Научная статья на тему 'Использование преимуществ информационной среды и средств информатизации в воспитании молодежи'

Использование преимуществ информационной среды и средств информатизации в воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION OF PERSON / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / MORAL EDUCATION OF PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Б.С., Садулаева Р.С.

В статье рассмотрена проблема влияния информационно-коммуникационных средств на социализацию молодежи в обществе, с явно выраженной ментальностью. Как известно, у народов Чечни и Ингушетии до сих пор в быту превалируют адаты, которые часто имеют более строгие рамки, нежели законы шариата, согласно этим адатам, девушки всегда проявляли скромность, сдержанность, гордость в поведении и общении, в то время как некоторые юноши предпочитают виртуальное знакомство, которое допускает более свободное общение, а причиной тому является то, что молодежь, проводящая все свободное время перед дисплеями гаджетов плохо социализирована. Решение проблемы видится в использовании тех же информационных средств общения, в той же информационной среде на фоне четко разработанного морального кодекса гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ADVANTAGES OF THE INFORMATION MEDIA AND INFORMATIZATION FACILITIES IN THE EDUCATION OF THE YOUTH

The article considers a problem of the influence of information and communication resources on the socialization of youth in society, with a clearly expressed mentality. As is known, among the peoples of Chechnya and Ingushetia, there are adats, which often have stricter bounds than sharia law, still prevail among the peoples of Chechnya and Ingushetia, according to these adats, girls have always shown restraint, pride in behavior and communication, while some young men prefer a virtual acquaintance that allows for more free communication, and the reason is that young people spending all their free time before gadget displays are poorly socialized. The solution to the problem is seen in the use of the same information means of communication, in the same information environment against the background of a clearly developed moral code of the citizen.

Текст научной работы на тему «Использование преимуществ информационной среды и средств информатизации в воспитании молодежи»

Недостаток, с которым пришлось столкнуться, это нехватка методической литературы по применению информационных технологий в предметных областях.

При введении ИКТ в преподавание математических дисциплин необходимо учитывать, что эффективное применение математической логики практически невозможно без четкого понимания основ элементарной и высшей математики. Невозможно оно и без творческого участия пользователя, как в постановке решения задач, так и в контроле и отборе результатов их решения. В большинстве математических систем используются специальные опции и директивы, направляющие решение в нужное русло. В какое именно - должен определить пользователь, владеющий нужными для этого математическими понятиями. Кроме

Библиографический список

того, именно пользователю необходимо проверить полученные результаты и убедиться в их достоверности.

Применение математических систем в преподавании математических дисциплин позволяет значительно облегчить проведение объемных математических вычислений, повысить возможности визуализации результатов вычислений и создания целых электронных учебников, используя гипертекстовые ссылки, графику и анимацию. Важной особенностью современных математических систем является и совместная работа над тематическими проектами в сети Internet, что предоставляет неограниченные возможности совершенствования при решении широкого круга задач естествознания и создания новых прогрессивных научных направлений.

1. Потехина Е.В. Факторы эффективной реализации обучения математическим дисциплинам в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Модернизация системы непрерывного образования. Махачкала, 2014.

2. О Концепции развития математического образования в РФ. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/

3. Мышкис А.Д. О прикладной направленности школьного курса элементов математического анализа. Математика в школе. 2006; № 2: 7 - 10.

4. Available at: http://www.quality.edu.ru/bolonski/politika/1756-r/772/

5. Available at: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm References

1. Potehina E.V. Faktory 'effektivnoj realizacii obucheniya matematicheskim disciplinam v sovremennyh usloviyah. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Modernizaciya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Mahachkala, 2014.

2. O Koncepciirazvitiya matematicheskogo obrazovaniya vRF. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 dekabrya 2013 g. N 2506-r. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/

3. Myshkis A.D. O prikladnoj napravlennosti shkol'nogo kursa 'elementov matematicheskogo analiza. Matematika vshkole. 2006; № 2: 7 - 10.

4. Available at: http://www.quality.edu.ru/bolonski/politika/1756-r/772/

5. Available at: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm

Статья поступила в редакцию 14.06.18

УДК 371

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Applied Mathematics and Computer Technology,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru.

Sadulaeva R.S., Head of Postgraduate Department, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: sadulaeva.r@mail.ru

THE USE OF ADVANTAGES OF THE INFORMATION MEDIA AND INFORMATIZATION FACILITIES IN THE EDUCATION OF THE YOUTH. The article considers a problem of the influence of information and communication resources on the socialization of youth in society, with a clearly expressed mentality. As is known, among the peoples of Chechnya and Ingushetia, there are adats, which often have stricter bounds than sharia law, still prevail among the peoples of Chechnya and Ingushetia, according to these adats, girls have always shown restraint, pride in behavior and communication, while some young men prefer a virtual acquaintance that allows for more free communication, and the reason is that young people spending all their free time before gadget displays are poorly socialized. The solution to the problem is seen in the use of the same information means of communication, in the same information environment against the background of a clearly developed moral code of the citizen.

