recreational activity of young children, teenagers and youth; the civil, patriotic, spiritual and moral upbringing; the development of intercultural communication. The author searches the ways to make the development of leadership effective.
Key words: leadership, leadership skills, leadership qualities, children and youth association, socio-peda-gogic conditions, cultural and educational environment.
И.Ю. Севалкин, канд. пед. наук, директор Государственного бюджетного учреждения культуры «Молодежный центр «Лидер», г. Москва, Е-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В работе рассматриваются сущность и содержание формирования лидерства в детско-молодежных объединениях. Представляется, что формирование лидерства будет эффективным при оптимизации его компонентов, разработки для него социально-педагогической технологии, интегрирующей различные направления воспитания с использованием соответствующих механизмов, форм и методов работы, создании благоприятных социально-педагогических условий.
Ключевые слова: лидерство, лидерские способности, лидерские качества, детско-молодежное объединение, социально-педагогичнеские условия, культурно-образовательная среда.
Первостепенная значимость лидерства в детско-молодеж-ных объединениях (клубах, студиях, мастер-классах, секциях, временных творческих коллективах), его позитивное и негативное воздействие на процесс социализации личности, развитие его социально активных качеств придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Среди ученых и практиков до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?
Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос, имеющиеся теоретические и практические разработки позволяют говорить о возможности создания условий для формирования лидерства в детско-молодежном объединении.
Развитие лидерства - целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и способностей. Данный аспект проблемы формирования лидерства в детско-молодеж-ном объединении учитывает возможности в большей или меньшей степени развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд элементов, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются разработанные теории лидерства (Р. Бейлс, Р. Стогдилл, У. Беннис, М. Вебер и др.). Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти способы таковы:
Выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.;
Развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. К ним относятся прежде всего компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которых, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитических способностях, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;
Культура общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;
Приобретение способностей быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы;
Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, защита интересов, как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных состояний в объединении, а также повышает
авторитет тех, кто выполняет лидерские функции в настоящее время.
Сочетание в деятельности организаторов формального и неформального лидерства. Члены объединения всегда желают видеть в организаторах дел человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности объединения, но и о сотрудниках.
Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства. Интеграция лидеров предполагает обеспечение сотрудничества руководителей, налаживание добрых отношений между лидерами.
Для устранения деструктивного лидерства возможны различные способы действий. Первый и самый простой из них -административные решения об устранении деструктивного лидера. Второй способ устранения деструктивного лидерства -изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у ребят, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах. Факторами эволюции качеств лидера можно считать:
- изменение внешних условий;
- возникновение новых проблем;
- внутренние изменения организации;
- изменение индивидуальных и групповых ожиданий и интересов в организации;
- изменение ожиданий и интересов самого лидера.
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера не только во взрослой, но и в детской среде. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1. Повышение эффективности лидерства;
2. Постепенное падение эффективности деятельности лидера;
3. Полная утрата лидером способности к выполнению собственных функций.
Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из этапов его лидерства зависят от факторов: постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность; поощрять творческую атмосферу и командный дух в объединении.
Средой формирования лидерства являются детско-моло-дежные объединения (ДМО).
Детско-молодежное объединение - это общность субъектов (детей и молодежи разного возраста) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития, успешной социализации и самореализации ребенка [1, с. 126].
Научно-методологической основой исследования феномена детско-молодежной общности является концепция событийности В.И. Слободчикова, в которой событийная общность рассматривается как социальная организованность, возникающая через личные смыслы и энергетику совместности в совместное деяние. Социальное бытие наполняет переживанием индивидуальное существование, поскольку обособленно. В индивидуальном самосознавании и индивидуальном действовании переживание не существует.
Содержательной основой, на которой происходит становление детско-взрослой общности, является культурно-образовательная среда объединения.
Детско-молодежные объединения рассматриваются в качестве значимых субъектов государственной молодежной политики. Почти все известные нам детские и молодежные объединения выросли на целе-смысловых и организационно-стилевых заимствованиях у прекративших существование всесоюзных пионерской и комсомольской организаций. Они пытаются воспроизводить в принципиально новых социально-экономических условиях воспитательно-обучающие приоритеты и основанные на руководстве «сверху-вниз» принципы управления.
