Научная статья на тему 'Фундаментальные гуманитарные установки студентов технических специализаций как будущих инженеровпрофессоналов'

Фундаментальные гуманитарные установки студентов технических специализаций как будущих инженеровпрофессоналов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / FUNDAMENTAL WORLDVIEWS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СУБЪЕКТИВНЫЕ ОБРАЗЫ / SUBJECTIVE IMAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Немцов Александр Аркадьевич

Статья посвящена теоретическому анализу подходов к изучению наиболее фундаментальных мировоззренческих установок студенческой молодёжи. Излагаются основные компоненты и типы позиций в отношении отдельных личностей, а также обществ, как совокупных культурно-исторических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL HUMANITARIAN ATTITUDES OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALIZATIONS AS FUTURE ENGINEERS-PROFESSIONAL

The article is devoted to theoretical analysis of approaches to the study of the most fundamental worldviews of students. Describes the basic components and types of positions in respect of individuals, as well as the society as an aggregate of cultural and historical subjects.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные гуманитарные установки студентов технических специализаций как будущих инженеровпрофессоналов»

что приобретенные вузовские знания и умения не пригодятся в будущей профессиональной жизни, при построении своей карьеры. Поэтому к окончанию бакалавриата и магистратуры у них пропадает желание учиться. Отсюда и плохая посещаемость лекций и практических занятий, или при присутствии «реальное отсутствие» - присутствуя на лекции, студент занимается своими делами - выходит в социальные сети, переписываются СМС-сообщениями и др. Получается, что студенты не понимают - зачем слушать лекции, если потом можно прочитать (а на самом деле не читают - так как неинтересно, нет временит и др.). То есть во многом проблема преподавания в высшей школе возникает из-за того, что студенту не интересно учиться и он не может по ряду причин учиться. При этом, на плечи преподавателей ложится задача - преодолеть эти пробелы, убедить молодого человека за короткий промежуток времени о необходимости и достоинстве качественного образования в вузе [3].

Отметим, что наше понятие «студенческий инфантилизм» сочетается с падением престижа образования (в смысле -образоваться как личности, как профессионалу и как члену социума), с кризисом школьного образования, связанного с введением ЕГЭ и приобретением школьным образованием нового качества, а также с падением познавательной активности и общей культуры, потерей «вкуса к чтению», появление «клиповой культуры» в следствии изменение формата телевизионных программ как абитуриентов, так и студентов и выпускников вузов.

Поэтому «студенческий инфантилизм» - это актуальный вызов современной высшей школе, с которым она должна справиться различными методами перестройки данного явления в позитивный фактор личностно-профессионального развития будущего специалиста [4-5].

Первым методом мы можем назвать - перестройка и осознание целей и учебно-профессиональной мотивации студентов. Это можно осуществить с помощью психодидактических приемов мультимедийной дидактики как приемов для применения современных технологий в процесс обучение. К приёмам мультимедийной дидактики относятся следующие: приёмы способствующие визуализации мышления, приёмы обратной связи - приемы оперативного мониторинга, приёмы сжатия полученной информации (анимированные таблицы, графики, диаграммы, инфографика и т.д.), приёмы для переработки информации (тренажёры, дидактические игры), приёмы эффективного контроля качества усвоенных знаний (тестеры, тренажёры, системы опроса и т.д.), приёмы, направленные на творческое применение накопленных знаний, развитие способностей учащихся (симуляторы, виртуальные лаборатории или отдельные электронные инструменты исследования).

Второй - развитие когнитивной любознательности студенчества через освещение позитивно-значимой роли знаний в построении карьеры [6].

Третий - это формирование творческого отношения к обучению и будущей профессии, развитие креативности через соучастие в учебном процессе с помощью разработки презентаций, кейс-стадий, выступлений и др. [7-8].

Четвертый - это использование приемов развития логических мышления студентов как развитие логических операций в учебно-профессиональной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения и классификации [9].

Данные методы позволят не только студентам побороть свой инфантилизм, но сформировать в перспективе карьерный сценарий и развить профессиональное самосознание, личностный потенциал.

