Научная статья на тему 'Пути коррекции "студенческого инфантилизма"'

Пути коррекции "студенческого инфантилизма" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
"СТУДЕНЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ" / "STUDENT INFANTILISM" / ПУТИ КОРРЕКЦИИ / WAY OF CORRECTION / ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ / THE PSYCHO DIDACTIC TECHNIQUES OF THE UNIVERSITY PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Тимур Александрович, Москаленко Ольга Валентиновна

Статья посвящена анализу путей коррекции «студенческого инфантилизма». В данной работе раскрыты некоторые особенности феномена «студенческий инфантилизм» и методы коррекции данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY OF THE CORRECTION OF "STUDENT INFANTILISM"

The article is devoted to the analysis of the ways of correction «student infantilism». In this work some features of the phenomenon of «student infantilism» and methods of correction of this phenomenon are revealed.

Текст научной работы на тему «Пути коррекции "студенческого инфантилизма"»

что существенно осложняет как их обучение, так и деятельность преподавателей [3].

Данное явление мы обозначим как «студенческий инфантилизм» (обозначив условно, так как оно присуще не всем студентам).

Данное понятие имеет определенную структуру: моти-вационную, когнитивную и эмоциональную составляющие. Мотивационная составляющая включает несамостоятельность и неосознанность выбора профессии и вуза, нежелание брать ответственность на себя, отсутствие как учебных интересов, учебно-профессиональной мотивации, так и желания состояться не только в профессиональном плане, но и личностном. Когнитивная составляющая данного феномена проявляется в отсутствии способа переработки информации и выработки способа учебной работы студента. Отсутствие этих способов мешают студентам на первом и последующих курсах переработать огромные объемы информации и знаний, что вызывает у студента - сильнейшее желание отторжения и ведет, в лучшем случае, к чтению небольшой брошюрки «Шпаргалки», всего в 10-20 страниц. При этом, у студента выработан за одиннадцать лет школьный способ работы - выполнение домашних заданий (то есть самостоятельной работы) четко, дозировано и в ограниченных временных рамках, а выбор и поиск учебного материала за него выполнил учитель. От школьника требуют компетенцию - необходимость следования разработанного учителем алгоритму выполнения домашней работы как закрепления учебного материала, изученного в классе на уроке. В вузе, наоборот, студент - это субъект познания, он ищет необходимую информацию самостоятельно, ему отводится на это время, он должен научиться ориентироваться в современном огромном информационном профессиональном океане. Иначе он не сможет сформировать свою профессиональную компетентность. В результате, мы получаем специалиста с высшим образованием, но с очень низким уровнем качества профессиональных знаний и негативным отношением к вузу, преподавателям и процессу обучения в вузе. В итоге, каждый студент по-своему решает возникающие проблемы с информацией: изучает частично, вообще не изучает (списывает на экзаменах и зачетах), пытается изучать, но при этом неэффективно. Некоторые студенты вырабатывают в итоге свои способы переработки информации [4-5].

Мотивационная и когнитивная составляющие понятия «студенческого инфантилизма» порождают мощные эмоциональные реакции - как позитивного, так и негативного характера, что позволяет резюмировать и об эмоциональной составляющей этого явления.

Отмеченный нами «студенческий инфантилизм» препятствует стать студенту субъектом познания будущей профессии, который должен постоянно находиться в поиске новых знаний, при этом незнание не пугает его, а, наоборот, мотивирует на познание. Именно субъект познания, а не обучающийся со «студенческим инфантилизмом», имеет конкретно-личностный образ своей будущей карьеры и специальности, он понимает механизмы и законы карьерного строительства в профессиональной области и др.[6-7].

«Студенческий инфантилизм» поддерживает студента в его «бегстве» от трудностей, встречающихся в процессе обучения в вузе на более легкий путь перестройки жизни, изменения смысла жизни, поиску его в других областях: развлечения и др., определяя смыслом своей жизни - психологический гедонизм. Но удовольствие может быть получено в том числе и от познания нового, освоения нового профессионального умения, построения карьерного пути. Удовольствие может пониматься и как принцип удавшейся жизни (Эпикур). В этом мы видим одно из перспективных направлений перестройки «студенческого инфантилизма».

