Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf DOI: 10.15862/09PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/09PVN614)
УДК 37.032; 316.4
Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного
1 625003 Тюменская область, Тюмень, ул. Семакова, 10. Тюменский государственный университет, кафедра общей и экономической социологии
Ефимова Галина Зиновьевна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Россия, Тюмень1
Доцент кафедры общей и экономической социологии Кандидат социологических наук E-Mail: [email protected] РИНЦ: http://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=571660
российского
Аннотация. В современных условиях ориентации российского общества на приоритетное инновационное развитие и формирование конкурентоспособности не только отдельных социальных групп, но, в первую очередь, каждой личности, социальный инфантилизм молодежи особенно опасен.
Социальный инфантилизм студенческой молодежи проявляется в учебном (приоритет диплома, а не знаний, списывание, прогулы занятий), научно-исследовательском (плагиат в работах, недобросовестность в проведении экспериментальных исследований), профессиональном (инертность в трудоустройстве), общественном (отсутствие четкой гражданской позиции), личностном, семейно-бытовом плане и т.д.
Актуальность данного вопроса определяется: во-первых, недостаточной разработанностью социологического взгляда на социальный инфантилизм студенческой молодежи; во-вторых, отсутствием устоявшегося перечня детерминант социального инфантилизма; в-третьих, несформированностью методов профилактики и противодействия социального инфантилизма молодежи с позиции социологии (то есть, на уровне социальной группы, а не отдельной личности).
Статья направлена на разработку алгоритмов выявления и профилактики социального инфантилизма студенческой молодежи; создание стратегии противодействия различным формам социального инфантилизма. Социальный инфантилизм молодежи рассматривается как основной фактор противодействия модернизации общества. Для анализа проблемы применяются социологические и психолого-педагогические научные разработки.
В процессе обучения в вузе студент приобретает знания, умения и навыки, а также компетенции, необходимые ему для профессиональной деятельности; усваивает морально-нравственные нормы (например, о недопустимости плагиата в учебных и научных работах), профессиональный кодекс; пробует свои силы в научно-исследовательской деятельности, формирует и развивает личностную конкурентоспособность.
Ключевые слова: Социальный инфантилизм; социология зрелости; социология взрослости; социализация; формирование личности; психология взрослости; социальная зрелость личности; молодежь; студент; высшее профессиональное учебное заведение; социальная ответственность; социальное иждивенчество; плагиат; недобросовестность; инновационная активность.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта "Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании" (№ 14-18-02520).
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/09?^614
Требования, предъявляемые социумом к физиологически зрелой личности студента, зачастую не совпадают с зрелостью социальной. Отмечается запоздалое гражданское и социальное становление личности, разногласие между интеллектуальным развитием и социальной адаптацией. Данная тенденция вступает в диссонанс с приоритетной ориентацией общества на воспитание социально активной, инициативной, инновационно-ориентированной молодежи.
Развитие собственных навыков (формирование личностной конкурентоспособности, профессиональной компетентности) заменяется широким спектром услуг, которыми можно воспользоваться, лишь заплатив за них. Также происходит модификация сущностных характеристик "детства" и "взрослости": становится популярным культ "незрелости", "синдром Питера Пена". Данный культ пропагандируется в том числе через средства массовой коммуникации. Усваивая данные стереотипы, молодежь предъявляет завышенные требования к социальной реальности.
Проблема социального инфантилизма (social infantility, англ. infantilism; нем. infantilismus) является междисциплинарной: основной вклад в разработку данной проблемной области сделан социальными психологами и педагогами, также предмет исследования представляет интерес для социологов. С точки зрения социологии инфантилизм конкретной социальной группы является социальной характеристикой личности и напрямую связан с процессами первичной и вторичной социализации, а также влиянием на индивида всего спектра социальных институтов и проявляется в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодого поколения, его адаптации к социальной реальности, характеризуется "сбоем" в процессе социализации и нежеланием человека усваивать новые для него социальные роли, принимать обязательства (стремление к упрощению жизни, максимальному ее облегчению и удобству для себя).
