Научная статья на тему 'Личностные черты юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой психологический возраст'

Личностные черты юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой психологический возраст Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL AGE / СОГЛАСОВАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / COHERENCE OF PSYCHOLOGICAL AND CHRONOLOGICAL AGE / ВРЕМЯ ЖИЗНИ / LIFE TIME / ВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / TEMPORARY ORIENTATION / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / PERSONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гольцова А.А.

В статье рассматриваются результаты исследования личностных черт юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой возраст. В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Оценивание пятилетних интервалов» А. А. Кроника, Е. И. Головахи и многофакторный опросник личности Р. Кеттелла 16 PF. Установлено, что существуют значимые различия в группах с различным соотношением психологического и хронологического возрастов. Юноши и девушки с адекватной самооценкой возраста в большей степени, чем представители других групп, общительны, активны в установлении контактов, внимательны в отношении к людям, готовы к сотрудничеству, а также терпимы к изменениям и восприимчивы к переменам. В ходе исследования выявлены ведущие и базовые личностные черты в группах юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой возраст. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что структуры корреляционных связей личностных черт юношей и девушек в группах с различной самооценкой возраста имеют выраженную специфику. Различия между группами проявляются как в плотности, так и в характере взаимосвязей личностных черт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Features of the Young Men and Girls Who Are Underestimating, Overestimating and Adequately Estimating the Psychological Age

In this article results of the research of the personal features of the young men and girls who are underestimating, overestimating and who are adequately estimating the age are considered. In the course of the research the following psychodiagnostic techniques were used: a technique «Estimation of five-year intervals» of A. A. Kronik, E. I. Golovakhi and a multiple-factor questionnaire of the identity of R. Kettell 16 PF. It is determined that there are significant distinctions in groups with a various ratio of the psychological and chronological age. Young men and girls with an adequate self-assessment of the age are sociable, active in making contacts more than representatives of other groups, and they are attentive in the attitude towards people, ready to cooperation, and also they are tolerant to changes and are susceptible to changes. During the research the leading and basic personal features in the groups of the young men and girls who are underestimating, overestimating and who are adequately estimating the age are revealed. The received results allowed us to draw a conclusion that structures of correlation communications of the personal features of young men and girls in groups with various self-assessment of the age have the expressed specificity. Distinctions between groups are presented both in their density, and in the nature of interrelations of personal features.

Текст научной работы на тему «Личностные черты юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой психологический возраст»

УДК 159.923

А. А. Гольцова

Личностные черты юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой психологический возраст

В статье рассматриваются результаты исследования личностных черт юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой возраст. В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Оценивание пятилетних интервалов» А. А. Кроника, Е. И. Головахи и многофакторный опросник личности Р. Кеттелла 16 PF. Установлено, что существуют значимые различия в группах с различным соотношением психологического и хронологического возрастов. Юноши и девушки с адекватной самооценкой возраста в большей степени, чем представители других групп, общительны, активны в установлении контактов, внимательны в отношении к людям, готовы к сотрудничеству, а также терпимы к изменениям и восприимчивы к переменам.

В ходе исследования выявлены ведущие и базовые личностные черты в группах юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой возраст. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что структуры корреляционных связей личностных черт юношей и девушек в группах с различной самооценкой возраста имеют выраженную специфику. Различия между группами проявляются как в плотности, так и в характере взаимосвязей личностных черт.

Ключевые слова: психологический возраст, согласованность психологического и хронологического возраста, время жизни, временная ориентация, личностные черты.

A. A. Goltsova

Personal Features of the Young Men and Girls Who Are Underestimating, Overestimating and Adequately Estimating the Psychological Age

In this article results of the research of the personal features of the young men and girls who are underestimating, overestimating and who are adequately estimating the age are considered. In the course of the research the following psychodiagnostic techniques were used: a technique «Estimation of five-year intervals» of A. A. Kronik, E. I. Golovakhi and a multiple-factor questionnaire of the identity of R. Kettell 16 PF. It is determined that there are significant distinctions in groups with a various ratio of the psychological and chronological age. Young men and girls with an adequate self-assessment of the age are sociable, active in making contacts more than representatives of other groups, and they are attentive in the attitude towards people, ready to cooperation, and also they are tolerant to changes and are susceptible to changes.

