Научная статья на тему 'Удовлетворенность карьерой как психологический феномен'

Удовлетворенность карьерой как психологический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ КАРЬЕРОЙ / SATISFACTION OF CAREER / ЗНАЧИМОСТЬ КАРЬЕРЫ / ДИНАМИКА КАРЬЕРЫ / DYNAMICS OF CAREER / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SIGNIfiCANCE OF CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мударисов Айнур Аликович

Целью работы выступает определение удовлетворенности карьерой в качестве психологического феномена и построение гипотезы о его связи с личностно-профессиональным развитием. Для этого рассматривается связь карьеры с некоторыми базовыми жизненными понятиями и виды субъективного восприятия карьеры. В работе был проанализирован ряд исследований, освящающих различные стороны удовлетворённости человека своей жизнью, включая удовлетворённость карьерой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мударисов Айнур Аликович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF CAREER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

The aim of this work is the definition of satisfaction of career as a psychological phenomenon and justification of hypotheses about its relationship with personal and professional development. To do this, we discuss the connection between career with some basic life concepts and types of subjective career. In this work was reviewed by a number of studies, sanctifying different side of the person’s satisfaction with his life, including career satisfaction.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность карьерой как психологический феномен»

на вышеперечисленные вопросы и упорно работать над тем, чтобы особое внимание уделялось на подготовку и выбор специалистов-преподавателей вузов, формированию про-фессиограммы преподавателя высшей школы. Перечислим некоторые качества преподавателя высшей школы. Во-первых, специалист-педагог - это образ и образец культуры, и поэтому к числу его основных качеств должны быть отнесены глубина научных познаний, самостоятельность, способность к диалогическому общению, творческая активность. Во-вторых, преподаватель высшей школы XXI века - это профессионал и творческая личность, гражданин, умеющий глобально гуманистически мыслить и локально созидающе действовать. В-третьих, для преподавателя высшей школы должна быть характерна такое качество как креативность, которая необходима ему для профессиональной педагогической деятельности. В-четвертых, современный преподаватель должен быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. В-пятых, в современном вузе преподаватель должен быть фасилитатором, так как он должен давать возможность студентам самим найти пути и решения поставленных задач.

Суммируя, можно сделать вывод, что сравнительный анализ некоторых проблем вуза с позиций преподавателя и студентов, выявить некоторые качества профессиограммы современного преподавателя вуза.

Литература

[1]Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приемов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе//Акмеоло-гия. 2015, № 2. - С. 104-110.

[2]Москаленко О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы//Акмеология. 2004. № 3. - С. 46-50.

[3]Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.

[4]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.

HIGH SCHOOL TEACHER: A COMPARATIVE INTROSPECTION WITH YOUR STUDENTS

Olga Moskalenko V. (Moscow, Russia) - doctor of psychological Sciences, Professor, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), prospect Vernadsko-go, 84; moskalenkoolga@mail.ru

Abstract

The article is devoted to some aspects of the comparative introspection of high school teachers with their students. In this paper is undertaken the attempt through the comparative analysis of some problems of the university from the position of the teacher and the students to identify some of the qualities of the profes-siogram (the job description) of the modern university teacher. Keywords: teacher, student, professiogram (the job description) a teacher.

УДК 159.99

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАРЬЕРОЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Мударисов Айнур Аликович (Москва, Россия) - аспирант 2 курса кафедры Акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; Aamudarisov@ yandex.ru

Аннотация

Целью работы выступает определение удовлетворенности карьерой в качестве психологического феномена и построение гипотезы о его связи с личностно-профессиональным развитием. Для этого рассматривается связь карьеры с некоторыми базовыми жизненными понятиями и виды субъективного восприятия карьеры. В работе был проанализирован ряд исследований, освя-

щающих различные стороны удовлетворённости человека своей жизнью, включая удовлетворённость карьерой. Ключевые слова: удовлетворённость карьерой, значимость карьеры, динамика карьеры, личностно-профессиональное развитие.

Очевидно, что карьерные устремления не всегда воспринимаются однозначно. Тема карьеры, как правило, включает в себя, вопросы морали, а понятие «карьеризм» вообще имеет отрицательный смысл. И, вместе с тем, в массовом сознании устойчив обратный стереотип: если карьера задалась, то и жизнь состоялась, личностно-профессиональный рост очевиден. Поскольку представления общества о том, что заслуживает одобрения, а что нет, существенно влияют на ценностные ориентации, цели, жизненные выборы (Л.С. Выготский, 1983, [1]; А.Н. Леонтьев, 2013, [3] С.Л. Рубинштейн, 1997, [6]), а, значит, и на траекторию личностно-профессио-нального развития, то, можно предположить, что и удовлетворённость карьерой, карьерный успех неоднозначно влияет на личностный и профессиональный рост человека.

