Научная статья на тему 'Понятие "студенческого инфантилизма": причины и структура'

Понятие "студенческого инфантилизма": причины и структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
"СТУДЕНЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ" / "STUDENT INFANTILISM" / ПРИЧИНЫ И СТРУКТУРА / THE CAUSES AND STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Тимур Александрович

Статья посвящена анализу понятия «студенческий инфантилизм». В данной работе рассматриваются причины данного явления, его мотивационная, когнитивная и эмоциональная составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "STUDENT INFANTILISM": CAUSES AND STRUCTURE

The article is devoted to the analysis of the concept of «student infantilism». In this work the causes of this phenomenon, its motivational, cognitive and emotional components are considered.

Текст научной работы на тему «Понятие "студенческого инфантилизма": причины и структура»

мую информацию (допустим об уровне знаний или других критериях), тщательно фиксировать результаты изучения, находить типичные ошибки, затруднения, выявлять их более глубокие причины. В этом и состоит суть диагностирования, по Ю.К. Бабанскому, в организации. Придерживаясь данный точки зрения, выстраивая определённым образом процесс обучения, преподаватель может наблюдать и фиксировать те изменения, которые предположительно могут происходить в личности, ее установках и активности.

Следуя данной логике, можно предположить определенные показатели активности студентов.

Учебно-познавательная активность включает в себя следующие показатели:

• более глубокое вживание в содержание;

• умение выражать себя, свою позицию, отношение;

• развитие способности анализировать;

• обогащение своего кругозора новыми фактами, стимулирующими к дальнейшему изучению проблемы самостоятельно;

• обогащение новыми знаниями, повышение своей профессиональной компетенции;

• изменение некоторых взглядов и установок.

К творческой активности относятся умения:

• выражение эмоций в тексте и через текст;

• взаимообмен своими мыслями и способность услышать Другого;

• отстаивание своей точки зрения, позиции;

• возможность развивать свою фантазию, воображение.

Субъектная активность проявляет себя в таких позициях

как:

• открытость в отношениях с одногруппниками и преподавателем;

• взаимопонимание с преподавателем;

• открытие новых «талантов» в себе и своих товарищах;

• узнавание своих одногруппников с новых сторон.

Данные показатели представляют собой определенные

качественные характеристики личности, которые свидетельствуют о том, что происходит сдвижение акцентов в образовательной парадигме на «обогащение рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного мира обучающегося и достижение единонаправленности его разума, воли и чувств». [2, с. 142] Это в свою очередь актуализирует такие понятия как «культура, понимание, смысл». Ориентация преподавателя на обеспечение единства рационального и эмоционального позволяет ему реализовывать в учебной деятельности акмеологические задачи: помочь студенту увидеть и осознать огромный потенциал, заложенный в содержание обучения. Образование становится «способом становления человека в культуре» [5, с. 14]. Через активность, а именно акмеологическую активность человек выражает себя и смыслы. Чтобы уметь ориентироваться в коммуникативном пространстве, «мало обладать предметными знаниями, умениями и навыками, нужно еще подключать такие качества и способности, которые помогли бы личности сопереживать, чувствовать Другого, понимать себя и уметь выражать свой смысл». [3, с. 85]

Литература

[1]. Деркач А.А., Оптимизация личностно-профессионального развития студентов на основе акмеологического потенциала профессиональных дисциплин. [Текст] «Акмеология». Москва, СВ 1-2 -2014. - с. 15-18.

[2]. Козина О.В., Фасилитирующая составляющая в структуре профессиональной деятельности педагога. [Текст] Мир науки, культуры, образования. № 1-2010. - с. 141-145.

[3]. Мясникова О.В., Синтез рационального и эмоционального в профессиональной подготовке студентов университета. [Текст] Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 8/ 2008. - с. 82-90.

[4]. Мясникова О.В., Организация процесса обучения в вузе средствами драматизации [Текст] Диссертация канд пед наук: 13.00.08. Новокузнецк. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. - с. 174.

[5]. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования [Текст]: Курс лекций: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с. 6. Фроловская М.Н., Акмеологическая школа становления авторской позиции будущего педагога.[Текст] «Акмеология». Москва, СВ 1-2 - 2014. - с. 228-230.

INDICATORS OF ACMEOLOGICAL STUDENT'S ACTIVITY IN THE PROCESS OF STUDYING

Miasnikova Olga - candidate of pedagogical sciences, Ass. Prof. of "Foreign languages" department, Altai State University, Barnaul (Russia) e-mail: omelnikova2000@mail.ru

Abstract

education is considered as a way of the person's formation in culture. The teachser's orientation to ensuring the unity of rational and emotional allows to realize in educational activity the acmeological tasks through the participants' activity of pedagogical process. Key words: acmeological activity, diagnostics, quality indicators.

