Научная статья на тему 'Исследование феномена недостаточной сформированности Я-концепции у юношей и девушек 16-18 лет'

Исследование феномена недостаточной сформированности Я-концепции у юношей и девушек 16-18 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1695
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОЛ И ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА / "БЕЛЫЕ ПЯТНА" Я-КОНЦЕПЦИИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ / НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ Я-КОНЦЕПЦИИ / SELF-CONCEPT / SELF-AWARENESS / ADOLESCENCE AND EARLY ADULTHOOD / INDIVIDUAL DIFFERENCES / TEMPERAMENT / INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES / SEX AND GENDER / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PROPERTIES AND QUALITIES / UNCERTAINTY OF IDENTITY / "WHITE SPOTS" OF SELF-CONCEPT / UNCERTAINTY REPRESENTATIONS OF THEMSELVES / INADEQUATELY FORMED SELFCONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котлова Светлана Юрьевна, Зверева Светлана Викторовна

В рамках исследования проведен анализ индивидуально-типологических и социально-психологических особенностей, влияющих на становление Я-концепции у современных юношей и девушек, проживающих в России. Рассматривается взаимосвязь Я-концепции и гендерной идентичности. Исследуется структура самознания и недостаточная сформированность Я-концепции, неопределенность представлений о себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the phenomenon of inadequately formed self-concept of boys and girls of 16-18 years

The study analyzes individual-typological and socio-psychological characteristics affecting the formation of identity among modern youths and girls living in Russia. Examines the correlation of self-concept and gender identity. The structure of selfconsciousness and unformed ideas about themselves in adolescents, as well as the phenomenon of inadequately formed self-concept.

Текст научной работы на тему «Исследование феномена недостаточной сформированности Я-концепции у юношей и девушек 16-18 лет»

УДК 159.923.3 - 053.67

С. Ю. Котлова, С. В. Зверева

Исследование феномена недостаточной сформированности Я-концепции у юношей и девушек 16-18 лет

В рамках исследования проведен анализ индивидуально-типологических и социально-психологических особенностей, влияющих на становление Я-концепции у современных юношей и девушек, проживающих в России. Рассматривается взаимосвязь Я-концепции и гендерной идентичности. Исследуется структура самознания и недостаточная сформированность Я-концепции, неопределенность представлений о себе.

The study analyzes individual-typological and socio-psychological characteristics affecting the formation of identity among modern youths and girls living in Russia. Examines the correlation of self-concept and gender identity. The structure of selfconsciousness and unformed ideas about themselves in adolescents, as well as the phenomenon of inadequately formed self-concept.

Ключевые слова: Я-концепция, самосознание, подростковый и юношеский возраст, индивидуальные различия, темперамент, индивидуальнотипологические особенности, пол и гендер, социально-психологические свойства и качества, «белые пятна» Я-концепции, неопределенность представлений о себе, недостаточная сформированность Я-концепции.

Key words: self-concept, self-awareness, adolescence and early adulthood, individual differences, temperament, individually-typological features, sex and gender, social-psychological properties and qualities, uncertainty of identity, "white spots” of self-concept, uncertainty representations of themselves, inadequately formed selfconcept.

Я-концепция как самостоятельное психологическое явление имплицитно встроено в другой психологический феномен - самосознание. Самосознание представляет собой одно из важнейших явлений психики. На сегодняшний день в интерпретации указанного психологического феномена отсутствует концептуальное единство. Причиной этому служит как сложность самого явления, так и трудности обобщения и приведения к единому знаменателю существующих научных концепций, посвященных самосознанию. Тем не менее, большинство исследователей под этим феноменом понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие [1; 6; 17;18; 25; 33; 35; 45]. Самосознание есть особая форма сознания, в которой личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания [33]. Самосознание - это динамическая си-

38

стема представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а так же субъективное восприятие влияющих на его личность внешних факторов [19].

Понятия «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знания человека о себе. С помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка» описывается эмоциональная сторона самосознания. «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон - когнитивной, эмоциональной и регуляторной [30].

Представленные в литературе варианты структуры самосознания - сложного, многоуровнего образования - не охватывают всех его проявлений и не описывают его как целостную систему, а рассматривают лишь отдельные его компоненты или стороны, тогда как другие остаются недостаточно освещенными.

