Научная статья на тему 'Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов'

Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / INTEGRATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING PROCESS / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / PRESENTATION OF CONTENTS OF EDUCATIONAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Б. С., Усманов С. Р.

Развитие новых информационных технологий влечёт за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование, а также дать возможность получения высшего образования людям с ограниченными возможностями. Внедрение новых информационных технологий в образование требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовку новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять новые технологии. Авторы делают вывод о том, что развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The development of new information technologies entails the importance of a fundamentally new educational system that can provide educational services to millions of people, while reducing the unit cost of education, as well as enabling higher education for people with disabilities. Introduction of new information technologies into education requires constant renewal of ideas and contents of education, as well as training new teachers, who would be able to teach using new technologies. The use of new information technologies leads to solving the urgent problems of the modern education, when the development of the technological subsystem of education accompanied by radical changes in all other subsystems: pedagogical, organizational, economic ones. The authors conclude that the development of new information technologies entails fundamentally new educational system that can provide educational services to millions of people, while reducing the cost of education.

Текст научной работы на тему «Информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов»

12. D'yui Dzh. Shkola buduschego. Berlin, 1992.

13. Teplov B.M. Problema individual'nyh razlichij. Moskva: Izdatel'stvo Akad. ped. nauk RSFSR, 1961.

14. Dikson Dzh. Proektirovanie sistem: izobretatel'stvo, analiz iprinyatie reshenij. Moskva, 1969.

15. Murav'eva G.E. Proektirovanie obrazovatel'nogo processa vshkole. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Shuya, 2003.

16. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta vobrazovatel'nom uchrezhdenii: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

17. loffe A. Proektirovanie: teoriya i praktika. Prosveschenie. Obschestvennye nauki: zhurnal dlya uchitelya. 2012; Vyp. 2: 23 - 27.

18. Kondratenko O.N. Proektnaya deyatel'nost' uchaschihsya. Available at: http://festival.1september.ru/articles/507813/

19. Sovremennaya gimnaziya: vzglyad teoretika ipraktika. Pod redakciej E.S. Polat. Moskva, 2000: 81 - 82.

20. Shustov S.M. Metodicheskie osnovy organizacii i provedeniya proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya starshih klassov v usloviyah mezhsh-kol'nyh uchebnyh kombinatov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2000.

21. Matyash N.V. Razvitie teorii i praktiki proektnogo obucheniya v otechestvennoj i zarubezhnoj pedagogike. Tehnologicheskoe obrazovanie shkol'nikov. Teoretiko-metodologicheskie aspekty. Bryansk. 1999.

22. Pavlova M.B. Tehnologiya: Metod proektov v tehnologicheskom obrazovanii shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.04.17

УДК 37.02

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Usmanov S.R., Director, State Educational Institution "Education Center" (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS. The development of new information technologies entails the importance of a fundamentally new educational system that can provide educational services to millions of people, while reducing the unit cost of education, as well as enabling higher education for people with disabilities. Introduction of new information technologies into education requires constant renewal of ideas and contents of education, as well as training new teachers, who would be able to teach using new technologies. The use of new information technologies leads to solving the urgent problems of the modern education, when the development of the technological subsystem of education accompanied by radical changes in all other subsystems: pedagogical, organizational, economic ones. The authors conclude that the development of new information technologies entails fundamentally new educational system that can provide educational services to millions of people, while reducing the cost of education.

Key words: information technologies in education, integration of information technologies in teaching process, presentation of contents of educational material.

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]

С.Р. Усманов, директор ГБОУ «Центр образования», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Развитие новых информационных технологий влечёт за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование, а также дать возможность получения высшего образования людям с ограниченными возможностями. Внедрение новых информационных технологий в образование требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовку новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять новые технологии. Авторы делают вывод о том, что развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, интеграции информационных технологий в процесс обучения, представления содержания учебного материала.

