Научная статья на тему 'Личностная зрелость и инфантилизм у юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах: гендерный аспект'

Личностная зрелость и инфантилизм у юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ГЕНДЕРНО-НЕСПЕЦИФИЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PERSONAL MATURITY / PERSONAL INFANTILISM / GENDER-NONSPECIFIC PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микляева Анастасия Владимировна, Клецина Ирина Сергеевна

Статья посвящена анализу проблемы инфантилизации молодежи. Выделены внешние (социальные) и внутренние (психологические) показатели инфантилизации личности и личностной зрелости. Представлены результаты сравнительного исследования личностной зрелости и социально-психологической адаптации юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах (n = 241). Для сбора эмпирических данных использовались Методики диагностики самооценки, Опросник социально-психологической адаптации, Методика оценки проявлений личностного инфантилизма. На примере обучения девушек в военном вузе показано, что в условиях гендерно-неспецифичного профессионального образования становление личностной зрелости носит более интенсивный характер, что выражается в сокращении проявлений инфантильных черт личности и способствует социально-психологической адаптации девушек к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL MATURITY AND INFANTILISM IN YOUNG MEN AND WOMEN STUDYING IN CIVIL AND MILITARY UNIVERSITIES: THE GENDER DIMENSION

The article is devoted to the problem of youth infantilization. External (social) and internal (psychological) indicators of personal infantilization and personal maturity are identified. The article presents the results of a comparative study on personal maturity and socio-psychological adaptation of young men and women studying in civil and military universities (n = 241). Empirical data collection was carried out by means of such methods as self-assessment diagnostics, questionnaire of socio-psychological adaptation, assessment of personal infantilism indicators. The results show that gender-nonspecific professional education (through the example of young women at military universities) contributes to a more intensive formation of personal maturity, which reveals itself in reduced infantile personality traits manifestation and contributes to socio-psychological adaptation of young women to their studies.

Текст научной работы на тему «Личностная зрелость и инфантилизм у юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах: гендерный аспект»

REFERENCES

1. Baeva I. A. Psihologicheskaya bezopasnost v obrazovanii: monografiya. SPb.: Soyuz. 2002. 271 s.

2. Baeva I. A., Volkova E. N., Laktionova E. B. Psihologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredyi: razvitie lichnosti: monografiya / pod red. I. A. Baevoy. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2011. 272 s.

3. Baturin N. A. Psihologiya uspeha i neudachi. Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU, 1999. 100 s.

4. Vedeneeva E. V. Motivatsionnyiy komponent v strukture lichnostnoy bespomoschnosti na raznyih voz-rastnyih etapah // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. 2008. № 5. S.165-169.

5. Laktionova E. B. Obrazovatelnaya sreda kak uslovie razvitie lichnosti ee sub'ektov // Izvestiya Ros-siyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-ta im. A. I. Gertsena. 2010. № 128. S. 40-54.

6. Ponamareva I. V. Issledovanie tipov lichnostnoy bespomoschnosti v zavisimosti ot narusheniy semeynyih vzaimootnosheniy // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id= 10570

7. Rubtsov V. V., Ivoshina T. G. Proektirovanie razvivayuschey obrazovatelnoy sredyi shkolyi. M.: Izd-vo MGPPU, 2002. 272 s.

8. Seligman M. Rebenok-optimist. Proverennaya programma formirovaniya haraktera. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2015. 352 s.

9. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovyi psihologicheskoy antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: razvitie sub'ektivnoy realnosti v ontogeneze: uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Shkolnaya Pressa, 2000. 416 s.

10. Tsiring D. A. Osobennosti sovladayuschego povedeniya i psihologicheskih zaschit u podrostkov s lichnostnoy bespomoschnostyu // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2009. T. 15. № 5. S. 167-172.

11. Shipovskaya V. V. Vzaimosvyaz bespomoschnosti i lichnostnyih svoystv v starshem podrostkovom voz-raste // Rossiyskiy psihologicheskiy zhurnal. 2008. T. 5. № 2. S. 76-78.

12. Yasvin V. A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M.: Izd-vo MGPU, 2005. S. 164-175.

13. Abrahamson L. Y., Seligman M., Teasdale J. Learned helplessness in humans: critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. 1987. P. 49-74.

14. Hiroto D. Locus of control and learned helplessness // Journal of Experimental Psychology. 1974. N 102. P. 187-193.

15. Weiner B., Frieze I., Kulka A., ReedL., Rest S., Rosenbaum R. M. Perceiving the causes of success and failure // Attribution: Perceiving the Causes of Behavior. Morristown, New Jersey: General Learning Press, 1971. P. 95-120.