Формулируя подобным образом исходные положения, мы ориентируемся на предназначение детских и молодежных общественных объединений, на их миссию. Деятельность детских и молодежных объединений реализуется в реальном настоящем и направлена на решение актуальных социальных задач по обустройству доступных сторон общественной жизни. В такой деятельности подросток оказывается в желанной позиции деятеля, преобразователя, открывателя, охранителя, творца, созидателя, в отличие от других позиций ученика, воспитанника, опекаемого, пациента, потребителя всевозможных услуг, тем самым формирует лидерские качества, находясь в разных социальных позициях.
Характеристики сущности и содержания ведущих понятий в данном исследовании определили понятие «формирование лидерства в детско-молодежном объединении» как процесса взаимодействия субъектов (детей и молодежи разного возраста) на основе общих ценностей, характеризующихся освоением менеджерских знаний, совместной деятельностью и общением под влиянием таких внутренних факторов как общие традиции, инновации, помощь и поддержка друг друга с целью освоения лидерских качеств и способностей для успешной социализации и самореализации личности в современном обществе.
На процесс формирования лидерства в ДМО влияют следующие внутренние факторы:
1. Предметом педагогической поддержки в ДМО становится совместное с ребенком определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих формированию лидерских качеств и способностей. Источником препятствия выступает какая-либо недостаточность в самом субъекте (Я-препятствия), в социальной среде, в материальных условиях (О.С. Газман) [2, с. 27].
Педагогическая поддержка может быть прямого или превентивного действия. Прямая педагогическая поддержка осуществляется педагогом, например, путем проведения индивидуальной рефлексивно-терапевтической беседы, которая во многом опирается на психотерапевтический метод К.Роджерса, педагогически интерпретированного Н.Е. Щурковой [3]. Превентивная педагогическая поддержка осуществляется через группу других лиц, развитие соответствующей атмосферы в коллективе.
Педагогическая поддержка - сложный элемент деятельности педагога, имеющий свои цели, структуру, принципы и этапы практической реализации в образовательном процессе. В этом контексте педагогическая поддержка - важнейший фактор, влияющий на процесс формирования лидерских качеств и способностей личности.
2. Создание нового должно приобретать общественную значимость, получить признание других людей.
Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся пер-
спективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также развитие более широкого мультикультурно-го пространства образования.
Новации появляются из ранее высказанных идей, которые становятся актуальными в определенных временных и социокультурных условиях. Их внедрение в практику конкретного образовательного учреждения возможно тогда, когда они становятся созвучными группе педагогов, неудовлетворенных состоянием образовательной системы и процессами, происходящими в ДМО. Инновации (нововведение, внедрение новшества) возможны, если они согласуются с запросами субъектов ДМО, социокультурной ситуацией в данном сообществе и его возможностями.
Инновационные процессы могут рассматриваться в соци-олого-педагогическом (изучение распространителей новшеств, исследование уровня развития педагогического сообщества), социально-психолого-педагогическом (взаимодействие участников инновационного процесса: ав-торов, специалистов извне, внутренних агентов влияния (лидеры мнений), рядовых участников - Э. Роджерс), психолого-педагогическом (отношение к новому, к инновации, ее носителям), организационно-педагогических аспектах (формы и перспективы обучения, состояние инновационного потенциала культурной педагогической среды) [4, с. 272]. Таким образом, инновационный компонент формирования лидерства в ДМО характеризуется, прежде всего, отношением к новшеству основных субъектов образовательного процесса, готовностью обеспечить успех инновационной деятельности, эффективностью коммуникаций, возможностями методического ресурса и качества организационно-управленческих решений. Со временем педагогические новшества (в воспитании, обучении, управлении) перестают восприниматься педа-гогическим сообществом как новое, превращаясь в традиции.
3. Традиции как фактор, влияющий на процесс формирования лидерства в ДМО, выступают, с одной стороны, противоположностью инновации, с другой - ее естественным продолжением. Внедренная новация постепенно становится традицией данного сообщества.
Как правило, позитивные результаты процесса воспитания характеризовались взаимным уважением, творческим отношением педагогов к своей профессиональной деятельности, а воспитанников - к своей.
Традиция (лат. traditio — передача) в словаре по этике характеризуется как разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой [5, с. 413]. Поэтому при определенных условиях традиции могут оказывать и негативное воздействие на развитие, сохраняя устаревшие формы деятельности и общения.
