В. Коробейникова - главный специалист отдела общего и дополнительного образования Управления образованием мэрии г. Череповца; О. А. Смирнова - заместитель директора по ИКТ МОУ «СОШ № 11», г. Череповец; М. Г. Барабанова - заместитель директора по ИКТ лицея «АМТЭК», г. Череповец);
2) «Цифровая школа - использование средств ИКТ» (И.И. Иванова - учитель информатики МОУ «СОШ № 41», г. Вологда, аспирант кафедры прикладной информатики ЧГУ).
В марте 2010 года в г. Великий Устюг прошла II научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном учреждении», которая была посвящена обсуждению насущных проблем школьного образования по двум его аспектам: «Информационная среда учебного заведения» и «Информационные и коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе».
По направлению «Информационная среда учебного заведения» были заслушаны доклады:
1. «ИКТ-компетенции как одна из составляющих национального проекта „Наша новая школа“» (А.Ф. Касторнов - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
2. «Использование социальных сетевых сообществ в системе общего образования» (В. А. Кастор-нова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, г. Москва);
3. «Проект „Электронная школа в современном образовательном учреждении“» (О. А. Смирнова -заместитель директора по ИКТ МОУ «СОШ № 11», г. Череповец);
4. «Особенности дистанционного обучения в образовательных учреждениях при работе с учениками, находящимися на индивидуальном обучении» (И.И. Иванова - учитель информатики МОУ «СОШ № 41», г. Вологда, аспирант кафедры прикладной информатики ЧГУ).
Направление «Информационные и коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе» было представлено докладами:
1. «Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной дея-
тельности младших школьников» (Т.А. Меркурьева
- учитель начальных классов МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг);
2. «Применение виртуальных машин в элективных курсах по информатике» (О. Ю. Лягинова -старший преподаватель кафедры прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
3. «Электронное сопровождение темы „Структурированные типы данных“ в школьном курсе „Ин-форматика“» (Н. Шалыванова - студент 5-го курса ФМФ ВГПУ, г. Вологда);
4. «Учебные сетевые проекты в интегрированном курсе „Математика и информатика“ для студентов гуманитарных профилей» (О. Б. Голубев - заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники ВГПУ, г. Вологда);
5. «Использование интегрированной системы „Кирилл и Мефодий“ для преподавания английского языка» (Е.И. Шахназарова - учитель английского языка МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг);
6. «Технология разработки и использования компьютерных тестов (методические и технологические аспекты)» (Г. М. Вершинина - заместитель директора по ИКТ МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг).
Как видно из представленной выше тематики докладов, все они были в основном ориентированы на обсуждение вопросов, связанных с информатизацией системы школьного образования, построением и функционированием информационной среды учебного заведения. И хотя на каждой конференции обсуждались два аспекта решения этих вопросов, они были организованы по одному сценарию: вначале были заслушаны доклады на пленарном заседании, а потом вся аудитория конференции принимала участие в работе единственной секции. Последние две конференции проходили в более регулярном режиме: сначала проводилось пленарное заседание со всей аудиторией, а затем участники по желанию работали в двух секциях (в разных аудиториях).
Впервые эта технология была опробована в МОУ «СОШ № 11» г. Череповца, где 19 ноября 2010 года прошла конференция «Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса в школе».
На пленарном заседании были заслушаны доклады:
1. «Информатизация системы образования» (М.И. Шутикова - доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
2. «Форум „Образовательная среда - 2010“» (В. А. Касторнова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, г. Москва);
3. «О проблемах преподавания школьного курса информатики» (А.Ф. Касторнов - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец).
Секция «Методика преподавания информатики» (ведущий секции: Е.А. Смирнова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики ЧГУ) была представлена докладами:
«Организация контроля знаний» (Е.А. Смирнова
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
«Использование моделирования структуры и функционирования аппаратно-программных средств на базе программ-эмуляторов при организации изучения программного обеспечения» (О. Ю. Лягинова -старший преподаватель кафедры прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
«Дидактические и методические подходы к созданию презентаций» (И.И. Иванова - учитель информатики МОУ «СОШ № 41», г. Вологда, аспирант кафедры прикладной информатики ЧГУ);
«Использование системы голосования на уроках информатики начальной школы» (И.В. Шеко - учитель информатики МОУ «СОШ № 11», г. Череповец);
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (О.А. Смирнова - учитель информатики МОУ «СОШ № 11», г. Череповец).
Секция «Программное и аппаратное обеспечение информационных и коммуникационных технологий» (ведущий секции: В. А. Касторнова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, г. Москва) была представлена докладами:
«Сетевые сообщества сети Интернет: современное состояние и перспективы использования в обучении» (В. А. Касторнова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, г. Москва);
«Графические редакторы в сети Интернет» (К.С. Петрова - старший преподаватель кафедры прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
«Использование СДО МооШе в качестве системы поддержки образовательного процесса в школе» (О.Л. Гаврилов - студент кафедры прикладной информатики ЧГУ, преподаватель МОУ ДОД «ЦТР и ГО „Дом знаний“», г. Череповец).
И, наконец, представим программу пятой по счету конференции, где нашли отражение в полной мере все те задачи, которые были сформулированы в начале этой статьи.
Институт информатизации образования РАО Кафедра прикладной информатики ЧГУ МОУ «Гимназия» г. Великий Устюг
Программа III Межрегиональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные
технологии в современном образовательном учреждении»
9 апреля 2011 г., г. Великий Устюг
Программа работы конференции
Пленарное заседание «Информационно-деятельностный подход в обучении» (М.И. Шутикова - доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
«Постановка курса информатики в новом образовательном стандарте» (А.Ф. Касторнов - кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
«Информационная среда образовательного учреждения как основа реализациии новых образовательных стандартов» (В. А. Касторнова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, г. Москва) [3].