А. В. Микляева, И. С. Клецина

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ И ИНФАНТИЛИЗМ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ ВУЗАХ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Исследование выполняется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 16-06-50031 ОГН

Статья посвящена анализу проблемы инфантилизации молодежи. Выделены внешние (социальные) и внутренние (психологические) показатели инфантилизации личности и личностной зрелости. Представлены результаты сравнительного исследования личностной зрелости и социально-психологической адаптации юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах (п = 241). Для сбора эмпирических данных использовались Методики диагностики самооценки, Опросник социально-психологической адаптации, Методика оценки проявлений личностного инфантилизма. На примере обучения девушек

в военном вузе показано, что в условиях гендерно-неспецифичного профессионального образования становление личностной зрелости носит более интенсивный характер, что выражается в сокращении проявлений инфантильных черт личности и способствует социально-психологической адаптации девушек к обучению.

Ключевые слова: личностная зрелость, личностный инфантилизм, гендерно-неспе-цифичное профессиональное образование, социально-психологическая адаптация.

A. Miklyaeva, I. Kletsina

PERSONAL MATURITY AND INFANTILISM IN YOUNG MEN AND WOMEN STUDYING IN CIVIL AND MILITARY UNIVERSITIES: THE GENDER DIMENSION

The article is devoted to the problem of youth infantilization. External (social) and internal (psychological) indicators ofpersonal infantilization and personal maturity are identified. The article presents the results of a comparative study on personal maturity and socio-psychological adaptation of young men and women studying in civil and military universities (n = 241). Empirical data collection was carried out by means of such methods as self-assessment diagnostics, questionnaire of socio-psychological adaptation, assessment of personal infantilism indicators. The results show that gender-nonspecific professional education (through the example of young women at military universities) contributes to a more intensive formation of personal maturity, which reveals itself in reduced infantile personality traits manifestation and contributes to socio-psychological adaptation of young women to their studies.

Keywords: personal maturity, personal infantilism, gender-nonspecific professional education, social and psychological adaptation.

Введение. В психологии и смежных с ней науках сегодня широко обсуждается проблема инфантилизации молодежи [4, 6, 27, 30 и др.]. В социально-психологических исследованиях инфантилизация понимается как существенное замедление освоения молодыми людьми социальной роли взрослого человека со всеми ее атрибутами (с экономической независимостью от родительской семьи, включением в профессиональную деятельность, созданием собственной семьи, рождением детей и т. д.), проявляющееся на психологическом уровне целым комплексом характеристик, свидетельствующих о личностной незрелости: социальной пассивностью, безынициативностью, безответственностью, несамостоятельностью, низкой рефлексивностью, несформированностью просо-циальных жизненных целей и ценностей, эгоцентризмом и т. д.

В качестве основной причины инфанти-лизации молодежи психологи и социологи называют многообразие потенциально возможных траекторий взросления, свойственное современному обществу и порождающее неопределенность ориентиров для построения собственного жизненного пути [8]. На современном этапе развития общества инфантилизация молодежи имеет настолько широкое распространение, что в социологии несколько десятилетий назад появился термин «молодые взрослые», с помощью которого обозначается особая стадия личностного развития, представляющая собой «тайм-аут» в процессе взросления, который позволяет молодым людям откладывать совершение жизненно важных выборов на более поздние этапы жизненного пути [25, 28].

В современных условиях признаки инфантилизма у молодых людей фактически

становятся нормой личностного развития, отражающей изменения системы возрастных отношений в обществе. Тем не менее наиболее распространенной тенденцией является рассмотрение инфантилизации молодежи как серьезной социальной проблемы, препятствующей прогрессивному развитию общества (см., например, [17, 18, 21] и др.), и термин «личностный инфантилизм» в подавляющем большинстве случаев имеет негативные коннотации, будучи противопоставленным «личностной зрелости» [7].

На сегодняшний день в литературе отсутствует единый подход к пониманию личностной зрелости. В широком смысле зрелость — это достижение некоей системой полного развития, оптимума функционирования. Применительно к личности зрелость понимается как интегральная характеристика, обеспечивающая успешность адаптации и самореализации человека в социуме на основе самоосуществления, самоорганизации собственной жизни [15, 29]. Развернутый перечень черт зрелой личности включает такие качества, как ответственность, рефлексивность, направленность на саморазвитие, самоуважение, автономию, самоуправление, жизнестойкость, широту связей с миром, нравственное сознание, позитивные межличностные отношения, целостность [14].

Достижение личностной зрелости традиционно связывается с успешной адаптацией в социуме. В этой связи большое значение приобретает изучение условий, способствующих становлению личностной зрелости в молодом возрасте и препятствующих формированию инфантильных черт личности. В качестве одного из значимых факторов инфантилизации молодежи сегодня рассматривается длительность периода обучения, в том числе профессионального, которая позволяет современным

молодым людям отодвигать наступление взрослости, дольше сохраняя социальные признаки «ребенка» [1]. Значимость этого фактора подтверждается результатами исследований, демонстрирующими широкое распространение учебно-профессионального инфантилизма в студенческой среде [21, 23].

