Научная статья на тему 'Психологическая зрелость выпускников вузов: гендерный аспект'

Психологическая зрелость выпускников вузов: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PSYCHOLOGICAL MATURITY / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ / ATTITUDE TOWARD THE FUTURE / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL AGE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / LOCUS OF CONTROL / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / GENDER STUDIES / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панченко Людмила Леонидовна, Богатырь Ульяна Александровна

Цель : изучение гендерных различий (и сходств) в личностных характеристиках и возрастных особенностях выпускников вузов, их психологической зрелости и готовности к принятию ответственности за свою жизнь и будущее на себя. Методы : психодиагностические методики: методика «Незаконченные предложения» в модификации П. Майерс И. Бриггс; методика измерения психологического возраста «Оценивание пятилетних интервалов» А. Кроника; «Тест межличностных отношений» Т. Лири; Методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда; методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткинда. Для поиска значимых различий в показателях психологической зрелости студентов выпускных курсов по методикам «Уровень субъективного контроля», «Тест межличностных отношений» и «Оценивание пятилетних интервалов» нами были выбраны математико-статистические методы (критерий Манна-Уитни), а для качественно-количественного анализа результатов по методикам «Незаконченные предложения» и «Кто я?» применялся метод контент-анализа данных. Результаты : студенты выпускных курсов являются взрослыми, самостоятельными личностями, способными к адекватному восприятию окружающей действительности, оценивая себя как активного субъекта общественной жизни, способного к целеполаганию, достижению поставленных целей и несению ответственности за последствия своего выбора. Гипотеза о наличии значимых различий в содержании личностных характеристик у девушек и юношей частично получила свое подтверждение. Различия в «составе» компонентов психологической зрелости (отношение к будущему, психологических возраст, самоотношение и т.д.) могут быть обоснованы не только биологическими факторами (разница в показателях агрессивности), но и социальными: влиянием высоких требований социума, предъявляемых к выпускникам и стимулирующих их занимать активную позицию относительно своего будущего, рефлексировать и самореализовываться. Научная новизна : впервые проведено исследование психологической зрелости личности выпускников вузов г. Владивостока, в частности таких ее компонентов, как ответственность, самоотношение и отношение к будущему. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов психологической зрелости в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MATURITY OF UNIVERSITY GRADUATES: GENDER ASPECT

Objective: to study gender differences (and similarities) in personality characteristics and age characteristics of graduates, their psychological maturity and readiness to accept responsibility for your life and future for themselves. Methods: psychodiagnostic methods: the method of "Incomplete sentences" in the modification P. Myers, I. Briggs; methods of measuring mental age "Assessment of five-year intervals" by A. Kronik; "a Test of interpersonal relations" by T. Leary; the Method of "Who am I?" by M. Kuhn and T. McPartland; method "the Level of subjective control" by E. F. Bazhina, A. Golynkin and M. Etkind. To search for significant differences in indicators of psychological maturity of graduate students in the techniques of "Level of subjective control", "Test of interpersonal relations" and "Evaluation of five-year intervals" have been selected mathematical-statistical methods (Mann-Whitney test) and qualitative and quantitative analysis of the results according to the techniques of "Unfinished sentences" and "Who am I?" using the method of data content analysis. Results: graduate students are older, independent individuals, capable of adequate perception of reality, assessing himself as an active subject of social life, capable of goal-setting, achievement of objectives and the responsibility for the consequences of their choice. The hypothesis of the existence of significant differences in the contents of personal characteristics in girls and boys has partially been confirmed. The differences in the "composition" component of psychological maturity (attitude about the future, psychological age, self, etc.) can be justified not only by biological factors (differences in terms of aggressiveness), but also social: the influence of the high demands of the society, presented to the graduates and to encourage them to take a proactive stance about their future, to reflect and self-actualize. Scientific novelty: for the first time a study of the psychological maturity of the individual graduates g. Vladivostok, in particular components such as responsibility, self-attitude and attitude towards the future. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities in addressing issues of psychological maturity in adolescence.

