Научная статья на тему 'Современный студент как «Массовый человек»'

Современный студент как «Массовый человек» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
664
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА СТУДЕНЧЕСТВА / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МОЗАИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ГЕДОНИЗМ / МАССОВИЗАЦИЯ / CONSUMER'S INTENTION / STUDENT'S SOCIAL BASE / MASS PERSON / SOCIAL INFANTILISM / REFERENT GROUP / AUDIOVISUAL CULTURE / MOSAIC CULTURE / HEDONISM / MASSOVISATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Босов Дмитрий Вячеславович

В статье рассматривается проблема распространения в студенческой среде «массового человека», инфантилизм, гедонизм и потребительская ориентация которого, при индифферентном отношении к будущей профессии, зачастую зависят от современной аудиовизуальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern student as a mass person: correlation between mass culture and higher education

The article touches the problem of spreading the phenomenon of mass person in students' surrounding. Infantilism, hedonism and consumer's orientation combining with an indifferent attitude to his future profession inhere in mass person. In many respects he is a product of modern audiovisual culture which makes pleasure the basic principle.

Текст научной работы на тему «Современный студент как «Массовый человек»»

120

Высшее образование в России • № 4, 2009

Д.В. БОСОВ, преподаватель Губкинский филиал БГТУ им. В.Г. Шухова

Современный студент как «массовый человек»

В статье рассматривается проблема распространения в студенческой среде «массового человека », инфантилизм, гедонизм и потребительская ориентация которого, при индифферентном отношении к будущей профессии, зачастую зависят от современной аудиовизуальной культуры.

Ключевые слова: массовый человек, социальный инфантилизм, потребительские установки, референтная группа, социальная база студенчества, аудиовизуальная культура, мозаичная культура, гедонизм, массовизация.

В конце перестройки социологи оказались озабочены тем фактом, что у некоторых групп молодежи развился социальный инфантилизм и усилились потребительские установки, через призму которых труд перестал занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей, ослабла идентификация со своей работой, трудовым коллективом, предприятием, обществом, упал престиж ряда важных для общества профессий (например, инженеров) [1]. Ученые связали это с поверхностным отношением к высшему образованию, зачастую воспринимаемому какобязаловка, а не овладение профессией как призванием (М. Вебер). Для «массового человека» (Х. Ортега-и-Гассет) образование является преимущественно лишь средством для получения аттестата (диплома) как проходного билета на более высокий уровень социальной иерархии; человекмассы претендует на лучшие места в обществе, не задумываясь о своей профессиональной готовности для него [2].

Сегодня значительная часть студенческой молодежи, сориентированная современной социокультурной ситуацией в обществе на материальные и потребительские ценности, не любит свою будущую профессию, не идентифицирует себя с будущим специалистом-профессионалом. Звезды шоу-бизнеса для определенной части современной студенческой молодежи ближе, нежели представители профессиональной группы, которая должна, казалось бы, восприниматься ими как референтная (инже-

неры, экономисты, программисты и др.). Масла в огонь здесь подливает и коммерциализация высшего образования, создавая серьезный имущественный ценз, препятствующий проникновению в вуз талантливым представителям из малоимущих слоев общества. Данная ситуация сузила социальную базу современного студенчества, нанесла ощутимый удар по качеству и возможностям его нового контингента, поскольку далеко не все платежеспособные единицы студенчества являются подготовленными в достаточной мере для получения высшего образования, не говоря уже о способностях и готовности к специализированным и нередко интеллектуализиро-ванным областям знания, требующим концентрации и внимания.

Последние - это неотъемлемая часть сложившегося рефлексивного аналитического мышления, в то время как современная массовая культура, основным потребителем которой является молодежь, подается современными СМК в аудиовизуальных формах, ориентированных на звук и картинку и не требующих критического восприятия. Преимущественное пребывание молодежи в данном информационном поле ведет к потере ею навыка концентрации внимания и способности воспринимать информационное сообщение целостно. Примером является подача информационного материала на телевизионных каналах и по радио, где серьезные сообщения перемежаются с незначительными, прерываются рекламными роликами, от которых ре-

Научный дебют

121

ципиент осуществляет «бегство по каналам». Подобная «мозаичная культура» (А. Моль) трансформирует и переформатирует сознание аудитории, которое со временем становится не способным к абстрагированию, глубокому мышлению. Создается опасность, что современного молодого человека по большей части будет притягивать виртуальная реальность, нежели окружающая действительность, которую незачем пытаться понимать и творчески осваивать, поскольку она не поражает воображение и не обладает ценностью [3].