Литература

[1]Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста////Акмеология, 2013, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 22-32.

[2]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[3] Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.

[4]Москаленко О.В. Психология профессиональной карьеры государственных служащих. М.: РАГС. 2005. - 245с

[5]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[6]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[7]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[8]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.

[9]Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приемов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе//Акмеоло-гия. 2015, № 2. - С. 104-110.

THE WAY OF THE CORRECTION OF «STUDENT INFANTILISM»

Nazarov Timur Aleksandrovich (Moscow, Russia) - researcher, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), prospect Vernadskogo, 84; moskalen-koolga@mail.ru

Olga Moskalenko V. (Moscow, Russia) - the doctor of psychology, professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), prospect Vernadskogo, 84; moskalenkoolga@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of the ways of correction «student infantilism». In this work some features of the phenomenon of «student infantilism» and methods of correction of this phenomenon are revealed.

Keywords: «student infantilism», the way of correction, the psycho - didactic techniques of the university pedagogy.

УДК 159.923

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ КАК БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПРОФЕССОНАЛОВ

Немцов Александр Аркадьевич - кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет; Миусская площадь, Москва, Россия 125993, e-mail: a.nemczow2014@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу подходов к изучению наиболее фундаментальных мировоззренческих установок студенческой молодёжи. Излагаются основные компоненты и типы позиций в отношении отдельных личностей, а также обществ, как совокупных культурно-исторических субъектов. Ключевые слова: фундаментальные мировоззренческие установки, личность, общество, субъективные образы.

В нашем исследовании студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана мы исходили из того, что каждый человек обладает субъективной концепцией, позволяющей ему интерпретировать сущность людей, общества и в конечном счёте определяющей его взгляды на оптимальный мировой политический порядок [1].

Нам представляется вполне очевидными следующие положения.

1. Можно выделить перечень социальных отношений, которые человек вынужден интерпретировать:

- отношения между отдельными людьми, личностями,

- отношения между личностью и обществом,

- отношения между личностями как членами различных обществ,

- отношения между различными обществами.

Число возможных комбинаций такого рода взаимодействий бесконечно велико. Поэтому обыденное сознание, действующее по принципу экономии энергии, формирует свои субъективные концепции, подчиняющиеся некоторым универсальным правилам.

2. Отношения между людьми, личностью и обществом, а также между обществами можно свести к трём универсальным типам:

- дружественные,

- нейтральные,

- враждебные.

Соответственно каждый человек и общество как коллективный субъект, исходя из этого стремится:

- к свободе (радикальная позиция);

- к независимости (умеренная позиция);

- к безопасности (консервативная позиция).

Каждый человек и как можно предположить каждое общество обладает собственными, уникальными представлениями об оптимальном соотношении стремлений к свободе, независимости, безопасности, а также пониманием того, в какой мере среда требует от человека или общества смелости, самостоятельности и осторожности [3]. Как нам представляется, люди и целые общества различно оценивают конкретные общественные явления и события именно потому, что придерживаются разных субъективных социальных и гуманитарных концепций. Мы убеждены, что подобные субъективные концепции служат фундаментом для формирования политических и правовых концепций, экономических моделей, а также религиозно-этических доктрин.

В целях реализации данного теоретического подхода мы обследовали студентов нескольких факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, изучавших курсы «Культурология» и «Социология». В данном случае, речь идёт о студентах, обучавшихся на младших курсах факультетов РТ, РК, ИУ в период 2010-2013 г. г.

В одном из вопросов анкеты студентам предлагалось провести мысленный эксперимент. Разделить всех людей на три категории: дружелюбно относящихся к людям, равнодушно относящихся к людям и враждебно относящихся к людям.

Несмотря на кажущуюся элементарность данного задания, оно, позволяет получить весьма ценную информацию о том, что мы охарактеризовали как субъективные социогуманитар-ные концепции.