Однако следует отметить, что эти данные получены на материале гражданских вузов. Те же тенденции выявлены и при обследовании молодых людей, проходящих срочную военную службу по призыву [16]. Между тем в зарубежных исследованиях приводятся данные, свидетельствующие о том, что обучение в военных вузах способствует становлению у молодых людей личностной зрелости в ее различных аспектах [26, 31, 32]. Эти данные делают весьма актуальным сравнительный анализ признаков личностной зрелости и личностного инфантилизма у молодых людей, обучающихся в гражданских и военных вузах, в условиях современной российской действительности.

Cоциализация в условиях военных учебных заведений существенно отличается от социальной ситуации взросления молодежи, обучающейся в гражданских вузах. Так, организация жизни курсантов несет в себе значительно больший потенциал территориальной и экономической независимости от семьи, в сравнении со студентами, обучающимися в гражданских вузах, а также позволяет курсантам выстроить вполне определенную жизненную перспективу, связанную с продолжением воинской службы. Кроме того, специфика образовательной среды в военных вузах во многом способствует преодолению ценностно-смысловой неопределенности, характерной для молодых людей. Можно предполагать, что эти факторы в совокупности создают условия для преодоления рисков инфантилизации и формирования у

молодых людей черт, присущих зрелой личности.

В качестве еще одной существенной особенности обучения в военном вузе нужно отметить гендерно-специфичный характер военного образования. Военная служба традиционно считается мужской сферой профессиональной деятельности. Однако в условиях ослабления поляризации мужских и женских социальных ролей, характерного для современного общества, женщины все активнее осваивают те профессии, где многие десятилетия производственные роли исполняли исключительно мужчины [12]. Особое внимание исследователей привлекает проблема активного включения женщин в военные структуры, в ту сферу профессиональной деятельности, где традиционно доминировали мужчины [5, 19, 20, 22].

Анализ научных публикаций, посвященных изучению гендерных проблем в профессиональной сфере [2, 11, 13], показывает, что включение работников в ген-дерно-неспецифичные сферы профессиональной деятельности сопровождается распространением явлений гендерного неравенства, что существенно затрудняет адаптацию женщины к военной службе и успешную самореализацию в ней. Как отмечает И. Ю. Суркова, женщины-военнослужащие сталкиваются «с целым набором стереотипных суждений, зачастую мешающих освоению профессии и продуцирующих практики эксклюзии из армейского социума» [20, с. 5]. Результаты исследований показывают, что женщины начинают испытывать обозначенные выше трудности еще на этапе обучения военной профессии [9, 10], что в дальнейшем приводит к сокращению возможностей профессионального и карьерного роста [22].

В связи с этим проблема взросления молодежи в условиях обучения в военных вузах в современных условиях приобретает очевидный гендерный контекст, и актуаль-

ной для научного исследования становится проблема личностного развития, социально-психологической адаптации и профессионального становления девушек, обучающихся в военных высших учебных заведениях.

Программа исследования. Цель проведенного нами эмпирического исследования заключалась в изучении специфики становления личностной зрелости юношей и девушек в условиях обучения в гражданских и военных вузах.

На основе анализа литературы были сформулированы три исследовательских вопроса: 1) В гражданских или в военных вузах больше личностно зрелых студентов? Обучение в гражданском или военном вузе в большей мере способствует достижению личностной зрелости и препятствует ин-фантилизации личности? 2) Какова специфика достижения личностной зрелости и преодоления инфантилизма в условиях гендерно-неспецифичного профессионального образования (на примере обучения девушек в военном вузе)? 3) Какое влияние оказывает гендерно-неспецифичное образование на социально-психологическую адаптацию девушек?

В качестве методов сбора эмпирических данных использовались модификация Методики диагностики самооценки (Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн), Опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптация А. К. Осницкого), Методика оценки проявлений личностного инфантилизма (А. В. Микляева). Для обработки результатов использовались критериальный (критерий Краскела — Уоллиса Н, критерий Манна — Уитни Z, критерий Фишера ф*), корреляционный (коэффициент Спирмена rs) и факторный анализ, применялся пакет статистических программ «Statistica 10.0».

В исследовании принял участие 241 респондент в возрасте 18-25 лет, студенты

Г-ГУ курсов гражданских вузов и курсанты Г-ГУ курсов военных вузов Санкт-Петербурга. Подробная характеристика выборки приведена в таблице 1.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что юноши и девушки, обучающиеся в военных вузах, оценивают достигнутый уровень личностной зрелости достоверно выше, чем студенты и студентки гражданских вузов (2 = 3,02 при p < 0,01 и Z = 2,31 при p < 0,01 соответственно), для уровня притязаний в отношении личностной зрелости таких различий обнаружено не было (см. табл. 2).

