Научная статья на тему 'Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности обучающихся и работающих молодых людей'

Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности обучающихся и работающих молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1183
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / SELF-RELATION / САМОИНТЕРЕС / SELF-INTEREST / САМОУВАЖЕНИЕ / AUTOSYMPATHY / АУТОСИМПАТИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / POSITIVE RELATION / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / EMOTIONAL SPHERE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ШКОЛЬНИКИ / PUPILS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Атаманенко Е.С.

В статье обозначаются направления изучения связи «самоотношение эмоциональность». Анализируются взаимосвязь и зависимость самоотношения и его видов от феноменов эмоциональной сферы личности, рассмотренной в контексте представлений С. Л. Рубинштейна о строении личности и психическом облике человека. Описываются результаты эмпирического исследования, нацеленного на изучение данной взаимосвязи и взаимозависимости, в котором приняли участие 46 старшеклассников (16-17 лет), учащиеся средних образовательных школ г. Ростова-на-Дону, а также 44 студента ЮФУ (19-20 лет). Выдвигаются гипотезы: о различном удельном весе отдельных видов самоотношения в структуре интегрального самоотношения школьников и студентов, юношей и девушек; о преимущественном влиянии различных эмоционально-личностных черт молодых людей на их интегральное самоотношение и его виды. Анализируются множественные корреляционные связи между показателями самоотношения и особенностями эмоциональной сферы школьников и студентов различных полов. Результаты исследования свидетельствуют о выраженности в наибольшей степени самоуважения в интегральном самоотношении как школьников, так и студентов; в наименьшей самоинтереса у школьников и ожидания положительного отношения Других у студентов. Выявлены: преимущественное влияние эмоциональной стабильности (фактор С+ 16-PF) и излишней удовлетворенности (фактор Q4-16-PF) на интегральное самоотношение и виды самоотношения, имеющие внутренние оценочные основания (аутосимпатия и самоинтерес) у школьников и студентов; преимущественное влияние уровня развития эмоционального интеллекта на виды самоотношения, имеющие внешние оценочные основания (самоуважение и ожидание положительного отношения Других) у школьников и студентов. Установлена обусловленность полом различий в содержании личностных черт, влияющих на интегральное самоотношение: у юношей расслабленности (излишней удовлетворенности) (фактор Q416-PF), у девушек эмоциональной стабильности (фактор С+ 16-PF).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Self-Relation and its Connection with the Emotional Sphere of the Personality of Studying and Working Young People

In article the directions of studying of connection "the self-relation emotionality" are designated. The author analyzes the interrelation and dependence of the self-relation and its types from phenomena of the emotional sphere of the personality considered in the context of S. L. Rubinstein's ideas of the personality structure and mental shape of the person. This article includes the results of the empirical research aimed at studying of this interrelation and interdependence in which 46 seniors (16-17 years) pupils of comprehensive schools of Rostov-on-Don, and also 44 students of SFU (19-20 years) have taken part. We make hypotheses about: various specific weight of separate types of the self-relation in structure of the integrated self-relation of school students and students, young men and girls; primary influence of various emotional and personal lines of young people on their integrated self-relation and its types. Multiple correlations between the indices of self-esteem and the characteristics of the self-emotional sphere of pupils and students of different genders are analyzed in the article. Results of research testify to expressiveness most of self-esteem in the integrated self-relation of both pupils and students; in the smallest degree self-interest at school students and expectation of the positive relation of others at students. Revealed the primary influence of emotional stability (factor C+ 16-PF) and excessive satisfaction (factor Q416-PF) on the integrated self-relation and its kinds (autosympathy and self-interest) in pupils and students; the primary influence of emotional intelligence level on the kinds of self-relation (self-esteem and the expectation of a positive attitude to Other) in pupils and students. Established the gender defines distinctions of the personal lines influencing the integrated self-relation: young men -slackness (excessive satisfaction) (factor Q416-PF), girls emotional stability (factor C+ 16-PF).

Текст научной работы на тему «Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности обучающихся и работающих молодых людей»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

САМООТНОШЕНИЕ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАБОТАЮЩИХ МОЛОДЫХ

ЛЮДЕЙ

Атаманенко Е. С.

В статье обозначаются направления изучения связи «самоотношение - эмоциональность». Анализируются взаимосвязь и зависимость самоотношения и его видов от феноменов эмоциональной сферы личности, рассмотренной в контексте представлений С. Л. Рубинштейна о строении личности и психическом облике человека.