УДК 159.9

ПОНЯТИЕ «СТУДЕНЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА»: ПРИЧИНЫ И СТРУКТУРА

Назаров Тимур Александрович (Москва, Россия) - соискатель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; moskalenkoolga@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу понятия «студенческий инфантилизм». В данной работе рассматриваются причины данного явления, его мотивационная, когнитивная и эмоциональная составляющие. Ключевые слова: «студенческий инфантилизм», причины и структура.

Резкий рост вузов в конце ХХ - начале XXI веков в России создал в социуме миф об обязательности высшего образования для всех выпускников средних школ, который имеет несколько обстоятельств. Во-первых, выпускники школ не хотят «покидать родительский дом» из-за чрезмерной родительской опеки, к которой привыкает молодежь, поручая почти все важные вопросы жизнедеятельности родителям, перекладывая ответственность на «плечи родителей», в результате юноши не хотят служить в армии, а родители не хотят их «отпускать от себя». Во-вторых, в российском обществе сложилось следующее понимание важности высшего образования: для того, чтобы более эффективно построит карьеру необходимо иметь высшее образование. В-третьих, школьные руководители и педагоги расценивают «поступление в вуз» выпускников школ как наивысшую оценку своей профессиональной деятельности и личного вклада. В-четвертых, работодатели считают, что специалист с высшим образованием более подготовлен к профессиональной деятельности и др. [1].

Психологический анализ данного мифа позволяет увидеть в возникновении данного мифа социально-психологический феномен «возрастное увеличения детства», которое практически наблюдалось в истории развития человечества: или у более материально обеспеченной части населения (в Российской империи у детей помещиков детство продолжалось до замужества у девушек и до поступления на службу у юношей, в то время как дети крепостных крестьян работали с самого детства - в няньках, Ванька Жуков (А.П. Чехов), малолетние рабочие на производстве с вредными условиями труда (В.М. Бехтерев) и др.), или в более социально защищенном государстве (введение в СССР обязательного образования (всеобуч) последовательно с начального до среднего (десятилетнего), аналогичная ситуация во многих странах Европы и США в XX веке).

Данный феномен - «возрастное увеличения детства» имеет еще и следующую причину: расширенная сеть государственных и негосударственных вузов, их филиалов в субъектах России позволяет получить высшее образование любому вчерашнему школьнику, оставаясь в родительской семье.

Следовательно, окончание школы и поступление в вуз современные юноши и девушки рассматривают аналогично переходу из начальной школы в среднюю, только этот переход «немного» осложнен сдачей ЕЭГ и выбором «правильного» (более престижного) вуза [2]. Позиция школьника присутствует не только в первые адаптационные месяцы обучения в вузе, но и далее - еще долгое время (иногда - до окончания вуза),

что существенно осложняет как их обучение, так и деятельность преподавателей [3].

Данное явление мы обозначим как «студенческий инфантилизм» (обозначив условно, так как оно присуще не всем студентам).

Данное понятие имеет определенную структуру: моти-вационную, когнитивную и эмоциональную составляющие. Мотивационная составляющая включает несамостоятельность и неосознанность выбора профессии и вуза, нежелание брать ответственность на себя, отсутствие как учебных интересов, учебно-профессиональной мотивации, так и желания состояться не только в профессиональном плане, но и личностном. Когнитивная составляющая данного феномена проявляется в отсутствии способа переработки информации и выработки способа учебной работы студента. Отсутствие этих способов мешают студентам на первом и последующих курсах переработать огромные объемы информации и знаний, что вызывает у студента - сильнейшее желание отторжения и ведет, в лучшем случае, к чтению небольшой брошюрки «Шпаргалки», всего в 10-20 страниц. При этом, у студента выработан за одиннадцать лет школьный способ работы - выполнение домашних заданий (то есть самостоятельной работы) четко, дозировано и в ограниченных временных рамках, а выбор и поиск учебного материала за него выполнил учитель. От школьника требуют компетенцию - необходимость следования разработанного учителем алгоритму выполнения домашней работы как закрепления учебного материала, изученного в классе на уроке. В вузе, наоборот, студент - это субъект познания, он ищет необходимую информацию самостоятельно, ему отводится на это время, он должен научиться ориентироваться в современном огромном информационном профессиональном океане. Иначе он не сможет сформировать свою профессиональную компетентность. В результате, мы получаем специалиста с высшим образованием, но с очень низким уровнем качества профессиональных знаний и негативным отношением к вузу, преподавателям и процессу обучения в вузе. В итоге, каждый студент по-своему решает возникающие проблемы с информацией: изучает частично, вообще не изучает (списывает на экзаменах и зачетах), пытается изучать, но при этом неэффективно. Некоторые студенты вырабатывают в итоге свои способы переработки информации [4-5].

