Научная статья на тему 'Содержание образования как фактор возникновения и разрешения ключевых проблем высшей школы'

Содержание образования как фактор возникновения и разрешения ключевых проблем высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА / LEVEL OF QUALITY / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / НАГРУЗКА / ОТБОР / SELECTION / ПОДГОТОВКА / TRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ADVANCED TRAINING AND RETRAINING OF HIGHER SCHOOL TEACHERS / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / INTERDISCIPLINARY NATURE OF ACADEMIC DISCIPLINES / TEACHER'S LOADING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Ольга Валентиновна

В статье приведены результаты исследования психолого-педагогического анализа соответствия требований Министерства образования и науки РФ к содержанию образования высшей школы и путей реализации этих требований преподавателями высшей школы при разработке рабочих программ дисциплин и построении соответствующих курсов, спецсеминаров. Автор теоретически обосновывает и эмпирически подтверждает тезис о том, что всей высшей школе значима и необходима перестройка системы как отбора, так и подготовки и переподготовки всего коллектива преподавателей высшей школы. В ходе теоретического анализа выявлены причины и различные аспекты рассматриваемой проблематики. К ним были отнесены: высокая динамика изменения нагрузки преподавателей; отсутствие соответствующей системы отбора, подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы; необходимость соблюдения междисциплинарного характера некоторых дисциплин и приглашения специалистов и из других отраслей; контроль за внедрением рабочих программ дисциплин и за технологией деятельности преподавателя. Эмпирическое исследование проблемы соответствия содержания образования и технологии проведения занятий было выполнено в преподавательской и студенческой среде в российских государственных и негосударственных вузах Москвы, Воронежа, Астрахани и других городов РФ, был осуществлен анализ опыта зарубежных университетов. Были использованы следующие методы: непосредственное и опосредованное наблюдения, анкетирование, опрос, самоописание, интервью с выборкой пилотажного исследования. Использовались и проективные методики, в том числе «Идеальный преподаватель современной высшей школы», «Идеальный современный студент». Выявленные аспекты изучаемой проблемы подтверждают сложный характер процесса обучения в высшей школе. Решение этой проблемы сделает высокоэффективным процесс подготовки студентов как будущих перспективных специалистов. В качестве примера предложена апробированная авторская методика проведения научно-исследовательского семинара для магистрантов. Приведенные в статье результаты исследования важны для развития психодидактики высшей школы, построения высокоэффективной системы учебного процесса в высшей школе с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF EDUCATION AS THE FACTOR OF GENERATING AND SETTLEMENT OF THE KEY ISSUES IN HIGHER SCOOL

The article shows the results of the research of the psychological and pedagogical analysis of the relevance of requirements of the Ministry of education and science of the Russian Federation for the high school education and the ways of realization of those requirements by higher school teachers in the elaboration of working programs of disciplines and creation of relevant courses, special seminars. The author theoretically substantiates and empirically confirms the thesis that reorganization of selection, training and retraining of all the higher school teachers is significant and necessary for the higher school as a whole. The reasons and different aspects of the considered topic have been defined in the course of the theoretical analysis. They include: high dynamics of the change of teacher’s loading; lack of the relevant selection system, training and advanced training of higher school teachers, necessity to observe interdisciplinary nature of some disciplines and invite specialists from oth er sectors, control over the implementation of working programs of disciplines and the technology of the teacher’s activity. The empirical study of the problem of the relevance between the content of the education and the technology of the conduction of trainings was carried out among teachers and students of the Russian state and commercial higher educational institutions (in Moscow, Voronezh, Astrakhan, etc.), analysis of the foreign universities’ experience was carried out as well. The following methods were applied: direct and indirect observation, questionnaires, self-description, research including the selection of pilot study, projective techniques «The Ideal Teacher of the Modern Higher School», «The Ideal Modern Student», etc. The identified aspects of the issue studied, confirm the complicated character of the studying in the higher school process. The resolving of this problem will make the process of preparation of students as future perspective specialists highly effective. As an example, there is offered a proven proprietary method of conducting of science-research seminar for undergraduates for Master’s Degree students. The presented results of the research are important for the development of psychological didactics of the higher school, creation of the highly effective system of training process in the higher school aimed at preparations of the competitive specialists for the Russian society.