Мы исходим из того, что представления человека о глобальном политическом миропорядке тесно связано с его субъективными представлениями о сущности людей [2]. В идеале, как нам кажется, таких представлений может быть три.

Первое - основным принципом отношений между людьми является дружелюбие, сотрудничество, кооперация, взаимопомощь.

Второе - основным принципом отношений между людьми является равнодушие, изоляция, взаимное игнорирование.

Третье - основным принципом отношений между людьми является враждебность, соперничество, конкуренция.

Психологической основой данной классификации является тот факт, что люди имеют различный уровень порога враждебности.

Личности, чей порог враждебности высок, наиболее склонны интерпретировать поступки других людей в отношении себя как дружественные. Только в исключительных случаях они оценивают поступок другого человека как враждебный в отношении себя. Следовательно, они постоянно испытывают потребность ответить добром на добро, считают себя должниками. По существу, это жертвенные люди. Христианство (в особенности в своём ортодоксальном варианте) по существу призывает своих последователей повышать свой порог враждебности - благословлять своих врагов, прощать должникам, подставлять обидчику другую щёку, считать всех людей добрыми, любить их как самих себя, воспринимать их как друзей, а ещё лучше, как братьев, за которых не жаль и жизнь отдать.

Люди, чей порог враждебности имеет средний уровень, наиболее склонны интерпретировать поступки других в отношении себя как нейтральные. Соответственно наиболее типичным состоянием этих людей является ощущение, что им никто ничего не должен, но и они сами никому ничего не должны. Поэтому они воспринимают свои отношения с другими не как отношения с друзьями, а как отношения безличных агентов, выполняющих определенные предписания. Это апофеоз формализма и равнодушия.

Люди, чей порог враждебности очень низок, наиболее склонны интерпретировать поступки других в отношении себя как враждебные. Только в исключительных случаях они

способны оценивать поступок другого человека как дружественный в отношении себя. У них присутствует ощущение, что люди делают в их отношении то, чего делать не должны и напротив, не делают того, что должны. Из этого они логично делают заключение, что в большинстве своём люди злы и делают всё назло. В такой ситуации естественно возникают две проблемы: как оградить себя от потенциальных злодеев и как воздать за причинённое зло. Естественными для таких людей состояниями являются подозрительность и жажда мести, справедливой с их точки зрения.

Следующим шагом в логике наших рассуждений является переход от субъективной концепции сущности человека к идеальной модели мирового, глобального сообщества. Мы заимствовали теоретическую схему, предлагаемую отечественным философом Александром Панариным в его монографии «Искушение глобализмом» [4]. Автор выделяет три крайние идеальные формы глобального мироустройства: просвещенческий глобализм, элитный глобализм и имперский глобализм. Приведём их характеристики, даваемые А. Панариным.

Просвещенческий глобализм - политический миропорядок, основанный на идеях просвещения, а также на христианских установках - единое человечество, равноправно пользующееся всеми благами прогресса цивилизации.

Элитный глобализм - политический миропорядок при котором существует некий наднациональный и одновременно интернациональный центр власти, мировая интернациональная элита, закулисно правящая народами.

Имперский глобализм - политический миропорядок при котором на вершине политической и экономической мировой власти оказывается одно супер-государство. Вся остальная территория и население планеты превращаются в источники сырья и дешевой рабочей силы, обеспечивающие благоденствие граждан этой сверхдержавы, становящихся людьми первого сорта в отличие от всего остального человечества. Если в элитной модели научно-технический прогресс должен служить мировой элите, то в имперской модели он находятся на службе господствующей над миром сверхдержавы.

Соотнесём модели глобального мироустройства с образами человека, вытекающими из субъективных представлений о его сущности.

1. Просвещенческо-христианская установка - все люди братья. В идеале просвещенческая глобальная модель - это мир без границ, таможен, виз, армий, войн. Единое счастливое человечество, состоящее из равноправных граждан мира. Своего рода мировое братство, мировая коммуна.