В работах, посвященных проблеме самосознания, имеют место следующие общепризнанные моменты:

• самосознание - это, преимущественно, процесс, с помощью которого человек познает себя и выстраивает отношение к самому себе.

• самосознание характеризуется своими продуктами - представлением о себе (в виде «Я», Я-концепции, образа Я) и самооценкой, которые широко исследуются как самостоятельные психические явления, имеющие свой генезис, структуру и содержание.

Понятийный аппарат, используемый авторами работ по проблемам самосознания, производит впечатление мозаичности. При несомненной сложности содержания понятий, связанных с самосознанием, часто происходит смешение наиболее употребляемых из них: «Я», Я-концепции, образа Я, самооценки [21].

Нам представляется, что понятия, сопряженные с проблемой самосознания, можно представить следующим образом:

• самосознание - это родовое понятие, включающее структурные (в виде «Я», Я-концепции, образа Я, самооценки) и процессуальные (в виде самопознания и самоотношения) характеристики;

• «Я», так же, как и образ Я, являются итоговыми продуктами деятельности трех сторон самосознания: когнитивной, эмоциональной и регулятивной;

• результат процесса самопознания выражен в знании о себе (в виде «Я» и образа Я), в котором фиксируется преимущественно когнитивное содержание самосознания. Эмоционально-оценочная сторона самосознания наиболее широко представлена в характеристиках самоотношения, более узко - в самооценке.

39

Недостаточно изучены регулятивные компоненты самосознания, несмотря на то, что «мотивационные и установочные структуры являются для человеческого «Я» поистине вездесущими» и с уверенностью можно фиксировать в Я-концепции не только когнитивную и эмоционально-оценочную составляющую, но и потенциальную поведенческую, направленную, в том числе, и на развитие собственного «Я» [13, с. 176].

Таким образом, самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе; оно также характеризуется своим продуктом - Я-концепцией.

Я-концепция определяется как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Это -сумма представлений человека о том, что он о себе думает, как себя оценивает, как смотрит на свое настоящее и будущее. В Я-концепции, как и в самосознании, выделяют три основных структурных элемента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам [10, с. 197].

Я-концепция объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе [11].

Исследование Я-концепции и самосознания представляет особый интерес в подростково-юношеском возрасте. По мнению Л.С. Выготского, самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка [8].

Подростково-юношеский возраст является одним из самых сложных и трудных этапов в жизни человека. Данный период представляет собой этап становления личности и является сензитивным для развития самосознания и формирования Я-концепции. В это время происходит усложнение структуры образа Я, дифференциация содержания представления о себе, изменение самооценки, рост критичного отношения к себе [1; 7; 14; 15; 18; 23; 24; 32; 42]. Я-концепция как новый уровень самосознания - центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Человек начинает целенаправленно думать о себе, как о личности. «Сознание, а тем более самосознание человека, осознание им своего «Я»

40

- существеннейшее проявление личности» [5]. Не случайно подростковый и юношеский возраст называют возрастом второго рождения личности.

Наиболее важными отличительными признаками подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [4, с. 89].

В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности на рубеже перехода из подросткового в юношеский возраст, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности [3]. Таким образом, возрастной диапазон испытуемых 16-18 лет, нами был выбран не случайно. Анализ отечественных и зарубежных подходов возрастной периодизации психического развития (Выготский, Фельдштейн, Эльконин, Эриксон, Шаповаленко), позволяет заключить, что верхние возрастные границы подросткового периода развития соответствуют 16-17 годам, а начало юности приходится на 17-18 лет [8; 32; 36; 39; 42]. В связи с этим выделяют нормативный кризис 17 лет [8] или кризис перехода к юности [36]. Такая точка зрения находит отражение в работах различных авторов.

По мнению Е.Л. Солдатовой и М.М. Смирнягиной, в нормативном кризисе перехода к юности происходит интериоризация качеств, соответствующих новым возрастным задачам личностного самоопределения, латентно сформировавшихся в предшествующем возрастном этапе (подростковом возрасте), и формируется структура эго-идентичности [29; 31].