Текст научной работы на тему «Содержание образования как фактор возникновения и разрешения ключевых проблем высшей школы»

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ, ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ (ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)

PSYCHO-ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF EDUCATION AND PERSONALITY FORMATION (EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS)

УДК159.9.072.43.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Москаленко Ольга Валентиновна, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; moskalenkoolga@mail.ru

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования психолого-педагогического анализа соответствия требований Министерства образования и науки РФ к содержанию образования высшей школы и путей реализации этих требований преподавателями высшей школы при разработке рабочих программ дисциплин и построении соответствующих курсов, спецсеминаров. Автор теоретически обосновывает и эмпирически подтверждает тезис о том, что всей высшей школе значима и необходима перестройка системы как отбора, так и подготовки и переподготовки всего коллектива преподавателей высшей школы.

В ходе теоретического анализа выявлены причины и различные аспекты рассматриваемой проблематики. К ним были отнесены: высокая динамика изменения нагрузки преподавателей; отсутствие соответствующей системы отбора, подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы; необходимость соблюдения междисциплинарного характера некоторых дисциплин и приглашения специалистов и из других отраслей; контроль за внедрением рабочих программ дисциплин и за технологией деятельности преподавателя.

Эмпирическое исследование проблемы соответствия содержания образования и технологии проведения занятий было выполнено в преподавательской и студенческой среде в российских государственных и негосударственных вузах Москвы, Воронежа, Астрахани и других городов РФ, был осуществлен анализ опыта зарубежных университетов. Были использованы следующие методы: непосредственное и опосредованное наблюдения, анкетирование, опрос, самоописание, интервью с выборкой пилотажного исследования.

Использовались и проективные методики, в том числе «Идеальный преподаватель современной высшей школы», «Идеальный современный студент».

Выявленные аспекты изучаемой проблемы подтверждают сложный характер процесса обучения в высшей школе. Решение этой проблемы сделает высокоэффективным процесс подготовки студентов как будущих перспективных специалистов. В качестве примера предложена апробированная авторская методика проведения научно-исследовательского семинара для магистрантов. Приведенные в статье результаты исследования важны для развития психодидактики высшей школы, построения высокоэффективной системы учебного процесса в высшей школе с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для российского социума.

Ключевые слова: высшая школа, преподаватель, уровень качества, содержание образования, нагрузка, отбор, подготовка, повышение квалификации и переподготовка преподавателей высшей школы, междисциплинарный характер учебных дисциплин.

В настоящее время в российском социуме разворачивается дискуссия о содержании образования. Пока это в основном относится к начальному и среднему звену общеобразовательного образования: обсуждается вопрос о введении как новых курсов — финансовой грамотности, астрономии и др., так и новых обязательных экзаменов (в формате единого государственного экзамена — ЕГЭ) по истории России, литературе и другим дисциплинам.

В высшем образовании также существует данная проблема. Поиск оптимального содержания образования совершается через разработку всё более новых поколений Федерального государственного образо-

вательного стандарта (ФГОС). Так, буквально в последние три года были разработаны несколько поколений ФГОС.

С одной стороны, данный экстенсивный подход без тщательной проработки психологическими и педагогическими экспертами данной проблемы может привести к сильнейшей физической и психической перегрузке как школьников, так и студентов, бакалавров, магистрантов и аспирантов. И снова появится ряд проблем: «урезание» нового содержания образования, выработка новых стандартов, которые через некоторое время не будут устраивать социум, и т. д., и т. п. — «бег по кругу».

С другой стороны, уход от строгого диктата со стороны Министерства образования и науки РФ в плане предлагаемого четкого и обязательного содержания образования, а также выбора учебно-методической литературы привел к плюрализму мнений педагогической общественности по данной проблеме, ознакомлению педагогов с различными предлагаемыми учебниками, поиску своих авторских технологий и передового опыта других педагогов.

