Научная статья на тему 'Формирование компетенций лидера у будущих управленцев'

Формирование компетенций лидера у будущих управленцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / ОБУЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВУ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PRACTICE-ORIENTED MANAGER'S TRAINING / COMPETENCY-BASED MODEL / LEADER SKILLS / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмельник Дмитрий Владимирович

Современная парадигма организации требует развития лидерских методов управления и, как следствие, формирования лидерских качеств у студентов-управленцев в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leader competences for future managers

Modern organizational paradigm demands development of communication skills. This implies leadership methods of management, and, consequently, development of leader competences among the students of management departments.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций лидера у будущих управленцев»

122

Высшее образование в России • № 4, 2009

было достаточно сказано. Здоровье - это соблюдение меры, в то время как принцип удовольствия не ведает меры, доказательством чего могут служить проявления садизма и мазохизма. Эскалация насилия и жестокости в масс-культовой продукции, представленной СМК, - это обратная сторона принципа удовольствия [5].

Выходом из такой ситуации может быть грамотно организованное медиаобразование, основы которого следует ввести в качестве специализированного курса в высшей школе и целью которого станет изъятие современного студенчества из процессов массовизации и массификации, осуществляемых посредством современных СМК. Такой курс должен быть ориентирован на формирование у студентов аналитического и критического мышления при ознакомлении с культурной продукцией массовой культуры. Он должен включать в себя анализ специфики современной информацион-

ной культуры, информационно-коммуникационных потоков и их функционирования, основы декодирования информационной составляющей современных СМИ [6].

Литература

1. См.: Краткий словарь по социологии / Под

общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. С. 165.

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ор-

тега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. С. 31, 45-48.

3. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с

фр. / Предисл. Б.В. Бирюкова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 9-10.

4. Анурин В.Ф. Динамическая социология. М.:

Академический Проект, 2003. С. 475-476.

5. См.: Брайант Д., Томпсон С. Основы воз-

действия СМИ: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2004. С. 198.

6. См.: Кириллова Н. Медиакультура: от мо-

дерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. С. 398-399.

BOSOVD. V. MODERN STUDENT AS A MASS PERSON: CORRELATION BETWEEN MASS CULTURE AND HIGHER EDUCATION

The article touches the problem of spreading the phenomenon of mass person in students’ surrounding. Infantilism, hedonism and consumer’s orientation combining with an indifferent attitude to his future profession inhere in mass person. In many respects he is a product of modern audiovisual culture which makes pleasure the basic principle.

Keywords: mass person, social infantilism, consumer’s intention, referent group, student’s social base, audiovisual culture, mosaic culture, hedonism, massovisation.

Формирование

Д-В- хмельник, аспирант компетенций лидера

МГУ им. М.В. Ломоносова — Г

у будущих управленцев

Современная парадигма организации требует развития лидерских методов управления и, как следствие, формирования лидерских качеств у студентов-управленцев в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка управленческих кадров; обучение лидерству; формирование лидерских качеств; коммуникативная компетентность.

Т еоретические знания, получаемые сту- ретаемых в процессе обучения, сильно уве-дентами, безусловно, крайне важны для их личивает период адаптации, создавая дис-профессиональной компетентности, одна- танцию между моментом окончания вуза и ко нехватка практических навыков, приоб- моментом, когда специалист начинает ра-

Научный дебют

123

ботать с полной отдачей, принося пользу обществу. Этот вопрос затронул Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 23 июля 2008 г. в своем выступлении на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров: «Ещё одна причина дефицита квалифицированных управленческих кадров - в неповоротливости самой системы образования. Несмотря на многочисленные поручения, она так и не переориентировалась на рынок труда, особенно в регионах. А заказчики кадров, в том числе и органы федеральной власти, не вовлечены ни в подготовку, ни в последующее переобучение кадров».

