Научная статья на тему 'Формирование потребности в общественном служении в процессе получения высшего образования'

Формирование потребности в общественном служении в процессе получения высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова М. Д.

Организация эффективного гражданского образования является одной из актуальных задач современного образования. Личностная потребность служения сообществу становится все более востребованной гражданским обществом. Лидерство как качество современной личности сопряжено с милосердием и добровольным служением сообществу. Объединение усилий академической и неакадемической сторон университетского образования может значительно поднять уровень подготовки специалиста с высшим образованием. С интересным опытом организации системы внеучебной работы, направленной на формирование у студентов потребности в общественном служении сообществу, автор статьи познакомилась в Северо-Каролинском государственном университете США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming a Need in Voluntary Community Service in University Education

Organization of effective civic education becomes one of topical aims of contemporary education. Personal wish to serve community becomes more and more necessary for civil society. The author of the article analyses a system of voluntary students’ activities in North Carolina State University. It is aimed at encouraging students to voluntary participation in community activities. Serving community is a part of personal leadership. Leadership is one of the main features of contemporary specialist. Academic and non-academic spheres of university education should join their efforts in leadership development.

Текст научной работы на тему «Формирование потребности в общественном служении в процессе получения высшего образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЛУЖЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ*

М.Д. Мартынова, доцент кафедры философии для гуманитарных факультетов МГУ им. Н.П. Огарева

Организация эффективного гражданского образования является одной из актуальных задач современного образования. Личностная потребность служения сообществу становится все более востребованной гражданским обществом. Лидерство как качество современной личности сопряжено с милосердием и добровольным служением сообществу. Объединение усилий академической и неакадемической сторон университетского образования может значительно поднять уровень подготовки специалиста с высшим образованием. С интересным опытом организации системы внеучебной работы, направленной на формирование у студентов потребности в общественном служении сообществу, автор статьи познакомилась в Северо-Каролинском государственном университете США.

Organization of effective civic education becomes one of topical aims of contemporary education. Personal wish to serve community becomes more and more necessary for civil society. The author of the article analyses a system of voluntary students ’ activities in North Carolina State University. It is aimed at encouraging students to voluntary participation in community activities. Serving community is a part of personal leadership. Leadership is one of the main features of contemporary specialist. Academic and non-academic spheres of university education should join their efforts in leadership development.

Важнейшим результатом перестройки стало провозглашение необходимости формирования гражданского общества, предполагающего признание человека, его прав и свобод главной ценностью. Высшему образованию как гаранту национальной безопасности России отводится одно из ведущих мест в построении гражданского общества. В свою очередь, одной из основных задач образования является формирование у детей и молодежи гражданского самосознания, уважения прав и свобод человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Среди приоритетных направлений модернизации российского образования — организация эффективного гражданского образования и воспитания. Целью первого является формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным, а второго — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности деятельности на благо общества1. Основоположник гражданского воспитания

Г. Кершенштейнер в начале XX в. назвал его главной задачей приучение молодежи служить общине. В то же время русский педагог и психолог В.В. Зеньков-ский отмечал, что демократизация жизни требует не только расширения образования, которое «должно также подготавливать к гражданской самодеятель-ности»2. По его мнению, при демократическом строе прогресс государственной жизни может покоиться только на развитии внутреннего единства, росте внутренней солидарности в народе.

Как пишет В.В. Зеньковский, основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами. Социальное воспитание нельзя смешивать с национальным. История знает немало эпох, когда это происходило и приносило значительные бедствия для народов. «Любовь к своей стране, знание ее современного состояния и истории должно соединяться с воспитанием духа солидарности, с пониманием ценности человеческого общения. Воспитание должно быть

* Материал подготовлен при финансовой поддержке ЖЕХ (Международного совета по исследованиям и обмену) и Карнеги корпорейшен, которые не несут ответственности за его содержание.