Этот вариант деятельности педагогов имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Но отметим, что в средней школе он более или менее приживается в силу большего числа педагогов в каждой школе по одной дисциплине, работают методические структуры по школам, округам, районам, областям, республикам. Более того, систематически проводятся семинары для педагогов школ и дошкольных учреждений для аттестации, повышения уровня профессионализма педагогов, обучения в рамках повышения квалификации (не только традиционные курсы повышения квалификации, но и вебинары и другие интернет-технологии, спецкурсы в объеме 4—8 часов по отдельным проблемам1), а также педагогические конкурсы. Отметим, что все эти опосредованные и непосредственные формы повышения квалификации проходят за счет образовательных учреждений, без материальных затрат со стороны самих педагогов.

Содержание образования в высшей школе в силу многих факторов и условий, которые описаны в статьях и монографиях А.А. Деркача [4], А. В. Гагарина [1—3], авторской научной школы [5—10; 17], С.Д. Смирнова [21], вызывает много вопросов, которые характеризуют ее по-разному. Отметим некоторые важные факторы и условия влияния на содержание образования, которые могут способствовать как возникновению, так и разрешению ключевых проблем высшей школы.

Главнейшая проблема — кто решает, что именно надо знать современному выпускнику высшей школы: бакалавру, специалисту или магистранту? Какой выпускник будет конкурентоспособен и эффективен в современном социуме, а какой — не будет? Особенно в рамках специализаций. Например, психологи обучаются в рамках:

• бакалавриата (программы «Психология», «Психология управления» и др., при этом в рамках этих

1 Автор принимает активное участие в этих формах повышения квалификации и имеет реальное представление о возможностях и результатах данных форм.

программ существуют различные профили, например «Практическая психология», «Психологическое консультирование», «Социальная психология», «Психология личности»;

♦ специалитета (программы «Психолог служебной деятельности», «Клиническая психология», «Педагогика и психология девиантного поведения», в рамках которых есть различные специализации),

♦ магистратуры (направление «Психология» включает в себя различные программы: «Теоретическая и экспериментальная психология», «Психология управления», «Клиническая психология», «Социальная психология развития», «Клинико-психологическая реабилитация при нарушениях когнитивных и эмоциональных процессов», «Организационная психология», «Психология переговоров», «Психология развития», «Психология спорта», «Психофизиология», «Социальная психология», «Экономическая психология», «Психоаналитическая психология, психоаналитическое консультирование и психотерапия», «Психология здоровья», «Семейная психология и семейное консультирование» и др.).

Есть еще одно важное направление подготовки психологов — психолог-педагог, которое также имеет различные специализации.

Министерство образования и науки РФ выработало указанный выше ФГОС, но при этом рабочую программу дисциплины (РПД) либо учебно-методические комплексы по дисциплине (УМК) каждый преподаватель создает под свой курс по данной дисциплине.

Отметим несколько важных аспектов данной проблемы.

Во-первых, в силу разных причин курсы у преподавателя могут меняться в каждом учебном году, при этом могут быть не один—два курса, а в силу роста учебной нагрузки в последние 2—3 года — более 4 курсов. И о каком качестве тогда может идти речь при подготовке конкурентоспособного и эффективного специалиста XXI века?!

В этой ситуации преподаватель «идет» несколькими путями:

• берет программу, разработанную другими преподавателями, в том числе и в других вузах (через интернет-ресурс и иными путями), причем эти программы иногда разработаны под другую специализацию. При этом возможны также два пути: 1) формально берется чужая программа, а преподавание осуществляется по собственным знаниям и соображениям преподавателя, 2) преподаватель старается освоить дисциплину вместе со студентами, только он впереди студента «на одну ночь» — знакомится с материалами лекции и практического занятия накануне. Это отмечается в основном у молодых преподавателей и преподавателей, не имеющих стажа педагогической деятельности в высшей школе;

• создает свою программу, часто «скороспело» и поверхностно, без проработки всего накопленного учебно-методического материала по данной дисциплине в отечественной и зарубежной психологии.

Это порождает второй аспект — проблему можно было бы решить при соответствующей организации как отбора преподавателей высшей школы, так и повышения их квалификации.

Важная основополагающая проблема высшей школы — отбор и подготовка преподавателей [11; 12; 15].

Ранее в наших статьях [13; 14; 16; 18—20] было указано, что состав преподавателей высшей школы весьма разнороден по:

• образованию (базовому или полученному в рамках повышения квалификации или переподготовки);

• профессиональному опыту (или его отсутствию в случае молодых преподавателей);

• специализации в рамках научной специальности.

