УДК 378.14:004
Садулаева Билянт Султановна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры прикладной математики и механики
Чеченского государственного университета
Мустафинова Аза Александровна
соискатель кафедры дифференциальных уравнений Чеченского государственного университета
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
Sadulaeva Bilyant Sultanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Applied Mathematics and Mechanics Department, Chechen State University
Mustafinova Aza Aleksandrovna
PhD applicant, Differential Equations Department, Chechen State University
THE ROLE OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION
TECHNOLOGIES IN THE MORAL AND ETHICAL EDUCATION OF YOUTH
Аннотация:
В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования информационных технологий в образовательном процессе, определяется характер влияния научно-технического прогресса на различные стороны нравственно-этического воспитания молодых людей, на их культуру и моральные принципы.
Ключевые слова:
информационные технологии в образовании, нравственно-этическое воспитание молодежи, духовно-нравственное здоровье общества, национальная идея, Кодекс поведения чеченской молодежи, потребительская психология.
Summary:
The article considers benefits and drawbacks of the information technologies applied in the educational process. The authors discuss how the scientific and technological progress influences various aspects of the moral and ethical education of young people, their culture and moral principles.
Keywords:
information technologies in education, moral and ethical education of youth, spiritual and moral health of society, national idea, Code of Behaviour for Chechen Youth, consumer psychology.
Использование компьютерных технологий в образовании осуществляется по нескольким направлениям, которые слабо соотносятся между собой.
Первое направление связано с идеей программированного обучения и разработкой и эксплуатацией автоматизированных обучающих систем содержания образования различных учебных дисциплин. В основе таких автоматизированных обучающих систем лежат авторские системы, которые позволяют разработчику учебного материала вводить его в базу данных и представлять программу (например, модульную) или алгоритм его изучения с помощью специальных авторских языков или других средств [1].
Наличие таких программ и представление содержания образования в форме, предполагающей использование его с помощью информационных технологий на различных аппаратных платформах, создание универсального интерфейса, необходимо для построения информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
В качестве второго направления компьютеризации обучения можно рассматривать приложение компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности (науки, техники, экономики, социологии и др.). Эти приложения представлены в виде отдельных программ, пакетов, элементов автоматизированных систем, которые используются для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации, исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т. п. Однако, несмотря на достаточно массовый характер использования прикладных программ в учебном процессе, они недостаточно четко систематизированы в научно-методической литературе.
Значительно меньше внимания уделяется третьему направлению, а именно нравственно-этической культуре личности, которая является важнейшим компонентом сознания и поведения человека, обеспечивающим его устойчивость и надежность во всех сферах жизнедеятельности.
В условиях огромного информационного потока, изменения социального-экономического курса развития страны на первый план выдвигается ценность морально-этического, духовно-нравственного здоровья общества и личности. Государством должна быть предложена идея, которая выступит направляющим вектором духовно-нравственного воспитания и поведения личности, поскольку моральная культура личности является достаточно точным показателем реаль-
ного уровня цивилизованности и гуманности общества, прочности и действенности в нем общественной морали. Вспомним здесь «Моральный кодекс строителя коммунизма» Советского Союза, который четко формулировал ценности коммунистического общества и имел действенную силу в вопросах воспитания подрастающего поколения. В этом смысле необходимо поддерживать преемственность, поскольку нравственно-эстетическая, морально-этическая культура членов общества обладает огромной силой, которая направлена на борьбу с негативными явлениями, на утверждение в межчеловеческих отношениях принципов гуманизма, добра, справедливости, честности, порядочности и других качеств.
Сфера морального регулирования, границы личной свободы и ответственности в современном информационном обществе расширяют и модифицируют нравственные качества личности, изменяя их мировоззренческую и ценностную направленность посредством различных медиасредств.
Новые информационные и телекоммуникационные технологии, активно развивающиеся сегодня, предъявляют особые требования к моральным устоям, нравственно-эстетической культуре молодежи. Глобальные изменения традиционных социально-нравственных форм поведения людей, особенно молодежи, обусловливают создание новой цивилизации. Интернет, многоканальное телевидение, компьютеры, мобильные телефоны, которые становятся все доступнее для среднего потребителя, приводят к изменению привычных ориентиров и образцов поведения. Это создает трудности в социальной адаптации человека к новым условиям жизни и в моральном регулировании.
Государственная дума РФ узаконила обучение с помощью дистанционных технологий, приравняв дистанционное обучение к традиционному. Это делает высшее образование более доступным и дешевым, а также способствует росту технической грамотности молодежи, расширению диапазона возможностей, а также увеличению свободного времени у молодых людей.