Описываются результаты эмпирического исследования, нацеленного на изучение данной взаимосвязи и взаимозависимости, в котором приняли участие 46 старшеклассников (16-17 лет), учащиеся средних образовательных школ г. Ростова-на-Дону, а также 44 студента ЮФУ (19-20 лет). Выдвигаются гипотезы: о различном удельном весе отдельных видов самоотношения в структуре интегрального самоотношения школьников и студентов, юношей и девушек; о преимущественном влиянии различных эмоционально-личностных черт молодых людей на их интегральное самоотношение и его виды.

Анализируются множественные корреляционные связи между показателями самоотношения и особенностями эмоциональной сферы школьников и студентов различных полов. Результаты исследования свидетельствуют о выраженности в наибольшей степени самоуважения в интегральном самоотношении как школьников, так и студентов; в наименьшей - самоинтереса у школьников и ожидания положительного отношения Других у студентов.

Выявлены: преимущественное влияние эмоциональной стабильности (фактор С+ 16-РГ) и излишней удовлетворенности (фактор 04-16-РР) на интегральное самоотношение и виды самоотношения, имеющие внутренние оценочные основания (аутосимпатия и самоинтерес) у школьников и студентов; преимущественное влияние уровня развития эмоционального интеллекта на виды самоотношения, имеющие внешние оценочные основания (самоуважение и ожидание положительного отношения Других) у школьников и студентов. Установлена обусловленность полом различий в содержании личностных черт, влияющих на интегральное самоотношение: у юношей - расслабленности (излиш-нейудовлетворенности) (фактор 04- 16-РГ), у девушек - эмоциональной стабильности (фактор С+ 16-РГ).

Ключевые слова: самоотношение, самоинтерес, самоуважение, аутосимпатия, положительное отношение, эмоциональная сфера, личность, эмоциональный интеллект, школьники, студенты.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современная ситуация кризисного состояния различных сфер жизни наших соотечественников делает все более востребованными такие характеристики конкурентоспособного индивида, как успешность, мобильность, гибкость в принятии решений и др. Часто данные характеристики являются следствием положительного (или позитивного) самоотношения личности, которое является социально одобряемым феноменом. Возможность некоторых индивидов поддерживать и моделировать собственное позитивное самоотношение находится в определенной взаимосвязи с особенностями их эмоциональной сферы личности. Эмоционально нестабильный, тревожный человек может пересмотреть отношение к себе, потерять веру в собственные силы, что в свою очередь, возможно, станет причиной потери работы, разрушения семейных отношений или других нежелательных последствий.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Самоотношение является феноменом самосознания, относящимся к его эмоционально-ценностному компоненту, а также феноменом отношений, которые описаны В. Н. Мясищевым для обозначения специфики отношения человека к себе самому [5, 12]. В рамках системных трактовок самоотношение понимается как многомерное, многоуровневое образование, являющееся составляющей самосознания. По принципу «конкретность - обобщенность» самоотношение описывается как иерархическая структура, в которой к первому уровню относят внутренние действия в свой адрес (самоукоризна, самообвинения и т. д.); ко второму уровню - такие виды самоотношения, как самоуважение, аутосимпатия и самоинтерес, характеризующие самосознание личности, а также ожидаемое отношение от других людей, характеризующее самосознание социального индивида; к третьему (высшему) уровню - глобальное чувство позитивного или негативного отношения к себе [4, 5, 13, 14, 17].

Эмоциональная сфера человека, ограничивая пласт психического и включая в себя различные феномены, для анализа которых используются эмоции как класс явлений, представляет собой иерархическое строение,

в котором выделяют несколько уровней [8]. К первому уровню относятся элементарные физические чувствования, которые испытывает человек как биологический индивид [7, 8, 16]; второй охватывает эмоциональную сферу социального индивида; третий - отражает эмоциональное развитие личности. В контексте представлений С. Л. Рубинштейна о строении личности и психическом облике человека на третьем уровне рассматриваются: эмоциональная направленность личности, основанная на предметных эмоциях, в которых субъект испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности [6]; обобщенные (мировоззренческие) чувства; базовые эмоции, которые рассматриваются как детерминанты личностного поведения [7]; эмоциональный интеллект [8]. Развитие эмоциональной сферы личности неразрывно связано с ее общим развитием - с процессом изменения установок, мировоззрения, с изменением значимости различных сфер жизни [1, 16].