При этом большинство преподавателей высшей школы практически не имеют квалификации «Преподаватель высшей школы», и тем более — «Преподаватель высшей школы по конкретной специальности или дисциплинам направления, специальности и др.».

Таким образом, «неподготовленный» преподаватель высшей школы в ситуации разработки содержания курса по дисциплине либо «изобретает велосипед», либо, как было сказано выше, берет материалы с сайтов, у знакомых преподавателей и т. д., и т. п.

Обратимся к историко-междисциплинарному анализу. Традиционно, во всех отраслях высшего образования во все времена и во всех странах, преимуществом и вниманием со стороны населения и работодателей пользовались и пользуются вузы со своей системой «выращивания» кадров, предусматривающей либо приглашение профессорско-преподавательского состава из лучших представителей и высшего образования, и производства, и науки, либо приглашение высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять педагогическую деятельность в высшей школе. В качестве примеров приведем ведущие вузы мира — California Institute of Technology (США), Harvard University (США), Stanford University (США), University of Oxford (Великобритания), Princeton University (США), University of Cambridge (Великобритания), Massachusetts Institute of Technology (США), Imperial College London (Великобритания), University of Chicago (США), University of California Berkeley (США), МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МГИМО.

При отборе преподавателей сочетаются как традиции преподавания, так и новейшие технологии вузовского образования с использования новейших технологий производства, науки, экономики и др. Более того, некоторые специалисты-практики возглавляют магистерские программы, при этом сами ведут большую научную деятельность. Данная практика позволяет не только подготовить выпускников, но и отобрать работодателям наиболее подготовленных и конкурентоспособных из них.

Однако в некоторых российских вузах специалистов-практиков приглашают не только на целый курс, но и на отдельные мероприятия. При этом в силу отсутствия ответственности приглашающих специалисты-практики демонстрируют порой низкий уровень преподавательского профессионализма. Они — успешные и востребованные в социальной практике профессионалы — совершенно не готовы к работе со студентами (использование сленгов, скабрезностей, неграмотная профессиональная речь — психологические тренинги часто ведут любые специалисты, кроме психологов, совершенно далекие от психологии, на-

пример «Тренинги личностного роста»). Даже в случае, если приглашенный специалист-практик проявляет непрофессионализм, важно прокомментировать для студентов, почему он допускает это в своей работе. Ни в коем случае нельзя оставлять такие факты без внимания, иначе студенты решат, что такие способы работы с клиентами вполне допустимы.

Отметим, что мы не против новейших форм работы и технологий в вузе, однако нужна экспертиза этих форм, ибо не всё из практики можно применить в учебно-профессиональном процессе высшей школы.

Обратим внимание еще раз на следующее. Высокопрофессиональные специалисты-преподаватели ведут, как правило, практико-ориентированные и научные семинары и спецкурсы, имеют профессиональное образование в соответствующем направлении и занимаются научной деятельностью. Это полностью отличается от привлечения к преподаванию теоретических курсов в высшей школе специалистов, не имеющих не только педагогического образования (они имеют военное, техническое, медицинское или какое-либо другое образование), но и часто не имеющих опыта ни в производственной, ни в педагогической деятельности.

С этим связан и третий аспект проблемы разработки содержания образования и соответствующих курсов по дисциплинам, междисциплинарный характер которых требует именно такого подхода, то есть с приглашением специалистов других отраслей. Так, например, в некоторых областях психологии просто невозможно освоить курсы психофизиологии, анатомии и физиологии центральной нервной системы, юридической психологии, педагогической психологии, экономической психологии и других дисциплин без привлечения специалистов соответствующих областей научного знания. Современные выдающиеся исследования в медицине, биологии, физике, химии, технике показывают свою интеграцию как нельзя лучше. Это доказывает наступление в научных исследованиях эры междисциплинарных исследований на самом высоком уровне. И не только в естественнонаучных, физико-математических, технических и других отраслях науки, но и в гуманитарном блоке происходит интеграция политологии, социологии, психологии с экономикой, математикой и т. д. Оригинальный подход преподавателя-практика из других отраслей научного знания, безусловно, интересен студентам. Но важно учитывать весьма важный фактор — специалист-практик должен иметь высокий уровень преподавательской культуры.