Текст научной работы на тему «Психологическая зрелость выпускников вузов: гендерный аспект»

УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

© 2017

Панченко Людмила Леонидовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии

Владивостокский университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: Lpanchenko64@mail.ru) Богатырь Ульяна Александровна, магистр психологии, психолог в воинской части

В\ч 53170-В

(690035, Россия, Владивосток, ул. Окатовая 19А, e-mail: coreyenema@gmail.com)

Аннотация. Цель: изучение тендерных различий (и сходств) в личностных характеристиках и возрастных особенностях выпускников вузов, их психологической зрелости и готовности к принятию ответственности за свою жизнь и будущее на себя. Методы: психодиагностические методики: методика «Незаконченные предложения» в модификации П. Майерс - И. Бриггс; методика измерения психологического возраста «Оценивание пятилетних интервалов» А. Кроника; «Тест межличностных отношений» Т. Лири; Методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда; методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткинда. Для поиска значимых различий в показателях психологической зрелости студентов выпускных курсов по методикам «Уровень субъективного контроля», «Тест межличностных отношений» и «Оценивание пятилетних интервалов» нами были выбраны математико-статистические методы (критерий Манна-Уитни), а для качественно-количественного анализа результатов по методикам «Незаконченные предложения» и «Кто я?» применялся метод контент-анализа данных. Результаты: студенты выпускных курсов являются взрослыми, самостоятельными личностями, способными к адекватному восприятию окружающей действительности, оценивая себя как активного субъекта общественной жизни, способного к целеполаганию, достижению поставленных целей и несению ответственности за последствия своего выбора. Гипотеза о наличии значимых различий в содержании личностных характеристик у девушек и юношей частично получила свое подтверждение. Различия в «составе» компонентов психологической зрелости (отношение к будущему, психологических возраст, самоотношение и т.д.) могут быть обоснованы не только биологическими факторами (разница в показателях агрессивности), но и социальными: влиянием высоких требований социума, предъявляемых к выпускникам и стимулирующих их занимать активную позицию относительно своего будущего, рефлексировать и самореализовываться. Научная новизна: впервые проведено исследование психологической зрелости личности выпускников вузов г. Владивостока, в частности таких ее компонентов, как ответственность, самоотношение и отношение к будущему. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов психологической зрелости в юношеском возрасте.

Ключевые слова: психологическая зрелость, юношеский возраст, отношение к будущему, самоотношение, психологический возраст, ответственность, локус контроля, выпускники вузов, гендерные исследования, личность.

PSYCHOLOGICAL MATURITY OF UNIVERSITY GRADUATES: GENDER ASPECT

© 2017

Panchenko Liudmila Leonidovna, candidate of biological sciences, associate professor, associate professor of department of Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: Lpanchenko64@mail.ru) Bogatir Uliana Aleksandrovna, master of psychology, psychologist in military unit

Military unit №53170-В (690035, Russia, Vladivostok, Okatovaya street, 19А, e-mail: coreyenema@gmail.com)