О необходимости развития педагогических традиций, традиций в среде школы писали Я.А. Коменский («Мудрость старых чехов», «Об изгнании из школы косности» и др.), К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.
4. Символический фактор характеризует уникальность сообщества, мотивирует ребят к сохранению и развитию своего объединения и учреждения, способствует развитию таких качеств как ответственность, гордость за свой коллектив.
К нему относятся:
- нормы, правила, законы и т.д., разработанные совместно педагогами и детьми (устав, закон об органах самоуправления, закон о выборах, закон о защите чести и достоинства, правила для членов коллектива, положения о сообществах и т.д.);
- атрибуты, символы, знаки, подчеркивающие особенность и специфику данного учреждения (флаг, герб, гимн, форма, значки).
Вышеперечисленные внутренние факторы, влияющие на процесс формирования лидерства в ДМО, позволяют успешно формировать лидерские качества, способности и использовать их воспитанникам в своей жизнедеятельности.
Основанием для отбора основных структурных компонентов лидерства в детско-молодежном объединении послужили ценности гуманистического воспитания личности, выступающие необходимыми условиями, обеспечивающими культурное развитие и
саморазвитие личности в образовательном учреждении. Структура - это расположение элементов в системе.
Структуру лидерства в ДМО составляют взаимодействующие и коррелирующие между собой компоненты. Его структура представляет собой целостную, динамическую систему компонентов, находящихся в определенной взаимозависимости: ценностный, когнитивный, деятельностный.
1. Важнейшим вопросом воспитательной деятельности является вопрос о ценностной позиции ее участников.
Гуманистические ценности, востребованные в современном образовании условно можно разделить на две группы (как это было предложено Н.Б. Крыловой):
«Ценности добродетели» - базовые ценности, составляющие основу личностных нравственных качеств. Эти ценности выражают ориентацию на практическое применение того, что считается Добром и Благом. К ним отнесены альтруизм (направленность на интересы других, заинтересованность в высокой пользе своего служения, тем самым удовлетворяются собственные интересы), другодоминантность (стремление к сотрудничеству с другим и принятие его как суверенной личности), толерантность, эмпатия (сочувствие, сострадание другому, готовность прийти к нему на помощь).
«Ценности жизнедеятельности» - составляют мотивацион-ную основу социального поведения и творческой активности, выражающую безусловную ориентацию на социально значимую самореализацию человека, включают нормы и эталоны должного. К ним отнесены самореализация (стремление наиболее полно проявить свои способности в жизни), свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество (согласованная, совместная и ценностно значимая для участников деятельность), поддержка (помощь ребенку в самореализации и решении жизненных проблем) [4, с. 39-50].
Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности, т.е. качеств социально значимых, востребованных в данном обществе.
В педагогических исследованиях качества личности рассматриваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к природе, обществу, продуктам деятельности человека, самому себе; как определенная система мотивов, форм и способов поведения, в которых эти отношения реализуются.
2. Вторым важным компонентом является когнитивный компонент.
Познание способов организационной, менеджерской деятельности обеспечивают научный подход к решению данной проблемы.
С этой целью важно совместно с детьми выявить их трудности в подготовке и проведении тех или иных мероприятий, совместно определить причины неудач и выйти на понимание необходимости освоения менеджерских знаний. Формирование управленческих знаний в процессе обучения ребят по менеджерским учебным программам является важным компонентом в структуре формирования лидерства в детско-молодежных объединениях.
3. В процессе совместной деятельности и общения, т.е. интеракции и коммуникации, осуществляется формирование лидерства, что соответствует деятельностному компоненту в структуре формирования лидерства в ДМО.
Определяющим элементом лидерства в ДМО являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все его компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, в котором творчество, социальные инициативы, активность, взаимопомощь и сотрудничество детей, молодежи и взрослых «заряжают» других без всякого принуждения и насилия. Тем самым создаются условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на формирование лидерства в дет-ско-молодежном объединении.
Известный психолог Л.И. Божович писала, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков привлекательность занятий и интересы определяются, в основном, возможностью широкого общения со сверстниками. Для подростка важно в общении занять удовлетворяющее его положение. Создание условий для развития культурных форм общения, отношений является важной задачей в деятельности педагога. Это направление реализуется в трех аспектах: диагностическом, организационном и обучающем.
