Научная статья на тему 'Педагогические инновации в подготовке студентов к организации межкультурного взаимодействия школьников'

Педагогические инновации в подготовке студентов к организации межкультурного взаимодействия школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / INTERCULTURAL COOPERATION / PEDAGOGIC CONDITIONS OF FUTURE TEACHERS TRAINING / METHODOLOGICAL TOOLS / PEDAGOGIC INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова Галина Николаевна

Многонациональное и многокультурное образовательное пространство актуализирует сегодня, как никогда раньше, необходимость разработки средств активизации межкультурного взаимодействия детей. Межкультурное взаимодействие школьников предполагает общение детей между собой, их активную познавательную деятельность, в результате чего наблюдается взаимообогащение духовной, эмоционально-ценностной, информационной сфер личности детей. Важным является подготовка учителя, который умеет работать в поликультурном и многоязычном пространстве, владеет современными технологиями организации учебно-воспитательного процесса, в частности, и таком принципиально важном аспекте, как межкультурное взаимодействие школьников. Приоритетной становится необходимость разработки и внедрения педагогических инноваций в подготовке студентов к организации межкультурного взаимодействия школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтухова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multinational and multicultural educational space actualized the necessity of development of the means of activation of children’s intercultural cooperation. Pupils’ intercultural cooperation presupposes communication between children, their active cognitive activity. As a result, there is noted the mutual enrichment of children’s spiritual, emotional and value, informational spheres. It is important to train a teacher who is able to work in polycultural and multilingual space, knows the modern technologies of educational process organization, in particular, in such an important aspect as pupils’ intercultural cooperation. The necessity to develop and implement pedagogic innovations in students training to organize pupils’ intercultural cooperation becomes the priority one.

Текст научной работы на тему «Педагогические инновации в подготовке студентов к организации межкультурного взаимодействия школьников»

ЗАйЧЕНКО Е.А. (Астрахань)

использование образовательных ресурсов вуза в формировании лидерских качеств студентов

Рассмотрена специфика образовательных ресурсов вуза, внеучебной воспитательной деятельности, работы органов студенческого самоуправления, позволяющая студентам раскрыть свой творческий и лидерский потенциал. Представлен инновационный опыт Астраханского государственного университета в сфере воспитания и социализации студентов.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества студентов, общественная деятельность, студенческое самоуправление, педагогические условия, образовательная среда вуза.

В настоящее время современное общество нуждается в компетентных, коммуникативных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, работать в команде [5, с. 105]. Выпускник вуза должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и определенным набором лидерских качеств, позволяющих ему успешно реализовать свой потенциал в практической деятельности.

Феномен лидерства представляет собой сложный комплекс когнитивных, мировоззренческих, поведенческих представлений и установок. Смысловое наполнение понятий «лидер», «лидерские качества» очень неустойчиво. Остановимся на нескольких подходах, на наш взгляд, наиболее значимых.

Известный отечественный философ Л.Н. Гумилев основной характеристикой лидера считал пассионарность. Пассионарные личности стремятся изменить окружающее. Это превышает их инстинкт самосохранения. Хотя таких людей в обществе очень немного. Соответственно, студент должен обладать не только лидерскими качествами, но и лидерскими способностями. под лидерскими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность успешно овладеть определенными видами деятельности.

Классики российской педагогики рассматривали лидерство в контексте предметно-деятельностной парадигмы. Б.Д. Парыгин выделяет следующие социально-психологические качества лидера: высокий уровень инициативы и активности; опыт и навыки организаторской деятельности; заинтересованность в достижении групповых целей; информированность о делах группы; общительность и личная привлекательность; престиж и авторитет в группе. к ним можно добавить целеустремленность, уверенность в себе, харизма-тичность, высокую оценку, ответственность и др. [13, с. 64]. В свою очередь, Л.И. Божо-вич выделяет такие основные качества лидера в студенческой молодежной группе, как волевые качества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели; умение держать слово; предприимчивость, которая помогает взаимодействовать с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования молодежной среды; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных ситуациях [1, с. 122-123].

В зарубежной теории исследования лидерства выделяют три подхода: теория личностных черт, поведенческий подход, ситуационные теории лидерства.

