Научная статья на тему 'Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала'

Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERSONNEL DEVELOPMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / CRITERIA OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребнева Е. М.

Раскрывается содержание концепции «Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала», направленной на повышение эффективности производства и удовлетворенности трудом и своим профессиональным развитием работников предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL FEATURES OF THE DECISION OF INNOVATIVE PROBLEMS IN SPHERE OF DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL

The concept maintenance «Acmeological features of the decision of innovative problems in sphere of development of the personnel», the production efficiency directed on increase and satisfaction work and the professional development of workers of the enterprise reveals.

Текст научной работы на тему «Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала»

опыт, документально подтвержденный в ежемесячных почасовых отчетах и отраженный в резюме студента. Поскольку программа является национальной, а не местной, в рамках одного штата или региона, и существует во всех штатах США, это дает большой приоритет для признания волонтерской деятельности в любом потенциальном месте получения работы и начала карьеры.

Итак, чтобы стать общественным адвокатом, заниматься довольно серьезной деятельностью в сфере помощи детям, не получая за это никакой материальной компенсации, необходимо:

заполнить заявление,

пройти скрининг — проверку на отсутствие криминальной истории (включая проверку отпечатков пальцев и в некоторых случаях проверку через Федеральное бюро расследований),

пройти собеседование, как при приеме на работу,

пройти обучение на 40-часовом тренинге (32 часа в классе + 8 часов посещения судебных заседаний и индивидуальной работы), принять присягу в суде.

Е.М. Гребнева, Чайковский

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Ключевые слова: развитие персонала, инновационные технологии, критерии эффективности

Keywords: personnel development, innovative technologies, criteria of efficiency

Концепция «Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала» направлена на повышение эффективности производства и удовлетворенности трудом и своим профессиональным развитием работников предприятия.

Концепция опирается на принципы:

1. Целенаправленности и целесообразности действий во всех частях системы.

2. Системности и последовательности.

3. Свободы выбора и ответственности.

4. Партнерских отношений (субъект-субъект), основанных на позициях гуманизма и открытости, при соблюдении этических норм.

5. Гибкости в применении технологий.

6. Адресности.

Мы рассматриваем конкретные системы развития персонала, а именно:

• систему работы с резервом кадров для назначения на руководящие должности (учет фактора потенциала работника, оценка и развитие потенциала, комплексность подхода к формированию резерва: формирование базы данных по персоналу (алгоритм, параметры и т. д.)), алгоритмы оценки резервистов для отбора в резерв (кто оценивает (сверху, снизу, горизонталь, самооценка), методы оценки, методы анализа данных, выходные документы), разработка персональных траекторий личностного развития с учетом потенциала работника с выходом на мотивацию его профессионального саморазвития;

• систему работы с молодыми специалистами;

• систему оценки персонала (комплексная оценка по компетенциям), с соответствующим ведением целенаправленной работы как с конкретными группами людей, так и индивидуально;

• резерв под конкретные должности (кадровое планирование с учетом занятия должности, система заказов на должности, экономия ресурсов);

• договор с резервистом (намерения, актуальный уровень развития, систему развития, подготовки);

• конкурентная основа между резервистами на должности;

• оптимизация использования инновационных технологий (например, мера использования тестирования в процедурах аттестации, формирования резерва — не всегда необходимо тестировать, если руководитель не формулирует такую задачу или если сам кандидат не хочет тестироваться).

Цель концепции «Акмеологические особенности решения инновационных задач в сфере развития персонала» достигается при помощи следующих средств:

- изучение теоретических подходов и определение принципов, алгоритмов и методов решения инновационных задач в сфере развития персонала на примере газотранспортного предприятия;

- внедрение акмеологических подходов, принципов и технологий в систему развития персонала;

- организация акмеологической подготовки и переподготовки работников кадровых служб, системы профобучения и руководителей на газотранспортном предприятии;

- формирование акмеологической среды и инновационной культуры на предприятии;

- организация разнообразных видов оценки и диагностики персонала предприятия;

- создание критериев эффективности работы в названных системах развития персонала.