Литература

[1]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[2]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[3]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[4]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.

[5]Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.

[6]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[7]Москаленко О.В. Психология профессиональной карьеры государственных служащих. М.: РАГС. 2005. - 245с.

THE CONCEPT OF «STUDENT INFANTILISM»: CAUSES AND STRUCTURE

Nazarov Timur Aleksandrovich (Moscow, Russia) - researcher, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); prospect Vernadskogo, 84; [email protected].

Abstract

The article is devoted to the analysis of the concept of «student infantilism». In this work the causes of this phenomenon, its motivational, cognitive and emotional components are considered. Keywords: «student infantilism», the causes and structure.

УДК 159.9

ПУТИ КОРРЕКЦИИ «СТУДЕНЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА»

Назаров Тимур Александрович (Москва, Россия) - соискатель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]

Москаленко Ольга Валентиновна (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected].

Аннотация

Статья посвящена анализу путей коррекции «студенческого инфантилизма». В данной работе раскрыты некоторые особенности феномена «студенческий инфантилизм» и методы коррекции данного явления.

Ключевые слова: «студенческий инфантилизм», пути коррекции, психодидактические приемы вузовской педагогики.

Введенное понятие «студенческий инфантилизм» в исследовании как феномен, заключающийся в том, что современным студентам присуща позиция школьника, которая существенно осложняет как их обучение, так и деятельность преподавателей [1]. Данный феномен дополняется тем, что аннулируется система ценностей, среди которых образование и просвещение являлись необходимой стадией развития молодого человека. Отсюда рождалось уважение к педагогике как к науке, имеющей возможности сделать добро для общества в целом и для каждого человека в частности. Современные ценности молодежи пока еще находятся в формировании, поэтому возникают проблемы как в преподавании, так и в обучении в вузе, что также совмещается с нашим понятием «студенческий инфантилизм». Совершается слишком быстрая смена ценностей поколений, в которой воспитательный механизм не успевает срабатывать, отсюда преподавателям вузов необходимо время на изменение «характера» преподавания.

В начале XXI века Россия вошла в число участников Бо-лонского образовательного процесса, что предполагает, что студенты вузов имеют возможность обучаться до степени «бакалавра» и «магистра» с правом продолжать свое обучение в других странах. Бакалавриат не способен подготовить в полной мере качественного специалиста, а работодателями сегодня бакалавр воспринимается как недоучка. В магистратуре многие студенты не видят необходимости [1-2]. Это также совмещается с нашим понятием «студенческий инфантилизм», так как, обсуждая обучение, мы на самом деле имеем в виду приобретение конкретных знаний, умений и навыков. Нередко в высшей школе студенты не видят «будущего применения» тех знаний и умений, которые получают. Нередко в процессе обучения студенты год от года укрепляются в своем мнении,

что приобретенные вузовские знания и умения не пригодятся в будущей профессиональной жизни, при построении своей карьеры. Поэтому к окончанию бакалавриата и магистратуры у них пропадает желание учиться. Отсюда и плохая посещаемость лекций и практических занятий, или при присутствии «реальное отсутствие» - присутствуя на лекции, студент занимается своими делами - выходит в социальные сети, переписываются СМС-сообщениями и др. Получается, что студенты не понимают - зачем слушать лекции, если потом можно прочитать (а на самом деле не читают - так как неинтересно, нет временит и др.). То есть во многом проблема преподавания в высшей школе возникает из-за того, что студенту не интересно учиться и он не может по ряду причин учиться. При этом, на плечи преподавателей ложится задача - преодолеть эти пробелы, убедить молодого человека за короткий промежуток времени о необходимости и достоинстве качественного образования в вузе [3].

Отметим, что наше понятие «студенческий инфантилизм» сочетается с падением престижа образования (в смысле -образоваться как личности, как профессионалу и как члену социума), с кризисом школьного образования, связанного с введением ЕГЭ и приобретением школьным образованием нового качества, а также с падением познавательной активности и общей культуры, потерей «вкуса к чтению», появление «клиповой культуры» в следствии изменение формата телевизионных программ как абитуриентов, так и студентов и выпускников вузов.

