Ильичев Е.М., МБОУ СОШ № 35
с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, Республики Татарстан
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Статья раскрывает значение информатизации образования в контексте предметов образовательной области «Искусство». Автор показывает возможности использования информационных технологий в общем и дополнительном музыкальном образовании. В статье представлен подробный анализ особенностей реализации ФГОС ООО в рамках обучения музыке.
Ключевые слова: музыка, информационные технологии, обучение, обучающиеся, подростки, область, искусство, школа, образовательные стандарты, компетентность.
Ilichev E.M.,
Teacher,
School №35 with in-depth study of individual subjects Kazan, the Republic of Tatarstan
THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TRAINING MUSIC IN THE SCHOOL OF SCHOOL
Abstract
The article reveals the importance of informatization of education in the context of subjects of the educational field "Art". The author shows the possibilities of using information technologies in general and additional music education. The article presents a detailed analysis of the features of the implementation of FGOS OOO in the framework of music education.
Keywords: music, information technology, training, students, adolescents, region, art, school, educational standards, competence.
Одним из основных достижений 21 века является создание единой информационного пространства и виртуальной реальности. В настоящее время человечество окружает новая информационная среда, главная отличительная черта которой - интерактивность. Таким образом, информационные
технологии с каждым годом все более активно внедряются во все области нашей жизни и культуры в целом.
«Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения учащимися информационной культурой - одной из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Развитие информационных образовательных технологий позволит работать над одним проектом, вести совместные исследования и быстро обмениваться результатами, людям, находящимся далеко друг от друга» [4].
Высокая степень интерактивности, которую демонстрируют 1Т-технологии, «способствует созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообразования. Помимо этого, данная среда комбинирует функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций» [4].
В современном образовании разработка программ по учебным предметам с использованием информационных технологий стала обязательным требованием. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) даны рекомендации по организации современного урока с использованием компьютера и информационно-коммуникационных технологий на основе деятельностного подхода. Проект ФГОС предполагает создание единой информационной образовательной среды, включающей в себя электронные библиотеки, видеотеки, цифровые образовательные ресурсы и их каталоги, мультимедийные продукты, создаваемые педагогами и самими учащимися и др. Создание учащимися новых программных продуктов чаще всего осуществляется во внеурочной деятельности, которая меньше регламентирована строгим содержанием и ограничена временем урока.
В соответствие с этим программы дополнительного образования позволяют создавать и реализовывать творчество школьников непосредственно на занятиях образовательной области «Искусство», что позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности. Успешная социализация школьника в условиях информатизации может осуществляться только в открытой среде, предполагающей активную позицию учащихся в создании и совершенствовании своего образовательного пространства [5].
Несомненно, подобная деятельность благотворно влияет на развитие интеллекта школьников, их творческих и коммуникативных способностей, продуктивных взаимоотношений внутри коллектива (любая деятельность предполагает коллективный труд), и, что главное, самоопределение и личный рост обучающихся. При этом использование информационных технологий должно быть направлено на реализацию всех потенциалов личности -познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно
высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями [9].
Таким образом, любой современный учитель должен обладать ИКТ-компетентностью. Покажем как ИКТ-компетентность педагога будет проявляться при обучении музыке.
Урок музыки в средней общеобразовательной школе - уникален сам по себе и традиционно является одним из самых многосоставных. Появление новых музыкальных направлений и средств создания музыки возникли различные точки зрения на обновление содержания этого предмета и методов обучения ему школьников. К новым технологиям и методам обучения можно отнести информационно-коммуникационные технологии, предполагающие активное использование и создание цифровых образовательных ресурсов, проектные технологии, и хоровая основа воспитания и обучения, опора на этнографию и фольклор, обеспечивающие как развитие патриотизма, так и креативного начала.
В современном уроке музыки любое из этих направлений не должно рассматриваться как приоритетное. Они должны находиться в гармонии, взаимодействии и подчиняться сценарию урока, направленного на познание ребенком образно-содержательной стороны музыки. Уместно будет в этой связи вспомнить слова Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего - воспитание человека» [1].
Быстро меняющаяся социальная ситуация, естественно, влечет за собой и изменения в содержании изучаемого предмета, в формах его преподнесения, в отношениях между педагогом и учащимися. Так, например, фактор стихийной музыкальной среды оказывает большое влияние на формирование музыкального вкуса учащихся. Кроме того, сильно изменились и сами учащиеся. Исследователи подчеркивают, что современному поколению свойственны жестокость, эгоизм, предпочтение комфортных условий существования, стремление к новизне, неординарности, кумиромание, эксклюзивизм. Все эти социально-психологические особенности необходимо учитывать при разработке образовательных программ и педагогических технологий преподавания предметов образовательной области «Искусство».
