_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.11
Н.К. Абдыгазиева
стар. преп. кафедры «Русский язык и литература» Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
г. Бишкек, Кыргызская Республика
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ЛИДЕРСТВА СТУДЕНТОВ
Аннотация
Проблема самореализации личности, её востребованности на рынке труда тесно связана с проблемой лидерства. В данной статье рассмотрена формирование коммуникативного лидерства у будущих учителей в вузе. Обосновала актуальность проблемы формирования коммуникативного лидерства.
Коммуникативное лидерство - одно из ключевых качеств современного педагога.
Ключевые слова
Коммуникация, лидер, коммуникативное воздействие, педагогика, воспитание,
убеждение, общение, внимание.
Для современного общества начала 21 века характерны радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности: реформы социально-политических, экономических и других отношений в нашем государстве, переоценка ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи, изменение требований к будущему учителю. Явление коммуникативного лидерства имеет большие временные и пространственные рамки. Оно существует везде: - в больших и малых организациях, в бизнесе, религии и университетах. Но особенно актуальным оно становится в вузах педагогической направленности, поскольку от сформированности коммуникативного лидерства у будущих учителей, от их умения убеждать, вести словом за собой зависит во многом качество обучения и воспитания подрастающего поколения. Обществу нужны компетентные и активные педагоги, способные словесными методами обучения и воспитания влиять на души и умы воспитанников.
В психолого-педагогической литературе к педагогу как коммуникативному лидеру предъявляется ряд требований.
1. Умение произвести хорошее впечатление во время беседы с партнером;
2. Способность таким образом выразить свои мысли или рассказать о предложении, что партнер непременно будет заинтересован;
3. Способность приспособить форму и содержание своей речи под конкретного собеседника или аудиторию;
4. Умение объективно оценивать партнера или аудиторию;
5. Создание максимально благоприятных условий для разговора.
Как видно из сказанного личный пример преподавателя, обладающего вышеназванными качествами, способствует формированию коммуникативного лидера. Возьмем, к примеру, риторику преподавателя. Риторика подразумевает наличие умения использовать в речи некоторые приемы психологического давления на партнера. У этих приемов очень «говорящие» названия, например: «Десять поводов заставить партнера сказать «Да»». Такие приемы очень подробно описаны в книгах, написанных такими зарубежными специалистами, как Дейл Карнеги [1].
Умея правильно и по назначению использовать эти приемы, можно научиться управлять партнером так, чтобы он действовал в наших интересах. Однако при этом нельзя забывать и о том, что партнер - это не только человек, на которого можно воздействовать, но и человек, чьи чувства и желания также необходимо учитывать.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Прежде всего, после разговора нужно стремиться оставить о себе положительное впечатление, только так можно рассчитывать на дальнейшее поддержание контактов.
Таким образом, только в сочетании с высокими нравственными качествами сочетание коммуникативных умений, профессиональных знаний и достойного внешнего вида принесут человеку успех, чем бы он ни занимался.
Отсюда можно сделать вывод, что - подлинная культура ораторского мастерства с проекцией на коммуникативное лидерство предполагает наличие способности видеть в партнере не только полезного по тем или иным причинам человека, но и полноценную и интересную личность.
Мы считаем также целесообразным позаботиться и о качестве речи, поскольку недостатки речи очень часто портят картину общения в целом. Это тоже входит в список задач ораторского мастерства. Оратор как коммуникативный лидер должен, на наш взгляд, научиться своевременно корректировать свою речь в процессе общения, чтобы добиваться требуемой реакции от собеседников или слушателей.
Сказанное делает речь педагога более убедительной.
Анализ отечественных и зарубежных теоретико-методологических подходов к исследованию личности студента позволил нам выделить психолого-педагогическую характеристику молодого человека в студенческом возрасте и рассмотреть данный этап развития как сензитивный период формирования коммуникативного лидерства.
Рассматривая проблему студенческого возраста на основе трудов ученых (А.С. Арсеньев, В.В. Давыдов, М.Ю. Кондратьев, А.Н. Леонтьев и др.), мы выделили в психологическом развитии процесс освоения студентом культурных ценностей посредством общения, а также психологические качества, обеспечивающие способность студента вуза к лидерству в коммуникативной деятельности [2; 3; 4; 5].
