3. Ли Чжо. Двадцать лет современного китайского фортепианного образования в Китае. Тяньцзинь-ская консерватория, 2000. 75 с.
4. УГочжу, Гао Сяогуан, УЦюн. Фортепианное искусство для расширения кругозора. Пекин: Олимпийское издательство, 1999. 122 с.
5. У Сяоган. Структурная перестройка экономики, повышение набора в учебные заведения и неравноправие в образовании в 1990-2000 годах. Общество, 2009. 55 с.
6. Чжан Яньнань. Краткий обзор развития фортепианного образования и фортепианной музыки в Китае. Шанхайская консерватория, 2010. 275 с.
7. Чжэн Юань. Начальное исследование фортепианных музыкальных произведений второй половины XX века в Китае. Фуцзяньский педагогический университет, 2006. 268 с.
8. Фэн Сяоган. Фортепианная музыкальная культура Китая первой половины XX века. Нанкинский институт искусств, 2007. 12 с.
9. Янь Фэй. Исследование обстоятельств развития фортепианного искусства в период Культурной революции. Цзянсийский педагогический университет, 2007. 350 с.
REFERENCES
1. Byan Men. Formirovanie i razvitie fortepiannoy kulturyi Kitaya. Pekin: Izdatelstvo Huayue, 1996. 33 с.
2. Day Dinchen. Perspektivyi razvitiya muzyikalnogo obrazovaniya. Shanhay: Izdatelstvo Vosto^no-kitayskogo pedagogkheskogo universiteta, 2001. 373 с.
3. Li Chzho. Dvadtsat let sovremennogo kitayskogo fortepiannogo obrazovaniya v Kitae. Tyantszinskaya konservatoriya, 2000. 75 с.
4. U Gochzhu, Gao Syaoguan, U Tsyun. Fortepiannoe iskusstvo dlya rasshireniya krugozora. Pekin: Olimpiyskoe izdatelstvo, 1999. 122 с.
5. U Syaogan. Strukturnaya perestroyka ekonomiki, povyishenie nabora v u^ebnyie zavedeniya i neravnopravie v obrazovanii v 1990-2000 godah. Obs^estvo, 2009. 55 с.
6. Chzhan Yannan. Kratkiy obzor razvitiya fortepiannogo obrazovaniya i fortepiannoy muzyiki v Kitae. Shanhayskaya konservatoriya, 2010. 275 с.
7. Chzhen Yuan. Na^alnoe issledovanie fortepiannyih muzyikalnyih proizvedeniy vtoroy polovinyi XX ve-ka v Kitae. Futszyanskiy pedagogkheskiy universitet, 2006. 268 с.
8. Fen Syaogan. Fortepiannaya muzyikalnaya kultura Kitaya pervoy polovinyi XX veka. Nankinskiy institut iskusstv, 2007. 12 с.
9. Yan Fey. Issledovanie obstoyatelstv razvitiya fortepiannogo iskusstva v period Kulturnoy revolyutsii. Tszyansiyskiy pedagogkheskiy universitet, 2007. 350 с.
Б. С. Рачина
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА
В статье рассматривается специфика преподавания дисциплин предметной области «Искусство», переосмысление форм и методов обучения на основе базовых методологических основ разных искусств. Обобщается опыт организации педагогической практики студентов в институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.
Ключевые слова: педагогика искусства, музыкальное образование, профессиональная подготовка педагогов в сфере художественного образования, концепция педагогической практики, стратегии преподавания дисциплин предметной области «Искусство», профессиональные компетенции педагога предметной области «Искусство».
B. Rachina
ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PRACTICE IN THE CONTEXT OF THE PEDAGOGY OF ART
The article deals with the specifics of the teaching of subjects in art area, the rethinking of the forms and methods of teaching of the basic methodological foundations of different arts. The experience of the organization ofpedagogical practice of students in the Herzen University.
Keywords: pedagogy of art, music education, professional teachers training in the area of art education, the concept of pedagogical practice, the teaching strategy of the disciplines of the «Art», the professional competence of the art teacher.
