TARASOVA S, GALEEV E. COMPLEX EVALUATION OF THE UNIVERSITY PERSONNEL
The analysis of the existing evaluation systems ofpersonnel in Russian universities shows that the emphasis has been made on the rating evaluation of the professor-teaching staff. On one hand, it unreasonably narrows the area of the control of the overall University work, on the other hand, only past results are taken into consideration. In these conditions the use of the complex system of the personnel evaluation at the University, which takes into consideration every employee's result of work and the level ofhis competency will allow to approach a new level of the personnel evaluation.
Keywords: personnel evaluation, professor-teaching staff, rating evaluation, competencies' evaluation.
B.И. ТРУХАЧЕВ, профессор, ректор
C.И. ТАРАСОВА, проректор по учебной работе, профессор Е.В. ХОХЛОВА, доцент
О.Н. ФЕДИСКО, канд. пед. наук
Система воспитательной работы в вузе: традиции качества
Внеучебная воспитательная работа со студентами в высшей школе является важнейшей составляющей качества подготовки специалистов и проводится с целью формирования у каждого студента сознательной гражданской позиции, стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях. В статье рассмотрен опыт Ставропольского государственного аграрного университета по организации внеучебной воспитательной работы со студентами. В основу этой системы легли ответственность администрации вуза, традиции и опыт работы органов студенческого самоуправления, а также постоянный поиск новых эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: качество подготовки специалиста, внеучебная воспитательная работа, социально-культурная среда, формирование лидерских качеств, традиции культурного разнообразия, студенческое самоуправление, здоровый образ жизни, студенческая активность.
Современное состояние нашего общества, процессы, происходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в высших учебных заведениях. Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организатора, личностные качества, необходимые ученому, руководителю, общественно-
му деятелю. Отсюда следует, что, наряду с решением задач учебного процесса, вуз обязан создавать условия для личностного саморазвития и самоутверждения студента.
Воспитательная работа в Ставропольском государственном аграрном университете является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов, она призвана обеспечить выполнение миссии университета посредством организации таких программ и служб, которые способствуют повышению качества жизни студентов, стимулируют их интеллектуальное
и нравственное развитие, формируют атмосферу уважения и культурного разнообразия.
Внеучебная деятельность в условиях нашего университета традиционно направлена на:
■ воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, утверждение в студенческой среде общечеловеческих ценностей и патриотизма;
■ выявление талантливой молодежи и создание условий для реализации её творческого и спортивного потенциала;
■ развитие студенческого самоуправления;
■ сохранение и приумножение традиций проведения студенческих фестивалей, олимпиад, конкурсов, научных молодежных школ и конференций как основы развития и укрепления профессиональных и культурных связей между творческими студенческими коллективами, молодежными организациями и учебными заведениями регионов России.
Воспитательная деятельность в Ставропольском государственном аграрном университете осуществляется на основе Комплексной целевой программы воспитания, комплексных планов воспитательной работы в соответствии с федеральными, краевыми законами, нормативными документами Министерства образования и науки РФ, документами распоряди-
тельного характера университета, методическими рекомендациями и другими локальными актами.
Компонентами системы воспитательной деятельности в вузе являются ректорат, деканаты, учебно-воспитательные комиссии факультетов, совет кураторов, кафедры, преподаватели, Центр эстетического воспитания, первичная профсоюзная организация студентов, органы студенческого самоуправления. Проблемы воспитательной работы рассматриваются на заседаниях Ученого совета и ректоратах. В систему управления внеучебной воспитательной деятельностью также входят деканы, их заместители по воспитательной работе со студентами, кураторы академических групп.
Составной частью воспитательного процесса является институт кураторства. Работа кураторов направлена на формирование студенческих коллективов, обеспечение эффективной адаптации первокурсников, создание условий для максимального раскрытия потенциальных способностей обучающихся. Куратор закреплен за каждой академической группой, он строит воспитательную деятельность на основе
плана воспитательной работы. Кроме того, куратор призван помочь студенту выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Она включает в себя изучение интересов каждого студента, заполнение обширной информационной карты, где отражены его представления о будущей профессии, о том, какие качества он хотел бы у себя развить в процессе учебы, чем он хотел бы заниматься в свободное время.
В составе Совета кураторов действуют на постоянной основе ряд комиссий (по оказанию помощи в научной детельности студентов, по организации и проведению УВК на факультетах, по правонарушениям, по воспитательной работе в общежитиях и т.д.).