Диагностика коллектива в общении, особенностей взаимоотношений, индивидуальных особенностей ребят, проведение социометрии (определение лидеров, изгоев, микрогрупп, взаимоотношение мальчиков и девочек), тестирования на предмет типа темперамента, характера, отношения к миру, особенностей в общении, характера взаимоотношений в семье (беседы с родителями);
Организация совместной деятельности, коллективного творчества, «бесед по душам», помощи в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.
Обучение правилам и культуре взаимоотношений (тренинги, прак-тикумы по этикету, тренинги общения, дискуссионные вечера и т.д.).
Для этого необходимо разработать программу «общения» применительно к данному коллективу, в которую необходимо включить:
- коллективные творческие дела (социальные проекты, клубная и культурно-досуговую деятельность, походы, дискуссии, и т.д.), направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
- практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;
- беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению;
- тренинги по общению (привлечение школьного психолога);
- развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и управлять без конфликтов.
Коммуникативные способности ребят, сформированные в процессе воспитания, раскрываются как содержательные совокупности ценностно-мотивированных приемов, способов коммуникативной деятельности, опирающиеся на разнообразные знания, и обеспечивающие активное, согласованное, результативное многовекторное социальное взаимодействие субъектов в деятельности. У воспитанников формируются четыре группы коммуникативных способностей: информативные коммуникативные (общение по передачи информации, знаний), вербальные коммуникативные («живое» общение, способы продуктивного говорения), невербальные коммуникативные (использование мимики, жестов в общении), перцептивно-рецептивные коммуникативные (передачи своих чувств, умение чувствовать своего собеседника).
Эффективно организованная совместная деятельность приводит к развитию воспитанника, выражающемуся:
- в изменении отношения ребенка к возникающей общности со взрослым и другим ребенком, выраженном в появлении форм делового сотрудничества и предметно-содержательного общения;
- в появлении общих целей деятельности, направленных на реализацию и преобразование самих способов и средств взаимодействия;
- в развитии символического фактора у ребенка, выраженного в формировании особых знаковых объектов;
- в развитии взаимопонимания и коммуникации, выраженных в преодолении эгоцентризма собственного действия и в формировании способности к содействию и сотрудничеству.
Основными функциями коммуникации в рамках деятель-ностного компонента являются:
- социальная (достижение социальной общности при сохранении индивидуальности);
- управленческая (организация общения, убеждения, просьбы, приказы);
- информационная (передача разнообразных сведений);
- эмотивная (возбуждение эмоционального переживания);
- фактическая (установление и поддержание контактов).
Коммуникация может быть рассмотрена:
- по широте охвата участников (групповое, общее);
- по сферам деятельности педагога (диагностика, организация, обучение);
- по направлениям воспитательной работы (познавательное, эстетическое, трудовое);
- по видам общения (информационное, интерактивное, перцептивное).
Деятельностный компонент включает интеракцию. Вместо имитации деятельности приходит реальное сотрудничество, сотворчество, определяющие успешность интерактивных связей.
Сотрудничество - совместная, взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанника, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, лич-ностно значимых целей субъектов.
Сотворчество педагога и воспитанника, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
Содержание термина «сотворчество» имеет две смысловые части - приставку «со», означающую общее совместное участие в чем-нибудь, и самостоятельное понятие «творчество». Сотворчество, как и творчество, направлено на создание новых ценностей, познание, совершенствование и преобразование действительности в диалоге. В теоретической педагогике сотворчество рассматривается как модель, принцип, закон, тип педагогики, область деятельности, особенность педагогического творчества. Педагоги говорят о сотворчестве как о чувстве, необходимом для осуществления совместной творческой деятельности, как об особой ситуации и атмосфере, используют этот термин как синоним коллективной творческой деятельности. Такое многообразие подчеркивает универсальность термина «сотворчество».
Итак, интерактивность характеризует сферу совместной деятельности педагогов, воспитанников, которая направлена на их саморазвитие в процессе творческого познания и труда.