К постановке проблемы
Центром процесса общественного развития всегда является соответствующее реалиям каждой исторической эпохи эталонное представление о личности человека, функционально, интеллектуально, эмоционально и этически соответствующей требованиям общественного и социального бытия. В этом контексте огромным значением всегда обладала система образования, рассматриваемая как общественный институт формирования философских, социальных, моральных, нравственных, ценностных, эстетических и других важнейших аспектов мировоззрения подрастающего поколения. Именно поэтому смыслообразу-ющим и смыслопорождающим ядром современной отечественной образовательной парадигмы является становление личности учащегося, обладающего научным мировоззрением, целеустремленностью, организованным интеллектом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, гражданственностью, коммуникабельностью, толерантностью, высокой нравственностью и т. д.
В реализации поставленной цели предметам области «Искусство», имеющим огромную содержательную значимость и обладающим великой силой эмоционального воздействия, предоставлен, к сожалению, небольшой объем учебных часов. Директор института художественного образования и культурологии Российской академии образования Е. М. Акишина считает: «Предметная область "Искусство" в обще-
образовательной школе <...> направлена на формирование общероссийской культурной идентичности школьников на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие у детей художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды» [1].
Основные методологические ориентиры
Естественно, что достижение подобных по уровню сложности и важности вопросов связано с методологическими проблемами преподавания предметов, погружающих школьников в мир искусства. Попытаемся сформулировать основополагающие методологические принципы, смысл которых так или иначе прочитывается в трудах крупнейших педагогов и деятелей искусства XX-XXI веков, это Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Р. Штайнер, К. Орф, Б. Бар-ток, Л. Бернстайн, В. В. Медушевский, Л. А. Мазель, В. К. Белобородова, В. Г. Раж-ников, В. В. Кирюшин, А. И. Островский, П. Ф. Вейс, Д. Б. Кирнарская, В. А. Сухом-линский, И. А. Ильин.
Во-первых, методология, методика, учебные и психолого-педагогические исследования должны быть соразмерны и родственны методологии и базовым закономерностям искусства (на уроках музыки — учить музыкой, на занятиях литературой — литературой) и отражать генетическую
потребность человеческой личности в своем самоопределении и изменении под его воздействием.
Во-вторых, влиять на самосотворение личности обучаемого может только высокопрофессиональная, ответственная, рефлексирующая, нравственная и сопереживающая личность педагога.
В-третьих, знания об искусстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, должны быть, по нашему мнению, получены в процессе игры, спонтанного музицирования, импровизации в ходе доверительно-дружеского, почти интимного общения, а главное, по определению В. Г. Ражникова, в обстановке «эмоциональной безопасности». В этом периоде развития бесполезно опираться в обучении искусству на абстрактную информацию, так как ребенок-дошкольник или ученик 1-го и отчасти 2-го класса еще целостный природный организм, видящий мир неделимо и образно, в определенной степени синкретично. Основной формой обучения искусству является художественная игра, которая, видоизменяясь с возрастом (различные модификации игры, тесты, кейсы, проекты, мастерские и т. д.), призвана создать эмоциональность, предоставить возможность выразить себя личностно, понять смысл. Психолог В. Г. Ражников писал: «Художественная игра строится на примате смысла, преодолевающего диктат значения (курсив мой. — Б. Р.) и в то же время оставляющего то ценное, что дает человеку познание» [2].
В-четвертых, глобализация, информатизация и технологизация современного мира приводят к изменению условий бытия, размыванию системы традиционных духовных и нравственных человеческих ценностей, к становлению новой системы миропонимания, фрагментарности восприятия и изменению процессов мышления — все эти факторы обусловливают глобальный кризис личности. В рассматриваемом контексте только искусство обладает си-
лой и возможностью выявить гуманистическую основу, структурировать, гармонизировать и объединить личностные миры человечества ХХI века, которые были когда-то подобны целостному прекрасному зеркалу, разбитому теперь на мелкие осколки злым троллем, как в мудрейшей сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Художественно-образное мышление, формирующееся в процессе переживания и осмысления содержания художественного образа, питает развитие воображения, фантазии, раскрывает творческие потенции личности, становясь фундаментом позитивного мировоззрения, и, следовательно, способствует созиданию интеллектуально-творческих возможностей личности.
