Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у студентов юридического профиля в процессе изучения учебной дисциплины «Информатика»'

Формирование профессиональных компетенций у студентов юридического профиля в процессе изучения учебной дисциплины «Информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров А.П.

В статье рассматривается педагогическая проблема развития информационной компетентности студентов будущих юристов, актуальность которой определяется востребованностью умений работы с информацией в информационном обществе. Дано определение компетенции, сформулированы основные задачи для формирования информационных компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у студентов юридического профиля в процессе изучения учебной дисциплины «Информатика»»

2. Сформировать у студентов общее представление о лидерском потенциале, раскрыть возможности

его активации в процессе профессиональной подготовки.

Решение вышеперечисленных задач осуществлялось на дисциплине « Стилистика и культура речи» у студентов 4 курса специальности «Русский язык и литература» КГУ им. И. Арабаева. Для студентов был организован специальный курс «Я - лидер». Главной задачей данного курса являлось осознание студентами ценностного аспекта лидерской деятельности с целью осмысления важности активации своего лидерского потенциала, как ресурса профессионального становления и развития.

Для того чтоб формировать у студентов первоначальный лидерский опыт в процессе руководства групповой деятельностью и мотивировать студентов к поиску самостоятельного решения профессиональных задач, требующих проявления лидерских умений, нами были организованы различные ситуации. Применялись организационно - деятельностные игры и т.д. Организация и проведение таких методов с применением организационно - деятельностных игр дала возможность каждому студенту стать непосредственным участником процесса коммуникативного лидерства, проявить лидерские умения в планировании и организации групповой деятельности.

В дальнейшем было необходимо, чтобы студенты не просто проявили лидерские умения, но и пытались на их основе включать себя в ситуации, где лидеру необходимо выполнять роль преподавателя. В связи с этим большое внимание уделялось применению деловых игр. С целью формирования коммуникативного лидерства применялась и технология «дебаты».

Таким образом, коммуникативное лидерство является неотъемлемой частью личности современного педагога, требующим своей формирующей позиции в процессе обучения в вузе.

Список использованной литературы:

1. Основы вузовской педагогики: учебное пособие для вузов. - Б.; Кырг.гос.нац.ун-т, 2001 - 225 с.

2. Педагогика высшей школы. Курс лекций для магистрантов/ сост. Т. В. Панкова - Б., 2013 - 162 с.

© Абдыгазиева Н.К., Панкова Т.В., 2016

УДК377.5

А.П.Александров

Преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая проблема развития информационной компетентности студентов - будущих юристов, актуальность которой определяется востребованностью умений работы с информацией в информационном обществе. Дано определение компетенции, сформулированы основные задачи для формирования информационных компетентностей.

Ключевые слова Компетенция, информационная компетентность, компьютерные информационные технологии, информатизация.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE STUDENTS LEGAL PROFILE IN THE

STUDY OF THE SUBJECT "COMPUTER SCIENCE"

Abstract

The article discusses the pedagogical problem of development of information competence of students - future lawyers, the relevance of which is determined by the demand for skills work with the information in the information society. The definition of competence, the main tasks for the formation of information competence.

Key words

Competence, informational competence, computer information technology, informatization.

В современном мире сейчас происходят множество различных процессов оказывающих влияние на расширение глобальной информатизации. Они оказывают значительное влияние на развитие и функционирование государства, права, демократии.

В связи с постоянным увеличением и накоплением больших объемов правовой информации проблема несоответствия традиционных средств для работы с ней и сегодняшними потребностями становится все актуальнее. Данная ситуация приводит к снижению производительности труда юристов, перегрузке, поскольку необходимая для работы информация не всегда может быть получена и систематизирована в требуемые сроки. Одним из наиболее эффективных направлений повышения производительности и качества юридической деятельности является информатизация правовой сферы.