Key words: socialization of person, information society, moral education of person.

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, зав. каф. прикладной математики и компьютерных технологий

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

Р.С. Садулаева, начальник отдела аспирантуры ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический

университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva.r@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ И СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассмотрена проблема влияния информационно-коммуникационных средств на социализацию молодежи в обществе, с явно выраженной ментальностью. Как известно, у народов Чечни и Ингушетии до сих пор в быту превалируют ада-ты, которые часто имеют более строгие рамки, нежели законы шариата, согласно этим адатам, девушки всегда проявляли скромность, сдержанность, гордость в поведении и общении, в то время как некоторые юноши предпочитают виртуальное знакомство, которое допускает более свободное общение, а причиной тому является то, что молодежь, проводящая все свободное время перед дисплеями гаджетов плохо социализирована. Решение проблемы видится в использовании тех же информационных средств общения, в той же информационной среде на фоне четко разработанного морального кодекса гражданина.

Ключевые слова: социализации личности, информационное общество, нравственное воспитание личности.

Важной проблемой досуга молодежи в настоящее время является переход к пассивному отдыху. В условиях развития средств информационных коммуникаций в обществе происходит значительный перекос к стихийному использованию времени досуга, что влечет за собой необходимость усиления

общественных форм организации свободного времени молодежи.

Наличие «продвинутых» гаджетов в руках молодежи стало способствовать подмене истинно духовных ценностей виртуальными игрушками, анонимному, дистанционному общению, кото-

рое не привлекает общающихся ни к какой ответственности и создавшиеся условия стали причинами асоциализации молодежи. Доступность многих видов виртуальных развлечений может плохо влиять на людей, у которых недостаточно крепко сформировано мировоззрение. Какие развлечения выберет молодой человек, когда рынок переполнен всевозможными дешевыми, аморальными, порнографическими изданиями зависит от уровня нравственно-эстетической воспитанности личности. Сегодня молодых людей не влекут музеи и библиотеки, всё это порождает бездуховность, ведет к нравственно-эстетической деградации личности.

Культурным является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие личности.

Развить у молодых людей осознания своей причастности к обществу со сложившимися традициями, устоями, нравами, сформировать такие черты как толерантность и своей определенной ментальности, коммуникабельности - дело сложное и многоплановое. Поэтому необходимо воздействие на личность всеми средствами, методами и формами воспитания. Эта проблема должна решаться комплексно на государственном уровне, с привлечением всех структур законодательной и исполнительной властей, используя преимущества информационных технологий и медиа средств и тех социальных сетей, где молодежь проводит больше времени. Воспитание у личности культуры разумного потребления выступает сегодня одной из актуальных задач обновления общества. Культурным может считаться общество, в котором духовные, нравственные, эстетические, познавательные потребности человека значительно преобладают над потребностями материальными иначе возможно развитие потребительской психологии у молодежи.

Поддержка положительных и осуждение отрицательных нравственных поступков предполагает апелляцию средств пропаганды и агитации как к рациональной, интеллектуальной, так и к эмоциональной, чувственной сферам человеческой психики. Только при таком подходе можно эффективно воздействовать на молодежь, способствовать сужению сферы действия консервативных мнений и привычек и расширению сферы функционирования положительных примеров, норм и принципов передовой общественной морали.

Понятно одно, что в этих вопросах опасно быть категоричным. Человек является субъектом, создающим материальные и духовные ценности цивилизованного информационного общества, следовательно, нравственные ценности, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности, не могут непосредственно определяться характером и особенностями коммуникационных возможностей.

Резкий прорыв в развитии информационных и коммуникационных технологий, медиа - средств, рост материального благосостояния оказывает влияние на функционирование моральных норм внутри той или иной системы морали, на модификацию моральной практики общества, внесение новых моментов в реальные нравственные отношения людей. Очевидно, что в первую очередь, этим изменениям подвержено молодое поколение. Расширяя физические и интеллектуальные возможности человека, изменяя материальные и духовные условия его существования, современное информационное общество расширяет сферу морального регулирования, границы личной свободы и ответственности, модифицирует нравственные качества личности, изменяя её мировоззренческую и ценностную направленность.

В настоящее время, отдельные группы общества, заинтересованные в дестабилизации обстановки в России используют средства массовой информации и информационные телекоммуникации в разжигании межнациональных и межконфессиональных конфликтов, в политической дестабилизации, и как правило, ставка при этом делается на молодежь.