Мотивационная и когнитивная составляющие понятия «студенческого инфантилизма» порождают мощные эмоциональные реакции - как позитивного, так и негативного характера, что позволяет резюмировать и об эмоциональной составляющей этого явления.

Отмеченный нами «студенческий инфантилизм» препятствует стать студенту субъектом познания будущей профессии, который должен постоянно находиться в поиске новых знаний, при этом незнание не пугает его, а, наоборот, мотивирует на познание. Именно субъект познания, а не обучающийся со «студенческим инфантилизмом», имеет конкретно-личностный образ своей будущей карьеры и специальности, он понимает механизмы и законы карьерного строительства в профессиональной области и др.[6-7].

«Студенческий инфантилизм» поддерживает студента в его «бегстве» от трудностей, встречающихся в процессе обучения в вузе на более легкий путь перестройки жизни, изменения смысла жизни, поиску его в других областях: развлечения и др., определяя смыслом своей жизни - психологический гедонизм. Но удовольствие может быть получено в том числе и от познания нового, освоения нового профессионального умения, построения карьерного пути. Удовольствие может пониматься и как принцип удавшейся жизни (Эпикур). В этом мы видим одно из перспективных направлений перестройки «студенческого инфантилизма».

Литература

[1]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.

[2]Миронова Г.В., Москаленко О.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоосуществления.//Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

[3]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.

[4]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.

[5]Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.

[6]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[7]Москаленко О.В. Психология профессиональной карьеры государственных служащих. М.: РАГС. 2005. - 245с.

THE CONCEPT OF «STUDENT INFANTILISM»: CAUSES AND STRUCTURE

Nazarov Timur Aleksandrovich (Moscow, Russia) - researcher, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); prospect Vernadskogo, 84; moskalen-koolga@mail.ru.

Abstract

The article is devoted to the analysis of the concept of «student infantilism». In this work the causes of this phenomenon, its motivational, cognitive and emotional components are considered. Keywords: «student infantilism», the causes and structure.

УДК 159.9

ПУТИ КОРРЕКЦИИ «СТУДЕНЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА»

Назаров Тимур Александрович (Москва, Россия) - соискатель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; moskalenkoolga@mail.ru

Москаленко Ольга Валентиновна (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; moskalenkoolga@mail.ru.

Аннотация

Статья посвящена анализу путей коррекции «студенческого инфантилизма». В данной работе раскрыты некоторые особенности феномена «студенческий инфантилизм» и методы коррекции данного явления.

Ключевые слова: «студенческий инфантилизм», пути коррекции, психодидактические приемы вузовской педагогики.

Введенное понятие «студенческий инфантилизм» в исследовании как феномен, заключающийся в том, что современным студентам присуща позиция школьника, которая существенно осложняет как их обучение, так и деятельность преподавателей [1]. Данный феномен дополняется тем, что аннулируется система ценностей, среди которых образование и просвещение являлись необходимой стадией развития молодого человека. Отсюда рождалось уважение к педагогике как к науке, имеющей возможности сделать добро для общества в целом и для каждого человека в частности. Современные ценности молодежи пока еще находятся в формировании, поэтому возникают проблемы как в преподавании, так и в обучении в вузе, что также совмещается с нашим понятием «студенческий инфантилизм». Совершается слишком быстрая смена ценностей поколений, в которой воспитательный механизм не успевает срабатывать, отсюда преподавателям вузов необходимо время на изменение «характера» преподавания.

В начале XXI века Россия вошла в число участников Бо-лонского образовательного процесса, что предполагает, что студенты вузов имеют возможность обучаться до степени «бакалавра» и «магистра» с правом продолжать свое обучение в других странах. Бакалавриат не способен подготовить в полной мере качественного специалиста, а работодателями сегодня бакалавр воспринимается как недоучка. В магистратуре многие студенты не видят необходимости [1-2]. Это также совмещается с нашим понятием «студенческий инфантилизм», так как, обсуждая обучение, мы на самом деле имеем в виду приобретение конкретных знаний, умений и навыков. Нередко в высшей школе студенты не видят «будущего применения» тех знаний и умений, которые получают. Нередко в процессе обучения студенты год от года укрепляются в своем мнении,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.