В полном объеме социальный инфантилизм студенческой молодежи в рамках образовательного и научно-исследовательского процесса ещё не становился предметом изучения, хотя отдельные аспекты в той или иной степени рассматривались исследователями.
Эрнест Шарль Ласе (1864 г.) впервые использовал термин "инфантилизм" как "особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени". Также в качестве синонимов данного понятия в литературе встречаются термины: "социальное иждивенчество", "социальная пассивность", "синдром пролонгированного детства". Среди исследователей, изучавших феномен социального инфантилизма можно назвать зарубежных (Г.Антон, Г.Г.Даркенвальд, С.Б.Меррием, М.Ноулз, Е.Бриссо, Э.Ласег, П.Лорен, К.Абрахам, Э.Джонс, З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э. Ласега, П. Лоррена, Г. Штутте и пр.) и отечественных ученых (Л.С.Выготский, В.В.Ковалев, В.В.Лебединский, А.Гурьева, A.В.Петровский, Г.Е.Сухарева, М.Г.Ярошевский, К.К.Платонов, А.Е.Личко, С.В.Шакурина и пр.).
Социальный инфантилизм с позиций социализации и социальной зрелости личности изучали Б.Г.Ананьев, И.С.Кон, Ю.А.Косолапов, В.С.Могун, С.Г.Вершловский и другие исследователи. Влияние социальной среды на становление личности изучали В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и другие.
Жесткова Н.А. рассматривает методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности [4]. Следствием социального инфантилизма называется недостаточная включенность человека в общество (М.Л. Покрасс). В качестве причин: психологический возраст, психо-физиологическое состояние, апатия и безволие личности. Психологи называют социальный инфантилизм одной из характеристик виктимной личности. Во многом инфантилизм личности определяется ее пассивностью.
В медицине инфантилизм (физиологический инфантилизм) определяется как задержка личностного развития с сохранением в физическом облике, имидже человека, чертах его поведения образов из предшествующих возрастных периодов (детство, юность); отставание в физическом развитии, которое может быть следствием болезни. Также выделяют психический инфантилизм (незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему); правовой инфантилизм (низкий уровень правового сознания, чувства ответственности относительно поведения в рамках права, недостаточность правовых знаний и установок, но высокого уровня желания получить результат) и иные формы инфантилизма чётко пересекающиеся с основными сферами жизни человека в обществе.
Социальный инфантилизм определяется как «личностная незрелость человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью» и характеризует разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодежи в индустриально-развитых странах России, Америки и стран Запада, свидетельствующий о нарушении механизма социализации и включения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обязательств. Отечественные психологи и педагоги отмечают в качестве сущностных особенностей социального инфантилизма - «сохранение в психике и повседневном поведении взрослого человека социально-психологических характеристик, присущих детскому возрасту» [5].
Подобная незрелость, неподготовленность личности к совершению осознанных социальных действий проявляется в отсутствии самостоятельности в принятии каких-либо решений и совершении действий, а также в неспособности взять на себя какую бы то ни было ответственность. Совокупность таких характеристик вычеркивает личность из спектра социальных взаимодействий как активного субъекта, оставляя ему лишь роль объекта для стороннего воздействия. Среди иных характеристик социального инфантилизма: чувство незащищенности, идеализация социальной реальности, заниженная самокритичность, требования к окружающим в их заботе о себе, демонстративные проявления эгоцентризма, несформированность эмоционально-волевой сферы личности, задержка морально-нравственного и социально-культурного созревания, низкая мотивация к труду, карьере и самореализации, невыстроенность жизненной стратегии поведения, иждивенчество, гедонизм.
Перечислим еще несколько взаимопересекающихся и дополняющих друг друга характеристик социального инфантилизма: нежелание личности нести ответственность за свою жизнь (Э.Фромм); утрата смысла жизни (А. Маслоу); слабоволие, истеричность, деградация личностно-смыслового уровня; низкая профессиональная мотивация, отсутствие творческого подхода к профессиональной деятельности; наличие укоренившейся установки на максимально быстрое удовлетворение потребностей при минимальных на то затратах (финансовых, моральных, временных и прочих); пассивная психологическая и социальная защита либо отсутствие каких-либо попыток защититься против стороннего негативного вмешательства, неспособность найти способы и ресурсы для решения ситуации.