2. Ультралиберальная установка - каждый человек занят своими делами и ему безразлична судьба всех других людей. Никто просто так не станет делать другому добро, но точно также и не станет целенаправленно причинять зло. Мир - это скопление одиноких эгоистов, индивидуализированных личностей, свободно конкурирующих между собой. Действительно, корыстный человек это прежде всего равнодушный человек. Равнодушный ко всему кроме личной выгоды, личного благополучия. Поэтому его универсальным ответом на любое предложение является вопрос: «Сколько вы мне заплатите?»/ Поскольку люди не равны в своих способностях и стартовых условиях, в конце концов возникает международная элита избранных, добившихся наивысших успехов в свободной конкурентной борьбе. Именно поэтому принцип конкуренции абсолютизируется, и она объявляется краеугольным камнем прогресса. Эта элита и становится хозяином, правящим миром в своих интересах. Её лидерство и власть с точки зрения принципов построения данного миропорядка абсолютно естественны и законны. Миром должны править те, кто доказал на деле, что он самый успешный.

3. Имперско-сектантская установка - человек человеку волк. Жизнь - это непрекращающаяся война всех против всех. Следовательно, в результате возникает государство - репрессивная машина, отбирающая у людей свободу и право на насилие, но дающая вместо этого безопасность. Такой обмен зачастую заведомо неэквивалентен (о чём писал З. Фрейд в своей классической работе «Недовольство культурой»). Далее, следуя логике, репрессивные машины - государства вступают в борьбу друг с другом. В конце концов должен остаться один самый сильный - мировое супер-государство, единственная сверхдержава. На этом заканчивается история государств. Единственная сверхдержава становится центром мира - новой Римской империей. Все остальные страны,

а точнее территории превращаются в провинции, а в сущности колонии. Правящая верхушка этой новой мировой метрополии подкупает своих граждан, создавая им за счёт грабежа колоний привилегированные условия жизни.

Предлагаемый теоретический подход, как нам кажется, является актуальным при анализе смыслообразующих факторов профессиональной самореализации молодого специалиста.

Литература

[1] Немцов А.А. Исследование особенностей культурно-мировоззренческого сознания студенчества (на материале студентов технического университета). Психология сознания. Материалы Х1У Международных чтений памяти Л.С. Выготского. М. 2013 С. 136-141.

[2] Иващенко А.В. Морально-нравственная основа личности в современном российском обществе. Акмеология 2014 № 4 (52) С. 108-111.

[3] Токарева И.Н. Индивидуально-психологические различия проявления субъектости личности. Акмеология 2013 № 2(46) С. 54-59.

[4]ПанаринА.С. Искушениеглобализмом. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

FUNDAMENTAL HUMANITARIAN ATTITUDES OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALIZATIONS AS FUTURE ENGINEERS-PROFESSIONAL

Nemtsov Alexander Arkadievich - candidate of psychological Sciences, associate Professor, Russian state University for the Humanities, Miusskaya square, Moscow, Russia 125993, e-mail a.nem-czow2014@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to theoretical analysis of approaches to the study of the most fundamental worldviews of students. Describes the basic components and types of positions in respect of individuals, as well as the society as an aggregate of cultural and historical subjects. Key words: fundamental worldviews, personality, society, subjective images.

УДК 159.9

УВЕРЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Новикова Ирина Александровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail: novikova_ia@pfur.ru Замалдинова Гульнара Нуровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальных наук и технологий, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»; Ленинский пр., 4, Москва, Россия, 119049; e-mail: rasgut@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уверенности, рассматриваемой на основе системно-функциональной модели, как личностного фактора профессиональной эффективности сотрудников коммерческих организаций.

Ключевые слова: уверенность, системно-функциональный подход, профессиональная эффективность, сотрудники коммерческих организаций.

В последние годы в отечественной психологии активно изучаются факторы профессиональной эффективности сотрудников, занятых в различных сферах трудовой деятельности [3]. Личностные черты и свойства личности традиционно рассматриваются среди таких факторов. На основе системно-функционального подхода А.И. Крупнова в контексте профессиональной деятельности изучались такие свойства личности как инициативность, общительность, организованность, ответственность и др. Нами было проведено исследование уверенности как личностного фактора эффективности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций [1].

