Научная статья на тему 'Эволюция автоматизированных систем управления в вузах России'

Эволюция автоматизированных систем управления в вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / AUTOMATIZED CONTROL SYSTEM / INTEGRATED AUTOMATED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатаева Р. С.

В статье рассмотрена история развития автоматизированных систем управления в вузах России, начиная с Советского периода. Анализируя эволюцию АСУ в вузах страны за период, начиная с 90-ых годов XX в., автор выделяет три основных этапа, связанных с разработкой АСУ первого поколения (приблизительно 1990 2000 гг.), АСУ второго поколения (приблизительно 2000 2010 гг ) и АСУ третьего поколения (после 2010 г и по н. в.). В статье показано, что в настоящий момент АСУ уже преобразованы в интегрированные автоматизированные информационные системы управления вузом, которые представляют собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединённых в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF AUTOMATICALLY-CONTROLED SYSTEMS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The article describes the history of the development of automated control systems in the universities of Russia since the Soviet period. Analyzing the evolution of systems that conduct automatic control of administration of an educational body in the country’s universities from the beginning of the 90s of the 20 century, the author distinguishes three main stages associated with the development of automated control systems of the first generation (ca. 1990-2000), automated control system of the second generation (ca. 2000-2010) and of the third generation (after 2010 and till now). The article shows that currently automatic systems are already converted in IAIS. Integrated automated information system (IAIS) of a university management is a set of organizational, technical, software and information resources, combined into a single system for the purpose of collecting, storing, processing and delivering all the necessary information to perform the functions of educational management.

Текст научной работы на тему «Эволюция автоматизированных систем управления в вузах России»

- SMS-сервис;

- система тестирования и конструктор тестов;

- система обмена сообщениями, форум, доска объявлений;

- управление доступом в интернет;

- управление локальной сетью школы [2].

Однако наибольшую популярность в последнее время получили так называемые автоматизированные информационно-аналитические системы управления образовательным учреждением АИАС. Среди наиболее эффективных разработок является АИАС «АРМ Директор», созданная российской фирмой «Аверс» (табл. 1).

Таким образом, АИАС позволяет сформировать в ОУ автоматизированные рабочие места: директора, завуча, секретаря-делопроизводителя, учителя, медицинской сестры. В целом можно отметить, что внедрение АИАС «АРМ Директор» позволяет: сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением; освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов; осуществлять планирование учебного процесса; получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения; улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров; создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса [3].

Применительно к АСУ для учреждений среднего профессионального образования (СПО), можно сказать, что структура и принципы их функционирования аналогичны рассмотренным. Например, модули АСУ «ProCollege» обеспечивают все уровни управления развитием ОУ на основе сбора и обработки административной и педагогической информации с использованием различных баз данных:

1. Сопровождение приёмной кампании в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Библиографический список

2. Автоматический сбор и распределение документации отчётного характера.

3. Учёт и управление кадрами, сбор и хранение актуальных сведений о сотрудниках.

4. Формирование актуального расписания занятий.

5. Планирование и администрирование образовательного процесса, в том числе планирование и своевременный учет учебной нагрузки, мониторинг выполнения учебных планов.

6. Информационное сопровождение деятельности структурных подразделений (учебной части, учебных отделений и др.).

7. Формирование личных дел обучающихся.

8. Хранение статистических данных о результатах обучения; учебных планах [4].

В 2014 году на базе «Южно-Уральского многопрофильного колледжа», где успешно внедрена и функционирует АСУ «ProCollege», разработаны модуль планирования и учёта тарификации преподавателей; модуль формирования сводной ведомости по результатам освоения образовательной программы и печати дипломов об образовании; автоматизировано формирование календарного учебного графика и др. [4].

Таким образом, современная АСУ ОУ должна носить информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, строиться на принципах комплексности, открытости, масштабируемости, безопасности, надёжности, снижения стоимости эксплуатации. Система может быть использована органами управления образования для обобщения получаемой информации, формирования единых региональных баз данных педагогических кадров и учащегося контингента.