Об актуальности темы свидетельствуют как повестка IX съезда Российского союза ректоров («Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность »), так и состоявшееся в его рамках обсуждение проблем молодежной политики. Воспитание лидеров - одно из ее ключевых направлений (www.rsr-online.ru).

Дополнительную значимость проблеме переориентации системы подготовки управленческих кадров в сторону развития практических навыков придает факт реформирования самих методов управления и их концептуальных оснований. В современной науке об управлении до недавнего времени конкурировали два основных течения - административный менеджмент (“научное” управление) и либеральная концепция управления (“организационная демократия”). Первое зародилось в США, и в течение ХХ в. административный менеджмент шаг за шагом создавал теорию и практику управления и в итоге выработал достаточно стройную систему методов организации труда и методов моделирования экономической деятельности предприятий, способствующую существенному росту производительности труда и эффективности компаний. Однако оставалась проблема, связанная с мотивацией персонала. На нее классический менеджмент не давал ответа. Во второй половине минувшего века ее реши-

ла японская организационная модель, преимуществом которой стал акцент на рациональном управлении человеческим ресурсом: чувствуя себя защищенным, сотрудник видит в начальнике не врага, а партнера, товарища, игрока своей команды [1]-

Такое видение позволило устранить фундаментальный недостаток регулирования деятельности при помощи бескомпромиссных указаний, т.е. не терять пласт знаний и умений, который принадлежит сотруднику организации, имеющему непосредственное отношение к реализации производственных операций. Термин “демократия” в таком контексте особенно уместен. Промышленная демократия является способом дать рядовому сотруднику возможность почувствовать себя частью организации. Многие компании, недовольные административно-командной системой управления, хотя и не были готовы к обновлению и трансформации методов ведения бизнеса, все-таки реформировали систему, пытаясь ее улучшить в направлении замены административной власти лидерством.

О феномене лидерства написано огромное количество книг и статей, но, как правило, они говорят о том, как стать лидером отдельному человеку, а не о том, как управлять организацией с помощью сообщества лидеров. Продумать весь процесс обучения лидерству и создать затем систему управления компанией, построенную на взаимодействии отдельных лидеров и лидерских команд, является сегодня центральной задачей как владельцев организаций, желающих выжить в жестких условиях современного рынка, так и образовательных учреждений, готовящих управленческие кадры.

Лидеры и лидерские команды, работающие как единое целое, более эффективны, чем административная система управления, основанная на принципах иерархии. Однако готовых моделей их подготовки пока не существует. Следовательно, руководство каждой компании должно разработать свою специальную модель руковод-

124

Высшее образование в России • № 4, 2009

ства на основе сообщества лидеров, а образовательные учреждения - методики подготовки кадров для таких систем управления. Когда компания решит отказаться от командной модели управления в пользу лидерской, приверженцы нового курса станут активнее проявлять инициативу, высказывать лидерам свою точку зрения, применять новые методы и даже выражать несогласие. Все препятствия, связанные с иерархией, будут устранены. Кроме того, при определении целей и стратегии компании ее руководители смогут получить поддержку лидеров и их последователей из всех подразделений. И тогда лидерство будет «институциализировано ».

Одно из возможных направлений модернизации российского образования в сторону практико-ориентированности состоит в применении компетентностного подхода как ответа на возникновение новых требований со стороны общества к качествам и умениям профессионала. В наши дни при приеме на работу работодатель очень серьезно подходит к вопросу компетентности и профессионализма кандидата. На сегодняшний день ключевой для обновления содержания образования управленцев является коммуникативная компетентность. Еще в начале ХХ в. американский философ и педагог Джон Дьюи популяризировал мысль, что общество существует в коммуникации и через коммуникацию [2]. Люди, занимающиеся управленческой деятельностью, большую часть своего времени затрачивают на коммуникацию. Современный руководитель должен быть постоянно включен в коммуникативные процессы, чтобы реализовать свои роли и задачи в межличностных отношениях. Учитывая, что для налаживания эффективной сети общения в организации необходим лидер, с помощью которого строится оптимальная рабочая среда и атмосфера, формирование лидерских качеств у нынешних сту-дентов-управленцев в процессе образования видится особенно актуальным.

