УДК 37
Малиновский Андрей Викторович
Администрация муниципального образования г. Александров, Владимирская область
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ В АКТУАЛЬНОМ ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Предложен анализ ценностных ориентиров и границ пространства жизнедеятельности современного детского и молодежного общественного объединения. Рассматриваются проблемы лидерства в актуальном ценностно-мировоззренческом измерении. Предложена система компонентов лидерства как социально-психологического процесса.
Ключевые слова: лидерство, глобализация, этика, детское движение, лидерские качества.
Социальное воспитание в детском общественном объединении - это процесс переживания ребенком и взрослым насыщенного опыта, творческой и коллективной деятельности, в которой личность ребенка соприкасается с мировоззрениями, идеями, мироощущениями других людей, учится совершать самостоятельные и ответственные поступки.
Социальное воспитание в детском общественном объединении - это организация личностного опыта жизнедеятельности подростка в контексте ценностной доктрины организации [5, с. 35].
Рассуждая сегодня об актуальности социального воспитания, необходимо иметь представление об особенностях общественного мира и культуры, в котором и ребенок и взрослый приобретает социальный опыт и знания, взрослеет человек. Трансляция положительного и успешного опыта от взрослого к ребенку трансформировалась из стратегии воспитания как общественного межкультурного процесса в субъективный, деятельностный вектор выбора и решения социальных задач. Педагог детского общественного объединения, лидер общественной организации реализует объективный общественный процесс -социальное воспитание с новым содержанием, в новом социокультурном пространстве, следуя логике превращения префигуративных (диалоговых) (М. Мид, Этнография и Мир детства) ожиданий культуры (глобальных вызовов культуры) в конкретные действия, методики и способы достижения цели.
В материалах VI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (2009 г.), выступлениях ректора Московского гуманитарного университета, профессора И.М. Ильинского [6], в характеристиках особенностей современного мира, современной куль-
туры отмечается, глобалистский характер, обусловленность социально-педагогической практики. Вне связи с глобальными процессами, которые происходят сегодня в мире, утверждает автор, и с этим нельзя не согласиться, ни объяснить, ни понять положение и проблемы детей и молодежи попросту невозможно. Вопрос, на который надо ответить, прежде всего, носит самый общий и потому самый принципиальный характер: «На каком этапе развития, и в каком состоянии находится человеческое сообщество?» Этот вопрос и будущее мировых закономерностей является сегодня предметом научных прогнозов.
В контексте рассуждений следует вспомнить о двух самых громких и известных констатациях. Первая принадлежит профессору Фрэнсису Фукуяме. В 1989 году в журнале «Нэшнл интерест» в статье «Конец истории?», которая затем была расширена в одноименную монографию, он заявил, что с крахом коммунизма история пришла к счастливому завершению и человечеству предстоит в будущем только совершенствоваться на непревзойденной и безальтернативной либерально-демократической основе. Иначе говоря, мир стар, образование новых цивилизационных моделей уже завершено. Мировое сообщество стоит на пороге создания и уже вступило в пору строительства единой общечеловеческой цивилизации. Главное - интеграция наций, народов и государств. Основа этой интеграции - либерализм. Главный интегратор и мировой гегемон - США.
Второй прогноз принадлежит также американскому профессору Самюэлю Хантингтону. В 1993 году в журнале «Форин Афферс» он опубликовал статью «Столкновение цивилизаций?», дух которой куда менее оптимистичен, чем статьи Фукуямы. Хантингтон предсказывает, что на смену прежнему антагонизму между капитализ-
мом и социализмом идет жестокое противоборство цивилизаций и, в первую очередь, западной, исламской и православной. Сторонники этой точки зрения полагают, что мир еще молод, полон творческой энергии для развития «старых» и создания новых цивилизационных общностей. Главной тенденцией будет дифференциация, дивергенция, суверенизация, а их «идейной» основой -национализм, грозящий довести принцип права наций на самоопределение до полного абсурда. «Наш стратегический подход основан на признании того, что мы должны лидировать в мире, если мы хотим в своей стране чувствовать себя в безопасности... Мы должны быть готовы к тому, чтобы использовать все необходимые инструменты национальной мощи для оказания влияния на те или иные действия других государств и негосударственных объектов национальных отношений... Мы должны четко проявлять свою волю и способность к глобальному лидерству» [9].