Проведенный американскими исследователями Дж. Козолом, Д. Карраном и К. Ренцетти анализ уровня образования в современном американском обществе, входящем в постиндустриальную стадию развития и являющемся благодаря голливудской индустрии обществом референтных групп для молодежи всего мира, в том числе и российской, показал рост функциональной неграмотности и полуграмотности. Комментируя подобные тенденции, получившие на сегодняшний день поистине мировое распространение, социолог В. Ану-рин пишет: «Другими словами, речь идет о тех, кто может складывать буквы письменного текста в слова, слова - во фразы, но не в состоянии понимать толком, что же именно эти слова и фразы означают. Какой толк от того, что вам с помощью, скажем, компьютеров и коммуникационных сетей становится оперативно доступной практически любая информация, если вы не в состоянии адекватно воспринять и усвоить ее? Потому что информация, в отличие от материальных благ, не может быть присвоена, а должна быть именно усвоена (то есть воспринята, понята и осмыслена, но с позиций уже имеющейся в вашем тезаурусе общей системы информации и размещена на нужном месте в кладовой вашей памяти и быть готовой к извлечению и применению в нужное время и в нужном месте). А что можно сказать о "читателе", который после прочтения небольшого и совсем не сложного текста оказывается не в состоянии от-

ветить ни на один вопрос по его содержанию? Только одно: он не умеет читать (невзирая на все его аттестаты и дипломы). Это и есть одно из важных проявлений функциональной неграмотности» [4].

По сути, профессор в нескольких предложениях охарактеризовал ту типичнейшую ситуацию, с которой почти ежедневно сталкивается преподаватель вуза при работе со студентами на семинарах. Налицо процессы массовизации и массификации в студенческой среде, в активизации которых одну из главных ролей играет современная массовая культура.

Социологи, изучающие феномен девиации и наблюдающие его эскалацию в молодежной среде, подчеркивают, что ее основанием является аномия (рассогласованность ценностного мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешение законного и незаконного). Причем именно перекос в сторону материалистических и гедонистических ценностей приводит к приоритету принципа удовольствия, которому молодой человек не всегда может противостоять, да и не видит в этом смысла. Тем более что в пространстве массовой культуры происходит тотальное перенасыщение ценностями подобного плана, ставящими под вопрос важность всех остальных. Например, реклама как составляющий элемент массовой культуры до такой степени эксплуатирует в своих образах принцип удовольствия, что, делая его основополагающим для аудиторий, гипертрофирует его во вред иным витальным ценностям. Наркотики, алкоголь - это лестница, ведущая вниз, где с каждой новой ступенью требуется еще более изощренное удовольствие, становящееся неотъемлемой привычкой. Оно тем более противоречит жизни какценности, наполненной смыслом, чем более зависимым становится индивид.

Об образовании, сопряженном с удовольствием духовным, следует сказать, что оно порой противостоит удовольствию сугубо физическому (гедонизм), о чем уже

122

Высшее образование в России • № 4, 2009

было достаточно сказано. Здоровье - это соблюдение меры, в то время как принцип удовольствия не ведает меры, доказательством чего могут служить проявления садизма и мазохизма. Эскалация насилия и жестокости в масс-культовой продукции, представленной СМК, - это обратная сторона принципа удовольствия [5].

Выходом из такой ситуации может быть грамотно организованное медиаобразова-ние, основы которого следует ввести в качестве специализированного курса в высшей школе и целью которого станет изъятие современного студенчества из процессов массовизации и массификации, осуществляемых посредством современных СМК. Такой курс должен быть ориентирован на формирование у студентов аналитического и критического мышления при ознакомлении с культурной продукцией массовой культуры. Он должен включать в себя анализ специфики современной информацион-

ной культуры, информационно-коммуникационных потоков и их функционирования, основы декодирования информационной составляющей современных СМИ [6].

Литература

1. См.: Краткий словарь по социологии / Под

общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. С. 165.

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ор-

тега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. С. 31, 45-48.

3. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с

фр. / Предисл. Б.В. Бирюкова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 9-10.

4. Анурин В.Ф. Динамическая социология. М.:

Академический Проект, 2003. С. 475-476.

5. См.: Брайант Д., Томпсон С. Основы воз-

действия СМИ: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2004. С. 198.

6. См.: Кириллова Н. Медиакультура: от мо-

дерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. С. 398-399.

BOSOVD. V. MODERN STUDENT AS A MASS PERSON: CORRELATION BETWEEN MASS CULTURE AND HIGHER EDUCATION

The article touches the problem of spreading the phenomenon of mass person in students' surrounding. Infantilism, hedonism and consumer's orientation combining with an indifferent attitude to his future profession inhere in mass person. In many respects he is a product of modern audiovisual culture which makes pleasure the basic principle.

Keywords: mass person, social infantilism, consumer's intention, referent group, student's social base, audiovisual culture, mosaic culture, hedonism, massovisation.

Формирование

Д В.ХМЕЛЬНИК, аспирант компетенций лидера

МГУ им. М.В. Ломоносова - г

у будущих управленцев

Современная парадигма организации требует развития лидерских методов управления и, как следствие, формирования лидерских качеств у студентов-управленцев в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка управленческих кадров; обучение лидерству; формирование лидерских качеств; коммуникативная компетентность.

Теоретические знания, получаемые сту- ретаемых в процессе обучения, сильно уве-дентами, безусловно, крайне важны для их личивает период адаптации, создавая дис-профессиональной компетентности, одна- танцию между моментом окончания вуза и ко нехватка практических навыков, приоб- моментом, когда специалист начинает ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.