Зарубежными учеными и исследователями (Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Хорни и пр.) инфантилизм трактуется как патология, проявляющаяся в слабом понимании (либо полном непонимании) личностью различных аспектов окружающей реальности (в том числе социальной); в отсутствии навыков по установлению адекватных отношений с другими людьми; эмоциональной неустойчивости и неспособности «строить свою жизнь», т.е. прогнозировать и планировать жизненную стратегию на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
В социальных взаимодействиях социальный инфантилизм может проявляться на различных уровнях. Можно выделить как минимум два уровня социального инфантилизма: 1)
полное нежелание нести ответственность за себя и свою жизнь, иждивенческая жизненная стратегия; 2) инфантилизм проявляется в отдельных сферах общественной жизни («бытовой инфантилизм», «политический инфантилизм» - отстраненность личности и отдельных социальных групп от политической жизни общества, снижение или полное отсутствие интереса к политике, политическая безграмотность, «профессиональный (субъектно-деятельностный) инфантилизм»).
Также социологи проводят параллель между конформностью, как свойством личности (конформизм) и социальным инфантилизмом. Конформная стратегия поведения личности заключается в изменении индивидом установок, мнений, поведения (при их наличии) в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. Крайний вариант конформизма, когда личность, не имея собственной точки зрения, моментально поддается мнению большинства, соглашается с ним и примыкает в нему. Конформный человек характеризуется податливостью реальному или воображаемому давлению референтной группы, уступчивостью ее взглядам и позициям. Как известно конформность также имеет несколько разновидностей своего проявления: внутренняя (реальный пересмотр человеком своих позиций, взглядов), внешняя (так называемая «неискренняя конформность», избеганием внешнего противопоставления себя группе с внутренним несогласием с ее поведением).
Самостоятельная, социально зрелая личность, как правило, не поддастся конформизму, ее отличает внутренний локус контроля (интернальность), готовность и умение сохранить здоровье (отсутствие необоснованного рискованного поведения, употребления наркотиков и алкоголя, свободой от психологической зависимости), устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция, критическое отношение к реальности, отсутствие конформизма.
Синонимом инфантилизма является «детскость», а антиподом «зрелость». Детскость проявляется в наивном восприятии социальной реальности. Существует множество подходов к определению социальной зрелости личности [10]. В качестве синонима к термину «зрелость» часто используется понятие «взрослость», однако это не идентичные понятия. Психологами анализируется интеллектуальная, идейно-политическая, моральная, трудовая, гражданская, финансовая, профессиональная, нравственная, духовная, эмоциональная, личностная зрелость. Социальная зрелость личности трактуется как адаптация личности к социальной реальности, к обществу, его социальным нормам, традициям, ценностям, набору ролей и статусов. В качестве основных её составляющих: ответственность; терпимость; саморазвитие; положительное мышление, проявление таких качеств как эмпатия, не конфликтность и установление долгосрочных межличностных связей; способность к адаптации личности к социальной среде. Прочие компоненты социальной зрелости: социальная активность, толерантность, саморефлексия, креативность, социальная ответственность, толерантность, осознание себя социально значимым субъектом; формирование умения принимать решения, в том числе в условиях неопределенности и риска; отвечать за последствия данных решений; умения поддерживать долгосрочные межличностные отношения, проявляя сопереживание, эмпатию и иные качества социально-зрелой личности.
Широкое распространение получила точка зрения, что социальная зрелость наступает с вхождением человека в этап профессионально-трудовой деятельности и наступлением экономической самостоятельности от родителей. Происходит трансформация жизненных ценностей, рост ответственности за себя, свою деятельность и окружающих.
Формирование социальной зрелости студента невозможно только в рамках учебно-образовательной деятельности, необходимыми элементами являются: воспитательная и научно-исследовательская деятельность. Понятие «зрелость» рассматривали такие ученые как: Б.Г. Ананьев, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс и другие. Социальную зрелость часто
отождествляют и определяют через такие понятия как «самодостаточность личности» (И.А. Никонова [9]) и «личностная конкурентоспособность».