Между выборками курсантов и студентов были также обнаружены достоверные различия между юношами по параметру

«нравственный инфантилизм», который оказался более выраженным в выборке юношей-студентов (2 = 2,67 при p < 0,05), и «волевой инфантилизм», который оказался выше в выборке девушек-студенток ^ = 2,39 приp < 0,01) (см. табл. 3).

В целом, количество респондентов без признаков личностного инфантилизма в выборках юношей-студентов и юношей-курсантов оказалось практически одинаковым (65,4% и 65,8% соответственно), в то время как между выборками девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах, обнаружены достоверные различия (ф* = 3,35 приp < 0,01): признаки инфантилизма не наблюдаются у 77,1% девушек-курсанток и лишь у 55,5% девушек -студенток.

Таблица 1

Количество респондентов

(в скобках указан средний возраст)

Группы респондентов В целом по выборке В том числе

студенты курсанты

Мужчины 134 (21,89 ± 2,03) 55 (21,69 ± 2,07) 79 (21,98 ± 2,16)

Женщины 107 (20,87 ± 2,15) 72 (20,94 ± 2,10) 35 (20,80 ± 2,21)

Всего 241 (21,25 ± 2,19) 127 (21,12 ± 2,20) 114 (21,31 ± 2,17)

Таблица 2

Средние значения самооценки зрелости

Параметры самооценки Студенты Курсанты Студентки Курсантки

Актуальная самооценка 65,00 ± 22,14 76,36 ± 19,57 60,70 ± 16,60 65,91 ± 17,62

Уровень притязаний 87,01 ± 19,78 92,15 ± 20,19 88,45 ± 20,01 91,02 ± 19,10

Таблица 3

Средние значения показателей проявлений инфантилизма

Аспекты инфантилизма Студенты Курсанты Студентки Курсантки

Волевой 11,69 ± 3,24 11,22 ± 2,36 12,68 ± 3,17 11,09 ± 2,48

Рефлексивный 13,20 ± 2,62 13,47 ± 2,03 13,35 ± 2,00 13,77 ± 2,44

Нравственный 13,67 ± 8,42 11,27 ± 2,73 10,62 ± 2,57 11,51 ± 3,48

Дальнейший анализ показал, что девушки и юноши, обучающиеся в военных учебных заведениях, испытывают более серьезные трудности в различных аспектах социально-психологической адаптации, в сравнении со студентами гражданских вузов (см. табл. 4). Так, в частности, для юношей-курсантов характерны более низкие показатели самопринятия, в сравнении с юношами-студентами (2 = 2,04 при р < 0,05), а также более высокие показатели эскапизма (2 = 2,06 при р < 0,05). В выборке девушек-курсанток обнаружились более низкие показатели по параметру «эмоциональный комфорт» (2 = 2,41 при р < 0,01), однако показатель эскапизма в их выборке, напротив, достоверно ниже, чем в выборке студенток гражданских вузов (2 = 2,27 при р < 0,01). В целом, независимо от условий обучения юноши продемонстрировали более благоприятную картину социально-психологической адаптации, что наиболее очевидно при анализе шкал «адаптивность» (Н = 8,66 при р < 0,05), «самопринятие» (Н = 8,26 при р < 0,05), «эмоциональный комфорт» (Н = 16,57 при р < 0,01), «интернальность» (Н = 13,44 при р < 0,01).

Корреляционный анализ продемонстрировал различия структуры взаимосвязей параметров самооценки личностной зрелости, проявлений инфантилизма и характеристик социально-психологической адаптации в исследуемых выборках. Структуры

корреляционных связей в выборках юношей-студентов и курсантов в целом схожи и объединяют показатели проявлений инфантилизма отрицательными взаимосвязями с показателями самооценки личностной зрелости (-0,35 < Гц < -0,32) и положительными взаимосвязями с показателем «эскапизм» (0,35 < Гц < 0,45), другие показатели социально-психологической адаптации в данную корреляционную плеяду не вошли, что подтвердил и последующий факторный анализ, по результатам которого они образовали самостоятельный фактор. В выборке девушек-студенток структура корреляционных взаимосвязей аналогична, однако показатели социально-психологической адаптации оказались включенными в плеяду благодаря положительным взаимосвязям с самооценкой личностной зрелости (0,27 < Гц < -0,29) и отрицательным взаимосвязям с показателями проявлений личностного инфантилизма (-0,33 < Тц < -0,26). В структуре показателей, полученных в выборке девушек-курсанток, при сохранении положительных взаимосвязей показателей личностного инфантилизма с показателем «эскапизм» (г = 0,41), прослеживается корреляционная связь с таким параметром оценки социально-психологической адаптации, как «стремление к доминированию» (-0,45 < Тц < -0,35). Значимых корреляций между возрастом, курсом обучения и остальными параметрами ни в одной из выборок обнаружено не было.