Современный учащийся - это, прежде всего, «мобильная» личность, старающаяся меняться в соответствие с требованиями времени. Мир технических средств, программных продуктов и гаджетов должен заполнить не только личное пространство подростков, но и войти в информационную образовательную среду школы. Оперу, мюзикл или балет, проще «скачать», чем посещать театр оперы или балета. И чем дальше, тем больше: появляются новые модели телефонов, смартфонов и планшетов, регистрируются новые социальные сети, благодаря которым учащиеся также могут усваивать школьный материал с помощью различных приложений. Дополнительное образование также нуждается в информационных технологиях, и, вероятно, подобные занятия привлекут все больше подростков: их знания в области компьютерной техники, возможности в быстром поиске нужной и доступной
информации позволят построить занятия наиболее продуктивно и качественно. Если же мы работаем с музыкально одаренными подростками, то эти знания благотворно отразятся на изучении, представлении и раскрытии музыкального материала, созданного учениками во время дополнительных занятий в школе
[9].
Однако, не секрет, что подростки 5-9 классов - одна из самых сложных аудиторий, как для школьных учителей, так и для педагогов дополнительного образования. Зачастую дети просто физически не способны усвоить огромный объем информации, который дают им школа, студии, музеи, интернет-ресурсы и др., и самостоятельно систематизировать полученные знания. Опросы учащихся на уроке по биографии и творчеству композиторов разных эпох показали отсутствие системы знаний не умение выделять главное, а также причинно-следственные связи. В соответствие с этим требуется использование специальных методов и приемов, позволяющих развивать критическое мышление учащихся, формировать у них систему знаний. Наиболее эффективным здесь оказывается применение информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют научить школьника самостоятельно искать информацию, выделять в ней существенные свойства, обобщать, систематизировать и представлять в наиболее оптимальном виде. На уроках музыки применение компьютера позволит значительно расширить кругозор учащихся о различных музыкальных произведениях, подчеркнуть разницу в различном исполнении одних и тех же произведений, а выделить особенности звучания определенных инструментов и др.
Во внеурочной же деятельности школьники проявляют большую активность, так как задания, которые они выполняют в рамках работы кружков, представляют собой более творческий характер и ребята с огромным интересом участвуют как в мастер-классах, проводимых и учителями и приглашенными специалистами, так и в подготовке общешкольных творческих мероприятий.
Допускаемая в настоящее время вариативность общего образования в области искусства, существующее разнообразие программ, авторских технологий и методик художественного образования и эстетического воспитания ставит учителя перед выбором способов обучения, исходя из особенностей и условий школы, класса. Образовательный процесс предметной области «Искусство» основывается на развитии творческих способностей обучаемых, их эмоциональности и восприимчивости, интеллектуальной сферы и художественного вкуса. Особое внимание уделяется овладению обучающимися художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах творческой деятельности, освоению жанрового и стилевого многообразия искусств, специфики выразительных средств и языка, взаимосвязи с жизнью [2].
Приоритетным в развитии обучающегося на занятиях предметной области «Искусство» является бережное отношение к его чувствам, создание полной гармонии и понимания между искусством и учеником. Это достигается путем создания определенных условий на уроках, учитывающих, в том числе,
национальные и региональные особенности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям растущих детей, возможности для учебного продуктивного сотрудничества с активным участием каждого школьника. Педагог является активным участником художественной жизни учеников, при том, что все социальные изменения, научные и практические достижения отображаются как в самом искусстве, так и в методиках его преподавания, обновляемых в соответствии с современными требованиями и улучшающими качество обучения учеников изобразительному искусству, музыке и мировой художественной культуре [6].
Сервис Интернета открывает сегодня каждому обучающемуся, учителю, родителю, - то есть всем участникам образовательного процесса многогранные возможности: социальные сети, форумы, (микро) блоги, сервисы социальных новостей и социальных закладок, фото и видео-каналы, и т.д.
В обучении дисциплинам образовательной области «Искусство» как на уроках, так и во внеурочной деятельности на наш взгляд целесообразно использовать следующие средства ИКТ: виртуальные галереи и музеи, вебсайты по искусству, электронные учебники и электронные книги, системы дистанционного обучения, видеохостинг «Ютьюб», открытые коллекции графических, аудио и видеоизображений, системы видеосвязи и телеконференции, поисковые системы, офисные пакеты, средства для разработки презентаций, электронную почту.
Тем не менее, до сих пор в жизни школы применение ИКТ чаще всего преследует логику «компьютеризации» - простой установки набора оборудования и программного обеспечения в соответствии с абстрактными нормативами, а не «информатизации», то есть «приведения образовательной системы в соответствии с потребностями и возможностями информационного общества» [8, с.249]. Применительно к педагогике искусства это означает сведение ИКТ к жестко инструментальному использованию в качестве средства обработки графических, видео и аудио-материалов, либо использование централизованных систем сбора и анализа информации для целей контроля успеваемости и управления образованием (электронные журналы и дневники, тестирование и т.д.).
Педагогика искусства практически остутствует в основных сетевых сообществах учащихся. Учителя музыки и изобразительного искусства в большинстве своем отстранились от процессов эстетической социализации подрастающего поколения, непрерывно проходящих в ИКТ. А ведь сама коммуникационная природа благоприятна для взаимодействия учителя и учащегося как активных субъектов эстетических практик, для реализации перехода «от искусствоведческого подхода к развитию собственно-творческой личности ученика-творца, когда учитель представляется как творец-художник и как творец-педагог, сопереживающий ученику, развивающий и планирующий в ученике его успех» [7, с. 3].