Теория черт лидера возникла под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, пытавшегося объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этой концепции были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями. основной идеей Ф. Гальтона было убеждение в том, что лидер обладает качествами, передающимися по наследству. Однако составить перечень таких черт ему не удалось [18, с. 262].

Позднее, в 40-х гг. XX в., ученые в своей теории «великих людей» (теория личностных черт), рассматривая и анализируя перечень лидерских качеств, составили список самых важных качеств, которыми должен обладать настоящий лидер. Они считали, что лидером может стать только тот человек, который обладает определенным набором личностных качеств. По мнению О. тида, универсальными качествами лидера являются физическая и эмоциональная выносливость, понимание назначения и целей деятельности организации,

© Зайченко Е.А., 2015

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

энтузиазм, дружелюбие, порядочность, способность вызвать доверие у других людей.

Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность.

При этом не существует какого-либо стабильного перечня специфических качеств лидера. Различные ситуации управленческой деятельности требуют применения различных способностей, поэтому лидерство считается продуктом взаимодействия личностных и ситуационных факторов.

Согласно поведенческому (бихевиористскому) подходу, эффективность лидерства определяется манерой поведения лидера. К. Левин, один из сторонников данной концепции, считал, что при авторитарном стиле лидер может добиться большего результата деятельности группы, чем при либеральном и демократическом. в то же время для такого типа лидерства характерны низкая мотивация подчиненных, меньшее число принятых оригинальных решений, несформированность группового мышления, тревога и агрессивность в поведении членов группы.

Ситуационная теория лидерства связана с использованием ситуационной методологии. Она основывается на принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля лидерства и рассмотрении его в контексте совокупности условий, в которых деятельность лидера протекает, и типа решаемых им задач [9, с. 97].

Авторы ситуационной теории полагают, что ситуация играет большую роль в процессе выдвижения лидера. Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, то высока вероятность смены лидера. Т. Шибутани выделил два психологических критерия для создания типологии социальных ситуаций - степень формализации группы и степень автономии членов группы. в зависимости от проявлений этих качеств возникает пять типов социальных ситуаций: внезапные критические; критические повторяющиеся, предсказуемые; типичные повторяющиеся; типичные повторяющиеся конвенциональные и групповые ритуалы.

В 1950-х гг. теорию черт лидера сменила концепция лидерства как функции группы (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также теория лидерства как функции ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе). Теория лидерства как функции группы исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутри-

группового развития, все члены группы в той или иной степени - участники этого процесса. лидер - это член группы с наибольшим статусом, который последовательно придерживается норм и значимых ценностей группы. Теория лидерства как функции ситуации - в настоящее время самая распространенная. наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли, привели исследователей к выводу, что лидерство - это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. Например, ребенок может быть лидером среди друзей своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.

Р. Бейлс, рассматривая проблему лидерства, выявил два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. основная функция эмоционального лидера - это создание психологического климата в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. В свою очередь, инструментальный лидер -это член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности и координирует общие усилия по достижению цели. под специфической сферой деятельности понимаются учеба, общественно полезный труд, общественная работа, отдых. основная функция инструментального лидера -координация общих усилий по достижению совместных целей коллектива благодаря определенным личностным качествам [12, с. 134].

Сегодня возникает необходимость в новом теоретико-методологическом осмыслении психолого-педагогических условий и разработке инновационных технологий, содействующих формированию и развитию лидерских качеств личности в учебном процессе высшего учебного заведения [10, с. 4].

Становление инновационной системы образования представляет собой комплексный процесс, сочетающий модернизацию его дидактического, методологического уровней с качественной смысловой, мировоззренческой переориентацией образования, изменением самих схем взаимодействия субъектов образовательного процесса и их отношения к объектам и целям обучения. Инновационные процессы в системе образования должны быть направлены на развитие мотивационного и познавательного потенциала учащихся и педагогов, ориентацию их на самообучение и непрерывное образование, формирование у них от-

ветственности за качество и результаты их совместной работы [16, с. 10-15].