Очевидны два глобальных мировых процесса, которые определяют жизнь мирового сообщества в целом и каждой страны в отдельности: 1) нарастание объема и остроты т.н. «глобальных проблем человечества»; 2) глобализация мира, которая ярче всего выражается в интернализации «мировой экономики», создании «нового мирового порядка», «универсальной культуры» и т.п. Соответственно, парадигма развития, в которой главным элементом была погоня за максимальной прибылью, а человек отчуждался от результатов своей деятельности, исчерпала себя и не может быть больше основной движущей силой прогресса. Следование путем, по которому двигалось человечество, далее невозможно». Могущество цивилизации впервые в истории сделалось смертельной угрозой для жизни ее творцов.
В качестве новой парадигмы развития человечества выдвигается идея «устойчивого развития». Главная цель достижения устойчивости -движение к социальной справедливости, снятие существующего и предотвращение нового социального напряжения в обществах и между странами. Параллельно с экономической экспансией ведется универсализация человеческих ценностей, универсализация культуры на основе техноглобализма (СМИ, «Интернет» и т.п.), который превращает всех людей в жителей единой «планетарной деревни». Культурная глобализация проявляется в формировании глобализированных однородных средств массовой информации, ли-
тературы, искусства, кинофильмов, видеокассет, поп-культуры, компьютеров, факсов, Интернета, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения, распространения наркобизнеса, незнающего границ и национальностей. Это наносит огромный вред развитию и воспитанию детей и молодежи. Между тем, мировые достижения культуры могут осваиваться путем либо простой имплантации (пассивного усвоения), либо в инновационной форме путем избирательного усвоения. Разговор экономистов и финансистов исчерпал себя. Реформы предлагаемые ими не включали главного компонента - человека. Сегодня настало время рекомендаций социологии, психологии, педагогики, антропологии и других гуманитарных и общественных наук.
Глобалистская опосредованность жизнедеятельности государств и человека влияющая на качество суверенитета и благополучия личности, формирует необходимость воспитания правовых и нравственных норм, установок у людей, детей и молодежи противопоставляющих человеческое сознание императивам массовой «глобальной» культуры. Такое состояние общественного сознания можно достичь только через обучение и воспитание. Только люди, определенным образом обученные и воспитанные в соответствии с национальными интересами и ориентациями, только люди, образующие гражданское общество и оппонирующие государству, только люди, понимающие смысл происходящего, в том числе и работающие в государственных учреждениях и общественных организациях, могут взять от процесса глобализации ее выгоды и воспрепятствовать разрушительным намерениям и процессам. И будут делать это самостоятельно, творчески, каждый на своем месте и в меру своих возможностей.
Глобальные проблемы человечества и процесс глобализации имеют молодежное измерение, молодежное лицо. Именно молодежь страдает от экономических и социальных кризисов, именно молодежь больше всех должна осознать и начать претворять в жизнь идею «устойчивого развития». Именно молодежь должна освоить новую планетарную этику, новую систему ценностей и научиться жить на их основе. Нравственный императив заключается в необходимости перехода от национально-эгоистических ценностей к транснациональным, гуманистическим.
Нации и народы, а не только отдельные индивиды должны научиться определять свой суверенитет и самоосуществлять себя не за счет других, но также в форме достаточного самоограничения, а иногда и самообуздания. Новая глобальная этика должна стать основой развития у каждого человека глобалистского сознания, то есть понимания того, что глобальный кризис мирового развития человечества носит не временный характер, а отражает устойчивые тенденции исторического развития; что их решение может быть достигнуто лишь в глобальном контексте и на долгосрочной основе; что решение глобальных проблем не может быть достигнуто традиционными средствами, которые касаются обычно одного аспекта глобальной системы, например, той же экономики, на которую во всем мире возлагаются надежды; что для преодоления глобальных кризисов необходима кооперация, а не конфронтация; что действия, основанные на краткосрочных соображениях и узком национализме, бесплодны и непродуктивны; что глобальные проблемы могут быть разрешены только согласованными глобальными действиями в рамках системы добросовестных международных отношений, где сотрудничество, жизненно необходимое для нового органического мирового развития, стало бы потребностью, а не зависело от проявлений доброй воли и настроений той или иной страны, того или иного политика; что глобальные проблемы должны быть первыми в иерархии проблем, как на национальном, так и международном уровне. И так далее. Иначе говоря, необходима новая основа для сравнимых народами разных стран моральных и духовных ценностей, новая, глобальная этика, на базе которой формировались бы коллективные отношения между странами и индивидуальные отношения между людьми и организациями.