Идеологическим ядром воспитательной деятельности в нашем университете является признание лидерства как ценности, прививаемой высшим образованием. Развитие лидерских качеств рассматривается как один из главных факторов качественной профессиональной подготовки выпускника вуза. В этом смысле лидерство означает социальную активность, или «активную жизненную позицию». Именно внеучебная деятельность создает оптимальные условия для проявления лидерских качеств молодого человека. Традиционными являются разработка и осуществление лидерских студенческих программ.
Для развития лидерских качеств учащихся у нас функционирует школа лидеров - «Молодежный лидер СтГАУ», которая предлагает самые разнообразные, в том числе обучающие, программы для развития лидерских качеств, начиная от формирования университетской команды для участия в межуниверситетских соревнованиях по этическим дебатам и заканчивая специальными курсами. Слушатели учатся здесь волонтёрской деятельности, получают знания о том, как
экспериментировать, не бояться рисковать, планировать будущее, получать помощь от других людей, развивать сотрудничество, оказывать помощь другим людям и т.д.
Кроме того, университет активно поддерживает студенческие общественные организации, в деятельности которых проявляется студенческое самоуправление. Главной целью и задачей студенческого самоуправления является развитие и углубление демократических традиций академической жизни, воспитание у студентов гражданской ответственности и активного творческого отношения к общественно полезному труду.
Действующей формой студенческого самоуправления в вузе является профсоюзная организация студентов. Текущее руководство студенческой профсоюзной организацией осуществляет выборный профсоюзный комитет в составе 11 комиссий (социально-правовой поддержки, жилищно-бытовая, спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, Бюро по трудоустройству и др.). Непосредственное взаимодействие с каждым членом профсоюзной организации осуществляют выборные профсоюзные бюро на факультетах. В профбюро обучающиеся работают на добровольных началах. При этом профбюро выделяет из массы студентов лидеров - активных, инициативных молодых людей, на которых и опирается в первую очередь. Таким образом, максимальное число студентов оказывается включенным в систему студенческого самоуправления и имеет доступ к услугам, предоставляемым профсоюзной студенческой организацией. В составе профсоюзной организации студентов СтГАУ состоит около 6000 студентов, что составляет 86% от общего числа студентов очной формы обучения.
Студенческие деканатыI как один из элементов студенческого самоуправ-
ления также играют весьма важную роль в организации университетской жизни. Это административный выборный орган, представляющий интересы студентов перед администрацией вуза и любыми другими организациями. Нередко администрация вуза принимает решения по управлению жизнью университета, исходя из рекомендаций студенческих деканов факультетов.
Модель студенческого самоуправления Ставропольского государственного аграрного университета на протяжении многих лет занимает 1-е место в Ставропольском крае и 2-е место во Всероссийском конкурсе Министерства образования и науки России.
В целях координации деятельности администрации университета и факультетов, профсоюзного комитета студентов, студенческих органов самоуправления в общежитиях создан и действует совет студенческих общежитий. Совет курирует вопросы рационального использования жилого фонда и развития материальной базы студенческих общежитий, улучшения са-нитарно-технического и противопожарного состояния, профилактики правонарушений, организации воспитательной и досуговой работы в общежитиях.
В университете создаются условия для развития талантов студентов и повышения их культурного уровня. Участие в университетских музыкальных ансамблях, хорах, занятия музыкой, работа в кружках обеспечиваются Центром эстетического воспитания студентов, на базе которого работают 15 отделений. В настоящее время в вузе действует 20 творческих общевузовских коллективов. В Центре эстетического воспитания студентов заняты более 2500 студентов, т.е. каждый третий студент вуза. Ежегодно проводится более 150 мероприятий краевого и городского уровней, в которых
организаторами и участниками являются руководители Центра и студенты университета.
Команде КВН вуза «45-я параллель» в этом году исполняется 28 лет. Она одна из старейших в крае. Команда является неоднократным победителем в играх различного уровня. В настоящее время она является обладателем кубка мэра г. Ставрополя, вице-чемпионом игр на кубок Губернатора Ставропольского и Губернатора Краснодарского края среди команд КВН Южного федерального округа.
Неоднократно подтвержден на конкурсах различного уровня профессионализм коллектива шоу-балета «Стильные штучки». Его участники - лауреаты и дипломанты конкурсов «Студенческая весна - 2004-2010 гг.». Коллектив завоевал гран-при в номинации «Эстрадные танцы» на VII Международном фестивале творческих коллективов «Приятели на България» (г. Ал-бена, Болгария).