Разработка данной концепции осуществляется с применением ресурсов. Административные ресурсы. Любая новая деятельность будет осуществляться эффективно при условии поддержки со стороны высшего руководства предприятия и вовлечения в эту деятельность руководителей на ключевых постах в системе управления предприятием. Привлечение интереса руководства предприятием и способы вовлечение его в новую деятельность, в свою очередь, может являться инновационной задачей, требующей нестандартных решений.

Человеческие ресурсы. Могут быть задействованы работники кадровой службы, обученные акмеологическим методам, а также работники, вовлеченные в систему подготовки резерва для назначения на руководящие должности и их непосредственные руководители.

Материально-технические, финансовые и информационные ресурсы, способствующие реализации концепции, но не введенные в активную часть исследований, упоминаемые косвенно.

Ожидаемые результаты от реализации концепции:

1. Разработка и апробация критериев экономической эффективности как доказательство повышения эффективности производства от внедрения инновационных кадровых технологий.

2. Повышение эффективности производства.

3. Создание действенного резерва — группы работников, готовых к назначению на руководящие должности различных уровней, с одной стороны, а с другой — достижение акме работника в соответствии с индивидуальным планом развития.

4. Повышение удовлетворенности трудом и жизнью работников, задействованных в системе развития.

5. Создание алгоритмов акмеологической деятельности и решения инновационных задач в системе работы кадровых служб по развитию персонала.

6. Реализация Программы Политики управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром» эффективными методами.

7. Создание акмеологической среды как средства решения инновационных задач и развитие инновационной культуры кадров управления в условиях работы газотранспортного предприятия.

8. Развитие аналитической компетентности кадров управления как средства оптимизации решения инновационных задач.

9. Оптимизация системы подбора и расстановки персонала газотранспортного предприятия.

10. Совершенствование системы оценки персонала предприятия вследствие изменения акмеологической среды (повышение прозрачности и достоверности оценок, внедрение разнообразных видов экспертных оценок) и создания критериальной базы по ключевым позициям иерархии руководящих должностей.

11. Повышение аутопсихологической компетентности персонала, задействованного в системе развития вследствие поведенных оценочных мероприятий и внедрения обучающих программ в областях акмеологических и психологических знаний.

12. Ускорение программ развития работников в системе резерва руководящих кадров за счет повышения уровня их мотивационной основы — самомотивирования, активизации интеллектуального и личностного потенциала, то есть кадровая служба сможет опираться на субъект-субъектные отношения с работником, а не на бытовавшие ранее субъект-объектные отношения. Исполнение такого прогноза возможно при заключении договоров развития с определением сроков, планов обучения и результатов — желаемого состояния дел в системе развития саморазвития, самодостижений работника, его компетентностной и психологической готовности к занятию более высокой руководящей должности. Старая система работы с резервом состоит из: типовых планов обучения, сроков нахождения в резерве в течение 3—5 лет, подготовка на должности по штатному расписанию, не задействуется самомотивация.

Новая система работы с резервом предполагает осмысление всех этапов работы с точек зрения эффективности и акмеологического подхода, уменьшение времени на прохождение всех этапов развития, постоянный мониторинг по значимым параметрам, задействование самомотивации, стремления к саморазвитию и повышению аутопсихологической компетентности, повышение прозрачности оценок и работы кадровой службы.

В качестве критериев экономической эффективности можно ввести следующие параметры работы и отслеживание их изменений:

• изменение самооценки работника по его ощущениям готовности к занятию новой должности (опрос резервистов, оценка в баллах, коэффициент соотношения изменения баллов);

• экспертные оценки изменения отношения к работе, к людям, ответственности, компетентности и т. д. (опрос резервистов, оценка в баллах, коэффициент соотношения изменения баллов);

• изменение временного фактора. Ожидаем, что при включении мотивации на саморазвитие, повышения уровня субъектности работника в системе нового подхода к работе с резервом ускорится его подготовка (управленческая, акмеолого-психологическая) и наступление состояния его внутренней готовности к занятию более высокой должности (коэффициент соотношения времени при старом способе ведения работы с резервом и новом);