Современные информационные технологии дают широкие возможности для тесного общения молодежи со своими сверстниками в любой точке мира в интерактивном режиме, способствуя сплочению людей, их консолидации. Речь в том числе идет об использовании социальных сетей, таких как Facebook, «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники», Periscope, Twitter и др.
Созидательные возможности современных информационных и коммуникационных технологий достаточно многообразны: это поиск и обмен аудио-, видеоинформацией, получение знаний, использование виртуальных лабораторий, интерактивное участие в форумах, вебинарах и пр. Следствием доступа к такому объему информации с одного персонального компьютера или телефона является увеличение свободного времени, что создает дополнительные условия для интеллектуального, духовного и нравственно-эстетического роста человека.
Цель использования информационных и коммуникационных технологий определяют человеческие потребности, а те, в свою очередь, формируются на духовно-нравственной и морально-этической основе. Известно, что знания и толерантность тесно связаны между собой, взаимообусловливают друг друга, следовательно, расширение знаний не позволит использовать интернет, мобильные телефоны, медиасредства для умножения зла и разжигания конфликтов. При неумелом использовании средства массовой информации могут превратить человека в эгоиста, индивидуалиста, привести к ослаблению родственных связей, породить равнодушие и нравственное безразличие к окружающим.
Министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации разработало Кодекс поведения чеченской молодежи, в котором отмечается, что межнациональные конфликты в Российской Федерации стали, пожалуй, наиболее болезненным проявлением отсутствия какой-либо национальной идеи. В документе подчеркивается необходимость налаживания федеральным центром работы по консолидации российского общества, а также говорится о том, что немалая часть рупоров официальной пропаганды находится в руках СМИ сомнительной идеологической ориентации.
В Кодексе поведения чеченской молодежи особый акцент делается на наличии у молодого чеченца качества «къонахалла», которое включает в себя честность, доброту, уважение к окружающим, патриотизм, любовь к матери и Родине, почтение к старикам и женщинам, ответственность за слабых и многое другое, что характеризует мораль человека независимо от того, где он находится - наедине с собой, в интернете или в обществе [2].
Двадцать постсоветских лет явились временем отсутствия идейного вектора в России, однако в последние годы наметились некоторые изменения. Социально-экономические и политические санкции Евросоюза, введенные против Российского государства, повысили у граждан чувства патриотизма, сплоченности. Однако в сложившихся условиях крайне важно также проведение грамотной государственной политики по данному направлению. Формирование и воспитание нравственной культуры молодежи, развитие у молодых людей вкуса и интереса к истинным цен-
ностям - сложный и многоплановый процесс. В связи с этим необходимо воздействие на личность всех средств, методов и форм воспитания. Эта работа должна носить систематический и комплексный характер, охватывать все сферы жизнедеятельности.
Направляющим вектором формирования нравственной культуры личности в современном обществе является взаимодействие, взаимодополнение постоянно улучшающихся материальных условий жизни людей и целенаправленного преобразования их общественного сознания. Необходимо способствовать созданию такой атмосферы во всех звеньях общества, которая исключит возможность отступления людей от норм общественной морали и будет стимулировать активную творческую работу по развитию новых форм общественной жизни, привлекать к участию в общественной жизни, чтобы предотвратить уход молодежи «в себя», становление ее асоциальной.
Опережающий рост духовных, нравственных, эстетических, познавательных потребностей человека над потребностями материальными является одним из важнейших показателей развития культуры потребления. Рост благосостояния, не подкрепленный духовно-нравственным, моральным ростом, формирует примитивные вкусы, ведет к развитию потребительской психологии.
Вопросы о влиянии научно-технического прогресса на различные стороны человеческой жизни, на культуру и нравственность человека изучаются учеными на протяжении уже долгого времени. В действительности же духовно-нравственная культура личности опосредована различными воспитательными факторами, уровнем образования, семейными традициями и т. д.
Ссылки:
1. Садулаева Б.С., Садулаева Р.С. Проектирование информационно-образовательной среды вуза // Новая наука. Стратегии и вектор развития : междунар. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (19 сентября 2015 г.). Стерлитамак, 2015.
2. Садулаева Б.С., Садулаева Р.С. Об актуальности духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях информационного общества // Новая наука: от идеи к результату : междунар. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (29 сентября 2015 г.). Стерлитамак, 2015.
References:
Sadulaeva, BS & Sadulaeva, RS 2015a, 'Design of the information-educational environment of high school', Novaya nauka. Strategiii vektorrazvitiya: mezhdunar. period. izd. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (19 sentyabrya 2015 g.), Sterlitamak, (in Russian).
Sadulaeva, BS & Sadulaeva, RS 2015b, 'The relevance of spiritual and moral education of youth in the information society', Novaya nauka: ot idei k rezul'tatu: mezhdunar. period. izd. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (29 sentyabrya 2015 g.), Sterlitamak, (in Russian).