© М.Д. Мартынова, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

национальным, оно должно приобщать человека к исторической работе его страны, должно связывать его с родной страной и развивать сознание его долга перед своей родиной, но именно потому, что национальное сознание необходимо, еще более необходимо социальное воспитание, которое развивает более высокие силы человеческой души — дух братства и взаимопомощи»3.

Социальное воспитание должно развивать социальные силы ребенка, подготавливать его к социальной жизни с точки зрения социального идеала. Вне этого идеала, вне духа солидарности и братства социальное воспитание может быть опасным. Общество нуждается не в заострении классовой борьбы, но в поднятии духа солидарности, в развитии социальной взаимопомощи. Социальное воспитание должно быть согрето социальным идеалом, в котором таится творческая, преображающая сила и в котором проявляется та цель, к которой стремится человечество4.

Гражданское образование предполагает активную роль каждого субъекта (личности, группы, государства, общества) в формировании, реализации и оценивании проявленной инициативы в сотрудничестве с другими, связь реальной жизни с открытой и гибкой системой гражданского образования, изменение позиции педагога и преподавателя с руководителя на наставника, создание образовательной среды, обеспечивающей доступ к информационным технологиям. Оно направлено на формирование гражданской компетентности личности — способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав гражданской компетентности входят умение ориентироваться в социальных ситуациях, ценностях российской и мировой культуры, формирующих гражданское самосознание; умение правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей; умение выбирать и активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанно-стей5.

Термин «общественное служение» является достаточно устоявшимся в практике гражданского образования всего мира. Общественное служение состоит из взаимопомощи, поддержки менее благополучных слоев населения, ухода и заботы, участия в деятельности общественных организаций и по своей сути является выражением стремления и возможностей человека добровольно взять на себя обязанность оказывать помощь другим и трудиться на благо общества в духе взаимности. По мнению специалистов, оно благотворно воздействует на отдельных лиц и коллективные сообщества и помогает создавать и сохранять более многогранную социальную архитектуру, укреплять чувство взаимного доверия и сплоченности6. Общественное служение предполагает в первую очередь проявление добровольной инициативы в оказании помощи и осуществлении общественно полезной деятельности. Социальная инициатива выступает одним из механизмов прогрессивного развития гражданского общества.

Формирование гражданского общества требует, чтобы система образования готовила сознательного гражданина, со школьной скамьи эффективно участвующего в общественном процессе. Активная жизненная позиция молодого человека складывается через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он самостоятельно участвует в их моделировании, проявляет инициативы, связанные с изменением себя и общества, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.

В современном мире гражданское образование — это единый комплекс, стержень которого составляют общественное служение, политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, создание демократичного уклада образовательного учреждения, формирование социальной и коммуникативной компетентности обучающихся средствами учебных дисциплин.

ffiiliiiiiiiie № 2,

В качестве примера можно привести систему служения обществу, существующую в Северо-Каролинском государственном университете США. Особой чертой этой системы является ее связь с лидерскими программами, реализуемыми в университете. Считается, что лидерство непосредственным образом связано со служением обществу. Настоящим лидером считается тот человек, который умеет заботиться об окружающих и ставит заботу о них одним из своих жизненных приоритетов.

Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются в числе основных задач высшей школы США. С 80-х гг. XX столетия лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин. Исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Возникает целая «философия» лидерства. И обнаруживается, что внеучеб-ная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае лидерство означает социальную активность, или «активную жизненную позицию». Как оказалось, «активная жизненная позиция» необычайно полезна для молодого американца. В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что всегда обеспечивало развитие экономики. Поэтому во всех университетах и колледжах США есть специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.

В Северо-Каролинском университете существует Центр развития лидерства, этики и служения обществу (Center of Leadership Development, Ethics and Public Service). Считается, что личность должна обладать этими тремя качествами — активной жизненной позицией, нравственностью и желанием служить обществу. (В данном случае американский прагматизм непосредственно укладывается в рамки лучших протестантских традиций.) Центр предлагает самые разнообразные программы для развития

лидерских качеств, начиная от формирования университетской команды для участия в соревнованиях по этическим дебатам и заканчивая специальными курсами. Их слушатели учатся волонтерской деятельности, получают знания о том, как экспериментировать, не бояться рисковать, планировать будущее, получать помощь от других людей, оказывать помощь другим людям, осуществлять сотрудничество и т.д.