During the research the leading and basic personal features in the groups of the young men and girls who are underestimating, overestimating and who are adequately estimating the age are revealed. The received results allowed us to draw a conclusion that structures of correlation communications of the personal features of young men and girls in groups with various self-assessment of the age have the expressed specificity. Distinctions between groups are presented both in their density, and in the nature of interrelations of personal features.

Keywords: psychological age, coherence of psychological and chronological age, life time, temporary orientation, personal features.

Постановка проблемы

В психологической науке к проблеме «психологического времени», «жизненного пути личности», «стиля жизни», «стратегий жизни», «жизненной программы личности» и «жизненной перспективы» обращались К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Ф. Зимбардо, Т. Б. Карцева, К. Левин,

Н. А. Логинова, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, Л. Фрэнк и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути и времени жизни личности продолжается, о чем говорят результаты исследований таких психологов, как Р. А. Ахмеров, С. С. Гончарова, К. В. Карпинский, В. И. Ковалев,

А. А. Кроник, В. М. Слуцкий, М. И. Яковчук и др. Необходимо отметить, что исследования, посвященные различным аспектам психологического времени, проводятся в русле разных подходов, в различных контекстах и с использованием различной терминологии.

В данном исследовании используется понятие «психологический возраст», которое является интегративным конструктом, связанным с особенностями отражения человеком своего прошлого, настоящего и будущего в их взаимосвязи [2]. Наша работа опирается на теоретические положения причинно-целевой концепции психологического времени личности Е. И. Головахи и

© Гольцова А. А., 2015

А. А. Кроника [2, 4], в которой в качестве главного фактора в определении человеком своего психологического возраста рассматривается субъективное восприятие составляющих жизнь событий, отношение к ним, межсобытийные связи [2].

В психологической литературе указывается на то, что люди по-разному оценивают свой психологический возраст, значимость одних и тех же достижений, событий жизни, выделяется ряд факторов, обуславливающих несовпадение субъективной оценки и действительного возраста: внеличностные (психофизиологические и социальные) объективные факторы, которые определяют возраст как меру прожитого времени жизни, меру прошлого; степень реализованности психологического времени как интегральный субъективный фактор формирования самооценки возраста, в которой отражаются представления личности о наиболее вероятной для нее продолжительности жизни и о числе прожитых и предстоящих лет, сложившаяся у человека временная перспектива и, наконец, событийное содержание личного прошлого, настоящего и будущего [2]. Также в исследованиях, посвященных проблемам переживания времени, особенностям жизненного пути и развития личности, прослеживается связь различных показателей времени жизни, жизненного пути с рядом личностных особенностей: характером человека, такими показателями, как оптимизм или пессимизм, активность или пассивность личности (Н. А. Логинова), темперамент и непосредственно связанная с темпераментом личности тревожность (К. А. Абульханова, Т. Н. Березина); догматизм, импульсивность, уверенность в себе, личностная зрелость (Е. Ю. Коржова), ответственность личности за свои поступки (П. Я. Гальперин) или локус контроля, самооценка (Я. А. Заломов) и ряд других. Однако в большинстве работ не ставится в полной мере проблема собственно психологического возраста, в отличие его от психологического времени. В результате анализа теоретических и эмпирических исследований можно констатировать недостаточность достигнутого уровня знаний в области определения особенностей личности у людей с разной возрастной идентификацией. В связи с этим целью нашего исследования являлось описание черт личности людей с разным представлением о психологическом возрасте.

В нашем исследовании используется многофакторный опросник личности 16 PF [5], опирающийся на «теорию личностных черт» Р. Кеттелла - одну из ведущих теорий в изучении

характерологических, индивидуальных особенностей личности [1], согласно которой личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт, а порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. Черты личности, выделенные Р. Кеттеллом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, так как они объединяют в себе несколько тесно связанных признаков и обобщают их содержание.

Программа исследования

В исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в возрасте 17-21 года. Выборка составила 450 человек: 253 девушки и 197 юношей.

При проведении эмпирического исследования были использованы:

— методика «Оценивание пятилетних интервалов» А. А. Кроника, Е. И. Головахи [2];

— многофакторный опросник личности Р. Кеттелла 16 РБ [5].

В ходе исследования испытуемые были поделены на три группы. В качестве критерия их выделения выступает согласованность психологического и хронологического возрастов.