1. Якушина Е.В. Информационные системы для школы. Available at: http://www.gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1330

2. Сидельников А.В. Возможности образовательных учреждений при переходе на автоматизированные системы управления деятельностью. Available at: http://uprlsk.edusite.ru/p147aa1.html

3. Колосов Д.Э. Российские автоматизированные системы управления образовательным процессом. Available at: http://www.iuorao. ru/2010-01-01-91/131-2010-01-01-94

4. Делягина И.В. ИКТ в управлении профессиональной образовательной организацией. автоматизированная система управления «PROCOLLEGE». Available at: http://www.infostrategy.ru/conf2014/tezis/3_delyagina.pdf

References

1. Yakushina E.V. Informacionnye sistemy dlya shkoly. Available at: http://www.gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1330

2. Sidel'nikov A.V. Vozmozhnosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij pri perehode na avtomatizirovannye sistemy upravleniya deyatel'nost'yu. Available at: http://uprlsk.edusite.ru/p147aa1.html

3. Kolosov D.'E. Rossijskie avtomatizirovannye sistemy upravleniya obrazovatel'nym processom. Available at: http://www.iuorao.ru/2010-01-01-91/131-2010-01-01-94

4. Delyagina I.V. IKT v upravlenii professional'noj obrazovatel'noj organizaciej. avtomatizirovannaya sistema upravleniya «PROCOLLEGE». Available at: http://www.infostrategy.ru/conf2014/tezis/3_delyagina.pdf

Статья поступила в редакцию 03.03.15

УДК 371

Hataeva R.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Information Technologies and Applied Computer Studies, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: roz1970@mail.ru

THE EVOLUTION OF AUTOMATICALLY-CONTROLED SYSTEMS IN RUSSIAN UNIVERSITIES. The article describes the history of the development of automated control systems in the universities of Russia since the Soviet period. Analyzing the evolution of systems that conduct automatic control of administration of an educational body in the country's universities from the beginning of the 90s of the 20 century, the author distinguishes three main stages associated with the development of automated control systems of the first generation (ca. 1990-2000), automated control system of the second generation (ca. 2000-2010) and of the third generation (after 2010 and till now). The article shows that currently automatic systems are already converted in IAIS. Integrated automated information system (IAIS) of a university management is a set of organizational, technical, software and information resources, combined into a single system for the purpose of collecting, storing, processing and delivering all the necessary information to perform the functions of educational management.

Key words: management of educational process, automatized control system, integrated automated information system.

Р.С. Хатаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационных технологий и прикладной информатики ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», г Грозный, E-mail: roz1970@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

В статье рассмотрена история развития автоматизированных систем управления в вузах России, начиная с Советского периода. Анализируя эволюцию АСУ в вузах страны за период, начиная с 90-ых годов XX в., автор выделяет три основных этапа, связанных с разработкой АСУ первого поколения (приблизительно 1990 - 2000 гг.), АСУ второго поколения (приблизительно 2000 - 2010 гг ) и АСУ третьего поколения (после 2010 г и по н. в.). В статье показано, что в настоящий момент АСУ уже преобразованы в интегрированные автоматизированные информационные системы управления вузом, которые представляют собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединённых в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Ключевые слова: управление учебным процессом, автоматизированная система управления, Интегрированная автоматизированная информационная система.

Управление вузом в современных условиях невозможно без комплексной автоматизации его деятельности. В образовательной практике каждый вуз представляет собой сложную организационную систему, состоящую из взаимосвязанной совокупности подсистем (видов деятельности) - управленческой, учебной, научной, экономической, хозяйственной, маркетинговой. Каждая из этих систем должна рассматриваться как отдельный объект управления. Отсутствие своевременной, актуальной и достоверной информации приводит к неэффективным решениям на разных уровнях управления вузом. Оптимизации информационного обеспечения управления деятельностью вуза в настоящее время может способствовать применение современных информационных и коммуникационных технологий, средств обработки данных и других атрибутов информатизации. Информатизация управления вузом позволяет получить мощный информационно-аналитический аппарат, позволяющий оперативно получать разнообразные статистические и аналитические отчёты по любому направлению деятельности вуза и на их основе принимать эффективные управленческие решения. Все сложные комплексы по управлению вузом, основанные на информационных технологиях, образуют обобщённо так называемые автоматизированные системы управления «АСУ ВУЗ», модифицированные в различные усовершенствованные системы типа автоматизированной информационной системы управления (АИСУ), интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) и др.

Изначально «АСУ ВУЗ» - комплекс информационных систем управления высшими учебными заведениями, разработанный НИИ Высшей школы СССР Силами НИИ ВШ СССР в 1970-80-е годах был создан комплекс программ, известный под названием «АСУ ВУЗ». Данный комплекс централизованно внедрялся в крупнейшие вузы страны, имеющие наибольший технический и интеллектуальный потенциал. Более 50 вузов СССР принимали участие в этом проекте. Среди типовых программ проекта «АСУ ВУЗ» можно выделить такие, как: Контингент студентов; Кадры ППС; Сессия; Абитуриент; Текущая успеваемость; Контроль исполнения поручений; Общественно-политическая практика; Посещаемость; Выпускник.