Профессор А.П. Лунёв верно отмечает: «Включение российских вузов в глобальное образовательное пространство центрирует внимание на главном субъекте образовательного процесса - студенте, выступающем сегодня, фактически, основным заказчиком образовательных услуг <...> если ранее самым ценным активом любой компании ХХ века было производственное оборудование, то самым ценным активом любой организации XXI века <.> станут ее работники умственного труда и их производительность» [8, с. 149].

Именно поэтому все усилия студента должны быть направлены на самоорганизацию, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Все это предъявляет новые требования к культуре учебного труда в вузе и формированию личности лидера у студента в частности [2, с. 90].

Университет должен представлять собой образовательную среду, оказывающую влияние на развитие лидерских качеств у студентов. Сам термин «образование как процесс» понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования [7, с. 418]. Главными субъектами процесса воспитания лидерства в образовании являются студенты и преподаватели. Каждый преподаватель должен быть лидером. Взаимодействуя со студентами, преподаватель закрепляет у них отношение к будущим лидерам и формирует их стремление проявить себя лидером [6, с. 125].

В свою очередь, В.А. Ясвин образовательную среду (или среду образования) понимал как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [21, с. 14].

Чтобы стать лидером, нужно развить в себе лидерские качества, иметь соответствующий уровень культуры, образования, а также обладать сильным характером и развитой мотивацией. на развитие лидерских способностей большое влияние оказывает вовлечение студентов в общественную, внеучебную воспитательную деятельность, работу органов студенческого самоуправления, в социокультурную среду вуза и студенческие отряды.

Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерским потенциалом, способного к сотрудничеству и

межкультурному взаимодействию, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны [19, с. 83].

Студент-лидер объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия. Студенты должны стремиться к лидерству, быть самостоятельными и ответственными людьми. Первостепенными процессами развития лидерских качеств личности являются саморегуляция и самореализация внутреннего потенциала человека.

Известно, что для того, чтобы стать лидером, необходимо развить в себе определенный набор не только качеств, но и черт характера. необходимые лидерские качества личности - это уверенность и компетентность, знание и понимание себя, своих чувств и эмоций, готовность к риску, решительность, надежность и последовательность, инициативность и самомотивация, энергичность, видение перспективы, поддержка в экстренных случаях, а также социальные лидерские качества личности. Это коммуникабельность, справедливость, умение представить свой коллектив и отстоять его интересы, а также стремление к самообразованию. При этом настоящий лидер управляет не только коллективом, но и своей жизнью. Он сам себе ставит цели и идет к их реализации. В этом тоже проявляются лидерские качества личности. лидерами становятся личности с сильным ярким характером.

В студенчестве, а далее и в работе человек с сильным характером может добиться больших результатов. Следовательно, характер -это главный критерий, определяющий лидерские качества личности. Человек с сильным характером умеет оказывать влияние на других людей. Он стремится к цели сам и умеет убедить других пойти за собой. С ним люди сами достигают лучших результатов, развиваются и добиваются поставленной цели. Используя свои личностные качества, лидер и в окружающих людях находит и развивает разные полезные способности. Кроме влияния на людей, лидер должен уметь работать с ними. Мотивация, аргументация, постановка задач -это основное, что формирует лидерские качества личности [4, с. 110].

на развитие лидерских способностей большое влияние оказывает вовлечение студентов в общественную деятельность, в работу органов студенческого самоуправления. Под общественной жизнью понимается активное участие студентов в КВне, организации праздников в вузе, досуга, конференциях, раз-

личных конкурсах, спортивных соревнованиях, в профсоюзной деятельности.

Проблемами студенческого самоуправления в настоящее время занимаются целый ряд исследователей: О.В. Нагоркина, С.С. Петрова, Т.Н. Волоткевич, И.П. Волков, K.M. Лев-ковский, Л.П. Панасенко и др. В ряде исследований специально анализировались вопросы воспитания студенческой, главным образом, вузовской молодежи (Н.Ф. Головат-ский, В.Т. Дмитриев, Л.Н. Лесохина, В.Т. Лисовский, Т.В. Шадрин и др.). Специальному изучению организованности как качеству личности посвятили свои работы П.Г. Бугаков, В.А. Морозова, В.П. Ручкина, В.С. Селиванов и др. Исследователи считают, что организованность предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов: целенаправленности, планомерности, точности и систематичности деятельности [3, с. 81].