Первая группа - юноши и девушки, у которых психологический возраст (ПВ) значимо превышает хронологический (ХВ), разница между показателями больше 1. Данная группа составила 33,3 % опрошенных или 150 человек, из них 78 девушки и 72 юноши.

Вторая группа - юноши и девушки, у которых психологический возраст соответствует хронологическому, то есть в соответствии с методикой разница между ПВ и ХВ не превышает 1. Данная группа включает 32,2 % опрошенных, или 145 человек: 85 девушек и 60 юношей.

Третья группа - юноши и девушки, у которых психологический возраст меньше хронологического и разница между ХВ и ПВ больше 1. Данная группа включает 34,5 % опрошенных, или 155 человек: 90 девушек и 65 юношей.

Оценка статистической значимости различий производилась с помощью критерия и Манна -Уитни, для изучения связи между измеряемыми показателями использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Анализ результатов. В группах с различным соотношением психологического и хронологиче-

ского возрастов выявлены достоверные различия щительность» (р<0,05) и Q1 «консерватизм - ра-по следующим факторам: A «замкнутость - об- дикализм» (р<0,05) (табл. 1).

Таблица 1

Выраженность личностных черт в группах с различным соотношением психологического и

хронологического возрастов

№ гр. A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4

х 5,93 5,44 6,03 5,66 6,14 5,41 6,27 5,31 5,46 5,12 6,05 5,93 5,67 3,98 5,73 5,45

1 гТ 1,90 1,71 2,11 1,54 1,90 1,68 2,10 2,05 2,11 1,83 2,05 2,17 1,68 2,47 1,94 1,76

% 32,0 31,4 35,0 27,2 30,9 31,0 33,5 38,6 38,7 35,7 34,0 36,6 29,6 62,1 33,9 32,2

х 6,08 5,47 6,16 5,78 6,13 5,70 6,40 5,30 5,72 5,16 6,06 5,87 6,04 4,09 5,64 5,44

2 <7 2,21 2,21 1,98 1,64 2,22 1,87 1,97 2,01 1,85 1,82 2,07 2,03 1,47 2,57 2,0 1,79

% 36,2 40,3 32,2 28,3 36,3 32,8 30,8 38,0 32,3 35,3 34,2 34,6 24,4 62,7 35,4 32,9

х 5,52 5,19 5,92 5,67 5,88 5,43 6,44 5,06 5,42 5,17 5,99 6,21 5,81 4,03 5,73 5,60

3 <7 1,84 2,0 2,02 1,55 2,07 1,70 1,93 2,07 2,08 1,83 1,73 2,22 1,71 2,31 1,74 1,90

% 33,3 38,5 34,1 27,4 35,1 31,4 29,9 40,9 38,4 35,7 28,8 35,8 29,4 57,5 30,3 33,9

Юноши и девушки с адекватной самооценкой возраста в большей степени, чем представители других групп, общительны, активны в установлении контактов, внимательны в отношении к людям, готовы к сотрудничеству, а также терпимы к изменениям, восприимчивы к переменам, к новым идеям, стараются вникнуть в сущность идей, склонны к эксперименту в жизни, менее склонны к морализированию, более свободно мыслят.

Исследование также позволило выявить особенности структурной организации личностных черт юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой возраст (рис. 1-3). На основании матриц интеркорреляций были построены структурограммы личностных черт, выявлены базовые личностные черты в структуре. Для определения веса отдельных личностных черт в структуре подсчитыва-лось число связей данного свойства (качества) с другими чертами личности. Так, для р<0,001 связи приписывается коэффициент 3, для р<0,01 -коэффициент 2, для р<0,05 - коэффициент 1. Таким образом, определяются базовые личностные черты - качества личности, имеющие наибольший вес и выполняющие интегрирующую роль в структуре, объединяя другие личностные черты в подсистемы. Также в каждой группе выявлены ведущие качества - те качества, которые имеют значимые связи с показателями психологического возраста и соответствия психологического возраста хронологическому.

Представим краткое описание выделенных групп.

Базовыми качествами в структуре личностных черт всех рассматриваемых групп являются «робость - смелость», «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность», «подчиненность - доминантность». Однако в группах имеется и ряд особенностей.