Новый этап развития «АСУ ВУЗ» начался в 1990-е годы, когда основной платформой для разработок стала IBM PC. [1]

Далее историю развития «АСУ ВУЗ» на основе информационных технологий, Интерент-технологий можно проследить на примере модификации этой системы в одном из старейших вузов страны - Санкт- Петербургского Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (СПБ-ГУМРФ, http://gumrf.ru/index.php?q=struct_obvuz_us_ui_asuvuz. html).

В 1990 году было положено начало широкой информатизации ВУЗа и создана АСУ вузов первого поколения для решения следующих основных задач: учёт административно-управленческого, профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, научно-методической деятельности сотрудников; ведение штатного расписания и контроль сроков избрания на должности; формирование приказов по студенческому контингенту; учёт студенческого контингента; учёт успеваемости студентов; начисление стипендии и связь с банком для её перечисления на карточки; автоматическое формирование и ведение документации, необходимой для организации учебного процесса (учебные и оперативные планы, ведомости аттестации и др.); комплексный мониторинг деятельности ВУЗа на основе гибкой запросной системы; ведение каталога учебно-методической литературы.

В 2005 году была разработана АСУ вузов второго поколения. В дополнение к уже существующим задачам, стоящим перед автоматизацией процессов ВУЗа добавились следующие: автоматизация работы приёмной комиссии; ведение договоров, платежей, сводной отчётности по студентам, обучающихся на местах с полной оплатой обучения; связь с банком для проведения финансовых операций по заключённым договорам и соглашениям; ведение и учёт данных о подразделениях и сотрудниках; управление финансовыми средствами ВУЗа; управление хозяйственной деятельностью; учёт почасовой, внебюджетной нагрузки преподавателей; ведение различной деловой документации (отчеты в налоговую инспекцию, письма и т.д.); формирование и учёт сводной, отчетной документации по данным АСУ ВУЗ.

Начиная с 2012 г. идёт разработка и поэтапное внедрение АИС СПБГУМРФ (третье поколение АСУ вуз). АИС СПБГУМРФ создана на основе современных технологий организации распределенных портальных систем управления с использованием современным механизмов защиты информации, соответствующих требованиям законодательства.

ИАИС СПБГУМРФ третьего поколения решает задачи систем первых двух поколений с возможностью расширения и развития существующих технологий автоматизации процессов ВУЗа, в направлении организации учебного процесса в рамках ФГОС нового поколения, научной, коммерческой деятельности в рамках инновационных процессов [2].

В результате, в настоящий момент АСУ уже преобразованы в ИАИС. Интегрированная автоматизированная информационная система управления вузом - это совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления учебным процессом.

ИАИС образовательного учреждения должна обеспечивать информационную поддержку управления учебным процессом и качеством образования с использованием современных информационных технологий. ИАИС образовательного учреждения базируется на основе internet/intranet технологий и баз данных (БД). ИАИС имеет возможность функционального развития и независима от роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей. Система должна иметь возможность обеспечивать высокую надежность и устойчивость к сбоям, непротиворечивость и полноту хранимой информации, её целостность. ИАИС образовательного учреждения должна состоять из взаимосвязанных подсистем или модулей, каждый из которых отвечает за отдельный информационный процесс в учебном заведении. В каждом учебном заведении деление происходит по-своему в зависимости от внутренней специфики. Все модули объединяются в единую систему управления вузом [3]

Тем самым, анализируя эволюцию АСУ в вузах страны за период, начиная с 90-ых годов XX в., можно сказать, что она выглядела следующим образом:

1990- 2000 гг.- этап разработки и внедрения АСУ вуз первого поколения на базе ЭВМ и современных информационных технологий;

2000 - 2010 гг. - этап разработки и внедрения АСУ вуз второго поколения за счёт расширения объектов управления в вузе, спектра выполняемых задач, объединения в единую систему разрозненных компонентов и систем управления;

После 2010 г. и по н. в. - этап разработки и внедрения АСУ вуз третьего поколения (по типу ИАИС и др.) за счёт использования современных платформ, на базе которых возможна интеграция в единую систему всех элементов, существенная доработка системы в контексте новых требований МИНОБРа, реализации ФГОС ВПО нового поколения, внедрения в вузы рейтинговой системы оценки знаний студентов.