Абриз глобальной этики для повседневной практики организаторов детских и молодежных сообществ, можно представить совокупностью этик природы, развития, богатства, образов, солидарности и надконфиктности.
Этика природы должна формировать в людях стремление к гармонии с окружающей средой. Люди должны как можно быстрее научиться строить свою жизнь таким образом, чтобы сохранить для будущих поколений, как минимум, не худшие, чем ныне, природные условия, а по возможности улучшить их.
Этика развития, проистекающая из возрастающего разрыва между богатыми и бедными странами и людьми, должна способствовать сокращению этого разрыва до оправданных пределов за счет осознания того непреложного факта, что рано или поздно растущее социальное напряжение между людьми внутри отдельных, в том числе богатых, стран, а также между богатыми и бедными странами приведет к социальным революциям, вооруженным конфликтам и войнам.
Этика богатства как противопоставление финансовым спекуляциям, в результате которых за счет разорения сотен тысяч фирм, целых стран и регионов, должна сделать недопустимым и невозможным паразитический образ жизни.
Этика образов, выделяемая из-за ставшей чрезмерной власти СМИ, должна поставить преграды на пути пропаганды жестокости и насилия, порнографии и низкопробной культуры.
Этика солидарности, продиктованная тем фактом, что размерность проблем, перед которыми оказалось человечество, требует кооперации усилий всех стран и миллиардов людей, должна содействовать тому, чтобы воспитать в людях терпимость, заменить формировавшуюся тысячелетиями культуру войны культурой мира.
Этика надконфликтности, сегодня все, кто принимает политические и социально-управленческие решения, должны иметь хотя бы минимум знаний по конфликтологии. Знать, в частности, что конфликт - не патология общественной жизни, а способ существования социума. Что мечтать о бесконфликтном развитии - вредная утопия. Что конфликт имеет и созидательное начало. Что дело, в конце концов, не столько в конфликте, сколько в культуре, цивилизованности его разрешения и т.п. Можно говорить о понижении или повышении уровня конфликтности, а сам по себе конфликт выступает и средством, и стратегией развития общества, группы, личности. Кроме того, и объективно мир становится все более конфликтным. Надо учиться жить в условиях повышенной и растущей конфликтности государств, народов, наций, социальных групп, организаций и индивидов. Если не говорить о политике, то способ разрешения этой проблемы тут может быть только один - образование, т.е. обучение и воспитание. Люди должны знать, что такое конфликт и как его преодолевать, а также иметь для этого необходимые качества ума, мышления, характера: умеренность, сдержанность, осторожность, терпимость и т.д.
Образные характеристики глобальной этики, наиболее ярко проявляются в феномене лидерства. Лидерство - это способность и «искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», -говорил Дуайт Эйзенхауэр, имея ввиду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. Эту мысль подчеркивал и предприниматель Росс Перо. Он считал, что «людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой». Характеристика «глобального этического» лидерства, трансформирующего как социальный конструктор, социальный потенциал общества, социальные ресурсы социума, сложная задача из-за динамичной природы феномена лидерства. Так как именно в нем находят предметный отклик глобальные процессы, происходящие в мире и культуре. Тем не менее, современный лидер, созидающий успешную общественную организацию отличается рядом морально-поведенческих качеств.
Чувством перспективы - у лидеров очень развито это чувство, или, иначе говоря, видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как - хотя бы в принципе -достичь цели.
Страстностью - одержимостью своей целью, эмоциональной вовлечённостью, эмпатией. Лидеры убеждены в правильности собственных действий и способны заражать этой убеждённостью и одержимостью не только своих сотрудников, но и потребителей и инвесторов. Нередко лидеры ощущают себя миссионерами.
Убедительностью - умение добиться своего, воздействовать на людей и, руководя ими, находить единственно верное соотношение между приказами и убеждением. Лидерство настолько же зависит от способности мотивировать сотрудников, как и от умения приказывать.
Настойчивостью - никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки. Многие известные лидеры претерпели разного рода трудности на том или ином этапе своей карьеры, но успех в конце концов им принесла именно способность снова вставать на ноги после поражений.
Терпением - умением ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги. Эта способность особенно важна при построении нового плана действий или управлении быстроразвивающейся организацией.