Abstract. Objective: to study gender differences (and similarities) in personality characteristics and age characteristics of graduates, their psychological maturity and readiness to accept responsibility for your life and future for themselves. Methods: psychodiagnostic methods: the method of "Incomplete sentences" in the modification P. Myers, I. Briggs; methods of measuring mental age "Assessment of five-year intervals" by A. Kronik; "a Test of interpersonal relations" by T. Leary; the Method of "Who am I?" by M. Kuhn and T. McPartland; method «the Level of subjective control» by E. F. Bazhina, A. Golynkin and M. Etkind. To search for significant differences in indicators of psychological maturity of graduate students in the techniques of «Level of subjective control», «Test of interpersonal relations» and «Evaluation of five-year intervals» have been selected mathematical-statistical methods (Mann-Whitney test) and qualitative and quantitative analysis of the results according to the techniques of «Unfinished sentences» and «Who am I?» using the method of data content analysis. Results: graduate students are older, independent individuals, capable of adequate perception of reality, assessing himself as an active subject of social life, capable of goal-setting, achievement of objectives and the responsibility for the consequences of their choice. The hypothesis of the existence of significant differences in the contents of personal characteristics in girls and boys has partially been confirmed. The differences in the «composition» component of psychological maturity (attitude about the future, psychological age, self, etc.) can be justified not only by biological factors (differences in terms of aggressiveness), but also social: the influence of the high demands of the society, presented to the graduates and to encourage them to take a proactive stance about their future, to reflect and self-actualize. Scientific novelty: for the first time a study of the psychological maturity of the individual graduates g. Vladivostok, in particular components such as responsibility, self-attitude and attitude towards the future. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities in addressing issues of psychological maturity in adolescence.

Keywords: psychological maturity, adolescence, attitude toward the future, self-attitude, psychological age, responsibility, locus of control, College students, gender studies, identity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Период юности и ранней взрослости является предметом пристального внимания многих учёных не случайно. Данный этап онтогенеза можно считать одним из наиболее значимых и ярких на события в жизни юношей и

девушек: это период окончания университета, начала самостоятельной, взрослой жизни, профессиональной деятельности, активной самореализации и поиска себя. На сегодняшний день увеличилась средняя продолжительность жизни, следовательно, произошло и расширение сроков получения образования и профессиональ-

Panchenko Liudmila Leonidovna, Bogatir Uliana Aleksandrovna psychological

PSYCHOLOGICAL MATURITY OF UNIVERSITY GRADUATES ... science

ной подготовки, в связи с чем повысилось их влияние на формирование личности на данном этапе онтогенеза, что может свидетельствовать об огромной значимости периода ранней взрослости в жизни индивида [1].

Ранняя взрослость является одним из наиболее насыщенных и основополагающих периодов жизни для развития и становления таких личностных особенностей человека как психологическая зрелость, ответственность, мудрость, самостоятельность, самоотношение и др. Успешное завершение данного этапа и сформирован-ность всех необходимых личностных новообразований оказывает огромное влияние на продуктивную реализацию индивида в профессиональной деятельности, на его межличностные отношения с окружением, построение отношений для создания семьи и рождение детей, а также на жизнь человека в целом, его самореализацию и самоактуализацию, удовлетворенность настоящим и активное построение планов на будущее [1-6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. «Психологическая зрелость» представляет собой и понимается нами вслед за другими авторами [5, 7-14] как сложное и непрерывно развивающееся системное образование, существующее в единстве внутриличностных и межличностных аспектов, и формирование которого обеспечивается благодаря развитию личностью таких качеств, как активность в самоопределении, индивидуальность, способность к близости, автономность, ответственность, зрелость це-леполагания и мудрость.

Изучение психологической зрелости личности невозможно без рассмотрения самоотношения человека в системе «прошлое-настоящее-будущее» как одного из составляющих зрелости. Самоотношение является психологическим образованием, расположенным или взаимодействующим с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем. Феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию.

Временной «модус» «Я» оказывает влияние на мо-тивационные составляющие социального поведения человека посредством «прошлых» и «будущих» образов «Я». Идея временной составляющей Я-представлений, особенно с точки зрения их согласованности, определенной связанности, традиционно считается важнейшим показателем психического здоровья человека [15, 16, 17, 18]. Личность является целостным образованием, которое предполагает единство настоящего, прошлого и будущего [19, 20, 21]. По мнению В.И. Моросановой, важнейшей характеристикой самоопределения является ориентированность человека в будущее. Временное будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущее, как область, ценностно мотивирующая личностное развитие [22].