Часто в Интернете звучат заявления о несовместимости славянских и кавказских этносов, что аргументируется конфликтом национальных культур, которые априори не способны на совместное позитивное сосуществование.

Малоопытная молодёжь не всегда способна провести глубокий анализ представляемой им информации и сделать вывод, что «истинной причиной конфликтов являются не сами культуры тех или иных этносов, а бескультурье и тотальное невежество, связанное с незнанием друг друга» [1].

Согласно [1], требуется серьёзная работа со стороны федерального центра по консолидации российского общества. В поиске позитивных прецедентов интересен экскурс в историю народов. К примеру, семейным уставом на Руси был «Домострой», а

у чеченцев - неписаный многовековой духовно-нравственный кодекс «Нохчалла», согласно которому каждый чеченец должен соблюдать кодекс чести, главные принципы которого - честность, порядочность, благородство и мужество [1].

Таким образом, существенно влияние информационно-коммуникационных средств на молодежь в обществе, с явно выраженной ментальностью. Как известно, у чеченцев до сих пор в быту превалируют адаты, которые часто имеют более узкие рамки, нежели законы шариата, и, согласно этим адатам девушки всегда проявляли скромность, сдержанность, гордость в поведении. В разговорах с современными девушками открывается факт, что многие юноши предпочитают виртуальное знакомство и общение, что приветствуют не все девушки, вследствие этого молодежь чувствует дефицит нормального человеческого общения. Данная ситуация демонстрирует то, что молодежь плохо социализирована, не готова к обсуждению своих интересов и проблем в открытой беседе, не способна выразить свое мнение, чувства открыто глядя в глаза собеседника, а социальные сети, телефон позволяют человеку озвучивать те мысли, которые в непосредственной беседе он себе позволить не может. Этот факт приводит к поляризации молодых людей с различным отношением к виртуальному общению, и, тем самым, усугубляет проблему социализации молодежи.

В вопросах социализации молодежи все большее значение приобретает роль общеобразовательного и культурного уровня личности, ее гармонического развития. По социологическим исследованиям, между антиобщественным поведением низким общеобразовательным и культурным уровнем существует прямая связь. Чем выше образовательная подготовка человека, тем легче обеспечить его развитие как сознательного субъекта нравственной практики, тем объективнее он подходит к осознанию морали общества и своего места в этом обществе [2].

Современное общество должно быть заинтересовано в созидательном использовании возросшей политической и социально-нравственной активности молодежи, направить его энергию для подготовки социальных и духовно-нравственных преобразований общества. В этом направлении немаловажную роль играет субъективный фактор, т. е. моральные, политические и интеллектуальные качества руководителей высших рангов, деятельность которых накладывает свой отпечаток на характер протекания в обществе политических, экономических и духовно-нравственных процессов, создают платформу и условия для всестороннего развития молодежи. Поэтому возрастают требования к духовно-нравственным качествам людей, и в первую очередь, облеченных властными полномочиями.

Нравственно-эстетическая культура личности - это тот важнейший остов сознания и поведения человека, который обеспечивает ему устойчивость и надежность во всех сферах жизнедеятельности, она обладает огромной силой, направляя свою энергию для борьбы с негативными явлениями, на утверждение в межчеловеческих отношениях принципов гуманизма, добра, справедливости, честности, порядочности и других качеств.

Нравственный мир человека чрезвычайно динамичен, в нем происходят существенные перемены под влиянием повседневной жизни, роста уровня образования людей, удовлетворения личностью своих повседневных материальных и духовных потребностей, обретения ею гражданской зрелости. Нравственный мир личности противоречив, в нем наряду с нравственной энергией созидания еще долго сохраняются устарелые нормы, правила, обычаи и обряды, мешающие нравственному совершенствованию личности. Благодаря средствам массовой информации и каждодневному общению наций и народностей, все более тесными становятся контакты, способствующие интернационализации моральных ценностей народов, взаимному обогащению их культур, традиций, что, несомненно, служит показателем роста моральной культуры общества и личности. Безграничные возможности современного информационного общества дают широкие возможности для тесного общения молодежи со своими сверстниками в любой точке мира в интерактивном режиме, способствуют сплочению людей, их консолидации. Созидательные возможности современных информационных и телекоммуникационных технологий - обмен аудио-, видео - информацией, огромные возможности создания дизайна, как в повседневной жизни, так и на производстве, увеличение свободного времени дает дополнительные условия для нравственно-этического роста человека.

Однако, в руках невоспитанного человека, не считающегося с нормами элементарного человеческого общежития, техниче-

ские достижения могут стать и средством умножения зла, причиной возникновения конфликтов в межчеловеческих отношениях. При неумелом пользовании различные средства массовой информации могут превратиться в источник эгоизма, индивидуализма, привести к уменьшению родственных связей, породить равнодушие и нравственное безразличие к окружающим.