За период с 2005 по 2009 гг. воспитанники отделения эстрадного вокала успешно выступили в восьми конкурсах и завоевали призовые места в жанре эстрадного пения на телевизионном конкурсе «Звезды Кавказа», региональном конкурсе «Солдатский конверт», межрегиональном конкурсе «Музыкальный Олимп», международных конкурсах «Хрустальная магнолия» и «Союз талантов России».
Ежегодно в университете проводятся следующие мероприятия: «Посвящение в студенты», «Праздник Урожая», Школа профсоюзного студенческого актива «Молодежный лидер СтГАУ» (два раза в год), смотр-конкурс художественной самодеятельности среди студентов первого курса «Молодые таланты», фестиваль факультетских команд КВН, «Слет отличников СтГАУ», спартакиада первокурсников, спартакиада преподавателей и сотрудников СтГАУ,
конкурс на звание «Лучшее студенческое общежитие», торжественное вручение профсоюзных билетов первокурсникам, Новогодний карнавал студенческого актива СтГАУ, конкурс «Мисс Татьяна», студенческие арт-площадки, посвященные Дню российского студенчества, арт-площадки, посвященные Дню влюбленных, «Солдатский конверт» - конкурс патриотической песни, посвященный Дню защитника Отечества, «Мистер Университет», «Богатырь-шоу», «А ну-ка, парни!», «Спортивный Олимп», «Мисс Университет», «Масленица», фестиваль-конкурс «Студенческая весна», «Первоапрельская юморина», Весенняя школа профсоюзного студенческого актива «Молодежный лидер СтГАУ» (для студентов старших курсов).
Университет располагает хорошей материально-технической базой для внеучебной работы со студентами. Имеется актовый зал, репетиционные помещения, балетные классы, помещения для работы секций, кружков, клубов. Для проведения культурно-массовых мероприятий используются спортивно-оздоровительный комплекс, актовый зал, выставочные залы, внутренний двор. В течение учебного года на факультетах проводятся собственные мероприятия: концерты факультетских творческих коллективов, конкурсы стенгазет, внутрифакуль-тетские фотовыставки и выставки студенческих работ.
Вуз обеспечен современным световым и звуковым оборудованием, что позволяет проводить студенческие мероприятия на высоком художественном уровне. Информация о проведенных мероприятиях размещается на плазменных панелях, расположенных во всех учебных корпусах и на сайте (www.stgau.ru) в разделе «Новости».
Финансовое обеспечение внеучеб-ной воспитательной деятельности осу-
ществляется из средств федерального бюджета, выделенных на организацию культурно-массовой и оздоровительной работы со студентами (на основании утвержденной ректором сметы), а также из внебюджетных средств университета (на основании решения Ученого совета и утвержденной ректором сметы).
Важной задачей воспитательной деятельности университета является физическое воспитание, совершенствование здоровьеформирующей деятельности, формирование среди студентов и сотрудников ценностей здорового образа жизни. В 2010 г. университет завоевал победу во Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования среди вузов Министерства сельского хозяйства РФ на звание «Вуз здорового образа жизни».
В СтГАУ действует спортивно-оздоровительный комплекс площадью более 3000 кв. м, где расположены 8 специализированных залов; здесь проводятся секционные занятия по 18 видам спорта (фитнес, настольный теннис, тяжелая атлетика и пауэрлифтинг, дзюдо и лечебная физическая культура, борьба, бокс, легкая атлетика, игровые виды спорта).
В настоявшее время 2876 студентов университета имеют массовые разряды, в спортивных секциях вуза занимаются 785 студентов. 165 спортсменов являются членами сборных команд нашего университета, 47 человек имеют звание кандидата в мастера спорта, 21 человек - мастера спорта России. Гордостью вуза являются заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса, призеры и победители европейских и мировых первенств. Сборные университета ежегодно участвуют в более чем 40 спортивных мероприятиях городского, краевого и всероссийского уровня.
Часть этих мероприятий проводится на базе университета.
Руководство университета активно поддерживает различные формы студенческой самодеятельности, которая даёт студентам возможность получить опыт участия в гражданской жизни. Во всех подобных мероприятиях акцент делается на приобщение студентов к государственной символике и атрибутам.