Обобщение современных исследований самоотношения в связи с особенностями эмоциональной сферы позволило выделить следующие направления в изучении данной связи: 1) констатация функциональной связи «самоотношение - эмоциональная сфера» (М. Н. Кропа-чева, Т. В. Манянина, 2010) [10, 11]; 2) обусловленность темпераментом связи между самоотношением и эмоциональной сферой человека (Т. Н. Кочеткова, 2007) [9]. В большинстве исследований данная связь рассматривается на материале изучения подростков, младших школьников (М. Н. Кропачева, 2010) и дошкольников (Н. Ю. Зеленина, 2011) [9, 10, 11]. Таким образом, связь «самоотношение - эмоциональная сфера» является недостаточно изученной.

ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящей статье представлены результаты исследования, нацеленного на изучение самоотношения в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи, под которой понимается социально-демографическая группа, ограниченная в нашей стране возрастными рамками от 14 до 30 лет, согласно положению о ГМП в РФ, утвержденному в 2006 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года, № 1760).

Согласно периодизации Л. С. Выготского, в данные возрастные рамки попадают: подростковый возраст (14-16 лет), юношеский возраст (16-21 год), а также начальный этап среднего (взрослого) возраста (22-35 лет) [3]. Подростковый, юношеский и средний возрасты являются сенситивными для развития самоотношения, т. к. именно в это время наблюдается согласование эмоциональных и конгнитивных представлений о себе с окружающей реальностью, а также происходит самоопределение человека в профессиональном плане, изменение его социального статуса. С одной стороны, данные процессы связаны с аффективными переживаниями, а с другой, эмоциональные особенности личности предположительно оказывают влияние на самоотношение [8, 14, 18, 19].

В исследовании приняли участие 46 старшеклассников (16-17 лет), учащихся средних образовательных школ г. Ростова-на-Дону, а также 44 студента ЮФУ (19-20 лет). Использовались методы: анкетирование; тестирование (опросник 16-PF Кеттелла (эмоционально-волевой блок) [15]; методика диагностики самооценки

тревожности Ч. Д. Спилбергера [15]; методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект» [15]); опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пан-тилеев [15]); методы непараметрической статистики (ранговая корреляция Спирмена (r; р < 0,05); множественный линейный регрессионный анализ (R2 ; р < 0,05) [2]). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 22.0. В дальнейшем анализе учитывались следующие показатели тестовых методик: фактор О 16-PF «спокойствие -тревожность»; фактор С 16-PF «эмоциональная нестабильность - стабильность»; фактор Q4 16-PF «расслабленность - напряженность»; (RT1), (LT1) - ситуативная и личностная тревожность соответственно (Ч. Д. Спилбергер); показатели эмоционального интеллекта (Н. Холл): (Ео) - эмоциональная осведомленность; (ие) -управление эмоциями; (Sm) - самомотивация; (Em) - эмпатия; (Re) - распознавание эмоций; шкалы опросника самоотношения: (S) -интегральная, измеряющая чувство «за» или «против» собственного Я испытуемого; (I) - самоуважение; (II) - аутосимпатии; (III) - ожидание положительного ответа от Других; (IV) - самоинтерес.

Таблица 1.

Корреляционные связи между показателями самоотношения и эмоциональных особенностей старшеклассников

^"""--....Эм.особ. СямоотГ'"''""'---...,.^ С О Q4 RT Sm Re Eo

S 0,533 -0,384 -0,454 -0,341 0,390

I 0,565 -0,462 -0,484 0,351

II 0,436 -0,319 -0,522 -0,374

III 0,329 -0,310 0,316

IV 0,329

Сямоот/""44--,- С О Q4 RT Ue Re Em

S 0,527 -0,480 -0,343 0,275

I 0,430 -0,371 -0,254 0,372

II 0,606 -0,355 -0,321

III 0,316 0,399

IV -0,377 0,319 0,399

Таблица 2.

Корреляционные связи между показателями самоотношения и эмоциональных особенностей студентов

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования установлены положительные и отрицательные корреляционные связи между эмоционально-личностными особенностями старшеклассников и студентов, а также видами самоотношения (см. таблицы 1 и 2).

