Научная статья на тему 'Активация коммуникативного лидерства студентов-педагогов'

Активация коммуникативного лидерства студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ЛИДЕР / КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдыгазиева Н.К., Панкова Т.В.

Проблема самореализации личности, её востребованности на рынке труда тесно связана с проблемой лидерства. В данной статье рассмотрена роль коммуникативного лидерства в высшей школе. Обосновала актуальность проблемы формирования коммуникативного лидерства. Коммуникативное лидерство одно из ключевых качеств современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активация коммуникативного лидерства студентов-педагогов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.11

Н.К. Абдыгазиева

стар. преп. кафедры «Русский язык и литература» Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

г. Бишкек, Кыргызская Республика Т.В. Панкова д.п.н., профессор кафедры «Педагогика» Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева

г. Бишкек, Кыргызская Республика

АКТИВАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ЛИДЕРСТВА СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

Аннотация

Проблема самореализации личности, её востребованности на рынке труда тесно связана с проблемой лидерства. В данной статье рассмотрена роль коммуникативного лидерства в высшей школе. Обосновала актуальность проблемы формирования коммуникативного лидерства. Коммуникативное лидерство - одно из ключевых качеств современного педагога.

Ключевые слова

Коммуникация, лидер, коммуникативное воздействие, педагогика, воспитание, убеждение, общение, внимание.

Актуальность заявленного в названии статьи вопроса обусловлена социокультурной потребностью в убедительном обосновании педагогической эффективности системы высшего педагогического образования, когда преподаватели и студенты совместно решают проблемы обучения и воспитания в высшей школе, в условиях кардинальной оценки образовательных целей и результатов подготовки кадров высшего профессионального образования в условиях возрастающей персонификации личности, востребованности её творческой свободы и смаоценности, а также необходимостью социально-значимой языковой подготовки, важностью теоретического обоснования методологических и методических положений концепции формирования лидерства, нацеливающего на становление креативно мыслящей, инициативной, готовой к взаимодействию языковой личности, будущего коммуникативного лидера.

Проблема самореализации личности, её востребованности на рынке труда тесно связана с проблемой лидерства, получившей освещение в трудах по педагогике высшей школы [1; 2].

Лидерство есть руководство мотивации группы людей на действия в направлении общей цели. Становление лидерства определяется развитием творческого потенциала личности, детерминированного усилением субъективной составляющей в образовательном процессе вуза, что особенно актуально в настоящее время в период становления новой образовательной парадигмы, когда меняются содержание, принципы и методы вузовского обучения. В новых условиях актуализируется коммуникативная функция образования по формированию таких качеств личности, которые могут развивать самостоятельное включение студента в учебный процесс с помощью взаимодействия с преподавателем, группой и предметным миром.

Умение эффективно взаимодействовать с учащимися является ценнейшим инструментом настоящего педагога-лидера, который будет всегда востребован в своей профессиональной среде. Успешное руководство и лидерство подразумевает использование многих техник и знаний. Как показывает практика, независимо от сферы деятельности в социальном лидерстве и ключом к успеху является коммуникация; успехам в профессиональной деятельности всегда добивались люди с развитыми коммуникативными навыками. Сказанное в полной мере относится к педагогической профессии.

Современный педагог является менеджером образовательного процесса. Организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием - вот те качества, которые являются важными для любого человека в современном обществе. Учитель, который призван содействовать формированию вышеназванных качеств обучающихся, сам должен обладать ими. В настоящее время важнейшей функцией преподавателя становится не передача готовых знаний, а управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, создание условий для их самореализаций, организация мотивирующей творческой деятельности.

Сказанное потребовало уточнения содержания понятия «коммуникативное лидерство».

Под коммуникативным лидерством мы понимаем способствовать влиять на окружающих путем коммуникативного воздействия или взаимодействия.

Естественным образом коммуникативное лидерство должно стать неотъемлемой частью педагогической деятельности, что требует формирование данного качества у будущих педагогов.

Рассмотрим некоторые особенности коммуникативного лидерства. Настоящий педагог-лидер должен задавать далекие и перспективные горизонты развития студентов, как будущих педагогов, должен быть поставщиком задач и инициатором идей. Иными словами, он должен осуществлять инновационную ориентационную и стимулирующую коммуникацию, следовательно, показателем эффективности лидера является его творческая заряженность, устремленность на качественные преобразования. Инновационная коммуникация, то есть приобщение к новой информации, обучение и развитие, есть важнейшее требование, предъявляемое к лидерам объективностью современного социокультурного контекста.