По данным И.В. Нехорошевой (2013, [5]), удовлетворенность карьерой как частный случай удовлетворённости жизнью отрицательно связана с уровнем нравственного сознания субъекта. Знаменательно, что за четверть века до этой публикации, исследуя возрастную динамику моральных оценок школьников, Ю.В. Синягин (1988, [7]), выявляет усложнение и противоречивость отношений подростков к социальным признакам жизненного успеха, и, следовательно, добавим мы от себя, вероятно, к успешной карьере в том числе. В свою очередь, успешность в карьере, как показали в своих исследованиях К. Муздыбаев (2000, [4]), А.В. Юревич и Д.В. Ушаков (2010, [9]), хоть и одобряется основной частью современного российского общества, но, всё же свидетельствует о падении нравственности и размывании моральных норм. Более того, в ряде исследований выявлено различие между переживанием счастья и удовлетворённостью жизнью, а, следовательно, как можно предположить, и удовлетворённостью карьерой (см., например, Джидарьян И.А., 2013, [2]). Здесь мы допускаем, что переживание счастья и субъективно-значимые достижения в личностно-профессиональном развитии имеют прямую де-терминационную зависимость. Иными словами, если человек достигает высокого уровня в личностно-профессиональном развитии, вероятно, он будет переживать счастливые моменты. Обратная зависимость, скорее всего, маловероятна, т.е., переживание счастья не обязательно будет свидетельствовать о заметном росте в личностном и профессиональном плане.

По-видимому, карьера, по разным причинам, может быть самоцелью, а может выступать лишь как средство профессиональной самореализации, условие воплощения в жизнь лич-ностно-значимых идей и решений, актуальных в социальном, научном, производственном, культурном планах. Если мотив карьерных достижений становится целью, а не средством, если предметом потребности (самостоятельным мотивом) становится успешная карьера, достигаемая любыми путями, то можно констатировать феномен «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев, 2013, [3]). В этом случае, целью жизни человека становится только карьерный успех. Карьера воспринимается как источник счастья и становится самостоятельным предметом устремлений.

По мнению В. Франкла, если в фокус внимания человека попадает счастье, (а, значит, и карьера как его синоним), то естественно, что причины и пути его обеспечивающие отходят к периферии его внимания. Тем самым, как показывает В.Франкл (2005, [8, с. 7]), человек теряет из виду причины для счастья, не концентрирует себя на этих причинах.

Для человека и его развития полезнее, когда потребность в социальной позиции, (в карьере), стремление к власти, утверждает В. Франкл, являются лишь производными от цели, содержание которой наполнено представлениями о некоем продукте и о процессе получения этого продукта.

Действительно, если власть, карьера не являются самоцелью, то они выступают лишь средством достижения чего-то такого, что можно предъявить и принять. По мысли В.Франкла причину для счастья создаёт процесс продуктивной деятельности ради достижения цели [8, с. 8]. В.Франкл акцентирует на этом внимание, он показывает, что человеку важны причины, пути, процессы движения к высокой социальной позиции, к власти, (к успешной карьере): «.. .человека

интересуют не наслаждение и счастье как таковые, а причины, которые их порождают» [8, с. 9], хотя человек и не всегда осознаёт это. В.Франкл считает, что разумнее заниматься поиском воплощением в жизнь этих причин. Таким образом, счастье, социальная позиция, по В.Франклу, это «побочный эффект» продуктивной деятельности [там же]. Причиной здесь оказывается продуктивная деятельность, направленная на созидание результата, опознаваемого другими людьми, интересного для других, необходимого или полезного им.

Когда удовольствие, счастье, становится самостоятельной задачей, в которой нет места личностно-профессиональ-ному развитию, то, счастье ускользает от человека, пишет

B.Франкл, потому, что удовольствие уже пережито и желание уже удовлетворено [там же]. В итоге нет ни того, ни другого. Есть лишь воспоминание.

Опираясь на рассуждения В.Франкла, можно заключить, что люди, ориентированные только на удовлетворённость карьерой, высокую социальную позицию, власть, как единственные и предельные ценности, исключающие какое-либо содержательное, продуктивное, деятельностное наполнение процесса продвижения к ожидаемому результату, обречены на разочарование.