Характеризуя современное состояние обучения музыкальному искусству в общеобразовательной школе на разных ступенях образования, отметим
следующее. Устойчивая тенденция информатизации образования в данной области на лицо. Позитивным явлением можно считать безграничные возможности сети Интернет в отношении доступа, распространения и обмена информацией (нормативной, инструктивной, учебной, методической и т. п.) между учителями искусства, родителями, администрацией образовательных учреждений России. Имеет место увеличивающаяся заинтересованность учителей предметной области «Искусство» в профессиональном общении в рамках социальных сетей общего пользования (Facebook, Twitter), персональных сайтов, учительских порталов, клубов, сетевых образовательных сообществ и т. д.
Следует отметить и постоянно возрастающее количество уроков искусства различной тематики (открытые, итоговые, концерты и т. п.), методических разработок и другой подобной информации, размещающейся учителями музыки разных школ в глобальной сети для свободного доступа и обсуждения.
Например, существует и успешно работает Клуб учителей музыки (http://www.proshkolu.ru/club/music/), Сообщество учителей музыки (http://2berega.spb.ru/club/music/), сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/), Учительский портал (http://www.uchportal.ru/). Действуют и персональные сайты учителей музыки: «Музыка в школе» Каплина Александра Анатольевича, (http://kaplinaleksandr.ucoz.ru/), Переверзевой Ирины Анатольевны (http://school-simphony.narod.ru/), «С музыкой в сердце» Дакше Ольги Владимировны (http://dakshe.lyc1-brr.edusite.ru). И этот перечень можно продолжить [3].
Вместе с тем усиливается и степень влияния неформального, или дополнительного, музыкального образования на состояние обучения музыке в средней и старшей школе. Иначе говоря, общеобразовательные школы с предлагаемым широким спектром внеурочной деятельности, где приобщение к искусству имеет необязательный характер, оказывают всё большее воздействие на круг музыкальных интересов детей и подростков. Хоровые, танцевальные и театральные коллективы, а также кружки детского художественного творчества, студии и секции по различным направлениям музыкального искусства, организующие занятия с детьми разного возраста в соответствии с их непосредственными желаниями и интересами, во многом определяют само отношение к учебному предмету «Музыка» в общеобразовательной школе. Повсеместное распространение ИКТ значительно расширило круг молодежи, активно участвующих в многочисленных олимпиадах, конкурсах и фестивалях самого разного уровня: от городского до международного. При всей неоднозначности мнений, отметим всё же определенную положительную роль таких реализуемых проектов средств массовой информации. Это «Танцы со звездами», «Большие танцы», «Голос», «Битва хоров», «Поющая семья» и др. При этом, как правило, имеет место ориентация детей и родителей на быстрый успех, достижение каких-либо результатов без вдумчивой, серьезной и кропотливой работы, необходимой при постижении высоких образцов музыкального искусства даже в системе общего образования [3].
Современным подросткам средства ИКТ необходимы для решения коммуникационных и познавательных задач. Для учителей же важно овладение эффективными методиками обучения, адекватными психолого-возрастным особенностям и возможностям обучающихся в условиях современной школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишкина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2016. - №3. URL: http://www.art-educationrn/electronic-ioumal/konceptualnye-podhody-k-prepodavaniyu-predmetov-iskusstva-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 22.01.2017).
2. Алексеева Л.Л., Олесина Е.П. Ассоциация педагогов искусства как фактор повышения качества образования [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2016. - №3. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/iournal pdf/alekseeva olesina 18-26 0.pdf (дата обращения: 22.01.2017).
3. Алексеева Л.Л., Предметы искусства в системе современного общего образования детей (на примере предмета «Музыка») [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2014. - №1. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/predmety-iskusstva-v-sisteme-sovremennogo-obshchego-obrazovaniya-detey-na-prime-0 (дата обращения: 22.01.2017).
4. Емельянова Т.В. Информационные образовательные технологии в школе // Код доступа: http://festival.1september.ru/articles/312893/ (дата обращения: 22.01.2017).
5. Мащенко М. В. Социально ориентированное обучение информатике // Наука и перспективы. 2016. № 3 [Электронный журнал]. URL: nip.esrae.ru/11-47 (дата обращения: 08.01.2017).
6. Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр и др.; науч. ред. Л.Л. Алексеева. - М.: «Русское слово - учебник», 2014.
7. Савенкова Л.Г. Современные направления художественного образования в России // Педагогика искусства. № 3, 2012. URL:
http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova.pdf (дата обращения: 22.01.2017).
8. Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования. - №3, 2005. С. 248-270. URL: http://vo.hse.ru/data/2015/04/20/1095613045/17sem0.pdf (дата обращения: 22.01.2017).
9. Юдушкина О.В. Информационные технологии в работе с одаренными подростками в процессе внеурочной деятельности [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2014. - №4. URL: http://www.art-education.ru/electronic-iournal/informacionnye-tehnologii-v-rabote-s-odarennymi-podrostkami-v-processe (дата обращения: 22.01.2017).