Из таблиц 1 и 2 следует, что положительное интегральное самоотношение и самоуважение у старшеклассников связано с эмоциональной стабильностью, спокойствием (беспечностью), расслабленностью (излишней удовлетворенностью) и самомотивацией; у студентов - с эмоциональной стабильностью, спокойствием (беспечностью), а также с умением управлять своими эмоциями. Аутосимпатия характерна как для эмоционально уравновешенных и безмятежных старшеклассников, так и для студентов, при этом у старшеклассников аутосимпатия связана также с излишней удовлетворенностью, расслабленностью. Ожидание положительного отношения Других у старшеклассников связано с эмоциональной стабильностью, расслабленностью (излишней удовлетворенностью) и с умением распознавать эмоции других людей, а у студентов - с распознаванием эмоций и эмпатией. Самоинтерес, как у старшеклассников, так и у студентов, связан со свойствами эмоционального интеллекта - у старшеклассников с эмоциональной осведомленностью, а у студентов - с распознаванием эмоций и эмпатией. Также были установлены сходство и различие в структуре интегрального самоотношения: как у школьников, так и у студентов в интегральном самоотношении в наибольшей степени выражено самоуважение; в наименьшей степени у школьников выражен самоин-

терес, у студентов - ожидание положительного отношения Других.

Полученные результаты позволяют предположить влияние эмоционально-личностных черт старшеклассников и студентов на самоотношение и его виды (самоуважение, ауто-симпатию, ожидание положительного ответа Других и самоинтерес). Для определения степени влияния рассматривались результаты множественного линейного регрессионного анализа, из которых следует: у старшеклассников на положительное (позитивное) глобальное самоотношение (Б), на самоуважение (I) в числе прочих эмоционально-личностных черт преимущественно влияет фактор С+ 16-РР (Р2 = 0,409, № = 0,428 соответственно); на ауто-симпатию (II) - фактор 04- 16-РР (Р2 = 0,519); на ожидание положительного отношения Других (III) - способность к распознаванию эмоций других людей (Ре) (Р2 = 0,278); на самоинтерес (IV) - фактор 04- 16-РР (Р2 = 0,316). У студентов на положительное (позитивное) глобальное самоотношение (Б), на аутосим-патию (II) и самоинтерес (IV) в числе прочих эмоционально-личностных черт преимущественно влияет фактор С+ 16-РР (Р2 = 0,535, Р2 = 0,460, Р2 = 0,250 соответственно); на самоуважение (I) - О- 16-РР (Р2 = 0,432); на ожидание положительного отношения Других (III) -эмпатия (Ет) и фактор 04- 16-РР (Р2 = 0,348, Р2 = 0,348 соответственно).

Таким образом, интегральное позитивное самоотношение подростков и студентов зависит от их эмоциональной устойчивости, зрелости, выдержанности. На аутосимпатию и самоинтерес, имеющие внутренние оценочные основания, влияют следующие эмоционально-

Таблица 3.

Корреляционные связи между показателями самоотношения и эмоциональных особенностей юношей

^""■"■•■•■■■......Эм.особ. Самоот.^*-"---.. С О 04 Ео

Б 0,510 -0,471 -0,539

I 0,521 -0,521 -0,600

II 0,420 -0,399 -0,607

III 0,485 -0,585

IV 0,389

Таблица 4.

Корреляционные связи между показателями самоотношения и эмоциональных особенностей девушек

^Эм.особ. Самоот С О 04 ЙТ ие Вт Йе

Б 0,523 -0,351 -0,347 -0,444 0,245

I 0,503 -0,377 -0,382 -0,368 0,320 0,348

II 0,520 -0,273 -0,315 -0,357

III 0,237 -0,278 -0,280 0,271 0,242

IV 0,286 -0,232

личностные особенности: у школьников - внутренняя расслабленность, удовлетворенность собой; у студентов - эмоциональная стабильность, зрелость. На самоуважение и ожидание положительного отношения Других, имеющие внешние оценочные основания, школьников и студентов влияют как эмоциональные особенности, так и уровень развития эмоционального интеллекта.

Далее анализировались взаимосвязи между особенностями эмоциональной сферы личности и видами самоотношения юношей и девушек (см. таблицы 3 и 4).