Студенческое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности студентов, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно и личностно значимых целей, и механизм формирования лидерских качеств студентов вуза на основе межличностного взаимодействия, взаимодействия с педагогами и социальными партнерами [20, с. 36].

Л.П. шигапова выделяет следующие основные принципы и подходы, на которых базируется вузовское самоуправление студентов:

- студенческое самоуправление - это важное условие повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов;

- студенческое самоуправление следует рассматривать как часть вузовского самоуправления, ориентированного на дальнейшее развитие вуза;

- студенческое самоуправление должно охватывать все стороны вузовской жизни;

- студенческое самоуправление должно быть вариативным по содержанию, структуре, формам, способам деятельности;

- студенческое самоуправление - это форма демократии и гражданской ответственности;

- студенческое самоуправление - это условие формирования творческой активности, социальной инициативы студентов, развития лидерского потенциала личности [20, с. 35].

Университет активно поддерживает студенческие общественные организации, в деятельности которых проявляется студенческое самоуправление. Главной целью и задачей студенческого самоуправления являются развитие и углубление демократических традиций академической жизни, воспитание у сту-

дентов гражданской ответственности и активного творческого отношения к общественно полезному труду [11, с. 74]. Благодаря участию в работе органов студенческого самоуправления у студентов формируются следующие качества: умение руководить, ответственность, коммуникабельность. деятельность студентов в органах самоуправления предоставляет им возможность осознать себя индивидуальностью, самоутвердиться, развить свои способности и реализовать интересы. Именно студенческое самоуправление создает среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов [14, с. 72].

В Астраханском государственном университете разработан и активно внедряется инновационный подход в сфере воспитания и социализации студентов, институциональным механизмом реализации которого является новая форма организации и деятельности студенческого сообщества в соответствии с принципами CDЮ [15]. Основная идея - уход от традиционной воспитательной парадигмы, предоставление максимально возможной свободы для студенческих инициатив при научно-методической и административной поддержке.

студенческие организации агу:

• Объединенный совет обучающихся;

• Студенческая дирекция по поддержке социализации;

• Студенческий научный совет;

• Студенческий совет по качеству образования;

• Центр творческих объединений молодежи;

• Волонтерский центр «Новый шаг»;

• Ассоциация иностранных студентов;

• Студенческие советы факультетов.

Реализуемые студенческие проекты:

• менторство;

• лига КВН;

• интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»;

• социальное волонтерство;

• студенческие спортивные клубы;

• «Битва хоров в АГУ»;

• «Большие танцы в АГУ»;

• Фестиваль студенческих драматических театров факультетов;

• «Подиум»;

• «Визуализация образовательного процесса».

Несмотря на специфику данных проектов, все они, по сути, выступают различными инструментами для достижения общей цели: мобилизации и интенсификации студенческих инициатив в области формирования благо-

приятной образовательной среды для становления в процессе социализации личностных, межличностных, профессиональных навыков и компетенций, что является определяющим условием роста человеческого капитала студентов [17, с. 27].

В образовательной среде инновационного вуза должна проводиться работа по развитию лидерских качеств у студентов, гарантом успеха которой выступает эффективно работающая система внеучебной воспитательной деятельности, реализующая единство организационных и педагогических условий.

К организационным условиям относят нормативно-правовое, финансовое, кадровое, информационное обеспечение внеучеб-ной воспитательной деятельности в целом и работы общественных организаций студентов в частности. К педагогическим условиям относят взаимодействие учебного и внеучеб-ного процессов, научно-методическое обеспечение внеучебной воспитательной деятельности для всех участников процесса, мониторинг ценностно-смысловых ориентаций студентов, взаимодействие с работодателями, организацию повышения квалификации специалистов по внеучебной воспитательной деятельности, а также теории, комплексные целевые программы [11, с. 99-100].

необходимо обеспечить возможность создания педагогических условий для формирования лидерских качеств у студентов в процессе их обучения в вузе.