О профессиональной подготовке
Решение вышеназванных проблем требует переосмысления профессиональной вузовской подготовки педагогов художественных специальностей. Традиционная система подготовки акцентирует прежде всего овладение на максимальном уровне компетенциями в выбранной области искусства: художник, музыкант-исполнитель, хореограф, актер и т. п. Однако, как показывает практика, для осуществления педагогической деятельности личного мастерства в любой области искусства явно недостаточно. Необходима серьезная педагогическая и психологическая подготовка, причем в каждом отдельном случае направленная на изучение конкретной области искусства. Например, музыканту необходимо знать не только фундаментальные основы педагогики и психологии, но и специфику их экстраполяции в область музыкального искусства. Преподавание педагогики и психологии в процессе подготовки преподавателей искусства должно носить предметный характер, опирающийся на развитое образное мышление музыкантов, художников и т. д. Для того чтобы обеспечить обучение искусству языком искусства, опираясь на его зако-
номерности, необходимо в вузе моделировать процесс обучения на основе погружения в образный строй осмысления бытия языком искусства (музыки, театра, хореографии и т. д.).
Здесь мы подходим, пожалуй, к важнейшему тезису: возникает потребность в универсальной личности педагога, способного быть человеком искусства, воспитателем и психологом-исследователем, владеющим творческими методами обучения и развития своих воспитанников, свободно оперирующим философскими, искусствоведческими знаниями и имеющим «нравственный закон внутри...» (Э. Кант).
Восприятие искусства с точки зрения эмоциональной коммуникации представляет собой диалог с автором и героем произведения, который неизменно определяется индивидуальными особенностями эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, волевых качеств личности, обусловливающих способность к диалогу. Процесс восприятия искусства отражает духовно-творческую модель взаимодействия личности с окружающим миром. В диалоге с искусством, особенно с музыкой, человек творит новые смыслы в осознании сущности бытия, понимании других людей и себя самого.
Современные образовательные идеи и их прочтение в контексте педагогики искусства определяют стратегические направления совершенствования профессиональной подготовки, которая метафорически может быть представлена в виде пирамиды, вершиной которой является педагогическая практика. Формирование профессиональной компетентности педагога с точки зрения структурно-функционального анализа определяется следующими взаимосвязанными составляющими:
- качеством довузовской подготовки в конкретной области искусства;
- системой профессиональной подготовки в высшем учебном заведении;
- творческой образовательной средой;
- личностными качествами и уровнем профессионализма профессорско-преподавательского состава;
- духовно-творческим потенциалом личности студента.
Преобразование факультета музыки в институт музыки, театра и хореографии (ИМТиХ), а по сути — создание центра педагогики искусства, обусловило необходимость создания новой концепции педагогической практики.
Предлагаемая концепция обоснована общностью методологического подхода, выражающегося:
- в единстве методологии педагогической науки для всех областей знания;
- в общности методологического и частично методического содержания педагогической практики в предметной области «Искусство», так как методология обучения разным видам искусства сформирована на фундаментальных базовых закономерностях целостной методологии искусства, основанной на качественно ином методе познания мира;
- в концептуальном единстве стратегических закономерностей музыкальной, хореографической и театральной педагогической деятельности на разных уровнях общего, дополнительного и профессионального образования;
- в целостном подходе к проектированию и реализации целей, принципов, содержания музыкального образования разного уровня;
- в рассмотрении образовательных профилей ИМТиХ в качестве системы, отражающей различные части целостного пространства педагогики искусства, базирующейся на познании его сущностных закономерностей;
- во взаимосвязи и преемственности различных видов педагогической практики разных образовательных профилей бакалавриата и магистратуры на основе реализации принципов социокультуросообразности, практико-ориентированности, системности;
- в вариативности как важнейшем принципе организации содержания и форм проведения педагогической практики;
- в развитии комплекса художественно-педагогических способностей, формировании мотивации к педагогической деятельности в области искусства, становлении активной деятельностной позиции студентов в процессе овладения профессиональными компетенциями.
Опорные группы компетенций
Общность содержания педагогической практики различных направлений, профилей и модулей обеспечивается выделенными нами в качестве опорных группами компетенций: исследовательских, коммуникативных, организационных, проективных, рефлексивных и исполнительских.