Самосознание, являясь ядерной личностной структурой, оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека (Б.Д. Ананьев, Л.И. Божович, У. Джеймс, И.С. Кон, Т. Мак-Партланд, К. Хорни, Л.С. Рубинштейн, В.С. Мерлин, А.Г. Столин, И.И. Чеснокова и др.) [7; 14; 18; 24; 30; 34; 47]. Изучению проблем подросткового возраста и формированию самосознания подростков посвящено не одно психологическое исследование, однако многие вопросы остаются нераскрытыми. В частности, недостаточно изучен комплекс факторов, влияющих на формирование представлений подростка о себе, а также не полностью исследованы причины возникающих проблем в формировании данных представлений. И практически не освещено такое явление, как недостаточная сфор-

41

мированность Я-концепции, ее «белые пятна». Исходя из того, что Я-концепция определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой, под недостаточной ее сформированностью следует понимать неполное знание самого себя, своего рода пробелы в знании тех или иных сторон собственного «Я». Естественно, особый интерес представляет исследование психологических особенностей, определяющих проблемы формирования Я-концепции в подростково-юношеском возрасте. В современной литературе отмечаются проблемы становления Я-концепции современных юношей и девушек, определяемые особенностями их социализации - информатизацией общества и использовании электронных устройств для коммуникации в ущерб живому общению [25]. Подобные особенности формируют отсутствие достаточного опыта отраженного представления о себе. Изучению становления Я-концепции в ракурсе ее недостаточной сформированности, а также в связи с особенностями вклада в данный феномен социально-психологических и индивидуальнотипологических характеристик и посвящено данное исследование.

Цель: исследование феномена недостаточной сформированности Я-концепции в связи с индивидуально-типологическими и социально-психологическими особенностями развития юношей и девушек 16-18 лет.

Исходя из цели исследования определились следующие частные экспериментальные задачи:

1) изучить состояние проблемы становления самосознания и Я-концепции в современных исследованиях;

2) исследовать области недостаточной сформированности Я-концепции и построить их иерархию у юношей и девушек;

3) установить особенности становления Я-концепции в связи с половой принадлежностью испытуемых;

4) исследовать особенности становления самосознания у юношей и девушек 16-18 лет в связи с индивидуально-типологическими и социально-психологическими факторами.

Методологической и теоретической основой данного исследования являются концепции, рассматривающие развитие представления о себе, образа «Я» (Л.И. Божович, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, Д.И. Фельдштейн) [7; 14; 30; 32; 35]. Общие методологические положения по проблеме личностного самоопределения, представленные в работах выдающихся психологов К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, М.Р. Гинзбурга, В.Ф. Сафина, С.Л. Рубинштейна; работы отечественных психологов, направленные на анализ специфики и новообразований подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.А. Головей, И.В. Дубровина, И.С. Кон) [1; 7; 14; 24; 26; 27].

42

Методы и методики исследования

Эмпирическое исследование проводилось на выборке учащихся старшей школы. В нем приняли участие 206 выпускников общеобразовательных школ в возрасте от 16 до 18 лет (116 девушек и 90 юношей).

На теоретическом этапе исследования осуществлялся анализ научной психолого-педагогической литературы, направленный на осмысление сущности изучаемых явлений.

Среди эмпирических методов исследования использовались стандартизированные, адаптированные к поставленным экспериментальным задачам методики, а также тестовые подходы, модифицированные под решение поставленных задач. Мы условно разделили их на два блока. В первый вошли методики, исследующие особенности самосознания:

1) полоролевой опросник Сандры Бем, предназначенный для диагностики социально-психологического пола (гендерной идентичности) и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности;

2) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек (автор модификации - Л.Н. Собчик) предназначена для диагностики представления личности о своём реальном и идеальном «Я», а также выявления преобладающего типа отношения к людям в самооценке и взаимооценке. Данная методика использовалась нам как в ее стандартном варианте, так и в модификации (была изменена инструкция к данному тесту таким образом, чтобы исследовать представления юношей и девушек о себе в будущем («Я в возрасте 25 лет»);

3) прогрессивные матрицы Дж. Равена, предназначенные для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена применимы на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития;

4) методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева) направлена на изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. С помощью данной методики исследовалось отношение испытуемого к образу-Я с различных сторон («Я в настоящем», «Я в детстве», «Я в 25 лет» и «идеал человека»);

5) методика многофакторного исследования личности Кеттела (Форма С) для оценки индивидуально-психологических особенностей. Обоснование выбора данной методики приведено ниже.