Мы опирались на следующие особенности студенческого возраста: 1) юношеская сензитивность к социальным феноменам; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; 2) готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях, как характеристике юношеского возраста; 3) потребность в признании, в понимании, в желании конструктивно выстраивать взаимоотношения.
Теория идентичности Э. Эриксона позволила нам объяснить причины таких особенностей студенческого возраста, как нонконформное, конфликтное поведение. Учитывая особенности периода взросления, рассмотренные Э. Эриксоном, мы увидели конкретные препятствия и пути их решения в осуществлении задачи формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности [6].
Исследование когнитивной теории взросления Ж. Пиаже позволило обратить наше внимание на изменение и развитие когнитивных функций в данный период, что является положительным и необходимым психологическим условием в процессе формирования способности к конструктивному влиянию в студенческом возрасте. Автор объясняет приспособление и творческое развитие индивида процессами ассимиляции и аккомодации в данный период развития, в связи, с чем коммуникативную креативность мы считаем одним из необходимых психологических качеств студента вуза, обеспечивающих процесс конструктивного влияния в коммуникативной деятельности [7].
Труды названных авторов предоставили нам возможность рассмотреть процессы преодоления любых трудностей (интерактивных и коммуникативных) в студенческом возрасте. Стратегии преодоления трудностей используются тогда, когда известный индивиду спектр форм поведения оказывается исчерпанным и необходимо нечто новое, что позволило бы конструктивно справиться с, возможно, никогда ранее не встречавшейся ситуацией. Мы считаем, что таким «новым» является процесс формирования способности студента вуза к лидерству в коммуникативной деятельности.
Формирование способности студента вуза к лидерству в коммуникативной деятельности предполагает развитие ряда психологических качеств, обеспечивающих данный процесс.
Комплекс качеств, обеспечивающих способность студента вуза к коммуникативному лидерству, включает: коммуникативную компетентность, коммуникативную активность, коммуникативную креативность, коммуникативную толерантность, личное влияние, лидерство. Формирование способности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
студента вуза к лидерству исследовались нами на основе теоретических трудов ученых:
• коммуникативная активность (А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
• личное влияние, лидерство (Е.Л. Доценко, С. Кови и др.);
• коммуникативная компетентность;
• коммуникативная креативность (А.А. Бодалёв, С.И. Макшанов, А.В. Мудрик).
Таким образом, анализ современного состояния формирования коммуникативного лидерства позволил выделить следующие педагогические условия его формирования:
1. Содержание учебного материала, ориентированное на ораторские аспекты деятельности учителя.
2. Применение образовательных технологий, нацеленных на формирование лидерских качеств.
3. Личный пример преподавателя как коммуникативного лидера.
Данные условия в концентрированном виде станут базой и для других педагогических условий формирования коммуникативного лидерства. Список использованной литературы:
1. Карнеги, Дейл. Как завоёвывать друзей и оказать влияние на людей [Текст]/ Дейл Карнеги. (пер. с англ.) - М., 2006 - 179 с.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
3. Давыдов, Ю.А. Современная западная социология: словарь. [Текст]/ Ю.Н. Давыдов, А.Ф. Ковалева - М.: Политиздат, 1990.
4. Кондратьев, М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1996. 376 с.
6. Erik Erikson, Chedhdood and Sociaty. 2 nd. ed., 1963.
7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: РИМИС, 2008. 659 с.
© Абдыгазиева Н.К.,2016
УДК 378
В.М. Алексеев
ректор АНО ДПО «Академия ГлавСпец»,
г. Краснодар
О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ НАКОПЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ
Аннотация на русском языке
Вместо внедряемой в России системы зачётных единиц предлагается ввести систему квалификационных единиц. Это позволит унифицировать законодательные требования к высшему образованию и дополнительному профессиональному образованию. Предлагается достичь максимальной прозрачности и справедливости в порядке накопления академических часов.
Ключевые слова:
Зачётная единица, квалификационная единица, квалификация в сфере закупок, академические часы, повышение квалификации, профессиональная переподготовка
Аннотация на английском языке
Is implemented in Russia credit system is proposed to introduce a system of qualification units. This will allow to unify the legislative requirements for higher education and additional professional education. It is proposed to achieve maximum transparency and fairness in the accumulation of training hours.