Современная практика формирует лидеров детских и молодежных организаций, которые стремятся отвечать «заказу» государства и влиять на общие социальные процессы, а не только на вненормативную активность и интересы молодых людей и сверстников, быть лояльными к политике властных структур, отвечать актуальными проектами на обозначенные государством приоритеты. Лидер общественной организации, в таком случае приобретает форму управленца, социального менеджера. Поэтому важно понимать разницу между лидерством и управлением, администрированием. В целом управление - это руководство в пределах заданной сферы ответственности и в рамках установленных процедур, а не создание нового. Лидеры же, напротив, сами формируют контекст и задачи, создают нечто новое.
Некоторые эксперты отмечают, что главные требования, которые предъявляют к управленцу и лидеру, отчасти противоречат друг другу. В своей классической статье «Менеджеры и лидеры: чем они различаются?», напечатанной в Harvard Business Review в 1977 г., профессор Гарвардского университета Абрахам Залезник указывал, что у бизнес-лидеров больше общего с художниками, учёными и представителями других творческих профессий, чем с менеджерами. Различия между менеджерами и лидерами, писал он, находятся на уровне их подсознательных концептуальных представлений о хаосе и порядке. Менеджеры предпочитают порядок, стремятся к стабильности и контролю, предпочитают быстрее решить проблему, часто не до конца усвоив преподносимый ею урок. Лидеры, напротив, готовы терпеть хаос и отсутствие упорядоченности и могут оттягивать решение того или иного вопроса до тех пор, пока как следует не разберутся в нём. Цели управленцев обусловлены скорее необходимостью, чем их желаниями; они отлично умеют сглаживать конфликты между сотрудниками и даже целыми подразделениями - для них важно, чтобы обе стороны остались довольны и организация продолжала успешно выполнять свои повседневные функции. У лидеров же активное, очень личное отношение к целям. Они работают на долгосрочную перспективу, своей личной энергией вдохновляя подчинённых и стимулируя творческое начало в работе. Их отношения с окружающими - часто бывают очень эмоциональными, а их рабочая среда - хаотичной. Для эффективной жизнедеятельности и тем более для
успеха организации необходимы и менеджеры (управленцы), и лидеры.
Современным организациям всё больше и больше требуются гибкость и способность к инновациям, поэтому они должны поощрять и воспитывать лидеров. Только организации, которые одновременно развивают и лидерские, и управленческие качества, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Это, в свою очередь, требует нового, менее формального и иерархического подхода к организационной структуре. Проблема развития лидерства в организации не сводится к развитию отдельных избранных личностей. Выдающиеся лидеры, способные вести за собой всю организацию, появляются редко, и опыт многих организаций показывает, что, в конце концов, успех определяется широтой и глубиной распространения лидерских качеств в организации и её лидерским потенциалом в целом.
Лидерские качества могут проявляться на любом уровне организации. Успех организации зависит от лидерского потенциала в самом широком смысле. Ведь сформировать собственную точку зрения, предложить улучшение, вовлечь в работу других и добиться реализации намеченного могут и должны все индивиды, участвующие в совместной деятельности.
Динамика изменения современной практики в глобальном контексте показывает, что способность к лидерству не является только врожденным качеством человека, а благоприобретается в сети решаемых личностью социальных задач, в партнерской социальной сети отношений и контактов. Иногда проблема развития лидерских качеств кажется надуманной. По общему мнению, лидерство - это дар, дающийся человеку от природы, и либо он есть, либо его нет и никогда не будет. Однако можно привести по крайней мере три возражения. Во-первых, наиболее заметные общественные организации XX века, оставившие яркий след в молодежном и детском движении (комсомол, пионерия, скауты, «Новая цивилизация» коммунарство) десятилетиями успешно развивали и воспитывали лидеров, успешно себя реализующих сегодня и в иных видах социальной, политической и экономической деятельности. Во-вторых, никто не рождается лидером. Бывают люди с такими задатками, но, чтобы превратиться в настоящих лидеров, им необходимо развивать свой потенциал, и тут не обойтись без спе-
циальных знаний и навыков. И, в-третьих: если ознакомиться с биографией успешных российских лидеров, то станет ясно, что многие из них прошли определённую школу лидерства на комсомольской или партийной работе, то есть, приобретая опыт в решении не стандартных задач общественного и государственного строительства.