В структуре личностных черт юношей и девушек с завышенным психологическим возрастом такие свойства личности, как конформизм и высокий самоконтроль, являются базовыми, в то время как в оставшихся двух группах данные черты не имеют высокого корреляционного веса (рис. 1). Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, в целом уровень внутреннего контроля поведения и интегрированность личности, а также социа-бельность, ориентация на социальное одобрение, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми в наибольшей степени влияют на всю структуру личностных черт данной группы. В группу ведущих качеств вошли «замкнутость - общительность» и «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность», а также «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения». Соответственно, такие личностные особенности как общительность и открытость в установлении контактов, приспособляемость, устойчивость и невозмутимость, соблюдение общественных моральных норм связаны с самооценкой возраста юношей и девушек в первой группе.

О

Примечание: А - замкнутость/общительность, В - интеллект, С - эмоциональная нестабильность/эмоциональная стабильность, Е - подчиненность/доминантность, Б - сдержанность/экспрессивность,

0 - низкая нормативность поведения/высокая нормативность поведения,

Н - робость/смелость,

1 - жесткость/чувствительность,

Ь - доверчивость/подозрительность, М - практичность/мечтательность, N - прямолинейность/дипломатичность, О - спокойствие/тревожность, Q1 - консерватизм/радикализм, Q2 - конформизм/нонконформизм, Q3 - низкий самоконтроль/высокий самоконтроль,

Q4 - расслабленность/напряженность.

Положительная связь на уровне значимости р<0,001

Отрицательная связь на уровне значимости р<0,001

Рис. 1. Структурограмма корреляционных связей личностных черт юношей и девушек с завышенным психологическим возрастом

О

Примечание: А - замкнутость/общительность, В - интеллект, С - эмоциональная нестабильность/эмоциональная стабильность, Е - подчиненность/доминантность, Б - сдержанность/экспрессивность,

0 - низкая нормативность поведения/высокая нормативность поведения,

Н - робость/смелость,

1 - жесткость/чувствительность,

Ь - доверчивость/подозрительность, М - практичность/мечтательность, N - прямолинейность/дипломатичность, О - спокойствие/тревожность, Q1 - консерватизм/радикализм, Q2 - конформизм/нонконформизм, Q3 - низкий самоконтроль/высокий самоконтроль,

Q4 - расслабленность/напряженность.

Положительная связь на уровне значимости р<0,001 Отрицательная связь на уровне значимости р<0,001

Рис. 2. Структурограмма корреляционных связей личностных черт юношей и девушек с адекватным представлением о психологическом возрасте

Анализируя структуру личностных черт представителей второй группы (рис. 2), можно сказать, что к базовым чертам личности относятся: «сдержанность - экспрессивность», «прямолинейность - дипломатичность». Такие особенности личности, как умение вести себя в обществе, ди-

пломатичность, проницательность, эмоциональная выдержанность, умение проявлять активность в установлении и сохранении контактов, если затрагиваются их интересы, находить выход из сложных ситуаций, в наибольшей степени влияют на всю структуру личностных черт юношей и де-

вушек с адекватным психологическим возрастом. Ведущими качествами в структуре личностных черт юношей и девушек с адекватным представлением о психологическом возрасте являются

0

«практичность - мечтательность» и «жесткость -чувствительность», соответственно, именно эти личностные особенности связаны с самооценкой возраста юношей и девушек во второй группе.

Примечание: А - замкнутость/общительность, В - интеллект, С - эмоциональная нестабильность/эмоциональная стабильность, Е - подчиненность/доминантность, Г - сдержанность/экспрессивность,

0 - низкая нормативность поведения/высокая нормативность поведения,

Н - робость/смелость,

1 - жесткость/чувствительность,

Ь - доверчивость/подозрительность, М - практичность/мечтательность, N - прямолинейность/дипломатичность, О - спокойствие/тревожность, Q1 - консерватизм/радикализм, Q2 - конформизм/нонконформизм, Q3 - низкий самоконтроль/высокий самоконтроль,

Q4 - расслабленность/напряженность.

Положительная связь на уровне значимости р<0,001

Отрицательная связь на уровне значимости р<0,001

О

Рис. 3. Структурограмма корреляционных связей личностных черт юношей и девушек с заниженным психологическим возрастом

В третьей группе базовыми личностными чертами являются «робость - смелость», «подчиненность - доминантность», «сдержанность - экспрессивность», «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность» (рис. 3), что соответствует положению данных свойств личности и в других, рассматриваемых нами группах. Смелость, склонность к авантюризму, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, чувствительность, переменчивость в настроениях, неустойчивость в интересах, настойчивость, напористость, экспрессивность в наибольшей степени влияют на всю структуру личностных черт юношей и девушек с

заниженным психологическим возрастом. Ведущими качествами в структуре личностных черт юношей и девушек с заниженным психологическим возрастом являются «замкнутость-общительность» и «жесткость - чувствительность». Соответственно, такие личностные особенности, как общительность, открытость в установлении контактов, в целом степень эмоциональной утонченности личности, связаны с самооценкой возраста юношей и девушек в третьей группе.