Служение обществу выражается в первую очередь в готовности к волонтерской работе, которая необычайно популярна среди американских студентов. Студент может заниматься в той сфере, к которой имеет большую склонность. Это такие сферы, как окружающая среда (животные, организация отдыха, помощь при катастрофах, уборка территории), здоровье (донорство, престарелые люди, инвалиды, помощь при госпиталях), воспитание / образование (общественная школа, внешкольная программа, колледж, образование взрослых), защита (регистрация избирателей, помощь при выборах, деятельность, связанная с судебной, криминальной системой, гласность), бездомные и голодающие (обеспечение и организация питания, сбор продовольствия, работа в приютах), семьи и дети (критические ситуации), Кампус (украшение, гласность), помощь персоналу, фандрайзинг, обучение компьютерным технологиям и т.д.

В рамках Центра организован Волонтерский отдел, который осуществляет связь между социальными службами штата и студентами. Отдел располагает банком данных более чем ста волонтерских возможностей. Они включают в себя как деятельность на территории Кампуса, так и в городе Роли, где расположен университет, и в штате. В рамках Кампуса осуществляются программы, помогающие иностранным студентам безболезненно влиться в студенческую жизнь, способствующие пропаганде здорового образа жизни, мира на земле, проекты, поддерживающие женщин, и т.п. Кроме того, волонтеры вовлекаются в общественную деятельность на территории общежития. Такая работа проводит-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ся с целью помочь студентам понять важность служения обществу, развить у них чувство гражданской ответственности, воспитать потребность помогать другим, распространять среди студенчества интерес к волонтерству, создавать условия для рефлексии и анализа индивидуальной идентичности, ценностных ориентаций и этики.

Волонтерские проекты разнообразны. Это марши и митинги против сексуального насилия, занятия с детьми в школах, сбор консервированных продуктов для голодающих, изготовление игрушек и поделок для детского госпиталя, посадка деревьев и цветов на территории города, уход за животными, работа в приютах для бездомных, в домах для престарелых, помощь различным медицинским общественным организациям. Это также поездки в отсталые государства для оказания разнообразной помощи. Такие поездки дают студентам возможность не только реально помочь бедным людям, например принять участие в строительстве домов для них, но и познакомиться с культурой другой страны.

Вовлечению студентов в волонтерскую деятельность способствует и определенная образовательная методика «обучения служению» (service-learning), которая используется преподавателями самых различных дисциплин. Надо отметить, что эта методика становится все более и более популярной. Ее суть состоит в том, что образовательный процесс сочетается с практикой в течение всего периода изучения предмета. Студенты с самого начала семестра отправляются на предприятие или в организацию вместе с преподавателем для того, чтобы выяснить, какие знания для успешной деятельности в той или иной сфере им необходимы. Выполнив определенную работу на предприятии, они возвращаются в аудиторию и изучают предмет. Считается, что студенты таким образом становятся более мотивированными в получении знаний.

Познавательное и нравственное развитие, формирование лидерских способностей являются общей целью университета и осуществляются как в акаде-

мическом процессе, так и во внеучебной деятельности. Связь между двумя частями образовательного процесса представляет одну из горячо обсуждаемых проблем академической дискуссии. «Дихотомия учебной и внеучебной деятельности имеет мало отношения к послеуни-верситетской жизни, где качество профессиональной деятельности, семейная жизнь и общественная деятельность зависят от личностных способностей че-ловека»7. В академической деятельности преподаватели знакомят студентов с альтернативными точками зрения, с перспективами культурного разнообразия, учат ответственности за разрешение проблем и конфликтов, показывают связь между учебной и внеучебной сторонами университетской жизни. Преподаватели выступают кураторами общественной студенческой деятельности. В общем и целом, как считают специалисты американского высшего образования по работе со студентами, можно добиться хороших результатов в их развитии, если академическая и внеучебная деятельность будут одинаково ответственны за обучение. Внеучебная деятельность должна прививать студентам понимание ценности получения знаний и их применения.