Поэтому «студенческий инфантилизм» - это актуальный вызов современной высшей школе, с которым она должна справиться различными методами перестройки данного явления в позитивный фактор личностно-профессионального развития будущего специалиста [4-5].

Первым методом мы можем назвать - перестройка и осознание целей и учебно-профессиональной мотивации студентов. Это можно осуществить с помощью психодидактических приемов мультимедийной дидактики как приемов для применения современных технологий в процесс обучение. К приёмам мультимедийной дидактики относятся следующие: приёмы способствующие визуализации мышления, приёмы обратной связи - приемы оперативного мониторинга, приёмы сжатия полученной информации (анимированные таблицы, графики, диаграммы, инфографика и т.д.), приёмы для переработки информации (тренажёры, дидактические игры), приёмы эффективного контроля качества усвоенных знаний (тестеры, тренажёры, системы опроса и т.д.), приёмы, направленные на творческое применение накопленных знаний, развитие способностей учащихся (симуляторы, виртуальные лаборатории или отдельные электронные инструменты исследования).

Второй - развитие когнитивной любознательности студенчества через освещение позитивно-значимой роли знаний в построении карьеры [6].

Третий - это формирование творческого отношения к обучению и будущей профессии, развитие креативности через соучастие в учебном процессе с помощью разработки презентаций, кейс-стадий, выступлений и др. [7-8].

Четвертый - это использование приемов развития логических мышления студентов как развитие логических операций в учебно-профессиональной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения и классификации [9].

Данные методы позволят не только студентам побороть свой инфантилизм, но сформировать в перспективе карьерный сценарий и развить профессиональное самосознание, личностный потенциал.

Литература

[1]Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста////Акмеология, 2013, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 22-32.

[2]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[3] Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.

[4]Москаленко О.В. Психология профессиональной карьеры государственных служащих. М.: РАГС. 2005. - 245с

[5]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[6]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[7]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[8]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.

[9]Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приемов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе//Акмеоло-гия. 2015, № 2. - С. 104-110.

THE WAY OF THE CORRECTION OF «STUDENT INFANTILISM»

Nazarov Timur Aleksandrovich (Moscow, Russia) - researcher, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), prospect Vernadskogo, 84; [email protected]

Olga Moskalenko V. (Moscow, Russia) - the doctor of psychology, professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), prospect Vernadskogo, 84; [email protected]

Abstract

The article is devoted to the analysis of the ways of correction «student infantilism». In this work some features of the phenomenon of «student infantilism» and methods of correction of this phenomenon are revealed.

Keywords: «student infantilism», the way of correction, the psycho - didactic techniques of the university pedagogy.

УДК 159.923

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ КАК БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОФЕССОНАЛОВ

Немцов Александр Аркадьевич - кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет; Миусская площадь, Москва, Россия 125993, e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу подходов к изучению наиболее фундаментальных мировоззренческих установок студенческой молодёжи. Излагаются основные компоненты и типы позиций в отношении отдельных личностей, а также обществ, как совокупных культурно-исторических субъектов. Ключевые слова: фундаментальные мировоззренческие установки, личность, общество, субъективные образы.

В нашем исследовании студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана мы исходили из того, что каждый человек обладает субъективной концепцией, позволяющей ему интерпретировать сущность людей, общества и в конечном счёте определяющей его взгляды на оптимальный мировой политический порядок [1].

Нам представляется вполне очевидными следующие положения.

1. Можно выделить перечень социальных отношений, которые человек вынужден интерпретировать:

- отношения между отдельными людьми, личностями,

- отношения между личностью и обществом,

- отношения между личностями как членами различных обществ,

- отношения между различными обществами.

Число возможных комбинаций такого рода взаимодействий бесконечно велико. Поэтому обыденное сознание, действующее по принципу экономии энергии, формирует свои субъективные концепции, подчиняющиеся некоторым универсальным правилам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.