В исследовании приняли участие 102 сотрудника коммерческих организаций (39 мужчин и 63 женщины), средний возраст которых - 32 года. Для диагностики уверенности

использовался бланковый тест, разработанный А.И. Крупно-вым на основе системно-функциональной модели [2]. Профессиональная эффективность сотрудников определялась их непосредственными руководителями, которые оценивали по пятибалльной шкале выраженность у каждого из них следующих показателей: «текущая компетентность», «обучаемость», «способность работать на стабильный результат», «потенциал к росту», «уживчивость в коллективе», «способность работать в стрессовой ситуации». Для обработки результатов исследования использовались корреляционный анализ, кластерный анализ методом К-средних, критерий Краскела-Уоллиса.

Была выявлена специфика психологической структуры уверенности сотрудников коммерческих организаций, которая состоит в тесной связи с другими переменными агармониче-ских составляющих инструментально-смыслового блока (аэ-нергичности, астеничности и экстернальности), которые не были выявлены ранее в других выборках при изучении уверенности. Полученная специфика, возможно, связана с особенностями выборки (более старший возраст и профессиональные особенности респондентов).

На следующем этапе были установлены тесные связи между показателями профессиональной эффективности и переменными инструментально-динамического блока уверенности, переменные мотивационно-смыслового блока уверенности и показатели эффективности практически не связаны. Наиболее тесно с эффективностью сотрудников связаны операциональные трудности и астеничность уверенности (отрицательные корреляции). Соответственно, сотрудники, которые в большей степени владеют разнообразными навыками уверенного поведения и способны регулировать собственные отрицательные эмоции, как правило, демонстрируют более высокую профессиональную эффективность по показателям: текущая компетентность, стрессоустойчивость, обучаемость, способность работать на стабильный результат.

С помощью кластерного анализа были получены четыре основных варианта реализации уверенности личности, которые по характеру соотношения и доминирования мотивацион-но-смысловых и инструментально-динамических переменных соответствуют другим типологиям, разработанным в рамках системно-функциональной модели [4].

Представителям инструментально-смыслового типа свойственно разнообразие целей и мотивов проявления уверенности, они реализуют уверенное поведение как в предметно-деятельностной, так и в субъектно-коммуникативной сфере, эффективно преодолевая возникающие трудности, переживая при этом, как правило, положительные эмоции, у них доминирует внутренний локус контроля, но им не свойственна излишняя самоуверенность, иногда они испытывают сомнения в собственной компетентности, поэтому их можно условно назвать «умеренно-уверенные». Эти сотрудники имеют высокие, но не максимальные, показатели профессиональной эффективности.

Представители мотивированно-агармонического типа также имеют разнообразие целей и побуждений для проявления уверенности, но им характерны наиболее высокие показатели трудностей реализации уверенности, неудачи в его реализации вызывают у них негативные эмоции - тревогу, нерешительность, разочарование и др., соответственно им подходит условное название «тревожно-неуверенные». Сотрудникам из данной подгруппы присущи минимальные показатели текущей компетентности профессиональной деятельности.

Уверенность представителей избирательного типа в большей мере нацелена на достижение общественного признания, стремление стать успешным. При этом результативность уверенности связана у них в основном с субъектной сферой, то есть они проявляют уверенность не всегда, а когда это соответствует личностно значимым для них целям и задачам. Процесс реализации уверенного поведения не вызывает у них особых трудностей и сильных переживаний, поэтому им подходит название «прагматично-уверенные». Для этих сотрудников характерны максимальные значения по всем показателям эффективности профессиональной деятельности.

Представители слабо-мотивированного типа сталкиваются с проблемами при реализации уверенности, но им часто не хватает мотивированности и желания для преодоления этих проблем. Им не свойственны сильные эмоциональные переживания при осуществлении уверенного поведения, они спокойно реагируют и на успех, и на неудачи, сопровождающие его реализацию, поэтому их можно назвать «безразлично-не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.