43

Ко второму блоку мы отнесли те методики, которые исследуют индивидуально-типологические и личностные особенности испытуемых. Под индивидуально-типологическими традиционно понимаются свойства и качества, базирующиеся на природных основаниях. Личностные методики исследуют то, что приобретено в процессе социализации. В частности, во втором блоке нами использовались следующие методики: 1) методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте, направленная на диагностику системы психологических защит и позволяющая определить как иерархию защитных механизмов, так и их напряженность в целом; 2) опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента; 3) методика диагностики социальнопсихологической адаптации Роджерса-Даймонд (адаптация

Т. В. Снегирёвой), предназначенная для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования не позволил обнаружить психодиагностический инструментарий, позволяющий исследовать феномен недостаточной сформированности Я-концепции и поэтому нами была модифицирована методика многофакторного исследования личности Кеттела (Форма С) для оценки индивидуально-психологических особенностей. Данный опросник был преобразован в соответствие с целью исследования следующим образом: в вопросы помимо стандартных вариантов ответов («а», «б», «в») добавлен неопределенный вариант ответа «д» (например, «не знаю» или «затрудняюсь ответить»). Ответ « не знаю» в структуре данного теста, по сути, предполагает отказ испытуемого оценить выраженность у себя тех или иных свойств и качеств личности. Таким образом, удалось выявить, в познании каких именно сторон развития собственной личности современные юноши и девушки испытывают максимальные затруднения.

Исследования Р. Кеттелла в рамках теории личностных черт отличаются выраженным эмпиризмом, так как он не опирался на исходные теоретические представления о содержании и количестве определяемых свойств личности. Своеобразие подхода Р. Кеттелла состояло также в том, что метод факторного анализа использовался им как инструмент для выявления «основных исходных свойств личности», а не для упорядочивания полученных данных. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности. Для дальнейшего со-

44

кращения списка Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали друг друга по предложенным спискам личностных свойств. Оценки экспертов подвергались корреляционному и факторному анализу. Таким образом, Р. Кеттелл показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 факторам. Как и ожидалось, факторы были биполярными, т. е. содержали пары признаков, имеющих высокие отрицательные корреляции. Выделенные факторы позволили определить то, что Р. Кеттелл называл «основными первичными свойствами личности».

Свойства (черты) личности, выделенные Р. Кеттеллом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, так как они объединяют в себе несколько тесно связанных признаков и обобщают их содержание.

Центральным для Кеттелла является различение «поверхностных черт» и «исходных черт». При этом исходная черта определяется только посредством факторного анализа, позволяющего исследователю оценить переменные или факторы, являющиеся основой поверхностного поведения. Кеттелл создал перечень этих поверхностных черт, включив в него 36 биполярных названий, который был расширен до 46 при добавлении специальных терминов, найденных в работах других исследователей. Оценка этих черт составила основу для осуществления изначального факторного анализа L-данных и Q-данных, в результате которого были выделены основные личностные факторы. Основной фактор получил в теории Кеттелла название основной черты.

На основании вышеизложенных фактов нами была отобрана именно эта методика как основная для исследования заявленного в теме феномена.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов математической статистики: подсчета средних значений, определения стандартного отклонения, оценки достоверности полученных различий и корреляционного анализа в программе SPSS - 20.

Результаты и их обсуждение

Анализ данных, полученных при исследовании областей недостаточной сформированности представлений о себе (выявленных при помощи модифицированного многофакторного опросника Кет-телла) и построение их иерархии у юношей и девушек, показал следующие результаты:

Среднее значение (по совокупности всех шкал данной методики) общего количества (!) неопределенных ответов у девушек составляет 1=15,147 ответов и у юношей - !=14,778 ответов, и не имеет статистически значимых различий.

Также нет значимых связей несформированных представлений о себе с возрастом.