Тем самым эффективное информационное взаимодействие при управлении вузом является одним из ведущих факторов повышения эффективности управления. В сегодняшних условиях вуз не имеет права игнорировать новые информационные технологии, так как это влечёт за собой снижение конкурентоспособности.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что современные ИАИС - это сложнейшие устройства, разработка и внедрение которых должна осуществляться профессионалами высочайшего уровня.

В структуре современных ИАИС вуза можно выделить ряд подсистем как автономных, так и интегрированных в общую автоматизированную систему управления вузом. В этом ряду имеются следующие подсистемы:

• подсистемы типа «электронный деканат»;

• подсистема диспетчерского управления учебным процессом, включая функции разработки расписаний учебных занятий;

• подсистема управления методическим обеспечением и базой учебных материалов (репозиторием), предназначенная для сопровождения учебно-методической документации и электронных учебных материалов;

• подсистема управления научно-исследовательским сектором (отделом или вузовским НИИ);

• подсистема делопроизводства, поддерживающая работу канцелярии, архива, экспедиции и т.п.;

• подсистема «Кадры»;

• бухгалтерская и планово-экономическая подсистемы;

• библиотечная информационная система, служащая для учёта библиотечных фондов, поиска пользователями литературных источников, оформления и удовлетворения запросов;

• подсистема управления дистанционным обучением, входящая в программное обеспечение образовательных порталов;

• подсистема поддержки инженерных служб вуза и ряд других.

В 2000 г. была разработана Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России [4], согласно которой ключевыми принципами функционирования ИАИС являются: (Таблица 1)

Основными условиями успешной реализации и дальнейшего эксплуатирования ИАИС, по мнению В.В. Быковского [4] являются: отражение в проекте системы возможности её адекватного реагирования на часто изменяющиеся условия внешней среды вуза; поддержки полноты и достоверности собираемой и хранимой информации; своевременности предоставления и ввода информации в систему; поддержки функционального развития системы, заданных показателей её производительности, и ряда других требований.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что информатизация управления вузом состоит из трёх основных компонентов:

1) создания программно-технического и организационного обеспечения;

2) создания информационной среды (объединение всех программно-технических элементов в единую информационную систему на базе корпоративной сети образовательного учреждения с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также формирование единого информационного банка данных);

3) формирование готовности персонала вуза к использованию в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных технологий [5].

Тем самым можно сделать вывод о том, что создать эффективную АСУ в вузе уже недостаточно, необходимо обучение персонала и, в особенности, организаторов образовательного процесса. В этой связи особенно актуальна разработка методологических аспектов организации системы повышения квалификации для этой категории менеджеров современного вуза.

Таблица 1

Принципы функционирования ИАИС

№ Принцип Его содержание

Открытость совместимость со всеми современными стандартами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с собственными наработками пользователей

Интегрируемость система должна интегрировать в единой распределенной информационной среде задачи управления всеми аспектами деятельности Вуза, Министерства, отрасли

Масштабируемость ключевое требование с точки зрения экономии вложений, гарантирующее, что не придется перестраивать систему по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей

Переносимость способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;

Адаптируемость возможность легкой настройки на нужды конкретной организации

Расширяемость возможность наращивания функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими потребностями пользователей

Локализация поддержка национальных требований и стандартов в области бухучета, финансового контроля, документооборота, организации процесса обучения, особенностей Российской системы образования

Библиографический список

1. Википедия: АСУ ВУЗ. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%D1%D3_%C2%D3%C7

2. Костин Я. В. Сравнительный анализ существующих систем управления высшим учебным заведением. Available at: http://www. pandia.ru/text/78/569/44523.php

3. Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России. Москва, 2000.

4. Быковский В.В. Информационно-аналитическая система университета. Высшее образование в России. 2010; 7: 125-131.

5. Ярмаркин Д.С. Информатизация управления деятельностью регионального вуза РФ: социолого-управленческий аспект. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Москва, 2006.

References

1. Vikipediya: ASU VUZ. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%D1%D3_%C2%D3%C7

2. Kostin Ya. V. Sravnitel'nyj analiz suschestvuyuschih sistem upravleniya vysshim uchebnym zavedeniem. Available at: http://www.pandia.ru/ text/78/569/44523.php

3. Koncepciya sozdaniya integrirovannoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy Minobrazovaniya Rossii. Moskva, 2000.