В исследованиях Н.И. Сарджвеладзе была представлена временная структура самоотношения личности:

- актуальное «Я» («я здесь и теперь»);

- ретроспективное «Я» («Я в прошлом»);

- проспективное «Я» («я в будущем») [23].

Размытость представлений о себе, нежелание брать

ответственность за свою жизнь на себя, профессиональная неопределенность, боязнь будущего - всё это связано с современной социокультурной ситуацией в обществе. Стремительно меняющиеся социальные, культурные и экономические условия в обществе требуют и понимания того, как адаптируются к этим переменам молодые люди. Периодическая верификация содержания личностной сферы у развивающейся личности в условиях бурных перемен в обществе представляется нам существенным, так как единство индивидуальных и общественных ценностей создают предпосылки выбора того или иного пути развития общества и государства в 354

будущем.

Формирование целей статьи (постановка задания). В результате анализа теоретического материала нами были выделены следующие критерии психологической зрелости: готовность принять на себя ответственность, самостоятельность, активность; наличие рефлексивного мышления; позитивное отношение к будущему; самоотношение: адекватное восприятие себя в системе «прошлое-настоящее-будущее»; соответствие психологического возраста хронологическому.

Наряду с этим, для нас представляет интерес изучение гендерных различий (и сходств) в личностных характеристиках и возрастных особенностях выпускников вузов, их психологической зрелости и готовности к принятию ответственности за свою жизнь и будущее на себя. Наш научный интерес подкреплен тем, что в обществе наблюдаются тенденции к стиранию разграничений в определении «мужского\женского», изменению мужских и женских ценностей, обязанностей, моделей поведения.

Предметом эмпирического исследования стала психологическая зрелость юношей и девушек в период ранней взрослости. В исследовании приняли добровольное участие студенты выпускных курсов (4-5 курс) в возрасте от 20 до 24 лет различных специальностей (бизнес-информатика, психологи, курсанты судоводительского факультета, студенты-медики), обучающихся очно в Морском государственном университете (МГУ) им. Г.И. Невельского, Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ) города Владивостока. Всего в исследовании принял участие 141 человек (51 юноша и 90 девушек), обучающихся на выпускных курсах в высших учебных заведениях Владивостока очно.

Гипотеза исследования: в содержании личностных характеристик психологической зрелости у юношей и девушек существуют значимые различия (у девушек показатели по данным характеристикам выше, чем у юношей). Основания для предположения: девушки физиологически и психологически созревают раньше, чем юноши. В качестве дополнительной гипотезы можно выдвинуть предположение, что у выпускников вузов, личностные характеристики могут быть недостаточно развиты для представленного возраста. Основаниями для подобного предположения стали литературные данные о смещении границ подросткового возраста, инфан-тилизации, гиперопеки [24, 25, 26, 27].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для исследования психологической зрелости студентов выпускных курсов нами были выбраны следующие психодиагностические методики: методика «Незаконченные предложения» в модификации П. Майерс - И. Бриггс [28]; методика измерения психологического возраста «Оценивание пятилетних интервалов» А. Кроника [29]; Метод диагностики межличностных отношений ДМО Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик [30]; методика «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой [31]; методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткинда [32]. Для поиска значимых различий в показателях психологической зрелости студентов выпускных курсов по методикам «Уровень субъективного контроля», «Тест межличностных отношений» и «Оценивание пятилетних интервалов» нами были выбраны математи-ко-статистические методы (критерий Манна-Уитни), а для качественно-количественного анализа результатов по методикам «Незаконченные предложения» и «Кто я?» применялся метод контент-анализа данных.

