ственности позиции ТР в региональном конфликте; желание ТР тюркизации Кавказа и Центральной Азии, проведения нового этапа ренессанса идеологии панисламизма и пантюркизма, реализации концепции неосманизма; поиск новых партнеров, поддерживающих позицию ТР;
• разработка оценки прогноза участия ТР в региональном конфликте, социально-экономических, военных и политических рекомендаций по учету роли ТР в урегулировании-участии в будущем региональном конфликте.
Таким образом, турецкая модель урегулирования выступает как модель участия ТР в региональных конфликтах. Это позволяет сделать вывод о том, что содержание и формы турецкой модели участия-урегулирования региональных конфликтов базируется на концепции А. Давутоглу «Стратегическая глубина» и на доктрине «Ноль проблем с соседями». Турецкая модель урегулирования ТР региональных конфликтах позволяет спрогнозировать поведение и направления анализа роли ТР в будущих региональных конфликтах.
Литература
[1]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.
[2]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.
[3]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.
[4]Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.
THE ETHNO-SOCIAL MODEL OF THE SETTLEMENT OF REGIONAL CONFLICTS BY TURKEY
Moskalenko Valentin Alekseevich (Moscow, Russia) - the student of the 4th course of the faculty of international relations, MGIMO (University) in the MFA of Russia, prospect Vernadskogo, 76; [email protected]
Abstract
The article is devoted to the analysis of the results of a study of the problem of the participation-the settlement of regional conflicts by Turkey. In this work there is undertaken the attempt to take into account the ethno-psychological features of the people (on the example of the Turkish ethnic group) through the analysis of regional conflicts as one from the types of social and interethnic between actors of international law.
Key words: regional conflict, the model of participation-settlement, ethno-psychological features.
УДК 159.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ САМОАНАЛИЗ СО СВОИМИ СТУДЕНТАМИ
Москаленко Ольга Валентиновна (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена некоторым аспектам сравнительного самоанализа преподавателей высшей школы со своими студентами. В данной работе предпринята попытка через сравнительный анализ некоторых проблем вуза с позиций преподавателя и студентов, выявить некоторые качества профессиограммы современного преподавателя вуза.
Ключевые слова: преподаватель вуза, студент, профессиограмма преподавателя.
В профессиональной жизни специалиста время от времени наступает период сравнительного самоанализа - со своим идеалом-образом профессионала, или коллегами, или выдающимися мастерами. Для педагога высшей школы, как и для школьного учителя важно быть честным и справедливым как по отношению к ученикам, так и по отношению к самому
себе. Часто преподаватель задает себе вопросы - «Подхожу ли я на эту профессию? Смогу ли я эффективно учить студентов? и др.» [1]. В социуме часто встречаются случаи, когда человек идет в преподаватели вуза, так как в других сферах профессиональной деятельности он не смог реализовать себя. Считается, что преподавателем может быть любой человек, даже имеющий проблемы в саморазвитии, которые не допустимы, поскольку они могут повлиять на качество преподавания и уровень знаний студентов. Потому, выбирая профессию преподавателя, необходимо четко понять: чтобы преподавать только знаний не достаточно, важно уметь правильно четко передать эти знания другим людям. Результаты исследований показывают, что успех преподавателя вуза в основном зависит от его личностных качеств, в том числе и умения работать с людьми [2].
Преподаватель вуза XXI века обязан постоянно работать над собой, расширять свои знания, совершенствовать свои личностные качества, что способствует успеху в работе. Преподавателю вуза приходится работать со студентами и магистрантами, которые получают второе высшее образование, которые взрослые и самодостаточные люди. И, соответственно, обучая таких студентов, преподаватель должен знать больше, значительнее работать над собой.
При этом преподаватель должен проводить самоанализ. Важно, что преподаватель каждый день работает со своими студентами, так или иначе, узнавая своих подопечных, возникают различные направления сравнения как самого себя, так и других преподавателей с отдельными студентами или их группами [3].