45

Таблица 1

Иерархия областей неопределенности Я-концепции у юношей и девушек 16-18 лет

№ Девушки X ±ско № Юноши X ±ско

1 Q1 «восприимчивость к новому» 1,79±1,24 1 Q1 «восприимчивость к новому» 1,44±1,19

2 F «экспрессивность» 1,25±1,03 2 N «дипломатичность» 1,30±1,08

3 N «дипломатичность» 1,25±1,19 3 F «экспрессивность» 1,26±1,07

4 O «тревожность» 1,16±1,11 4 O «тревожность» 1,17±1,13

5 Q3 «самоконтроль» 1,09±1,09 5 Q3 «самоконтроль» 1,11±0,92

6 I «чувствительность» 0,90±0,97 6 I «чувствительность» 1,09±1,06

7 B «интеллектуальность» 0,86±1,05 7 G «моральная нормативность» 0,96±1,15

8 E «доминантность» 0,86±0,90 8 M «мечтательность» 0,86±0,92

9 MD «самооценка» 0,81±0,95 9 L «подозрительность» 0,80±0,85

10 H «смелость» 0,77±0,83 10 E «доминантность» 0,79±0,89

11 L «подозрительность» 0,74±0,88 11 MD «самооценка» 0,74±0,91

12 M «мечтательность» 0,72±0,85 12 Q4 «напряженность» 0,72±0,76

13 G «моральная нормативность» 0,71±0,86 13 H «смелость» 0,62±0,73

14 Q4 «напряженность» 0,66±0,67 14 A «общительность» 0,53±0,72

15 Q2 «самостоятельность» 0,59±0,91 15 B «интеллектуальность» 0,51±0,75

16 A «общительность» 0,52±0,77 16 Q2 «самостоятельность» 0,50±0,71

17 С «эмоц. устойчивость» 0,45±0,80 17 С «эмоц. устойчивость» 0,33±0,58

Исследование вклада каждого из субфакторов в суммарное значение недостаточной сформированности Я-концепции, оцениваемое с помощью внутритестового корреляционного анализа, показало, что у девушек коэффициенты корреляции имеют относительно близкие значения. Тогда как у юношей различия в разбросе значений коэффициентов корреляции более существенные. Таким образом, если у девушек отдельные компоненты Я-концепции вносят относительно сходный вклад в степень ее сформированности, то у юношей наблюдаются более и менее приоритетные.

Таблица коэффициентов корреляции отдельных субфакторов с общим количеством «белых пятен» приведена ниже.

46

Таблица 2

Коэффициенты корреляции суммарного значения неопределенных ответов с отдельными субфакторами

№ Девушки r № Юноши r

1 O «тревожность» 0,67 1 O «тревожность» 0,67

2 F «экспрессивность» 0,59 2 Q4 «напряженность» 0,64

3 L «подозрительность» 0,59 3 L «подозрительность» 0,62

4 I «чувствительность» 0,57 4 Q1 «восприимчивость к новому» 0,61

5 MD «самооценка» 0,56 5 F «экспрессивность» 0,57

6 N «дипломатичность» 0,56 6 H «смелость» 0,57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Q2 «самостоятельность» 0,55 7 A «общительность» 0,55

8 G «моральная нормативность» 0,54 8 Q2 «самостоятельность» 0,54

9 Q3 «самоконтроль» 0,54 9 G «моральная нормативность» 0,49

10 E «доминантность» 0,52 10 MD «самооценка» 0,47

11 A «общительность» 0,51 11 Q3 «самоконтроль» 0,45

12 Q4 «напряженность» 0,50 12 С «эмоц. устойчивость» 0,44

13 H «смелость» 0,49 13 N «дипломатичность» 0,43

14 Q1 «восприимчивость к новому» 0,49 14 I «чувствительность» 0,39

15 M «мечтательность» 0,48 15 B «интеллектуальность» 0,34

16 С «эмоц. устойчивость» 0,44 16 M «мечтательность» 0,31

17 B «интеллектуальность» 0,40 17 E «доминантность» 0,29

При интерпретации полученных результатов исследовалась не только степень вклада в Я-концепцию отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. Данный анализ рассматривает проблемы становления Я-концепции современных юношей и девушек по зонам. Самый большой вклад в суммарное значение неопределенных ответов внесла группа эмоциональных свойств (факторы O, F, Q4), как у юношей, так и у девушек. Следовательно, в осознании именно этих сторон собственной личности современные юноши и девушки испытывают максимальные затруднения. Затем следует группа коммуникативных свойств (факторы L, N, H). Наиболее благополучно обстоят дела с группами регуляторных и интеллектуальных свойств, достаточно полно осознаваемых современными юношами и девушками.

Далее нами исследовался вклад индивидуальнотипологических и социально-психологических свойств и качеств в становление Я-концепции у юношей и девушек 16-18 лет. Ниже на рис. 1 и 2 представлены матрицы корреляционных взаимосвязей общего количества неопределенных ответов подростков, полученных с помощью модифицированного опросника Кетелла, с другими исследуемыми характеристиками.