4. Bykovskij V.V. Informacionno-analiticheskaya sistema universiteta. Vysshee obrazovanie vRossii. 2010; 7: 125-131.

5. Yarmarkin D.S. Informatizaciya upravleniya deyatel'nost'yu regional'nogo vuza RF: sociologo-upravlencheskij aspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 27.03.15

УДК 378

Shumakova N.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rostov Branch of Russian Customs Academy (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: shumakova1105@mail.ru4

Trufanova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rostov Institute of Physical Culture and Sports (Branch of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism), E-mail: svetik-325@mail.ru

Belousova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rostov Institute of Physical Culture and Sports (Branch of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism), E-mail: shumakova1105@mail.ru

THE TECHNOLOGY OF INTERACTION BETWEEN THE TEACHER AND STUDENTS AT LESSONS OF PHYSICAL TRAINING AS A MEANS OF IMPLEMENTING COMPETENT APPROACH TO TEACHING. In the process of physical training, to ensure its educational and health-related effect the researchers study the desired optimal measure of a teacher's influence. The article describes the three main types of interaction between teachers and students when the teacher plays a crucial role in the selection of content, preparing lessons; when a leading role in the pedagogical process at the lessons of physical culture play students; when there is active participation in the educational process of physical education and the teacher and students. The authors concluded that only with the active participation of students in interaction in the classroom possible the practical implementation of the competence approach in education is possible. This approach is aimed at developing students' competencies associated with the formation of installation on a healthy lifestyle, physical self-development throughout life.

Key words: students; teacher; technology of interaction between teacher and students; physical education.

Н.Ю. Шумакова, д-р пед. наук, проф., Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, E-mail: shumakova1105@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.Н. Труфанова, канд. пед. наук, доц., Ростовский институт физической культуры и спорта (филиал) Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма», E-mail: svetik-325@mail.ru О.В. Белоусова, канд. пед. наук, доц., Ростовский институт физической культуры и спорта (филиал) Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма», E-mail: shumakova1105@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

В статье приводятся три основных типа взаимодействия между преподавателями и студентами: когда преподаватель играет решающую роль в отборе содержания, построения занятий; когда ведущую роль в педагогическом процессе на занятиях физической культурой играют студенты; когда происходит активное участие в учебно-познавательном процессе физического воспитания и преподавателя и студентов. Авторы делают выводы, что только при активном участии студентов во взаимодействии на занятиях возможна практическая реализация компетентностного подхода в образовании, направленного на формирование у студентов компетенций, связанных с формированием установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: студенты; преподаватель; технология взаимодействия преподавателя и студентов; физическая культура.

На протяжении последних десятилетий отмечена тревожная тенденция ухудшения физической подготовки студентов, что негативно сказывается на их здоровье. Это связано не только с изменениями, произошедшими в экономике, экологии, в условиях трудах, который всё в большей степени стал автоматизированным, в общих условиях жизнедеятельности населения, предпочитающего нередко проводить досуг в виртуальном пространстве, нежели в условиях физической активности, но также с недооценкой в обществе роли физической культуры в гармоничном развитии личности.

В этой связи система высшего профессионального образования должна быть направлена на то, чтобы в последующие годы студенты, окончившие вуз, продолжали постоянно самосовершенствоваться, в том числе, в физическом плане. При этом важным средством на пути к самосовершенствованию является сформированная в студенческие годы потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Тем самым занятия по физической культуре должны выполнять существенную роль в профессиональном становлении будущих специалистов, не зависимо от их профиля. С переходом на ФГОС ВПО нового поколения и реализацией компетентного подхода, возрастает роль интерактивных технологий в процессе

организации занятий и, соответственно, изменяются требования к характеру взаимодействия преподавателя студентов.

Проведённые исследования дают снования для следующих выводов:

- жёсткая регламентация содержания занятий по физическому воспитанию, не учитывающая интересов и потребностей студентов, их индивидуальных особенностей снижает мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

- рационально организованный процесс теоретической и методической подготовки является фактором, побуждающим студентов к занятиям физическими упражнениями, и даёт возможность обучить их методике планирования физической нагрузки и контролю её эффективности в системе самостоятельных занятий, что особенно важно студентам, для которых эта форма занятий является наиболее предпочтительной;

- в системе физического воспитания студентов необходимо больше внимания уделять проблемам профессионально-прикладной физической подготовке и формированию у студентов знаний о её роли и значении, как для подготовки к будущей профессиональной деятельности, повышении профессиональной работоспособности, так и для профилактики профессиональных заболеваний [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.