И.С. Якиманская определяет социальную зрелость личности через ряд умений [8]: к самостоятельному приобретению и творческому использованию полученных навыков, самостоятельным решениям, прогнозу и оценке своих действий; способность принимать ответственность за себя и свое окружение, сотрудничать и коммуницировать с другими людьми. Изучению феномена социальной зрелости посвящены работы отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, М.Л. Покрасс, А.А. Реан, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, В. Франкл) и зарубежных психологов (А. Адлер, А. Маслоу, В. Сатир, Э. Эриксон). Критерии социальной зрелости отражены в работах З.И. Васильевой, О.Н. Гундарь, И.М. Даниленко, И.С. Кона, Н.С. Темирова, Г.П. Фурманюк и др.
Критерии психологической зрелости: адаптация к социальной среде, социальным нормам и ценностям, неконфликтность, умение осознавать возможные последствия своих действий и брать ответственность за них; ответственность за себя и близких/родных людей; внутренний локус контроля. Психологи выделяли такие характеристики зрелой личности как: широкие границы собственной личности, способность к социальным отношениям, самопринятие, чувство юмора, наличие жизненной философии (К. Холл и Г. Линдсей); мудрость, мягкость, снисходительность, самосознание (Б. Ливехуд); ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир (А. Реан); духовность (И.Г. Малкина-Пых); толерантность, самокритичность; отсутствие трудовой мотивации, иждивенчество. Основной критерий социальной зрелости - просоциальное поведение, активная жизненная позиция.
Б.Г. Ананьев исследовал социальную зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А.А. Реан рассматривал интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. Существует несколько взглядов на социальную зрелость: каждому возрастному этапу соответствует свой уровень развития социальной зрелости (О.В. Дашкевич, Т.А. Арканцева, А.А. Гудзовская); социальная зрелость наступает с экономической независимостью (И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский); юность и молодежный возраст - период наступления социальной зрелости (Д.И. Фельдштейн). В этот период закладывается общественная сущность индивида.
Среди работ современных исследователей по изучению феномена социального инфантилизма можно назвать следующие: развитие социальной зрелости личности в период студенчества (Руднева И.А.); проблема политической инфантильности как фактора формирующего гражданскую позицию молодежи в современной России (Степанищенко О.В.); педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа (Шевченко А.Н.); развитие социальной зрелости студентов в педагогическом вузе (Каменева Е.Г.); проблема становления социально-психолгической зрелости в подростковом возрасте (Т.В. Коротковских); социальная зрелость как баланс между адаптацией человека в социуме и обособления в нем (А.В. Мудрик); социальная зрелость -интегративное качество личности, в котором все компоненты определяются системой общественных отношений, находятся в иерархической зависимости (Каменева Е.Г.); философское понимание причин инфантилизма современной молодежи (А.М. Сидорова); жизненные убеждения личности с разным уровнем социальной зрелости (Н.В. Усова); социальная зрелость личности будущего специалиста социально- образвательной сферы (И.А. Руднева), методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности (Н.А. Жесткова). Создана методика выявления уровня выраженности инфантилизма "Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у
безработной молодежи" (Серегина А.А.); Диагностика уровня сформированности социальной зрелости (методика А.А. Реана) и индекс социальной зрелости (Р.Г. Гуров, Л.И. Новикова, Х.Й. Лийметс).
Инфантильная жизненная позиция проявляется в отсутствии инициативы, творческой активности, потребительских настроениях молодого поколения по отношению к окружающим людям и обществу в целом. Считается, что социально инфантильная молодежь отдает приоритет гедонистическим и материальным ценностям. Принцип удовольствия, жизнь "здесь и сейчас". Рутинная работа и бытовые обязанности часто вызывают раздражение молодежи тем, что они отвлекают от "полноценной жизни", от развлечений.