47

• Эргичность (-0,27) (p<0,01)

• Пластичность (-0,33) (p<0,01)

• Социальный темп (-0,31) (p<0,01)

• Интеллект (-0,20) (p<0,05)

• Маскулинность (-0,22) (p<0,05)

• Эгоистичность (-0,22) (p<0,05)

• Агрессивность (-0,29) (p<0,01)

• Эгоистичность в будущем (-0,20) (p<0,05)

• Агрессивность в будущем (-0,29) (p<0,01)

• Отрицание (-0,26) (p<0,05)

• Гиперкомпенсация (-0,24) (p<0,05)

• Адаптация (-0,41) (p<0,01)

• Принятие себя (-0,35) (p<0,01)

• Эмоц.комфорт (-0,32) (p<0,01)

• Интернальность (-0,28) (p<0,01)

Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи общего количества неопределенных ответов с индивидуально-типологическими и социально-психологическими факторами у юношей 16-18 лет

• Эргичность (-0,26) (p<0,01)

• Социальная эргичность (-0,21) (p<0,01)

• Пластичность (-0,18) (p<0,05)

• Социальная пластичность (-0,19) (p<0,05)

• Социальный темп (-0,31) (p<0,01)

• Оценка «Я в 25»(-0,20) (p<0,05)

• Эгоистичность (-0,22) (p<0,01)

• Авторитарность (-0,2) (p<0,05)

• Эгоистичность в будущем (-0,21) (p<0,01)

• Авторитарность в будущем (-0,20) (p<0,05)

• Вытеснение (-0,34) (p<0,01)

• Общая напряженность защит(-0,24) (p<0,01)

• Адаптация (-0,34) (p<0,01)

• Принятие других (-0,20) (p<0,05)

• Эмоц.комфорт (-0,22) (p<0,01)

• Интернальность (-0,21) (p<0,01)

Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи общего количества неопределенных ответов с индивидуально-типологическими и социальнопсихологическими факторами у юношей и у девушек 16-18 лет

48

Исследование особенностей взаимосвязи недостаточной сфор-мированности Я-концепции с комплексом индивидуальнотипологических и социально-психологических характеристик с помощью метода корреляционного анализа позволило установить, что большее количество «белых пятен» в самосознании у юношей связано с более низким общим и невербальным интеллектом (r= -0,20). У девушек подобных взаимосвязей обнаружить не удалось.

Что касается связей гендерной идентичности и недостаточной сформированности самосознания, то единственная связь (г = -0,22) была выявлена со шкалой маскулинности у юношей. Таким образом, чем адекватнее сформирована гендерная идентичность и сильнее представлены в структуре личности маскулинные признаки, тем более ясные представления о собственных личностных особенностях отмечаются у юношей данной возрастной группы. У девушек подобных связей обнаружить не удалось. Соответственно, становление их гендерной идентичности не имеет непосредственных взаимосвязей с формированием Я-концепции в этом возрасте. Аналогичное мнение высказывается И.С. Коном (2001). Он считал, что в подростковом и юношеском возрасте соответствующие нормативные представления о мужественности особенно жестки и стереотипны; желая утвердиться в мужской роли, мальчик всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности [12, с. 74].

У юношей не обнаружилось ни одной существенной связи количества неопределенных ответов со шкалами «Образ-Я», «Я в детстве», «Я в 25 лет», «Идеал человека», из чего следует, что осознаваемый уровень личностных конструктов у юношей никак не связан с зонами неопределенности Я-концепции. У девушек единственная существенная связь выявилась с представленим о себе в будущем (фактора оценки в шкале «Я в 25 лет») (r=-0,20). Иными словами, чем лучше они представляют себя в будущем, тем меньше «белых пятен» в Я-концепции в настоящем.

У юношей обнаружились отрицательные связи по типам межличностных отношений «Эгоистичный» (r=-0,22), «Агрессивный» (r=-0,29), а также по этим же типам, но в представлениях о себе в будущем (я в 25 лет), «Эгоистичный» (r= -0,20) и «Агрессивный» (r =-0,29). То есть, чем выше эгоистичность и агрессивность в настоящем и в представлениях о себе в будущем - тем меньше областей недостаточной сформированности Я-концепции в настоящем.

У девушек выявилась отрицательная корреляционная связь со шкалами «авторитарность» в настоящем (r= -0,20) и «авторитарность» (r= -0,20) и «эгоистичность» (r= -0,21) в будущем. Чем более эгоистичными себя считают девушки сейчас и эгоистичными и авторитарными в будущем - тем точнее образ «Я» в настоящем.