Из таблиц 3 и 4 следует, что положительное интегральное самоотношение, самоуважение и аутосимпатия у и юношей и у девушек связаны с эмоциональной стабильностью, спокойствием (беспечностью) и расслабленностью (излишней удовлетворенностью). У юношей ожидание положительного отношения Других связано с эмоциональной стабильностью и расслабленностью, а у девушек еще и с внутренним спокойствием, самомотивацией и распознаванием эмоций. Самоинтерес юношей взаимосвязан с эмоциональной осведомленностью, а у девушек - с эмоциональной стабильностью и низкой ситуативной тревожностью. Также были установлены сходство и различие в структуре интегрального самоотношения: как у юношей, так и у девушек в интегральном самоотношении в наибольшей степени выражено самоуважение; в наименьшей степени у юношей выражен самоинтерес, у девушек - ожидание положительного отношения Других.

Результаты корреляционного анализа позволяют предположить влияние эмоциональных

черт на самоотношение и его виды у юношей и девушек. Для определения степени этого влияния рассматривались результаты множественного линейного регрессионного анализа, из которых следует: у юношей на положительное (позитивное) глобальное самоотношение (Б), на самоуважение (I), на аутосимпатию (II) и ожидание положительного отношения Других (III) в числе прочих эмоционально-личностных черт преимущественно влияет фактор 04- 16-РР (№ = 0,433, № = 0,659, № = 0,549, № = 0,430 соответственно). На уровень самоинтереса в числе прочих преимущественно влияют фактор С+ 16-РР и составляющая эмоционального интеллекта (Ео) - эмоциональная осведомленность. На положительное интегральное самоотношение (Б), на самоуважение (I), на аутосимпатию (II) и самоинтерес (IV) у девушек в числе прочих преимущественное влияние оказывает фактор С+ 16-РР (Р2 = 0,431, Р!2 = 0,328, Р!2 = 0,500, № = 0,151 соответственно); на ожидание положительного отношения Других - фактор 04- 16-РР (№ = 0,223). Так, на аутосимпатию и самоинтерес девушек, имеющие внутренние оценочные основания, влияют эмоционально-личностные особенности, а именно - эмоциональная стабильность. На аутосимпатию юношей влияет удовлетворенность собой, расслабленность, а на самоинтерес - эмоциональная стабильность в сочетании с эмоциональной осведомленностью. На ожидание положительного отношения Других, имеющее внешние оценочные основания, и девушек и юношей, влияет расслабленность, удовлетворенность собой. На высокий уровень самоуважения девушек влияет эмоциональная стабильность, а юношей - расслабленность, удовлетворенность собой.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: различия в выраженности того или иного вида самоотношения в интегральном самоотношении у молодых людей обусловлены не столько доминирующим видом самоотношения, сколько тем видом самоотношения, выраженность которого минимальна в интегральном самоотношении; интегральное самоотношение и его виды у молодых людей связаны со многими

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. В 2 т. Т. 1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 412 с.

2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. - СПб.: ДиаСофтЮП, 2005. - 335 с.

3. Выготский Л. С. Проблема сознания // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 357 с.

4. Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 173 с.

5. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. - Т. 2. -№ 3. - С. 78-92.

6. ДодоновБ. И. Эмоции как ценность. - М., 1978.

7. ИзардК. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2011. - 464 с.

8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - 782 с.

9. Кочеткова Т. Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных компонентов: дисс. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2011. - 218 с.

10. Кропачева М. Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с ЗПР: дисс. ... канд. психол. наук. -Нижний Новгород, 2010. - 224 с.

особенностями их эмоциональной сферы, тогда как влияние на самоотношение и его виды преимущественно оказывают: эмоциональная стабильность, расслабленность (излишняя удовлетворенность), а также факторы эмоционального интеллекта - распознавание эмоций, эмпатия, эмоциональная осведомленность.

Перспектива дальнейшего исследования заключается в анализе связей между иными феноменами самосознания и эмоциональной сферы личности.

11. Манянина Т. В. Эмоциональный интеллект в структуре культуры личности: дисс. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2010. - 241 с.

12. Мясищев В. Н. Психология отношений. -М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 158 с.

13. Обухова Ю. В. Самоуважение как фактор самоотношения личности (по материалам франкоязычных авторов) // СевероКавказский психологический вестник. -2012. - № 10/4. - С. 37-42.

14. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 100 с.

15. РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011. - 576 с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Т. 1. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.

17. Столин В. В. Самосознание личности. -М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

18. Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Obuhova Yu. V. Frustration features of city students // The Social Sciences. - 2015. -no. 10 (6). - pp. 1443-1448.

19. Rochat P. Others in mind. Social origins of self-consciousness. - N. Y.: Cambridge University Press, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.