Следовательно, есть основания предполагать, что высокая значимость карьеры может выступать катализатором лич-ностно-профессионального развития, если карьера воспринимается человеком как способ осуществления продуктивной деятельности, средство достижения социально и профессионально значимой цели, а не как самостоятельная цель в жизни.

Жизненные цели можно представить и понять, например, как стремление воплотить, сделать реальностью нечто социально значимое, имеющее признаки содержательности в научном, культурном, производственном, служебном или в ином каком-либо плане. Процесс движения к жизненным целям, их достижение, как было показано выше, порождает переживание удовлетворённости жизнью.

Исходя из этих соображений, нам кажется целесообразным под удовлетворённостью карьерой понимать удовлетворённость не результатом или процессом карьерного роста самого по себе, а успешность карьерного продвижения, обеспечивающего человеку достижение личностно-профессио-нальной самореализации.

Примерами личностно-профессиональной самореализации, для выхода на которую необходим успех в карьере, могут быть очень разные сюжеты жизнедеятельности. Это и совершенствование профессионального мастерства высокого уровня, и создание сложного новационного продукта, и разработка прогрессивной технологии с последующим внедрением, а также создание произведения искусства, качественное выполнение некоего объёма работ к необходимому сроку, и т.д. Таким образом, удовлетворённость карьерой как частное проявление удовлетворённости жизнью, становятся неким переживанием, сопутствующим достижению трудового успеха, приближению к цели деятельности, прежде всего, профессиональной, но не самоцелью.

Литература

[1]. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М. 1983.

[2]. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

[3]. Леонтьев А.Н. [Деятельностный подход к личности и её развитию] //Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 1.: Введение. Книга 3 / ред. - сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. С. 58-69.

[4]. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. ж-л. 2000. Т. 21. № 2.

C. 27-39.

[5]. Нехорошева И.В. Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью // Вопр. психол. 2013. № 3. С. 22-31.

[6]. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

[7]. Синягин Ю.В. Возрастная динамика моральных оценок школьников // Личность и межличностные отношения в коллективе. - Ульяновск, 1988. С. 61-65.

[8]. Франкл В.. Десять тезисов о личности // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. № 2. С. 4-13.

[9]. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственное состояние современного российского общества // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. И.: ИП РАН, 2010. С. 177-208.

SATISFACTION OF CAREER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Mudarisov Ainur Alikovich (Moscow, Russia) - PhD post graduate Department of Acmeology and psychology of professional activity of the Institute of social Sciences/School of public policy of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; Aamudarisov@yandex.ru

Abstract

The aim of this work is the definition of satisfaction of career as a psychological phenomenon and justification of hypotheses about its relationship with personal and professional development. To do this, we discuss the connection between career with some basic life concepts and types of subjective career. In this work was reviewed by a number of studies, sanctifying different side of the person's satisfaction with his life, including career satisfaction. Key words: satisfaction of career, significance of career, dynamics of career, personal-professional development.

УДК 159.9

ПРИРОДА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА (СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)1

Мудрак Софья Алексеевна, кандидат психологических наук, специалист по учебно-методической работе 1-й категории Международного института экономики и финансов ФГАОУВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; avelis@bk.ru.

Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, gagarin-av@ranepa.ru

Аннотация

В статье приведены результаты сравнительного исследования особенностей отношения к природе и экологическим проблемам студентов московского мегаполиса. С целью получения данных эмпирически изучены соответствующие особенности проявления у них экологической компетентности во взаимосвязи ее компонентов. Эмпирически выявлены и сопоставлены ключевые характеристики личностного отношения студентов разной этнической принадлежности, обучающихся и проживающих во время обучения в московском мегаполисе.

Ключевые слова: экологическая компетентность, личность, студент, информационное пространство личности, большой город, московский мегаполис.

Экологическая компетентность студентов вуза формируется на основе традиционного экологического сознания и национально-культурных особенностей отношения к природе. При этом существенно влияние на актуальный процесс оказывает то информационное пространство, в котором находится человек на том, или ином этапе его становления. Поэтому необходимо определить, имеются ли качественные и количественные различия в характеристиках и закономерностях развития экологической компетентности личности в зависимости от этнопсихологического фактора и каково влияние актуальной информационной среды на проявление в соответствии с этим скорректировать учебно-воспитательный процесс. Актуальность такого исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в России, и прежде всего, в крупных городах-мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород) согласно данным Министерства образования и науки РФ, учатся почти 250 тысяч иностранцев из 150 стран мира.

Теоретическая разработка феномена экологической компетентности студентов ведется нами (А.В. Гагарин, С.А. Мудрак, Е.Л. Базаров и др.) на основе интеграции идей и по-

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (№ 13-06-00479).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.