Таблица 4

Характеристики социально-психологической адаптации

Показатели Студенты Курсанты Студентки Курсантки

Адаптивность 67,77 ± 11,33 65,90 ± 12,85 63,79 ± 13,18 61,04 ± 11,15

Самопринятие 77,54 ± 11,71 72,63 ± 15,04 71,56 ± 12,71 71,84 ± 14,20

Принятие других 67,76 ± 10,84 67,90 ± 10,31 67,04 ± 13,91 67,27 ± 6,87

Эмоциональный комфорт 66,97 ± 15,36 67,42 ± 18,16 61,19 ± 16,07 57,38 ± 16,21

Интернальность 69,26 ± 11,28 68,39 ± 12,81 63,81 ± 12,12 62,30 ± 11,25

Стремление к доминированию 58,49 ± 13,62 55,42 ± 17,28 51,80 ± 16,34 53,31 ± 13,69

Эскапизм 39,45 ± 17,27 41,50 ± 20,97 45,81 ± 17,29 40,67 ± 21,58

Обсуждение результатов. Полученные результаты не позволяют сформулировать однозначный ответ на вопрос о том, в какой образовательной ситуации (обучение в гражданском или военном вузе) личностное развитие способствует достижению личностной зрелости и препятствует ин-фантилизации личности. Выявленная разница в актуальных самооценках зрелости юношей и девушек, на наш взгляд, является отражением «двойных стандартов взросления», основанных на том, что стереотипный образ «настоящего мужчины» ближе к образу «зрелой личности», чем образ «настоящей женщины», и проявляющихся вне зависимости от сферы профессионального образования. Также следует отметить, что более высокая самооценка уровня личностной зрелости (как достигнутого, так и идеального), отличающая юношей и девушек, обучающихся в военных вузах, не в полной мере подкрепляется данными о различиях в выраженности проявлений инфантилизма, которые несколько ниже в выборках курсантов, но носят локальный характер и затрагивают только нравственную сферу в случае юношей и волевую — в случае девушек. В этой связи можно предполагать, что различия в уровне самооценки характеризуют не актуальный уровень сформированности личностных качеств, составляющих «симп-томокомплекс» личностной зрелости, а являются отражением процессов идентификации юношей и девушек и социальной роли военнослужащей(-его), ядро ас-криптивных свойств которой составляют именно волевые и нравственные качества личности [24].

Таким образом, на основе полученных нами данных не удалось в полной мере подтвердить выводы зарубежных исследователей [31, 32] о том, что профессионализация в военной среде создает благоприятные предпосылки для становления личностной зрелости молодых людей. Вероятно, выбор военного вуза и обучение в нем

не обязательно свидетельствуют о более высоком уровне личностной зрелости молодежи. Мотивация выбора военной профессии может быть связана с уходом от проблем, связанных с необходимостью принимать самостоятельные решения в отношении организации собственной жизни, так как в военном вузе по сравнению с гражданским жизнь в значительной мере более четко структурирована и организована «извне»: курсантам не надо решать многие проблемы, связанные с организацией быта, учебы, досуга. Справедливость этого предположения косвенно подтверждается более высокими значениями показателя «эскапизм» в выборке юношей -курсантов в сравнении с юношами-студентами.

Примечательно, что различия между выборками девушек носят прямо противоположный характер: более высокие значения показателя «эскапизм» встречаются в выборке девушек-студенток. Этот факт наряду с другими результатами исследования позволяет сформулировать ответ на второй исследовательский вопрос, который предполагал прояснение специфики достижения личностной зрелости и преодоления инфантилизма в ситуации гендерно-неспецифичного профессионального образования. На примере обучения девушек в военном вузе можно утверждать, что в условиях гендерно-неспецифичного профессионального образования становление личностной зрелости происходит более интенсивно. На это указывает, в частности, тот факт, что для девушек-курсанток достоверно реже характерно проявление признаков личностного инфантилизма, чем для студенток гражданских вузов, в то время как между юношами студентами и курсантами подобных различий не наблюдается. Девушки, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, сумели преодолеть гендерный стереотип, заключающийся в том, что «служба в армии — это не женское дело». Противостоять распространен-

ным стереотипам может самостоятельно мыслящий человек, а преодолеть стереотипы на уровне конкретных поступков и действий может зрелая личность, то есть целеустремленный, волевой человек, способный принимать на себя новые социальные роли, подразумевающие определенную ответственность.