Во внеучебной работе интенсивно развиваются волонтерские программы. Упомянем некоторые из них: помощь жертвам катастроф и террористических актов; проведение дней донора; сопровождение и опека ветеранов труда и Великой Отечественной войны (на дом доставляются продовольственные наборы, организуются поздравления, концерты; администрации факультетов оказывает ветеранам материальную поддержку, студенты посещают и оказывают помощь нуждающимся на дому); шефство над Ставропольским детским домом № 12 им. А. Зацепина (с 2004 г.) и Ставропольским «Домом ребенка» (с 2008 г.). В течение учебного года в детских домах силами студентов организуются концерты, спартакиады, тематические вечера; к новому году дети обоих учреждений получают новогодние подарки. Ежегодно выпускники детского дома приглашаются для участия в работе Школ профсоюзного студенческого актива.
Большое внимание в вузе уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения, которое традиционно начинается с Музея истории университета. На площади 350 кв. м располагается экспозиция, где представлены основные вехи истории, последние достижения и, главное, люди, которые создавали, создают и приумножают славные традиции вуза. Среди них известные ученые, ветераны, именитые выпускники, сегодняшние преподаватели и студенты. Регулярно в музее прохо-
дят экскурсии для студентов, выпускников, абитуриентов, гостей вуза, участников конференций, семинаров, совещаний. Ежегодно музей посещают около 4 тыс. человек, из них более 1,5 тыс. - студенты вуза.
Участвует музей и в военно-патриотической работе. Совместно с Советом ветеранов университета проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных действий в «горячих точках». Во дворе университета оформлена Стела памяти с именами сотрудников вуза, погибших на фронтах войны, на факультетах оформлены мемориальные комплексы, посвященные участникам Великой Отечественной войны. При музее создан научно-исследовательский кружок, участники которого занимаются поисковой работой. По результатам работы студентами восстановлены и внесены на Стелу имена погибших сотрудников и студентов; в сборниках научных трудов университета и краевых средствах массовой информации опубликованы многочисленные результаты исследований.
В Ставропольском государственном аграрном университете традиционной является реализация политики культурного разнообразия, направленной на обеспечение равных прав и возможностей для всех членов общества в получении работы и образования. Контингент студентов университета включает представителей 38 национальностей. Результаты воспитательной деятельности свидетельствуют о том, что реализация политики культурного разнообразия в учебной и внеучебной работе позитивно влияет на отношение членов коллектива к национальным вопросам, на их когнитивное развитие, на создание конструктивной академической атмосферы, более интенсивное привлечение студентов к делам университета.
В Ставропольском государственном аграрном университете на постоянной основе действует Совет по профилактике правонарушений. В сферу деятельности Совета входят вопросы участия в университетских, городских, краевых мероприятиях, акциях, программах по профилактике наркотической, алкогольной, табачной зависимости, проявлений экстремизма. Ежегодный план работы Совета включает: создание волонтерских групп из числа студентов, участвующих в реализации муниципальной комплексной программы «Без наркотиков»; участие во всероссийских олимпиадах научных и студенческих работ по профилактике наркомании и наркопреступности; встречи с работниками медицинских учреждений, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; проведение научно-популярных лекций; индивидуальные и групповые консультации студентов, преподавателей, родителей.
В университете создана и эффективно работает система социологических исследований, которая включает два основных направления:
■ педагогика и психология здоровья - психолого-педагогическая диагностика студентов и аспирантов, мониторинг их индивидуально-личностного развития и состояния здоровья (физического, психологического, социального, нравственного) и профессиональное консультирование студентов и аспирантов по результатам психолого-педагогической диагностики;
■ социально-педагогические исследования, направленные на изучение удовлетворенности студентов деятельностью вуза в различных областях (качество знаний; микроклимат в образовательном учреждении; материально-техническая оснащенность; учебно-методическая оснащенность учебного процесса; культурно-досуговая деятельность; качество преподавания; возможности участия в самоуправлении; санитарно-гигиеническое состояние; работа кураторской службы). В исследовании принимает участие каждый третий студент вуза.
Особое внимание уделяется адаптации первокурсников к вузовской системе обучения. Проводится работа по развитию творческого потенциала
студентов в научно-исследовательской деятельности и художественной самодеятельности.
В университете сформировалась развитая система социальной поддержки всех категорий обучающихся, которая имеет четко выраженную адресную направленность. Созданы механизмы морального и материального поощрения студентов за особые достижения в учёбе, научно-исследовательской, творческой и спортивной деятельности.
В вузе имеется полная информация о социально незащищенных категориях студентов, которым выделяется социальная стипендия и оказывается материальная помощь. Социальную стипендию получают 11 студентов-инвалидов, 89 детей-сирот и 1078 студентов из малообеспеченных семей.