Профессиональная компетентность предполагает овладение всеми видами художественной педагогической деятельности, которые представляют целостное явление — профессиональное мастерство.
Успешность деятельности педагога, эффективность и результативность образовательного процесса во многом определяются качеством его проектирования, объединяющего стратегию (моделирование, проектирование, конструирование целостного педагогического процесса) и тактику (поурочный план-сценарий одного занятия) планирования образовательной деятельности. Этот процесс регулируется ФГОС ООО, примерными программами по различным предметным областям, которые с учетом соответствующих психолого-педагогических возрастных особенностей определяют следующие принципы: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации (персонификации), принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, а также содержание и новые формы совместной образовательной деятельности педагога и учащихся.
Предлагается моделировать цель и задачи урока через планируемые результаты урока и формируемые универсальные учебные действия (УУД) — личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные), предметные. Достижение рассматриваемых целей осуществляется посредством решения ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. При этом личностное и социальное развитие ребенка осуществляется в процессе формирования системы эстетических взглядов, реализации творческих возможностей учащихся, создания предпосылок к смысло-постижению общественного и личностного бытия, к самооценке, самоосознанию.
Исследовательские компетенции реализуются в наблюдении и анализе работы специалистов в области педагогики искусства, в освоении технологий и методов психолого-педагогической диагностики школьников в ходе реальной педагогической деятельности. Формирование организационных и коммуникативных компетенций происходит в процессе организации коллективных, групповых и индивидуальных форм работы на уроках в общеобразовательной школе и на занятиях в рамках дополнительного образования.
Уровень владения исполнительскими компетенциями во многом определяет качество художественно-педагогической деятельности педагога, создает оптимальные условия для восприятия произведений искусства, позволяя созидать в диалогическом общении с учащимися духовную атмосферу, стимулирующую проявление творческих способностей. Работа преподавателей ИМТиХ направлена на практическую реализацию широкого круга педагогических и исполнительских компетенций студентов, что дает им возможность побеждать на различных международных конкурсах, выступать на разных концертных площадках нашего города.
Владение рефлексивными компетенциями определяет качество работы педагога и является условием его профессионального роста. Повышению эффективности процесса профессионального обучения активно содействует использование видеозаписи работы студентов в ходе педагогической практики. Видеозапись предназначена для стимулирования, конкретизации и повышения качества рефлексивной деятельности, что предполагает индивидуальную работу студента. Видеозапись может служить формой наблюдения и контроля преподавателя за профессиональным становлением студента. Просмотр и коллективное обсуждение видеозаписи представляют собой эффективное средство формирования профессиональной позиции и профессиональной компетентности.
Новая парадигма образования базируется на постоянной педагогической диагностике развития личности обучающихся. На итоговых конференциях по педагогической практике студенты сначала представляют результаты своей диагностической деятельности с детьми, а затем сами становятся участниками диагностического анкетирования. Анализ студенческих анкет способствует выявлению основных проблем, возникающих в ходе профессиональной подготовки. Существенной проблемой, как следует из анкет, является адаптация знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, в реальной педагогической деятельности.
Рассматривая деятельность педагога искусства как творческий процесс, предлагаем организовать работу студентов в ходе педагогической практики по принципу театральных творческих мастерских. Преподаватель-мастер организует работу в своей группе на основе диалогического взаимодействия, которое обеспечивается созданием обстановки психологического комфорта, доброжелательности, партнерства, что позволяет стимулировать в полной мере творческие возможности студентов. Малая
группа (4-5 человек), работающая на базе одного образовательного учреждения, рассматривается как творческий коллектив.
Целью работы творческой мастерской является профессиональное становление личности каждого ученика мастера в соответствии с его индивидуальностью. Знакомство с группой студентов руководитель практики — мастер начинает с проведения ряда диагностических тестов. Эти тесты являются частью методики, направленной на определение уровня сформиро-ванности качеств личности учителя, и могут проводиться только на основании добровольного согласия студентов. Студентам выборочно сообщаются те результаты, которые определяют дальнейшее направление работы. Для руководства педагогическими творческими мастерскими необходимо привлекать педагогов-мастеров, известных своими творческими достижениями, инновационными подходами, обладающих яркой самобытностью и личностной значимостью.