Однако при ответе на вопрос о том, какое влияние оказывает гендерно-неспеци-фичное образование на социально-психологическую адаптацию девушек-курсанток, приходится признать, что на пути к освоению типично «мужской» профессии у девушек возникает немало препятствий и трудностей. Адаптация к условиям военного вуза, предполагающая освоение содержания обучения основам военного дела, соблюдение правил и норм внутреннего распорядка, готовность к высокой физической нагрузке, вызывает закономерные трудности независимо от пола курсантов, о чем свидетельствуют и более низкие показатели различных параметров социально-психологической адаптации обучающихся в военных вузах (несмотря на то, что отбор в военные вузы осуществляется с учетом адаптационных возможностей курсантов). Но, вероятно, готовность юношей приспосабливаться к условиям подобного рода предопределена стереотипом мужских видов деятельности и типа поведения. Армейская служба, как работа для «настоящих» мужчин, предполагает демонстрацию таких качеств, как стойкость, выносливость, непритязательность.

Обстоятельства социализации девушек в значительно меньшей степени способствуют формированию готовности к подобным условиям организации своей жизнедеятельности. В этой связи весьма показательно, что именно для выборки девушек-курсанток в контексте анализа взаимосвязей показателей личностной зрелости/инфантилизма и социально-психологической адаптации оказалась специфичной опосредующая роль показателя «стремление к

доминированию»: именно выраженность данного качества, являющегося для девушек гендерно-неспецифичным и отсылающим к образу «типично мужского поведения», выступает в этом случае системообразующим параметром в структуре характеристик социально-психологической адаптации. Тем самым адаптация девушек-курсанток осуществляется путем гармонизации взаимодействия с маскулинной военной средой [3], что лучше удается личностно зрелым девушкам, способным к проявлению гибкости в поведении.

Заключение. Проведенное исследование не позволило сделать однозначный вывод о том, каков характер различий в становлении личностной зрелости молодежи, обучающейся в гражданских и военных вузах. В частности, гипотеза о том, что обучение в военном вузе может способствовать сокращению признаков инфантилиза-ции и становлению личностной зрелости молодых людей, не нашла подтверждения на материале смешанной выборки курсантов, объединяющей юношей и девушек.

Вместе с тем было показано, что становление личностной зрелости имеет выраженную гендерную специфику, которая особенно наглядно проявляется в условиях военных вузов как полоспецифичной профессионально-образовательной среды. Юноши-курсанты, сталкиваясь с необходимостью адаптироваться к требованиям военного вуза, в силу предшествующей гендерной социализации и принятия распространенного стереотипа «офицер — это профессия для настоящих мужчин», имеют больше личностных предпосылок для успешной адаптации. Адаптация девушек-курсанток «отягощена» гендерной неспецифичностью военного образования, определяющей необходимость преодолевать сопряженные с ним гендерные стереотипы и предполагающей в связи с этим наличие особых личностных ресурсов, способствующих этому преодолению. Вероятно,

именно поэтому девушки-курсантки демонстрируют признаки личностного инфантилизма реже, чем остальные респонденты.

В условиях гражданского вуза гендер-ные особенности взросления проявляются менее наглядно. Тем не менее на материале гражданских вузов можно отметить проявление «двойных стандартов взросления», заключающееся в различной скорости

формирования представления о себе как о зрелой личности у юношей и девушек. Полученные результаты демонстрируют значимость учета гендерного аспекта в высшем профессиональном образовании при изучении проблем взросления молодежи и успешной профессиональной и личностной самореализации мужчин и женщин как на этапе обучения в вузах, так и после его окончания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ардельянова Я. А., Саидов Б. Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4. С. 1-5. URL: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.4.6.

2. Балабанова Е. С. Социально-экономическая зависимость женщин: сущность, причины и последствия // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 47-57.

3. Гербач Ж. В. Профессиональная самореализация женщин в условиях военно-профессиональной среды // Человеческий капитал. 2018. № 4 (122). С. 125-130.

4. Гребенникова В. М., Щербина А. И. Инфантилизация молодежи как актуальная проблема социально-психологической безопасности государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 52-56. URL: http://e-koncept.ru/2016/56412.htm (дата обращения: 30.08.2018).

5. Емельяненко А. А., Петровская М. В. Проблемы тендерного подхода к организации образовательного процесса в военных вузах // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-3. С. 581-585.

6. Ефимова Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение. 2014. № 6 (25). URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 30.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Жесткова Н. А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2 (14). С. 128-136.

8. Змиевская А. А., Курышева О. В. Временные аспекты дестандартизации жизненного пути личности в семейной сфере // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 81-85.

9. Карамыхова О. В., Кошелева А. О., Егорушкина Т. Д. Формирование гендерной компетентности у курсантов женского пола в процессе обучения в военном вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 33. С. 113-118.

10. Кежов А. А. Психолого-педагогические проблемы адаптации девушек-курсантов к условиям университета МВД // Человек и образование. 2009. № 4. С. 180-182.