Выделяют три педагогических условия воспитания лидерского потенциала и формирования лидерских компетенций:

- последовательно-поэтапное ориентирование студента на ценностное осмысление лидерских качеств;

- приобщение студентов к лидерским действиям в специально организованных познавательно-профессиональных ситуациях, таких как практические занятия в форме различных тренингов, деловых игр, участие в общественной деятельности университета;

- самостоятельное обогащение лидерского опыта обучающегося во внеучебной и внеаудиторной деятельности (олимпиады, практика на предприятиях, курсовые, дипломные работы и пр.).

Кроме того, одним из условий развития лидерского потенциала студентов является подготовленность педагогов к воспитанию лидера, где определяющими являются: глубокое понимание лидерских качеств - феномена лидерства в современных условиях; знания педагогов об особенностях работы с лидерами, умение диагно-

стировать лидерский потенциал обучающегося, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами. Проявить такие знания, умения и способности педагог может, например, в процессе олимпиадного движения, выступающего как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека [10, с. 18].

Важнейшими критериями лидерства являются: психологическая готовность студента к лидерству (внутренний критерий) и реальное проявление лидерских качеств в деятельности, во взаимодействии с коллективом (внешний критерий).

Критерий внутренней готовности включает:

- мотивационную составляющую (внутреннюю готовность к принятию желания выполнять функции лидера, интерес к деятельности лидера, стремление действовать);

- познавательную составляющую (понимание поставленных задач, знание алгоритмов организаторской деятельности, правил эффективного общения в различных ситуациях).

Критерий практически-действенный (критерий внешней реализации) включает:

- деятельностную составляющую (умение использовать лидера на практике, результативность деятельности);

- личностно-позиционную составляющую (восприятие лидера группой, восприятие группы лидером).

данные критерии позволяют объективно увидеть результативность процесса становления лидерских качеств у студентов [10, с. 9].

таким образом, развитие воспитательных ресурсов образовательной среды вуза является необходимым условием становления лидерских компетенций студентов. Поиск инновационных форм и активизация отечественного педагогического опыта определяют работу органов студенческого самоуправления, студенческих отрядов, творческих групп и спортивных команд, позволяют студентам раскрыть свои творческие, лидерские и коммуникативные способности, развивают компетентность студентов и повышают возможность личности быть востребованной в будущей профессиональной и социально значимой деятельности в новых социально-экономических условиях.

Список литературы

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 2005.

2. Булгаревич С.О. Формирование лидера в процессе профессиональной подготовки будущего

учителя по физической культуре // Теория и практика физической культуры. М.: Науч.-изд. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. № 7. С. 89-92.

3. Гребенюк Е.Н. Студенческое самоуправление как механизм развития лидерских качеств современного студента вуза // Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление : материалы

V Междунар. науч-метод. конф. (г. Астрахань, апр. 2014 г.) / отв. ред. Г.П. Стефанова. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2014.

4. Зайченко Е.А. Ресурсы формирования лидерских качеств студентов вузов // Мир гуманитарного и естественнонаучного знания: материалы

VI Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2013. С. 109-113.

5. Зайченко Е.А. Формирование лидерских компетенций студентов в образовательном пространстве CDЮ // Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление : материалы V Междунар. науч.-метод. конф. (г. Астрахань, апр. 2014 г.). Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2014. С. 105-107.

6. Кайгородов Б.В. Воспитание лидерства в современной высшей школе // Приоритеты и интересы современного общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. С. 124-127.

7. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. пособие / Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2010.

8. Лунев А.П., Храпов С.А. Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2013. № 1. С. 149-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мухтарова А.Р., Мухтарова З.Ш. Гендер-ный подход к проблеме лидерства // Современная российская элита: материалы III Элитологических чтений. г. Астрахань, 23-24 апр. 2010 г. / Рос. акад. образования; Коорд. совет по педагогике и психологии; Астрах. гос. ун-т; Моск. психол.-соц. ин-т. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010.

10. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся: метод. реком. / Н.П. Пучков, А.В. Авдеева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

11. Пономарев А. Формирование лидерских качеств у студентов // Высшее образование в России. М.: Изд-во «Московский государственный университет печати», 2007. № 12. С. 99-105.

12. Саликова А.Ю. Представления современных студентов о лидерстве // Современная российская элита: материалы II Элитологических чтений. г. Астрахань, 9-11 апр. 2009 г. / Коорд. совет по психол.-пед. исслед. при Рос. акад. образования; Астрах. гос. ун-т; Моск. психол.-соц. ин-т

[сост. Б.В. Кайгородов, Е.В. Борисова, С.С. Кули-чева]. Астрахань; М.: Изд. дом «Астраханский университет», 2009.