Четвертый аспект рассматриваемой проблемы — разработка специальной системы повышения квалификации всех преподавателей вузов, в том числе и приглашенных специалистов-практиков. Продемонстрируем это на примере подготовки психологов.

При подготовке психологов нужно ставить студентам задачу осмысления теоретических знаний, включающих в себя психологические отечественные и зарубежные концепции. Но при этом психолог как специалист должен уметь «перевести» свой теоретический багаж на язык практики и запросов клиентов, которые не могут и не должны владеть психологической лексикой. При этом данный «перевод» должен быть грамотным как со стороны психологии, так и со сто-

роны общего профессионализма и профессиональной культуры. Это, во-первых, позволит психологу как специалисту говорить с каждым клиентом на понятном ему языке, а во-вторых, — решить проблему «непрофессионализма» ведущих тренингов и стать высокоэффективным «тренингистом», используя арсенал всех своих знаний, полученных в процессе обучения в вузе.

Этому «переводу» студенты могут научиться у:

• преподавателей вузов, владеющих как теоретической базой психологии, так и возможностью перехода в практические области применения психологических знаний;

• специалистов-практиков, подготовленных к преподавательской деятельности в вузе.

Для названных выше двух групп преподавателей важно разработать и внедрить такую систему повышения квалификации, которая помогла бы специалистам-практикам сделать процесс преподавания в высшей школе высококачественным, а преподавателям — стать ближе к психологическим запросам и потребностям клиентов, сделать спецкурсы и семинары более практико-ориентированными, направляющими студентов на решение конкретных задач клиентов.

В качестве примера возможностей «перевода» теоретических знаний в практико-ориентированную плоскость приведем методику преподавания авторского курса научно-исследовательского семинара для магистрантов. Данный курс посвящен теме построения карьеры, личностно-профессионального развития и выработки жизненной стратегии будущих специалистов.

В первой части семинара преподаватель использует классические лекции-беседы по тематике карьеры: определения карьеры из различных отраслей знания, ее виды, типы, стратегии, условия и факторы развития, а также развития личности и профессионала. Затем он применяет психодиагностические методики с целью изучения карьерного потенциала магистрантов.

Во второй части семинара магистранты пишут рецензии (в том числе методологические) на монографии и статьи по изучаемой тематике семинара, но во взаимосвязи со своей темой диссертации. Все рецензии проходят проверку в системе «Антиплагиат». Хочется отметить, что все рецензии имеют высокие оценки оригинальности текста. На основе данной работы практически все магистранты приняли участие в акме-ологических чтениях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности «Человек как предмет познания в интегративных акмеологических исследованиях». Эти чтения прошли 1 декабря 2015 г. в РАНХиГС при Президенте РФ, причем каждый магистрант оформил тезисы своего выступления в форме научной статьи.

В третьей части семинара магистранты подготовили презентации по анализу монографий и учебно-методических пособий, связанных как с темой семинара — карьерой и личностно-профессиональным развитием специалиста, так и с проблематикой своих диссертаций. В процессе представления презентаций были организованы дискуссии, которые вызвали оживленные споры по позициям магистрантов, что послужило еще одним моментом в выборе и анализе темы диссертации.

Данный научно-исследовательский семинар позволил сформировать у магистрантов следующие компетенции:

• познавательную (выработаны знания, умения и навыки по одной из проблем психологии профессиональной деятельности);

• исследовательскую (поиск научных текстов и работа с ними);

• практико-ориентированную (решение проблем карьеры и личностно-профессионального развития специалиста как для себя самого, так и для других).

Данная методика проведения занятий получила высокую оценку у магистрантов, была охарактеризована ими как интересная, полезная и высокоинформативная. Многие магистранты выказали желание заниматься и тематикой семинара, и такой формой занятий.

