Научная статья на тему 'Лидерство как акмеологический критерий эффективности руководителя среднего звена'

Лидерство как акмеологический критерий эффективности руководителя среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИДЕРСТВО / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ / MID-LEVEL MANAGER / LEADERSHIP / AKMEOLOGICAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребнева Елена Михайловна, Абдрахимова Г. М.

В статье раскрывается содержание акмеологических критериев эффективности руководителя среднего звена через понятия: лидерские компетенции, лидерский потенциал, модель лидерских компетенций, уровни лидерства. Описывается система работы по развитию лидерского потенциала на примере одного из предприятий газотранспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership as the akmeological criterion of effectiveness of mid-level manager

The content of akmeological criteria of effectiveness of mid-level manager through the concepts of leadership competence, leadership potential, leadership competencies, levels of leadership. Describes the system of work for the development of leadership potential based on one of the gas transportation industry.

Текст научной работы на тему «Лидерство как акмеологический критерий эффективности руководителя среднего звена»

Выводы

1. Необходимо разработать комплекс научно-методических рекомендаций по устранению причин, порождающих ошибки экспертной оценки профессиональной деятельности.

2. Выявленные ошибки экспертной оценки необходимо учитывать и не допускать в экспертной профессиональной деятельности.

3. Необходимо продолжить системное изучение причин ошибок экспертной оценки профессиональной деятельности.

4. Необходимо включить раздел «Ошибки экспертной оценки профессиональной деятельности» в программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов различного профиля.

Литература

[1] Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учебн. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2004, С.86.

[2] Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. М. 2005.

[3] Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте. Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература. 1999, С.149.

[4] Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Немова Н.В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. Практическое пособие.- М: ЦСЭИ, 1996.

[5] Военно-экономический анализ. М.: Военное издательство, 2001.

[6] ТернерДж. Социальное влияние. - СПб.:Питер, 2003, С.16.

[7] Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Физматлит, 1996.

Гребнева Е.М., Абдрахимова Г.М.

ЛИДЕРСТВО, КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Главное условие успешной реализации новых стратегий любого предприятия - достаточное количество лидеров. В долгосрочной перспективе - это создание основы эффективного управления, развитие управленческого потенциала и лидерства. В качестве такой основы выступают:

- отбор сотрудников, обладающих глобальным видением перспективы, стратегии;

- опережающая подготовка специалистов для работы на определенных позициях, востребующих лидерство.

В данном направлении в ООО «Газпром трансгаз Чайковский» проводится работа по оценке лидерского потенциала руководителей среднего звена, а также резерва кадров, молодых работников в возрасте до 30-35 лет. Изучено более 400 чел.

Среднесрочная перспектива в данном направлении деятельности - подготовка лидеров к специфическим ролям, проявляемым в профессиональной деятельности:

1.Поведенческие характеристики и особенности мышления, соответствующие лидерству.

2.Техническая компетентность, знание специфики производства.

3.Способность выстраивать взаимоотношения, определяющие авторитет лидера.

4.Способность осуществлять подготовку преемников, наставничество.

Для этого проводятся специальные образовательные программы - тренинги:

- «управляй собой», направленный на развитие навыков самоанализа, совершенствование навыков планирования своего профессионального роста;

- «управляй другими» - для достижения наибольшей отдачи от подчинённых и коллег в определенных условиях;

- «управляй ситуацией» - для понимания и выявления тенденций;

- «управляй изменениями» - для развития нестандартного мышления и умения видеть новые подходы.

Краткосрочная перспектива деятельности в области развития лидерства - сопоставление личных и корпоративных целей. В данном случае, лучшая школа для лидера - это опыт разнообразной работы и трудные задачи. Успех зависит от того, насколько лидеру

удастся понять каждого человека, оценить его профессиональные возможности и потенциал, а также особенности характера (манера работы, мотивация, мировоззрение).

Чтобы рассматривать сотрудника как будущего лидера, важно определить его приоритеты. Главный мотив лидера - готовность и стремление к роли управленца, действительное желание и настроенность на управление людьми и развитие себя как руководителя. Второй - человек является носителем корпоративных культуры или, по крайней мере, не входит в противоречие с корпоративными ценностями [1].

Универсальная модель лидерских компетенций, актуальная для всех компаний, независимо от корпоративной культуры и особенностей бизнеса, по мнению С.Ивановой, старшего партнёра, тренера - консультанта KPG Training Center Ivanova&Lebedeva, включает следующие качества:

1. Готовность взять на себя ответственность за коллектив.

2. Готовность всегда отвечать за общий результат.

3. Предпочтение общего результата личному.

4. Позитивное отношение к людям.

5. Обучаемость, стремление развиваться.

6. Умение и готовность вести за собой, слышать других.

7. Готовность и способность учить других.