Одна из негативных особенностей молодого поколения в современном обществе: приоритетная ориентация на стратегию потребления, а не созидания (творческую, инновационную активность), поверхностность, отсутствие стремления "погрузиться" в проблему (что объясняется издержками "клипового мышления" [1]), стремление с легкостью избежать проблем, не решая их (увольнение с работы вместо приобретения необходимых навыков; развод с мужем/женой вместо срупулёзной работы над отношениями), отсутствие стремления к серьезному и ответственному труду, приоритет легкой работы и "быстрых" денег; выпускники вуза стремятся добиться успеха быстро, не согласуясь со своей реальной рыночной ценностью (что проявляется например, в завышенных требованиях к зарплате при устройстве на работу [6]); распространен уход от объективной реальности в реальность виртуальную (компьютерные игры, бесцельный интернет-серфинг, переключение телеканалов и пр.), рост функциональной неграмотности и пр. Техника шагнула далеко вперед, но потребители (в т.ч. из числа молодежи) не всегда могут полноценно использовать её возможности.
Социальный инфантилизм студенческой молодежи наблюдается в учебном (приоритет диплома, а не знаний; списывание; прогулы занятий и т.д.), научно-исследовательском (плагиат в работах; недобросовестность в проведении экспериментальных исследований и т.д.), профессиональном (инертность в трудоустройстве), общественном (отсутствие четкой гражданской позиции), личностном, семейно-бытовом плане и т.д.
Также социальный инфантилизм идентифицируется через нежелание личности активно участвовать в социальной жизни коллектива организации, учебного заведения, относительном безразличии к выбору места работы и последующему карьерному росту, равнодушии к успеваемости и неспособности применять на практике полученные знания.
В процессе образования, социальный инфантилизм может проявляться следующим образом [13]: отсутствие мотивации к обучению; пассивность и неприятие помощи и поддержки со стороны преподавателей, друзей, родных и близких людей; негативное отношение к профессиональной деятельности родителей; равнодушное отношение к собственной успеваемости; неудовлетворительные результаты прохождения производственной практики и т.д. В то время как основная цель учреждения профессионального образования -формирование социально ответственной, зрелой личности, способной к эффективной профессиональной деятельности на основе спектра приобретенных компетенций.
В условиях ориентации российского общества на приоритетное инновационное развитие и формирование личностной конкурентноориентированности и конкурентоспособности [12], социальный инфантилизм молодежи особенно опасен.
В современном обществе особенно востребованы предприимчивые, инновационно-ориентированные, творческие личности - яркие представители креативного класса (Ричард Флорида [11]), способные самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность выстраивая собственную жизненную стратегию. Общество формулирует "социальный заказ" на личность, обладающую такими качествами, как способность к конструктивному диалогу,
сотрудничеству, мобильностью, готовностью к взаимодействию с различными культурами и патриотизмом.
Приоритетную ответственность за социально-педагогический процесс формирования подобной личности несут социальные институты семьи и образования. Кризис системы школьного и профессионального образования (середина 90-х XX века) не позволил социальному институту образования в полной мере реализовать данные функции.
В процессе обучения в учреждении высшего или среднего профессионального учебного заведения студент приобретает знания, умения, навыки и компетенции, необходимые ему для профессиональной деятельности; усваивает морально-нравственные нормы (например, о недопустимости плагиата в учебных и научных работах, о стандартах профессиональной этики). Здесь мы говорим именно о суденческой молодежи, так как ее возраст (в среднем от 17 до 22 лет) отличается качественными изменениями: к этому периоду человек уже сформирован физиологически, но его социально-культурное становление еще продолжается, активизируется освоение новых социальных ролей, адаптация к социально-образовательной и социально-профессиональной деятельности.
Необходима координация работы учреждений среднего и высшего профессионального образования по формированию человеческого капитала страны - студенческая молодежь является трудовым и интеллектуальным потенциалом города, региона и страны в целом. Поэтому ее отказ от критичного восприятия реальности и демонстрирование социального инфантилизма не только недопустимо, но и опасно в современных условиях. Снижение доли социального инфантилизма в среде студенческой молодежи при комплексной работе со студентом (образовательная, научно-ичсдедовательская и внеучебная деятельность) позволит скоординировать вектор развития инновационной экономики страны и региона.
Считаем, что любой человек может проявлять социальный инфантилизм в отдельных сферах жизни, но общественно значимым он становится тогда, когда касается жизненно важных сфер (семейно-бытовая, профессиональная и пр.) либо распространяется сразу на несколько сфер деятельности человека, "парализуя их". На основании имеющихся научных исследований [7] можно утверждать, что социальный инфантилизм является видом социальной деформации личности.