Пятый аспект изучаемой проблемы — стоит ли перед вузами вопрос об эффективности деятельности преподавателя высшей школы? Кто контролирует весь учебно-профессиональный процесс? У заведующего кафедрой и деканов, учебно-методических подразделений вузов не могут «дойти руки» до каждого преподавателя, курса, дисциплины. В лучшем случае могут быть взаимные посещения занятий преподавателями. Но выбор и организация форм и методов проведения курса по дисциплине — главный момент во всей деятельности преподавателя вуза и учебно-профессиональной подготовки студентов. Вероятно, надо выстроить зависимость системы поощрения (в том числе зависимость премиальной части заработной платы) преподавателя вуза от разработки и внедрения соответствующих методов и форм преподавания.

Таким образом, анализ рассматриваемой проблемы — соответствие требований Министерства образования и науки РФ к содержанию образования высшей школы и путей реализации этих требований преподавателями высшей школы при разработке рабочих программ дисциплин и построении соответствующих курсов и спецсеминаров — показал, что для решения этой важной проблемы высшей школы необходимы построение специальной системы отбора, подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы, а также контроль за нагрузкой и внедрением рабочих программ дисциплин и технологией деятельности преподавателя. Это имеет большое значение как для развития психодидактики высшей школы, так и для построения высокоэффективной системы построения учебного процесса в высшей школе с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для российского социума.

ССЫЛКИ

[1]. Гагарин А. В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 31-37.

[2]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 54-59.

[3]. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. — 2012. — № 4 (44). — С. 46-49.

[4]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 6-15.

[5]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионально-го развития специалиста // Акмеология. — 2012. — № 2. — С. 109-112.

[6]. Москаленко О.В. Акмеологическое сопровождение профессиональной деятельности и личностно-профессио-нального развития специалиста как одно из направлений современной акмеологии в свете теорий В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева // Акмеология. — 2007. — № 3 (23). — С. 123-124.

[7]. Москаленко О.В. Пути коррекции «студенческого инфантилизма» / О.В. Москаленко, Т.А. Назаров // Акмеология. — 2015. — С. 128-129.

[8]. Москаленко О.В. Содержательные и сущностные характеристики особенностей профессионального самоопределения студенческой молодежи / О.В. Москаленко, Ю.А. Сто-рожева. — М.: МААН, 2013. — 86 с.

[9]. Москаленко О.В. Сущность карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования и возможности психологического сопровождения данного процесса / О.В. Москаленко, О.Б. Храмова. — М.: МААН, 2013. — 95 с.

[10]. Москаленко О.В. Зависимость формирования структуры и социально-психологических характеристик профессиональной компетентности будущих социальных работников от социума / О.В. Москаленко, И.В. Лаврентьева. — М.: МААН, 2013. — 98 с.

[11]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза // Акмеология. — 2014. — № 1-2 (специальный выпуск): Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня 2014 г.). — С. 163-164.

[12]. Москаленко О.В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе: плюсы и минусы // Акмеология. — 2015. — № 1. — С. 34-38.

[13]. Москаленко О.В. Актуальные проблемы развития психодидактики высшей школы // Профессиональная коммуникация и мультикомпетентность: Сб. науч. тр., посвящ. 15-летию кафедры английского языка № 5 МГИМО / Под общ. ред. Л.К. Раицкой. — М., 2015. — С. 97-104.

[14]. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмеология. — 2015. — № 3 (55). — С. 121-122.

[15]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека // Акмеология. — 2014. — № 3-4 (специальный выпуск). (Мат-лы XXII Международ. акмеологич. чтен. аспирантов, магистрантов и молодых ученых, М. — СПб., 1-15 декабря 2014 г.). — С. 65-66.

[16]. Москаленко О.В. Вузовские преподаватели психологии как существенный потенциал для решения психодидактических проблем высшей школы // Вестник Тувинского государственного университета. № 1. Социальные и гуманитарные науки. — 2015. — № 1 (24). — С. 137-145.

[17]. Москаленко О.В. Модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов / И.Б. Коняхина, О.В. Москаленко // Акмеология. — 2010. — № 3 (35). — С. 44-46.

[18]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приемов в преподавании учебных дисци-

плин в высшей школе / О.В. Москаленко // Акмеология. — 2015. — № 2. — С. 104-106.

[19]. Москаленко О.В. Использование презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Образовательные технологии (г. Москва). — 2015. — № 2. — С. 112-118.

[20]. Москаленко О.В. Перспективы вузовской науки с позиций психодидактики высшей школы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2015. — № 1 (266). — С. 233-237.