Основные направления, составляющие деятельностный компонент - организация помощи в выборе занятий в сфере дополнительного образования, деятельности, направленной на развитие культуры проведения досуга, общей культуры личности: расширение культурного кругозора учащихся (экскурсии, вечера отдыха, конкурсы, посещение музеев, театров и т.д.); участие в общественно значимой деятельности (экологические экспедиции в парковой зоне, работа на пришкольном участке, охрана памятника героям Великой Отечественной войны и т.д.); укрепление семейных связей (семейные клубы «Посиделки», праздники и т.д.); приобщение к национальным традициям и обычаям своего края (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение; участие в национальных и государственных праздниках, поисковая патриотическая работа; организация коллективной творческой деятельности (коллективные творческие дела, трудовые дела, «волонтерские сборы»). Деятельность, направленная на проявление организаторских способностей: развитие ученического самоуправления, работа с ученическим активом.
Неотъемлемым условием развития теоретических знаний о лидерстве в ДМО является изучение ее сущности и содержания. Эти вопросы объективно важны и в отношении практики. Правильное научное представление о том, что такое лидерство в ДМО, даст возможность не только достоверно оценивать качество формирования лидерства, но и активно влиять на его развитие в детско-молодежном объединении.
Проникновение в сущность любого явления - сложный процесс, который представляет собой закономерное движение мысли от явления к сущности.
«Сущность, - отмечается в «Философском энциклопедическом словаре», - это то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств...» [6, с. 444]. Следовательно, сущность - это основа существования явления, совокупность внутренних, устойчивых, определяющих связей, выражающих общие и специфические черты различных явлений.
Основной сущностный признак отражается в обязательном порядке в понятии, поскольку понятие есть форма мышления, отражающая предмет в его наиболее существенных признаках. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы, обращаясь к практике педагогической деятельности, а также имеющимся знаниям по данному вопросу, выявить сущность формирования лидерства в ДМО, которое должно войти в ее определение не как совокупность отдельных характеристик, а как концентрированное выражение глубокого и устойчивого педагогического явления, вокруг которого могут быть объединены все его содержательные признаки.
Сущность лидерства в детско-молодежных объединениях определяется тем, что оно отражает идеи и ценности современного образования, направленного на развитие и саморазвитие социально активной личности, включает в себя процессы формирования лидерских качеств и способностей, умение применять их в практике жизни, учитывать особенности взаимодей-34
ствия ее основных субъектов для реализации спроектированной деятельности.
Педагогическое влияние на формирование лидерства в ДМО заключается в деятельностном стремлении педагога усилить его позитивные влияния. Позитивными влияниями в педагогике считаются те, которые ведут личность по пути ее взросления к идеальному образу человека, выработанному в данном обществе. Это пространство самоопределения личности в выборе уровня формирования лидерства в соответствии с ее индивидуальными особенностями и предпочтениями, с одной стороны, а сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития лидерства личности, с другой стороны.
Педагогическое влияние рассматривается как принятый сообществом результат:
- помощи и поддержки личности в освоении лидерства с учетом его индивидуального развития и саморазвития;
- участия педагога в инновационной деятельности;
- помощи в создании традиций, личностно значимых для детей и молодежи;
- создания условий для коммуникативного (разнообразные сообщества) обеспечения и интерактивного взаимодействия;
- оказания помощи в освоении правил жизнедеятельности в объединении, социуме; в освоении знаний, планировании, проведении, рефлексии (анализе) деятельности; в овладении лидерскими способностями;
- реализации опыт педагога в процессе совместной деятельности с детьми и коллегами;
- участия в организации коллективной жизни и самоуправления, развитии новых сообществ в соответствии с культурными запросами школьников;
- участия в развитии информационной и знаково-символи-ческой среды школы.
Именно аспект педагогического влияния, как детерминирующий процесс формирования лидерства в ДМО является важной особенностью данного исследования.
Целенаправленность современной педагогической деятельности не связана с навязыванием ребенку представлений о том, кого из него необходимо воспитать.
Целенаправленность педагогических влияний помогает выявить специфику лидерства данного сообщества, определяемую педагогической культурой педагогов, родителей, частично учеников, уровнем их личностной и социальной активности.
Разнообразие методик и технологий работы, выбранных коллективом педагогов в соответствии с их индивидуальными особенностями и особенностями воспитанников, а также социокультурной средой региона, ориентация на обновление содержания педагогической деятельности и форм работы, стремление к совершенствованию своих личностно-профессиональных качеств и способностей, основанных на нравственных и педагогических идеях, определяют процесс формирования лидерства в ДМО.