• явный экономический фактор: затраты на обучение (коэффициент соотношения затрат на обучение при старом способе ведения работы с резервом и новом). Ожидаем, что при включении системы самомотивации будет эффективно проходить самоподготовка, повысится интерес к конкретным предметам обучения, будет введена система индивидуальной подготовки (сейчас — типовая);

• коэффициент назначаемости в системе резерва (соотношение количества человек в системе резерва к количеству назначений) Целесообразно готовить резерв на реально освобождаемые в течение 2—3 лет должности, а также — уменьшить численность резерва при подготовке на типовые должности;

• время адаптации руководителя при назначении на новую должность. Ожидаем уменьшения времени адаптации (опросы, коэффициент соотношения времени), а также количества ошибок (экспертные опросы, самооценка).

• коэффициент соотношения количества инноваций (рацпредложений, нововведений) до внедрения системы и после;

• повышение уровня удовлетворенности трудом и преданности предприятию (социологический опрос среди задействованных в системе работы с резервом и молодых

специалистов). Результат — уменьшение времени на выполнение работы, уменьшение сменяемости персонала из числа подготовленных работников. Все случаи упоминания временного фактора можно перевести на язык экономических показателей с точки зрения стоимости рабочей силы. Все критерии можно свести в единую систему; • провести оценку по компетенциям в контрольной и экспериментальной группах по критерию развития личностно-профессиональных компетенций.

Р.В. Евстифеев, Г.Г. Евстифеева, Владимир

НА ПУТИ К АКМЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

Ключевые слова: политическое лидерство, становление, развитие Keywords: Political leadership, formation, development

Политическое лидерство — один из интереснейших феноменов социальной жизни человечества и, одновременно, одна из наиболее ярких и ведущих проблем психологии и акмеологии. Актуальность проблемы политического лидерства в условиях институирования демократии в России не вызывает сомнений.

Однако, несмотря на это, до сих пор ни в психологии, ни в других смежных науках нет единого подхода к изучению лидерства, нет общепризнанного представления о его природе и функциях.

Представляется, что весьма ценные данные о психолого-акмеологических характеристиках политических лидеров можно получить не только изучая уже вполне сложившихся и проявивших себя политических деятелей, но в исследованиях характеристик лидеров, находящихся в процессе становления. Именно поэтому авторами предпринята попытка изучить с психолого-акмеологических позиций особенности молодых политических лидеров.

С точки зрения акмеологии, механизм становления политического лидера на ранней ступени зрелости является серьезным этапом становления профессионального политика, во многом определяющим и характер пути человека к его акме, и степень самореализации на этом пути, и его достижения и результаты. Механизм этот предполагает наличие определенных индивидуально-психологических характеристик у человека, который решил посвятить себя активной политической деятельности.

Для исследования этих характеристик на раннем этапе их развития была использована возможность относительно долговременной работы с молодыми гражданами, жителями Владимирской области, позиционирующих себя как лидеры и участвующих в ежегодном региональном конкурсе «Молодые лидеры Владимирского края». Организатором конкурса являлась администрация Владимирской области.

В качестве контрольной группы была использована группа слушателей Владимирского филиала Российской академии государственной службы, примерно совпадающая по половозрастным характеристикам с группой участников конкурса. Условия проведения конкурса и характер работы исследователей позволили наблюдать и изучать участников конкурса на начальном и финальном этапе и тем самым проследить процесс развития лидера.

Таким образом, изучение психолого-акмеологических характеристик молодых лидеров было достигнуто выполнением следующих видов исследовательской деятельности.

Во-первых, экспертные обсуждения позволили остановиться на нескольких важнейших релевантных психолого-акмеологических характеристиках, наибольшим образом влияющих на процесс становления лидерства.

Во-вторых, были отобраны и адаптированы методики, позволяющие в данных условиях получить наиболее валидные результаты измерения показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.