Работа секций:
Содержательные и методические аспекты изучения информатики и ИКТ (председатель: Е.А. Смирнова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики ЧГУ):
«Организация контроля с использованием структурно-логических элементов» (Е.А. Смирнова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики ЧГУ);
«Использование системы голосования на уроках информатики начальной школы» (И.В. Шеко - учитель информатики МОУ «СОШ № 11», г. Череповец);
«Методика создания электронных тестов по информатике» (И.В. Морозова - преподаватель ВГПУ, аспирант кафедры прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
«О результатах входного тестирования по информатике абитуриентов ЧГУ» (А.Ф. Касторнов -кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики ЧГУ, г. Череповец);
«Методические рекомендации к изучению раздела „Информационные технологии“» (Т.В. Мокруши-на - учитель информатики МОУ «Нюксенская СОШ», с. Нюксеница).
Программное и аппаратное обеспечение информационных и коммуникационных технологий
(председатель: В. А. Касторнова - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, г. Москва):
«Дистанционная поддержка при проектировании образовательного маршрута учащихся в рамках реализации новых стандартов» (О. А. Смирнова - учитель информатики МОУ «СОШ № 11», г. Череповец);
«Реализация возможностей интерактивной доски в процессе обучения» (И.И. Иванова - учитель информатики МОУ «СОШ № 41», г. Вологда, аспирант кафедры прикладной информатики ЧГУ);
«Организация контентной фильтрации в школе и дома» (А.Б. Сидельников - студент ВоГТУ, инженер-программист МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг);
«Моделирование учебного процесса в начальной школе с использованием современных информационных технологий при реализации новых стандартов» (С.Н. Торопова - учитель начальных классов МОУ «СОШ № 11», г. Череповец);
«Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков аудирования как составляющей коммуникативной культуры учащихся 6 -8-х классов» (Е.И. Шахназарова - учитель английского языка МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг).
Все проведенные кафедрой прикладной информатики ЧГУ конференции проходили при участии Института информатизации образования РАО, и их материалы выставлены на сайте этого учреждения1. На этом же сайте можно найти электронный вариант сборника материалов конференций, проведенных в 2009 году в г. Великий Устюг и пос. Шексна [1]. Теоретические основы прочитанных на конференциях авторами статьи докладов базировались на документах Министерства образования и науки по переходу на новые школьные образовательные стандарты и на материале монографии В.А. Касторновой «Современное состояние научных и практико-ориенти-рованных подходов к организации и функционированию образовательного пространства» [2].
В заключение отметим, что кафедра информатики ЧГУ планирует продолжить проведение подобных конференций как в Великом Устюге и Череповце, так и в других районных центрах Вологодской области.
Литература
1. Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном учреждении: материалы I науч.-практ. конф. (6 марта 2009 г., г. Великий Устюг). - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.
2. Касторнова, В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства: моногр. / В.А. Касторнова. - Череповец: ЧГУ, 2011.
3. Касторнова, В.А. Организация информационного рабочего места - основы информационной среды учебного заведения / В.А. Касторнова // Информатизация образования и науки. - 2010. - № 2(6). - Апрель. - С. 3 - 13.
УДК 377.5
А.М. Куницына
ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕЛЕЦКОЙ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
В статье раскрываются особенности реализации воспитательного потенциала елецкой рояльной гармони в деятельности студентов музыкального колледжа; показывается воздействие культурно-образовательной среды на личность студента; определяются пути приобщения студентов к региональным культурным ценностям народа, формирования у них потребности в общении с народной традиционной музыкой, исполняемой на елецкой рояльной гармони, способствующей духовнонравственному, эстетическому, гражданскому и патриотическому воспитанию студентов-музыкантов.
Воспитательный потенциал, реализация, народное творчество, елецкая рояльная гармонь, студенты музыкального колледжа, культурно-образовательная среда.
The article considers the peculiarities of the realization of the educational potential of the Elets piano accordion in the activity of the students of the musical college, presents the influence of the cultural and educational environment on the personality of the student, defines the ways of students’ acquainting with regional cultural values of the people and developing the demand for dialogue with national traditional music performed on the Elets piano accordion promoting spiritual and moral, esthetic, civil and patriotic education of students.
Educational potential, realization, folk art, Elets piano accordion, students of a music college, cultural and educational environment.
Одним из направлений1 новой парадигмы образования является приобщение студенческой молодежи к ценностям культуры своего народа, воспитание студентов в духе взаимоуважения, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Поэтому важно изучить ценностно-смысловое содержание народного творчества и его воспитательный потенциал, который базируется на социально-философских и педагогических идеях преемственности поколений в знаниях о народной куль-
1 URL: http://www.iiorao.ru/iio/pages/konf_ob/archive
nauch conferences/
туре, субъектности этноса, народности воспитания (Г.Н. Волков, Л.А. Волович, С.И. Гессен, П.Ф. Кап-терев, В.А. Сухомлинский). В процессе изучения философской, психолого-педагогической, музыкальной, культурологической, этнопедагогической литературы в нашем исследовании были охарактеризованы основные аспекты воспитательного потенциала музыкального народного творчества, компонентом которого в городе Ельце является елецкая рояльная гармонь, уточнены взаимосвязанные понятия: «воспитание», «потенциал», «реализация», «деятельность студентов музыкального колледжа», «народное
творчество», «елецкая рояльная гармонь».
Анализ литературы показал, что понятие «воспи-