Творческая деятельность учителя предполагает педагогическую импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся, оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры педагога, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция, интеллект, художественные одаренность, опыт, вкус и т. д.
Спецификой педагогического творчества является сотворчество учителя и ученика, которое приводит к развитию индивидуальности ученика, что позволяет ребенку сотворить посредством искусства образ мира и свой собственный образ в этом мире.
Совершенствование профессиональной подготовки студентов в первую очередь обусловливает решение организационных проблем: подбор соответствующих базовых образовательных учреждений (общеобразовательных школ, музыкальных школ
и школ искусств, центров эстетического развития, театральных студий и т. п. ), постоянное организационное и методическое взаимодействие с педагогами.
Институт регулярно проводит научно-практические конференции, курсы повышения квалификации преподавателей общего и среднего профессионального музыкального образования, семинары, мастер-классы, практикумы для педагогов базовых учреждений. Подобные мероприятия выполняют несколько функций: методологическую, методическую, установочную, резюмирующую, рефлексивную. ИМТиХ является научно-методическим центром, важная функция которого — обобщение результатов инновационного опыта в области педагогики искусства. Регулярно публикуются методические и научные материалы международных конференций, освещающие актуальные проблемы современного общего и профессионального музыкального образования, а также педагогики искусства в целом. За это время выпущено 10 сборников научных трудов и статей под общим названием «Урок музыки в современной школе: методологические и методические проблемы музыкального образования». Принципиально важную часть этого издания представляют творческие и научные работы студентов: сценарии уроков бакалавров, статьи магистрантов, рассматривающих различные аспекты музыкально-педагогической деятельности в области инструментального, вокального, театрального, хореографического искусства, музыкального менеджмента, музыкально-компьютерных технологий.
Содержание УМК по педагогической практике
В рамках реализации компетентностно-го подхода предложено авторское видение содержания важнейших профессиональных компетенций учителя музыки, создан УМК по педагогической практике, обновлены содержание и формы учебной и производ-
ственной практики для разных направлений и модулей, разработаны критерии оценки деятельности студентов с позиций балльно-рейтинговой системы, а также варианты технологических карт. Разделены и подробно рассмотрены функции руководителя практики факультета, группового руководителя, учителя музыки базовой школы. Преподавателям предложены технологии взаимодействия преподавателей и студентов, обучающие и диагностические тесты, система упражнений, развивающих внимание, коммуникативность, артистизм и т. п.
Пакет материалов для студентов содержит подробное изложение профессиональных задач и методический материал, необходимый для их решения: технологические карты, требования к содержанию и оформлению портфолио. Студентам предлагаются образцы написания отчетных документов: примеры моделирования урока музыки (конспекты-сценарии) и фрагменты кален-дарно-тематического планирования для начальной и основной школы, образцы рабочих программ и рекомендации по их написанию. Эти модели в настоящий момент обеспечивают возможность обучения студентов системному видению образовательного процесса, а в этом контексте грамотному целеполаганию, вдумчивому и конкретному пониманию УУД в контексте содержания предмета искусства и каждого урока. В УМК включены различные схемы анализа уроков музыки, примерные планы рефлексивного анализа своей деятельности, программы изучения личности учащихся и классного коллектива, различные методики диагностики художественных и музыкальных способностей, алгоритмы организации слушания музыки, певческой деятельности и т. д. Более подробно вопросы организации и методики проведения педагогической практики рассмотрены в учебно-методических пособиях Б. С. Рачи-ной «Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе» (2007,
2013), «Педагогическая практика» (2010), «Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта» (2015), «Распевания для детского хора. 210 упражнений» (2016).
Результаты подготовки студентов в ходе педагогической практики наглядно демонстрируют победы воспитанников ИМТиХ на проходящих раз в два года международных конкурсах педагогического мастерства. Так, в 2016 году студенческий проект стал лауреатом 1 -й премии во Всероссийском конкурсе на лучший творческий проект, инициированном Министерством образования и науки РФ, в номинации «Лучший региональный творческий проект». В 2017 году организаторами конкурса выступили Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ и РГПУ им. А. И. Герцена. Воплощая наши методологические установки, на конкурсе в разных номинациях представлен широкий спектр педагогики искусства: учителя музыки общеобразовательных школ, музыкальные руководители детских дошкольных учреждений, преподаватели вокала и педагоги-инструменталисты детских музыкальных школ и школ искусств, руководители хореографических коллективов. В дальнейшем предполагается участие руководителей театральных коллективов и кружков.