[21]. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.

THE CONTENT OF EDUCATION AS THE FACTOR OF GENERATING AND SETTLEMENT OF THE KEY ISSUES IN HIGHER SCOOL

Olga V. Moskalenko — Professor, Department of Ac-meology and Professional Psychology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: moskalenkool-ga@mail.ru

ABSTRACT

The article shows the results of the research of the psychological and pedagogical analysis of the relevance of requirements of the Ministry of education and science of the Russian Federation for the high school education and the ways of realization of those requirements by higher school teachers in the elaboration of working programs of disciplines and creation of relevant courses, special seminars. The author theoretically substantiates and empirically confirms the thesis that reorganization of selection, training and retraining of all the higher school teachers is significant and necessary for the higher school as a whole. The reasons and different aspects of the considered topic have been defined in the course of the theoretical analysis. They include: high dynamics of the change of teacher's loading; lack of the relevant selection system, training and advanced training of higher school teachers, necessity to observe interdisciplinary nature of some disciplines and invite specialists from other sectors, control over the implementation of working programs of disciplines and the technology of the teacher's activity.

The empirical study of the problem of the relevance between the content of the education and the technology of the conduction of trainings was carried out among teachers and students of the Russian state and commercial higher educational institutions (in Moscow, Voronezh, Astrakhan, etc.), analysis of the foreign universities' experience was carried out as well. The following methods were applied: direct and indirect observation, questionnaires, self-description, research including the selection of pilot study, projective techniques «The Ideal Teacher of the Modern Higher School», «The Ideal Modern Student», etc.

The identified aspects of the issue studied, confirm the complicated character of the studying in the higher school process. The resolving of this problem will

make the process of preparation of students as future perspective specialists highly effective. As an example, there is offered a proven proprietary method of conducting of science-research seminar for undergraduates for Master's Degree students. The presented results of the research are important for the development of psychological didactics of the higher school, creation of the highly effective system of training process in the higher school aimed at preparations of the competitive specialists for the Russian society. Keywords: higher school, teacher, level of quality, the content of education, teacher's loading, selection, training, advanced training and retraining of higher school teachers, interdisciplinary nature of academic disciplines.

REFERENCES

[1]. Gagarin A. V. Dejatel'nost' lichnosti v informacion-no-obrazovatel'noj srede: teoretiko-metodologicheskie aspek-ty [The activity of a personality in the informative and educational environment: theoretical and methodological aspects.] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — P. 31-37.

[2]. Gagarin A. V. Obrazovatel'najarefleksija v profes-sional'noj podgotovke bakalavrov psihologii [The educational reflection in the professional training of barchelors in the psychology] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 3. — P. 54-59.

[3]. Gagarin A. V. Professional'naja podgotovka konkurentosposobnogo prepodavatelja vysshej shkoly: prob-lemyiperspektivnyenapravlenija [The professional preparation of competitive teacher of the high school: the problems and the perspective directions.] // Akmeologija [Acmeology]. —

2012. — № 4 (44). — P. 46-49.

[4]. Derkach A. A Metodologicheskie i prikladnye problem obuchenija studentov-psihologov [Methodological and applied problems of training of students — psachologists] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 1. — P. 6-15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5]. Moskalenko O. V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategorija lichnostno-professional'nogo razvitija specialist // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 2. — P. 109-112.

[6]. Moskalenko O.V. Akmeologicheskoe soprovozhdenie professional'noj dejatel'nosti i lichnostno-professional'nogo razvitija specialista kak odno iz napravlenij sovremennoj ak-meologii v svete teorij V.M. Behtereva i B.G. Anan'eva // Akmeologija [Acmeology]. — 2007. — № 3 (23). — P. 123-124.

[7]. Moskalenko O. V. Puti korrekcii «studencheskogo in-fantilizma» / O.V. Moskalenko, T.A. Nazarov // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — T. 3. — P. 128-129.

[8]. Moskalenko O. V. Soderzhatel'nye i sushhnostnye har-akteristiki osobennostej professional'nogo samoopredelenija studencheskoj molodezhi. [Substantial and essential characteristics of peculiarities of the professional self identity of student youth] / O.V. Moskalenko, Ju. A. Storozheva. — Moscow, 2013. — 86 p.