Для каждой из исследуемых групп характерна различная степень интегрированности структур личностных черт [3] (табл. 2).

Таблица 2

Организованность структуры личностных черт в группах

1-я группа 2-я группа 3-я группа

Индекс организованности структуры (ИОС) 184 182 154

Индекс когерентности структуры (ИКС) 106 98 88

Индекс дивергентности структуры (ИДС) 78 84 66

Количество сильных г-связей (р< 0,001) 58 54 44

Как видно из таблицы 2, максимальный индекс дифференцированности характерен для юношей и девушек, у которых ПВ соответствует ХВ. С другой стороны, наиболее высокими показателями индекса интегрированности и организованности структуры характеризуются юноши и девушки, у которых ПВ значимо превышает ХВ. При этом минимальные значения по всем рассматриваемым показателям - у юношей и девушек с заниженным ПВ.

Общие выводы:

1. Выявлены особенности структурной организации личностных черт в группах с различным соотношением психологического и хронологического возрастов.

2. Установлено, что юноши и девушки с завышенным психологическим возрастом отличаются высокими показателями интегрированности и организованности структуры личностных черт. В целом уровень внутреннего контроля поведения и своих эмоций, интегрированность личности, а также ориентация на социальное одобрение, работу и принятие решений вместе с другими людьми в наибольшей степени влияют на всю структуру личностных черт данной группы.

3. Зафиксировано, что юноши и девушки с адекватным психологическим возрастом отличаются высоким показателем дивергентности структуры личностных черт. Дипломатичность, проницательность, эмоциональная выдержанность, умение проявлять активность в установлении и сохранении контактов, находить выход из сложных ситуаций в наибольшей степени влияют на всю структуру личностных черт юношей и девушек с адекватным психологическим возрастом.

4. В группе юношей и девушек с заниженной самооценкой возраста выявлены наименьшие показатели дивергентности, интегрированности и организованности структуры личностных черт. Склонность к авантюризму, готовность к риску, чувствительность, переменчивость в настроениях,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неустойчивость в интересах, экспрессивность в наибольшей степени влияют на всю структуру личностных черт юношей и девушек с заниженным психологическим возрастом.

Библиографический список

1. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика [Текст] / А. В. Батаршев. -М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 с.

2. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев : Издательство «Наукова думка», 1984. - 207 с.

3. Карпов, А. В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов [Текст] / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2006. -№ 6. - С. 18-28.

4. Кроник, А. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути [Текст] / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. - М. : Смысл, 2003. - 306 с.

5. Рукавишников, А. А. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF [Текст] / А. А. Рукавишников, М. В. Соколов (составители). -3-е изд. - Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2000. - 34 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Batarshev, A. V. Temperament i harakter: Psiholog-icheskaja diagnostika [Tekst] / A. V Batarshev. - M. : Izd-vo VLADOS-PRESS, 2001. - 336 s.

2. Golovaha, E. I. Psihologicheskoe vremja lichnosti [Tekst] / E. I. Golovaha, A. A. Kronik. - Kiev : Iz-datel'stvo «Naukova dumka», 1984. - 207 s.

3. Karpov, A. V. Zakonomernosti strukturnoj organi-zacii refleksivnyh processov [Tekst] / A. V. Karpov // Psi-hologicheskij zhurnal. - 2006. - № 6. - S. 18-28.

4. Kronik, A. A. Kauzometrija. Metody samopoznani-ja, psihodiagnostiki i psihoterapii v psihologii zhiznen-nogo puti [Tekst] / A. A. Kronik, R. A. Ahmerov. - M. : Smysl, 2003. - 306 s.

5. Rukavishnikov, A. A. Posobie po primeneniju lich-nostnogo oprosnika R. Kettella 16 PF [Tekst] / A. A. Rukavishnikov, M. V Sokolov (sostaviteli). - 3-e izd. - Jaroslavl', NPC «Psihodiagnostika», 2000. - 34 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.