Заключение
Новая парадигма образования ставит сложные, но необходимые на данном этапе развития всей образовательной системы задачи. Думается, что процесс подготовки грамотных педагогов требует поиска путей обновления содержания и форм проведения педагогической практики. Необходимы новые учебники, учебно-методические пособия, единые модели планирования, разработки новых методов погружения в искусство.
В общеобразовательных школах существующие федеральные программы и учебники, рабочие тетради и т. п. не соот-
ветствуют примерным программам ФГОС. Недостаточно современных грамотных методических пособий, материалов и методических разработок отдельных тем. Не разработан технологический аппарат, соответствующий требованиям ФГОС. На наш взгляд, формы всех видов планирования должны быть повсеместно единообразными. Во многом не решены вопросы оценивания учащихся, не разработаны критерии оценки знаний, единый терминологический аппарат. Каждое образовательное учреждение предъявляет свои требования и к планированию, и к рабочим программам, и к форме рабочей документации, поэтому сравнивать педагогическую «продукцию» (поурочные планы) порой просто невозможно.
Другая сторона проблемы — это неподготовленность учительского корпуса к восприятию многих инноваций, которые вводит ФГОС ОО. Так, большой проблемой является непонимание, а поэтому формальное или неверное использование в планировании содержания понятия «универсальные учебные действия» (УУД). Трудности возникают у учителей при постановке цели урока, выражаемой через планируемые результаты урока.
Если учитель базового учреждения не понимает смысла столь важных педагогических категорий, то как он может научить студента, пришедшего на практику? На наш взгляд, это очень серьезная проблема и руководителей практики, и преподавателей педагогики, работающих на художественных факультетах университета.
Перед педагогикой искусства стоит много конкретных проблем. Эти проблемы невозможно решить мгновенно, как по мановению волшебной палочки. Нужна систематическая, постоянная, вдумчивая работа, основанная на понимании закономерностей искусства и на глубинном знании фундаментальных положений педагогики и психологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акишина Е. М. Современные аспекты модернизации преподавания предметной области «Искусство» // Педагогика искусства. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http:/www.art.-education.ru /AE-magazine.
2. Ражников В. Г. Каталог заблуждений в педагогике искусства // Педагогика искусства. 2007. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http:/www.art.-education.ru/AE-magazine.
3. Рачина Б. С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта: учебно-методическое пособие. СПб.: Лань; Планета музыки, 2015. 512 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (квалификация (степень) бакалавр). [Электронный ресурс]. URL: http://uop.ifmo.ru/file/stat/21/051000b.pdf.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего музыкального образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://standart-db1.ru.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего музыкального образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=8187.
REFERENCES
1. Akishina E. M. Sovremennyie aspektyi modemizatsii prepodavaniya predmetnoy oblasti «Iskusstvo» // Pedagogika iskusstva. 2017. № 1. [Elektronnyiy resurs]. URL: http:/www.art.-education.ru /AE-magazine.
2. Razhnikov V. G. Katalog zabluzhdeniy v pedagogike iskusstva // Pedagogika iskusstva. 2007. № 2. [Elektronnyiy resurs]. URL: http:/www.art.-education.ru/AE-magazine.
3. Rachina B. S. Pedagogicheskaya praktika: podgotovka pedagoga-muzyikanta: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Lan; Planeta muzyiki, 2015. 512 s.
4. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego pedagogicheskogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 051000 Professionalnoe obuchenie (kvalifikatsiya (stepen) bakalavr). [Elektronnyiy resurs]. URL: http://uop.ifmo.ru/file/stat/21/051000b.pdf.
5. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart nachalnogo obschego muzyikalnogo obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://standart-db1.ru.
6. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart osnovnogo obschego muzyikalnogo obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=8187.