Студентам и аспирантам, достигшим значительных успехов в учебной и научной деятельности, назначаются именные стипендии. В 2009-2010 учебном году 77 человек были именными стипендиатами по 17 номинациям (Президента РФ, Правительства РФ, «Российское аграрное движение -РАД», Губернатора СК, им. В.И. Вернадского, Ученого совета СтГАУ, им. С.Н. Никольского, им. В.И. Тюльпано-ва, Главы администрации города Ставрополя, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», Президента «Концерн Энергомера», Благотворительного фонда В. Потанина, ООО «Холдинго-
вая компания "Росгосстрах"», ЗАО «Ставропольский пивоваренный завод», ООО «Фирма "Август"», ОАО МДМ - Банка, Молодежного совета Федерации профсоюзов Ставропольского края).
Внеучебная деятельность влияет на внутренний мир будущего специалиста. Она учит важности и ценности служения обществу, гражданской ответственности и служению. Она даёт возможность практиковать и развивать такие качества, как честность, гражданское самосознание, сострадание, осознание ценности культурного разнообразия и т.д. Все эти способности и качества, которые позволяет развить высшее образование, помогают личности быть готовой к встрече с трудностями нового постиндустриального века.
Литература
1. Зборовский Г.Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. № 1. С. 87-104.
2. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). М., 2002. 34 с.
3. Кагерманьян В.С, Коханович Л.И, Ба-
бочкин П.И. и др. Современная система воспитания студентов вузов: состояние. Концепция и направления развития. М., 2002. 80 с.
TRUKHACHEVV, TARASOVA S, KHOKHLOVA E, FEDISKO O. THE SYSTEM OF UP-BRINING WORK AT THE UNIVERSITY: TRADITIONS OF QUALITY
Extra-curriculum up-brining work with students at a higher educational centre is one of the most important part of the quality of specialists' training and it is realized to form a conscious civil position, aspiration to conserve and develop moral, cultural and human values and also to obtain the skills of the constructive behavior in new economic conditions. In the article we considered the experience of the Stavropol State Agrarian University in organizing and managing extra-curriculum up-brining work with students. The basis of this system is the responsibility of the University authorities, traditions and experience of students' self-
governing bodies work and also the permanent search for new effective forms of the training and up-brining process.
Keywords: quality of a specialist training, extra-curriculum up-brining work, social-cultural environment, shaping leadership qualities, traditions of cultural diversity, students' self-governing, healthy life-style, students' activity.
О.М. ЛИСОВА, доцент, директор ИДПО
Развитие системы ДПО в аграрном университете
В статье освещены основные направления деятельности ДПО Ставропольского государственного аграрного университета.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, информационные образовательные
технологии.
Современные условия развития агропромышленного комплекса страны определяют ценность такого мощного фактора воспроизводства квалифицированных кадров, каким является дополнительное профессиональное образование. Главная задача инновационной системы дополнительного аграрного образования связана с созданием конкурентоспособной аграрной экономики путем подготовки квалифицированных специалистов, отличающихся высокой производительностью и гибкостью, а также путем разработки, внедрения и распространения инновационных идей и технологий.
В Ставропольском государственном аграрном университете она решается на основе накопленного опыта подготовки высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса края, высокой квалификации профессорско-преподавательского состава, существенных для АПК региона результатов научных исследований, отлаженной системы управления качеством образования, мощной материально-технической базы, использования информационных образовательных технологий.
Вкратце остановимся на истории развития дополнительного професси-
онального образования в нашем вузе. Создание системы повышения квалификации специалистов сельского хозяйства берет свое начало в 1930-х гг. Первый выпуск зоотехников отделения повышения квалификации был осуществлен в 1936 г. В декабре 1947 г. в Ставропольском сельскохозяйственном институте были организованы курсы повышения квалификации специалистов сельскохозяйственных предприятий. Найденная в тот период организационная форма повышения квалификации работников аграрного сектора имела большое значение для факультета повышения квалификации. Целенаправленную и эффективную работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов АПК региона в разные годы осуществляли руководители факультета повышения квалификации: К.Я. Гутков (1936 г.), И.М. Попов (1948-1952 гг.), Г.Ф. Сте-пурин (1952-1959 гг.), В.В. Акинин (1960-1962 гг.), Т.Я. Иконникова (1962-1966 гг.), В.Ф. Глухов (19661967 гг.), В.Д. Груздов (1967-1989 гг.), Б.В. Малюченко (1989-1992 гг.), Е.К. Баранова (1993-2000 гг.), В.И. Под-свиров (2001-2004 гг.), Н.В. Белугин (2004-2005 гг.). За 2005-2010 гг. на