Исходя из этого сегодняшнее образование юридического профиля должно быть ориентированно не только на получение знаний студентами, но и на формирование у них мышления, способного быстро ориентироваться в постоянно меняющихся экономических, технологических, социальных и информационных реалиях. Осознавать и понимать определяющую роль информации и информационных процессов в профессиональной деятельности.

На сегодняшний день профессиональное образование построено на компетентностном подходе. Перечень компетенций, которыми должен владеть выпускник определяется ФГОС. В психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения категории «компетенция». В современной российской педагогике компетенция трактуется как:

- личностная составляющая профессионализма^];

- результат и критерий качества подготовки специалиста[2] ;

- практическое выражение модернизации содержания образования [4].

В ряде случаев они определяются учеными через категории «знания», «умения», «навыки», «качества» или «свойства личности», через «специальные способности», сопоставляются или отождествляются с понятием «компетентность».

Компетенции делятся на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные). Под профессиональной компетенцией понимается владение знаниями и опытом в области профессиональной деятельности. [5]

Общекультурные компетенции включают в себя ряд вопросов которые касаются особенностей различных национальных культур, духовные и нравственные основы жизни как отдельного человека, так и всего человечества, различные культурологические основы общественных, семейных и социальных явлений. Показывают значимость науки и религии в нашей жизни, их влияние на окружающий мир. Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [3].

В рамках математического и общего естественнонаучного учебного цикла стандартом предусмотрена дисциплина «Информатика».

Среди требований к результатам освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования стандарт называет такие профессиональные компетенции, формирование

которых отнесено к данному учебному циклу:

• Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

• Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

• Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

В результате овладения данными компетенциями формируется информационная компетентность обучающегося.

Человек считается информационно компетентным если он не только владеет информационно -коммуникационными технологиями на высоком уровне, но и способен четко определять свои потребности в информации, осуществлять быстрый и качественный поиск, оценивать и эффективно использовать ее в своей деятельности, а так же постоянно заниматься саморазвитием в течение всей профессиональной деятельности.

Данный вид профессиональной компетентности действительно является очень важным для юристов, так как в сегодняшних условиях постоянного обновления правовой информации необходимо посредством современных компьютерных информационных технологий осуществлять грамотный, быстрый и качественный поиск информации для применения ее в работе.

Для формирования информационных компетентностей можно сформулировать ряд основных задач:

1. Обучение студентов приёмам и методам работы с персональным компьютером и различными периферийными устройствами, с прикладным программным обеспечением в глобальной сети Интернет, а также в локальных компьютерных сетях.

2. Сформировать у студентов умения поиска информации в глобальной сети Интернет.

3. Научить студентов поддерживать работу баз данных, обеспечивать информационную безопасность при работе с компьютерными технологиями.

Информационная компетентность студентов - будущих юристов является его профессионально значимой интегративной характеристикой, позволяющей ориентироваться в информационном пространстве, эффективно выполнять действия в области поиска, оценивания, отбора и представления полученной информации с помощью ИКТ, дает возможность будущему специалисту с наибольшей эффективностью реализовать свой человеческий и профессиональный потенциал, успешно адаптироваться в новых производственных условиях и в дальнейшем стать конкурентоспособным в сфере свей деятельности.

Поэтому формирование информационной компетентности у студентов юридического профиля в процессе обучения в учебном заведении является актуальной задачей в контексте подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в условиях информатизации.

Список использованной литературы:

1. Базаров Т. Ю. Компетенции будущего: квалификация, компетентность (критерии качества)? // Открытый университет; под ред. В.Л. Глазычева, С.Э. Зуева. — М, 2003. С. 510-539.

2. Бермус, А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования : монография/ Ростовский гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2002. 288 с.

3. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании : учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. 330 с.

4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

5. Стуф А., Мартенс Р. Л., Мериенбер Д. Г. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства: пер. с англ. [Электронный ресурс] URL:http://www.ht.ru/cms/component/ content/artide/1-arides/426-1?directory=36 (дата обращения: 09.04.2016).

© Александров А.П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.