Результаты обработки методики «Незаконченные предложения» показали, что девушек больше беспокоят возрастные изменения (внешние изменения, старость, создание семьи и т.д.) - 20%, в то время как юноши придают большее значение личностным и карьерным изме-

нениям (стать хорошим специалистом, стать лучше, обрести материальное благополучие) - 16% и 20% соответственно. И у девушек, и у юношей равное значение имеют «Негативное отношение» (21 % и 20 % соответственно) и «Ответственность в отношении будущего» (18% и 23%), однако для них выявлена разная наполняемость данных категорий. Для юношей наполнением категории «Негативное отношение» являются страхи одиночества, нереализованности, болезни, смерти, неизвестности (неопределенности), в то время как для девушек - безработица, нереализованность, одиночество, потеря близких, болезнь, неопределенность, отсутствие планов. В категории «Ответственность», для обеих групп респондентов значимым является достижение цели или постановка новой цели в случае неудачи, однако группа девушек придает большее значение эмоциональному компоненту в случае успеха или неудачи (радость, счастье, грусть, печаль). У юношей представлен такой компонент, как «Обеспечить семью», который отсутствует у девушек, что может свидетельствовать о готовности юношей нести ответственность не только за себя, но и за других (семью будущую и нынешнюю).

По результатам, полученным с помощью методики Т. Лири «Тест межличностных отношений» выявлены различия в структурах самоотношения в группах респондентов. Для девушек являются преобладающими следующие октанты: авторитарность, эгоизм, агрессия, подозрительность, дружественность и альтруизм, которые характеризуются умеренной выраженностью. Это, вероятно, может означать, что они характеризуются оп-тимистичностью взглядов, быстротой эмоциональной и поведенческой реакции на изменение внешней среды, высокой поисковой активностью (при повышенной эмоциональной вовлеченности в стрессовых ситуациях, характеризующихся новизной обстановки, возможно проявление спонтанности, импульсивности поведения, игнорирование прошлого опыта), выраженной мотивацией достижения поставленных целей, легкостью и быстротой принятия решений. Если говорить о межличностном взаимодействии респондентов, то оно, вероятнее всего, имеет следующие черты:

- непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках;

- влияние мнения значимых других на самооценку респондентов, поиск одобрения и признания со стороны наиболее авторитетных членов группы, при сохранении выраженной тенденции к доминированию, избегании подчиненной позиции;

- неудовлетворенность подчиненной позицией в группе, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять собственную позицию, чувствительность к критике в свой адрес при выраженности неприятия мнения окружающих (скептичность, подозрительность, ориентация на собственный опыт, неконформность суждений и поступков);

- эмоциональная вовлеченность в групповые процессы, стремление найти общность с другими членами группы;

- вероятно, легкое вживание в разные социальные роли (и позитивное отношение к ним), гибкость во взаимодействии, умеренная общительность, при сохранении своей индивидуальности, отсутствие тенденции к «слиянию» с группой.

В связи с тем, что девушки обладают высоким уровнем притязаний, требовательностью и критичностью к себе и окружающим, можно предположить, что в процессе целеполагания и достижении целей они способны проявлять высокую поисковую активность, сочетающуюся с рассудочностью, реалистичностью взглядов, повышенным чувством справедливости, проявляя смелость, самостоятельность и упорство в достижении целей, а также способность применить прошлый опыт для реализации задуманного и иронизировать над ситуацией, отнестись к ней с юмором.

Для юношей также характерна умеренная выраженность представленных у девушек октантов, однако, следует отметить, что такие октанты, как авторитарность, агрессия и дружественность, оцениваются юношами несколько выше. Это может служить основанием для предположения, что юноши склонны проявлять большую активность, агрессивность, авторитарность, напористость и упрямство в достижении целей, затрагивающих их непосредственный интерес, а также воплощение которых позволяет доминировать и повысить их престиж, статус и значимость в группе. Для мужских коллективов является закономерным проявление соперничества и агрессивного восприятия своего оппонента в случае совпадения их личных и профессиональных интересов.