8. Умение организовать других, быть экспертом и отличным управленцем.

9. Готовность к непопулярным решениям, наличие собственной точки зрения.

10. Стрессоустойчивость.

Лидеру особенно полезно позаботиться о том, чтобы воспитывать и поддерживать людей через передачу полномочий. Ему необходимо поощрять инициативу, уважать стиль работы энтузиастов, быть готовым терпеть ошибки, использовать различные организационные формы для поддержки идей и экспериментирования, предоставлять вознаграждения за смелые успешные начинания (Татьяна Лобанова, канд. псих. наук, доцент кафедры Управление человеческими ресурсами ГУ-ВШЭ, сертифицированный консультант по управлению ICMCI) [2].

Безусловно, существует некая парадигма лидерства.

С точки зрения Дуайта Эйзенхауэра, известного военачальника и президента США, «Лидерство - это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это». Лидерство не совсем тождественно менеджменту: «Менеджмент - это искусство добиваться необходимого, а лидерство - искусство определять, чего необходимо сделать» (Питер Друкер, классик менеджмента) [5].

Только организации, одновременно развивающие качества лидеров и менеджеров, являются успешными. К ключевым характеристикам лидера относятся:

- чувство перспективы - видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как достичь цели;

- одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность;

- эмпатия - убежденность в своих действиях, способность заражать этой убежденностью;

- убедительность - умение добиться своего, воздействовать на людей,

руководя ими, находить единственно верное соотношение между приказами и убеждением;

- настойчивость - никогда не сдаваться, в случае неудачи принимать новые попытки, способность снова вставать на ноги после поражения;

- терпение - умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги.

Атрибутами лидерства (по Марвину Бауэру) являются: «Развивайте лидерство прежде всего в себе:

- честность - хороший способ завоевать доверие внутри организации и за её пределами;

- сдержанность и непринуждённость - настоящие лидеры думают не о себе, а о компании и

подчиненных, ведут себя неформально и непринужденно, поэтому формируют вокруг себя неформальную среду;

- умение слушать - перестать говорить и начать слушать;

- восприимчивость - восприимчивый лидер лучше информирован, у него более продуктив-

ные отношения с коллегами и подчинёнными. Он никогда не говорит «нет» сразу, а оставляет себе время на размышление и, каким бы ни было его решение, не забывает сообщить о нём тем, кого оно касается.

- умение войти в положение другого - проявление тактичности, чуткости, осторожность в

выражениях, развитие в себе способности чувствовать, по - новому взглянуть на своих коллег, положиться на проницательность, интуицию, сочувствие, чтобы войти в их положение.

- инициативность - не тяните время, подумайте, трезво оцените ситуацию и начинайте действовать. Развивайте умение мотивировать» [б].

В рамках среднесрочной перспективы в администрации ООО «Газпром трансгаз Чайковский» был проведён тренинг А.М.Князева, доктора педагогических наук, доцента кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ «Развитие управленческого потенциала» для молодых, вновь назначенных руководителей, а также работников, находящихся в резерве кадров. В центре внимания - руководитель, успешный, эффективный, умеющий принимать решения, обладающий лидерскими качествами, гибкостью, умеющий брать на себя ответственность.

Целью тренинга было формирование знаний и системных представлений относительно актуального потенциала и компетентности руководителя, структурно - составных слагаемых профессиональной компетентности с точки зрения акмеологического подхода.

Деловая игра «Качества руководителя. Профессиограмма»:

- разработка профессиограммы дала возможность участникам тренинга для рефлексии своих качеств, оценки своей профессиональной направленности;

- слушатели на практике применяли полученные знания в распознавании особенностей руководства подчинёнными с учётом качеств их психики, поведения руководителя в управленческой ситуации, особенностей его коммуникативного взаимодействия;

- разработаны проблемы, касающиеся лидерства - Что порождает лидера? Каковы причины лидерства руководителя? Какие условия и факторы на это влияют? - в диагностической игре «Лидерство и руководство через призму психодиагностики»;

- составление интеллект - карт по методике Тони Бьюзена [3], позволило получить показатели, определяющие профессиональный потенциал руководителя среднего звена ООО «Газпром трансгаз Чайковский».

Получены результаты деятельности работников в процессе обучения и тренинга по актуальным проблемам лидерства, обработанные в концепции «принцип - центричного лидерства» [8]. Выделены следующие уровни лидерства:

1. Личностный (надёжность) - основывается на чертах характера и компетентности (мудрости, возможности осуществить выбор, принять решение, осуществление непрерывного профессионального развития).

На самый значимый, первый, уровень участники тренинга отнесли проявление человечности (личность лидера). Немаловажно для них и проявление компетентности, воли и наличие у лидера харизмы. Знания, опыт, умения и навыки - показатель, повторяющийся во всех плоскостях интеллект - карт и являющийся, по мнению работников, одним из основных (рис. 2).