11. Киммель М. Гендерное общество: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2006. 464 с.

12. Кон И. С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 1. С. 51-65.

13. Мальцева И. О., Рощин С. Ю. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 295 с.

14. Манукян В. Р., Трошихина Е. Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 77-85.

15. Портнова А. Г. Личностная зрелость: подходы к определению // Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 37-41.

16. Приймак Е. Н. Особенности становления социальной зрелости военнослужащих по призыву в процессе социализации на этапе службы в армии // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. Вып. 2. С. 69-76.

17. Сабельникова Е. В., Хмелева Н. Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализа-ция // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 89-105.

18. Серегина А. А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 25 с.

19. Степанова Е. Е. Гендерные отношения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: женский взгляд на проблему // Военный академический журнал. 2015. № 2 (6). С. 126-132.

20. Суркова И. Ю. Стратегии интеграции женщин в вооруженные силы: гендерное табу против военной тактики // Женщина в российском обществе. 2012. № 4 (65). С. 3-14.

21. Утенков А. В. Психологические детерминанты инфантилизма (на материале студентов педвузов): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 27 с.

22. Червякова А. М. Гендерный аспект профессионализации военнослужащих-женщин // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 62-68.

23. Шевченко А. Н. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 22 с.

24. Шемякина И. Е. Формирование образа «российский офицер» у курсантов // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 3. С. 90-93.

25. Arnett J. J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. New York: Oxford University Press, 2004. 280 p.

26. Elder J., Glen Н. The emergence and development of life course theory // Handbook of the life course. New York: Springer, 2003. P. 3-19.

27. Epstein R. The case against adolescence: Rediscovering the adult in every teen sanger: Quill driver books // Word Dancer Press, 2007. 490 p.

28. Featherman D. The life-span perspective in social science research // Life-span Development and Behavior. Vol. 5 / Ed. by P. B. Baltes and O. G. Brim. New York: Academic Press, 1983. P. 1-57.

29. Papazova E., Antonova R. Psychosocial maturity statuses and social environment in adolescence // Cognition, Brain, Behavior. An Interdisciplinary Journal. 2013. Vol. XVII. N 3. P. 201-214.

30. Skager R. Extending childhood into the teen years: «Infantilization» and its consequences // Reclaiming Children and Youth. 2009. Vol. 18. N 2. P.18-20.

31. Spiro A., Settersten R. A., Aldwin C. M. Long-term outcomes of military service in aging and the life course: A positive re-envisioning // Gerontologist. 2016. Vol. 56. N 1. P. 5-13.

32. Wout C., van Dyk G. Factors influencing career maturity in the South African National Defence Force: A diagnostic approach // Journal of Psychology in Africa. 2016. Vol. 26. N 1. P. 29-34.

REFERENCES

1. Ardelyanova Ya. A., Saidov B. Sh. Faktoryi i usloviya infantilizatsii sovremennoy molodezhi // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2018. № 4. S. 1-5. URL: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.4.6.

2. Balabanova E. S. Sotsialno-ekonomicheskaya zavisimost zhenschin: suschnost, prichinyi i posledstviya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2006. № 4. S. 47-57.

3. Gerbach Zh. V. Professionalnaya samorealizatsiya zhenschin v usloviyah voenno-professionalnoy sredyi // Chelovecheskiy kapital. 2018. № 4 (122). S. 125-130.

4. Grebennikova V. M., Scherbina A. I. Infantilizatsiya molodezhi kak aktualnaya problema sotsialno-psihologicheskoy bezopasnosti gosudarstva // Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal «Kontsept». 2016. T. 24. S. 52-56. URL: http://e-koncept.ru/2016/56412.htm (data obrascheniya: 30.08.2018).

5. Emelyanenko A. A., Petrovskaya M. V. Problemyi gendernogo podhoda k organizatsii obrazovatelnogo protsessa v voennyih vuzah // Fundamentalnyie issledovaniya. 2012. № 11-3. S. 581-585.

6. Efimova G. Z. Sotsialnyiy infantilizm studencheskoy molodezhi kak faktor protivodeystviya moderni-zatsii sovremennogo rossiyskogo obschestva // Naukovedenie. 2014. № 6 (25). URL: http://naukovedenie.ru (data obrascheniya: 30.08.2018).

7. Zhestkova N. A. Metodologicheskie podhodyi k issledovaniyu sotsialnoy zrelosti i sotsialnogo infan-tilizma lichnosti // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya. 2013. № 2 (14). S.128-136.

8. Zmievskaya A. A., Kuryisheva O. V. Vremennyie aspektyi destandartizatsii zhiznennogo puti lichnosti v semeynoy sfere // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sotsiokinetika. 2015. T. 21. № 4. S. 81-85.