Признав саму возможность развития лидерства в организации, нужно понять, какие лидерские качества необходимо развивать, как перестроить систему развития личности в организации, организационную культуру объединения в целом, чтобы вовремя выявлять будущих лидеров, воспитывать их, продвигать и удерживать на оптимальный период в организации. Комсомол, пионерия, скауты, как примеры успешных организаций, оставили ценный опыт, не только в проявлении биографий своих руководителей, но и в умении развивать людей на всех уровнях организации и превращать их в лидеров.
Конечно, на разных ступенях социальной карьеры от людей требуются разные лидерские качества. На нижних - лидерство подразумевает умение и желание взять на себя ответственность, отношение к порученной работе как к своему собственному делу, готовность выйти за рамки задания. По мере продвижения «вверх» требования меняются: с повышением уровня ответственности все более важной чертой становится умение развивать необходимые качества в окружающих людях. На верхних ступенях карьерной лестницы решающими качествами становятся видение будущего организации и умение вести за собой других.
В последние годы опыт развития общественного движения показывает, что в ближайшем будущем одной из ключевых задач станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации, например, дети не только как потребители творческого предложения организации, но и для существования самой организации, её будущие лидеры, способные взять ответственность за будущее общественного формирования, чего, к сожалению, не оказалось в нужное время ни у комсомола, ни у пионерии. Уже сейчас существует необходимость в привлечении специалистов в общественное движение (пример Ассоциации исследователей детского движения очень показателен), чтобы они не только принесли с собой недостающие знания и навыки, но и внесли свой вклад в создание соответствующей корпоратив-
ной культуры, перестройку работы организации и развитие лидерства.
Вместе с тем, планируя мероприятия по развитию широкого лидерского потенциала, нельзя не учитывать некоторые особенности современного (российского) общественного движения детей и подростков. Анализируя взаимосвязь стиля лидерства и коммуникативного стиля, взаимосвязь мотивационно-ценностных особенностей личности и стилей лидерства в общественных объединениях, можно говорить о следующей специфике, описывающей «портрет» лидера детского объединения:
1. Примерно у половины организаторов детских и молодежных сообществ лидерский потенциал находится на высоком уровне. Уровень лидерского потенциала у женщин выше, чем у мужчин.
2. У организаторов сообществ наиболее выражены такие потребности социально-профессиональной деятельности, как развитие личности, завоевание признания, ощущение востребованности своей работы и потребность ставить перед собой цели и достигать их. Наиболее выражены такие карьерные ориентации как стабильность места работы и управляемая ситуация. При оценке ценностных ориентаций организаторов сообществ наибольшие значения были получены по таким ценностным ориентациям как безопасность, самостоятельность, традиции, конформность и возможность проявить властные возможности. У женщин и у мужчин, примерно одинаково выражена ценностная ориентация получения удовольствия от совершаемой деятельности (гедонизм).
3. Большинство организаторов сообществ, имеющих достаточный возрастной отрыв от своих воспитанников, используют руководящий стиль общения, с элементами демократического стиля в непосредственном общении.
4. Лидерский потенциал организаторов тем выше, чем чаще они используют доминирующий стиль общения.
5. Лидерский потенциал на высоком уровне у тех организаторов, у которых наиболее выражены карьерные ориентации или ожидания быстрых изменений в профессиональном статусе.
Если представить общественное объединение детей и молодежи организацией, которой необходимо управлять, то, проведя сравнительный анализ со многими организациями, можно выделить, ряд межкультурных особенностей, накла-
дывающих свою специфику на развитие лидерских качеств у широкого круга организаторов сообществ. Среди ключевых особенностей можно выделить следующие.
Доминирование личных отношений над профессиональными. Личные отношения в отечественной практике играет гораздо более важную роль, чем в типичной западной организации. Такое положение можно было считать вполне нормальным на этапе, когда организации только формировались и преданность была важнее профессионализма, но характер личных отношений с принимающими решения людьми, а не профессионализм или наличие лидерских качеств и по сей день остаётся во многих организациях важнейшим фактором продвижения по карьерной лестнице. Во многих организациях фактически сложилась альтернативная иерархия, построенная на личных связях и зачастую противоречащая профессиональным требованиям организации.
Неумение работать в команде. Десятилетиями советская система управления держалась на строгой иерархичности, и поэтому многие лидеры, несмотря на свои индивидуальные достоинства, не умеют работать в команде и налаживать командный подход в организации в целом. Командная работа и горизонтальное взаимодействие особенно важны в разновозрастных организациях.