Выраженность же дружественности может быть сигналом наличия у юношей большей потребности в общении, нежели у девушек, способствующей проявлению откровенности, доброжелательности и открытости, желании построить долгосрочные дружеские отношения, приносящие атмосферу доверия и поддержки, увеличивающих значимость и степень включенности респондента в общественную жизнь и взаимодействие с окружающими. Математико-статистический анализ (использован критерий Манна-Уитни) результатов по методике «Тест межличностных отношений» среди групп, различающихся по гендерному признаку, позволил выявить значимые различия у юношей и девушек по показателю «Агрессивность» - юноши агрессивнее, чем девушки (8 и 6 соответственно). Этот факт является закономерным для мужской группы респондентов, а также может быть объяснен влиянием физиологии юношей и тенденции к проявлению соперничества, конкуренции в мужских коллективах.

По результатам исследования психологического возраста студентов выпускных курсов по методике «Оценивание пятилетних интервалов» можно сделать вывод о наличии тенденции к «завышению» возраста у студентов выпускных курсов (64 % выборки), что может быть признаком излишней невротизации, стремления «навешивать» на себя излишние обязанности, гиперответственности. Такое распределение показателей является закономерным для данной возрастной группы (также, как и для 30-тилетних людей является нормальной тенденция к бессознательному преуменьшению своего возраста), а также может служить сигналом неоправданного пессимистичного отношения к жизни, либо дефицита эмоциональной насыщенности жизненных событий, финансовой нестабильности (необходимость самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, трудность в совмещении трудовой деятельности с обучением в вузе), смутности профессиональных перспектив в связи с отсутствием профессионального опыта после окончания университета.

Юноши имеют большую склонность к «завышению» своего психологического возраста, несмотря на то, что девушки также «завышают» психологический возраст, хоть и в меньшей степени (69% и 60% соответственно). Это может быть связано с ролью мужчины в обществе, необходимостью с его стороны нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких людей, обеспечивать материальное благополучие семьи, проявлять силу и стойкость в процессе достижения поставленных целей, оставаться эмоционально стабильным и критичным к событиям, происходящим в жизни. Склонность девушек бессознательно преувеличивать свой психологический возраст также может быть обосновано положением женщины в современном обществе, которое предъявляет теперь всё большие требования к ее зрелости, независимости, интеллектуальному потенциалу и способности нести ответственность за последствия принятых решений (эмансипированность, феминизация, активное участие в развитии общества и т.д.).

По результатам исследования локуса контроля студентов выпускных курсов по методике «Уровень субъ-

Panchenko Liudmila Leonidovna, Bogatir Uliana Aleksandrovna PSYCHOLOGICAL MATURITY OF UNIVERSITY GRADUATES ..

ективного контроля» можно прийти к выводу, что для обеих групп респондентов характерно умеренное развитие общей интернальности. Это может служить свидетельством того, что большинство значимых событий, происходящих в их жизни, они считают результатом собственной включенности в деятельность и, управляя ими, чувствуют личную ответственность за эти события и за последствия своих действий, за события внешнего и внутреннего мира. Это означает, что, вероятнее всего, и юноши, и девушки являются уверенными в себе, спокойными и благожелательными, самостоятельными личностями, отличающимися позитивным отношением и адекватным восприятием мира, а также зрелостью и осознанностью смысла и целей своей жизни.

Проанализировав результаты исследования самоотношения и рефлексивности девушек, полученных по методике «Кто Я?», можно сделать вывод, что для данной группы характерно преобладание следующих компонентов в структуре личности: «Рефлексивное Я» - 48%; «Социальное Я» - 27%; «Деятельное Я» - 9%. Категории анализа, имеющие наименьшую выраженность: «Коммуникативное Я» (7%), «Физическое Я» (7%) и «Перспективное Я» (2%). Для юношей, как и для девушек, наиболее актуальными являются категории «Рефлексивное Я» (51%), «Социальное Я» (27%) и «Деятельное Я» (10%). Соответственно, ниже всего оцениваются «Физическое Я» (6%), «Коммуникативное Я» (5%) и «Перспективное Я» (1%). В связи с этим можно высказать предположение, что такое распределение категорий самоотношения может быть объяснено влиянием возраста и развитием новообразований, формирующихся на данном этапе развития личности.