Если рассматривать феномен социального инфантилизма шире, чем социальная группа студенческой молодежи, то можно заметить тенденцию: стремление быть более молодыми (при помощи пластических хирургов или моды) также порождает социальный инфантилизм. Мода как проявление социально-культурных стандартов (Г. Эрнер [14]) и институт социализации: детская мода завышает возраст ребенка, взрослая мода - занижает, старательно "омолаживая" людей. Наблюдается "феномен консервации возраста".
Новизна изучаемой проблемы заключается в тесной взаимосвязи социального инфантилизма учащейся молодежи с недобросовестностью в сфере образования и научных исследований и разработок, изучением участия молодежи в общественно значимой деятельности, способности к творческой (созидательной) и инновационной (внедренческой) деятельности [2], [3].
Наиболее распространенной причиной социального инфантилизма ("пролонгированного детства") исследователи называют излишне комфортные условия, которыми окружали ребёнка в детстве и юности, экономическая зависимость личности от родителей (или лиц, их заменяющих). Таким образом, одна из основных внешних причин социального инфантилизма: общество, благополученое с экономической и социальной точки зрения, где о гражданах заботится государство и многое дежае предопределяется заранее, жизнь человека идет по устоявшемуся старнндарту, "шаблону" (Э. Фромм).
Социальный инфантилизм является "обоюдоострым" социальным феноменом - он порожден недостаточным развитием социального капитала личности и общества в целом и, в то же время, сам влияет на "обнищание" социального капитала.
Обратимся далее к результатам эмпирического исследования. В период с 20 декабря 2013 года по 10 марта 2014 года коллективом учебно-научной социологической лаборатории при кафедре общей и экономической социологии Тюменского государственного университета проведено социологическое исследование, посвященное изучению ценностей и профессионально-образовательных ориентаций старшеклассников, мотивацию выбора ими образовательных учреждений и направлений профессиональной подготовки2.
Ценностные ориентации фиксировались ответами старшеклассников на вопросы о жизненных приоритетах. Чтобы выявить уровень социального инфантилизма был задан вопрос о значимости для них общественно-полезного труда («хотели бы вы жить, не занимаясь общественно полезным трудом, если бы такая возможность была?»). Утвердительно ответил каждый четвертый старшеклассник (24%), категорически отрицательно на данный вопрос отреагировала треть опрошенных (33%), остальные затруднились с ответом (43%). Полученные данные свидетельствует о достаточно большом количестве потенциальных социальных иждивенцев, ориентированных на ценности потребления, а не созидания.
Рассмотрим социально-психологический портрет потенциального «бездельника». Среди подростков, планирующих поступление в вуз, на иждивенчество ориентирован лишь каждый пятый респондент (22%) - это минимальное значение по сравнению с иными категориями; среди старшеклассников, планирующих после окончания школы трудоустроиться и не продолжать дальнейшего образования, их в два раза больше (46%).
Количество потенциальных социальных иждивенцев одинаково среди учащихся 10 и 11 классов. Две трети респондентов-юношей хотели бы жить не занимаясь общественно-полезным трудом (61%), среди девушек таковых лишь 39%, что свидетельствует об их большей социальной ответственности.
Потенциальные "бездельники" в среднем хуже учатся - среди них каждый второй (49%) - получает оценки в основном "хорошо" и "удовлетворительно", а вариант ответа "преимущественно удовлетворительно" выбрал каждый восьмой. Для сравнения приведем данные старшеклассников, отрицающих перспективу жизни без общественно-полезного труда: соответственно 36% и 8%.
Результаты социологического исследования профессионально-образовательных ориентаций старшеклассников (в том числе будущих студентов вузов) показало, что на иждивенческую позицию ориентирован достаточно большой процент молодежи и он еще выше среди школьников не нацеленных на продолжение образования.
2 Опрошено 1502 школьника, из числа учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений Тюменской области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ), а также граничащих с ней Свердловской и Курганской областей. Стандартная ошибка выборки составила 3,5% (расчет по формуле В.И. Пани-отто), что обеспечивает необходимую достоверность полученных данных.