13. Саликова А.Ю. Формирование лидерских компетенций у студентов вузов в процессе обучения // Современная российская элита: материалы III Элитологических чтений. г. Астрахань, 23-24 апр. 2010 г. / Рос. акад. образования; Коорд. совет по педагогике и психологии; Астрах. гос. ун-т; Моск. психол.-соц. ин-т. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010.

14. Трухачев В.И. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества // Высшее образование в России. М.: Изд-во «Московский государственный университет печати», 2010. № 10. С. 72-80.

15. Федотова А.В., Баева Л.В., Храпов С.А. Инновационные стратегии образовательного менеджмента (внедрение CDIO в Астраханском государственном университете) // Философия образования. Новосибирск: Изд-во НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2014. № 1. С. 27-31.

16. Храпов С.А. Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества // Философия образования. Новосибирск: СО РАН: Изд-во НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2009. № 3. С. 10-15.

17. Храпов С.А., Палаткина Г.В. Расширение методологического горизонта CDIO: рост человеческого капитала студентов в контексте проектов социализации // Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. (г. Астрахань, апр. 2014 г.). Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2014. С. 25-27.

18. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

19. Шигапова Л.П. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов студенческого самоуправления: из опыта АСО (КСЮИ) // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2(56). С. 83-93.

20. шигапова л.П. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.

21. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

* * *

1. Bozhovich L.I. Izbrannye psihologicheskie trady. Problemy formirovanija lichnosti. M.: Mezhdunar. ped. akad., 2005.

2. Bulgarevich S.O. Formirovanie lidera v processe professional'noj podgotovki budushhhego uchitelja po fizicheskoj kul'ture // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. M.: Nauch.-izd. centr «Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury i sporta», 2010. № 7. S. 89-92.

3. Grebenjuk E.N. Studencheskoe samouprav-lenie kak mehanizm razvitija liderskih kachestv sovremennogo studenta vuza // Izmenenija v

obrazovanii v XXI veke: luchshie mezhdunarodnye praktiki i rossijskij opyt. Kak sformirovat' novatorskoe i predprinimatel'skoe myshlenie : materialy V Mezh-dunar. nauch-metod. konf. (g. Astrahan', apr. 2014 g.) / otv. red. G.P. Stefanova. Astrahan': Izd. dom «Astrahanskij universitet», 2014.

4. Zajchenko E.A. Resursy formirovanija liderskih kachestv studentov vuzov // Mir gumanitarnogo i estestvennonauchnogo znanija: materialy VI Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. Krasnodar, 2013. S. 109-113.

5. Zajchenko E.A. Formirovanie liderskih kompetencij studentov v obrazovatel'nom prostranstve CDIO // Izmenenija v obrazovanii v XXI veke: luchshie mezhdunarodnye praktiki i rossijskij opyt. Kak sformirovat' novatorskoe i predprinimatel'skoe myshlenie : materialy V Mezhdunar. nauch.-metod. konf. (g. Astrahan', apr. 2014 g.). Astrahan': Izd. dom «Astrahanskij universitet», 2014. S. 105-107.

6. Kajgorodov B.V. Vospitanie liderstva v sovremennoj vysshej shkole // Prioritety i interesy sovremennogo obshhestva: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Astrahan': Izd. dom «Astrahanskij universitet», 2010. S. 124-127.

7. Krivshenko L.P. Pedagogika: ucheb. posobie / L.P. Krivshenko. M.: Prospekt, 2010.

8. Lunev A.P., Hrapov S.A. Upravlenie socializaciej studenchestva kak mehanizm rosta chelovecheskogo kapitala Rossii // Vestnik Astra-hanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo uni-versiteta. Ser.: Jekonomika. 2013. № 1. S. 149-156.