По наполнению категории «Рефлексивное Я», являющейся приоритетной у обеих групп респондентов, следует сказать, что компоненты самоотношения в ней имеют различную значимость и выраженность у девушек и юношей. Девушки в первую очередь ценят в себе такие качества, как доброта, умение любить и быть любимой, строгость и объективность (способность оценивать ситуацию непредвзято, увидеть её с разных ракурсов), целеустремлённость и ответственность. В это же время, видя не только положительные черты своего характера и личности в целом, они воспринимают свою эмоциональность (в том числе и депрессивность, как проявление отрицательных эмоций грусти, печали), проявление которой вполне свойственно для девушек, а также проявляют желание отложить исполнение каких-либо задач, ленятся. Что касается группы респондентов мужского пола, то у них первостепенную роль играют компоненты, отвечающие за социальное взаимодействие и продуктивное построение межличностных отношений (понимающий, добрый, весёлый, злой, поддерживающий, скромный). Так же, как и у девушек, для юношей характерна ценность личностных качеств, отвечающих за це-леполагание и эффективность исполнения деятельности (ответственный, целеустремленный, ленивый). Отличие между мужской и женской группами респондентов заключается в том, что для девушек наиболее значимыми являются свойства своего «Я», отражающие эмоциональное отношение к себе, а также помогающие успешно справляться с поставленной задачей, в то время как для юношей в приоритете личностные характеристики, отвечающие за построение межличностных отношений, налаживание социальных контактов и доброжелательное взаимодействие.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам исследования психологической зрелости студентов выпускных курсов и таких ее компонентов, как позитивное отношение к будущему, адекватное восприятие себя в системе «прошлое-настоящее-будущее», готовность принять на себя ответственность, самостоятельность, активность, соответствие хронологического возраста психологическому, развитие рефлексивного мышления

можно сделать вывод, что для респондентов на данном этапе развития личности характерно следующее:

- значимость профессионального становления и совершенствования, личностного становления и изменения себя в лучшую сторону путем самосовершенствования, а также большую роль играет достижение материальной независимости и благополучия, обеспечение помощи и поддержки близким и значимым людям, семье (для достижения поставленных целей респонденты могут проявлять как стойкость, упорство, упрямство, так и находить альтернативные пути решения, предлагая новые способы для преодоления проблемной ситуации);

- несмотря на преобладание позитивного отношения к своему будущему и перспективе самостоятельной и независимой жизни, респонденты испытывают опасения относительно одиночества, профессиональной не-реализованности, болезни, смерти, неизвестности (неопределенности), безработицы, материального неблагополучия, ожидающих их в будущем, имеют смутное представление об ожидающих их в будущем перспективах, предпочитая занимать позицию «здесь и сейчас» относительно событий, происходящих в настоящем, мало ориентируясь на будущие изменения;

- наблюдается тенденция к отделению от семьи и неслиянности с ближним окружением среди групп респондентов, что может свидетельствовать о зрелости личности респондентов, их готовности к самостоятельной жизни, построению близких интимных отношений с противоположным полом для создания собственной семьи, отсутствии тенденции к «перекладыванию» ответственности за свои действия и последствия этих действий на других, желании ставить цели и добиваться их, осознавая степень своей включенности в процессы целе-полагания и воплощения задуманного в жизнь;

- также следует отметить сформированность у респондентов положительного отношения к своему телу, адекватному восприятию своих физических и интеллектуальных способностей, а также способностей к деятельности, самосовершенствованию и профессиональной реализации;

- сходные результаты по показателям психологической зрелости в различных группах респондентов могут быть объяснены влиянием возрастных изменений, происходящих на данном этапе развития личности и способствующих формированию самосознания, развитию рефлексивности и ответственного отношения к своей жизни;