Идея формирования лидерства в детско-молодежном объединении неслучайна, так как базируется на теоретических исследованиях ученых о развитии личности в разновозрастных коллективах. Взаимоотношения детей друг с другом, со своими старшими и младшими товарищами, воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся исследовалась в работах К.Н Вен-целя, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, С. Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока - Росинского, И.П. Иванова и других. В наследии этих ученых, педагогов утверждается, что забота, доброта и разумная требовательность - вот те характеристики, которыми должны обладать взаимоотношения, а значит и взаимодействие детей между собой.
Непосредственно формированием детских сообществ с использованием элементов разновозрастного объединения детей занимался С.Т. Шацкий вместе с А.У. Зеленко. Для решения этой проблемы С.Т. Шацкий и другие педагоги колонии работали над повышением инициативы и активности младших колонистов и созданием определенного общественного мнения, осуждающего пренебрежительное отношение старших. Занимаясь этой проблемой, С.Т. Шацкий предвидел, что взаимодействие детей в разновозрастных сообществах приводит к образованию нового типа воспитательных отношений - гуманистических по сути.
С.Т. Шацкий ставил ряд педагогических задач (образовать одну школьную семью, передать нормы, традиции и т.д.), решение которых требовало взаимодействия старших и младших воспитанников. Необходимо отметить, что в то время подобное взаимодействие было еще новым методом, и поэтому требовался
весьма тонкий подход со стороны педагога, чтобы не было никакого давления со стороны старших над младшими, и в то же время умело использовалось влияние младших детей на подростков. Младшие, по мнению Шацкого, привносят «хороший тон» в жизнь разновозрастного сообщества, побуждают у старших чувство заботы. Если коллектив, сформированный из детей одного возраста, замыкается в интересах, присущих данному возрасту, то при организации разновозрастного коллектива, как считает А.С. Макаренко, достигается максимальный педагогический эффект. В таком отряде легко складываются отношения заботы о младших, уважения к старшим, ответственности, требовательности, формируются лидерские качества. При этом он подчеркивал необходимость сменности командиров [7].
В разновозрастном детском сообществе потенциально заложены условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта старших младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, великодушие, требовательность, качества будущего семьянина.
Особое значение разновозрастный коллектив имеет при развитии лидерских качеств: старшие испытывают особое педагогическое чувство ответственности к младшим и максимально стараются организовать работу так, чтобы все члены сообщества были удовлетворены результатами работы. Младшие, испытывая генетически уважение к старшим, обладая высоким уровнем познавательной и эмоциональной активности, с радостью участвуют в мероприятиях, проводимых старшими, что так же влияет на позитивные результаты совместной деятельности. При этом младшие получают опыт организации дел, что способствует их успешной социализации и развитию социально активных качеств личности.
Современная ситуация в обществе и потенциал социальной педагогики раскрывают новые возможности для организации детских разновозрастных сообществ.
Сущность формирования лидерства в детско-молодежном объединении определяется развитием лидерских (социально-активных) качеств и социокультурных способностей личности и раскрывается в содержании работы:
- принятием гуманных (гуманистических) и демократических ценностей;
- созданием атмосферы взаимопомощи старших и младших в процессе передачи социального опыта лидерства и развития лидерских качеств;
- построением гуманных взаимоотношений в сообществе;
- интерактивным характером деятельности, т.е. создание пространства сотрудничества, сотворчества, направленного на социально значимый результат;
- развитием традиций сообществ, обеспечивающих преемственность в объединении;
- развитием демократических структур и самоуправления,
Библиографический список
основанного на периодической ротации ее лидеров, общественном контроле, демократической процедуре выборов и т.д.
В современном образовательном пространстве создаются детско-молодежные объединения для воспитанников с 5 до 25 лет. Пристальное внимание педагогов и психологов к проблеме разновозрастного взаимодействия вполне оправдано, так как разновозрастное взаимодействие является преобладающим в жизни взрослого человека и занимает немало времени в жизнедеятельности ребенка. Оно является одним из условий формирования сознания и самосознания личности, средством социализации и развития социально активных качеств личности.