Говоря о коммуникационной стороне лидерства современного педагога, нельзя не отметить необходимости обладания лидером глубокими знаниями, методическим мышлением, умением прогнозировать ход событий, способностью быстро ориентироваться в обстановке и сочетать спокойствие и выдержку, новаторство и преемственность. Если понимать лидерскую коммуникацию как способность влиять на окружающих и мобилизовать их ресурсы для совместного решения социально значимых проблем, то можно сказать, что в данном случае речь идет о стимулирующей коммуникации. Одна из первейших задач заключается в выработке моделей взаимодействия ориентированных на оптимизацию использования человеческого потенциала в подготовке учителя. Взаимодействие, основанное на эффективных мотивационных механизмах, развивает желание и умение каждого члена той или иной группы осуществлять деятельность с максимальной отдачей. Стимулирующая коммуникация, таким образом, является условием повышения качества подготовки учителей.

Обозначенные позиции требуют выявления компонентов коммуникативного лидерства. Современная ситуация говорит о необходимости возрастания роли человеку в социума как субъекта деятельности и субъекта коммуникации. Поэтому мы рассматриваем субъектность как важнейший компонент коммуникативного лидерства.

Наш многолетний опыт показывает, что следующим компонентом коммуникативного лидерства можно назвать коммуникативную активность.

Коммуникативная активность тесно связана со способностью коммуникативно воздействовать на окружающих. Поэтому мы говорим о речевом воздействии как следующем компоненте в структуре коммуникативного лидерства.

Обозначенные структурные компоненты коммуникативного лидерства будущего педагога формируются в процессе обучения в вузе.

В своей практической деятельности мы ставили целью активации коммуникативного лидерского потенциала студентов, следующие задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты лидерской деятельности в процессе

профессиональной подготовки.

2. Сформировать у студентов общее представление о лидерском потенциале, раскрыть возможности

его активации в процессе профессиональной подготовки.

Решение вышеперечисленных задач осуществлялось на дисциплине « Стилистика и культура речи» у студентов 4 курса специальности «Русский язык и литература» КГУ им. И. Арабаева. Для студентов был организован специальный курс «Я - лидер». Главной задачей данного курса являлось осознание студентами ценностного аспекта лидерской деятельности с целью осмысления важности активации своего лидерского потенциала, как ресурса профессионального становления и развития.

Для того чтоб формировать у студентов первоначальный лидерский опыт в процессе руководства групповой деятельностью и мотивировать студентов к поиску самостоятельного решения профессиональных задач, требующих проявления лидерских умений, нами были организованы различные ситуации. Применялись организационно - деятельностные игры и т.д. Организация и проведение таких методов с применением организационно - деятельностных игр дала возможность каждому студенту стать непосредственным участником процесса коммуникативного лидерства, проявить лидерские умения в планировании и организации групповой деятельности.

В дальнейшем было необходимо, чтобы студенты не просто проявили лидерские умения, но и пытались на их основе включать себя в ситуации, где лидеру необходимо выполнять роль преподавателя. В связи с этим большое внимание уделялось применению деловых игр. С целью формирования коммуникативного лидерства применялась и технология «дебаты».

Таким образом, коммуникативное лидерство является неотъемлемой частью личности современного педагога, требующим своей формирующей позиции в процессе обучения в вузе.

Список использованной литературы:

1. Основы вузовской педагогики: учебное пособие для вузов. - Б.; Кырг.гос.нац.ун-т, 2001 - 225 с.

2. Педагогика высшей школы. Курс лекций для магистрантов/ сост. Т. В. Панкова - Б., 2013 - 162 с.

© Абдыгазиева Н.К., Панкова Т.В., 2016

УДК377.5

А.П.Александров

Преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая проблема развития информационной компетентности студентов - будущих юристов, актуальность которой определяется востребованностью умений работы с информацией в информационном обществе. Дано определение компетенции, сформулированы основные задачи для формирования информационных компетентностей.

Ключевые слова

Компетенция, информационная компетентность, компьютерные информационные технологии, информатизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.