- различия в показателях самоотношения в группах, разделенных по половому признаку, можно обосновать влиянием физиологических различий в строении и протекании внутренних процессов, а также влиянием внешней среды на развитие самосознания и самоотношения девушек и юношей, в частности изменением социальной роли женщины в обществе;

В связи со всем сказанным можно сделать вывод, что студенты выпускных курсов являются взрослыми, самостоятельными личностями, способными к адекватному восприятию окружающей действительности, оценивая себя как активного субъекта общественной жизни, способного к целеполаганию, достижению поставленных целей и несению ответственности за последствия своего выбора. Выпускники вузов имеют потребность развивать свои интеллектуальные ресурсы, творческий потенциал, профессиональные навыки, изъявляют желание нести ответственность не только за себя, но и за нынешнюю и будущую семью, близких людей, обеспечивая их как материальное благополучие, как и оказывая им моральную поддержку, создавая благоприятный психологический климат для развития долгосрочных, близких, дружественных и доверительных отношений. Гипотеза о наличии значимых различий в содержании личностных характеристик у девушек и юношей частично получила свое подтверждение. Однако, несмотря на это, основание для предположения о наличии различий

между группами девушек и юношей можно считать ложным. Различия в «составе» компонентов психологической зрелости (отношение к будущему, психологических возраст, самоотношение и т.д.) могут быть обоснованы не только биологическими факторами (разница в показателях агрессивности), но и социальными: влиянием высоких требований социума, предъявляемых к выпускникам и «вынуждающих» их занимать активную позицию относительно своего будущего, рефлексировать и самореализовываться. Поэтому дополнительная гипотеза о недостаточном развитии личностных характеристик психологической зрелости для данной возрастной группы была опровергнута (отсутствие тенденции к инфантилизации и избеганию ответственности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балык А.С., Цыбуленко О.П. Психологическая зрелость личности: Теоретические концепции и подходы // «Общество: социология, психология, педагогика». 2016. №12. С.124-125.

2. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. 223 с., ил. (Эврика).

3. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 560 с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.

5. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте ан-драгогики // Новые знания. 2002. №4. С.17-20.

6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).

7. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М, 1989. С.110-134.

8. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн. 1993. Т.14. №2. С.3-16.

9. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т.8. № 40. С. 2. URL: http://psystudy.ru

10. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416с.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.:Школа-Пресс,1995. 384 с.

12. Братусь Б. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

13. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 349 с.

14. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости // Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко М.: Когито-Центр, 2007. С. 149-173.

15. Белинская Е.П. Динамика представлений человека о себе: история изучения и современное состояние проблемы / NB: Психология и психотехника . URL: http://e-notabene.ru/psp/article_767.html, № 4, с. 1-51 DOI

16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2009. 208 с.

17. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014. 352 с.

18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994. 252 с.

19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика, 1973. С.362.

20. Первин Л.А. Психология личности: Теория и исследования / Л.А. Первин, О.П. Джон. М.: Аспект Пресс,

2001. 607 с.

21. Акелян Н.С. Характер связи прошлого, настоящего и будущего в жизненном пути личности // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4.

22. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. М.: Институт психологии РАН, 2007. 213 с.

23. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989. 206 с.

24. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 366 с.

25. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. 360 с.

26. Одинцова М.А. Эмоциональный интеллект инфантильных подростков // Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 513-518.

27. Осина А.И Проблема инфантилизма современных взрослых // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 455-459.

28. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / 2-е издание, до-полненное: Питер: СПб., 2008. 177 с. С.76-78.

29. Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. 294 с.

30. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: ИПП-ИСП, 2000. с. 55-71.

31. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре СПб., 2006. С.82-103.

32. Сахарова В.Г. Ответственность: психология и диагностика. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. 217 с.

Статья поступила в редакцию 30.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.