49

Значимые связи у юношей оказались по таким шкалам опросника темперамента, как «эргичность» (r=-0,27), «пластичность» (r= -0,33) и «социальный темп» (r= -0,31). Иными словами, чем выше показатели по данным свойствам темперамента, тем лучше сформированы представления о себе. Из чего мы заключили, что количество «белых пятен» в Я-концепции юношей обусловлено как индивидуально-типологическими, так и социальнопсихологическими факторами.

У девушек вклад индивидуально-типологических особенностей в формирование Я-концепции оказался сходным с таковым у их сверстников мужского пола. Шкалы «эргичность» (r=-0,26), «социальная эргичность» (r=-0,21), «пластичность» (r=-0,18), «социальная пластичность» (r=-0,19) и «социальный темп» (r=-0,31) отрицательно коррелируют с общим количеством неопределенных ответов в опроснике Кеттелла. Это позволило заключить, что у девушек становление Я-концепции определяется вкладом и предметного и социального компонентов темперамента.

Интересно, что и у юношей и у девушек не выявились взаимосвязи с такими шкалами, как «темп», «эмоциональность» и «социальная эмоциональность».

Далее мы исследовали взаимосвязь областей неопределенности Я-концепции и механизмов психологических защит с целью выявления тех защитных механизмов, которые препятствуют лучшему познанию самого себя. У девушек единственной психологической защитой, коррелирующей с суммой неопределенных ответов, оказалось вытеснение (r= -0,31); активное использование данной психологической защиты обеспечивает уменьшение пробелов в Я-концепции; являясь примитивной защитой, вытеснение не позволяет осознать, насколько плохо подросток знает себя. Таким образом, использование примитивной психологической защиты обеспечивает относительную стабильность Я-концепции у девушек. У юношей такими защитами оказались «отрицание» (r =-0,26) и «гиперкомпенсация» (r=-0,24), следовательно, они свои «белые пятна» в самосознании либо отрицают, либо преобразуют неприемлемый полюс собственного амбивалентного отношения за счёт переноса акцента на приемлемый полюс. В литературе гиперкомпенсацию связывают с окончательным усвоением индивидом высших для него социальных ценностей.

Анализ связей суммарного количества неопределенных ответов многофакторного опросника Кеттелла с результатами опросника социально-психологической адаптированности показал следующее: общими для обоих полов оказались отрицательные корреляции неопределенных ответов со шкалами «адаптация» (r=-0,34) у девушек и (r=-0,41) у юношей; «эмоциональный комфорт» (r=-0,22) у девушек

50

и (r=-0,32) у юношей и «интернальность» (r=-0,21) у девушек и (r=-0,28) у юношей. Связанные с полом различия выявились в корреляции со шкалой «принятие себя» у юношей (r=-0,35) и «принятие других» у девушек (r=-0,2). Таким образом, исследуемая нами недостаточная сформированность Я-концепции имеет непосредственное отношение к особенностям социально-психологической адаптации юношей и девушек 16-18 лет. Наиболее адаптированными являются юноши и девушки с наименьшей неопределенностью представлений о себе.

Выводы

1. В результате модификации теста Кеттелла нам удалось выявить специфические особенности иерархии неопределенных областей Я-концепции современных юношей и девушек. Наибольшие затруднения юноши и девушки испытывают в понимании эмоциональных и коммуникативных свойств собственной личности.

2. Особенности формирования Я-концепции в подростковоюношеском возрасте обусловлены индивидуально-типологическими характеристиками. Вклад в становление Я-концепции темперамен-тальных особенностей оказался у юношей и девушек сходным -подростки, тяготеющие к экстраверсии, имеют меньше «белых пятен». У девушек в качестве предпосылок, формирующих Я-концепцию, выступают предметные и социальные свойства темперамента, а у юношей - предметные.

3. Перечень социально-психологических факторов, влияющих на формирование самосознания у юношей и у девушек, имеет общие черты: при высокой адаптивности, интернальности, эмоциональном комфорте и эгоистичности отмечаются более сформированные представления о себе.

4. У юношей меньше «белых пятен» в Я-концепции в случае адекватной гендерной идентичности, высокой степени принятия себя, агрессивности, высоких показателях интеллекта. У девушек лучше сформированы представления о себе при высоких показателях авторитарности и эгоистичности, при высоких показателях шкалы «принятие других». Показатели интеллектуального развития оказались никак не связаны со степенью сформированности Я-концепции.