Эффективными методами воздействия общества на личность являются методы убеждения, переубеждения и даже принуждения. Сегодня мы имеем большой арсенал медиа средств, который является бесценным инструментом в духовном и нрав-

Библиографический список

ственном - эстетическом воспитании молодежи. Необходимо использовать все медиа средства, чтобы донести до молодежи общественную идеологию, выработать у них правильные взгляды и убеждения. Воспитательная работа при этом должна оказывать положительное воздействие не только на разум, но и на чувства человека, на его эмоции, переживания, настроения. Средства массовой информации должны широко использовать положительные нравственные примеры, показывая конкретные пути их достижении и превращения в нормы и принципы жизнедеятельности личности.

1. Кадыров Р.А. О целесообразности составления свода этических норм поведения. Available at: http://ignorik.ru/docs/index-368946.html

2. Матрос Д.Ш. ИОС как основа системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе стандарта ISO. Всероссийская научно-методическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии - основной фактор реализации системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе стандарта ISO». Челябинск, 2010.

References

1. Kadyrov R.A. O celesoobraznosti sostavleniya svoda 'eticheskih norm povedeniya. Available at: http://ignorik.ru/docs/index-368946.html

2. Matros D.Sh. IOS kak osnova sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove standarta ISO. Vserossijskaya nauchno-metodicheskaya konferenciya «Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii - osnovnoj faktor realizacii sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove standarta ISO». Chelyabinsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 09.06.18

УДК 378

Usmanov S.R., postgraduate, Director of State Educational Institution "Education Center" (Grozny, Russia),

E-mail: sadulaeva@mail.ru

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Applied Mathematics and Computer Technology,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru

DEVELOPMENT OF CONTENT OF MATHEMATICAL EDUCATION IN TRAINING BACHELOR OF INFORMATICS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The paper presents a model for designing the competence-oriented content of the pre-profile training of bachelors in the "Informatics" profile. On the basis of this model, competence-oriented content of mathematical education of the bachelors of informatics, a complex of competence-oriented tasks and projects, a bank of competence-oriented test assignments was developed, which together contributes to the development of professional and special competencies of computer science bachelors and pre-profile training. In accordance with the informative content lines of computer science offered by V. Laptev, N. Ryzhova, M. Shvetsky. The paper develops substantial lines of instruction in the mathematics of future bachelors of informatics in the context of the information and educational environment of the university. The authors consider this model to be universal and applicable to other profiles.

Key words: informatics, informatics teaching methods, competences, competence-oriented content, competence-oriented tests.

С.Р. Усманов, аспирант, директор ГБОУ «Центр образования» г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, зав. каф. прикладной математики и компьютерных технологий

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В работе представлена модель проектирования компетентностно-ориентированного содержания предпрофильной подготовки бакалавров профиля «Информатика». На основе данной модели разработано компетентностно-ориентированное содержание математического образования бакалавров информатики, комплекса компетентностно-ориентированных задач и проектов, банк компетентностно-ориентированных тестовых заданий, что в совокупности способствует развитию профессиональных и специальных компетенций бакалавров информатики, средствами предпрофильной подготовки. В статье рассмотрены содержательные линии обучения математике будущих бакалавров информатики в условиях информационно-образовательной среды вуза. Авторы считают данную модель универсальной и применимой к другим профилям.

Ключевые слова: информатика, методика преподавания информатики, компетенции, компетентностно-ориентиро-ванное содержание, компетентностно-ориентированные тесты.

В результате исследования теоретических основ развития профессиональных компетенций будущего бакалавра информатики в условиях реализации компетентностного подхода нами разработана модель проектирования компетентностно-ориенти-рованного содержания предпрофильной подготовки, когнитивный компонент которой приведен на рис. 1. и выделен комплекс педагогических условий, обеспечивающих её эффективное функционирование.

Системообразующим компонентом модели проектирования компетентностно-ориентированного содержания предпрофиль-ной подготовки является элемент «Требования профильной дис-

циплины к предпрофильной подготовке». Здесь, посредством деструктуризации профильных дисциплин детализируются и актуализируются требования профильной подготовки, выделяются содержательные линии обучения предпрофильной дисциплине, и, исходя из них, строится компетентностная модель результатов обучения предпрофильной дисциплине, как «сочетание взаимопроникающих универсальных, профессиональных, специальных компетенций и конкретных видов деятельности» [1].

Компетентностная модель результатов обучения предпро-фильной дисциплине формируется на основе анализа блока «Компетенции», для чего устанавливаются связи между знани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.