9. Muhtarova A.R., Muhtarova Z.Sh. Gendernyj podhod k probleme liderstva // Sovremennaja rossijskaja jelita: materialy III Jelitologicheskih chtenij. g. Astrahan', 23-24 apr. 2010 g. / Ros. akad. obrazovanija; Koord. sovet po pedagogike i psihologii; Astrah. gos. un-t; Mosk. psihol.-soc. in-t. Astrahan': Izd. dom «Astrahanskij universitet», 2010.

10. Organizacija vospitatel'noj raboty v vuze po formirovaniju liderskih kachestv obuchajushhihsja: metod. rekom. / N.P. Puchkov, A.V. Avdeeva. Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tehn. un-ta, 2009.

11. Ponomarev A. Formirovanie liderskih kachestv u studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii. M.: Izd-vo «Moskovskij gosudarstvennyj universitet pechati», 2007. № 12. S. 99-105.

12. Salikova A.Ju. Predstavlenija sovremennyh studentov o liderstve // Sovremennaja rossijskaja jelita: materialy II Jelitologicheskih chtenij. / Koord. sovet po psihol.-ped. issled. pri Ros. akad. obrazovanija; Astrah. gos. un-t; Mosk. psihol.-soc. in-t [sost. B.V. Kajgorodov, E.V. Borisova, S.S. Kulicheva]. Astrahan'; M.: Izd. dom «Astrahanskij universitet», 2009.

13. Salikova A.Ju. Formirovanie liderskih kompetencij u studentov vuzov v processe obuche-nija // Sovremennaja rossijskaja jelita: materialy III Jelitologicheskih chtenij. / Ros. akad. obrazovanija; Koord. sovet po pedagogike i psihologii; Astrah. gos.

un-t; Mosk. psihol.-soc. in-t. Astrahan': Izd. dom «Astrahanskij universitet», 2010.

14. Truhachev V.I. Sistema vospitatel'noj raboty v vuze: tradicii kachestva // Vysshee obrazovanie v Rossii. M.: Izd-vo «Moskovskij gosudarstvennyj universitet pechati», 2010. № 10. S. 72-80.

15. Fedotova A.V., Baeva L.V., Hrapov S.A. Innovacionnye strategii obrazovatel'nogo menedzhmenta (vnedrenie CDIO v Astrahanskom gosudarstvennom universitete) // Filosofija obrazovanija. Novosibirsk: Izd-vo NII (UMC) FO NGPU, 2014. № 1. S. 27-31

16. Hrapov S.A. Innovacionnye processy sistemy obrazovanija v kontekste transformacii soznanija rossijskogo obshhestva // Filosofija obrazovanija. Novosibirsk: SO RAN: Izd-vo NII (UMC) FO NGPU, 2009. № 3. S. 10-15.

17. Hrapov S.A., Palatkina G.V. Rasshirenie metodologicheskogo gorizonta CDIO: rost chelovecheskogo kapitala studentov v kontekste proektov socializacii // Izmenenija v obrazovanii v XXI veke: luchshie mezhdunarodnye praktiki i rossijskij opyt. Kak sformirovat' novatorskoe i predprinimatel'skoe myshlenie: materialy V Mezhdunar. nauch.-metod. konf. (g. Astrahan', apr. 2014 g.). Astrahan': Izd. dom «Astrahanskij universitet», 2014. S. 25-27.

18. Cherednichenko I.P., Tel'nyh N.V. Psihologija upravlenija. Rostov n/D.: Feniks, 2004.

19. Shigapova L.P. Model' formirovanija liderskih kachestv studentov vuza v dejatel'nosti organov studencheskogo samoupravlenija: iz opyta ASO (KSJuI) // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 2(56). S. 83-93.

20. Shigapova L.P. Formirovanie liderskih kachestv studentov vuza v dejatel'nosti organov samoupravlenija: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2008.

21. Jasvin V.A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M.: Smysl, 2001.

Use of educational resources of a higher school in development of students' leadership qualities

There is considered the issue of the use of educational resources of a higher school in development of students' leadership qualities. There is revealed the specific character of higher school educational resources, extracurricular educational work, the activities of students' union that let the students reveal their creative and leadership potential. There is described the innovative experience of the Astrakhan State University in the sphere of education and socialization ofstudents.

Key words: leadership, students' leadership qualities, public work, students' union, pedagogic conditions, educational environment of a higher school.

(Статья поступила в редакцию 13.01.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.