Итак, нам удалось модифицировать опросник Кеттела таким образом, чтобы он показывал области недостаточной сформиро-ванности Я-концепции у юношей и девушек 16-18 лет.

Данный опросник позволил установить, что проблема недостаточной сформированности отдельных представлений о себе определяется как социально-психологическими особенностями, так и индивидуально-типологическими. При этом вклад последних в становление Я-концепции оказался схожим у юношей и девушек.

51

Список литературы

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 224 с.

2. Александров С. Б. Проблема типологии и характеров. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 154 с.

3. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985. - 19 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

5. Асмолов А. Г. Психология личности: учеб. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

6. Барабанщиков В.А. (ред.) Экспериментальный метод в структуре психологического знания. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 828 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

9. Гуревич К. М., Раевский А. М. Личность как объект психологической диагностики // Психол. журн. 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 29-38.

10. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 1991. - 319 с.

11. Дубровина И.В. Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учеб. / под ред. И.В. Дубровиной. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 460 с.

12. Ильин Е. П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. - 686 с.

13. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие [Пер. с фр.].

- М.: Педагогика, 1991. - 171 с.

14. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

15. Леонтьев А. М. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.

- М.: Наука, 1984. - 226 с.

17. Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Надысева В.В. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте // Психол. журн. - 2004. -Вып. 6. - С. 29-40.

18. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь: ПГПИ, 1990. - 109 с.

19. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Academia, 2004. - 320 с.

20. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. - М.: Флинта Наука, 2010. - 392 с.

21. Петрова С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект // Вестн. Псковск. гос. ун-та. - 2007. - №1. - С. 182190.

22. Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: дис. ... канд. психол. наук; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - М., 2010. - 244 с.

23. Раевская Е. А. Рефлексивно-гуманистические методы развития самосознания старших подростков. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. - 73 с.

24. Реан А.А. (ред.) Психология подростка., Особенности Я-концепции подростка: учеб. - СПб.: Прайм-еврознак; М.: Олма-Пресс, 2004. - С. 110-139.

52

25. Ростовцева М.В., Машанов А.А., Хохрина З.В. Социальнофилософские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества // Фундаментальные исследования. - 2013. - №5-6.

26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. Т. 2. - 327 с.

27. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1998. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979. - 319 с.

29. Солдатова Е. Л. К вопросу о динамике эго-идентичности в нормативных кризисах развития // Ярославский психологич. вестн. - 2006. - Вып. 18. -С. 91-97.

30. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

31. Смирнягина М.М. Психологическое содержание и сопровождение нормативного кризиса перехода к юности : дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2008. - 186 с.

32. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1995. - 368 с.

33. Хачатрян К. Г. Проблема развития самосознания. - М.: Лаборатория книги, 2011. - 112 с.

34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.

35. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания // Вопр. психологии. - 1984. - №5 - С. 162-164.

36. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 575 с.

37. Шевцов А. А. Самопознание и субъективная психология: доп. том к книге «Введение в самопознание» - 2-е изд. - Иваново: Роща Академии, 2014. -424 с.

38. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. В.Б. Ольшанского. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 538 с.

39. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 147 с.

40. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. - № 4. - С. 620.

41. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

42. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

43. Affleck D. Publications of the University of Eastern Finland. № 56 : How does dialogical self theory appear in the light of cognitive analytic therapy?. two approaches to the self / Dhuana Affleck. - Joensuu : Univ. of Eastern Finland, 2014. -XIV. - P.134.

44. Goldsmith H.H., Buss K.A., Lemery K.S. Toddler and childhood temperament: Expanded content, stronger genetic evidence, new evidence for the importance of environment // Developmental Psychology. 1997. - Vol. 33. - P. 891-905.

45. Marcia J. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology / Ed. J. Adelson. N.Y.: Wiley. 1980 - P. 159-187.

46. Marcia J. E. Identity and psychosocial development in adulthood. Identity / J. E. Marcia // An International Journal of Theory and Research. 2002. - № 2. - P. 7-28.

47. Self and identity /ed. by Kathleen D. Vohs a. Roy F. Baumeister. - Los Angeles etc. : Sage, 2012. - P. 24 - (Sage library in social psychology).

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.