Чрезмерный контроль и нечёткое распределение обязанностей. Отсутствие опыта и культуры развития команды организации. Организаторы сообществ не обладают современными знаниями и навыками в этой области.
В книге «Воля к лидерству» Марвин Бауэр, один из основателей компании МсЮшеу и её директор в 1950-1967 гг., убеждает руководителей отказаться от иерархических структур и развивать лидерство, прежде всего в себе. Эта проблема и сама постановка вопроса сопоставима с тем, с чем сталкиваются организаторы детских и молодежных сообществ. На смену абсолютной власти должно прийти лидерство, организацией должна управлять целая сеть лидеров, которые работают на всех уровнях организации. Самое расхожее определение понятия «лидер» звучит примерно так: это человек, который ставит цель и способен привлечь других к её достижению. Любой, кто хочет стать лидером, должен обладать определёнными качествами и чертами характера. Но если данные от природы особеннос-
ти характера изменить сложно, то качества имеют больше общего с навыками, и потому приобрести их легче. Обобщая социальные ситуации и современные «биографии» детских и молодежных объединений, можно выделить некоторые основные качества лидера.
Честность, как важнейшая добродетель организатора сообщества детей и молодежи. Правду стоит говорить хотя бы потому, что это проще. «Если вы всегда говорите правду, вам не нужно запоминать все свои слова» (Ричард Хекерт). Честность во всём - хороший способ завоевать доверие внутри организации и за её пределами.
Сдержанность и непринуждённость. Человек высокомерный, заносчивый и самовлюблённый не может быть лидером по определению. Но и застенчивым лидер быть не должен. Настоящие лидеры думают не о себе, а об организации и членах своего сообщества, ведут себя неформально и непринужденно и поэтому формируют вокруг себя неформальную среду.
Умение слушать. Оно может показаться не таким уж важным, но формирует доверие и желание совместно выполнять поставленные или возникающие задачи.
Восприимчивость. Всемогущий «лидер» сидит наверху и редко спускается вниз. С ним не спорят, ему не задают «лишних» вопросов и стараются не расстраивать плохими новостями. Так человек становится самоуверенным и самодостаточным, теряет восприимчивость. В результате страдает качество принятия решений. Восприимчивый лидер лучше информирован, у него более продуктивные отношения с окружением. Он никогда не говорит «нет» сразу, а оставляет себе время на размышление и, каким бы ни было его решение, не забывает сообщить о нем тем, кого оно касается.
Умение войти в положение другого. Чтобы убеждать других, нужно знать, что они думают. Конечно, люди не будут все время откровенничать с лидером, но он может развить в себе способность чувствовать, что происходит с ними. Нужно лишь проявлять тактичность, чуткость и быть осторожным в выражениях.
Инициативность. Это важнейшее качество любого лидера легко развить в себе. Просто не тяните время: подумайте, трезво оцените ситуацию и начинайте действовать. Известно, что
иерархические системы подавляют инициативу, особенно на ее нижних уровнях. Но если организацией управляют лидеры, они не упустят новые возможности и реализуют их.
Умение мотивировать. Сегодня мотивация слишком часто сводится к характерным для командно-административной системы денежным стимулам или обещаниям карьерного повышения. Но в организациях, основанных на лидерстве, люди гораздо больше мотивированы результатами своего труда, ощущением, что они вносят вклад в развитие организации, что их адекватно оценивают и уважают.
Библиографический список
1. АдаирД. Психология лидерства. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
2. Байхем У.С., Смит О.Б., ПизиМ.Дж. Воспитай своего лидера. - М., 2002.
3. Бояцис Р. Резонансное лидерство: Самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
5. Детское движение: Словарь справочник. -М., 2005.
6. Ильинский И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Высшее образование для XXI века: Материалы VI междунар. науч. конф. - М.: МГоУ 2003.
7. Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
8. Менегетти А. Психология лидера. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004.
9. НГ - Сценарии // Независимая газета. -1999. - №2.
10. Психология современного лидерства: Американские исследования. - М.: Когито-Центр, 2007.
11. Трейси Б., Шеелен Ф. Личность лидера. -Минск: Поппури, 2006.
12. Хэнна Д. Лидерство на все времена: Результаты сегодня - наследие на века. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.