2. Межличностный (доверие) - взаимодействие, взаимозависимость, синергия (изобретательность, упорство, продуктивность, новизна, творчество, работа в команде), совершенствование навыков, укрепление доверительных отношений.

Наиболее часто повторяющиеся в интеллект-картах качества: креативность, целеустремлённость, гибкость, открытость и эмпатия, умение взаимодействовать. Главный фактор для руководителей среднего звена - люди, их окружение (рис. 3).

3.Управленческий (делегирование полномочий).

На данном уровне слушатели практически единодушно отметили наличие у лидера ответственности и настойчивости. «Я ответственен за то, чтобы работа была выполнена другими людьми» - девиз этого уровня (рис. 4).

4. Организационный (согласование) - создание стратегии и системы, решение проблем, создание команды, наём, обучение.

Большую роль, по мнению участников тренинга, играет статус руководителя и его мотивация. Если он дальновиден, активен, умеет создать команду - уважение подчинённых и коллег поможет ему реализовать все планы (рис. 5).

В логике Стивена Кови [4], принцип - центричное лидерство осуществляется изнутри наружу на четырёх уровнях. Каждый уровень качеств необходим, но недостаточен. Это значит, что над развитием аутопсихологической компетентности необходимо работать на всех уровнях. Настоящее развитие характера и навыков неразрывно связано с естественными законами и принципами.

Стратегия достижения целей управления, включающая в себя много философских постулатов, нашла своё подтверждение и в квантовой физике. Когда мы обращаем на это внимание (рефлексируем), мы обретаем силы порвать с прошлым, преодолеть застарелые привычки, достичь межличностной эффективности. В данном случае, тренинг «Мышление в управленческой деятельности» задаёт направление развития:

- основания эффективного мышления;

- структура мышления;

- рефлексивные способности руководителя;

- рациональное мышление специалистов;

- энерго - информационное взаимодействие в управленческой команде.

Планирование и управление своим развитием для работника ООО «Газпром трансгаз

Чайковский» выражается в:

- высокой степени удовлетворённости от работы;

- возможности профессионального развития и роста;

- повышении уровня жизни;

- чётком видении личных перспектив;

- возможности целенаправленной подготовки к управленческой деятельности;

- повышении своей конкурентоспособности.

Для ООО «Газпром трансгаз Чайковский» - это выход на новый уровень эффективности, т.к. существует тесная взаимосвязь между лидерами и корпоративной культурой. Одна из важных сторон деятельности руководителя - лидера - управление, в т.ч. и корпоративной культурой. Уникальный талант лидера состоит в умении взаимодействовать с ней, корректируя её.

Однако, лидеры должны быть не только на руководящих постах. Лидерство на нижних ступенях иерархии (руководители среднего звена, ведущие специалисты) также играет важную роль и понимается широко:

- умение организовать рабочий процесс в зависимости от важности задач и времени,

необходимого на их выполнение;

- умение убеждать людей добиваться поставленных целей и улаживать конфликты.

Сотрудники с задатками лидеров нужны, ведь благодаря им обеспечивается успешное функционирование предприятия на всех уровнях. «Задача менеджера - не надзор, а лидерство. Требуется такая трансформация стиля управления, чтобы менеджеры стали лидерами» (Эдвардс Деминг) [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фундамент успеха - соединение корпоративной культуры и принципа центричного лидерства в масштабе всей организации. Концепции человеческих отношений, акмеолого -психологических подходов и человеческих ресурсов едины в одном: главное - учитывать интересы людей.

Акмеологический подход к лидерству, в том числе и принцип - центричному, применим к любым отношениям между людьми. Они помогают достигать достойных целей, любви, мира, гармонии, сотрудничества, взаимопонимания, приверженности, креативности и большей эффективности во всех межличностных и управленческих взаимоотношениях.

Литература

[1]. Светлана Иванова, Моделируем лидера, Справочник по управлению персоналом, № 6, 2007.

[2]. Татьяна Лобанова, Управление персоналом в период изменений, «Библиотека персонал - технологий», приложение к журналу Справочник по управлению персоналом, 2010.

[3]. Бьюзен. Т. Суперинтеллект - 2-е изд. Пер. с англ. - Мн.: «Поппури», 2006

[4]. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. Пер. с англ. - М.: Альпина

Бизнес Букс, 2008.

[5]. Корпоративная культура и лидерство. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

[6]. Корпоративная культура и управление изменениями. Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

[7]. Эдвардс Деминг. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.:Альпина Бизнес Букс, 2007.

[8]. Материалы деловых игр, проведённых А.М.Князевым, доктором педагогических наук, доцентом кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ в сентябре 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.