Организация эксперимента по теме: «Формирование лидерства в детско-молодежных объединениях» проводилась на базе МЦ «Лидер». На протяжении десяти лет Государственное бюджетное учреждения культуры города Москвы «Молодежный центр «Лидер» успешно реализует авторский долгосрочный социальный проект «Лидер - союз интеллекта, творчества и спорта», основные цели и задачи которого:
- содействие интеллектуальному и физическому развитию молодого поколения;
- формирование лидерства, поддержка творческой, инновационно-образовательной и культурно-досуговой деятельности детей, подростков и молодежи;
- гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание;
- развитие межкультурной коммуникации.
Специфика центра заключается в его многофункциональности по направлениям, наиболее популярным среди молодежи: потребность в активном и здоровом образе жизни, развитие активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, поддержка и развитие творческих и интеллектуальных инициатив молодежи, профилактика антисоциальных явлений в молодежной среде [8].
В процессе деятельности детско-молодежных объединений реализуется стратегия государственной молодежной политики: воспитание у молодежи потребности в активном и здоровом образе жизни, развитие активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, создание условий для поддержки и развития творческих и интеллектуальных инициатив молодежи, профилактика антисоциальных явлений в детско-молодежной среде.
Формирование лидерства в детско-молодежных объединениях будет эффективным при оптимизации ее компонентов, разработки для него социально-педагогической технологии формирование лидерства в детско-молодежных объединениях, интегрирующей различные направления воспитания с использованием соответствующих механизмов, форм и методов работы, создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются культурно-образовательная среда ДМО и учреждения в целом.
1. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося / А.В. Иванов, И.Ю. Севалкин. - М., 2012.
2. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. - 1996. - № 6.
3. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М., 2002.
4. Крылова, Н.Б. Проектная деятельность школьников как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. - 2005. - № 2.
5. Крылова, Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. - 2000. - № 10.
6. Философский энциклопедический словарь. - М., 2003.
7. Макаренко, А.С. О коммунистическом воспитании. - М., 1956.
8. Сайт ГБУК МЦ «Лидер» [Э/р]. - Р/д: http:// www.mclider.ru.
Bibliography
1. Ivanov, A.V. Metodika formirovaniya socialjnoyj aktivnosti uchathegosya / A.V. Ivanov, I.Yu. Sevalkin. - M., 2012.
2. Gazman, O.S. Pedagogika svobodih: putj v gumanisticheskuyu civilizaciyu KhKhl veka // Novihe cennosti obrazovaniya. - 1996. - № 6.
3. Thurkova, N.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya. - M., 2002.
4. Krihlova, N.B. Proektnaya deyateljnostj shkoljnikov kak princip organizacii i reorganizacii obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2005. -№ 2.
5. Krihlova, N.B. Kuljturologiya obrazovaniya // Novihe cennosti obrazovaniya. - 2000. - № 10.
6. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2003.
7. Makarenko, A.S. O kommunisticheskom vospitanii. - M., 1956.
8. Sayjt GBUK MC «Lider» [Eh/r]. - R/d: http:// www.mclider.ru.
Статья поступила в редакцию 02.10.14
УДК 37.04
Chernikov A.M., Kalney V.A. ANALYSIS OF THE POTENTIAL OF HUMAN RESOURCES IN TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY IN CHINA AND SPECIAL FEATURES OF ITS EDUCATION. The article is an analysis of human resources capacity in China in tourism and hospitality industry. Based on the analysis, it was concluded, that training and education challenges facing China in the 21st century include the improvement of the education system and the structure of tourism; improving curricula, with great balance between theory and practice; movement from a traditional way of teaching to a modernized one; innovative and interactive mode of learning; a better response to the needs of the industry. Particular attention is paid to the training of personnel. The paper focuses on the formation and development of educational programs in the field of teaching the Chinese touristic education. The effective education programs in the field of hospitality and tourism industry should develop students' knowledge about foreign cultures and their understanding of how to solve complex problems and work for international companies. These skills will be important for the tourism industry employees, who work for large or small international and domestic companies. These skills are critical for the teaching staff in management of conflicts among employees and also between employees and customers. The authors describe the characteristics of the trends in the development of vocational education with reference to a program of "A Manager-Trainee" taught to middle-rank managers for work in hotels of an international class.
Key words: human resources, professional education, tourism industry, tourism education curriculum, vocational school and university tourism education.