Возникают новые практико-ориенти-рованные образовательные программы, стимулирующие развитие социальной инициативы у молодежи, отрабатываются подходы к содержанию и технологии гражданского образования. Вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей, на познавательное и эмоциональное развитие личности студента. В соответствии с исследованием Р. Гарольда по крайней мере дюжина специфических умений может быть развита через участие в студенческих организациях и общественной деятельности. В числе прочих Гарольд выделяет следующие способности: лидерские, межпер-сонального взаимодействия, планирования программ, принятия решений, разрешения проблем, разрешения конфликтов, к критическому мышлению, постановки целей, делегирования полномочий, управления финансами, привлечения к сотруд-

111!111Й1И1!Ш № 2,

ничеству, к общественной деятельности8. Все эти способности важны для успешной карьеры личности.

В России разнопрофильные молодежные общественные организации стали появляться во второй половине 90-х гг. XX столетия. «Период молчания» молодежной общественной деятельности после распада комсомола красноречиво показал необходимость и ценность занятости юношества и молодежи в деятельности общественных объединений, где происходит целый комплекс процессов, связанных с успешной социальной адаптацией и самореализацией молодого человека. В Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева действуют такие общественные организации, как «Союз студентов Мордовского государственного университета», «Содружество педагогических отрядов МГУ им. Н.П.Огарева», «Служба студенческой безопасности», «Студенческий отряд спасателей», «Молодежное отделение Красного Креста», республиканское отделение «Молодежного экологического форума», «Отряд Поиск», «Клуб Элис», Агентство волонтерской службы «Пиэтас», «Клуб интеллектуального творчества», «Клуб веселых и находчивых», Ассоциация «Милосердие». Каждая из организаций осуществляет свою деятельность по определенному направлению. В совокупности они отвечают наиболее распространенным общественным интересам молодых людей, получа-

ющих высшее образование. Программы и проекты этих организаций обширны и позволяют реализовать интересы достаточно большого количества студентов.

Вовлечение во внеучебную деятельность влияет на внутренний мир человека, дает понимание важности служения обществу, гражданской ответственности и этики, позволяет формировать личностную гражданскую ответственность студента через сотрудничество с другими и развивать такие ценности, как честность, гражданское самосознание, сострадание, признание культурного разнообразия, устойчивости окружающей среды. Все эти способности и ценности, развивающиеся высшим образованием, помогают личности быть готовой встретить лицом к лицу трудности нового постиндустриального века.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002. С. 73.

2 Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1995. С. 295.

3 Там же. С. 299.

4 Там же. С. 301.

5 См.: Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства. М., 2003. С. 237.

6 Там же.

7 Blimling G.S. Accountability for Student Affairs: Trends for the 21st Century // Higher Education Trends for the Next Century: a Research Agenda for Student Success. ACPA, 1999. Р. 55.

8 Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin. 2002. March. P. 2.

Поступила 21.04.04.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

С.В. Ключников, докторант кафедры педагогики Новгородского государственного университета

В статье раскрываются концептуальные положения взаимодействия педагога с социально незащищенными детьми, основанные на идеях педагогической поддержки, теориях межличностного взаимодействия, социализации, социальной адаптации, личностно ориентированного воспитания. Статья адресована научным и практическим работникам, занимающимся проблемами социально направленного образовательного процесса адаптации социально незащищенных детей.

The article covers conceptual theses of interaction of a teacher with socially deprived children baseing on the ideas of pedagogical support, theories of interpersonal relations, social adaptation, personally-oriented upbringing. The article is addressed to scholars and practical employees dealing with problems of socially-oriented teaching process of adaptation of socially deprived children.

© С.В. Ключников, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.