Как показали многочисленные исследо-

вания, этому способствует внеучебная, общественная работа. В такой ситуации лидер проявляет активную жизненную позицию, которая крайне полезна для молодого человека, ибо работодатели заинтересованы в сотруднике, обладающем ею. Она свидетельствует о наличии у специалиста свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что позволяет завоевывать дополнительные конкурентные преимущества. Работодатель заинтересован в том, чтобы получить потенциального управленца. Поэтому во многих университетах и колледжах США существуют специальные отделы, разрабатывающие программы по лидерству [3].

Для улучшения подготовки молодых управленцев можно порекомендовать российским высшим учебным заведениям уделять большее внимание развитию лидерских качеств у студентов. Для достижения этой цели существуют разнообразные тренинги. По аналогии с университетами США необходимо создавать различные центры при вузах, которые призваны выполнять задачи, связанные с развитием у студентов ответственности, лидерских качеств и стремления к добровольному служению обществу. Считается, что лидер должен обладать этими тремя качествами: активной жизненной позицией, нравственностью и желанием приносить людям пользу. Подобные центры могут осуществлять самые разнообразные программы для развития лидерского потенциала, начиная от создания университетской команды КВН и заканчивая специальными курсами подготовки.

Одним из способов получения знаний о том, как не бояться идти на риск и экспериментировать, искать поддержку среди соратников и друзей, развивать сотрудничество, оказывать помощь коллегам и партнерам, является участие в волонтерской деятельности. На семинарах слушатели участвуют в различных ролевых играх, обмениваются жизненным опытом, а на заключительном этапе выполняют один из волонтерских проектов

Научный дебют

125

(помощь детским домам, больным детям, реконструкция памятников архитектуры и т.д.). Обучающиеся должны проявить лидерские качества и внести свой вклад в достижение поставленной цели: найти спонсоров, распределить обязанности между членами команды, организовать процесс и т.д.

Аналогичные программы можно осуществлять и в рамках университетских центров. При этом студент может заниматься тем, к чему имеет большую склонность. Это такие сферы деятельности, как окружающая среда (забота о животных, организация отдыха, уборка территории, экологические проекты), здоровье (донорство, уход за престарелыми людьми, инвалидами, помощь больницам), воспитание/ образование (дошкольная подготовка, внешкольные программы, организация специальных курсов для студентов вузов и т.д.), адвокатство (регистрация избирателей, помощь при проведении выборов, деятельность, связанная с судебной, криминальной системой), помощь бездомным и голодающим (обеспечение и организация питания, сбор продовольствия, работа в приютах), семья и дети (поддержка в критических ситуациях). Чтобы студенты с самого начала учебного процесса представляли себе, какие знания и умения им по-

требуются для успешной деятельности в той или иной сфере, их могут направить на предприятие или в организацию вместе с преподавателем. Затем на занятиях в вузе они приобретают теоретическую базу.

Таким образом, вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает огромное влияние на развитие лидерских способностей. В исследовании Роджера Гарольда выявлено, что через участие в студенческих организациях и общественной деятельности можно развить по меньшей мере десяток специфических умений, которые позднее получат применение и в профессиональной сфере [4].

Литература

1. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от

тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб: Питер, 2001.

2. Дьюи Дж. Демократия и образование /

Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000.

3. См.: Мартынова М.Д. Развитие лидерства

и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов // Университетское управление. 2003. № 5-6(28). С. 129-133.

4. Harrold R. Curricular and Extra-curricular

Work // The Bulletin. March. 2002.

KHMELNIK D. V. LEADER COMPETENCES FOR FUTURE MANAGERS Modern organizational paradigm demands development of communication skills. This implies leadership methods of management, and, consequently, development of leader competences among the students of management departments.

Kew words; competency-based model, leader skills, leadership, practice-oriented manager’s training.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.