Актуальной задачей современного этапа развития информационного общества является формирование принципиально новой информационной культуры. В процессе информатизации общества одно из центральных мест должна занимать информатизация образования. Идею разработки новых технологий обучения на основе широкой компьютеризации и информатизации педагогических систем обусловили такие мировые тенденции, как развитие глобальной производственной инфраструктуры, информатизация и автоматизация всех отраслей науки, техники и технологий, изменение профессиональной структуры общества и мировоззренческих взглядов человека на труд, информационная интеграция образования в мировую систему [1].

Глобальная цель информатизации образования заключается в радикальном повышении эффективности качества образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества. Глобальная цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд подцелей: подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества, повышение качества образования, увеличение степени доступности образования, информационная интеграция национальной системы образования в инфраструктуру мирового сообщества [2].

Условием эффективной интеграции информационных технологий в процесс обучения является наличие управляющей мультимедийной среды, структура которой включает в себя все составные компоненты информационных технологий и единый

интерактивный способ доступа к ним, как со стороны педагога, так и со стороны обучаемого.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых педагогическими технологиями информатизации образования можно отнести: принцип активности; принцип самостоятельности; принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; принцип мотивации; принцип связи теории с практикой; принцип эффективности.

Анализ современного этапа развития информационных технологий, и использования их в образовании, позволил выявить противоречия между возможностями технического и программного обеспечения современных компьютеров, глобальных и локальных сетей и уровнем их применения в обучении [3].

Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, ставят перед системой образования нелегкую задачу формирования нового менталитета его индивидов, способных адаптироваться к современным экономическим, информационным, социальным и эколого-нравственным требованиям. Однако информатизация образования в России, как и в большинстве, развитых зарубежных странах, в основном реализуется в части программно-аппаратного оснащения учебных заведений средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, а системные методы учебно-методического и предметно-программного обеспечения учебного процесса остаются слабо разработанными. Первоначальная эйфория от предположения, что новые информационные технологии в одночасье решат все проблемы

образования, сменяется у некоторых полным разочарованием в их возможностях. Во многом такому положению способствует отсутствие четкого представления о распределении дидактических функций между преподавателем и компьютером, а так же игнорирование психолого-педагогических требований при разработке учебных сред.

Любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимся. То есть любая педагогическая технология - это информационная технология, которая может варьироваться с изменением информационных средств обучения, формы и целей обучения [4].

Рассмотрим некоторые проблемы применения новых информационных технологий в профессиональной деятельности будущих учителей:

- вопросы эффективного использования телекоммуникационных и информационных технологий в образовании остаются открытыми;

- не обоснована необходимость использования информационных технологий в образовании;

- нет системного исследования по вопросам, какие знания, умения, навыки должны быть сформированы у педагогов, чтобы применять мультимедийные технологии в практической деятельности;

- также не разработана методика обучения педагогов новым информационным технологиям;

- не разработаны методики изучения различных предметов с использованием мультимедийных средств обучения;

- нет методов количественной оценки уровня усвоения знаний, умений, навыков использования информационных технологий и др.

Методологические проблемы представления содержания учебного материала, на сегодняшний день, являются одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. Разрешение этих проблем значительно запаздывает по отношению к стремительному росту развития информационных и телекоммуникационных технологий и требует к себе пристального внимания. Отсутствие должной информационной проработки учебного материала затрудняет использование уникальных возможностей современных информационных технологий в обучении.

Возникает необходимость решения задач, связанных с де-ятельностным подходом к обучению, который требует многообразия структур представления учебного материала. При этом содержание учебного материала должно соответствовать требованиям образовательного стандарта, сохранять фундаментальность и целостность содержания, обеспечивать необходимый уровень знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом образования. Содержательное и методологическое качество представляемого учебного материала должно быть контролируемо традиционными методами соответствующими методическими службами [5].