А.М. Черников, аспирант 2 курса РМАТ, г. Химки, E-mail: [email protected]; В.А. Кальней, д-р пед. наук, проф., почетный работник высшего профессионального образования РФ, ст. н. с., зав. каф. педагогики и психологии РМАТ, г. Химки, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ОСОБЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье приведен анализ кадрового потенциала в Китайской Народной Республике в индустрии туризма и гостеприимства. На основе анализа был сделан вывод, что учебные и образовательные задачи, стоящие перед Китаем в 21 веке включают улучшение системы образования туризма и структуры; улучшение учебных программ, с большим балансом между теорией и практикой; переход от традиционного способа преподавания к модернизированному, инновационному, и интерактивному режиму обучения; большее реагирование на потребности отрасли. Особое внимание уделено профессиональной подготовке кадров. Делается акцент на формировании и развитии учебных методических программ в сфере китайского туристского образования. Эффективные учебные программы в сфере гостиничного и туристического бизнеса должны развивать знания студентов об иностранных культурах и их понимание того, как решать сложные задачи и работать на международные компании. Выделяются и описываются характерные особенности тенденции развития профессионального образования на примере программы по подготовке менеджеров среднего звена «Менеджер-Стажер» в гостиничных комплексах международного класса.
Ключевые слова: кадры, профессиональное образование, туристская индустрия, учебная программа туристского образования, профессиональная школа и университеты туристского образования.
Политические инициативы правительства Китайской Народной Республики, быстрый экономический рост, и события, такие как Олимпиада 2008 г. в Пекине и выставка «Туризм и Гостеприимство Шанхай Экспо 2010», помогли индустрии туризма Китая в последние годы быстро расшириться. Несмотря на множество новых сотрудников в этой быстро развивающейся отрасли, компании, работающие в сфере туризма и гостеприимства в Китае, по-прежнему сталкиваются с нехваткой квалифицированных рабочих.
В то же время, в Китае имеются учебные заведения, которые нацелены на подготовку кадров в сфере гостеприимства и туризма. Такие учебные заведения имеют программы, которые объединяют международные стандарты и передовой опыт.
В ноябре 2009 года Госсовет КНР опубликовал Руководящие принципы для ускоренного развития индустрии туризма, которые нацелены на развитие гостиничного и туристического сектора, призваны сделать его одним из главным сегментом экономики Китая.
Для достижения этих целей, были созданы специальные программы на высшем уровне власти для развития гостиниц, конференц-центров, транспортных услуг, туристические услуги, чтобы конкурировать на международном уровне. Кроме того, правительство КНР призвало высшие учебные заведения и Академию наук КНР улучшить образовательные программы профессиональной подготовки в сфере туризма и гостеприимства.
Индустрия туризма и гостеприимства в КНР развивается высокими темпами, в итоге спрос на квалифицированные кадры
также стал расти. В течение следующих нескольких лет, индустрия туризма и гостеприимства станет одним из крупнейших работодателей в Китае. Всемирный совет путешествий и туризма посчитал, что индустрия туризма в Китае принесла примерно трлн ¥ 1.1 ($ 173 млрд.) в 2011 году, или 2,5 процента от ВВП Китая. Прямой вклад в отрасли занятости в Китае прогнозируется расширить примерно с 23,1 млн. рабочих мест в 2011 году до 26,6 млн. рабочих мест к 2021 году. Кроме того, гостеприимство и туризм в Китае имеет потенциал для создания, более высокооплачиваемых рабочих мест с возможностями для карьерного роста.
Например, в 2006 году в Китае насчитывалось около 10 200 гостиничных предприятий по всей стране, но в 2010 году их стало более 15000 таких предприятий, по данным Национального бюро статистики КНР С 2006 по 2010, доходы от гостиничных услуг увеличился с ¥ 155,2 млрд ($ 24,4 млрд) до ¥ 279,8 млрд. ($ 44 млрд.)
Проанализировав исследования Гонконгского политехнического университета в качестве подготовки профессиональных туристских кадров в учебных заведениях на материковом Китае, было выявлено, что Китайской Народной Республике не хватает квалифицированных преподавателей и сотрудников туристических компаний. На основе анализа был сделан вывод, что учебные и образовательные задачи, стоящие перед Китаем в 21 веке включают улучшение системы образования туризма и структуры; улучшение учебных программ, с большим балансом между теорией и практикой; перейти от традиционного способа преподава-