Заключение
На основании вышесказаного, считаем необходимым дальнейшее изучение данного проблемного поля с проведением прикладного этапа социологического исследования. Необходимо комплексное изучение феномена социального инфантилизма студенческой молодежи как фактора, противодействующего модернизации современного российского общества (а также процессу формирования и реализации инновационного потенциала личности) с определением перечня конкретных индикаторов выявления социального инфантилизма и детерминант его возникновения; создание комплексной модели социального инфантилизма с точки зрения педагогики, психологии и социально-культурных исследований; оценка социальной среды, формирующей предпосылки для социального инфантилизма и поддерживающей его проявление; изучение влияния инновационных процессов в образовании на социальную зрелость студента (будущего конкурентоспособного специалиста); анализ форм проявления и распространения социального инфантилизма в студенческой среде на средне- и долгосрочную перспективу.
Разработка конкретных рекомендаций по нивелированию социального инфантилизма и создание стратегий противодействия различным его формам. Предполагается рассмотрение особенностей и разновидностей проявления социального инфантилизма и оценка масштабов его распространения среди студенческой молодежи учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества. Очевидна потребность в разработке алгоритмов выявления и профилактики социального инфантилизма студенческой молодежи.
Результаты многоаспектной оценки социального инфантилизма молодежи могут быть использованы на практике, а именно при разработке и реализации органами власти федеральных программ в сфере профессионального образования, различных стандартов и стратегий в сфере образования и молодежной политики. Также результаты исследования и сделанные на их основе выводы и конкретные рекомендации по профилактике и нивелированию социального инфантилизма могут быть использованы в воспитательной и образовательной деятельности учреждения высшего или среднего профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. - 2013. - № 2. - С. 169-176.
2. Ефимова Г.З. «Социальная скорость» как ключевая характеристика актора инновационной экономики // Образование и наука. - 2011. - № 4-83. - С. 78-90.
3. Ефимова Г.З. Академическое мошенничество как социальная проблема: анализ основных проявлений // В мире научных открытий. - 2013. - № 1-3. - С. 306-322.
4. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 2 (14). - С. 128-136.
5. Инфантилизм социальный. Словарь апрактического психолога (интернет-сайт) [Электронный ресурс] // http://www.psdict.ru/15.php
6. Королева Э.В., Чернышова А.Л. Молодое поколение России: от личной несостоятельности к завышенным требованиям к социуму на примере приморского края // Казанская наука. - 2013. - №11. - С. 345-347.
7. Коротовских Т.В. К проблеме становления социально-психологической зрелости в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - Шадринск: ШГПИ. - 2013. - №2. - С.176-179.
8. Мильман А.М. Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук /А.М. Мильман; Витебский гос. ун-т им. П.М. Мешерова. - Витебск, 2008. - 224 с.
9. Никонова И.А. Определение понятия "самодостаточность личности" // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, №3. - С. 767-770.
10. Солдатченко А.Л. Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - №14. - С. 8085.
11. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М., «Классика -XXI», 2005. - 421 с.
12. Шафранов-Куцев Г.Ф. Ппрофессиональное образование в условиях информационного взрыва // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 6-13.
13. Шевченко А.Н. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ин-т соц.-пед. проблем сельской школы РАО. - Москва, 2005.
14. Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют. Эссе/ Пер. с фр. Н.Кисловой. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008.
Рецензент: Мельник В.В., д.ф.н., профессор ТюмГу.
Efimova Galina Zinov'evna
Tyumen State University Russia, Tyumen [email protected]
Social Infantilism of University Students as a Factor of Reaction to the Modernization of the Modern Russian Societ
Abstract. Social infantilism of youths is particularly dangerous at present when the Russian society is oriented towards the top-priority innovative development and towards the growth of competitive advantages of social groups as well as those of each person.
Social infantilism shows itself in various aspects, including curricular activities (the priority of a degree certificate before knowledge in the eyes of a student, cheating, absenteeism), research (plagiarism, unfair practices in experimental research), professional activities (inactive job search), social life (lack of social positioning), personal and family life etc.