9. Karamyihova O. V., Kosheleva A. O., Egorushkina T. D. Formirovanie gendernoy kompetentnosti u kursantov zhenskogo pola v protsesse obucheniya v voennom vuze // Psihologiya obrazovaniya v polikultur-nom prostranstve. 2016. № 33. S. 113-118.

10. Kezhov A. A. Psihologo-pedagogicheskie problemyi adaptatsii devushek-kursantov k usloviyam universiteta MVD // Chelovek i obrazovanie. 2009. № 4. S. 180-182.

11. KimmelM. Gendernoe obschestvo: per. s angl. M.: ROSSPEN, 2006. 464 s.

12. Kon I. S. Tri v odnom: seksualnaya, gendernaya i semeynaya revolyutsii // Zhurnal sotsiologii i sotsi-alnoy antropologii. 2011. T. 14. № 1. S. 51-65.

13. Maltseva I. O., Roschin S. Yu. Gendernaya segregatsiya i mobilnost na rossiyskom ryinke truda. M.: Izd. dom GU VShE, 2007. 295 s.

14. Manukyan V. R., Troshihina E. G. Sovremennyie psihologicheskie kontseptsii blagopoluchiya i zrelosti lichnosti: oblasti shodstva i razlichiy // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya. 2016. № 2 (26). S. 77-85.

15. Portnova A. G. Lichnostnaya zrelost: podhodyi k opredeleniyu // Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal. 2008. № 27. S. 37-41.

16. Priymak E. N. Osobennosti stanovleniya sotsialnoy zrelosti voennosluzhaschih po prizyivu v protsesse sotsializatsii na etape sluzhbyi v armii // Rossiyskiy psihologicheskiy zhurnal. 2014. T. 11. Vyip. 2. S. 69-76.

17. Sabelnikova E. V., Hmeleva N. L. Infantilizm: teoreticheskiy konstrukt i operatsionalizatsiya // Obrazovanie i nauka. 2016. № 3 (132). S. 89-105.

18. Seregina A. A. Sotsialno-psihologicheskie usloviya preodoleniya infantilizma u bezrabotnoy molodezhi: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2006. 25 s.

19. Stepanova E. E. Gendernyie otnosheniya voennosluzhaschih Vooruzhennyih sil Rossiyskoy Federatsii: zhenskiy vzglyad na problemu // Voennyiy akademicheskiy zhurnal. 2015. № 2 (6). S. 126-132.

20. Surkova I. Yu. Strategii integratsii zhenschin v vooruzhennyie silyi: gendernoe tabu protiv voennoy tak-tiki // Zhenschina v rossiyskom obschestve. 2012. № 4 (65). S. 3-14.

21. Utenkov A. V. Psihologicheskie determinantyi infantilizma (na materiale studentov pedvuzov): avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2012. 27 s.

22. Chervyakova A. M. Gendernyiy aspekt professionalizatsii voennosluzhaschih-zhenschin // Vestnik Tver-skogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Nauki ob obschestve i gumanitarnyie nauki. 2016. № 2. S. 62-68.

23. Shevchenko A. N. Pedagogicheskie tehnologii preodoleniya sotsialno-professionalnogo infantilizma uchaschihsya kolledzha: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005. 22 s.

24. Shemyakina I. E. Formirovanie obraza «rossiyskiy ofitser» u kursantov // Izvestiya vyisshih uchebnyih zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. 2013. № 3. S. 90-93.

25. Arnett J. J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. New York: Oxford University Press, 2004. 280 p.

26. Elder J., Glen H. The emergence and development of life course theory // Handbook of the life course. New York: Springer, 2003. P. 3-19.

27. Epstein R. The case against adolescence: Rediscovering the adult in every teen sanger: Quill driver books // Word Dancer Press, 2007. 490 p.

28. Featherman D. The life-span perspective in social science research // Life-span Development and Behavior. Vol. 5 / Ed. by P. B. Baltes and O. G. Brim. New York: Academic Press, 1983. P. 1-57.

29. Papazova E., Antonova R. Psychosocial maturity statuses and social environment in adolescence // Cognition, Brain, Behavior. An Interdisciplinary Journal. 2013. Vol. XVII. N 3. P. 201-214.

30. Skager R. Extending childhood into the teen years: «Infantilization» and its consequences // Reclaiming Children and Youth. 2009. Vol. 18. N 2. P.18-20.

31. Spiro A., Settersten R. A., Aldwin C. M. Long-term outcomes of military service in aging and the life course: A positive re-envisioning // Gerontologist. 2016. Vol. 56. N 1. P. 5-13.

32. Wout C., van Dyk G. Factors influencing career maturity in the South African National Defence Force: A diagnostic approach // Journal of Psychology in Africa. 2016. Vol. 26. N 1. P. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.