Так например, в современном социуме широко распространено понятие «права человека». Студенты XXI века тоже часто прибегают к защите своих прав при малейшем недоразумении: нередко можно слышать упреки и обвинения в адрес преподавателей по тому или иному «нарушению студенческих прав». Не беремся обсуждать все случаи, вероятно, можно допустить, что иногда эти обвинения имеют основания. Часто студенты принимают за нарушение своих прав даже то, что было сказано в их пользу. Это имеет разные причины - домашнее воспитание и др. Но все это приводит к увеличению числа конфликтов между студентами и преподавателями. Работая в таких условиях, каждый преподаватель должен быть готов к работе с такими студентами и необходимо применить индивидуальный подход к каждому студенту.
Преподаватель XXI века должен быть не только источником знаний, но и субъектом, актором и мотиватором учебного процесса. Необходимо вовлечь каждого студента в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим соучастником и ассистентом, встать на позицию студента и посмотреть его глазами на волнующую его проблему - это все входит в задачи современного преподавателя.
Одной из главных проблем в отношениях между студентами и преподавателями является возрастная проблема, проблема «отцов и детей», взаимоотношения двух поколений. В современном социуме студенты хорошо владеют компьютером, разбираются в технике. Нередко многие преподаватели так и остались наедине с учебником, доской и мелом. И, хотя современное общество требует от преподавателя компьютерной грамотности, часто эта грамотность преподавателя отстает от компьютерного кругозора студентов, что, несомненно, ведет к неосуществлению задачи - включения всех участников педагогического процесса вуза в формирование выпускника как компетентной личности, способной к личностно-профес-сиональной самореализации.
Важной проблемой является различия во владения иностранными языками преподавателей и студентов. Многие студенты чаще с детства посещают страны не только как туристы, но и различные зарубежные образовательные программы, общаются в социальных сетях со своими зарубежными сверстниками. Однако, часто преподаватели, не владея английским языком на должном уровне, преподают, особенно на тех программах, где знание иностранного языка профессионально важно (например, сравнительный анализ экономики, права и др.). Следует отметить, что среди студентов возрастает число иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, в том числе и по обмену [4].
Всем известно, что любая образовательная система надежно функционирует лишь при наличии соответствующего ей профессионала. Поэтому очень важно обратить внимание
на вышеперечисленные вопросы и упорно работать над тем, чтобы особое внимание уделялось на подготовку и выбор специалистов-преподавателей вузов, формированию про-фессиограммы преподавателя высшей школы. Перечислим некоторые качества преподавателя высшей школы. Во-первых, специалист-педагог - это образ и образец культуры, и поэтому к числу его основных качеств должны быть отнесены глубина научных познаний, самостоятельность, способность к диалогическому общению, творческая активность. Во-вторых, преподаватель высшей школы XXI века - это профессионал и творческая личность, гражданин, умеющий глобально гуманистически мыслить и локально созидающе действовать. В-третьих, для преподавателя высшей школы должна быть характерна такое качество как креативность, которая необходима ему для профессиональной педагогической деятельности. В-четвертых, современный преподаватель должен быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. В-пятых, в современном вузе преподаватель должен быть фасилитатором, так как он должен давать возможность студентам самим найти пути и решения поставленных задач.
Суммируя, можно сделать вывод, что сравнительный анализ некоторых проблем вуза с позиций преподавателя и студентов, выявить некоторые качества профессиограммы современного преподавателя вуза.
Литература
[1]Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приемов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе//Акмеоло-гия. 2015, № 2. - С. 104-110.
[2]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.
[3]Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.
[4]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.
HIGH SCHOOL TEACHER: A COMPARATIVE INTROSPECTION WITH YOUR STUDENTS
Olga Moskalenko V. (Moscow, Russia) - doctor of psychological Sciences, Professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), prospect Vernadsko-go, 84; [email protected]
Abstract
The article is devoted to some aspects of the comparative introspection of high school teachers with their students. In this paper is undertaken the attempt through the comparative analysis of some problems of the university from the position of the teacher and the students to identify some of the qualities of the profes-siogram (the job description) of the modern university teacher. Keywords: teacher, student, professiogram (the job description) a teacher.
УДК 159.99
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАРЬЕРОЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Мударисов Айнур Аликович (Москва, Россия) - аспирант 2 курса кафедры Акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; Aamudarisov@ yandex.ru
Аннотация
Целью работы выступает определение удовлетворенности карьерой в качестве психологического феномена и построение гипотезы о его связи с личностно-профессиональным развитием. Для этого рассматривается связь карьеры с некоторыми базовыми жизненными понятиями и виды субъективного восприятия карьеры. В работе был проанализирован ряд исследований, освя-
щающих различные стороны удовлетворённости человека своей жизнью, включая удовлетворённость карьерой. Ключевые слова: удовлетворённость карьерой, значимость карьеры, динамика карьеры, личностно-профессиональное развитие.