The issue in question is of current importance for a number of reasons among which are: 1) the insufficient development of a specific sociological view on students' infantilism; 2) no fixed list of determinants of social infantilism; 3) lack of methods preventing youths' social infantilism from the sociological standpoint (i.e. at the level of a social group rather than that of an individual).
The articles aims to develop the algorithms of discovery and prevention of social infantilism of university students and to create a strategy of countermeasures against various forms of social infantilism. Social infantilism of youths is considered as the main factor of reaction to the modernization of the Russian society. The sociological, psychological and pedagogical research results will be applied to analyze the issue.
In the course of University education, a student gains knowledge, skills and competence needed for further professional activity; adopts moral standards (for instance, the unacceptability of scientific plagiarism), professional codes of conduct; starts research activity, develops personal competitive ability.
Keywords: Social infantilism; sociology of maturity; sociology of adulthood; social adjustment; formation of the individuality; psychology of adultness; social maturity of a person; youth; university students; educational establishments for higher professional education; social responsibility; social dependency; plagiarism; unfair practices; innovational activity.
REFERENCES
1. Dokuka S.V. Klipovoe myshlenie kak fenomen informatsionnogo obshchestva // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. - 2013. - № 2. - S. 169-176.
2. Efimova G.Z. «Sotsial'naya skorost'» kak klyuchevaya kharakteristika aktora innovatsionnoy ekonomiki // Obrazovanie i nauka. - 2011. - № 4-83. - S. 78-90.
3. Efimova G.Z. Akademicheskoe moshennichestvo kak sotsial'naya problema: analiz osnovnykh proyavleniy // V mire nauchnykh otkrytiy. - 2013. - № 1-3. - S. 306-322.
4. Zhestkova N.A. Metodologicheskie podkhody k issledovaniyu sotsial'noy zrelosti i sotsial'nogo infantilizma lichnosti // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. - 2013. - № 2 (14). - S. 128-136.
5. Infantilizm sotsial'nyy. Slovar' aprakticheskogo psikhologa (internet-sayt) [Elektronnyy resurs] // http://www.psdict.ru/15.php
6. Koroleva E.V., Chernyshova A.L. Molodoe pokolenie Rossii: ot lichnoy nesostoyatel'nosti k zavyshennym trebovaniyam k sotsiumu na primere primorskogo kraya // Kazanskaya nauka. - 2013. - №11. - S. 345-347.
7. Korotovskikh T.V. K probleme stanovleniya sotsial'no-psikhologicheskoy zrelosti v podrostkovom vozraste // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - Shadrinsk: ShGPI. - 2013. - №2. - S.176-179.
8. Mil'man A.M. Konkretizatsiya i obobshchenie obshchenauchnykh ponyatiy kak uslovie formirovaniya sotsial'noy zrelosti starsheklassnikov: dis. ... kand. ped. nauk /A.M. Mil'man; Vitebskiy gos. un-t im. P.M. Mesherova. - Vitebsk, 2008. - 224 s.
9. Nikonova I.A. Opredelenie ponyatiya "samodostatochnost' lichnosti" // Vestnik Bashkirskogo universiteta. - 2010. - T. 15, №3. - S. 767-770.
10. Soldatchenko A.L. Kharakteristika sotsial'noy zrelosti lichnosti s pozitsiy interaktivnogo podkhoda // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2012. - №14. - S. 80-85.
11. Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee, M., «Klassika-XXI», 2005. - 421 s.
12. Shafranov-Kutsev G.F. Pprofessional'noe obrazovanie v usloviyakh informatsionnogo vzryva // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 9. - S. 613.
13. Shevchenko A.N. Pedagogicheskie tekhnologii preodoleniya sotsial'no-professional'nogo infantilizma uchashchikhsya kolledzha. Avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.02 / In-t sots.-ped. problem sel'skoy shkoly RAO. -Moskva, 2005.
14. Erner G. Zhertvy mody? Kak sozdayut modu, pochemu ey sleduyut. Esse/ Per. s fr. N.Kislovoy. - SPb.: Izd-vo Ivana Limbakha, 2008.