[9]. Moskalenko O.V. Sushhnost' kar'ernogo razvitija studentov v processe poluchenija vysshego obrazovanija i vozmozhnosti psihologicheskogo soprovozhdenija danno-go processa. [The essence of career development of students during the process of obtaining higher education and opportunity of psychological accompaniment of this process] / O.V. Moskalenko, O.B. Hramova. — Moskva: MAAN,

2013. — 95 p.

[10]. Moskalenko O. V. Zavisimost' formirovanija struk-tury i social'no-psihologicheskih harakteristik professional'noj kompetentnosti budushhih social'nyh rabotnikov ot sociuma. [Dependence on the formation of the structure and socio-psy-chological characteristics of the professional competence of the future social workers from society] / O.V. Moskalenko, I.V. Lavrent'eva. — Moskva: MAAN, 2013. — 98 p.

[11]. Moskalenko O. V. Rol' novyh kommunikativno-in-formacionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 1-2 (special'nyj vy-pusk) (Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Akmeologija: lichnostnoe i professional'noe razvitie chelove-ka» (Moskva, 1-15 ijunja 2014 g.) — P. 163-164.

[ 12]. Moskalenko O. V. Potencial prezentacij v prepodava-nii uchebnyh disciplin v vysshej shkole: pljusy i minusy // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 1. — P. 34-38.

[13]. Moskalenko O. V. Aktual'nye problemy razvitija psi-hodidaktiki vysshej shkoly // Professional'naja kommunikaci-ja i mul'tikompetentnost'. Sb. nauch. tr., posvjashh. 15-letiju kafedry anglijskogo jazyka № 5 MGIMO. [Professional communication and multicompetence. The collection of scientific works dedicated to the 15th anniversary of the English Department № 5 of MSUIR(MGIMO)] / Pod ob. red. L.K. Raick-oj. — Moskva, 2015. — P. 97-104.

[14]. Moskalenko O. V. Prepodavatel' vysshej shkoly: srav-nitel'nyj samoanaliz so svoimi studentami // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3 (55). — P. 121-122.

[15]. Moskalenko O. V. Rol' znanij v postroenii kar'ery cheloveka // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3-4(spec. vyp). (Mat-ly XXII Mezhdunarod. akmeolog-ich. chten. aspirantov, magistrantov i molodyh uchjonyh, M. — SPb., 1-15 dekabrja 2014 g.). — P. 65-66.

[16]. Moskalenko O. V. Vuzovskie prepodavateli psihologii kak sushhestvennyj potencial dlja reshenija psihodidaktich-eskih problem vysshej shkoly [Teachers of the high school as a significant potential for the solution of psychological didactical proble, s of the high school] // Vestnik Tuvinskogo go-sudarstvennogo universiteta. № 1. Social'nye i gumanitarnye nauki. [Bulletin of the Tuva state university. № 1. Social and humanitarian sciences]. — 2015. — № 1(24). — P. 137-145.

[17]. Moskalenko O. V. Model' akmeologicheskogo proek-ta professional'noj samorealizacii v uslovijah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija specialistov / I.B. Konjahina, O.V. Moskalenko // Akmeologija [Acmeology]. — 2010. — № 3 (35). — P. 44-46.

[18]. Moskalenko O. V. Potencial nekotoryh psihodidak-ticheskih priemov v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole. //Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 2. — P.104-106.

[19]. Moskalenko O. V. Ispol'zovanie prezentacij v prepodavanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole. [The use of presentations in teaching of educational subjects in the high school] // Obrazovatel'nye tehnologii [Educational technologies] (Moskva). — 2015. — № 2. — P.112-118.

[20]. Moskalenko O. V. Perspektivy vuzovskoj nauki s po-zicij psihodidaktiki vysshej shkoly [Prospects of university science from the psychological didactics of the high school] // Izvestija Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogichesko-go universiteta. [News of the Voronezh state pedagogical university]. — 2015. — № 1 (266). — P. 233-237.

[21]. Smirnov S.D. Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti. [Pedagogy and psychology of the higher education: from activity to personality]. — Moskva: Izdatel'skij centr «Akademija», 2001. — 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.