Очевидно, что карьерные устремления не всегда воспринимаются однозначно. Тема карьеры, как правило, включает в себя, вопросы морали, а понятие «карьеризм» вообще имеет отрицательный смысл. И, вместе с тем, в массовом сознании устойчив обратный стереотип: если карьера задалась, то и жизнь состоялась, личностно-профессиональный рост очевиден. Поскольку представления общества о том, что заслуживает одобрения, а что нет, существенно влияют на ценностные ориентации, цели, жизненные выборы (Л.С. Выготский, 1983, [1]; А.Н. Леонтьев, 2013, [3] С.Л. Рубинштейн, 1997, [6]), а, значит, и на траекторию личностно-профессио-нального развития, то, можно предположить, что и удовлетворённость карьерой, карьерный успех неоднозначно влияет на личностный и профессиональный рост человека.
По данным И.В. Нехорошевой (2013, [5]), удовлетворенность карьерой как частный случай удовлетворённости жизнью отрицательно связана с уровнем нравственного сознания субъекта. Знаменательно, что за четверть века до этой публикации, исследуя возрастную динамику моральных оценок школьников, Ю.В. Синягин (1988, [7]), выявляет усложнение и противоречивость отношений подростков к социальным признакам жизненного успеха, и, следовательно, добавим мы от себя, вероятно, к успешной карьере в том числе. В свою очередь, успешность в карьере, как показали в своих исследованиях К. Муздыбаев (2000, [4]), А.В. Юревич и Д.В. Ушаков (2010, [9]), хоть и одобряется основной частью современного российского общества, но, всё же свидетельствует о падении нравственности и размывании моральных норм. Более того, в ряде исследований выявлено различие между переживанием счастья и удовлетворённостью жизнью, а, следовательно, как можно предположить, и удовлетворённостью карьерой (см., например, Джидарьян И.А., 2013, [2]). Здесь мы допускаем, что переживание счастья и субъективно-значимые достижения в личностно-профессиональном развитии имеют прямую де-терминационную зависимость. Иными словами, если человек достигает высокого уровня в личностно-профессиональном развитии, вероятно, он будет переживать счастливые моменты. Обратная зависимость, скорее всего, маловероятна, т.е., переживание счастья не обязательно будет свидетельствовать о заметном росте в личностном и профессиональном плане.
По-видимому, карьера, по разным причинам, может быть самоцелью, а может выступать лишь как средство профессиональной самореализации, условие воплощения в жизнь лич-ностно-значимых идей и решений, актуальных в социальном, научном, производственном, культурном планах. Если мотив карьерных достижений становится целью, а не средством, если предметом потребности (самостоятельным мотивом) становится успешная карьера, достигаемая любыми путями, то можно констатировать феномен «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев, 2013, [3]). В этом случае, целью жизни человека становится только карьерный успех. Карьера воспринимается как источник счастья и становится самостоятельным предметом устремлений.
По мнению В. Франкла, если в фокус внимания человека попадает счастье, (а, значит, и карьера как его синоним), то естественно, что причины и пути его обеспечивающие отходят к периферии его внимания. Тем самым, как показывает В.Франкл (2005, [8, с. 7]), человек теряет из виду причины для счастья, не концентрирует себя на этих причинах.
Для человека и его развития полезнее, когда потребность в социальной позиции, (в карьере), стремление к власти, утверждает В. Франкл, являются лишь производными от цели, содержание которой наполнено представлениями о некоем продукте и о процессе получения этого продукта.
Действительно, если власть, карьера не являются самоцелью, то они выступают лишь средством достижения чего-то такого, что можно предъявить и принять. По мысли В.Франкла причину для счастья создаёт процесс продуктивной деятельности ради достижения цели [8, с. 8]. В.Франкл акцентирует на этом внимание, он показывает, что человеку важны причины, пути, процессы движения к высокой социальной позиции, к власти, (к успешной карьере): «.. .человека