Необходимо отметить, что при планировании и разработке содержания учебного материала нужно принимать во внимание, основные три компоненты деятельности педагога - изложение учебного материала, практика, обратная связь. Изменение содержания обучения требует от преподавателя в методическом плане высокой профессиональной и информационной компетентности, знаний в области педагогики, психологии, информатики, математики. Преподаватель должен переложить все свои знания на основу современных педагогических технологий обучения, которые включают в себя и разработку, и реализацию.

Ввиду стремительного развития информационных средств обучения педагог не успевает систематизировать, сделать анализ и выявить методически слабые стороны, предложенной им педагогической технологии; приходится экспериментировать, полагаясь на свою интуицию и сравнительно небольшой опыт коллег. Нужно немало времени, чтобы по итогам обратной связи реализации педагогической технологии преподаватель сформулировал методические основы представления и реализации учебного материала, с научной точки зрения.

Внедрение новых информационных технологий в образование требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовку новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять новые технологии.

Информационную подготовку педагога нужно начинать со студенческой скамьи. Необходимо разработать методику обучения использованию информационных технологий будущих преподавателей-предметников. Это будет способствовать реализации активной деятельности студента во время учебы, а также использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.

Выпускник педагогического университета должен в совершенстве владеть механизмом поиска, сбора и обработки информации, уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи посредством использования различных видов информации [5]. Важными задачами подготовки учителя математики в педвузе являются овладение студентами компьютерными технологиями и умение применять их при изучении и преподавании предмета.

Использование новых информационных технологий, систем компьютерной математики, множества различных математических и др. пакетов позволяет создать курс высшей математики, физики, химии, географии, экономики, биологии и т. д., который содержит все основные предложения традиционного курса, с применением звуковых и видеокомментариев, элементов анимации, различных слайдов, флэш и широкого спектра графических возможностей.

Построение трехмерных геометрических фигур, исследование функций различного порядка, объемное изображение поверхностей и фигур - темы, которые вызывают у студентов особые затруднения. Создание электронного курса высшей математики, на основе математических пакетов, позволяют визуализировать достаточно сложные операции, избавляют студентов от рутинной работы, а сам предмет математики выглядит не столь абстрактно, т. к. студент работает с конкретными математическими образами. Нами создан такой электронный курс высшей математики, и при его создании мы столкнулись с частью вышеуказанных проблем.

В практике педвузов фактически отсутствует опыт постановки такого курса, который бы служил средой для активного использования новых информационных технологий, как инструмента познания в процессе обучения. При изучении общетехнических дисциплин имеются лишь отдельные попытки использовать компьютерную технику в учебном процессе как средство обучения. Следовательно, существует недостаточная разработанность (однобокость) данной проблемы в вузе. Важным направлением применения компьютера в учебном процессе является использование его для контроля знаний и умений студентов. Практика показывает, что 93% преподавателей и 84% студентов не удовлетворены существующей системой оценивания знаний, однако переход на рейтинговую систему оценивания знаний и систему педагогического мониторинга происходит медленно.

Применение новых информационных технологий повысит эффективность обучения студентов педвузов, если будет:

- разработаны критерии отбора содержания систем компьютерного моделирования применительно к учебному процессу для студентов;

- выделено содержание программно-педагогических систем и отобраны методики применения информационных средств;

- осуществлено адаптирование систем компьютерного моделирования и проектирования к учебному процессу;

- показано, что использование систем компьютерного моделирования в учебном процессе для студентов педвузов усиливает их информационную, профессиональную и методическую подготовку, а также способствует выработке навыков научно-исследовательской работы и творческой активности студентов.

Использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической - и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. То есть, развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование.

Библиографический список

1. Садулаева Б.С., Мурадова П.Р Информационно-образовательная среда как фактор повышения эффективности управления учебными заведениями. Общество: социология, психология, педагогика. Краснодар, 2016; 2: 125 - 127.

2. Интернет технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. Тамбов, 2002.

3. Садулаева Б.С. О проектировании информационно-образовательной среды вуза. Инновационная наука. 2016; 4-2: 191 - 194.

4. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу. Информатика и образование. 2000; 8.

5. Пустобаев В.П. Теория и технология использования средств формализации для информационного моделирования учебного материала. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

References

1. Sadulaeva B.S., Muradova P.R. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor povysheniya 'effektivnosti upravleniya uchebnymi zavedeniyami. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. Krasnodar, 2016; 2: 125 - 127.

2. Internet tehnologii v obrazovanii. Uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov, 2002.

3. Sadulaeva B.S. O proektirovanii informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Innovacionnaya nauka. 2016; 4-2: 191 - 194.

4. Matros D.Sh. Vnedrenie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v shkolu. Informatika i obrazovanie. 2000; 8.

5. Pustobaev V.P. Teoriya i tehnologiya ispol'zovaniya sredstv formalizacii dlya informacionnogo modelirovaniya uchebnogo materiala. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.04.17

УДК 37.02

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

ABOUT THE METHODICAL ASPECTS OF USING THE MULTIMEDIA ON LESSONS OF COMPUTER STUDIES. In the course of work, methodological features of working with multimedia tools are revealed, i.e. the requirements and rules of work with this or that kind of multimedia means, the requirements to construction a multimedia lesson. Conditions for interactive communication of students are created, technological lesson cards are developed, the paper discusses what visual aids are used in schools. An ability to create and use multimedia in teaching and professional activities became the leading condition for effective activity of the teacher in the classroom. The application of multimedia in the classroom tools requires some appropriate phase of the lesson and fulfilling of principles of the educational environment. The author summarizes the requirements for multimedia means and ways to use them for educational purposes in schools. The paper also highlights features of media usage on lessons of Computer Studies in secondary schools.

Key words: multimedia tools, presentation, audio files, methods of teaching computer studies.

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В статье рассмотрены выявленные методические особенности работы со средствами мультимедиа - разработаны требования и правила работы с тем или иным видом мультимедиа средств, требования к построению мультимедийного урока; созданы условия для интерактивного взаимодействия учащихся, разработаны технологические карты урока, наглядные средства, применяемых в школе. Умение создавать и использовать мультимедиа в учебной и профессиональной деятельности стало ведущим условием организации эффективной деятельности преподавателя на уроке. Применение мультимедиа средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока и соблюдения образовательных условий работы. Автором обобщены требования к мультимедиа средствам и возможности их использования в образовательных целях в школе, а также выделены особенности использования мультимедиа на уроках информатики в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: мультимедиа средства, презентация, аудио файлы, методика обучения информатике.

Мультимедиа средства есть совокупность аппаратных и программных средств, позволяющие представить информацию в виде, обеспечивающим его восприятие информации одновременно несколькими органами чувств. Приведём некоторые определения понятия «мультимедиа».

В энциклопедическом словаре для начинающих, В.А. Поспелов в Энциклопедическом словаре для начинающих пишет: «Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление (текст, графика, рисунок, звук, анимация, видео и т. п.) и/или существующей на различных носителях (магнитные и оптические диски, аудио- и видеоленты и т. д.)».

В учебном курсе «Персональный компьютер» авторы С.В. Глушаков и И.В. Мельников пишут: - «Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь». [1]

В своей работе [2] М. Кирмайер даёт следующее определение: «Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию».

В работе «Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс» Б.А. Бента встречаем следующее определение: «Мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей, обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как образовательных целей обучения, так и целей развития» [3].

Урок информатики и ИКТ по своему определению предполагает максимальное использование информационно-коммуникационных средств, технологий и мультимедиа, поэтому выделение методических особенностей представляется очень тонким делом.

При составлении презентации необходимо придерживаться правил:

- учитывать психолого-возрастные особенности учащихся;

- строго придерживаться поставленным целям и результатам обучения;

- выбирать адекватную учебному материалу цветовую гамму оформления слайдов;

- не перегружать слайд текстовой информацией;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.